99287

Конфуций и его учение. Основные идеи Конфуцианства

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Конфуций сумел описать всю свою жизнь в нескольких строках: В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 70 лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала. В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиций. Конфуций был потомком знатного рода.

Русский

2016-09-06

54.5 KB

8 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК

КАФЕДРА  «ФИЛОСОФИЯ»

КОНФУЦИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия»

Выполнил студент У-213

Шевцова Е.А.

                                                                                Научный руководитель:

Проф. кафедры философии СГУПС                                                                                                                                    Быстрова А. Н.

НОВОСИБИРСК

2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………..…………………………………………3

1 О КОНФУЦИИ…...……………………..………..………………………………..4

2 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОНФУЦИАНСТВА…...………………………………….6

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………...9

Введение

Сегодня вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции. Конфуцианство является одним из великих учений его, которое повлияли на жизнь Китая. В своем реферате я решила выявить основные черты этого учения. Для этого я использовала книгу Конфуция « Суждения и беседы»

О Конфуции

Конфу́ций (кит. Кун-Цзы, реже кит. Кун Фу-Цзы) —древнекитайский мыслитель и философ, основатель конфуцианства. Это учение оказало огромное  влияние на жизнь Китая и Восточной Азии. Конфуций сумел описать всю свою жизнь в нескольких строках: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 – сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет – я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала»(3) В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиций. Конфуций был потомком знатного рода. Отец его 63-летний чиновник  Шу Лянхэ, а мать- 17-летняя наложница по имени Янь Чженцзай. Чиновник вскоре скончался, и, опасаясь гнева его законной супруги, мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился. С раннего детства Конфуций много работал и жил в бедности. Позже Конфуций начал заниматься самообразованием, так как считал что необходимо быть культурным человеком. Конфуций писал, что в обучении нужно довести человека до того, чтобы задавал вопросы, благодаря вопросам идти в глубь себя, познавая себя – познать Небо и Законы, познавая Небо и Законы – познать других людей, познавая Других людей – создать общество как отражение Духовных благ.(1) Так же он считал, что в древности люди учились чтобы познать новое, а сейчас чтобы удивить других. Его учение очень развито. Оно включает в себя  духовные и социальные нормы, которые передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе. (3)  Конфуций не был основателем религии и на вопрос одного из учеников о загробном мире как то ответил: "Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам? (2)Он говорил о человечности и моральном долге, о знании и любви, о том, что значит быть благородным мужем, который живет высокими помыслами своей души и стремится к общему Благу, и что значит быть маленьким человеком, который стремится лишь к собственной выгоде и комфорту.(2)

На протяжении многих веков трактовка учения Конфуция не однократно менялась, придавая ему порой самые необычные черты. В итоге оно превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно и дошло до наших дней. Но интерес вызывает не сам исторический путь развития конфуцианства, сколько само учение Конфуция – то, что проповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют наставником нации.

Основные идеи Конфуцианства

В основу Конфуцианства легли три основных учения:

-добродетель и знание, взаимно влияющие друг на друга.

-стремление совершенному общественному порядку, «ли», достигнутому путем этики и благодаря развитию человека.

-понятие о благородном муже.

Одно из первых мест в учении Конфуция занимает учение о благородном муже. Ему отводится роль идеала, который не смотря на свое происхождение, превозносит   моральные ценности, знает свое место и свои обязанности и действует на благо своего народа. На благородного мужа Конфуций возлагает ответственность за поддержание порядка в Поднебесной. «Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор» писал Конфуций. Благородный муж с достоинством ожидает велений неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу. Исходя из этого, особое значение Конфуций придает описанию правителя, для которого гуманность превращается в умение разбираться в людях, отличать достойных от недостойных и управлять ими, подавая хороший пример. Однажды отвечая на вопрос ученика о том нужно ли убивать людей, управляя государством, Конфуций заявил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру; мораль низкого мужа подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».(2) Но нам не известно откуда берется Благородный муж-достойный правитель. Конфуций считает его проявлением всеобщей закономерности как и любое другое явление в природе. Он считал что Благородного мужа нельзя сформировать, такой талант должен быть врожденным. Так же Конфуций подчеркивает и то, что власть над народом должна находиться в руках  «сына Неба», а не сановников, так как он несет ответственность за поддержание порядка и естественного хода вещей, что и обеспечивает государственную стабильность.

