99289

Философия эпохи эллинизма: скептицизм, кинизм, стоицизм, эпикурейство

Реферат

Логика и философия

Эллинийской эрой принято считать период 338г до н.э. (завоевание Греции Македонией) – 30г до н.э. (завоевание Греции Римом). Некогда демократический строй переходит в монархию и тиранию. Эллинистический человек – поданный многомиллионного государства, в чьих делах он больше не имеет возможности участвовать. Эллинистическая культура характеризуется синтезом старой греческой культуры с культурами завоеванных Македонией «варварских» народов

Русский

2016-09-06

124.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия»

Философия эпохи эллинизма: скептицизм, кинизм, стоицизм, эпикурейство

Реферат

по дисциплине «Философия»

Руководитель           Разработал

 Профессор                 студент гр.У-213

__________Быстрова А.Н.         _________Шевчук Е.С.

(подпись)             (подпись)

__________           __________

(дата проверки)      (дата сдачи на проверку)

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА…………………………

  1.  Скептицизм……………………………………………………..
    1.  Кинизм………………………………………………………….
    2.  Стоицизм………………………………………………………..
    3.  Эпикурейство…………………………………………………..

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

       БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….


ВВЕДЕНИЕ

Повышенное внимание к единичному и индивидуальному, которое пронизывает философию Аристотеля, указывает на наступление новой эпохи, когда чувственное и субъективное будет основным предметом внимания философов. Это эпоха эллинизма. Сам термин эллинизм означает «подражание эллинам» и определяет стремление повторить в новых субъективных формах концепции классической эпохи.

Эллинийской эрой принято считать период 338г до н.э. (завоевание Греции Македонией) – 30г до н.э. (завоевание Греции Римом). Некогда демократический строй переходит в монархию и тиранию. Эллинистический человек – поданный многомиллионного государства, в чьих делах он больше не имеет возможности участвовать. Эллинистическая культура характеризуется синтезом старой греческой культуры с культурами завоеванных Македонией «варварских» народов. Философия остается греческой с центром в Афинах, но на первое место выходит этическая проблематика, постепенно теряется связь с наукой (понижение преобладающего ранее интеллектуализма).

Я выбрал эту тему, так как на одном из семинарских занятий по философии в первом семестре я готовил доклад по киникам, тема меня заинтересовала, и я захотел узнать об остальных философских школах того времени.

В это время были основаны 4 философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

Эллинийская эра – что она несла в себе, какой след оставила в истории философии?

Цель реферата – наглядно показать данную эпоху философской  мысли.

Задачи:

  •  разобрать детально основные концепции того времени
  •  обозначить основных представителей данных философских направлений


ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

1.1 Скептицизм

Скептицизм – одно из философских направлений, в основе которого лежит усомнение всего: все относительно, все можно оспорить, ничто не является абсолютной истиной, да ее и нет. Утверждение «Философия - не наука» отражает главный принцип философского скептицизма. Скептики вели интеллектуальную борьбу с догматиками, стоиками, они были противниками всех и  ставили под знак вопроса не только окружающие явления, но и возможность достоверности знания. Наиболее выдающийся представитель скептицизма – античные философы Пиррон и Аркесилай.

Пиррон из Элиды ( 360 до н. э. - 270 до н. э.) - начиная с 323 г. до н.э. основатель движение "скептиков", принял участие в походе Александра на Восток. Собственными глазами он увидел, как рушится привычный уклад жизни, а убеждения греков, возможно, не имеют столь прочного основания, как это казалось. На востоке Пиррон познакомился с софистами, от которых он воспринял идею о суетности и бренности бытия. Пиррон не имел своей школы с конкретным местоположением. После похода Пиррон вернулся в Элиду, где преподавал до самой смерти, не написав ни слова.

Яркая особенность, отличающая его от предшественников и современников, состояла именно в убеждении, что можно жить искусно и счастливо в отсутствии истины и ценностей.

Основные положения концепции скептицизма в интерпретации Пирроном1:

  1.  все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны.

