99294

Проблема становления личности. Интеллектуальное развитие человека

Реферат

Психология и эзотерика

Человек- индивид, личность, индивидуальность. Понятие личности: Ж. Пиаже и Л.И. Божович. Интеллектуальное развитие человека. Подходы к развитию. Стадии развития (с рождения до 15 лет). Формирование личности в школьном возрасте. Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника. Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и воспитание у него моральных чувств. Становление личности в подростковом возрасте. Подростковый возраст- один из самых проблемных этапов...

Русский

2016-09-06

147 KB

0 чел.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра Философия

Реферат

на тему  “Проблема становления личности”

Выполнил: Студент группы У-212

Шукюров Э.Р.

Проверил: Быстрова А.Н.

Новосибирск- 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Человек- индивид, личность, индивидуальность…………………………….5

2 Понятие личности: Ж. Пиаже и Л.И. Божович………………………………7

3 Интеллектуальное развитие человека…………..……….……………………8

3. 1 Подходы к развитию…………………………………………………8

3.2 Стадии развития (с рождения до 15 лет)…………………………….9

4 Формирование личности в школьном возрасте…………….……………… 11

4.1 Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника……………………………………………………..11

4.2 Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и воспитание у него моральных чувств………………………...……………………….12

5 Становление личности в подростковом возрасте......………………………..14

5.1 Подростковый возраст- один из самых проблемных этапов……....14

5.2 Становление личности: основные кризисные моменты…………....16

6 Теория личности в перспективе……………………………………………....19

6.1 Синтез  теории личности…………………………………………………………………….........19

6.2 Размышления о современной теории личности………………….....20

Заключение………………………………………………………………  27

Список использованных источников…………………………………………..28


ВВЕДЕНИЕ

Существует масса тем, на которые можно написать реферат по философии. Все они своеобразные, различны, в каждый из них автор вкладывает что-то своё. Чем больше автору нравится тема его работы, тем более  “живая” она получается. Вот и я как-то раз столкнулся с задачей выбрать тему реферата. Передо мной лежал листок, на котором было столько тем, что, как говорится, “глаза разбегались”. Я просматривал одну тему за другой, но ни одна, почему-то, не привлекала меня. И вот, наконец- то, я её нашёл! “ Проблема становления личности”- вот именно та тема, которую я искал.

Выбору этой темы поспособствовало то, что 5 лет назад у меня родилась сестренка. На моих глазах формируется личность. Я и члены моей семьи вносим свой вклад в становление личности моей сестры. Данная тема позволит мне более детально изучить этот процесс, узнать о психологии детей, заметить те процессы, которые не замечала в психологическом развитии сестренки ранее.

В своей жизни я сталкивался ни с одним толкованием понятия “личность” и “характер”. Но, как говорится, “правд много, а истина одна”. Познать истины в значении этих понятий, углубиться в их сущность, узнать, что же конкретно влияет на становление личности, на формирование характера подрастающего человека, узнать о проблемах в становлении личности, которые в свое время не замечал и воспринимал как должное, и о факторах способствующие успешному формированию личности – именно это повлекло меня в изучение этой темы.

На мой взгляд, моя тема актуальна, была и будет таковой.

Становление личности происходит с момента рождения ребенка.

Становление происходит само собой, но при этом есть внешние и внутренние факторы, которые способствуют или наоборот тормозят этот процесс. К внешним факторам относится принадлежность к той или иной культуре, экономическому классу, семейной среды. К внутренним относят генетические, биологические, физические факторы. Время идёт, мир меняется, меняются и факторы, влияющие на становление личности, следовательно, меняется и сам процесс. Исследователи непереставая изучают данную проблему. Именно за счет этих внешних и внутренних обстоятельств, как мне кажется, этот вопрос никогда не потеряет свою актуальность, а наоборот с годами будет все острее обсуждаться в кругах, заинтересованных этом.

Задачей данной работы является установить точные понятия слов “личность”, “характер”, понять каков процесс становления, раскрыть сложности, с которыми сталкивается ребенок, показать его психологические стороны, рассмотреть процессы в психике, начиная с раннего детства.


  1.  ЧЕЛОВЕК – ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих общественных процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность. Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди- таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество- таковы и члены этого общества1.

 Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр. Лукач, “Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа”. Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек – высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя. Индивид – употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивид, отнюдь не является простой “калькой” этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе. В психологии понятие “индивид” употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей, как личности. Но как раз их четкое различие, а соответственно и лежащее в его основе различие понятий “индивид” и “личность” составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности. Наш язык хорошо отражает несовпадение понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку; притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим “личность животного” или “личность новорожденного”. Никто, однако, не затрудняясь говорит о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях  (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т.д.; то же конечно, и о новорожденном). МЫ всерьез не говорим о личности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения, кстати, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не только фигуральное выражение. Но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, “разделенный” индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах2.  


