99292

Интеграция Польши в НАТО: мотивы и основные события

Реферат

Международные отношения

Мотивы вступления Польши в НАТО. Проблемы вступления Польши в НАТО. Позиция стран-членов альянса. Этапы интеграции Польши в НАТО. Хронологическая таблица основных событий процесса интеграции Польши в НАТО

Русский

2016-09-06

129.5 KB

0 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Университет

Факультет международных отношений

Кафедра международных отношений

«Интеграция Польши в НАТО: мотивы и основные события»

Студент 3-го курса

отделения «МО»                ______________________             Шкода Александра Сергеевна

Научный руководитель:

доктор исторических наук

профессор                                 _________________            Снапковский Владимир Евдокимович

Минск

2012


Содержание

  1.  Введение ………………………………………………………………. 3
  2.  Мотивы вступления Польши в НАТО ……………………………….4
  3.  Проблемы вступления Польши в НАТО. Позиция стран-членов         альянса…………………………………….…………………………….7
  4.   Этапы интеграции Польши в НАТО ………………………………..10
  5.  Хронологическая таблица основных событий процесса интеграции Польши в НАТО ………………………………………………………10
  6.  Заключение ……………………………………………………………18
  7.  Список источников …………………………………………………...20

ВВЕДЕНИЕ

В начале 1990-х гг., после стремительных и отчасти катастрофических событий, сопровождавших распад СССР и крушение мировой системы социализма, абсолютно все европейские страны (и не только) оказались перед необходимостью формировать новую внешнеполитическую линию или вносить коррективы в старую с учетом новой расстановки сил на международной арене.

Польша была в числе тех стран, которым пришлось коренным образом менять свою внешнюю политику.

Республика Польша в начале 90-х гг. стояла перед историческим выбором. Потенциально польская политика тогда могла быть как восточная, пророссийская (т.е. с сохранением старого курса), так и прозападная: прогерманская или североатлантическая (читай - проамериканская). Победил, как известно, последний курс. [4]

Нельзя сказать, что польское общество, польская политическая элита были единодушны в таком стратегическом выборе, процессы осмысления и определения путей дальнейшего развития польского государства были достаточно тяжелы и сложны. Но, атлантизм победил, победил с солидным преимуществом. Могло ли быть иначе? 

Исследования показывают, что  данный выбор являлся закономерным и объяснимым.

Стратегическая ориентация на западные структуры, включение Польши в контекст западноевропейской концепции развития позволит, как отмечал министр иностранных дел Польши Д.Росати 1, обеспечить лучшие условия государственной безопасности и более выгодные перспективы экономического развития страны. Кроме того, вступив в западное сообщество, Польша, по словам  А.Квасьневского2, "вернется в свое естественное окружение". [2]

Таким образом, хотелось бы выделить мотивы вступления Польши в НАТО:

  1.  Чувство исторической несправедливости, ощущение того, что не по  их вине   у двух поколений после второй мировой войны были отняты, по мнению поляков, основные свободы и возможности.

Членство в НАТО не могло вернуть то, что было отнято. Однако оно было призвано символически восстановить законное место страны среди свободных демократических стран.

  1.  НАТО рассматривалось как буфер, препятствующий разгоранию внутригосударственной борьбы.

В 1999 году тогдашних государств-кандидатов, в том числе и Польшу, отделял от коммунизма относительно короткий промежуток в десять лет. Первые годы свободы были бурными, и стабильность медленно восстановилась лишь в середине девяностых годов.

Для Варшавы судьба Словакии служила предупреждением о том, что на смену коммунизму не обязательно приходит демократия. Первое правительство Словакии после обретения ею независимости оказалось коррумпированным и склонным к преследованию своих политических противников. [1]

Хотя по существу НАТО не занимается вопросами государственного устройства, демократии, членство в Североатлантическом союзе действительно могло помочь преодолеть потенциальные и реальные антидемократические эксцессы.

Условием вступления в НАТО является наличие в стране демократического политического строя.

Для тогдашних государств-кандидатов, среди которых была Польша,  угроза быть исключенным из списка вступающих в НАТО, служила мощным стимулом, не позволявшим им выходить за рамки демократического устройства государства.

