99293

Nota notae est nota rei ipsius. Торстейн Веблен. Вернер Зомбарт

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Разобраться в этой немаловажной проблеме помогают такие небезызвестные люди как Торстейн Веблен и Вернер Зомбарт. С их точек зрения очень удобно рассматривать влияния капитализма на психологию человечества так как Веблен был американцем а Зомбарт немцем поэтому у них складывается различное понимание того как капитализм воздействует на поведение человека или же как психологические черты личности влияют на хозяйственные системы в принципе и в частности...

Русский

2016-09-06

42.07 KB

0 чел.

10

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет мировой экономики и мировой политики (направление: экономика)

Реферат

По дисциплине

«История экономических учений»

На тему

«Психологические аспекты капиталистического поведения»

Выполнил:

Студент 1 курса (163 группа)

Штейник Александр Евгеньевич

Проверил:

Доктор наук по специальности «Экономическая теория»

Гловели Георгий Джемалович

Москва 2013

Оглавление

Оглавление 1

Nota notae est nota rei ipsius. 2

Торстейн Веблен 3

Вернер Зомбарт 5

Заключение 8


Nota notae est nota rei ipsius.2

Капитализм – это экономическая система, являющаяся передовой во всем мире на протяжении шести веков, и особенно распространённая на Западе. Основой капитализма являются частная собственность и рыночные отношения. Принципом, ведущим и развивающим капитализм, является стремление к накоплению капитала. Капитализм, как система, своей структурой захватывает не только экономическую сферу жизни общества. Он также оказывает не малую долю влияния на политическую, социальную, духовную и психологическую области общества и общественных отношений. Этот реферат посвящен раскрытию влияния капитализма на психологию человека, и, как следствие, на его поведение. Рассматривать капитализм с этой точки зрения необходимо, потому что ранее сформированная психологическая модель человека претерпевает изменения, связанные с возникновением нового экономического течения, а потом изменяет уже саму структура капитализма в соответствии с измененной психологической системой воззрения на общество. На данный момент капитализм, по мнению многих современных ученых, находится в подвешенном состоянии, и не известно, что произойдет через ближайшее десятилетие. Однако стоит взглянуть на эту проблему с точки зрения психологии, и станет понятно, необходим ли капитализм, и какое влияние он оказывает на психологию каждой личности в отдельности и общество в целом. Разобраться в этой немаловажной проблеме помогают такие небезызвестные люди как Торстейн Веблен и Вернер Зомбарт. С их точек зрения очень удобно рассматривать влияния капитализма на психологию человечества, так как Веблен был американцем, а Зомбарт немцем, поэтому у них складывается различное понимание того, как капитализм воздействует на поведение человека, или же, как психологические черты личности влияют на хозяйственные системы в принципе, и в частности капитализм. В связи с этими глубинными различиями в происхождении авторов и появляется их различие во взглядах. Веблен писал о психологических проявлениях «праздного класса» как о негативном или, в крайнем случае, нейтральном, элементе капитализма. Зомбарт, в свою очередь, уверен, что психология «буржуа» зародила капитализм, и во всех своих проявлениях выступает как нечто положительное для него.


Таким образом, основными источниками выявления психологических аспектов капиталистического поведения стали: «Теория праздного класса» Т. Веблена и «Современный капитализм» В. Зомбарта, а также два сочинения В. Зомбарта: «Буржуа: к истории духовного развития современного экономического человека» и «Роскошь и капитализм».

Торстейн Веблен

Торстейн Бунде Веблен – американский экономист, социолог и публицист. Считается основоположником институционализма. То есть рассматривал всю политэкономическую жизнь общества как систему зависимых между собой объединений людей. Одним из самых важных элементов этой системы являлась психологическая сторона жизни человека. С его точки зрения, всё поведение личности складывается из представлений о «демонстративной праздности» и «демонстративного потребления». Вероятнее всего, это было связано со временем, в котором он особенно активно занимался публицистической и творческой деятельностью, а именно в 1880-е-1920-е. Эти десятилетия в американской истории считаются «позолоченным веком», период рассвета технологических революций и патриотического духа. Это был период, окрашенный богатством, роскошью и наслаждением американской нации. Естественно на ум молодому доктору философии (1884) приходит на ум идея о том, что все поведение людей в его обществе тесно связано с рассветом капитализма. Он начинает размышлять о том, как капитализм начал влиять на психологическую сторону жизни человека, и приходит к выводу, что человек с приходом капитализма стал больше хищником, и практически уничтожил все миролюбивые зачатки в себе и всего общества в целом. Так и родилось его величайшее произведение «Теория праздного класса». Согласно Веблену, развитие психологических типов личности можно разделить на два вида: на миролюбивого человека и на хищника. Если на ранних этапах развития общества господствовал миролюбивый тип, то в дальнейшем начал господствовать хищнический класс, «открыто признаваемым занятием которого, становится сражение»3 . Если на ранних этапах развития эры хищников признаются открытые сражения между людьми, то в дальнейшем, с развитием технологии и накоплением богатства и статуса, эти сражения приобретают все более и более изощренные формы, такие как денежное соперничество, дуэли, спорт и азартные игры. Денежное соперничество, по мнению Веблена возникло в связи с появлением и развитием частной собственности, которую он и обвиняет в возникновении праздного класса в принципе.

