99285

Киническая школа. Антисфен и Диоген Синопский

Реферат

Логика и философия

Александр стремился объединить не только различные города, но и страны, народы, расы. В результате города-государства стали терять свою власть и свободу. Новые монархии порождали новые понятия и принципы. Вскоре Греция потеряла свободу и стала римской провинцией. Духовная жизнь классической эпохи разрушалась на глазах. Нужны были морально сильные политические организмы, которые смогли бы создать новые идеалы.

Русский

2016-09-06

80.5 KB

0 чел.

Содержание

Введение............................................................................................................. 2

1.Антисфен......................................................................................................... 3

1.1 Из «Геракла»........................................................................................................ 3

1.2 «Физика».............................................................................................................. 3

1.3«Сочинение о Гомере»..................................................................................................3

1.4 Книга «О любви».................................................................................................4

1.5 Книга «О воспитании, или О словах»..........................................................6

1.6  «Сатон»..................................................................................................................................6

1.7 Из письма Антисфена Аристиппу........................................................................................7

1.8 Из не известного произведения..........................................................................8

1.9 Из Анекдотов..............................................................................................................................8

2. Диоген Синопский.................................................................................................9

2.1 Из «Фрагменты Диатриб».......................................................................................................9

2.2 Из «Гномы и Апофтегмы, собранные из разных источников»...................................10

Заключение................................................................................................................10

Список литературы...................................................................................................11

Введение

   Как известно в эпоху эллинизма существовало множество школ, которые предлагали свои учения, свой образ жизни, идеалы, отношение к божеству, любви, а также высказывали свою точку зрения по многим другим философским вопросам. Всего таких основных направлений насчитывается четыре: кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Для того, чтобы понять как эти школы обрели свою популярность и процветали долгое время я предлагаю ознакомиться с предысторией, которая перед свое начало с походов Александра Великого.

 Поход Александра помимо славных побед и политических перемен, привел к кардинальному перевороту в духовном мире греков, закрыв классическую эпоху. Александр стремился объединить не только различные города, но и страны, народы, расы. В результате города-государства стали терять свою власть и свободу. Новые монархии порождали новые понятия и принципы. Вскоре Греция потеряла свободу и стала римской провинцией. Духовная жизнь классической эпохи разрушалась на глазах. Нужны были морально сильные политические организмы, которые смогли бы создать новые идеалы.

 Я предлагаю рассмотреть самую древнюю из школ – киническую. Свое ознакомление с ней я начну с изучения сочинений самих киников, а так же их бесед.

1.АНТИСФЕН

1.1 ИЗ СОЧИНЕНИЙ И БЕСЕД

Из «Геракла»

 В своем сочинении «Геракл» Антисфен утверждает, что цель киников жить в согласии с добродетелью. Также Антисфен полагает, что человек может сам научиться добродетели. Каждый добродетельный человек достоин любви для него нет никаких преград и нет ничего невыполнимого. В сочинении утверждается, что истинный мудрец должен искать себе друзей сильных и смелых. А добродетель его оружие, которое нельзя отнять[1 с,93].

1.2 «Физика»

 Ознакомившись с этим сочинением, я извлек из него основной материал, который, по-моему, является наиболее важным для того, чтобы поближе познакомиться с философией киников. А именно я узнал то, как Антисфен отзывается о божестве. По его мнению, бога нельзя найти на изображениях, он ни на что не похож.

1.3 «Сочинение о Гомере»

 Всем известно произведение Гомера «Одиссея». Наверное, каждый из нас помнит его главного героя Одиссея, который отличался своей хитростью и мудростью. Но в чем же мудрость Одиссея? В его хитрости? Антисфен же пишет: «Что же, Одиссей дурной человек, раз он назван многохитростным? А не потому ли, что он был мудрым, так назвал его Гомер? Может быть, «хитрость», «ловкость» (tropos) здесь означает то ум, то умение пользоваться речью? Ведь благонравный (eutropos) тот, у кого ум расположен к добру»[1 с,96]. Многохитрость Одиссея заключалась в том, что он мог найти к каждому человеку свой подход в общении. Умение передать свою мысль разными способами и делало Одиссея мудрым, как считает Антисфен[1 с,96].

