99288

Николай Кузанский и философия возрождения

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Концепция Бога у Кузанского. Концепция Бога у Кузанского Концепцией Бога у Кузанца несмотря на его принадлежность к католической церкви был пантеизм. И наоборот природа есть результат разворачивания Бога. Человек создан по образу и подобию Бога.

Русский

2016-09-06

116.5 KB

0 чел.

PAGE  18

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирского государственного университета путей сообщения

Дисциплина: Философия

Кафедра: «Философия и культурология»

Реферат по теме:

Николай Кузанский и философия возрождения.

Проверила

___________________ Быстрова А.Н.

(подпись)  

____________________________

(дата проверки)

Разработал

студент гр. МПМ-113

____________________Шевченко М.В.

(подпись)  

___________________________

(дата сдачи на проверку)

Краткая рецензия:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________

(запись о допуске к защите)

_______________________________

(оценка по результатам защиты)

            

                                               

_______________________________

(подписи преподавателей

Новосибирск, 2012 год


Содержание

[1] Содержание

[2]
Введение

[3]
1. Основные черты философских идей Н. Кузанского

[3.1] 1.1. Концепция Бога у Кузанского

[3.2] 1.2. Антропология Н. Кузанского

[4]
2. Диалектика Николая Кузанского

[4.1] 2.1. Единство и борьба противоположностей

[4.2] 2.2. Принцип эманации

[4.3] 2.3. Концепция познания

[4.4] 2.4. Роль математики в философии Н. Кузанского

[4.5] 2.5. Истина и познаваемость мира

[5]
Заключение

[6]
Список литературы


Введение

Николай Кузанский был самым крупным и самым оригинальным философом Возрождения. Родом из южной Германии (местечко Куза). Кардинал католической церкви. Соединял в своих произведениях и в своей деятельности культуры средневековья и культуру гуманизма. С одной стороны он активный иерарх католической церкви, с другой стороны участник кружка гуманистов.

В наши  дни философское творчество Николая Кузанского представляет большой интерес и занимает прочное место в истории философии:  ни один историк философии,  анализирующий мировоззрение эпохи Возрождения, не может пройти мимо философского учения Николая из Кузы, поскольку именно философия Кузанского демонстрирует путь перехода от  средневековья  к возрожденческим представлениям.

Однако чтобы лучше понять значение философского творчества Кузанца в истории Возрождения, следует рассмотреть и исследовать не только его философию,  но  и  обстоятельства личной жизни,  его взаимоотношения с различными слоями тогдашнего общества.

Целью данной работы является изучение философских источников, посвященных наследию Николая Кузанского.


1. Основные черты философских идей Н. Кузанского

1.1. Концепция Бога у Кузанского

Концепцией Бога у Кузанца, несмотря на его принадлежность к католической церкви, был пантеизм. Для него Бог – это не личность христианства, а бесконечное единое начало, заключающее в себе все противоположности. Бог, по Кузанскому – есть одновременно абс. максимум и абс. минимум. С одной стороны, Бог – это весь мир, т.е. бесконечное разнообразие вещей. Но, с другой стороны, Бог – это нечто абс. простое и единое, поскольку в бесконечности, как говорит Кузанец, все противоположности совпадают. Для доказательства этой мысли он использует примеры из геометрии. Если радиус круга будет увеличиваться, то круг будет стремиться к совпадению с линией. То же самое относится к треугольнику. Если продолжать сторону  в бесконечность, треугольник также будет стремиться к прямой. Таким образом, в бесконечности противоположности совпадают. Бог, поэтому есть свертывание противоположностей и их совпадение. И, наоборот, природа есть результат разворачивания Бога [1, c. 231].  

1.2. Антропология Н. Кузанского

«Бог есть макрокосм, человек есть микрокосм». Человек создан по образу и подобию Бога. Поскольку Бог есть абсолютный максимум и абсолютный минимум, то и человек, точнее его душа, или еще точнее, ум – есть и абсолютный максимум и абсолютный минимум. Человеческий ум, с одной стороны, есть нечто простое и единое, с другой стороны включает в себя бесконечное множество образов.  В этом смысле человек, так же как и бог включает в себя весь мир. Кроме того, как  Бог - есть множество потенциальных вариантов развития вселенной, так и человек имеет бесконечное число вариантов собственного развития – крайне важный для гуманизма вывод. Из всего этого следует, что человек, по выражению Кузанца, есть «второй Бог». Здесь мы ясно видим, как средневековый теоцентризм сменяется гуманистическим антропоцентризмом [1, c. 233].