Из вышеизложенного следует: вещи неотделимы, несоизмеримы в себе, и чувства и разум не в состоянии определить истину и ложь. Пиррон потому и отрицал бытие и принципы бытия, что все представляется видимостью. Свидетельствует Тимон, ученик Пиррона:

"Тотально господствует видимость","Вечность - природа божественного и блага, от которых только и может человек обресть жизнь равную им".

Заслуга Тимона состояла в том, что он записал, систематизировал и пустил в оборот сочинения учителя.

  1.  нельзя питать к ним доверия, но нужно жить без мнений, ни склоняясь к чему-то, ни отвращаясь ни от чего (любая вещь "есть не больше, чем не есть", или "есть и не есть", или "не есть, но и не не есть")

Если вещи несоизмеримы, и ни разум ни чувства не могут видеть в них ни ложное, ни истинное, то, не доверяя им, человек должен воздерживаться от суждения. Эта так называемая "остановка в суждении" - стоического происхождения. Еще Зенон считал неизбежным для мудреца ни с чем не соглашаться, тормозить себя в суждении перед лицом непонятного.

  1.  уместны лишь апатия и непоколебимость.

Философ Эпикур восхищался образом жизни Пиррона и нередко интересовался новостями о нем. У себя на родине он был в таком почете, что Тимон называл Пиррона "подобным богам", а сограждане избрали его жрецом. Успех Пиррона не случайный, в его лице мы имеем новую модель жизни, новую интерпретацию идеалов своей эпохи.

Аркесилай (315 до н. э. - 240 до н. э.) – древнегреческий философ, один из предводителей Платоновской Академии, придавший ей скептический характер. Он использовал иронический метод Сократа в скептическом духе, полемизируя со стоиками, продолжая идеи Пиррона и пользуясь в основном такими категориями как "согласие" и "рассудительность".

Скептицизм прочно вошел в сознание людей, в разной степени принятый ими, но бесспорно изменивший сознание человека, научив мышление сомневаться в истинности восприятие, порождая уверенность в субъективизме интерпретации как таковой вообще.

1.2. Кинизм

Кинизм сочетает в себе учение Сократа и софистические течения того времени. Тренировка души и тела до готовности противостоять невзгодам стихии, презрение к наслаждениям - фундаментальные ценности киников, так как удовольствия расслабляют тело и душу, серьезно угрожают свободе, делая человека рабом желаний. По этой же причине осуждался и брак в пользу свободного сожительства. Так же и Отечество – весь мир земной. Наиболее известные киники – Антисфен из Афин и Диоген Синопский.

Антисфен (444г до н. э. – 370г до н. э., Афины) – один из младших сократиков, основатель кинизма. Обучившись вначале у софистов, он стал учеником Сократа уже в зрелом возрасте.  После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу в гимнасии Киносарга (что значит, - резвые собаки), отсюда имя учения – кинизм.

Антисфена привлекала мощь сократовской морали: принципы самодостаточности, самообладания, равенства самому себе, силы духа, самоограничение до минимума. Логика Антисфена упрощенна. Мы познаем все через ощущения и описываем их через аналогии, для сложных вещей нет другого определения как описание простых элементов, из которых они образованы. Задача обучения в лингвистическом познании. По поводу любой вещи можно лишь утверждать ее имя собственное (например, человек есть человек). Центральная мысль его философии – идеал «автаркии»  (самодостаточности).  Удовольствие для Антисфена - безусловное зло. Вот дословные выражения Антисфена2:

"Лучше сойти с ума, чем испытать наслаждение",

"Если б мне довелось узреть в своих объятиях Афродиту, я продырявил бы ее".

Мудрец, считает Антисфен, должен жить не по законам города, а "по законам добродетели", в том числе, много Богов - "по закону" города, на самом деле Бог один.

Диоген Синопский (412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф) - символ движения киников, на период  его жизни пришелся расцвет кинизма. Был старшим современником Александра Македонского, умер с ним в один день.

