99289

Философия эпохи эллинизма: скептицизм, кинизм, стоицизм, эпикурейство

Реферат

Логика и философия

Эллинийской эрой принято считать период 338г до н.э. (завоевание Греции Македонией) – 30г до н.э. (завоевание Греции Римом). Некогда демократический строй переходит в монархию и тиранию. Эллинистический человек – поданный многомиллионного государства, в чьих делах он больше не имеет возможности участвовать. Эллинистическая культура характеризуется синтезом старой греческой культуры с культурами завоеванных Македонией «варварских» народов

Русский

2016-09-06

124.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Философия эпохи эллинизма: скептицизм, кинизм, стоицизм, эпикурейство

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель           Разработал

 Профессор                 студент гр.У-213

__________Быстрова А.Н.         _________Шевчук Е.С.

(подпись)             (подпись)

__________           __________

(дата проверки)      (дата сдачи на проверку)

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА…………………………

  1.  Скептицизм……………………………………………………..
    1.  Кинизм………………………………………………………….
    2.  Стоицизм………………………………………………………..
    3.  Эпикурейство…………………………………………………..

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

       БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….


ВВЕДЕНИЕ

Повышенное внимание к единичному и индивидуальному, которое пронизывает философию Аристотеля, указывает на наступление новой эпохи, когда чувственное и субъективное будет основным предметом внимания философов. Это эпоха эллинизма. Сам термин эллинизм означает «подражание эллинам» и определяет стремление повторить в новых субъективных формах концепции классической эпохи.

Эллинийской эрой принято считать период 338г до н.э. (завоевание Греции Македонией) – 30г до н.э. (завоевание Греции Римом). Некогда демократический строй переходит в монархию и тиранию. Эллинистический человек – поданный многомиллионного государства, в чьих делах он больше не имеет возможности участвовать. Эллинистическая культура характеризуется синтезом старой греческой культуры с культурами завоеванных Македонией «варварских» народов. Философия остается греческой с центром в Афинах, но на первое место выходит этическая проблематика, постепенно теряется связь с наукой (понижение преобладающего ранее интеллектуализма).

Я выбрал эту тему, так как на одном из семинарских занятий по философии в первом семестре я готовил доклад по киникам, тема меня заинтересовала, и я захотел узнать об остальных философских школах того времени.

В это время были основаны 4 философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Эллинийская эра – что она несла в себе, какой след оставила в истории философии?

Цель реферата – наглядно показать данную эпоху философской  мысли.

Задачи:

  •  разобрать детально основные концепции того времени
  •  обозначить основных представителей данных философских направлений


ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

1.1 Скептицизм

Скептицизм – одно из философских направлений, в основе которого лежит усомнение всего: все относительно, все можно оспорить, ничто не является абсолютной истиной, да ее и нет. Утверждение «Философия - не наука» отражает главный принцип философского скептицизма. Скептики вели интеллектуальную борьбу с догматиками, стоиками, они были противниками всех и  ставили под знак вопроса не только окружающие явления, но и возможность достоверности знания. Наиболее выдающийся представитель скептицизма – античные философы Пиррон и Аркесилай.

Пиррон из Элиды ( 360 до н. э. - 270 до н. э.) - начиная с 323 г. до н.э. основатель движение "скептиков", принял участие в походе Александра на Восток. Собственными глазами он увидел, как рушится привычный уклад жизни, а убеждения греков, возможно, не имеют столь прочного основания, как это казалось. На востоке Пиррон познакомился с софистами, от которых он воспринял идею о суетности и бренности бытия. Пиррон не имел своей школы с конкретным местоположением. После похода Пиррон вернулся в Элиду, где преподавал до самой смерти, не написав ни слова.

Яркая особенность, отличающая его от предшественников и современников, состояла именно в убеждении, что можно жить искусно и счастливо в отсутствии истины и ценностей.

Основные положения концепции скептицизма в интерпретации Пирроном1:

  1.  все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны.

Из вышеизложенного следует: вещи неотделимы, несоизмеримы в себе, и чувства и разум не в состоянии определить истину и ложь. Пиррон потому и отрицал бытие и принципы бытия, что все представляется видимостью. Свидетельствует Тимон, ученик Пиррона:

"Тотально господствует видимость","Вечность - природа божественного и блага, от которых только и может человек обресть жизнь равную им".

Заслуга Тимона состояла в том, что он записал, систематизировал и пустил в оборот сочинения учителя.