2. Диалектика Николая Кузанского

2.1. Единство и борьба противоположностей

Диалектика Николая Кузанского коренится в его понимании бога и мира, она и проявляется в учении о боге как бесконечном и едином (а значит, и средоточии единства противоположностей), порождающем мир, полагающем конечное из бесконечного, многое из единого, части из целого. Она проявляется также в учении Николая о бытии как диалектическом сочетании противоположностей. На этой основе он развил диалектическую концепцию человека как микрокосма и диалектическую концепцию познания, сочетающего истину и заблуждение — две главные противоположности, постигающего единство множественного, бесконечность конечного, обремененность противоположностями мира конкретных, конечных вещей [2, c. 37].

Далее В. В. Соколов указывает, что проблему бога Николай стремился решить в духе отрицательной теологии, считая, что положительная теология слишком приближает творца к творению, а не возвышает его над ним. Отрицательная теология трактует бога как единое и актуально-бесконечное, ибо, согласно ей, «нет ни отца, ни сына, ни духа святого, но есть только бесконечное. Бесконечность, как таковая, не порождает, не порождена, ни от чего не происходит» [2, c. 37].

Отрицание лиц божественной троицы и переход к абстрактному пониманию бога, как единого, как принципа единства, — очень смелый, в сущности «еретический» шаг, за который в следующем столетии католическая церковь сурово карала.

С моей точки зрения, Кузанский в этом вопросе предвосхитил свое время, поскольку в дальнейшем и сама церковь пришла к такому пониманию бога.

Пафос единства и бесконечности — определяющая черта в истолковании бога Николаем. Теология настаивала на непознаваемости божественного существа, и Николай последовательно продолжил эту линию, утверждавшую существование «скрытого бога». Доведя ее до логического конца, он в сущности полностью обезличил бога. Даже терминологически он не всегда упоминает имя бога, систематически называя его в «Ученом незнании» «абсолютным максимумом» и просто «абсолютом». В последующих произведениях этот обезличенный, абстрактный бог именуется и как Неиное, и как Бытие-возможность, и как Сама Возможность или просто как возможность. Истолкованный столь абстрактно, бог не оторван от природы и человека, а всемерно приближен к ним. Он становится главным выражением единства самой природы, понимаемой пантеистически. «Творец и творение — пишет Николай, — одно и то же»; «Бог — во всех вещах, как все они в нем». Натуралистическая тенденция явно берет у Николая верх над мистической, и «Книга природы» интересует его много больше, чем «Книга благодати» — Священное писание [2, c. 38].

Единство не только выражает, согласно Николаю, самое существо бога, но и трактуется как форма отношения единого бога к множественному миру. Божественный абсолют, действующий из неких глубин природы, разумеется, не растворяется без остатка в вещах и явлениях. Но, хотя он и составляет нечто совершенно особое — абсолют, он отнюдь не безразличен к миру вещей, явлений и существ. Этот мир — не разрозненная и внешняя совокупность единичностей. Поскольку «бог — единственная простейшая основа целой Вселенной», его важнейшая функция состоит в том, что он вносит единство в пестрое многообразие мира. Громадная, можно сказать, исконная диалектическая проблема, вставшая в этой связи, — это проблема бесконечного и одновременно единого, целостного мира [2, c. 39].

Я думаю, что столь глубокое понимание устройства мироздания весьма удивительно для XIV века, и говорит о высокой степени таланта обобщений Николая Кузанского.

Трактовка мира как единого целого в рассматриваемую эпоху основывалась прежде всего на аналогии между организмом и миром.

Николай говорит: «Движение любовной связи увлекает все вещи к единству, чтобы образовать из них всех одну-единственную Вселенную».