Жил в бочке посреди площади, показывая тщетность стремлений к удовлетворению телесных, «животных» потребностей и желаний. Метод и путь, ведущий к свободе и добродетелям, Диоген обозначает понятиями - "аскеза", "усилие", "тяжкий труд".

В своей философии усилил аскетизм, известен фразой "Ищу человека", которую он повторял с фонарем в руках среди толпы и среди бела дня:

«Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше всех общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив».

Рассуждал философ о бесполезности математики, физики, астрономии, музыки, абсурдности метафизических построений.

После смерти Диогена, современники воздвигнули ему мраморный памятник в виде собаки с надписью: "Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не прейдет, ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать наипростейший путь жизни".

Кинизм оставил в истории философии след, его существование не было долгим в силу объективных причин.

1) Экстремизм кинизма: осуждение ценностей и пристрастий, освященных традицией, и преследование их без соответствующего выдвижения взамен альтернативных ценностей.

2) Неравновесие в основе: сведении человека к животному началу, считая необходимыми потребности примитивного человека, при этом запрашивая активность духовного плана, т.е. то, что примитивному человеку недоступно.

3) Духовная нищета: принижается наука и культура.

1.3. Стоицизм

В конце IV в. до н.э., уже после основания "Сада", в Афинах родилась другая школа, которой было суждено стать знаменитейшей. Концепция получила название "стоицизм". Основателем был семит Зенон, родившийся на острове Крит около 333-332 гг. до н.э., переехавший в Афины в 311 г. до н.э. и так как он не был афинянином, то не имел права арендовать целое здание,  проводил свои лекции в Портике (по гречески Портик - "Стоя", поэтому приверженцев школы стали называть стоиками). В Портике было принято критическое обсуждение всех догм, включая теорию основателя школы, как гипотезы, служащей для углубления, переосмысления и переработки учения.

Периоды в истории Стои3:

  1.  период античной Стои во главе с триадой - Зенон, Клеанф, Хрисипп;
  2.  период т.н. "средней Стои" II-I вв. до н.э. с эклектическим уклоном;
  3.  период римской Стои, или новой Стои христианской эпохи, с ее моральной проблематикой и религиозной тональностью.

Сложно выделить основные взгляды представителей Стои, так как письменных текстов почти не осталось.

Выдающимися стоиками были:

  1.  Плутарх из Херонеи  (45г н.э. – 127г. н.э.)
  2.  Марк Аврелий Антонин (26 апреля 121г. н.э., Рим - 17 марта 180 г. н.э., Виндобона) — римский император (161г. н.э. – 180г. н.э.) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма,
  3.  Луций Анней Сенека (4г. до н. э., Кордуба - 65г. н.э., Рим) - римский поэт, государственный деятель и философ-стоик.

У Сенеки остались многочисленные поэтические произведения. Главные философские воззрения: считал, что умный идет своей дорогой. В человеке есть добродетели и наслаждения (случайности). Добродетели вечны, к ним он относит честь, душу, а наслаждения конечны, среди них – человеческое тело.

Стоит отметить в повествовании о стоиках Марка Туллия Цицерона (3 января 106 до н. э., Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримского политика, знаменитого оратора, философа, проработавшего в деталях учение стоиков и подробно его изложившего.

Академическое трехчастное строение философии, новым образом, иллюстрирующим соотношение частей философии: фруктовый сад, ограда которого - логика (иногда она служит крепостной стеной, средством защиты); деревья в саду - это физика, фундаментальная структура; фрукты, то, ради чего высаживают сады - это этика.

Цель логики стоики, как и эпикурейцы, видели в отработке критерия истины; в ощущениях они также находили основу познания, которое мы получаем об объектах, воздействующих на наши органы чувств, после чего возникают представления. Истинное представление для стоика - это не только чувствование, но и сочувствование, т.е. согласие (свободное принятие, активное сцепление души с получаемым внешним впечатлением).

Физика стоиков - это первая форма пантеистического материализма. В нем выделяемы два свойства4:

1) Бытие есть только то, что способно действовать и страдать, а таково лишь тело: "бытие и тело одно и то же". Телесны добродетели, телесны пороки, благо, истина.