  1.  ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ: Ж. ПИАЖЕ и Л.И. БОЖОВИЧ

В психологии понятие “личность” используется в двух основных значениях. С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Так, по словам Ж. Пиаже, “это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему”3.

Другие советские психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психологического развития. Этот уровень, как указывала известный советский психолог Л.И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человека начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии “Я”. Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л.И. Божович, которую мы разделяем, таким уровнем психологического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием4.


3  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

  1.        Подходы к развитию

Для создания программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формально мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. Только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию5.

В возрасте 11-12 лет и до 14-15 лет возникает новая форма эгоцентризма, Ж. Пиаже назвал ее “наивным идеализмом” подростка, стремящегося к переустройству мира. Достигнув формально - операциональной  стадии в развитии мышления, подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений не только о том, что есть на самом деле, но и о том, что только может быть. Он освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. При этом он приписывает своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые мечты не кажутся ему фантазией.

Как следует из сказанного, внимание Ж. Пиаже привлекала когнитивная сфера в развитии личности подростка. Развивая идеи Ж. Пиаже, американский психолог Д. Элкинд выявил новые аспекты подросткового эгоцентризма, в большей степени затрагивающие развитие личности. Он заметил, что формальные операции наделяют подростков способностью к рефлексии и позволяют ему получать представление не только о собственном мышлении, но и о мышлении других людей. При этом подросток еще недостаточно хорошо различает объекты, на которые направлено его собственное мышление, и объекты, на которые направлено мышление других людей6.


  1.  Стадии развития (с рождения до 15 лет)

Пиаже создал теорию интеллектуального развития человека. Необходимо взаимодействие со средой. Согласно Пиаже, развитием личности управляют не внутренние процессы созревания и не внешнее обучение, а развитие личности – это процесс активного конструирования, в котором дети посредством собственной деятельности выстраивают когнитивные познавательные структуры.

Развитие ребенка, по Пиаже, может быть развито на несколько стадий, то есть некие последовательные периоды развития их мышления.

Дети переходят от одной стадии к другой в неизменной последовательности, в одном и том же порядке (различаются лишь темпы). В общем виде эта схема может быть представлена так. Первый период – сенсомоторный интеллект. Этот период развития идет от рождения до двух лет. Для этого периода характерно то, что малыши выстраивают собственные схемы физических действий – сосания, разглядывание, хватания, нанесения ударов – чтобы установить контакт с внешним окружением. Однако, подчеркивает Пиаже, хотя они и конструируют собственные схемы действий, в самом начале эти схемы состоят из врожденных рефлексов.

В конце сенсомоторного периода ребенок способен уже совершать эффективные, хорошо организованные действия, позволяющие ему контактировать с его непосредственным окружением. Вместе с пониманием постоянства объектов у детей вырабатывается представление и о себе как о независимом существе7.

Второй период – дооперациональное мышление (от двух до семи лет). В этом периоде дети учатся мыслить, использовать символы и внутренние образы. При этом понятно, что их мышление не систематизировано и не логично. На этой стадии дети овладевают языком, который является основным источником символов. Хотя использоваться и нелингвистические символы. Язык существенно расширяет горизонты ребенка. Посредством языка ребенок может заново пережить прошлое, предвосхитить будущее и что-то сообщить другим людям. Дооперациональное мышление характеризуется эгоцентричностью (одна девочка строит домик, другая – поездке с мамой в зоопарк, они друг друга не слышат, каждый говорит про свое), анимизмом (ребенок вносит одухотворение, одушевленность), представлением о снах как о внешних явлениях, отсутствием какой бы то ни было классификации. Пиаже полагает, что к концу этого периода дети преодолевают эгоцентризм и учатся учитывать точку зрения других. К его концу они также уже умеют спорить с другими детьми и достигать компромиссов. То есть дети сами играют активную роль в осознании существования альтернативных точек зрения.

Третий период – конкретные операции ( с семи до одиннадцати лет). На этом этапе дети овладевают способностью мыслить систематически. В своих социальных интеракциях дети учитывают не только то, что говорят сами, но и учитывают потребности слушателя. Эта способность координировать одновременно две точки зрения образует основу социального и научного мышления.