Как уже отмечалось, пафос единства в понимании бога сочетался у Николая с пафосом бесконечности. Кузанец в духе мистической традиции видит в актуальной, завершенной, раз навсегда данной бесконечности синоним непознаваемости, недоступности никаким, прежде всего математическим, понятиям человеческого ума. «Бесконечное, которое ускользает как бесконечное от всякой пропорции, неизвестно» [2, c. 39].

Вместе с тем всемерное приближение абсолюта к природе приводит Кузанца к радикальным изменениям в истолковании последней по сравнению с традиционным религиозно-средневековым мировоззрением. Конечно, для пантеиста, даже натуралистического, мир не может быть бесконечным в том же смысле, в каком бесконечен только божественный абсолют. Но мир уже не рассматривается и как конечный, представляя своего рода единство противоположностей — актуальной бесконечности и конечности. Хотя «мир не бесконечен, все же нельзя считать его конечным потому, что он не имеет границ, между которыми заключен». Так, перед нами возникает понятие потенциальной бесконечности, или безграничности, выражающей невозможность найти в природе какую бы то ни было реальную границу и одновременно возможность перейти любой, заранее поставленный предел.

Трактовка бесконечности неизбежно вела Николая к диалектике конечного и бесконечного, а трактовка единства столь же неизбежно вела (при рассмотрении отношения бога к миру вещей) к диалектике единого и многого [2, c. 40].

2.2. Принцип эманации

В этой же связи стоит развиваемая Николаем диалектика целого и части. Возобновляя принцип «все во всем», Кузанец подчеркивает, что целое «находится непосредственно в любом члене через любой член, как целое находится в своих частях в любой части через любую часть». Правда, в основе этого процесса лежит «душа мира», которая «целиком находится в целом мире и в каждой части его», но самое существенное состоит в том, что именно целое определяет направление движения составляющих его частей, ибо «всякое движение части направляется к целому, как совершенству» [2, c. 40.

Те же проблемы — соотношения целого и его частей, бесконечного и конечного, единого и множества — поставлены автором «Ученого незнания» и в генетическом плане. Использование здесь идеи эманации приводит философа к важнейшей диалектической идее развития. Николай с необходимостью задается вопросом о том, «каким образом ограниченный максимум произошел из абсолютного максимума», когда «все вещи вступили в бытие и прежде всего сама Вселенная» [2, c. 40].

В качестве абсолютной максимальности бог трактуется Николаем как абсолютная возможность всего существующего. В этой связи вместо принципа творения Кузанец выдвигает принцип ограничения абсолютного максимума, благодаря чему и возникает все бесконечное многообразие конкретного мира. Лишь последовательное ограничение всеобъемлющего целого приводит к возникновению соответствующих частей, ибо «все ограниченные предметы находятся между максимумом и минимумом». Недаром одно из своих произведений философ назвал «О бытии-возможности». Это название образовано из двух латинских слов: posse — «мочь» и esse — «быть», оно обозначает совпадение противоположностей возможности и действительности в боге. Но именно возможность, потенциальная сторона божественного всемогущества, объясняет «вечное рождение» всех вещей и существ. Божественный максимум как абсолютное единство содержит в себе в «свернутом» виде все бесконечное многообразие мира природы и человека. Поэтому и порождение его представляет собой своего рода «развертывание» [2, c. 41].

Непосредственный источник этой важнейшей идеи онтологии и диалектики Николая — принцип эманации, посредством которой из духовного и внеприродного единства постепенно возникает все конкретное множество телесных предметов. Опосредствованно же эта идея восходит к гераклитовско-стоическому учению о строгом вселенском ритме возникновения мира из огня и его возвращения по истечении тысячелетий в ту же огненную стихию. Принцип эманации — принцип сугубо идеалистический, но с конца античности и в течение всего средневековья именно он был основным и в сущности единственным антиподом монотеистического креационизма.