 Конечно, это не значит, что хитрость в любых ее проявлениях является мудростью. Антисфен, считает, что хитрость допускается только с благими намерениями.

 В сочинении о Гомере Антисфен выразил свое отношение и о врагах. Врагам, как он считал, нужно желать блага, но не в коем случает не доблесть. Ведь доблестью не просто владеют, а добиваются победы[1 c,97].

   

1.4 Книга «О любви»

 Тема любви затрагивалась во всех философских направлениях. По-моему, эта одна из самых интересных проблем. В каждой из школ эпохи эллинизма философы задаются вопросом, что же такое любовь? Каждый философ отвечает на этот вопрос по-своему, но давайте попытаемся рассмотреть, как же Антисфен высказывается по этому поводу в своей книге «О любви».

 Антисфен утверждает, что мудрец не должен бояться любить, любовь является продолжением рода, только мудрец знает, кто достоин любви и любить следует самых прекрасных женщин, но они не должны быть против,  наоборот женщины должны быть благодарны за любовь, если же женщина не проявляет взаимных чувств настаивать не стоит [1 ,с 100]. Но сам же Антисфен любовь призерал Любовь он называл пороком природы, тогда как несчастные людишки именуют эту болезнь богиней, поэтому он предпочитал скорее сойти с ума, чем предаваться любви[1, с 122]. 

 Когда он где-нибудь видел роскошно одетую женщину, то отправлялся к ней домой и просил ее мужа вывести коня и показать оружие. Если у него найдется и то, н другое, то пусть ее наряжается, так как этого ему достаточно для защиты. Если же у него ничего такого нет, то пусть заставит ее отказаться от украшений и нарядов [1,с 111] 

 В одной из бесед Сократ сказал, что Антисфен обладает искусством завлечения. Обидевшись, Антисфен спросил у Сократа в чем же проявилось его искусство и какие он совершил поступки, чтобы можно было сделать столь неожиданный для него вывод? «Какой же поступок такого рода ты знаешь за мной, Сократ?» -  интересовался Антисфен. «Знаю,- отвечал он,-  что ты завлек нашего Каллия к мудрому Продику, видя, что Каллий влюблен в философию, а продику нужны Деньги...». «А Эсхила из Флиунта разве ты мне не расхваливал, а меня — ему? И не довел ли ты нас до того, что мы, влюбившись под влиянием твоих речей, бегали, как собаки, разыскивая друг друга? Так, видя, что ты можешь это делать, я считаю тебя хорошим завлекателем» - говорил Антисфену Сократ.

 Антисфену явно не понравилось то, как о нем отозвался Сократ. И чтобы не выглядеть обидчиком Сократ объяснил, что «завлекатель» это никакое не ругательство, а талант. Умение узнавать, какие люди будут интересны и полезны другим очень пригодно, отмечал Сократ, ведь так можно и браки устраивать и целые города объединять. Эти доводы повлияли на Антисфена и он поменял свое прежнее мнеие о своем искусстве в лучшую сторону(Ксенофонт. Пир, IV, 56—64/Пер. С. И. Соболевского).

В проанализированных беседах я заметил такой факт, что Сократ довольно сильно повлиял на некоторые моменты в учениях Антисфена, а следовательно и кинизма в целом. В данном диалоге видно, что Антисфен посчитал умение «завлекать» ругательством. А если бы его не убедил Сократ, что он не прав? Возможно, это бы повлияло на некоторые точки зрения Антисфена, а именно о любви и дружбе. Тогда бы умение свести подходящих друг другу людей не считалось бы проявлением мудрости в кинизме, а наоборот. «Если я действительно обладаю таким талантом, то душа у меня уже совсем набита будет богатством» - так отозвался Антисфен о своем новом таланте[4,133].

