99290

Сознательное и бессознательное

Реферат

Социология, социальная работа и статистика

Важнейшим признаком сознания является его действенность, активность. Опираясь на свою способность к идеальной активности, на многогранную психику, человек активно преобразует мир и самого себя. Правда, как свидетельствует исторический опыт, эта человеческая активность может давать неоднозначные, противоречивые результаты. Плодами человеческой деятельности являются не только собор Парижской Богоматери и Тадж-Махал, но также Бухенвальд и Освенцим.

Русский

2016-09-06

63.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 11

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра Философия

Сознательное и бессознательное

Реферат

По дисциплине Философия

Руководитель                                                                               Разработал

    Быстрова А.Н.                                                                                Студент гр.  Д-211                         

                                                                                           Шипачёв Е.А                                                              

                                                                                   

             

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………3

ГЛАВА I. Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З. Фрейда…………………………………………………………………..6

ГЛАВА II. Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного ………………………………………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..10


Введение

Проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь. Сознание присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он при этом подумал, пережил.

В истории философии исследователи сознания шли двумя путями. Первый путь состоял в описании способа, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называется описанием феномена сознания. Второй путь состоял в объяснении, как возможно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания. В философии эти подходы не различались, а потому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его «шагов», как ощущение, восприятие, представление и т.д. В XX в. философы задали вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой? До настоящего времени исчерпывающего ответа на этот вопрос нет.

Существует и еще одна тайна сознания. Известно, что главным условием возможности появления индивидуального сознания является способность сформулировать суждение «Я есть». Для каждого человека слово «Я» понятно, ибо каждый из нас есть «Я». Открытие «Я» происходит в возрасте около трех лет, причем без участия со стороны самосознательного «Я», ибо его еще просто нет. Не случайно никто из нас не может вспомнить и рассказать, как, каким образом в возрасте трех лет ему пришла в голову мысль и потребность говорить о себе – «Я». Ведь до самого акта обнаружения себя в качестве «Я» человек не был «Я», а потому не было и того, кто взял бы под контроль процедуру «просыпания» «Я» и запомнил бы ее. Сказав о себе «Я», человек выделяет себя уже не только из природы, но и из сообщества других людей.

Вопрос о «Я» - центральный в проблеме сознания, обсуждаемый по сей день в философии, психологии, антропологии и других науках. Ответы на него дают разные: «Я» - явленность Духа Святого, а потому его природа божественна; «Я» - продукт эволюции живой материи, связанной с мозгом; «Я» - результат социализации человека, которая предполагает общение и коммуникацию;  «Я» - непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно и т.д. В каждом из этих толкований «Я» есть своя частичная правда. Но окончательно вопрос о природе «Я» не решен.

Сознание всегда индивидуально-личностно, а потому уникально. Но в нем всегда есть такое содержание, которое является общим для всех  людей или отдельных групп людей.

Сознание существует автономно, но не изолированно от материального. Оно связано с таким материальным явлением, как человек с его мозгом. Если мировой разум существует на уровне научной гипотезы, то человеческое сознание – на уровне установленного научного факта, подтвержденного всей современной биологией, анатомией и физиологией человека.

Человек есть двуединое психофизическое существо, включающее в себя слой физический, телесный, сближающий его с животными, и слой психический, духовный, идеальный, отделяющий его от них.

Указанные два признака – автономия сознания и его связь с материальным – уже дают основания для определения сущности сознания: сознание есть свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовывать себя и окружающую среду в процессе своей практической деятельности.

В связи с этим еще один признак сознания состоит в том, что оно представляет собой продукт длительного процесса, эволюции, истоки которой восходят ко времени появления жизни на Земле. В результате такой эволюции и сложилось сознание в виде весьма сложной структуры, включающей ряд компонентов, или этажей. Этажи психического, идеального соответствуют основным этапам биологической эволюции, самоорганизации природы. Эти этажи, ступени, формы идеального мира свидетельствуют о его постепенном усложнении. Все данные компоненты, хотя и существенно отличаются друг от друга, тем не менее, являются лишь разными проявлениями одной и той же субстанции - идеального бытия.

Наиболее древним слоем человеческой психики является уровень подсознания. Его основные формы проявления - инстинкты, безусловные рефлексы, регулирующие поведение человека в обычных, повседневных, «штатных ситуациях».

Другим, более развитым слоем идеального, является сфера чувственного сознания, функционирование которой обеспечивается пятью органами чувств: слухом, зрением, обонянием, вкусом и осязанием. Идеальное проявление активности этого уровня сознания - наши ощущения и восприятия, т.е. комплексы ощущений.