Идея «свертывания» и «развертывания» мира из некоей единой и единственной основы, из абсолюта, вносила в природу динамику и подводила к мысли о развитии, по крайней мере в органической природе. Очень красноречиво в этом отношении следующее высказывание Кузанца: «Сама растительная жизнь в своей темноте скрывает в себе духовную». Еще более выразительно та же мысль сформулирована в другом произведении: «Сила элементов скрыта в хаосе, в силе развития скрывается чувственная, а в ней — воображающая сила, а в ней — логическая, или сила рассудка, а в силе рассудка— сила понимания, в силе понимания —духовно видящая и в духовно видящей — сила сил, т. е. единство». При этом «в чувственной природе жизнь благороднее, чем в растительной, и еще благороднее в разумной» [2, c. 40].

С моей точки зрения, очевидно, что трактовка бога как единого и бесконечного, перенесение принципов единства, бесконечности, динамизма на мир порождали в философии Николая целый комплекс диалектических идей — диалектику единого и многого, бесконечного и конечного, целого и части, своего рода идею развития.

Традиционная формула пантеизма, согласно которой бог выступает как начало, середина и конец всего сущего, означает утверждение не только принципа единства мира, по и принципа единства противоположностей, имманентного богу. «Так как бог есть все, — заявляет Кузанец,— он также и ничто», ибо «он везде и нигде». По существу богу одновременно приписываются свойства как бытия, так и небытия. Равным образом мир, все существующее состоит из противоположностей. «Все вещи состоят из противоположностей в различных степенях, имеют то больше от этого, то меньше от другого, выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим». Примеры такого совпадения Николай черпает прежде всего из математики: по мере увеличения радиуса окружность все больше и больше совпадает с касательной к ней, и поэтому «бесконечная кривизна есть бесконечная прямизна». Аналогичным образом превращается в прямую и треугольник — по мере уменьшения угла, противолежащего основанию, т. е. по мере бесконечного увеличения высоты треугольника, в результате чего его боковые стороны сливаются в прямую. Единство противоположностей представляет собой и божественное существо: как вмещающее весь мир, оно — абсолютный максимум, а как находящееся в любом, даже в самом ничтожном предмете — абсолютный минимум. Сосредоточивая свой интерес не только на бесконечно больших отношениях, но и на бесконечно малых, Кузанец выступил тем самым как один из предшественников дифференциального исчисления [2, c. 41].

2.3. Концепция познания

Диалектичность концепции бога и мира у Николая закономерно связана с диалектичностью истолкования познания.

Из всего сказанного выше явствует, что человек трактуется как часть природы. Но — это особая часть. Николай нередко именует человека конечно-бесконечным существом: он конечен как телесное существо и бесконечен как духовное.

Поворот Николая в сторону натуралистического пантеизма сопровождался у него и возобновлением идеи о человеке как микрокосме. «Человеческая природа... — пишет он, — стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние. Она такова, что... в человечестве все возведено в высшую степень».

А раз это так, то в человеке, как и в макрокосме, заключены те же всеобщие характеристики, что и в последнем, в том числе и все диалектические характеристики: человек не только конечное, но и бесконечное существо в силу своей связи с абсолютом; он и единое, и многое, и целое, состоящее из частей, и единое, состоящее из противоположностей. Христос, согласно Николаю Кузанскому, — максимальный человек, но тогда и человек — «второй бог», «человеческий бог». Вторым богом Николай называет человека потому, что, «как бог есть творец реальных вещей и естественных форм, так и человек — творец логического бытия и искусственных форм». «Как бог развертывает из себя все многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем».

Однако в концепции человека, выдвинутой Николаем, мы видим не только воспроизведение тех форм диалектики, которые обнаружили в концепции бога и мира, но и нечто новое — диалектику истолкования процесса познания, одно из наиболее глубоких достижений, на заре Нового времени предвосхищавшее критику метафизического, рассудочного образа мысли и разработку диалектического способа мышления как мышления через противоречия [2, c. 42].

Ум (или дух) человека, учил Николай,— сложная система способностей. В основном их три: чувство  вместе с воображением, рассудок  и разум. «Человек образован из чувства и разума, связанных посредством рассудка, служащего для них посредником.

Эти .познавательные способности были многократно зафиксированы в платоновско-аристотелевской традиции и хорошо известны схоластике.