  1.  Потребность в обеспечении собственной безопасности

После краха социалистической системы и развала Советского Союза Республика Польша стала свободна в определении внешнеполитического курса.

Ведущими внешнеполитическими ориентирами новых сил стало возвращение страны в Большую Европу, а также обретение подлинных независимости и суверенитета.

На этом пути варшавские лидеры видели две потенциальные угрозы — нарастание неопределенности в СССР/России, что было чревато возрождением у Москвы имперских амбиций, и объединение Германии, что порождало страхи перед появлением в этой стране реваншистских и великодержавных стратегий.

Варшава быстро определилась с выбором союзников. Первым из них стали Соединенные Штаты и возглавляемый ими Североатлантический Альянс.

Польша рассчитывала использовать США, как гарант собственной безопасности в отношениях с Россией и Германией.

Выход из восточного блока, который формально произошел вместе с роспуском Варшавского договора в 1991 г., означал, что страна оставалась в ненадежной и грозящей дестабилизацией части Центральной Европы. В этой зоне Польша, подобно нескольким другим государствам региона, оказалась вне всяких союзов. Кроме того, она не сумела сразу же обеспечить себе ни солидных гарантий безопасности, ни договоренностей, которые бы их подкрепляли.

При такой ситуации в Польше, как в прочем и в Венгрии, и в Чехословакии,  нарастала убежденность в том, что именно НАТО может  дать гарантии безопасности молодому государству, на западе от которого возникла мощная объединенная Германия, а на востоке — нестабильная Россия и новые восточноевропейские государства, ранее бывшие республиками Советского Союза.

Польша опасалась нового превращения страны в "санитарный кордон", в "крепостную стену" на Востоке, втягивающего польское государство непосредственно в сферу зависимости от Германии. Доминирование Германии в этом случае сделало бы существование самостоятельного польского государства фикцией. Кроме того, в Польше вполне осознавали, что их западные земли - это историческая восточная окраина Германии. Поляки, с точки зрения немцев, вклинились на их территорию как раз на те 197 км, на которые была после последней мировой войны отнесена западная польская граница. Вот почему прогерманский курс с самого начала в Польше не рассматривался как перспективный. 
   Страх стать 5 разменной картой в игре  великих держав, «крепостной стеной» между Западом и Востоком, а также опасение вновь потерять столь тяжело обретенную независимость подвигли Польшу к интеграции в НАТО.

  1.  Ситуация в  России.

Данный вопрос является составной частью мотива, касающегося  обеспечения безопасности Республики Польша. Выделение его в отдельный пункт не случайно. Взаимоотношения с Россией всегда складывались для Польши не просто. Россия – эта та страна, которая на протяжении долгого времени оказывала непосредственное влияние на внешнюю и внутреннюю политику Польши. Республика Польша опасалась вновь стать подчиненным чужой воли государством.

Ни одна из стран Центральной и Восточной Европы не шла легким путем после падения коммунизма, но, представляется, что Россия столкнулась с самыми большими трудностями. И так как ни одно из прежних коммунистических государств не было полностью застраховано от возможности возврата к тоталитаризму, политические трудности России делали ее в глазах государств-кандидатов НАТО потенциально опасным соседом. Этот страх был не в последнюю очередь вызван и неспособностью или нежеланием Москвы разрешить вопросы государственных границ с государствами Балтии. Государства-кандидаты

считали, что после вступления в НАТО статья 53 Североатлантического договора будет сдерживать возникновение любых потенциальных трудностей с российской стороны. По мнению поляков, политическая элита России в осуществлении своих «имперских» внешнеполитических амбиций может понять только один аргумент – аргумент силы, а именно потенциал НАТО, США

Прозападная внешнеполитическая ориентация предоставляла Польше уникальные возможности, реализация которых, однако, могла быть серьезно затруднена рядом внешнеполитических обстоятельств.

Наиболее существенным препятствием на пути Польши в НАТО являлась позиция стран-членов этой организации, которые в большинстве своем были противниками расширения НАТО.

США с приходом администрации Клинтона оказывала всяческую поддержку Польше в ее желании стать членом НАТО.  Расширение альянса на Восток должно было стать важным инструментом обеспечения экономических интересов США в Европе, а их присутствие на рынках центральноевропейских стран  - важным каналом влияния на ЕС.

