99295

Религия в древнем царстве. Религиозный переворот Эхнатона. Религия древнего Египта

Реферат

Религиоведение и мифология

Религия Древнего Египта всегда привлекала цивилизованные народы. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через несколько этапов развития: от Древнего Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода. Вместе с этим для религии характерно долговременное существование первобытного мировоззрения и большинство древнейших культов сохранили своё значение на протяжении всей истории древнего Египта.

Русский

2016-09-06

65.5 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 11

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философия и Культурология»

       РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Реферат

По дисциплине «Культурология»

    Руководитель                                                                   Разработал

                                                                                 студент гр.  Д-112

    Быстрова А.Н.                                                         Шульгина Я.А.

                                                                                     

2012

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

2.РЕЛИГИЯ В ДРЕВНЕМ ЦАРСТВЕ……………………….……………….4

3.СРЕДНЕЕ ЦРАСТВО…………………………………………….………….7

4.РЕЛИГИОЗНЫЙ  ПЕРЕВОРОТ ЭХНАТОНА…………………….………8

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..……………………………………....…………10

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………….11

ВВЕДЕНИЕ

      Целью данного реферата является изучение литературы по данной теме.

      Религия Древнего Египта всегда привлекала цивилизованные народы. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через несколько этапов развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода. Каждый этап имел свои особенности. Вместе с этим для религии характерно  долговременное существование первобытного мировоззрения, и большинство древнейших культов сохранили своё значение на протяжении всей истории древнего Египта. Так же египетская религия занимает своей таинственностью, ведь никто точно не может рассказать нам, как на самом деле всё происходило.

РЕЛИГИЯ В ДРЕВНЕМ ЦАРСТВЕ

       Религия для древнего египтянина была неотъемлемой частью его жизни. Как и каждый древний человек, египтянин видел во всём своём окружении богов. Кустарники и деревья, скалы и вершины гор, а так же животные были такими же существами, как и он сам, или имели неизведанные силы, над которыми люди были не в состоянии овладеть. Среди множества духов, которые его окружали, были, как и друзья, помогавшие при недугах, так и враги, поражавшие болезнями. Умение покланяться богам носило у древних египтян первобытный характер, а так же различное местоположение жителей в Древнем Египте играло немаловажную роль. Одно и то же явление жители различных местностей объясняли по-разному.

        Солнце на небе появлялось каждое утро, по представлению египтян, оно рождалось, как дитя, а заходило в образе старика, идущего к могиле. Вместе с этим высокий полёт ястреба, они ассоциировали с самим солнцем. Так солнечный диск с парящими ястребиными крыльями сделался одним из популярнейших символов египетской религии. Если небо было морем, по которому проплывали небесные светила, то должен быть и путь, чтобы они возвращались назад. Таковым путем  являлся другой Нил, который находился под землею.

        По представлению Д. Брестеда происхождение богов началось с существования океана. Затем появился небольшой, покрытый землей холмик, точно тaкой, какие возникают при спаде воды после ежегодного разлива Нила. На этом первом холме появился Атум - создатель. Из себя он создал бога Шу и богиню Тефнут, воздух и влагу. Затем они породили бога земли Геб и богиню неба Нут. Геб и Нут произвели на свет четыре божества: Исиду и Осириса, Сета и Нефтиду. Вместе они составили круг из девяти божеств, который называется эннеада.

    Наряду с богами земли, воздуха и неба существовали другие, сферой которых была преисподняя. Здесь жили умершие под властью своего царя Осириса, в управлении ему помогала его жена Исида. Осирис являлся благодетелем для людей и его любили, как справедливого правителя, но, несмотря на это, его искусно провел и убил родной брат Сет. Исиде с большим трудом удалось найти тело своего супруга. В подготовке к погребению ей помог один из древнейших богов Анубис, ставший впоследствии богом бальзамирования. Заклинания, произнесенные Исидой над телом  супруга, были настолько сильны, что он ожил. Так как умерший бог не мог снова вести земную жизнь, Осирис победоносно спустился вниз и стал владыкой загробного царства. Позднее Исида родила сына Гора, которого втайне взрастила мстителем за отца. Возмужав, Гор напал на Сета, и в ужасной битве Сет потерпел поражение, и Гор победоносно вступил на престол своего отца. [Д. Брестед «История Древнего Египта», с.55-57]

      Не все боги, фигурирующие в этих сказаниях, вышли за рамки мифов. Многие так и остались в представлении народа. Одни были достоянием фольклора, а другие стали великими богами Египта. В стране с постоянно ясным и небом и редкими дождями непрерывное сияние солнца было очень заметным явлением, поэтому оно заняло преобладающее место в жизни народа. Солнце почитали почти по всей стране, но особенно в Оне и Дельте, там его почитали под именем Ра.  Луна рассматривалась как божество счета, а имя его Тот.