Однако Кузанец дает свою глубоко обоснованную спецификацию каждой из этих способностей не только в их раздельности, что как раз характерно для схоластики, но и в единстве, во взаимодействии. Эта черта гносеологии Николая безусловно диалектична, ибо только взаимодействие познавательных сил приводит к подлинной истине. Единство человеческого сознания он поясняет простой органистической аналогией: «Как в теле голова, руки и ноги имеют различные функции, так и в душе разум есть голова, рассудок — руки, чувства — ноги». Эта формула выражала весьма продуктивный взгляд на особенности и связь всех трех познавательных функций [2, c. 39].

В основе познавательной иерархии находятся чувства, ибо «сила ума... не может перейти к своим функциям, если не получит возбуждения... при посредстве чувственных представлений». Но чувственное познание дает лишь частное знание. Добытые чувством результаты различает и упорядочивает рассудок, вне воздействия которого невозможна и деятельность чувства. Кузанец присоединяется к формуле, согласно которой «в рассудке пет ничего, чего раньше не существовало бы в ощущении». Чем сильнее Николай подчеркивал непознаваемость бога для рассудка, поскольку бог ускользает от всяких рациональных определений, тем более настаивал он на познаваемости мира. Рассудок реализует это познание прежде всего в математике — наиболее достоверной из всех наук, ибо число представляет собой первообраз всех понятий нашего ума и без него ничего нельзя ни понять, ни создать.

2.4. Роль математики в философии Н. Кузанского

Придя к убеждению, что в основе всех явлений природы лежат математические пропорции и отношения, автор «Ученого незнания» и самые трудные понятия своей философии стремится пояснить математическими примерами. Так, абсолютное единство бога Кузанец уподобляет точке. Точка свертывает в себя все формы видимого мира, присутствуя в каждой из них, а из единицы развертывается любое число. Подобно этому, Движение представляет собой развертывание покоя, а время — развертывание теперешнего момента [2, c. 40].

Высшую теоретическую способность составляет разум. Эти философы считали разум средством постижения высших и последних оснований бытия и сознания, главным орудием метафизики (в смысле «первой философии»). Такое истолкование разума присуще и Николаю, полагающему, что «разум... познает лишь всеобщее, нетленное и непрерывное», постигает актуально-бесконечное, абсолютное. В неоплатоновской традиции эта высшая познавательная способность человеческого духа трактовалась как интуиция, не связанная с дискурсивным мышлением и представляющая главное средство «постижения» божественного абсолюта. Мистическое истолкование разума мы встречаем и у Николая. Оно выражается в положениях о непознаваемости божественного абсолюта, в агностическом утверждении, согласно которому «сущность вещей, которая есть истина бытия, непостижима в своей чистоте».

Особенно важен здесь тезис о непостижимости самого разума. Она и превращает разум в мистическую интуицию. Над дискурсивной стороной разума, обращенной к рассудку, возвышается сугубо таинственная абсолютная созерцающая сила. Философ называет ее подлинным видением, или интеллектуальной интуицией.

He вдаваясь в дальнейшие подробности, подчеркнем, что именно разум составляет, по Николаю, средоточие диалектической способности человека, служит органом диалектического мышления: как высшая теоретическая способность человеческого духа, мыслящая бесконечное, разум не только осмысливает противоположности в их единстве, но и усматривает их тождество. Именно в связи с характеристикой диалектической природы разума Николай предвосхищает критику метафизического характера деятельности рассудка. Рассудок, лишенный бесконечной силы разума, «спотыкается», «не может связать противоречия, разделенные бесконечностью» в этой связи он подвергает критике метафизичность схоластических последователей Аристотеля: они придерживаются лишь «утвердительного метода», мыслят конечными понятиями, не понимают, каким образом возможно совпадение противоположностей. А оно возможно именно потому, что, как мы видели, и бог, и мир, и человек заключают в себе противоположности. Разум, мысля бесконечное и единое, постигает мир в противоположностях. Бесконечность же «заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность». Но постижение тождества противоположностей, сливающихся в актуальной бесконечности, — дело уже не дискурсивной, а интуитивной, мистической стороны человеческого разума. Именно она отождествляет субъект с объектом. Здесь-то и достигается «обожествление», деификация человека.