Европейские страны не имели согласия в вопросе по поводу расширения НАТО, принятия новых членов.

Основным мнением союзников в то время было то, что страны Центральной и Восточной Европы, соответственно Польша в их числе, сначала должны сфокусировать свои усилия на вступлении в Европейский союз, а не в НАТО. Это рассматривалось, как более «естественный» и простой путь интеграции в западный социум, а членство в НАТО наступит позднее, если вообще состоится. Основные союзники Вашингтона по НАТО – Франция, Великобритания, Германия – имели свои собственные причины для осторожности, если не оппозиции по поводу расширения альянса.

Усилия восточноевропейских государств по интеграции в НАТО получили активную поддержку со стороны ФРГ, Бельгии и Нидерландов. Стремясь отодвинуть "рубеж нестабильности" от своих границ на восток и распространить влияние на новых членов, ФРГ призывает принять в состав блока в первую очередь страны "Вишеградской группы" (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия).

Однако среди многих государств - членов Организации Североатлантического договора данная идея  первоначально не вызывала большого энтузиазма.

В решении вопроса о вступлении Польши в НАТО присутствовало опасение негативной реакции со стороны России. Ситуация здесь менялась постепенно, и при принятии окончательного решения не последнюю роль сыграл страх перед внутренней нестабильностью в Российской Федерации.

Против форсированного приема новых членов выступали Великобритания и Франция, аргументируя это несвоевременностью расширения альянса, поскольку такой шаг не только не ведет к разрешению имеющихся проблем, но и порождает новые.

По их мнению, Североатлантический союз пока не был готов взять на себя ответственность за обеспечение безопасности новых членов и бремя расходов на приведение их вооруженных сил в соответствие с натовскими стандартами.

Кроме того, обращали внимание на опасность вовлечения НАТО в межнациональные противоречия, а также на реальную возможность нарушения функционирования сложившихся в блоке механизмов выработки и реализации согласованных решений.

Позиция Франции и Великобритании была близка руководству государств южного фланга (Турции, Греции, Испании и Португалии) , опасающихся прежде всего сокращения объема получаемой ими помощи из общеблокового бюджета.

Хотелось бы подробнее рассмотреть позицию некоторых стран  по вопросу принятия Польши в НАТО.

  1.  Позиция Великобритании

Лондон опасался, что расширение НАТО, которое он первоначально рассматривал как идею Германии, ослабит альянс и обязательства США по отношению к Европе. Высшие оборонные чины Британии опасались осложнений в плане обороны из-за расширения обязательств по Статье 5 Североатлантического договора, и Лондон был не совсем уверен в том, что они называли «жизненно важной темой» - готова ли британская общественность вступить в войну за Польшу?

Все лето и осень 1993 года британские дипломаты, хоть и знали, что в один прекрасный день альянс должен расшириться, подчеркивали, что это вопрос будущего.

  1.  Позиция Франции

Если Лондон опасался расширения из-за ослабления НАТО, то Париж опасался возможного укрепления альянса. Расширение НАТО, по словам одного из высших государственных деятелей Франции, было подобно «даче НАТО витаминов». По мнению Франции интеграция Польши, как и других стран Центральной и Восточной Европы, должна происходить через европейские, а не трансатлантические организации.

Как сказал новый министр обороны Франсуа Леотар, «Постучать в дверь НАТО означает постучать в дверь Америки и попросить американских гарантий. Это понять невозможно, однако это не наша концепция. Мы хотим, чтобы запрос на безопасность был адресован странам Европы». [2] 

  1.  Позиция Германии

Именно Германия стала первой западной страной, которая открыто поставила вопрос о расширении НАТО исходила  на сессии Североатлантической Ассамблеи в конце 1992 года, когда ее представитель заявил о необходимости  принять в НАТО страны ЦВЕ.

Для ФРГ лучшей гарантией безопасности на своих восточных границах было присоединение  центральноевропейских стран, прежде всего Польши, к западным военно-политическим и экономическим структурам.

Специфика подхода Германии к расширению состояла в том, чтобы процесс этот не ограничивался распространением компетенции блока на Восход, а шел параллельно с интеграцией в ЕС. Для Германии это было способом вернуть традиционную ведущую роль в формировании консенсуса и баланса интересов больших и малых европейских наций.