Сущность денежного соперничества заключается в накоплении богатств и как пример собственности. Чем больше собственности сосредоточено в руках одного человека, тем более уважаемым становится он в глазах других людей, и тем сильнее в нем развивается праздность. Собственность же становится «ярким доказательством успеха, достойного почитания… становится, таким образом, общепринятой основой уважения»4. Дуэли и спорт являются также проявлениями хищничества. Все виды спорта и дуэли, считает Веблен, являются «пережитками доблести». Однако эта не та доблесть, описываемая в средневековых романах. Эта «доблесть» связана с развитием силы, хитрости и завистничества, она является основой хищнического склада ума. Цель же спорта в сущности такая же как и в денежном соперничестве: доказать свое преимущество, получить уважение и почет и, в конце концов, получить приз, на который и направлен тот или иной вид спорта. Азартные игры, он также приравнивает в этом плане к спорту. По Веблену, «вера в удачу»5 стала особенным проявлением хищнической натуры человека, приведшая к азарту, а в синтезе с «пережитками доблести» привела к возникновению спорта и азартных игр.

Тем не менее, всё перечисленное выше является не более чем признаками демонстративной праздности и потребления, которым отделено особое место в работах Веблена. Эта демонстративность, в основном, присуща только денежному классу, которому нет нужды напрягаться, чтобы заработать себе на жизнь. Демонстративная праздность заключается в том, что человек должен оградить себя от любого вида труда, и более того, сделать так, чтобы все видели, что он не работает, и может прожить жизнь в свое удовольствие. Единственное, чем занимается подобный класс, это управление, войны, спорт, азартные игры, всякого рода развлечения и соблюдение обрядов благочестия, ярким проявлением которого является религия. В связи с этим возникает подмена ценностей, и «праздная жизнь (и все с ней связанное) облагораживает человека и является прекрасной в глазах всех цивилизованных людей»6 . Если бы денежный класс ограничился лишь «демонстративной праздностью», то возможно Веблен и не обращал на него такого большого внимания, но есть еще одна важная черта этого класса, которую он назвал «демонстративным потреблением». Это потребление заключается далеко не в покрытии естественных потребностей человека. Основа его в том, чтобы показать, что человек способен обеспечить себя не только тем, что ему нужно, но и тем, что ему не нужно, а тем, что престижно и прекрасно (в понимании праздного класса).

Если раньше такими вещами являлись рабы, то в современном обществе это богатое убранство, дорогая одежда и богатые балы. Чаще это распространено в городах, так как в сельской местности приоритет для человека – сохранение того что у него есть и покрытие самых основных потребностей. Также он приводит пример, что на ранних этапах торговец, живущий в городе, имеет расходы больше, чем торговец из сельской местности, при равном доходе. Появление городов способствовало возникновению демонстративного потребления. Однако Веблен не учитывал разницу между городскими и сельскими ценами. Веблен уверен, что это «расточительство», проявляющееся в демонстративной праздности и потреблении, «в одном случае это излишняя трата времени и сил, в другом демонстрация факта обладания богатством»7, не приводит к обществу к прогрессу, а лишь затормаживает его.

Веблен критикует праздный класс за всё это, и уверен, что рано или поздно, но произойдет революция, и к власти придет совершенно другой класс, идеальный, способный к развитию, а не такой консервативный, как нынешний. Он уверен, что к власти должна прийти техническая интеллигенция, то есть общество производящее, на котором наживался и которого эксплуатировал праздный класс. Для данного класса нет разграничения в деятельности между почетной работой и работой простой. Единственное на счет чего Веблен сомневается, так это то, каким путем произойдет этот переворот. С одной стороны, после провала забастовки в Англии в 1927, он разочаровался в возможности этого переворота мирным путем, с другой, он уверен, что техническая интеллигенция не способна на переход к жестким мерам, после стольких веков эксплуатации. Тут он встает в тупик, однако все равно верит в этот переход, за веру в который его критикуют и до сих пор.