Четвертый период – формирование операций ( с 11 до 15 лет). В этом периоде люди овладевают способностью мыслить систематичекси, формируется абстрактное мышление, а также могут мыслить в гипотетическом ключе. Становятся мечтателями, т.е. снова эгоцентризм. Принимают на себя взрослые роли. Стадии культурно универсальны.

Таким образом, общая педагогическая философия Пиаже исходит из того, что подлинное обучение передается не через учителя, а является исходящим от самого ребенка. Это процесс спонтанных изобретений и открытий самого человека. При этом Пиаже не отрицает роль среды. Он писал, что скорость развития интеллекта зависит от среды. Здесь среда важна лишь отчасти. Среда питает, стимулирует, но дети сами выстраивают когнитивные структуры своих действий, когда они исследуют эту среду и то, что вызывает у них интерес8.


4  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

4.1 Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника

Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более “взрослую” позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно ( а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем сущетсвом своим направлен в будущее, хотя “это будущее представляется ему еще очень туманно”. Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течении этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь9.

В переходном периоде происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. Содержание мотивов отражает формирующееся мировоззрение подростков, планы их будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста10.

С мотивационной сферой тесно связанно нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. По словам Л.И. Божович, выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда происходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. “В результате, - писала Л.И. Божович, - он приучается вести себя соответственно данному частному образцу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл”. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Но именно в этот период существует возможность оказать нужное педагогическое влияние, потому что вследствие “недостаточной обобщенности нравственного опыта” нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии11.

Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении, по мнению Л.И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения и деятельности школьников12.

  1.  Развитие эмоциональной сферы младшего школьника и воспитание у него моральных чувств

В подростковом возрасте формируется нравственное мировоззрение, представляющее собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и “позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию”.

Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла “самоопределением”. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общетсва и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремления субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л.И. Божович, не заканчивается в это время, оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка. А в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, - но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. В XIX в. А.И. Герцен писал: “Совершеннолетие законом определяется в 21 год. В действительности, убегающей от арифметических однообразных определений, можно встретить старика лет двадцати и юношу лет пятидесяти. Есть люди, совершенно неспособные быть совершеннолетними, так, как есть люди, неспособные быть юными. Для одного юность – эпоха, для другого – целая жизнь. В юности есть нечто, что можно сохранить до гроба, но не всё: юношеские грезы и романтические затеи очень жалки в старике и очень смешны в старухе. Останавливаться на юности потому скверно, что на всем останавливаться скверно, - надобно быстро нестись в жизни; оси загорятся – пускай себе, лишь бы не заржавели”.


5  СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

5.1 Подростковый возраст – один из самых проблемных этапов

Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциональном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 – 13 до примерно 19 – 20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Теоретический интерес Эриксона к подростковому возрасту и характрным для него проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко,  чем другие стадии развития эго13.

Новый психосоциальный параметр, проявляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго – идентичности, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том,  чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, хористы и т.д.) интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представление осознание, как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон (1982) подчеркивает психосоциальную сущность эго – идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго – то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения. Основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Следовательно, эго – можно определить следующим образом.

“Растущая и развивающаяся молодежь, переживающая внутреннюю физиологическую революцию, прежде всего, пытается укрепить свои социальные роли. Молодые люди иногда болезненно, часто из любопытства проявляют озабоченность тем, как они выглядят в глазах других по сравнению с тем, что они сами думают о себе; а также тем, как сочетать те роли и навыки, которые они культивировали в себе раньше, с идеальными прототипами сегодняшнего дня… Появляющаяся интеграция в форме эго – идентичности – это больше, чем сумма идентификаций, приобретенных в детстве. Это сумма внутреннего опыта, приобретенного на всех предшествующих стадиях, когда успешная идентификация приводила к успешному уравновешиванию базисных потребностей индивидуума с его возможностями и одаренностью. Таким образом, чувство эго – идентичности представляет собой возросшую уверенность индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность (психологическое значение эго) согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими (1963 г.)”14.

 В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны воспринимать себя “внутренние тождественными самим себе”. В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть “тождественность и целостность” в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я – концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самотождественности  могут противостоять сомнения, робость и апатия. Третье: молодые люди должны достичь “возросшей уверенности” в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи. В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного ограниченного опыта. Согласно Эриксону, “ум подростка в поисках вдохновляющего единства идеалов становится умом идеологическим”15. Таким образом, “диффузия идеалов” является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий от расплывчатости своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о себе и о мире, также как и не приходит к решению, которое ведет к более широкому и, возможно, более “подходящему” взгляду на жизнь. Таким образом, кризис идентичность становится психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения16.