Еще один уровень сознания, уже собственно человеческий, - сфера мышления, рационального сознания. Это способность человека воспринимать не только отдельные предметы, но и невидимые связи, взаимоотношения между ними и выражать их в форме понятий и образов, представлений и суждений. И, наконец, важный уровень сознания – способность человека к творческому воображению, так называемое сверхсознание, формами выражения которого являются такие уникальные формы человеческой психики, как озарение, откровение, интуиция, вера. Продуктом именно этой сферы сознания стали великие открытия, всеохватывающие философские и религиозные системы, выдающиеся произведения литературы, искусства, живописи.

Важнейшим признаком сознания является его действенность, активность. Опираясь на свою способность к идеальной активности, на многогранную психику, человек активно преобразует мир и самого себя. Правда, как свидетельствует исторический опыт, эта человеческая активность может давать неоднозначные, противоречивые результаты. Плодами человеческой деятельности являются не только собор Парижской Богоматери и Тадж-Махал, но также Бухенвальд и Освенцим.

И все же, несмотря на противоречивость результатов активности человеческого разума, следует признать, что все плоды цивилизации, которыми люди пользуются сегодня, являются итогом активности разума и рук человека.

Сознание и бессознательное.

Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т. п.

Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, не представленных в опыте самого сознания, а потому бессознательных. Сознанию кажется, что оно формирует свое содержание свободно, тогда как на самом деле это содержание обусловлено влиянием каких-то причин, о которых само сознание не знает. Непроясненность для сознания своих детерминант создает основу для человеческого рабства. Человек перестает быть «хозяином» в «своем собственном доме», в пространстве своего сознания. Прояснить природу бессознательного и тем самым освободить людей от его диктата, расширить поле их свободы - такую смысложизненную трактовку этой проблемы давали многие мыслители.

Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З. Фрейда

С точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. При помощи анализа вытеснения устраняются, а вытесненные желания осознаются.

В сфере психического З. Фрейд выделяет три области, как бы по иерархическому принципу: подсознание (Ид), сознание (Эго) и сверх– или надсознание (Суперэго). Сознание оказывается по существу границей между Ид и Суперэго, а в бессознательном разграничиваются две области. Подсознательное бессознательного выступает, с одной стороны, как природно обусловленный компонент психики, а с другой – как компонент, содержание которого детерминировано прошлым опытом субъекта. Надсознательное бессознательного – это обусловленные структурой культурного пространства, в котором действует человек, факторы, не осознаваемые и не регулируемые индивидуально психологически. Человек говорит, не отдавая себе отчета в закономерностях функционирования языка, принимает участие в политических акциях, обнаруживая впоследствии, что результатом их явилось то, что никак не входило в его намерения и цели, пользуется приборами, зачастую не подозревая о закономерностях, приведших к их созданию.

Согласно этой теории бессознательное содержит в себе лишь те стороны личности, которые вполне могли бы быть сознательными и были подавлены только благодаря процессу воспитания.

З. Фрейд так же настаивал на том, что в добавление к вытесненному материалу бессознательное содержит в себе так же все те психические компоненты, которые опустились ниже порога сознания.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу. Взаимодействие сознательного и бессознательного может осуществляться согласованно, синергично или антагонистично, противоречиво, проявляясь в разнообразных несовместимых поступках человека, внутриличностной конфликтности.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по Фрейду, "цензуру" сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам – вытеснению, сублимации (замещению) рационализации и регрессии. 3. Фрейд утрировал роль подсознательного в поведении личности, а в сфере подсознательного – роль сексуальных влечений, темных сил природы. Он понимал подсознания как мощную сферу, влияющую на сознание.

Он говорил, что бессознательное составляет основу нашей индивидуальности, а иррациональное начало, которое заложено в бессознательном, является конструктивным, творческим началом. Человек часто сталкивается с тем, что случайная ошибка или заблуждение неожиданно открывают ему совершенно новый взгляд на проблему.

Фрейд считал, что сфера бессознательного — это вытесненные, нереализованные потребности человека. Он внедрил понятие "Я" и "Оно", для различения которых предложил принимать во внимание закон их функционирование. В основу системы, что отвечает сознанию "Я", заложен принцип реальности, проявления "Оно" предопределены принципом удовольствия. Действия "Я" отвечают реальности и подчиненные физическим законам, социальным установкам и логике; "Оно" руководствуется субъективными потребностями биологического и аффектного характера.

Между "Я" и "Оно" нет резкой границы. "Я" стремится способствовать влиянию внешнего мира на "Оно", изменить принцип удовольствия, которым руководствуется "Оно", принципом реальности. Для психической деятельности характерные постоянные переходы сознательного в несознательное и наоборот.

Фрейд указывал, что примером перехода сознательного в бессознательное может служить сон. Сновидение — это своеобразное состояние сознания того, кто спит, какой характеризуется появлением более или менее ярких представлений. Они возникают в результате работы отдельных незаторможенных центров коры головного мозга. Потому, то, что мы видим все сне, базируется на уже пережитых раньше впечатлениях, которые соединяются между собой в многообразные, даже фантастические или абсурдные связи.