 Курс на вступление в Альянс Варшава проводила весьма последовательно. Его приоритетность во внешней политике Республики Польша не зависела от смены президентов и правительств. [5]

В процесс интеграции Польши в НАТО можно выделить  несколько этапов:

Первый длился с 1989 по 1993 год и был связан с установлением более тесных контактов с бывшими военно-политическими противниками. В сентябре 1993 года польский президент Л. Валенса направил письмо Генеральному секретарю НАТО, в котором официально заявил о желании своей страны присоединиться к Североатлантическому Альянсу.

Второй этап начался в 1993 году и закончился в 1999 . В этот период была создана программа «Партнерство ради мира», проведено и обнародовано «Исследование о расширении», состоялось несколько саммитов НАТО. Итогом этого периода стало вступление Польши в НАТО. [7]

С желаниями, а затем устремлениями Польши, Чехии и Венгрии (в определенной мере также и новообразованного государства — Словакии) вступить в НАТО сталкивалась непростая, но постепенно эволюционировавшая позиция Североатлантического союза. Прошло изменение точек зрения его членов: от неприязненности и нежелания  до полной открытости.

В следующей части моего реферата4 будут обозначены и  проанализированы основные события процесса интеграции Польши в НАТО, а также изменение позиции стран-членов организации по данному вопросу, отразившееся на динамике и темпе интеграции Польши в Североатлантический Альянс.

  1.  1990 год

21 марта – установление официальных контактов между Польшей и НАТО. Министр иностранных дел Польши Кшиштоф Ян Скубишевский нанес официальный визит в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе.

Лето  - посольство Польши в Брюсселе установило постоянные рабочие отношения с НАТО. 

  1.  1991 год

7 июня - На заседании Североатлантического совета в Копенгагене сделано заявление о том, что Альянс стремится к строительству конструктивных партнерских отношений с СССР и другими государствами Центральной и Восточной Европы с целью укрепления безопасности и стабильности в свободной и неразделенной Европе.

В новой Стратегической концепции был сделан вывод о том, что налаживание и развитие диалога на индивидуальной и коллективной основе, политика партнерства и сотрудничества должны заложить основу более широкого сотрудничества на всей территории Европы, а также позволит устранять разногласия и добиваться урегулирования конфликтов мирными средствами.

Таким образом, страны-члены НАТО продемонстрировали свою готовность к диалогу со странами бывшего социалистического лагеря. Вопрос о вступлении этих стран в Североатлантический Альянс пока ими не рассматривался.

  1.  1992 год

Март – предложение Леха Валенса о создании самостоятельной субрегиональной системы безопасности Центральной и Восточной Европы -  НАТО-бис.

В наиболее общих чертах эта концепция предусматривала, что «страны ЦВЕ и страны, которые возникли после распада СССР, заключат под патронатом НАТО и с ее помощью соглашение, которое устраняло бы территориальные претензии и угрозу применения силы в двусторонних отношениях» (такая интерпретация концепции НАТО-бис появилась в сентябре 1992 года на страницах официальной польской газеты «Речь Посполита») [8]

Польша использовала идею подобного союза в первую очередь как средство давления на Запад, в определенной степени даже шантажа, с целью получения «твердых гарантий» безопасности.

Однако, данная инициатива не получила поддержки со стороны стран региона ЦВЕ. Высказывалось мнение, что даже если такая система была бы создана, то, принимая во внимание разные уровни развития и потенциалы стран региона, ее эффективность перед лицом как и внешних, так и внутренних угроз была бы сомнительной.

Следует отметить, что в качестве средства давления на страны Запада, данная инициатива сыграла не последнюю роль.

11-12 Мартаво время визита в Польшу, Генеральный секретарь НАТО Манфред Вёрнер заявил, что: «Двери НАТО открыты».

10 апреля   - первое заседание военного комитета НАТО, в котором также приняли участие министры обороны и начальники генеральных штабов стран Центральной и Восточной Европы.

НоябрьВ Республике Польша была принята концепция безопасности страны, нашедшая отражение в «Принципах политики безопасности» Леха Валенса.

Президент страны5 в вышеназванном документе поставил задачу установления тесного сотрудничества с НАТО, а затем вступления в этот блок. 