 

  1.  Становление личности: основные кризисные моменты

Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием групп, с которыми они себя идентифицируют. Например, Эриксон обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, рок- музыкантами) вырывают “расцветающую идентичность” из ее социального окружения, тем самым, подавляя личность. Кроме того, поиск идентичности может быть более трудным процессом для определенных групп людей. Например, молодым женщинам труднее достичь ясного ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает женщин как людей “второго сорта”. С точки зрения Эриксона, феминистское движение потому получило большую поддержку, что общество до недавнего времени препятствовало усилиям женщин достичь позитивной идентичности, общество неохотно представляло женщинам новые социальные роли и новые позиции в сфере занятости. Группа социальных меньшинств тоже постоянно сталкиваются с трудностями в достижении четкого и согласованного чувства идентичности.

 Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения, Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности. Подобные изменения, в совокупности с современным информационным взрывом способствуют возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Они представляют угрозу и для многих традиционных и привычных ценностей, которые подростки усвоили еще в детстве. По крайне мере, некоторые проявления этой неудовлетворенности общепринятыми социальными ценностями находят свое выражение в пропасти между поколениями. Лучшей иллюстрацией тому является недобросовестность крупных политических фигур и ответственных лиц в прошлом десятилетии: коррумпированность национальных лидеров превратила правду одного поколения в мифы для следующего. Поэтому Эриксон объясняет социальный протест молодежи ее попыткой построить собственную систему ценностей, чтобы найти те цели и принципы, которые придадут смысл и направленность жизни их поколений17.

 Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис Идентичности, или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей безопасности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, отчужденность и иногда кидаются в сторону “негативной” идентичности – противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. В этом ключе Эриксон интерпретирует некоторые виды делинквентного поведения. Однако неудача в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на одной жизненной стадии не дает гарантий, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго – идентичность – это борьба “на всю жизнь”. Во многих, а может быть и во всех обществах определенной части подростковой популяции разрешены и законодательно закреплены определенные отсрочки а принятии ими ролей взрослых. Для обозначения этих интервалов между подростковостью и взрослостью Эриксон ввел термин психосоциальный мораторий. В США и других, технологически развитых странах психосоциальный мораторий институционализирован в форме системы высшего образования, что дает возможность молодым людям попробовать определенное количество различных социальных и профессиональных ролей до того, как они решат, что им нужно на самом деле. Есть и другие примеры: многие молодые люди бродяжничают, обращаются к различным религиозным системам или пробуют альтернативные формы брака и семь до того, как найдут свое место в обществе. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность. Эриксон использует термин верность в значении “способности подростка быть верным свои привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей”. Верность – краеугольный камень идентичности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества. Здесь следует внести ясность в значение термина “идеология”. Согласно Эриксону, идеология – это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление культуры; цель идеологии – “создание образа мира, достаточно убедительного для поддержания коллективного и индивидуального чувства идентичности”. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности: “Кто я?”, “Кем я хочу стать?”. Воодушевленные идеологией молодые люди вовлекаются в разного рода деятельность, бросающую вызов устоявшимся традициям культуры – акции протеста, бунты и революции. В более широком смысле, считает Эриксон, утрата доверия к идеологической системе может обернуться всеобщей неразберихой и неуважением к тем, кто регулирует совокупность социальных правил18.


6 ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ

6.1 Синтез  теорий личности

Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Многие из рассмотренных ранее концепций детского развития вновь приходят в столкновение и проявляют себя в области психологии подростка. Поскольку черты отрочества и юности, по признанию самих исследований, не выявлены, скомканы и бедны у детей из пролетарской среды, то чистое, полное и развернутое протекание этого периода развития можно наблюдать только у детей образованных слоев общества. Именно поэтому  наиболее яркие психологические концепции подросткового возраста строились на основе изучения буржуазного подростка начала XXв. – «подростка в идеале». Их анализ позволит очертить круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к этому возрасту, описать его симптоматику, увидеть стабильное и исторически изменчивое в психологии подростка, различить феномены и их интерпретацию в разных научных концепциях, лучше уяснить подход к проблеме подросткового возраста, который намечается в русле культурно- исторической теории Л.С. Выготского.

В соответствии с теорией рекапитуляции, Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством – эпохой охоты и собирательства- и взрослым состоянием – эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию19.

Ст . Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий , присущих этому возрасту. У подростков:

чрезмерная активность может привести к изнурению,

безумная веселость сменяется унынием,

уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость,

эгоизм чередуется с альтруистичностью,

высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями,

страсть к общению сменяется замкнутостью,

тонкая чувствительность переходит в апатию,

живая любознательность – в умственное равнодушие,

страсть к чтению – в пренебрежение к нему,

стремлению к реформаторству – в любовь к рутине,

стремление наблюдениями – в бесконечные рассуждения.