2) Этот тип материализма выступает в виде гилеморфизма (метафизическая точка зрения, согласно которой любой объект состоит из двух основных начал, потенциального, первичной материи, и актуального, субстанциальной формы) и монистического гилозоизма.

Стоики исходят из двух принципов бытия, "пассивного" и "активного", отождествляя первый с материей, а второй с формой (или формирующим принципом), утверждая при этом неотделимость одного от другого.

Прозрачность телесного Бога всей материи и всей реальности вытекает из тезиса о всеобщности телесного. Отвергнув теорию атомов Эпикура, стоики допустили бесконечную делимость тел, возможность соединения, внутренним образом, частей тела. Этот тезис соединяется с тезисом о проницаемости тел.

Что же касается бестелесного. Бестелесное, просто в силу недостаточности телесного, неполноценно, ибо в нем мало бытия. Бестелесному не достает также всего, что отличает бытие: оно не может ни действовать, ни страдать. Поэтому бестелесны все универсалии, а также "место", "время", "бесконечное".

Идеи и формы Платона и Аристотеля здесь объединены в единый Логос, манифестирующий себя в бесконечных семенах, потенциальных силах, внутренне присущих материи, от нее неотделимых. Весь универсум есть, в таком понимании, единый организм, в коем все вместе и по отдельности гармонизировано,  т.е. одно воспринимается лишь через другое, а вместе через все. Это и есть теория "универсальной симпатии".

Поскольку Бог есть активный принцип, он неотделим от материи, поскольку нет материи без формы, то Бог - во всем и Бог – все. Бог совпадает с космосом. Быть в Боге, значит, быть заодно с миром, именно потому, что мир и его части - Бог.

Этика стоиков более пятисот лет несла мощный заряд мужества, для многих поколений была смыслом жизни. Как и для эпикурейцев, так и для стоиков цель жизни - достижение счастья, поэтому главными вопросами были:

«Как обеспечить личное счастье?»,

«Каков индивид сам по себе, не в контексте сообщества?»

Счастье состоит в том, чтобы следовать природе. Если мы понаблюдаем за поведением живых существ, то заметим постоянную тенденцию к самосохранению, к присвоению собственного бытия, стремление ко всему, что его сберегает, отталкивание от того, что ему угрожает, примирение с самим собой и со всем родственным по сути.

Решительное разведение блага и зла, по одну сторону, и всего прочего как индифферентного, по другую, типично именно для стоической этики, и уже в античную эпоху оно спровоцировало множество дискуссий как между сторонниками, так и оппонентами. Именно при помощи столь радикального разрыва стоики мыслили возможным врачевание тяжких недугов своей эпохи. Они прекрасно понимали, что источник зла - крушение античного полиса, и все опасности, превратности, неустойчивость, рождавшиеся из социальных и политических потрясений, были объявлены - нет, не злом, но безразличными. Это была поистине мужественная попытка дать человеку новую веру в себя, возможность свыкнуться с мыслью о том, что благо и зло имеют всегда и только внутреннюю природу, никогда не приходят извне, но зависят от моего отношения к вещам и событиям самим по себе нейтральным; что счастье абсолютно не зависит от внешних событий, и одолеваемый физическими пытками и недугами человек способен быть вполне счастливым. В этих положениях этика стоиков созвучна с этикой эпикурейцев.

1.4. Эпикурейство

Первой из эллинистических школ в хронологическом порядке была школа Эпикура, возникшая в Афинах в конце IV в. до н.э. и концепция получила название эпикурейство.

Эпикур Самосский (341 до н. э., Самос — 270 до н. э., Афины) – продолжатель идей Демокрита и Эвклида (концепция атомизма).

Вел борьбу с суевериями, астрологией, магией. Основал школу сначала на Лесбосе, потом в Афинах создал союз, получивший название «Сад Эпикура». Письма "друзьям из Лампсака", "друзьям в Египте", "друзьям-философам из Митилены" и др. свидетельствуют о широте распространения эпикурейства.