Таким образом, прозападная внешнеполитическая ориентация Польши была закреплена документально.

  1.  1993 год

20 января  - Инаугурация Б.Клинтона6.

В период администрации Дж. Буша-старшего  вопрос о вступлении стран Восточной Европы, в том числе и Польши, в НАТО  не находил поддержки в США. С приходом администрации Б. Клинтона позиция США изменилась и такая перспектива стала вполне возможной.

21 Апреля – Встреча Леха Валенса с президентом США Б.Клинтоном

Это был первый, и вероятно, наилучший шанс изложить свое дело о расширении НАТО.

«Очень важно помнить, что впервые в истории советская армия ушла с территории мирно, - сказал Валенса, - если Россия вновь начнет вести агрессивную внешнюю политику, эта агрессия будет направлена против Польши и Украины». [2]

Август – Визит Президента России Б.Н. Ельцина в Варшаву.

25 августа  - подписание президентом России Б.Н. Ельциным и президентом Польши Лехом Валенса коммюнике о том, что Москва не возражает против вступления Польши в НАТО.

По словам Ельцина, такое решение, принятое суверенной Польшей в интересах внеевропейской интеграции, не противоречит интересам других государств, включая интересы России. [3]

Хотя российский и некоторые западные комментаторы впоследствии приуменьшили замечания Ельцина, предполагая, что глава российского государства дал свое согласие, как выразились европейские дипломаты, «под водку», т.е после длительного застолья с Валенсой, главные участники этой дискуссии с польской стороны настаивали, что во время критикуемой дискуссии Ельцин был трезв и точно знал, что делает.

Видные польские политики считали, что страны НАТО должно поторопиться в принятии решения о принятии Польши в свои ряды, поскольку уступки Росси могли быть временными. Для польских политиков оставалось непонятным, совсем ли Россия оставила свои надежды когда-нибудь вновь вовлечь Польшу в сферу своего влияния.

1 сентября – Президент Польши Лех Валенса в письме на имя генерального секретаря НАТО, заявил, что членство в Североатлантическом Альянсе является одним из приоритетов польской внешней политики.

В своем письме Валенса торопил страны-члены НАТО использовать исторический момент и пригласить страны Вышеграда присоединиться к приближающемуся саммиту альянса.

Это письмо оставалось без ответа в течение несколько недель, пока Вашингтон и его союзники размышляли, как на него ответить.

Годы спустя бывший лидер «Солидарности» будет обвинять западные страны в том, что они не сумели понять и осознать историческую возможность, которую он им предоставил.

  1.  1994 год

10 января- на саммите в Брюсселе странам Центральной и Вотосчной Европы, включая страны, образовавшиеся после распада Советского Союза, было предложено сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ).

ПРМ предоставила странам не членам НАТО возможность совместных военных учений, участия в миротворческих и гуманитарных операциях, а также возможность консультаций с партнерами по НАТО в случае угрозы безопасности страны.

Польша критично восприняла запуск данной программы. Это объясняется стремлением Польши стать полноправным участником Североатлантического договора, соответственно подобные полумеры не могли ее удовлетворить. Опасение, что страны-члены НАТО не пойдут на углубление отношений со странами Восточной Европы и Польшей в их числе,  довольствуясь достигнутым уровнем близости, присутствовало у некоторых представителей политического истеблишмента Польши.

12 января – Президенты Вишеградской группы (Чехия, Словакия, Венгрия и Польша) на встрече с Президентом Б.Клинтоном в Праге, приняли программу «Партнерство ради мира».

Июль – Клинтон заявил о начале переговоров со странами-членами НАТО по вопросу принятия новых членов в альянс.

После завершения Холодной войны Альянс НАТО утратил свою основную функцию – быть противовесом советской военной машины. Страны-члены НАТО занимались активным поиском новых сфер приложения. Среди них: миротворческая и стабилизирующая деятельности, а также сфера, возникшая в немалой степени под влиянием администрации Клинтона  – имеется в виду объединяющая роль НАТО, распространение демократии в Восточной и Центральной Европе.

Администрация Клинтона активно продвигала идею о том, что расширение НАТО – это достойная деятельность, которая позволит НАТО остаться при деле. Разумеется, если НАТО будет расширяться, американцы не потеряют свои позиции в Европе. Америка, по словам видных политиков того времени,  обосновалась в Европе не по временному приглашению в связи с Холодной войной – нет, американские ценности получили в Европе постоянную прописку, независимо от стратегической обстановки – будь-то напряженность, будь-то мир.