1.5 Книга «О воспитании, или О словах»

 С основными мыслями, которые Антисфен изложил в этой книге, я познакомился в книге «Беседы Эпиктета». В ней можно понять, что Антисфен видел начало образования в слове, то есть для того, чтобы начать любое образование нужно исследовать слова, знать их толкование[2, 134].

Следует отметить, что Антисфен был против чтения литературы, по-его мнению, она подвергает нас чужому влиянию[3,103].

Хочется отметить одну деталь, которая не относиться к книге  «О воспитании, или О словах», но довольна интересна и относится к воспитанию. В одной из бесед у Антисфена спросили, чему надо учить сына. Антисфен ответил: «Если он собирается общаться с богами, то философии, если же с людьми, то риторике» [3,с 125].

 В заключении этой главы хотелось бы добавить столь важную цитату из другого сочинения  из «Кира»  великого философа, но все же будет уместна и передает мнение Антисфена о образовании. Однажды Антисфена спросили, какая из наук самая необходимая, на что он ответил: «Та, что учит отвыкать от пороков» [1, с 118]

1.6  «Сатон»

 Антисфен категорично выступал против противоречий Платона, что даже похабно переименовал Платона в Сатона и издал с таким названием свой диалог. Когда Антисфен собрался прочитать одно из своих сочинений, Платон спросил, что он хочет прочитать, тот ответил: «О невозможности противоречия». Это очень не понравилось Платону и с тех пор они стали неприятелями. В этих же сочинениях Антисфен критикует выдвинутые Платоном «три вида идей», называя их глупыми выдумками, при этом сказал: «Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу»[1,с 101].

 На критику Зенона и его доказательствах о неподвижности сущего, Антисфен попросту начал молча прохаживаться по комнате тем самым, приводя практическое доказательство[1, с 101].

 Вообще Антисфен был способен на подобные выходки, будучи заносчивым в ответ на пощечину он написал на своем лбу имя своего обидчика, чтобы разоблачить его перед другими [3, 177]

1.7 Из письма Антисфена Аристиппу

 В этом письме Антисфен дает совет Аристипу по поводу того, каким должен быть истинный философ. Антисфен убеждает, что его поведение не соответствует всем принципам. Он критикует друзей Арсиппа, говоря, что они тираны, которые никогда не станут настоящими друзьями, советует не посещать сицилийские пиры, потому что истинный философ должен заниматься своими трудами на родине и довольствоваться тем, что у него есть. «Если же ты, как утверждают люди, пристрастился к наслаждениям и привязан к тому, что философам не приличествует, тогда отправляйся-ка в Антикиру — там тебе поможет отвар из чемерицы. Он гораздо полезнее вина, которым тебя поит Дионисий» - писал Антисфен[1,с 102].

 В этом письме хорошо видно, как представляет Антисфен истинного философа и умение отказаться от жизненных благ еще одна особенность, присущая этому образу. Сам же о искусственных наслаждениях Антисфен отзывался так: «Я лучше сойду с ума, чем буду восхищаться». И как видно Антисфену легко удается донести свои учения, без всяких философских утонченностей и многословности, в отличии от других более ранних выдающихся философов. Он же говорил: «Добродетель не нуждается в многословии, в нем нуждается зло» [1,с 122].

1.8 Из не известного произведения

 В одном из отрывков таких произведений я узнал, что, по-мнению, Антисфена правитель государства должен быть мудрец [1, с 122]. В этом мнении нет ничего нового, пожалуй, каждая школа и не только греческая видела истинного правителя, как мудреца. Это говорил и Платон, и древний мыслитель Китая Конфуций. Согласитесь, это весьма верное суждение, которое в дальнейшем поддержали и другие греческие направления, когда как во многом другом греческие школы критиковали друг друга.  

 В одной из бесед Сократ предложил поговорить на тему, что является наиболее ценным для каждого. Первым решил высказаться Каллий. По его мнению, он делает людей справедливее с помощью денег, на что Антисфен возразил: «А ты, значит, положив деньги в кошелек, делаешь души более справедливыми?». Калилий же ответил, что отданные людям деньги безусловно делают их души справедливыми, люди не нуждающиеся в деньгах, не пойдут на преступления и прочие опасные поступки. На вопрос отвечают ли люди благодарностью на такую помощь Каллий, поклявшись Богом, сказал, что благодарности взамен он не получает. На что Антисфен вновь немного поязвил: «Поразительно! Всех ты делаешь справедливее по отношению к другим, а к себе - нет»[1, с 124].