Ст. Холл по праву назвал это периодом “бури и натиска”. Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает “чувство индивидуальности”.

6.2 Размышления о современной теории личности

Каково будущее теории личности? Есть ли нечто, отсутствующее ныне на теоретической сцене и чему предстоит еще появиться? Есть ли в теоретическом подходе большинства психологов специфические недостатки? Если ли какие-то проблемы, которые сегодня доминируют и указывают направление возможного будущего прогресса? Нам кажется, есть, хотя следует признать, что не все психологи – а быть может, и большинство,- согласятся с точностью наших высказываний.

Мы полагаем, что психология личности много выиграла бы, если бы психологи тоньше понимали природу и функции теории. У этой проблемы много сторон, но , вероятно, важнее всего – понять центральное значение теории как средства генерирования или стимулирования  исследований. Психологам стоит отказаться о мысли о том, что миссия их выполнена, если они предлагают теоретические формулировки относительно того, что уже известно в данной эмпирической области. Если теория всего лишь организует известные факты, мы остаемся на описательном уровне и вполне можем отказаться от теоретизирования. Мысль проста: теории должны оцениваться с точки зрения того, порождают ли они новые исследования. Психологам стоит проявлять больше желания принять тот факт, что допущения относительно поведения , из которых невозможно вывести предсказания – не стоят времени, усилий и бумаги. Пусть психологи обращаются к формулированию положений, имеющих некоторое осмысленное отношение к тому, чем они занимаются – к изучению поведения.

С этой потребностью совершенствования методология связана потребность в более тонком различении впечатляющего литературного стиля и убедительно теоретизирования. Очевидно, что с точки зрения читателя, чем более литературно и убедительно теоретик представляет свою систему, чем лучше. Однако, должно быть столь же очевидно, что красота презентации ни в коей мере не является мерой того . насколько теория является эмпирически важным средством. В настоящее время, как представляется, многие теоретики оценивают теорию по тому, насколько обязателен автор в представлении соей теории. Хотя живой и впечатляющий стиль играет важную роль в пробуждении интереса к теории , оценка ее плодотворности должна стоять на других основаниях. Суть в том, что отношение к теоретику должно исходить из полезности теории для исследований, а не из литературного блеска20.

Теория личности и исследования в этой области нуждаются в усилении как радикализма, так и консерватизма. Можно сформулировать это как повышение творческого воображения и критичности оценки. Хороший теоретик должен иметь бесстрастное желание радикально пересмотреть привычные  допущения относительно поведения. Насколько это возможно, следует освободиться от привычных предрассудков относительно поведения. Проявив однажды способность к обновлению или созданию теории, не привязанной жестко к существующим представлениям о поведении. Теоретик затем должен проявить ригидный консерватизм в развитии, формализации, приложении и проверке следствий из своей точки зрения. Другими словами, теоретик должен ломать условности, но, когда устанавливается новая система условностей, следует стремиться тщательно изучить все, что в них скрывается. Невозможно проверить следствия теории. Если теоретик не хочет достаточно долго придерживаться одной позиции – тогда нельзя осуществить верификационные процедуры . Это не означает, что следует цепляться за свои формулировки перед лицом возможной дезавуации. Это означает, что стабильное “тело” теории следует вводить изменения на основе полученных в контролируемых условиях эмпирических данных, а не из-за каприза или мимолетных наблюдений. Очень важно, чтобы теоретик и его последователи занимались эмпирическими исследованиями, а не словесными спорами. Не столь важно, кто из теоретиков выступает первым действующим лицом в споре, а важно то, чья теория личности продуктивнее всего генерирует важные и проверяемые эмпирические следствия.