Прообраз государственного и общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип "человечности"), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип "справедливости").  Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - "сыновняя почтительность").(1) Конфуций писал: «Почтительный сын это тот который огорчает мать и отца если только своей болезнью». Сыновние обязанности бывают трех видов: забота о пропитании и здоровье родителей, забота о родителях после смерти путем проведения церемоний, поддержания авторитета семьи.(2) Учитель считал, что политика и экономика не на столько важна как этика народа, так как правитель должен управлять народом по принципам добродетели, обучая и наталкивая их на нужный жизненный путь, и лишь в крайних случаях прибегать к насилию. Конфуций стремился во всем найти «золотую середину», ведь именно она является залогом успеха. Его волновало состояние души человека, таким образом он смотрел на устройство государства через призму человечности. Но наставить народ на истинный путь не так то просто, даже если человеку объяснить очень доступно, как он должен себя вести, вряд ли следует ожидать, что он тотчас же изменится. Нужен был особый подход к душе человека, то, что коснулось бы каждого, и Конфуций нашел решение этой проблеме. Родители, родственники они должны быть примером подражания! А их души окутанные мраком и тайнами, великолепный способ создания «Культа предков». Их светлые и одновременно окутанные мифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонение далекому абстрактному Небу. Они же превращаются в символ китайской нации, стремлением к человеколюбию и гуманности. Таким символом позже стал и сам Конфуций.(1)

Что же есть то самое человеколюбие и гуманность? Мир гармонии по теории Конфуция строиться именно на человеколюбии и гуманности, именно они отличают человека от любого другого существа, от «варвара».

Какой же человек может считаться человеколюбивым? По идеи Конфуция, для этого необходимо обладать пятью главными качествами. "Тот, кто держится с достоинством, не попадет впросак, широта завоевывает толпы, доверие внушает доверие другим, сообразительность ведет к успеху, милосердие позволяет управлять другими".(2) Человеколюбивый человек - это тот, кто, стремясь укрепить себя (на правильном пути), помогает в этом и другим, стремясь добиться лучшего осуществления дел, помогать в этом другим. Изучению древности и собственно обучению Конфуций предавал огромное значение. Именно с учением он связывает совершенствование человека, а точнее, "выявление человеческого в человеке", то есть «благородного человека». Таким образом, «благородный человек» по Конфуцию это тот кто живет в согласии с другими людьми, но не следует за другими людьми, он считал что низкие следуют за другими людьми, но они не живут с ними в согласии.(4)  

Список литературы

(1) Конфуций  Суждения и беседы. СПб.,Кристалл, 2001. - 191 с.

(2)Алексей Маслов, статья

(3)Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб.,1910.

(4)Васильев В. А. Конфуций о добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С.132-146


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61932. Композиция из пластилиновой ленты 27.87 KB
  Вы уже знаете много способов плетения. Сегодня мы с вами продолжим знакомство еще с одним из способов плетения. Ребята скажите мне какие уже вы плетения знаете На прошлых уроках вы знакомились с плетением.
61933. Изготовление изделия из нетрадиционных материалов 19.31 KB
  Ребята вспомните кто является любимицей кота Матроскина А кто может сказать как ее звали Не можете вспомнить тогда я вам помогу загадав загадку: Каждый вечер так легко Она дает нам молоко. Ребята скажите из чего сделана наша коровка Какие геометрические фигуры спрятались на этой работе...
61934. Организация обучения математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида: Урок математики 23.25 KB
  Организация обучения математике учащихся специальной коррекционной школы VIII вида: Урок математики. Контроль и учёт состояния математической подготовки учащихся. Домашняя работа по математике содержание объем учет индивидуальных возможностей учащихся ее значение в системе математической подготовки школьников с нарушением интеллекта. готовность учащихся к уроку; четкость указаний учителя; организация внимания учащихся; продолжительность этапа; проверка знаний учащихся домашнее задание: сочетание фронтальной и углубленной проверки...
61936. Народная праздничная одежда 19.59 KB
  Сообщение темы урока Учитель: Красочна и нарядна русская народная одежда. Рассказ учителя и беседа с учениками Учитель: Ребята представьте себе такую картину. Учитель: Какие простые имена вы можете назвать Ответ: Машенька Дуняша Аленушка...
61937. Оркестрова інтермедія написана Миколою Римським-Корсаковим 15.75 KB
  Ласкавинки посилаємо Працювати починаємо Перевірка готовності до уроку Любі діти сьогодні на уроці вам нічого не знадобиться тож відкладіть усе зайве сядьте рівнесенько і налаштуйтесь на плідну працю Повідомлення теми і мети уроку Вступне слово вчителя...
61938. Русская классическая музыка 17.12 KB
  Она ему так понравилась что он ее использовал в своем более крупном произведении который называется Концерт может кто-то скажет что такое концерт ответы детей Это произведение в котором солист и оркестр как бы соревнуются между собой.
61939. Методические особенности использования музыки на уроках физкультуры в школе 14.77 KB
  Лучше всего этим требованиям отвечают учебные задания выполняемые учащимися во время разминки во вводной части урока во время совершенствования ранее изученных упражнений и специальных двигательных навыков в основной части а также во время выполнения...
61940. Формирование общественного мнения отделением информации и общественных связей Управления внутренних дел по Владимирской области 412 KB
  Основная цель дипломной работы заключается в комплексном социологическом исследовании связей с общественностью органов внутренних дел как функции управления, а также выработке научно-практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности пресс-службы органов внутренних дел Владимирской области посредствам формирования развитой системы социальных коммуникации.