В этом убеждении я не могу не согласиться с Антисфеном. По первому прочтению этой беседы я был больше согласен с Каллием. Действительно, получив достаточно денег, большинство людей не пойдут на преступления и, несомненно, справедливость восторжествует. Но как заметил Каллий, взамен же он ничего не получает. И где тут справедливость? Это и пытался донести Антисфен, и уже не впервой   своим пылким характером он заставляет других философов усомниться.

1.9 Из Анекдотов

Однажды Антисфена упрекнули, что он не полноправный афинянин. Антисфен на эту брань ответил, что коринфского льва, но, тем не менее, животное не потеряло от этого свое благородство[1, c 126]. По-моему, в этом высказывании и отражается мнение Антисфена о том, что добродетелям и мудрости может научиться любой, будь-то бедняк, коренной афинянин, женщина, старик или кто-то иной.

2. Диоген Синопский

  Еще один киник, о котором я хочу рассказать был учеником Антисфена его имя Диоген Синопский.

2. 1 Из «Фрагменты Диатриб»

 В этих сочинениях Диоген высказывается о таком понятии как справедливость. Он считает, что справедливому человеку нечего стыдиться и бояться. Именно справедливость, по его мнению, дает радость и полноту жизни[1,128].

2.2 Из «Гномы и Апофтегмы, собранные из разных источников»

В этих сочинениях хорошо видно, что Диоген отвергает всякого рода богатства и высмеивает людей, которые стремиться наживаться. Как и свой наставник, он в основном придерживается все тех же принципов, но кроме этого он призирал сексуальную невоздержанность и власть. Но что меня удивило, так это то, что Диоген не считал благом физическую культуру[1, 131]. Очень интересная позиция, так как именно в Греции развитое и мускулистое тело было симпатично большинству гречанам.  

На вопрос, «Какого человека можно считать счастливым?» Диоген Синопский отвечал, что счастливым считается тот, кто не пребывает в радостном настроении духа и ни в коем случае не надо горевать. Когда Диогена снова постигла какая-то беда, он воскликнул: «Спасибо тебе, судьба, что ты так мужественно защищаешь меня»[1,135].

Но по мимо того, что Диоген был приверженцем той же школы, что и Антисфен их объединяли некоторые черты в характере. Диоген Синопский мог умело насолить своим неприятелям, однажды, когда его побили, он написал на таблички имена своих обидчиков и повесил ее на шею и гулял по городу, пока люди не начали призирать обидчиков Диогена[1,139].

Заключение

Конечно, можно рассмотреть и другие сочинения киников, но основное же направление этой школы задали именно Антисфен и Диоген Синопский. Простота жизни, призрение богатств, справедливость. Всем этим добродетелям учила киническая школа. Она оставила огромный вклад в истории, в том числе и повлияла на нашу религию, появились юродство и странничество. Киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости.

 

 

Список литературы

1. «Анатология кинизма» ответственный редактор И.М. Нахов, Москва: «Терра» - 1996г.

2. «Беседы Эпиктета том», изд. подготовил Г.А. Таронян Москва: «Ладомир» - 1997г.

3. «Жизнеописание и мнения знаменитых философов». Диоген Лаэртский, М.Л.Гаспаров Перевод с древнегреческого М.Л.Гаспарова, Москва: «Мысль» - 1986г.