Вернер Зомбарт

Вернер Зомбарт – немецкий экономист, социолог и философ. Отчасти его тоже можно назвать институционалистом, так как он исследовал отдельные институты жизни общества в различных сферах жизни, в особенности в капиталистическом обществе. Так же как и Веблена, одним из главных элементов капитализма является его влияние на психологию человечества, но, в отличие от Веблена, Зомбарт уверен, что не хозяйственная система влияет на психологию людей, а наоборот, психологические мотивы граждан создают системы, способные удовлетворить потребности людей.

Зомбарт вывел, что современный капитализм выступил в роли «величайшего цивилизаторского создания человеческого духа»8 . Он уверен, что человеческий дух на данный момент нашел свое проявление  капиталистическом духе, который создал тот мир, в котором мы сейчас живем. У этого мира есть недостатки, но эти недостатки присущи и всем его обитателям. Впереди всего общества Зомбарт ставит буржуа, «наделенный особого вида витальностью тип человека; он перевернул весь прежний мир»9. Буржуа – та движущая сила, наделенная духом капитализма, влияющая на экономические системы, изменяющая их в соответствии с нуждами, и возможностями. Но, стоит начать с истории, с того, как, по Зомбарту, возник капитализм. Истоком современного капиталистического хозяйства можно считать докапиталистическое хозяйство, которое состоит из барщинного и менового. Чтобы лучше понять современного экономического человека, стоит понять сущность докапиталистического. Докапиталистический дух сложился в результате роста потребностей человека, благодаря которым возникла техника и разделение труда, которые облегчали, и сейчас облегчают, производственный процесс. С течением времени возникают сословия, которые, как отмечает Зомбарт, станут неотъемлемой частью капитализма. Всего он выделяет два сословия: господ и масс. Отныне распределение расходов происходит не только в соответствии с растущими потребностями, но и в соответствии со статусом. Традиции, обычаи и авторитеты влияют только на массы, сословие господ в этом плане более независимо. Оно развивает страсть к роскошной жизни и увеличивает свое имущество. После всех этих претерпеваний, дух находит свое проявление в городах. Дух позволяет таким людям как король, купец или землевладелец становиться «субъектами образования городов, активными первичными созидателями городов»10. Этот дух позволяет вдохнуть в поселение жизнь и сделать его привлекательным для жителей деревень и кочевников. После возникновения городов, возникают государства. Государства же, так же как и наука, религия и техника обладают не только «хозяйственной формой», они также как и города обладают душой, которая была создана уже капиталистическим духом. Этот дух, «способный с огромной силой разрушать старые естественные образования,…но в то же время мощно творящий новые жизненные формы»11, создал капитализм, создал ту идеальную хозяйственную систему, в которой мы сейчас живем. Этот дух можно назвать стремлением к бесконечной цели, или к власти, или к проявлению себя (дух предприимчивости).

Все эти стремления присущи «предприимчивым», тем, кто создал города, тем, кто обладает капиталистическим духом. Однако, по мнению Зомбарта, капитализм не мог бы существовать без другого духа, духа капитализма, который был направлен на сохранение того что есть. «Капиталистическим духом мы называем, следовательно, душевное настроение, сочетавшее дух предприимчивости и буржуазный дух в одно целостное единство. Этот дух и создал капитализм»12.

Более подробно Зомбарт описывает в (чего?) своих сочинениях, но ярче всего в «Буржуа» и в «Роскоши и капитализме». «Буржуа» был посвящен скорее духу предпринимательства, в то время как «Роскошь и капитализм» буржуазному духу, поэтому они являются особо интересными, среди прочих сочинений Зомбарта. В «Буржуа», Зомбарт, как и Веблен, касается темы жажды богатства, но для Зомбарта в этом нет ничего плохого. Согласно нему, могут быть различные способы добывания денег: путем насилия, путем волшебства, путем изобретательства и путем использования других денежных средств. И каждый путь, по мнению Зомбарта, по-своему хорош, так как в них проявляются различные типы людей.

Типы людей по Зомбарту:

1) Завоеватель. Для него характерна духовная свобода, энергия  упорство и постоянство. Поэтому он скорее предпочтет путь наживы за счет насилия (разбои) или волшебства (алхимия).

2) Организатор. Человек, способный организовать других людей к совместной деятельности, при этом прибыль распределяется среди всех участников деятельности. Этому типу людей ближе путь волшебства (кладоискательство) и изобретательства (один человек, что-либо изобретает, а остальные продают, и распределяют прибыль).