Давно пора освободить теоретика личности от обязанности оправдываться за те теоретические положениям которые отличаются от нормативных или привычных взглядов на поведение. Слишком часто мы обнаруживаем, что та или иная теория критикуется за то, что слишком сильно подчеркивает негативные стороны поведения или переоценивает значение половой мотивации. Действительно, с точки зрения здравого смысла люди обладают и хорошими, и плохими свойствами , не только половыми мотивами , но и другими. Но в отношении развития теорий поведения такая аргументация неуместна. Теоретик, как мы только что сказали , обладает полной свободой отказываться от привычных представлений о поведении, от него требуется формулировать эмпирически полезные представления о поведении. Вопрос об удовольствии или обиде среднего человека здесь не важен. Вполне возможно, что самые плодотворные теории поведения будут самыми обидными для обычного члена нашего общества. Разумеется, вполне возможно и обратное. Мы говорим здесь не о том, что теоретики должны отвергать привычные взгляды на поведение или принимать их. Они свободны в своем выборе. В отношении этих взглядов их позиция – нейтральная, она может быть близка или отклоняться от них, и оценка выбора основывается на критериях, также не соответствующих нормативной приемлемости или девиантности теории. Многое из часто встречающейся иной критики теоретических формулировок также сомнительно. Многое из часто встречающейся иной критики теоретических формулировок также сомнительно. Так, положения о том, что данная теория слишком молекулярна, слишком рациональна, слишком механистична просто отражает предрассудки данного критика относительно поведения. Замечания такого рода более служат выражению позиции критика, а не оценке теории.

В конечном итоге единственная реальная критика данной теории – это другая теория , более эффективная. Если кто-то говорит, что данная теория слишком молекулярна, остается продемонстрировать, что альтернативная теория, использующая более крупные единицы анализа, способна сделать все то, что и первая, плюс что-то еще21.

Можно сказать, что в настоящее время в психологии слишком малое значение придается эмпирическому исследованию, непосредственно исходящему из существующих теорий, и вместе с тем слишком большое значение – теоретическим представлениям или спекуляции, осуществленным после того, как осуществлены определенные открытия. В сознании многих психологов более высоки престиж ассоциируется с сознанием новой, хотя и тривиальной, теории, обладающей трудно демонстрируемым небольшим превосходством над существующими теориями, чем с осуществлением исследований, базирующихся на уже существующей важной теории. Психологи, благоговеющие перед теорией, и то, что они не смогли различить объяснения “после того” и предсказания “до того”, создали систему условий, когда максимальный интерес вызывает создание теории и минимальный- изучение следствий из существующей.

Досадным и вредным свойством некоторых современных теорий личности является тенденция к тому, что может быть названо теоретическим, империализмом. Мы имеем в виду попытки убедить читателя, что та или иная возникшая теория – единственно правильно объясняющая поведение. Так, многие психологи утверждают, что единственная обоснованная теория – та, которая рассматривает непрерывное взаимодействие с психологическим процессом, другие отстаивают плодотворность только “молярных” представлении. Иные полагают, что в центре внимания теоретика должен быть социальный контекст. Вопрос не в том, что эти теоретики обязательно ошибаются, а в том, что теоретизирование это “свободное предпринимательство”. Никто из теоретиков не имеет права учить других их делу. Каждый вправе формулировать собственные представления и устанавливать возможно большую их связь с эмпирическими данными, свидетельствующими об их полезности. Он равным  образом может соединять теорию и данные с рациональными аргументами, которые считает убедительными относительно того, почему в конце концов  его подход окажется плодотворным. Но полагать, что именно так должен осуществляться прогресс,- нонсенс, и может лишь смутить того, кто приступает к изучению данной области. Пусть теоретик как можно убедительнее представляет свою теорию, но пусть с уважением относительно к тому факту, что нет такой вещи, как абсолютная правильность теории.

Все теории личности включают по крайней мере некоторые допущения относительно существования некоторой формы структуры личности. Так, хотя некоторые теоретики больше заняты сравнительной важностью внешних или ситуационных факторов, чем другие, все согласны до определенной степени в том, что существует некое постоянство личности, сохраняющееся в различные периоды времени и в различных ситуациях. Теоретические различия между приверженцами теории черт, такими, как Олпорт и Кеттел, и сторонниками ситуационного детерминизма, такими, как Хпртшорн и Мэй (Hartshorne & May, 1928, 1929) привели к активным дискуссиям и появлению исследовательских программ в два десятилетия, предшествовавшие Второй Мировой войне. В последнее десятилетие этот вопрос снова возник как основная тема теоретических споров и исследований. Как мы ясно видели в случае Олпорта и Кеттела, теоретики черт полагают, что индивидов можно сравнивать с точки зрения черт или продолжительных диспозиций, и, обладая знанием сравнительной позиции индивида или показателя по данной черте, возможно во многом предсказывать поведение индивида в различных условиях среды. Верящий в ситуационный детерминизм убежден в том, что по большей части поведение – следствие условий среды или ситуации, в которой осуществляется поведение индивида. Так, поведение побуждается стимулами, а не возникает в связи с чертой или диспозицией. Промежуточная позиция утверждает что индивидуальные диспозиции или черты влияют на ситуации, в которых оказывается человек, на стимулы среды. Интеракционистическая позиция приписывает важную роль переменным ситуации , и чертам или диспозициям. Трудно сомневаться в том , что этот теоретико- эмпирический вопрос будет иметь первостепенное значение в последующие десятилетия.