4. «Сократические сочинения» пер. с др-греческого Соболевского С.И., Москва: «Мир книги» - 2007г.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32211. Понятие, логич структура и юр природа следственной версии. Классификация 32 KB
  Поэтому по субъектам выдвижения различают следственные оперативнорозыскные экспертные и судебные версии. Оперативнорозыскные версии выдвигаются при проведении оперативнорозыскных мероприятий экспертные в процессе конкретных экспертных исследований. В конечном счете эти версии носят промежуточный характер и служат проверке основных следственных версий а экспертные также способствуют проверке судебных версий.
32212. Структура версионного процесса. Построение следств версий 32 KB
  Построение следств версий криминалистическая версия это логически построенное и основанное на фактических данных предположительное умозаключение следователя других субъектов познавательной деятельности по уголовному делу о сути исследуемого деяния об отдельных его обстоятельствах и деталях направленное на выяснение истинных обстоятельств дела и требующее соответствующей проверки. Процесс построения версий распадается на ряд условных этапов. Началом процесса построения версий обычно являются анализ и синтез имеющихся в распоряжении...
32213. Следственный эксперимент 45.5 KB
  Оценка резтов эксперимента. Значение следственного эксперимента заключается в том что его результаты позволяют подтвердить или опровергнуть собранные по делу доказательства а нередко и получить их. Так в ходе следственного эксперимента по проверке возможности совершения определенных действий могут быть точно оценены предположения о наличии или отсутствии у подозреваемого профессиональных или преступных навыков например в использовании газосварочного оборудования для взлома сейфа открывании замка с помощью отмычек и т. Для производства...
32214. Стадии осмотра МП. Способы и методы осмотра 42.5 KB
  Способы и методы осмотра. Каждый этап осмотра имеет свои цели и реализуется с помощью различных тактических приемов. По результатам сопоставления если нужно вносятся коррективы в план осмотра.
32215. Понятие обыска и выемки, их цели и задачи 57.5 KB
  Понятие обыска и выемки их цели и задачи. В ходе обыска могут и должны решаться следующие задачи: 1 отыскание и изъятие орудий преступления предметов и ценностей добытых преступным путем а также других предметов и документов которые могут иметь значение для дела; 2 обнаружение разыскиваемых лиц преступников и граждан взятых в заложники; 3 отыскание трупа или его частей; 4 выемка имущества на которое может быть наложен арест для обеспечения конфискации или возмещения причиненного преступлением материального ущерба; 5 поиск и...
32216. Осмотр места преступления 31.5 KB
  Поисковый харр осмотра МП роль типичных версий при его произвве. Оперативнорозыскные действия могут осуществляться: до и независимо от осмотра; во время его проведения в зависимости от полученных при этом данных требующих реализации до завершения осмотра. В связи с этим никаких процессуальных документов о результатах использования служебнорозыскной собаки к протоколу осмотра не прилагается; б заградительные мероприятия путем установления наблюдения за узловыми пунктами предполагаемого маршрута передвижения скрывшегося преступника в...
32217. Осмотр трупа на Месте преступления 30.5 KB
  Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения в соответствии со ст. Вся ответственность за ход и результаты осмотра трупа лежит на нем так как факты исследуемые и фиксируемые при осмотре не могут быть восполнены при судебномедицинской экспертизе трупа. Фиксируется время начала осмотра температура окружающей среды и трупа.
32218. Стадии обыска и тактические основы его произ-ва 52.5 KB
  Стадии обыска и тактические основы его произва. В ходе обыска могут и должны решаться следующие задачи: 1 отыскание и изъятие орудий преступления предметов и ценностей добытых преступным путем а также других предметов и документов которые могут иметь значение для дела; 2 обнаружение разыскиваемых лиц преступников и граждан взятых в заложники; 3 отыскание трупа или его частей; 4 выемка имущества на которое может быть наложен арест для обеспечения конфискации или возмещения причиненного преступлением материального ущерба; 5 поиск и...
32219. Понятие следственного эксперимента, его цели, задачи 31 KB
  Под следственным экспериментом понимается следственное действие производимое с целью выяснения объективной возможности наличия существенного для дела обстоятельства путем воспроизведения условий проверяемого события и производства опытов. Следственные эксперименты могут проводиться для решения следующих задач: установления возможности существования какоголибо факта или возникновения явления при данных условиях; установления возможности осуществления определенного механизма события или отдельных его элементов при определенных условиях; ...