99287

Конфуций и его учение. Основные идеи Конфуцианства

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Конфуций сумел описать всю свою жизнь в нескольких строках: В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала. В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиций. Конфуций был потомком знатного рода.

Русский

2016-09-06

54.5 KB

4 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК

КАФЕДРА  «ФИЛОСОФИЯ»

КОНФУЦИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия»

Выполнил студент У-213

Шевцова Е.А.

                                                                                Научный руководитель:

Проф. кафедры философии СГУПС                                                                                                                                    Быстрова А. Н.

НОВОСИБИРСК

2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………..…………………………………………3

1 О КОНФУЦИИ…...……………………..………..………………………………..4

2 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНФУЦИАНСТВА…...………………………………….6

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………...9

Введение

Сегодня вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции. Конфуцианство является одним из великих учений его, которое повлияли на жизнь Китая. В своем реферате я решила выявить основные черты этого учения. Для этого я использовала книгу Конфуция « Суждения и беседы»

О Конфуции

Конфу́ций (кит. Кун-Цзы, реже кит. Кун Фу-Цзы) —древнекитайский мыслитель и философ, основатель конфуцианства. Это учение оказало огромное  влияние на жизнь Китая и Восточной Азии. Конфуций сумел описать всю свою жизнь в нескольких строках: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 – сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет – я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала»(3) В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиций. Конфуций был потомком знатного рода. Отец его 63-летний чиновник  Шу Лянхэ, а мать- 17-летняя наложница по имени Янь Чженцзай. Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже Конфуций начал заниматься самообразованием, так как считал что необходимо быть культурным человеком. Конфуций писал, что в обучении нужно довести человека до того, чтобы задавал вопросы, благодаря вопросам идти в глубь себя, познавая себя – познать Небо и Законы, познавая Небо и Законы – познать других людей, познавая Других людей – создать общество как отражение Духовных благ.(1) Так же он считал, что в древности люди учились чтобы познать новое, а сейчас чтобы удивить других. Его учение очень развито. Оно включает в себя  духовные и социальные нормы, которые передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе. (3)  Конфуций не был основателем религии и на вопрос одного из учеников о загробном мире как то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам? (2)Он говорил о человечности и моральном долге, о знании и любви, о том, что значит быть благородным мужем, который живет высокими помыслами своей души и стремится к общему Благу, и что значит быть маленьким человеком, который стремится лишь к собственной выгоде и комфорту.(2)

На протяжении многих веков трактовка учения Конфуция не однократно менялась, придавая ему порой самые необычные черты. В итоге оно превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно и дошло до наших дней. Но интерес вызывает не сам исторический путь развития конфуцианства, сколько само учение Конфуция – то, что проповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют наставником нации.

Основные идеи Конфуцианства

В основу Конфуцианства легли три основных учения:

-добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга.

-стремление совершенному общественному порядку, «ли», достигнутому путем этики и благодаря развитию человека.

-понятие о благородном муже.

Одно из первых мест в учении Конфуция занимает учение о благородном муже. Ему отводится роль идеала, который не смотря на свое происхождение, превозносит   моральные ценности, знает свое место и свои обязанности и действует на благо своего народа. На благородного мужа Конфуций возлагает ответственность за поддержание порядка в Поднебесной. «Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор» писал Конфуций. Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу. Исходя из этого, особое значение Конфуций придает описанию правителя, для которого гуманность превращается в умение разбираться в людях, отличать достойных от недостойных и управлять ими, подавая хороший пример. Однажды отвечая на вопрос ученика о том нужно ли убивать людей, управляя государством, Конфуций заявил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого мужа подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».(2) Но нам не известно откуда берется Благородный муж-достойный правитель. Конфуций считает его проявлением всеобщей закономерности как и любое другое явление в природе. Он считал что Благородного мужа нельзя сформировать, такой талант должен быть врожденным. Так же Конфуций подчеркивает и то, что власть над народом должна находиться в руках  «сына Неба», а не сановников, так как он несет ответственность за поддержание порядка и естественного хода вещей, что и обеспечивает государственную стабильность.

Прообраз государственного и общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости").  Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность").(1) Конфуций писал: «Почтительный сын это тот который огорчает мать и отца если только своей болезнью». Сыновние обязанности бывают трех видов: забота о пропитании и здоровье родителей, забота о родителях после смерти путем проведения церемоний, поддержания авторитета семьи.(2) Учитель считал, что политика и экономика не на столько важна как этика народа, так как правитель должен управлять народом по принципам добродетели, обучая и наталкивая их на нужный жизненный путь, и лишь в крайних случаях прибегать к насилию. Конфуций стремился во всем найти «золотую середину», ведь именно она является залогом успеха. Его волновало состояние души человека, таким образом он смотрел на устройство государства через призму человечности. Но наставить народ на истинный путь не так то просто, даже если человеку объяснить очень доступно, как он должен себя вести, вряд ли следует ожидать, что он тотчас же изменится. Нужен был особый подход к душе человека, то, что коснулось бы каждого, и Конфуций нашел решение этой проблеме. Родители, родственники они должны быть примером подражания! А их души окутанные мраком и тайнами, великолепный способ создания «Культа предков». Их светлые и одновременно окутанные мифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонение далекому абстрактному Небу. Они же превращаются в символ китайской нации, стремлением к человеколюбию и гуманности. Таким символом позже стал и сам Конфуций.(1)

Что же есть то самое человеколюбие и гуманность? Мир гармонии по теории Конфуция строиться именно на человеколюбии и гуманности, именно они отличают человека от любого другого существа, от «варвара».