2.5. Истина и познаваемость мира

Вместе с тем учение о познании совпадения противоположностей имеет ближайшее отношение к глубокой диалектике истины, развитой автором «Ученого незнания». Суть ее заключается в положении, согласно которому истина неотделима от своей противоположности — от заблуждения. Заблуждение так же неотделимо от истины, как тень — от света. Ведь даже «высший мир обладает светом, но не без тьмы, в низшем мире господствует тьма, но также не без света».

Познаваемость мира реализуется на фоне непознаваемости бога, абсолюта. Его недостижимость означает, что ни одну из своих истин человеческий ум не должен рассматривать как окончательную и незыблемую. «Божественные пути в точности недостижимы. Однако мы создаем о них предположения, одни — более смутные, Другие — более ясные». Наиболее ясны истины математики, но и они, будучи рассмотрены в качестве фрагментов бесконечности, являются лишь предположениями— «точное познание истины невозможно» [2, c. 41].

Диалектика истины, развитая Кузанцем, объясняет и парадоксальное на первый взгляд название его главного труда — «Ученое незнание». В отличие от «Ареопагитик» и последующей мистико-теологической традиции, настойчиво указывавшей на человеческое незнание, определяемое абсолютной таинственностью божественного существа, Николай постоянно подчеркивает, что, хотя человеческое незнание и неизбежно, необходимо в самом этом незнании всегда оставаться ученым. Поэтому в области науки знание всегда важнее незнания. Однако и самая глубокая ученость не может скрыть от ума подлинного философа того, что в ряде отношений она не устраняет незнания. Собственно, чем глубже ученость, тем сильнее такое осознание. Догматически, метафизически рассуждающий рассудок, которым в сущности исчерпывалась мудрость схоластики, рассудок, лишенный понимания совпадения противоположностей, склонен рассматривать каждое из своих положений как истинное в последней инстанции. Этой ограниченности полностью лишен разум. Он «так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже и в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу» [2, c. 41].

Философия Николая Кузанского и его идеи оказали существенное воздействие на дальнейшее развитие философии Возрождения и Нового времени. Непосредственное воздействие идей Николая из Кузы испытал Бруно, который глубоко ценил «божественного Кузанца». Влияние философии Кузанца можно обнаружить у Декарта. Многие из его идей, и в особенности идея единства противоположностей и возможность его познания посредством разума, преодолевающего метафизическую ограниченность рассудочного познания, возрождаются в немецком классическом идеализме.


Заключение

Можно сделать вывод о том, что основное содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным и прогрессивным для развития философии.

Прогрессивное значение  его  творчества  определяется той ролью,  которую  Кузанец  сыграл в истории диалектики.

Именно диалектическое учение Николая Кузанского о совпадение противоположностей нашло свое продолжение и развитие в философии немецкого классического идеализма конца  XVIII  - начала XIX веков. Диалектичность философии Николая Кузанского позволила ему сделать шаги к материализму.  

Эти  шаги, не будучи последовательными,  привели философа к пантеизму, заключавшему в себе известную материалистическую тенденцию.

Именно  понимание бога как «свернутого» и мира как «развернутого» максимума нашло свое продолжение в материалистическом пантеизме Б. Спинозы.

Не менее важную роль сыграла также космология Николая Кузанского,  базировавшаяся  на  диалектико-пантеистическом мировосприятии философа.  Революционная идея  бесконечности Вселенной,  идея отсутствия во Вселенной центра и окружности, верха и низа была воспринята и развита Джордано Бруно.

Велика заслуга Кузанца и в разработке  гносеологических проблем. В соответствии с потребностями буржуазии Кузанец пытался решить задачу  наиболее  эффективного  познания природы. Он ввел в познание математический и естественнонаучный методы, что роднит его с будущим.

Николай Кузанский  одним  из  первых  среди философов высказал мысль о противоречивости процесса познания, догадку о том,  что «познание есть вечное, бесконечное приближения мышления к объекту»,  каковым была для  него  бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.