  1.  нельзя питать к ним доверия, но нужно жить без мнений, ни склоняясь к чему-то, ни отвращаясь ни от чего (любая вещь "есть не больше, чем не есть", или "есть и не есть", или "не есть, но и не не есть")

Если вещи несоизмеримы, и ни разум ни чувства не могут видеть в них ни ложное, ни истинное, то, не доверяя им, человек должен воздерживаться от суждения. Эта так называемая "остановка в суждении" - стоического происхождения. Еще Зенон считал неизбежным для мудреца ни с чем не соглашаться, тормозить себя в суждении перед лицом непонятного.

  1.  уместны лишь апатия и непоколебимость.

Философ Эпикур восхищался образом жизни Пиррона и нередко интересовался новостями о нем. У себя на родине он был в таком почете, что Тимон называл Пиррона "подобным богам", а сограждане избрали его жрецом. Успех Пиррона не случайный, в его лице мы имеем новую модель жизни, новую интерпретацию идеалов своей эпохи.

Аркесилай (315 до н. э. - 240 до н. э.) – древнегреческий философ, один из предводителей Платоновской Академии, придавший ей скептический характер. Он использовал иронический метод Сократа в скептическом духе, полемизируя со стоиками, продолжая идеи Пиррона и пользуясь в основном такими категориями как "согласие" и "рассудительность".

Скептицизм прочно вошел в сознание людей, в разной степени принятый ими, но бесспорно изменивший сознание человека, научив мышление сомневаться в истинности восприятие, порождая уверенность в субъективизме интерпретации как таковой вообще.

1.2. Кинизм

Кинизм сочетает в себе учение Сократа и софистические течения того времени. Тренировка души и тела до готовности противостоять невзгодам стихии, презрение к наслаждениям - фундаментальные ценности киников, так как удовольствия расслабляют тело и душу, серьезно угрожают свободе, делая человека рабом желаний. По этой же причине осуждался и брак в пользу свободного сожительства. Так же и Отечество – весь мир земной. Наиболее известные киники – Антисфен из Афин и Диоген Синопский.

Антисфен (444г до н. э. – 370г до н. э., Афины) – один из младших сократиков, основатель кинизма. Обучившись вначале у софистов, он стал учеником Сократа уже в зрелом возрасте.  После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу в гимнасии Киносарга (что значит, - резвые собаки), отсюда имя учения – кинизм.

Антисфена привлекала мощь сократовской морали: принципы самодостаточности, самообладания, равенства самому себе, силы духа, самоограничение до минимума. Логика Антисфена упрощенна. Мы познаем все через ощущения и описываем их через аналогии, для сложных вещей нет другого определения как описание простых элементов, из которых они образованы. Задача обучения в лингвистическом познании. По поводу любой вещи можно лишь утверждать ее имя собственное (например, человек есть человек). Центральная мысль его философии – идеал «автаркии»  (самодостаточности).  Удовольствие для Антисфена - безусловное зло. Вот дословные выражения Антисфена2:

"Лучше сойти с ума, чем испытать наслаждение",

"Если б мне довелось узреть в своих объятиях Афродиту, я продырявил бы ее".

Мудрец, считает Антисфен, должен жить не по законам города, а "по законам добродетели", в том числе, много Богов - "по закону" города, на самом деле Бог один.

Диоген Синопский (412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф) - символ движения киников, на период  его жизни пришелся расцвет кинизма. Был старшим современником Александра Македонского, умер с ним в один день.

Жил в бочке посреди площади, показывая тщетность стремлений к удовлетворению телесных, «животных» потребностей и желаний. Метод и путь, ведущий к свободе и добродетелям, Диоген обозначает понятиями - "аскеза", "усилие", "тяжкий труд".

В своей философии усилил аскетизм, известен фразой "Ищу человека", которую он повторял с фонарем в руках среди толпы и среди бела дня:

«Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше всех общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив».

Рассуждал философ о бесполезности математики, физики, астрономии, музыки, абсурдности метафизических построений.

После смерти Диогена, современники воздвигнули ему мраморный памятник в виде собаки с надписью: "Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни".

Кинизм оставил в истории философии след, его существование не было долгим в силу объективных причин.

1) Экстремизм кинизма: осуждение ценностей и пристрастий, освященных традицией, и преследование их без соответствующего выдвижения взамен альтернативных ценностей.

2) Неравновесие в основе: сведении человека к животному началу, считая необходимыми потребности примитивного человека, при этом запрашивая активность духовного плана, т.е. то, что примитивному человеку недоступно.

3) Духовная нищета: принижается наука и культура.