Таким образом, администрация Клинтона рассматривала процесс расширения НАТО, как возможность укрепить позиции США в Европе.

5 июля  - Польша и НАТО приняли Индивидуальную программу партнерства (ИПП). 7

  1.  1995 год

16 февраля - Палата представителей США приняла Закон о национальной безопасности, предусматривающий расширение НАТО за счет Чехии, Польши, Словакии и Венгрии.

  1.  1996 год

4 апреля - Польша предоставила НАТО документ, где были представлены польские аргументы в пользу расширения НАТО, видение Польшей архитектуры европейской безопасности и будущей роли НАТО.

7 мая -  состоялась первая встреча в рамках отдельного диалога между Польшей и НАТО в Брюсселе.

22 октября  - президент США Билл Клинтон в своем выступлении в Детройте впервые обозначил конкретные даты расширения НАТО: новые члены из Центральной и Восточной Европы должны быть приняты в Североатлантический союз не позднее 1999 года ( к 50-летию НАТО).

  1.  1997 год

8 июля - на саммите глав государств и правительств в Мадриде, страны-члены НАТО приняли решение пригласить Польшу, Чехию и Венгрию на переговоры по вопросу их членства в НАТО. Это решение было включено в «Декларацию о евроатлантической безопасности и сотрудничестве". 

27 мая – подписание Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора. [5]

16 сентября - были начаты переговоры о присоединении  к  НАТО  Польши.

29 сентябрясостоялась вторая сессия переговоров о присоединении Польши к НАТО. (обсуждались оборонительные аспекты польского членства в НАТО.)

9 октября - состоялась третья сессия переговоров о присоединении к НАТО Польши. (обсуждались финансовые вопросы, особенно в отношении намерений Польши поддерживать надлежащий уровень обороноспособности и планируемого участия Польши в совместно финансируемых странами Альянса предприятий.)

23 октябрясостоялось четвертое и последнее заседание в рамках  переговоров о присоединении Польши к  НАТО  в штаб-квартире в Брюсселе.

10 ноября - министр иностранных дел Польши Бронислав Геремек направил письмо Генеральному секретарю НАТО, в котором польская сторона официально подтвердила согласие вносить вклады (2.48%) в гражданский и военный бюджеты Альянса

14 ноября  - министр иностранных дел Польши Бронислав Геремек обратился с письмом к генеральному секретарю НАТО, выражая волю Республики Польша присоединиться к Североатлантическому договору.

Данный документ подтвердил стремление Республики Польша получить приглашение присоединиться к НАТО,  готовность принять на себя обязательства членства.

16 декабря - министры иностранных дел стран НАТО подписали в Брюсселе протоколы о присоединении к Альянсу Польши, Чешской Республики, Венгрии.

28 декабря - представители Польши, Чехии и Венгрии впервые приняли участие (в качестве наблюдателей) в еженедельном заседании Североатлантического совета на уровне послов.

  1.  1998 год. Протоколы о присоединении Польши, Чешской Республике, Венгрии к НАТО подлежали ратификации в шестнадцати странах альянса.

Февраль - Канада первое государство-член НАТО, ратифицировавшее протокол присоединения и отправившее документы о ратификации в Государственный департамент США

17-18 декабря прошло заседание Министров обороны стран НАТО, на котором присутствовали Министры обороны  Польши, Чехии и Венгрии

  1.  1999 год

29 января  - генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана послал официальные приглашения присоединиться к Североатлантическому договору в Польшу, Чехию и Венгрию.

17 февраля -  Сейм, а затем в тот же день Сенат принял Закон о ратификации Североатлантического договора, подготовленного в Вашингтоне 4 апреля 1949 года.

18 февраля -  Закон о ратификации Североатлантического договора был подписан Президентом Польши Александром Квасьневским. Вступил в силу после опубликования 19 февраля в Официальном вестнике Республики Польша (Законодательный вестник № 13, пункт 111).