Объективно идеи Кузанца противоречили феодальной идеологии и подрывали ее. Именно в его учении берет свое начало натурфилософия Возрождения.  Поэтому на основании вышесказанного  Николая Кузанского можно считать одним из выдающихся представителем культуры.


Список литературы

1. Раевская Д. Н. Философия эпохи Возрождения – СПб., 2007

2. Соколов В.В. Николай Кузанский // История диалектики XIV-XVIII вв. / Ред. кол.: Каменский  3.А., Нарский И.С., Ойзерман Т.И. М.: Мысль, 1974. - 356 с. С.35-51.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28280. Правоспособность граждан (физических лиц) 14.15 KB
  Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности. Права и обязанности недееспособных лиц приобретаются и осуществляются через представителя который назначается им в обязательном порядке. Конкретным лицом они могут и не реализоваться например не каждый осуществляет возможность иметь права авторов произведений науки литературы и искусства изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности охраняемых законом. Граждане могут иметь любые гражданские права и обязанности не запрещенные законом...
28281. Понятие и виды дееспособности. Порядок ее ограничения 16.78 KB
  Гражданская дееспособность по общему правилу возникает в полном объеме по достижении 18летнего возраста. Однако закон определяет случаи когда гражданин становится полностью дееспособным до достижения указанного возраста. Вопервых в случае вступления в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления по просьбе лиц достигших возраста 16 лет; до достижения возраста 16 лет в виде исключения с учетом особых обстоятельств в случаях установленных законами субъектов Российской Федерации. Для эмансипации...
28282. Осуществление гражданских прав и обязанностей недееспособными и ограниченно дееспособными лицами 15.81 KB
  Существует два случая ограничения гражданина в дееспособности. гражданин который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение может быть ограничен судом в дееспособности. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами дающим основание для ограничения дееспособности гражданина является такое чрезмерное или систематическое их употребление которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы...
28283. Опека и попечительство: содержание, условия назначения и прекращения. Патронаж 16.61 KB
  Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними оставшимися по какимлибо причинам без попечения родителей вследствие отсутствия родителей лишения их судом родительских прав уклонения родителей от воспитания либо защиты прав и интересов детей преследует также цель обеспечения их воспитания и обучения. Опека форма устройства малолетних граждан не достигших возраста 14 лет и граждан признанных судом недееспособными при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин опекун является законным представителем...
28284. Место жительства, местопребывание и местонахождение: понятие, юридическое значение 14.38 KB
  Место жительства местопребывание и местонахождение: понятие юридическое значение. кто законно находится на территории РФ имеет право выбирать место пребывания и жительства. Закон рассматривает как место пребывания гражданина гостиницу санаторий дом отдыха пансионат кемпинг туристскую базу больницу другое подобное учреждение а также жилое помещение не являющееся местом жительства гражданина в котором он проживает временно. К месту жительства относится: жилой дом квартира служебное жилое помещение специализированные дома...
28285. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: понятие, порядок, правовые последствия 15.43 KB
  Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: понятие порядок правовые последствия. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца следующего за тем в котором были получены последние сведения об отсутствующем а при невозможности установить этот месяц первое января следующего года Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Имущество гражданина признанного безвестно...
28286. Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя. Банкротство гражданина 16.3 KB
  Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статус ИП гражданин приобретает в результате его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского фермерского хозяйства осуществляющего деятельность без образования юридического лица признается предпринимателем автоматически с момента государственной регистрации его хозяйства. При этом особой регистрации владельца...
28287. Юридические лица: понятие, признаки, правосубъектность 14.94 KB
  Юридическое лицо это организация которая имеет в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права нести ответственность и быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету ст. в гражданскоправовых отношениях юридическое лицо действует как единое целое. их интересы совокупно представляет созданное ими юридическое...
28288. Возникновение и прекращение юридического лица 16.51 KB
  Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Реорганизация представляет собой прекращение деятельности одной организации с переходом прав и обязанностей к другой организации. Реорганизация ЮЛ осуществляется в таких формах как: слияние нескольких юридических лиц в одно; присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; выделение из состава юридического лица не прекращающего при...