Последние годы показали, что психологи в каком-то смысле предпочитают развивать более скромные идеи, чем то , что обозначается единой общей теорией, охватывающей все адаптивное поведение человека или большую его часть. Эти более ограниченные, или мини-теории иногда связаны лишь с отдельными областями поведения, например, принятием решения или моторными навыками или с отдельными комплексами поведения, например, шизофренией или половым развитием. Некоторые теоретики обратились к математическим моделям познания или научения; других более интересует нейрофизиологический субстрат поведения, но во всех случаях теоретики фокусируют внимание на отдельных сферах или способах репрезентации поведения, несколько игнорируя многие другие его аспекты. Эти умеренные или ограниченные теоретические подходы должны в конце концов включиться в общие теории личности22.

Как мы уже отмечали, последние годы сопровождались  существенным развитием в широкой области психобиологии или биологии поведения. Систематическому изучению генетических детерминант поведения способствовало как появление новых методов и открытий, так и некоторое уменьшение традиционного для Америки внимания к среде- за некоторым исключением биологии (Manosevitz, Lindzey & Thiessen, 1969). Расширялось и углублялось знание о том, каким образом биологические факторы влияют на поведение и наоборот, и эта информация сейчас лишь начинает существенным образом включаться в попытки рассмотрения сложного поведения человека. Огромная жизненная сила нейронаук и хорошо рекламируемая забота о развитии эволюционной теории, ее распространении на области сложного человеческого поведения – агрессию, альтруизм, кооперацию, конкуренцию, стереотипы супружеских отношений указывают на возрастающую вероятность того, что биология сможет сказать о будущем теории личности гораздо больше, чем в отношении теорий прошлого.

Революции в методах и представлениях произошли не только в психобиологиии, но и в области компьютеров и количественного анализа. Компьютеры широко используются для количественного анализа, часто позволяя психологу осуществить вычисления, буквально недоступные до введения компьютеров. Так, теории Кеттела и Гилфорда получили существенное усилие благодаря размаху и возможностям анализа. Правда и то, что многие теории, такие, как теория Скиннера и S-R теория, которые тесно связаны с лабораторными исследованиями, существенно продвинулись в связи с тем, что ныне компьютеры – существенная часть многих экспериментальных лабораторий и участвуют как в контроле  за проведением эксперимента, так и в анализе данных во время самого исследования, что, в свою очередь, влияет на следующую стадию исследования. Это не только повышает эффективность экспериментов, но и позволяет осуществлять многие исследования на ранее недоступном уровне.

Использование компьютеров для моделирования мышления или других психических процессов также стало одним из главных теоретических упражнений. В самом деле, область искусственного интеллекта – по сути  использования компьютеров для решения познавательных задач того типа, что обычно считались свидетельством человеческой мысли или интеллекта – стала оживленной областью исследований с участием математиков, инженеров- электриков, психологов и специалистов по компьютерам. Вопросы при изучении  искусственного интеллекта: может ли компьютер играть в шахматы, осуществлять терапию, решать сложные задачи? Допущение состоит в том, что для того, чтобы создать эквивалент человеческого мышления, или любой мной формы поведения, мы должны вначале понять процессы, стоящие за человеческим поведением. Есть по крайней мере некоторые психологи, которые  в компьютерных программах и моделировании человеческого поведения видят путь в будущее (Simon, 1969). Каковы бы ни были недостатки этой процедур, она требует точности и эксплицитности.

Читатель не должен считать сказанное указание на то, что настоящий статус теорий личности обескураживает. Действительно, современные теории есть за что критиковать, особенно при сравнении с абсолютными или идеальными стандартами. Однако важнее то, что при сравнении их с теми теориями, которые существовали тридцать-сорок лет назад, мы безошибочно видим признаки прогресса. Именно в последние тридцать пять лет было проведено большое количество  релевантных эмпирических исследований, и в этот же период усилилось внимание к смежным дисциплинам. В то же время теории стали более эксплицитны в плане своих положений, гораздо больше внимания уделяется проблеме  адекватных эмпирических  дефиниций. Далее, очень расширился круг идей и представлений о поведении. В целом мы полагаем, что каковы бы ни были формальные недостатки этих теорий, идеи, в них содержащиеся, оказали широкое и плодотворное влияние на психологию. И  нет никаких причин полагать, что в будущем это влияние уменьшится.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном реферате были раскрыты такие понятия как: “личность” и “характер”. Раскрыты сложности, с которыми сталкивается ребенок, показаны его психологические стороны данного процесса, рассмотрены процессы в психике, начиная с раннего детства.