1.3. Стоицизм

В конце IV в. до н.э., уже после основания "Сада", в Афинах родилась другая школа, которой было суждено стать знаменитейшей. Концепция получила название "стоицизм". Основателем был семит Зенон, родившийся на острове Крит около 333-332 гг. до н.э., переехавший в Афины в 311 г. до н.э. и так как он не был афинянином, то не имел права арендовать целое здание,  проводил свои лекции в Портике (по гречески Портик - "Стоя", поэтому приверженцев школы стали называть стоиками). В Портике было принято критическое обсуждение всех догм, включая теорию основателя школы, как гипотезы, служащей для углубления, переосмысления и переработки учения.

Периоды в истории Стои3:

  1.  период античной Стои во главе с триадой - Зенон, Клеанф, Хрисипп;
  2.  период т.н. "средней Стои" II-I вв. до н.э. с эклектическим уклоном;
  3.  период римской Стои, или новой Стои христианской эпохи, с ее моральной проблематикой и религиозной тональностью.

Сложно выделить основные взгляды представителей Стои, так как письменных текстов почти не осталось.

Выдающимися стоиками были:

  1.  Плутарх из Херонеи  (45г н.э. – 127г. н.э.)
  2.  Марк Аврелий Антонин (26 апреля 121г. н.э., Рим - 17 марта 180 г. н.э., Виндобона) — римский император (161г. н.э. – 180г. н.э.) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма,
  3.  Луций Анней Сенека (4г. до н. э., Кордуба - 65г. н.э., Рим) - римский поэт, государственный деятель и философ-стоик.

У Сенеки остались многочисленные поэтические произведения. Главные философские воззрения: считал, что умный идет своей дорогой. В человеке есть добродетели и наслаждения (случайности). Добродетели вечны, к ним он относит честь, душу, а наслаждения конечны, среди них – человеческое тело.

Стоит отметить в повествовании о стоиках Марка Туллия Цицерона (3 января 106 до н. э., Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримского политика, знаменитого оратора, философа, проработавшего в деталях учение стоиков и подробно его изложившего.

Академическое трехчастное строение философии, новым образом, иллюстрирующим соотношение частей философии: фруктовый сад, ограда которого - логика (иногда она служит крепостной стеной, средством защиты); деревья в саду - это физика, фундаментальная структура; фрукты, то, ради чего высаживают сады - это этика.

Цель логики стоики, как и эпикурейцы, видели в отработке критерия истины; в ощущениях они также находили основу познания, которое мы получаем об объектах, воздействующих на наши органы чувств, после чего возникают представления. Истинное представление для стоика - это не только чувствование, но и сочувствование, т.е. согласие (свободное принятие, активное сцепление души с получаемым внешним впечатлением).

Физика стоиков - это первая форма пантеистического материализма. В нем выделяемы два свойства4:

1) Бытие есть только то, что способно действовать и страдать, а таково лишь тело: "бытие и тело одно и то же". Телесны добродетели, телесны пороки, благо, истина.

2) Этот тип материализма выступает в виде гилеморфизма (метафизическая точка зрения, согласно которой любой объект состоит из двух основных начал, потенциального, первичной материи, и актуального, субстанциальной формы) и монистического гилозоизма.

Стоики исходят из двух принципов бытия, "пассивного" и "активного", отождествляя первый с материей, а второй с формой (или формирующим принципом), утверждая при этом неотделимость одного от другого.

Прозрачность телесного Бога всей материи и всей реальности вытекает из тезиса о всеобщности телесного. Отвергнув теорию атомов Эпикура, стоики допустили бесконечную делимость тел, возможность соединения, внутренним образом, частей тела. Этот тезис соединяется с тезисом о проницаемости тел.

Что же касается бестелесного. Бестелесное, просто в силу недостаточности телесного, неполноценно, ибо в нем мало бытия. Бестелесному не достает также всего, что отличает бытие: оно не может ни действовать, ни страдать. Поэтому бестелесны все универсалии, а также "место", "время", "бесконечное".

Идеи и формы Платона и Аристотеля здесь объединены в единый Логос, манифестирующий себя в бесконечных семенах, потенциальных силах, внутренне присущих материи, от нее неотделимых. Весь универсум есть, в таком понимании, единый организм, в коем все вместе и по отдельности гармонизировано,  т.е. одно воспринимается лишь через другое, а вместе через все. Это и есть теория "универсальной симпатии".

Поскольку Бог есть активный принцип, он неотделим от материи, поскольку нет материи без формы, то Бог - во всем и Бог – все. Бог совпадает с космосом. Быть в Боге, значит, быть заодно с миром, именно потому, что мир и его части - Бог.