Какой же человек может считаться человеколюбивым? По идеи Конфуция, для этого необходимо обладать пятью главными качествами. "Тот, кто держится с достоинством, не попадет впросак, широта завоевывает толпы, доверие внушает доверие другим, сообразительность ведет к успеху, милосердие позволяет управлять другими".(2) Человеколюбивый человек - это тот, кто, стремясь укрепить себя (на правильном пути), помогает в этом и другим, стремясь добиться лучшего осуществления дел, помогать в этом другим. Изучению древности и собственно обучению Конфуций предавал огромное значение. Именно с учением он связывает совершенствование человека, а точнее, "выявление человеческого в человеке", то есть «благородного человека». Таким образом, «благородный человек» по Конфуцию это тот кто живет в согласии с другими людьми, но не следует за другими людьми, он считал что низкие следуют за другими людьми, но они не живут с ними в согласии.(4)  

Список литературы

(1) Конфуций  Суждения и беседы. СПб.,Кристалл, 2001. - 191 с.

(2)Алексей Маслов, статья

(3)Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб.,1910.

(4)Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80249. Особенности предпринимательства в агропромышленном комплексе 65.5 KB
  Аграрные отношения это составная часть экономических отношений которые складываются в сельском хозяйстве в связи с владением и использованием земли как главного средства производства в сельскохозяйственной отросли. Это обусловлено использованием в производстве земли как специфического искусственно невоспроизводимого средства производства различающегося по плодородию места расположению. Эти свойства наоборот даже могут улучшаться что приведет к росту ценности земли. Тесная зависимость земли от природноклиматических условий сезонный...
80250. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 78 KB
  Особенности рынка денег. Особенности рынка денег. Сущность денег состоит в том что они: обладают всеобщей обмениваемостью; представляют собой кристаллизацию меновой стоимости; являются воплощением всеобщего рабочего времени. С развитием общества изменялись функции и виды денег.
80251. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ 73.5 KB
  Постсоциалистические страны переходят от плановораспределительной к рыночной экономике. В соответствии с этими критериями в мировой системе хозяйства выделяется промышленноразвитые и новые индустриальные страны; высокодоходные государства экспортирующие сырье и энергоносители; наименее развитые и бедные страны мира. Кроме того различают страны с развитой развивающейся рыночной экономикой и страны с нерыночной экономикой. Используя абсолютные преимущества в специализации производства страны обмениваются избыточной продукцией и...
80252. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА 71.5 KB
  Международные валютные отношения это совокупность экономических отношений между странами юридическими и частными лицами международными экономическими и финансовокредитными организациями по поводу образования и движения валюты. в этот период имели место стабильные золотые валюты и другие международные ликвидные ресурсы в большинстве развитых стран был четкий механизм определения взаимных валютных паритетов курсов международный валютный рынок согласованный порядок взаимных международных платежей на основе вексельного обращения оно...
80253. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 73.5 KB
  Причины возникновения и сущность глобальных проблем Основные пути демилитаризации экономики Пути решения глобальных проблем Причины возникновения и сущность глобальных проблем Понятие глобальные проблемы происходит от франц. К таким проблемам относятся предотвращение мировой ядерной войны и обеспечение стабильного мира необходимость эффективной и комплексной охраны окружающей среды ликвидация отсталости развивающихся стран преодоление болезней рациональное использование глубин Мирового...
80254. ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 85 KB
  Источником расширенного воспроизводства является часть созданного чистого продукта. Закон накопления указывает на причинно следственные связи между процессами накопления и потребления а именно: часть чистого продукта в составе годового продукта используется для расширения производства т. Последний разработал теорию накопления экономического роста экономических кризисов совокупного общественного продукта и его реализации экономической пропорциональности. Марксом проблемы совокупного общественного продукта его структуры и измерения.
80255. ПОТРЕБЛЕНИЕ, ИНВЕСТИЦИИ (НАКОПЛЕНИЕ) И СБЕРЕЖЕНИЯ В МАКРОЭКОНОМИКЕ 64.5 KB
  Инвестиции норма накопления и ее факторы. Рост потребления осуществляется на основе накопления инвестиций. Соотношение потребления и накопления выражает проблему структуры и динамики чистого продукта или его денежного выражения национального дохода. Национальный доход используемый определяется как сумма фондов потребления и накопления.
80256. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ 152 KB
  Проблема экономического роста занимает центральное место в экономических дискуссиях где речь идет об основах социальноэкономической жизни народов. Обеспечение стабильного роста без кризисов при условии полной занятости актуальная задача экономической науки экономической политики и хозяйственной практики. Количество экономического роста выражается в его темпах. Темпы экономического роста прирост за определенный промежуток времени произведенной в народном хозяйстве продукции по отношению к ее базисному уровню.
80257. Экономическая теория: предмет, метод, функции. Экономическая политика 68.5 KB
  Обмениваясь результатами своего труда субъекты хозяйственной деятельности индивиды и коллективы вступают в определённые экономические отношения которые являются объектом изучения экономических наук и в частности экономической теории. Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория как система научных взглядов на хозяйственную деятельность людей. Она изучает причинно-следственные связи с закономерностями развития экономических процессов экономические отношения возникающие между субъектами в процессе их...