3) Торговец. Этому типу наиболее присуща способность договариваться с другими людьми, при этом получая определённую прибыль, поэтому им более характерны пути изобретательства (здесь они выступают как люди, продающие изобретение) и путь использования других денежных средств (вклады и кредиты).

Главные качества человека по Зомбарту, это умеренность, порядок, решимость, справедливость, спокойствие и целомудрие. Только человек, в котором есть капиталистический дух, обладает всеми этими качествами. Признаки современного духа являются количественная оценка, в соответствии с которой возникает «восхищение всякой измеримой и весомой величиной»13.

Скорость – еще один неотъемлемый признак духа. Чем быстрее происходят те или иные события, тем лучше они для человека. Страсть к новому, благодаря которой происходит любопытство ко всему новому. И позыв к могуществу, который заключается в демонстрации своего преимущества перед другими. Вся сущность капиталистического духа заключена в его признаках. Буржуазный же дух заключен в роскоши. «Роскошь есть такая трата, которая выходит за пределы необходимого»14. В пределах одной конкретной семьи эта роскошь проявляется в стремлении к дорогой еде и мебели. На уровне города и государства это проявляется в театрах, ресторанах, магазинах. Однако эта роскошь, по Зомбарту, является чем-то положительным, ведущим к здоровой конкуренции, которая в любом случае складывается благополучно для общества и хозяйственной системы в принципе.

Дух, создавший капитализм, является идеальным творением человека. Революции или другие насильственные пути не могут изменить хозяйственную систему общества. Только с течением времени и изменением потребностей человека возможно преобразование хозяйственных систем. Зомбарт уверен, что любое творение духа – нечто идеальное для определенной эпохи.

Заключение

Каждый из этих авторов по-своему прав в своих работах. Различие объясняется лишь тем, что на первое место ставит автор – дух или тело.

Если Веблен считает, что необходимо сократить потребление праздного класса, для увеличения излишков производства, и впоследствии распределять их более равномерно среди населения, то Зомбарт восхищается силой духа, способностью к самореализации и стремлением к власти в зависимости от способности личности. И в этом случае излишки, потребляемые классом господ, становятся наградой за силу их духа.

Таким образом, видение Веблена ближе к социализму, нежели к классическому капитализму, в отличие от Зомбарта, который восхищается капиталистическим строем и считает его полностью удовлетворяющим потребности людей.

Отсюда и возможности дальнейшего развития по Веблену и Зомбарту. Если (???) Веблен уверен, что придет к власти новый класс, более совершенный в своем поведении, который поведет страны дальше, избавится от архаичных черт и будет заботиться не только о себе, но и обо всех остальных людях. Веблен надеется на приход миролюбивой стадии. Только господство людей миролюбивого склада ума может привести к прогрессу.

Зомбарт же считает, что весь общественный строй может измениться только естественным путем. Революции и войны ни к чему не приведут. Только время способно исправить ошибки предыдущих поколений и построить по-настоящему идеальную хозяйственную систему, однако духу тоже должно быть там место, поэтому и в той системе будет необходим разделение на сословия, хотя возможно оно будет не таким явным, как в то время, когда писал Зомбарт.

Список литературы

Веблен Торстейн Теория праздного класса [Книга]. - Москва : Прогресс, 1984.

Гловели Георгий Джемалович История экономических учений [Книга]. - Москва : Юрайт, 2012.

Зомбарт Вернер Собрание сочинений в трех томах [Книга]. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2005.

Зомбарт Вернер Современный капитализм [Книга]. - Москва : Ленинград, 1931.

14 баллов. Есть небольшие погрешности в русском языке. И непонятно, зачем в один из заголовков вынесена латынь - Nota notae est nota rei ipsius.

2 (лат.) – признак признака есть признак самой вещи.

3 Веблен Торстейн Теория праздного класса [Книга]. - Москва : Прогресс, 1984. С.70.

4 Веблен Торстейн Теория праздного класса [Книга]. - Москва : Прогресс, 1984. С.78.

5 Веблен Торстейн Теория праздного класса [Книга]. - Москва : Прогресс, 1984. С.267.

6 Веблен Торстейн Теория праздного класса [Книга]. - Москва : Прогресс, 1984. С.85.

7 Веблен Торстейн Теория праздного класса [Книга]. - Москва : Прогресс, 1984. С.121.

8 Гловели Георгий Джемалович История экономических учений [Книга]. - Москва : Юрайт, 2012. С.288.