Этика стоиков более пятисот лет несла мощный заряд мужества, для многих поколений была смыслом жизни. Как и для эпикурейцев, так и для стоиков цель жизни - достижение счастья, поэтому главными вопросами были:

«Как обеспечить личное счастье?»,

«Каков индивид сам по себе, не в контексте сообщества?»

Счастье состоит в том, чтобы следовать природе. Если мы понаблюдаем за поведением живых существ, то заметим постоянную тенденцию к самосохранению, к присвоению собственного бытия, стремление ко всему, что его сберегает, отталкивание от того, что ему угрожает, примирение с самим собой и со всем родственным по сути.

Решительное разведение блага и зла, по одну сторону, и всего прочего как индифферентного, по другую, типично именно для стоической этики, и уже в античную эпоху оно спровоцировало множество дискуссий как между сторонниками, так и оппонентами. Именно при помощи столь радикального разрыва стоики мыслили возможным врачевание тяжких недугов своей эпохи. Они прекрасно понимали, что источник зла - крушение античного полиса, и все опасности, превратности, неустойчивость, рождавшиеся из социальных и политических потрясений, были объявлены - нет, не злом, но безразличными. Это была поистине мужественная попытка дать человеку новую веру в себя, возможность свыкнуться с мыслью о том, что благо и зло имеют всегда и только внутреннюю природу, никогда не приходят извне, но зависят от моего отношения к вещам и событиям самим по себе нейтральным; что счастье абсолютно не зависит от внешних событий, и одолеваемый физическими пытками и недугами человек способен быть вполне счастливым. В этих положениях этика стоиков созвучна с этикой эпикурейцев.

1.4. Эпикурейство

Первой из эллинистических школ в хронологическом порядке была школа Эпикура, возникшая в Афинах в конце IV в. до н.э. и концепция получила название эпикурейство.

Эпикур Самосский (341 до н. э., Самос — 270 до н. э., Афины) – продолжатель идей Демокрита и Эвклида (концепция атомизма).

Вел борьбу с суевериями, астрологией, магией. Основал школу сначала на Лесбосе, потом в Афинах создал союз, получивший название «Сад Эпикура». Письма "друзьям из Лампсака", "друзьям в Египте", "друзьям-философам из Митилены" и др. свидетельствуют о широте распространения эпикурейства.

Эпикур считал, что реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению, в жизни есть место для счастья:

«Гость, тебе будет здесь хорошо, удовольствие – высшее благо»5

Счастье - это вытеснение страдания и беспокойства, для его достижения человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого. Под удовольствием он подразумевает радостную жизнь без проблем. Цель жизни – сделать людей счастливыми. Удовлетворять нужно лишь естественные потребности. Как и Демокрит придерживается принципа «Проживи незаметно». Государства, институты, знатность, богатство, и даже Боги – все излишне, человек самодостаточен. Все люди выступали равными, так как все одинаково жаждут духовного мира и покоя, и, если хотят, то вполне могут достичь его.

"Сад" открыл двери всем: знатным и безродным, свободным и несвободным, мужчинам и женщинам. Новизна, исходившая из "Сада", заключалась в его просветительском духе: в нем не было чистого интеллектуализма, более доступные знания всем, беседы, обсуждения.

Эпикурейская физика - это онтология, целостный взгляд на реальность в ее всеобщности и последних основаниях.

1) "Ничто не рождается из небытия". Но, поскольку ничто не рождается из ничего и не исчезает насовсем, то реальность в ее тотальности была, есть и будет, как она есть, вне принципиальных изменений.

2) Вся реальность образована из двух составляющих: тел и пустоты. Существование тел доказывается самими чувствами, существование же пространства и пустоты проистекает из факта движения, ибо для перемещения тел необходимо пространство. Пустота не есть небытие, а именно - пространство, "неосязаемая природа", по выражению Эпикура. Помимо тел и пустоты ничего третьего нет, ибо немыслимо ничто другое, что бы не обладало телесным эффектом.

3) Реальность, в понимании Эпикура, бесконечна. Она бесконечна как тотальность, но бесконечны и ее составляющие: множество тел, пространство. Если бы множество тел было конечным, то они потерялись бы в бесконечном пространстве, а если бы пустота была конечной, то не смогла бы вместить бесконечные тела. Таковы аргументы против Платона и Аристотеля.