Закон о присоединении к Североатлантическому договору был направлен Министерством иностранных дел в Администрацию Президента 19 февраля 

26 февраляПрезидент Республики Польша Александр Квасьневский подписал закон о присоединении к Североатлантическому договору.

12 мартаМинистр иностранных дел, профессор Б. Геремек передал государственному секретарю США госпоже М. Олбрайт акт присоединения Польши к Североатлантическому договору. 

С этого момента Польша считается официальным участником Североатлантического договора.

Заключение

Польша вступила в НАТО 12 марта 1999 года вместе с Чешской Республикой и Венгрией. Присоединение Польши к альянсу стало закономерным шагом в рамках тех изменений, которые произошли в стране после 1989 года - «перестройка», проводимая Горбачевым, ослабила влияние СССР на Польшу. Это позволило Варшаве приступить к формированию самостоятельной политики в отношении Советского Союза, а вскоре - и государств, возникших на его обломках. 

Если выбирать из двух направлений польской внешней политики рубежа XX—XXI веков — интеграция в НАТО или интеграция в ЕС — приоритетное, то им, безусловно, станет, интеграция в Североатлантический Альянс, поскольку гарантии безопасности для Польши были более актуальными, чем сомнительные выгоды от присоединения к Евросоюзу. После 1999 года именно Альянс стал играть определяющую роль в выборе Польшей внешнеполитической стратегии. Причем Варшава предпочитала прислушиваться в НАТО, прежде всего, к голосу Соединенных Штатов, а не европейских союзников. Даже вступление в ЕС Варшава поставила под угрозу, когда вопреки будущим соседям по европейскому дому в 2003 году присоединилась к военной операции США в Ираке. Следует отметить, что Польша поддерживала военные миссии НАТО как до официального вступления, так и после. Сразу после присоединения к Альянсу польские военные отправились в Югославию, в 2002 году — в Афганистан, в 2003 году — в Ирак. В результате Польша стала союзником США в Европе номер один.

Вступив в НАТО, Польша стала частью союзнической оборонной системы, не только обеспечивающей безопасные условия для ее стабильного развития, но также гарантирующей мир и стабилизацию в целом. Польское государство заинтересовано в том, чтобы Североатлантический Союз и в будущем сохранял роль системы совместной обороны, основанной на постоянном присутствии США в Европе и тесном сотрудничестве его членов, что и в дальнейшем послужит гарантией оперативности и эффективности его действий.

Проанализировав мотивы, основные события и последствия присоединения Польши к НАТО, можно дать ответ на поставленный мной в начале доклада вопрос, а именно: «Был ли у Польши в начале 90-х гг. реальный внешнеполитический выбор?».

Мне представляется наиболее соответствующим действительности отрицательный ответ на данный вопрос. Польша не могла себе позволить одиночного плавания в условиях нестабильности на постсоветском пространстве, поэтому с целью выживания должна была присоединиться к сильнейшему. А сильнейшими, на тот момент,  все таки являлись НАТО и ЕС.

Прозападная ориентация внешней политики Польши, в сложившихся исторических условиях, представляется мне единственно возможной и закономерной.

Список источников

  1.  Jan Nowak-Jeziorański «Polska droga do NATO. Poland’s Road to NATO.» Listy 1952-1998”. Towarzystwo Przyjaciół Ossolineum  - 2002.
  2.  М.Е. Кучинская. «Трансформация НАТО на современном этапе: политические аспекты», М-2002.
  3.   НАТО: возможно расширение союза // Российские вести. 1993. 17 сент.
  4.  [Электронный ресурс] Журнал международного права и международных отношений 2001 - № 4. Статья Л. Лойко, Формирование внешнеполитической стратегии польских социал-демократов.

Режим доступа: http://evolutio.info/content/view/462/52/

  1.  [Электронный ресурс] Журнал международного права и международных отношений 2006 — № 3. Статься А.Федоровича, Установление и развитие отношений между Российской Федерацией и НАТО в 1991—1993 гг.

 Режим доступа: http://evolutio.info/content/view/1044/179/

  1.  [Электронный ресурс]  Министерство иностранных дел Республики Польша

 Режим доступа: http://www.mfa.gov.pl/en

  1.  [Электронный ресурс]  Организация Североатлантического договора

 Режим доступа: http://www.nato.int/cps/ru/natolive/opinions_82643.htm

  1.  [Электронный ресурс]  Газета «Речь Посполита»

 Режим доступа: http://www.rp.pl/

1 Дариуш Росати занимал этот пост в период с 29 декабря 1995 г. по 31 октября 1997 г.