9 Зомбарт Вернер Собрание сочинений в трех томах [Книга]. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2005. Т.1. С.10.

10 Зомбарт Вернер Современный капитализм [Книга]. - Москва : Ленинград, 1931. С.138.

11 Зомбарт Вернер Современный капитализм [Книга]. - Москва : Ленинград, 1931. С.323.

12 Зомбарт Вернер Современный капитализм [Книга]. - Москва : Ленинград, 1931. С.325.

13 Зомбарт Вернер Собрание сочинений в трех томах [Книга]. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2005. Т.1. С.221.

14 Зомбарт Вернер Собрание сочинений в трех томах [Книга]. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2005. Т.3. С.88.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79004. Неклассическая модель научного знания. Философский и общенаучный смысл теории относительности. Парадоксы неклассической науки 36.5 KB
  Философский и общенаучный смысл теории относительности. Эти события привели к кризису ньютоновской парадигмы классической физической теории господствовавшей в XVII первой половине XIX в. Кризис разрешился революцией в физике породившей: теорию относительности частную или специальную СТО и общую ОТО; квантовую механику нерелятивистскую и релятивистскую квантовую теорию поля; Эти теории ознаменовали переход от классической к неклассической науке. Создание теории относительности.
79005. Постнеклассическая наука, её ценностно-целевые ориентиры. Парадигма нелинейного мира 35.5 KB
  Парадигма нелинейного мира. В контексте различных и даже противоречивых концепций можно говорить о новой научной картине мира создаваемой постнеклассической наукой Процесс ее построения еще не завершен но основные контуры уже очевидны. Исходные философские идеи новой науки: единство мира заключается в том что на всех уровнях организации действуют общие законы; системное видение в противовес механическому пониманию мира; синтез детерминизма многовариантности и случайности; отказ от концепции редукционизма: нахождение изоморфных законов в...
79007. Особенности научного знания. Наука и другие формы миропостижения (философия, искусство, религия) 48.5 KB
  Ответ на вопрос о том что исследуется раскрывает природу предмета науки а ответ на вопрос о том как осуществляется исследование раскрывает метод исследования. Философия же в отличие от науки выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. В отличие от науки ценностная компонента знания неустранима из философии. Это с одной стороны натурфилософия как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки а с другой позитивизм призывающий философию отказаться от обсуждения...
79008. Роль науки в образовании и формировании современного человека 30.5 KB
  Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса цели средства результаты принципы формы и методы. Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории на которой происходит встреча индивида и науки а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе формирование зрелой личности. В этой связи достаточно часты обращения к античной идее пайдейя обозначающей процесс формирования индивида включающий в себя три составляющие: воспитанность образованность и культура....
79009. Структура эмпирического и теоретического знания 47 KB
  Теоретический уровень научного познания как и эмпирический имеет ряд подуровней среди которых можно выделить следующие по степени общности: а аксиомы теоретические законы; б частные теоретические законы описывающие структуру свойства и поведение идеализированных объектов; в частные единичные высказывания утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов Абстрагирование и идеализация начало теоретического познания. Научные законы регулярные...
79010. Эксперимент и наблюдение 38.5 KB
  Наблюдение и эксперимент в научном познании виды эксперимента. Существуют три основных метода опосредственного получения нового знания операциональный экспериментальный и логикоматематический. Эмпирическая процедура может выступать как средство выявления точного и однозначного физического смысла тех или иных ключевых понятий для чего в их определения должен входить метод позволяющий в каждом конкретном случае на основе эксперимента решить правильно ли применение этого понятия в данной познавательной ситуации или нет. При...
79011. Гипотеза и теория 29.5 KB
  К числу основных из них относятся проблема гипотеза теория и закон выступающие вместе с тем как формы узловые моменты построения и развития знания на теоретическом его уровне. Гипотеза научное допущение или предположение истинное значение которого не определено. Гипотеза это предположение о существовании какойто вещи явления свойства связи отношения и т. Научная гипотеза должна отвечать ряду требований главные из которых: соответствие фактам которые эта гипотеза собирается объяснить; внутренняя непротиворечивость; проверяемость;...
79012. Идеалы и нормы науки. Мотивация научной деятельности 37 KB
  Историческая изменчивость идеалов и норм рождает потребность их разумного объяснения и применения. Внутренний мотив это познавательная потребность информация заключенная в объекте на который направлено внимание человека. Познавательная потребность характеризуется следующими основными критериями: интенсивное стремление субъекта к знанию и к познавательной деятельности на основании чего избирается его направленность; активный поиск ожидание информации; формулирование вопросов задач и проблемных ситуаций; ...