Эпикур считал, что реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению, в жизни есть место для счастья:

«Гость, тебе будет здесь хорошо, удовольствие – высшее благо»5

Счастье - это вытеснение страдания и беспокойства, для его достижения человек не нуждается ни в чем, кроме себя самого. Под удовольствием он подразумевает радостную жизнь без проблем. Цель жизни – сделать людей счастливыми. Удовлетворять нужно лишь естественные потребности. Как и Демокрит придерживается принципа «Проживи незаметно». Государства, институты, знатность, богатство, и даже Боги – все излишне, человек самодостаточен. Все люди выступали равными, так как все одинаково жаждут духовного мира и покоя, и, если хотят, то вполне могут достичь его.

"Сад" открыл двери всем: знатным и безродным, свободным и несвободным, мужчинам и женщинам. Новизна, исходившая из "Сада", заключалась в его просветительском духе: в нем не было чистого интеллектуализма, более доступные знания всем, беседы, обсуждения.

Эпикурейская физика - это онтология, целостный взгляд на реальность в ее всеобщности и последних основаниях.

1) "Ничто не рождается из небытия". Но, поскольку ничто не рождается из ничего и не исчезает насовсем, то реальность в ее тотальности была, есть и будет, как она есть, вне принципиальных изменений.

2) Вся реальность образована из двух составляющих: тел и пустоты. Существование тел доказывается самими чувствами, существование же пространства и пустоты проистекает из факта движения, ибо для перемещения тел необходимо пространство. Пустота не есть небытие, а именно - пространство, "неосязаемая природа", по выражению Эпикура. Помимо тел и пустоты ничего третьего нет, ибо немыслимо ничто другое, что бы не обладало телесным эффектом.

3) Реальность, в понимании Эпикура, бесконечна. Она бесконечна как тотальность, но бесконечны и ее составляющие: множество тел, пространство. Если бы множество тел было конечным, то они потерялись бы в бесконечном пространстве, а если бы пустота была конечной, то не смогла бы вместить бесконечные тела. Таковы аргументы против Платона и Аристотеля.

4) "Тела" бывают сложными и простыми, абсолютно неделимыми. Делимость тел до бесконечности нельзя принять, так как это, в конечном счете, означает разрешимость вещей в небытие, что, по логике Эпикура, абсурдно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период Эллинизма важен в отношении философии, хотя и не в такой мере, как период Платона и Аристотеля. Чёткое деление философии на три части – физику, логику и этику – появляется именно в философии периода раннего эллинизма. В эпоху эллинизма философия отчасти сохраняет наследие, накопленное на протяжении двух предыдущих этапов, отчасти меняет содержание и направленность своих теоретических построений.

В работе я рассмотрел основные концепции философских направлений эллейской эпохи, вклад философоф того времени в развитие этих концепций.

И в заключение отвечу на вопрос: чем же стала в истории эпоха эллинизма?

Это еще один виток, перевернувший мышление современников и заставивших потомков если не принимать основные концепты, то считаться с ними, хотя бы оспаривая. Постепенно человеческое сознание расширялось, открывая все новые границы, выдвигая антагонистические представления о счастье, добродетели, порой усомневая окружающую действительность, но стремясь узнать как можно больше и обратить все в понятия и термины, доступные современникам и потомкам.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  Дж. РЕАЛЕ, Д. АНТИСЕРИ. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. – СПб.; ТОО ТК "Петрополис", 1994. - 336 с.
  2.  Асмус В.Ф. Античная философия: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1976. – 451с.

1 Д. Антисери и Дж. Реале. «Западная философия от истоков до наших дней. Античность»

2 Д. Антисери и Дж. Реале. «Западная философия от истоков до наших дней. Античность»

3 Асмус В.Ф. «Античная философия»

4 Д. Антисери и Дж. Реале. «Западная философия от истоков до наших дней. Античность»

5 Надпись над воротами в школу Эпикура