Список использованных источников

  1.  Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996
  2.  К. Холл, Г. Линдсей. “Теории личности”. М., 1997

3. Пиаже Ж. Избранные труды. Теория интеллектуального развития. М.,    1994

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,  1968

1 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 15

2 К. Холл, Г. Линдсей. “Теории личности”. М., 1997. С. 78

3 Пиаже Ж. Избранные труды. Теория интеллектуального развития. М., 1994. С. 47

4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 27

5 Пиаже Ж. Избранные труды. Теория интеллектуального развития. М., 1994. С. 49

6 Пиаже Ж. Избранные труды. Теория интеллектуального развития. М., 1994. С. 49

7 Пиаже Ж. Избранные труды. Теория интеллектуального развития. М., 1994. С. 50

8 Пиаже Ж. Избранные труды. Теория интеллектуального развития. М., 1994. С. 50

9 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 28

10 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 28

11 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 29

12 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 29

13 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 16

14 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 17

15 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 17

16 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 17

17 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 18

18 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 19

19 К. Холл, Г. Линдсей. “Теории личности”. М., 1997. С. 81

20 К. Холл, Г. Линдсей. “Теории личности”. М., 1997. С. 82

21 К. Холл, Г. Линдсей. “Теории личности”. М., 1997. С. 83

22 К. Холл, Г. Линдсей. “Теории личности”. М., 1997. С. 83


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41339. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ С ЭЛЕКТРОННЫМ ОСЦИЛОГРАФОМ 274.5 KB
  Для проверки линейности усилителя вертикального отклонения осциллографа строим график зависимости отклонения луча от подаваемого напряжения измеренного вольтметром V по схеме 1. II Для определения чувствительности осциллографа по осям X и Y строим графики зависимости отклонения луча от положения ручек регулировки чувствительности. Усилитель вертикального отклонения. Максимальная чувствительность усилителя вертикального отклонения = 2.
41340. Определение модуля Юнга по растяжению проволоки 189.5 KB
  Цели и задачи: необходимо вычислить модуль Юнга для проволоки определив удлинение этой проволоки ΔL под действием приложенной к ней силы F при известной длине проволоки L и площади поперечного сечения S. Приборы и материалы: для определения модуля Юнга используется установка которая состоит из проволоки закрепленной в кронштейне к нижнему концу которой подвешивается растягивающий груз играющий роль деформирующей силы. Для определения удлинения проволоки под действием груза служит зеркальце прикрепленное вертикально к горизонтальному...
41341. Разработка системы менеджмента предприятия по производству одежды из кофе 836 KB
  Впервые производство «кофейной» одежды было разработано тайваньской компанией Singtex. Аналогичным производством линии спортивной одежды из кофе занимается калифорнийская фирма Virus. На Российском рынке данный вид продукции пока не существует, поэтому существует перспектива создания линии экологически чистой одежды и в нашей стране.
41342. Изучение закономерностей прохождения электронов в вакууме. Закон степени трех вторых. Определение удельного заряда электрона 493 KB
  Анодное напряжение и напряжение накала подается на кенотрон от универсального источника питания УИП2 который позволяет регулировать постоянное напряжение на аноде в диапазоне от 10 до 300В с плавным перекрытием переключаемых поддиапазонов при токе нагрузки до 250 мА. Напряжение накала переменное и равно 126В с предельным током нагрузки до 30 А. Установить ток накала кенотрона IН =29 А. Непостоянство тока накала обусловлено увеличением сопротивления нити накала при ее нагревании а также небольшими скачками напряжения источника питания...
41343. Определение скорости полёта пули методом баллистического маятника 19 KB
  Определение скорости полёта пули методом баллистического маятника. Результаты измерения скорости полёта пули: I=0.
41346. Произвести градуировку термопары медь – константан 126 KB
  Для точного определения напряжения на краях необходимо скомпенсировать напряжение поданное с элемента Вестона на и . При этом напряжение от источника питания будет поделено таким образом что напряжение на будет равно напряжению от элемента Вестона что позволит рассчитать напряжение на . = 1156 ом = 600 ом Рассчет : Длина L =100мм тогда при положении ползунка в точке l снимаемое напряжение будет равно: Вычисление э.
41347. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости 418 KB
  Измерив кпв двумя методами можно сказать,что значения кпв водных растворов спирта соответственно совпали, с точностью до погрешности. Большое значение погрешности объясняется низкой точностью измерений, особенно в определении разности.