    Внешние отображения богов у египтян носят первобытный характер. В этот время люди часто видели в многочисленных животных, которыми они были окружены, проявление богов, а также почитание святейших животных сохранилось на долгие времена.

    Храм в представлении египтян – это обитель божества, и поэтому внутреннее расположение было по образцу жилого дома. За передним двором возвышался колоннадный зал, в котором находились покои для храмовой службы. Источником жертвоприношения был доход с поместий, назначенных для этой цели царем. А на переднем дворе снаружи стоял большой жертвенник, вокруг которого собирался народ в праздничные дни. Эти праздники часто справлялись в память того или иного события из сказания или мифа о божестве.

     В древнейшие времена жреческое служение являлось одной из обязанностей местного вельможи. В обязанности верховного жреца входило управление землями, пожертвованных храму. Ему помогал целый штат жрецов, должность которых была лишь придатком к их повседневным занятиям. Часто и женщины становились жрицами, они присутствовали только в определенные дни, их служба заключалась в танцах и песнопении перед божеством в праздничные дни. Жрецы почти всегда были сыновьями жрецов.

      С развитием государственной религии не оставалось в стороне и забота о мертвых. Ни в одной стране не уделялось столько внимания к потусторонней жизни, как в Египте. Нужно было обеспечить усопших  всем необходимым для существования после смерти. Гробницы готовились заранее. Для фараонов вырубали в горах подземные залы и ходы длиной иногда более сотни метров с росписями на стенах. Так египтяне изображали ночное путешествие Ра по местам потустороннего мира.

      Монтэ в книге «История Рамсесов» замечает, что совсем иначе дело обстояло с захоронением частного лица. Обычно их гробницы делились на две части: в подземной камере находился сам покойный, считалось, что после захоронения его нельзя было тревожить, поэтому эту камеру засыпали, а над этой камерой строился маленький храм, в котором потомки могли узнать о деяниях покойного.  Так же не менее важным было изготовление саркофага. Некоторые фараоны следили за изготовлением своего будущего пристанища. Иногда фараону было недостаточно одного саркофага, поэтому их хоронили в двух, а то  и в трех одновременно . Подготавливалось не только место захоронения, но и тело умершего.  Когда человек умирал, его труп немедленно нужно было бальзамировать, но сначала  надо было выбрать способ бальзамирования, а их насчитывали  три. По окончании работы, тело представляло собой скелет обтянутый кожей, но его всё ещё можно было узнать.  Затем тело забинтовывали льняными пеленами, а на лицо клали маску. После всей поделанной работы мумию уже можно положить в гроб. По времени эта работа занимала два с половиной месяца.

     Монтэ в книге «История Рамсесов» показывает непохожесть процесса похорон. У египтян он был мрачным и одновременно красочным зрелищем. Члены семьи усопшего рыдали на всем пути до гробницы. Иногда они даже нанимали профессиональных плакальщиков и плакальщиц, очевидно боясь, что они сами не смогут передать всю полноту своей скорби. Так же этот процесс напоминал переселение из одного дома в другой. Всю утварь, которая понадобится усопшему в потустороннем мире, доставляли в гробницу. Когда в подземной усыпальнице было все расставлено, жрецы удалялись, а ход замуровывался.

    Подобающее захоронение фараонов и его вельмож подрывало экономическое положение государства. В то время как простой народ продолжал опускать своих мертвецов без намека на бальзамирование в могилу на границе западной пустыни.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО

      В Среднем царстве наблюдается явное изменение и  развитие религии. Официальное главенство в этот период отдается богу Ра. Другие жрецы желавшие отвоевать частичку славы бога-солнца, открыли для себя, что сама форма и имя Ра отражается на других именах, например, бог-крокодил Себека, который не имел отношения к богу-солнцу, стал впоследствии называться Себек-Ра.  Храмы увеличивались в размере, но официальный культ не изменился, и все ещё было мало жрецов.

   В одном направлении воззрения египтян потерпели поразительные изменения. Теперь в загробном  мире умершего подстерегала постоянная опасность, в ожидании которой следует заранее предостеречь и вооружить. Там есть крокодил, который может похитить все его могущественные чары, вода может вспыхнуть, при ее употреблении, а его тело может подвергнуться разрушению. Ни одно из этих представлений не отражено в текстах пирамид, которые уже вышли из употребления. Из-за того, что умерший должен быть предупрежден и вооружен на случай какой-либо опасности, со времен Древнего царства возникло огромное количество магических формул.  Точное произношение которых позволяло преодолеть врагов и быть в безопасности. Все эти заклинания были написаны на внутренней стороне саркофага.