2 Президент Республики Польша в период с 23 декабря 1995 г. по 23 декабря 2005 г.

3 Статья 5 Североатлантического договора


«Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.


О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.»

4  Хронология составлена автором исследования  по источникам из списка литературы под номерами 1, 2 , 6, 7

5 Лех Валенса занимал пост Президента Республики Польша с 1990 года по 1995 год.

6 Билл Клинтон являлся Президентом США в период с 1993 года по 2001. 2срока.

7 Польша была первой из стран  ПРМ согласовавшей индивидуальную программу партнерства с Альянсом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82995. Як зимують птахи взимку? Подорож на ялинку до звірят. Створення аплікації зі рваних різнокольорових серветок 160 KB
  Мета. Продовжувати вчити встановлювати взаємозв’язки між змінами в неживій природі, житті рослин та тварин;розвивати уяву, мислення, пізнавальний інтерес; розширити, узагальнити знання про зимуючих птахів та звірів; розкрити особливість життя птахів та звірів узимку та залежність їх життя...
82996. «Колядники». Колядки. Щедрівки 72 KB
  Розширити знання дітей з української обрядовості, показати, як святкували Різдво, про народні традиції колядування, щедрування; навчати спостерігати, як у віршованих творах зображено святкування традиційних свят українського народу. Викликати в учнів інтерес до традицій українського народу у відзначенні свята Різдво.
82997. Світ звуків і фарб 1.71 MB
  Пачкуля та Чистюля; костюм Оле Лукойє 7 костюмів гномів різних кольорів; кошик із яблуками; малюнок Пачкулі; два набори шапочок усіх барв веселки; конверт для Білосніжки; книжки із зображенням гномів; баночки з водою альбомні аркуши фарби кисточки серветки палітри; відеозапис м-ф Білосніжка і сім гномів проектор.
82998. Гроші в житті людини 742 KB
  Мета: сформувати уявлення в учнів про такі поняття як гроші та багатство, вчити правильно визначати життєві цінності, обирати правильну життєву позицію, розвивати навички правильного користування здобутою інформацією. Задачі: дати визначення поняття грошей та багатства; дати порівняльну характеристику...
82999. Казка – дитяча опера «Коза Дереза» муз. М. Лисенко, Дніпрова Чайка. Омоніми – слова однакові за написанням, різні за значенням 492.5 KB
  Формування поняття про багатозначність слів в українській мові, виробляти вміння правильно вживати багатозначні слова в мовленні; розширювати уявлення про значення слів; збагачувати словниковий запас, розвивати монологічне та діалогічне мовлення, мислення, самостійність...
83000. ЇЖА, КОРИСНА ДЛЯ ЗДОРОВ’Я 661.5 KB
  Мета: Розширити уявлення дітей про їжу корисну для здоров’я вчити їх правильно харчуватися виховувати естетичні смаки щодо зовнішнього вигляду страв. Обладнання: Малюнки ілюстрації таблиці слайди до теми предметні малюнки із зображенням продуктів для гри Смачного...
83001. Как животные готовятся к зиме? 107.5 KB
  Цель: Продолжать формировать представления о птицах и зверях, устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой природе, жизни растений и животных; развивать логическое мышление; воспитывать желание беречь родную природу. Оборудование: таблицы, рисунки с изображением птиц и зверей зимой, образцы.
83002. Резание бумаги и картона. Изготовление раздаточного материала для дидактической игры «Рыбалка» 254.5 KB
  Цель: формировать умение резать бумагу прямыми и закругленными линиями; совершенствовать умение вырезать фигуры по шаблону; развивать пространственные навыки воображение фантазию; воспитывать аккуратность. Обвести и вырезать по шаблону верхний нижний плавник.
83003. Здоровье – самая большая ценность 486.5 KB
  Цель: расширить и закрепить представление о том что здоровье главное богатство каждого человека; дать учащимся представление о семье как важнейшем условии формирования сохранения и укрепления здоровья детей; сформировать представление о влиянии микроклимата семьи на здоровье детей...