4) "Тела" бывают сложными и простыми, абсолютно неделимыми. Делимость тел до бесконечности нельзя принять, так как это, в конечном счете, означает разрешимость вещей в небытие, что, по логике Эпикура, абсурдно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период Эллинизма важен в отношении философии, хотя и не в такой мере, как период Платона и Аристотеля. Чёткое деление философии на три части – физику, логику и этику – появляется именно в философии периода раннего эллинизма. В эпоху эллинизма философия отчасти сохраняет наследие, накопленное на протяжении двух предыдущих этапов, отчасти меняет содержание и направленность своих теоретических построений.

В работе я рассмотрел основные концепции философских направлений эллейской эпохи, вклад философоф того времени в развитие этих концепций.

И в заключение отвечу на вопрос: чем же стала в истории эпоха эллинизма?

Это еще один виток, перевернувший мышление современников и заставивших потомков если не принимать основные концепты, то считаться с ними, хотя бы оспаривая. Постепенно человеческое сознание расширялось, открывая все новые границы, выдвигая антагонистические представления о счастье, добродетели, порой усомневая окружающую действительность, но стремясь узнать как можно больше и обратить все в понятия и термины, доступные современникам и потомкам.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Дж. РЕАЛЕ, Д. АНТИСЕРИ. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. – СПб.; ТОО ТК "Петрополис", 1994. - 336 с.
  2.  Асмус В.Ф. Античная философия: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1976. – 451с.

1 Д. Антисери и Дж. Реале. «Западная философия от истоков до наших дней. Античность»

2 Д. Антисери и Дж. Реале. «Западная философия от истоков до наших дней. Античность»

3 Асмус В.Ф. «Античная философия»

4 Д. Антисери и Дж. Реале. «Западная философия от истоков до наших дней. Античность»

5 Надпись над воротами в школу Эпикура


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

467. Градієнтний метод числової оптимізації задач нелінійного програмування 1.16 MB
  Застосування градієнтного методу, коли обмеження на область зміни змінних х відсутні. Застосування градієнтного методу, коли наявні обмеження на область зміни змінних х. ознайомлення з градієнтним методом числової оптимізації, набуття навиків розв’язку та аналізу задач нелінійного програмування градієнтним методом.
468. Инженерные решения постройки много квартирных домов старого образца 197.5 KB
  Ознакомление с постройками много квартирных домов старого образца, инженерными системами этих домов, системами энергосбережения этих домов (до реконструкции, после реконструкции).
469. Концепція суспільства К. Поппера 130 KB
  Комплексний аналіз сутності й складових концепції суспільства К.Поппера, її ролі у системі філософських знань людства про суспільство, а також сучасної практичної цінності вказаної концепції. Критичний раціоналізм як методологічна основа соціальної теорії К.Поппера.
470. Расчёт себестоимости и формирование плановой сметы затрат для выполнения работы по теме: Восстановление данных с мобильного телефона 474.84 KB
  Теоретическая составляющая. Критерии и показатели, определяющие смету затрат на выполнение работы по оптимизации работы ПК. Расчёт затрат на основные и вспомогательные материалы. Расчёт затрат на ремонт, содержание и эксплуатацию оборудования и оснастки.
471. Теория системно-информационного подхода 1.46 MB
  Информационный принцип максимальной энтропии. Определения количества возможных схем разделения исходной смеси. Задача выбора оптимальной схемы разделения. Оптимальная декомпозиция ректификационной системы. Распределение концентраций компонентов в выходных потоках.
472. Создание реалистического изображения трехмерной сцены методом трассировки лучей 254.5 KB
  Базовые возможности и входной язык программы синтеза реалистических изображений на основе метода трассировки лучей, разработать трехмерный композитный объект с применением операций конструктивной твердотельной геометрии (CSG).
473. Карбюратор Солекс Ваз 2108 176.5 KB
  Устройство карбюратора ВАЗ Солекс. Экономайзер мощностных режимов состоит. Следует отметить, что экономайзер мощностных режимов карбюратора 2108 Солекс вступает в работу при практически полностью нажатой педали газа.
474. Исследование электрических цепей при переходных процессах первого и второго родов 407 KB
  Расчёт и исследование электрических цепей при переходных процессах. При решении задач использовались законы коммутации: iL(0-)=iL(0+), UC(0-) = UC(0+). Также использовался метод наложения при определении некоторых токов и напряжений в промежуточных стадиях решения задач.
475. Методические указания по разработке экономической части выпускной квалификационной работы Технология машиностроения 356 KB
  Рекомендации по выполнению экономической части дипломного проекта. Обоснование необходимости предлагаемых разработок. Расчет показателей эффективности капитальных вложений. Обоснование необходимости предлагаемых конструкторских разработок.