Таким образом в работах Фрейда основной акцент делался на то, что решающую роль в жизни и поведение каждого человека играет бессознательная сфера, а сознание практически полностью состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного.

Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного

В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, по мнению Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики.

Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название «архетипы», которые как бы имманентно присущи всему человеческому роду. «Архетипы», согласно Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным». «Индивидуальное бессознательное» (или, как Юнг его еще называет, «личное, персональное бессознательное») отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

Одно из центральных понятий юнговской «аналитической психологии», «коллективное бессознательное», представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно «коллективное бессознательное» является тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы». «Коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа».

К. Г. Юнг ввел понятие «архетип» и «коллективное бессознательное», чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения и схематического оформления структурных представлений человека. Однако Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он, собственно, и выступал в своей полемике с Фрейдом. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете, оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода.

Заключение

Таким образом, в своих работах Юнг пошёл дальше Фрейда, расширив понимание составляющих психики и введя такое понятие, как коллективное бессознательное.

Юнг считал психику динамически противоречивым единством, дополняющим и компенсирующим взаимодействием сознания и бессознательного при непрерывном энергоинформационном обмене между ними.

Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что наследственным, а, следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга - формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики.


Библиография :

1) Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983г.

2)     Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., Просвещение 1990г.

3)  Фрейд З. Психика: структура функционирования. Пер с нем. А.М. Боковиков. – М .: Академический Проект, 2007г.

 4)   Юнг К. Сознание и бессознательное. – М.: Академический Проект, 2007г

 5)   http://h-sciences.ru/psychology/163-3-soznanie-i-bessoznatelnoe.html

 6)   http://www.kulichkovvk.ru/fil/lek/sozn_i_bezsozn/index.htm

 7)    http://jungland.ru/node/741


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2427. Динамічні пружні навантаження при підйомі вантажу 223.91 KB
  У разі підйому вантажу з ваги всі зазори в механізмі і канатах вибрані, а пружна система відповідно деформувалася тобто всі пружні елементи механізму вже піддані дії ваги вантажу і всі маси пружної системи починають рух одночасно.
2428. Економіка і організація виробництва 165.38 KB
  Методологія вивчення дисципліни Економіка і організація виробництва. Основні фонди підприємств авіаційної промисловості і їх використання. Оборотні кошти і матеріально-технічне забезпечення підприємств в умовах ринкової економіки. Собівартість продукції підприємств. Основи ціноутворення. Комерційний розрахунок і фінанси підприємств. Виробничі процеси і принципи їх раціональної організації. Сутність і функції процесу управління виробництвом.
2429. Лексичні одиниці в програмуванні 121 KB
  Лексичний устрій тексту програм. Напередвизначені позначення. Класифікація напередвизначених типів. Алфавіт будь-якої мови програмування є підмножиною символів (літер), представлених у спеціальній таблиці ASCII.
2430. Аналіз табличних даних 157 KB
  Корпоративна система призначається як правило для оперативного управління. Тому для менеджерів-аналітиків, яким необхідно шукати оптимальні рішення, дуже актуальним є застосування підручних програмних засобів. Одним з таких засобів є табличний процесор Excel, що входить у загальнодоступний пакет Microsoft Office.
2431. Способи вираження кількісного складу розчинів 40.22 KB
  Розчинами є плазма крові, слина, шлунковий сік, сеча та інші рідини людського організму. З утворенням розчинів пов’язані процеси засвоєння їжі та виведення із організму продуктів життєдіяльності. У формі розчинів у організм вводиться багато лікарських препаратів. Тому лікареві необхідні знання про величини, що характеризують кількісний склад розчинів.
2432. Сучасні класифікаці психічних розладів. Невротичні розлади 34.5 KB
  МКХ-10 vs DSM-IV. Невротичні розлади: зміст поняття та історія вчення. Теорії етіології та патогенезу. Невротична симпоматика. Класифікація невротичних розладів.
2433. История средних веков. Возникновение мира: мифы и реальность 30.5 KB
  Вспомним статью о возникновении мира и миф о его творении. При всем их различии, у них есть нечто общее. Что? Они оба основаны на предпосылке: Мир имеет начало. Сама идея поиска начала вселенной во времени – далеко не очевидна. Идея творения мира из ничего – христианская идея, и зарождается она где-то в I в. н.э.
2434. Приготування розчинів із заданим кількісним складом 28.2 KB
  Розчини з молекулярним та іонним характером дисперсності розчиненої речовини – справжні розчини – найважливіша складова частина біологічних рідин. Водні розчини електролітів та низькомолекулярних речовин забезпечують постійний осмотичний тиск, активну реакцію середовища.
2435. Фактори психологічного розвитку людини 30 KB
  Нормативні вікові фактори, які знижуються у юнацькому віці. Нормативні історичні фактори, які є майже симетрично протилежними до вікових. Ненормативні фактори. Чим старшою стає людина, тим більше ці фактори на неї впливають.