     Многие уже отошли от возведения пирамид, как для своих гробниц. Но цари все же продолжали их строительство. Обстановка, которая должна была окружать  умершего в гробнице, часто теперь отражалась на внутренних стенках саркофага. Так же можно было узнать о жизни умершего человека, об этом повествовали надписи в гробницах, часто это были подобия автобиографии. Целый ряд записей мог сообщать только о карьере или об одном деянии.

      Дальнейшее распространение магические формулы получают в Новое время, их численность возрастает, поэтому места в саркофаге уже не хватает и их приходится писать на свитках папируса, который впоследствии размещался в гробу. По мере того, как росла численность формул, стала складываться «Книга мертвых».

РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЕРЕВОРОТ ЭХНАТОНА

      С древнейших времен фараон являлся наследником богов в его владения входили два царства верхнее и нижнее течение реки. Поэтому в мифах жрецы не расширяли египетских владений за пределы речной долины. Но во времена империи произошли изменения, считалось, что бог следует всюду, куда ведет меч фараона. Все войны фараона записаны на стенах храма. Царь, также как и жрец считал, что весь мир – это огромная область божества.

   Как считает Брестед в своей книге «История Древнего Египта» теологическая теория государства сводилась к тому, что царь получал мир для передачи его богу, и что он расширяет территории лишь за тем, чтобы область божества увеличилась. Таким  образом, это мышление привело в тесное соприконосвение с политическими условиями. Теперь, теологическая теория должна была расширить сферу влияния божества до тех пределов, откуда царь получал дань.

     Живя при мировой империи, жрец мог представить идею мирового владычества, а именно мирового бога. Таковым стал Атон новый единый бог видимого солнца. Новое божество не могло существовать без храма, поэтому Аменхотеп возвел величественное  здание, украшенное многоцветными рельефами. Другие боги не изгонялись, но предпочтение отдавалось именно Атону. Жрецы Амона с завистью смотрели на возвышение  искусственного создания, о котором они не имели никакого представления.

    После окончания строительства храма, Аменхотеп хотел сделать Атона единственным богом не только в своих мыслях, но и фактически. Царь не подразумевал  отставить остальных богов на второй, он хотел полностью их уничтожить. Поставленная задача была выполнена без каких-либо усилий. Жречество лишилось своих владений, а официальное служение различным богам прекратилось по всей стране. Имена богов были стерты со всех памятников, а особенно было жестоким преследование Амона. Так как имя  Аменхотепа III заключало Амона, то молодой царь решил стереть даже имя своего отца. Также  нужно было что-то делать и с собственным именем царя, так как оно переводилось как «Амон покоится», поэтому вместо него царь принял имя «Эхнатон», что означает «Дух Атона».  На шестом году своего царствования Эхнатон построил город и назвал его Ахетатон, «Небосклон Атона».

    Древние обычаи захоронения были стерты не все: человеку все ещё требовалось погребение в «вечный дом», который должен быть обставлен всем необходимым для загробной жизни. Но уже египтяне не считали, что умершего ждет опасность, поэтому  магические формулы были совершенно изгнаны. В эту эпоху гробница стала памятником для умершего.

   Для богослужения в храме и для собственных молитв Эхнатон составил два гимна в честь Атона, которые были вырезаны вельможами на гробницах. В последствие эти гимны стали основой для написания религиозных поучений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Египетская религия представляет собой грандиозное явление в истории. О ее существовании говорят памятники, которым уже более трех тысяч лет. На основе представленной литературы удалось изучить религию Древнего Египта, и отметить тот факт, что она исторически развивалась, а не стабильно существовала на протяжении многих веков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Брестед Д. История Древнего Египта: Т.1.-Мн.: Харвест: 2002.
  2.  Брестед Д. История Древнего Египта: Т.2.-Мн.: Харвест: 2002.
  3.  Монтэ Пьер. Египет Рамсесов.- М.:  1989.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70875. Законы и традиции лагеря 20.96 KB
  Иерархия лагеря. Временный коллектив: Начальник лагеря зам начальника лагеря; старший вожатый старший воспитатель начальник спорт корпуса; организатор методист звукорежиссер психолог; вожатый воспитатель физрук плаврук кружковод инструктор по туризму.
70876. Введение в профессию вожатого 17 KB
  Впервые термин вожатый применительно к детской общественной организации в СССР появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда пионервожатый вожатый пионеров. В настоящее время термин вожатый не имеет нормативного определения кроме всероссийских детских...
70879. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПАРАМЕТРІ ЖИДКОСТИ И ГАЗА 1.24 MB
  В теории аэродинамики различают 3 основных принципа полета ЛА: аэростатический принцип который основывается на законе Архимеда: на тело погруженное в жидкость газ действует выталкивающая сила направленная вверх и равная весу вытесненного им объема жидкости газа рис.
70881. Регулирование профессиональной деятельности архитектора в России 39 KB
  В соответствии с Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» под архитектурной деятельностью понимается профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного проекта и включающая в себя...