99297

Экономическое регулирование. Методы государственного регулирования экономики

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Методы государственного регулирования экономики. выполняло определенные функции в сфере экономики. Как и в любой управленческой системе в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления т. Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи: определение сущности целей и функций экономического регулирования; рассмотрение методов государственного регулирования экономики; рассмотреть регулирующую деятельность государства в России.

Русский

2016-09-06

33.58 KB

0 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Котласский филиал Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

(Котласский филиал ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

Кафедра  Гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

Направление бакалавриата 080100.62

«Экономика»

РЕФЕРАТ

по дисциплине:  «Макроэкономика»

Тема:         «Экономическое регулирование»

Выполнила:

А. Г. Щелканова  студент гр. 12-ЭУ

«________»_____________ 20____ г                               _______________

                                                                                                   (подпись)

Проверил:

И. Н. Альхимович,  

«________»_____________ 20____ г                                  ___________

                                                                                            (оценка, подпись)

Котлас

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………  3

1.Экономическое регулирование: сущность, цели, функции  …………… 5

2.Методы государственного регулирования экономики…………………… 8

3.Регулирующую деятельность государства в России……………………. 11

Заключение…………………………………………………………………… 13

Список использованной литературы ………………………………………. 14

Введение

Важная роль в экономическом развитии общества принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование есть система, включающая разнородные элементы: цели, методы и инструменты. Удачное сочетание разных ее элементов повышает эффективность, по мнению авторов, решения социально-экономических проблем, неподвластных рынку. Опыт развитых стран мира подтверждает, что чем острее экономическая ситуация в стране, тем выше роль прямых административных методов в государственном управлении экономикой, чем стабильнее положение, тем выше роль рыночных методов и косвенных регуляторов (налоги, кредит, цены и др.).

Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.

Целью данной работы является  определение необходимости и сущности экономического регулирования.

Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:

- определение сущности, целей и функций экономического регулирования;

-  рассмотрение методов государственного регулирования экономики;

-      рассмотреть регулирующую деятельность государства в России.

Предмет исследования — совокупность экономических отношений в сфере государственного регулирования экономики.

1. Экономическое регулирование: сущность, цели, функции

Экономическое регулирование [economic regulation] — регулирование экономических процессов государством. В условиях централизованного планирования и управления народным хозяйством, по существу, представляет собой содержание деятельности плановых и других государственных органов. Э. р. в существенно меньшей мере применяется в условиях рыночной экономики, хотя в разных странах и в разные периоды эта мера определяется по-разному: от минимальной — в странах, где господствуют либеральные идеи и принцип laisser faire, laisser passer, до весьма ощутимой — там, где применяется индикативное планирование и программирование, распространены т. н. идеи государственного дирижизма (правда, последнее время этот термин применяется все реже). Но при всех обстоятельствах Э. р. может распространяться, напр., на уровень цен, перераспределение доходов (напр., путем прогрессивного налогообложения, см. Налоги), контроль за качеством продукции в отдельных секторах (напр., за качеством продовольственных товаров или энергии в электрических сетях).

В современных условиях основными составляющими механизма регулирования экономики являются:

-  рыночное регулирование, предусматривающее функционирование механизма свободной конкуренции;

- государственное регулирование экономики.

Соответственно основной системой регулирования социально - экономических процессов в современных условиях является смешанная система регулирования, совмещающая эти два компонента.

Государственное регулирование экономики – это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.[4]

Активная роль государства обусловлена возникновением внешних эффектов (экстерналий), которые, в основном. являются закономерными последствиями функционирования рынка. Свободный рынок неспособен выступать эффективным единственным инструментом регулирования общественного производства, его пропорций и темпов роста, обуславливая тем самым необходимость государственного регулирования экономики. Отмечено, что функционирование рыночного механизма вызывает ряд следующих негативных последствий (экстерналий):

-  Нерегулируемый рынок приводит к несоответствию между спросом и потреблением: предприниматели, увеличивая производство, насыщают рынок товарами и в тоже время, сокращают спрос путем  экономии на заработной плате и ресурсах. В общественном масштабе это приводит к перенасыщению рынка товарами. Неконтролируемое развитие данного процесса приводит к экономическим кризисам.

-   Нерегулируемый рынок дифференцирует общество, а значительное расслоение общества может вызывать острые социальные конфликты.

-           Рыночный механизм не может предотвратить возникновение и развитие монополий, которые в свою очередь разрушают условия свободной конкуренции.

-    В условиях научно–технического прогресса необходимы значительные инвестиции в научные исследования, подготовку научных кадров, освоение новых технологий. В современном мире это в основном – государственные инвестиции.

-         Экологическая ситуация также является проблемой, которую не в силах решить рыночный механизм.

Таким образом, рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции, нуждается в корректировке, осуществить которую может только государство.

Основными принципами государственного регулирования экономики принято считать:

во-первых, минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы (выполнение ими лишь тех функций, которые не могут выполнять сами субъекты рыночных отношений);

во-вторых, влияние соответствующих властных структур на развитие социально-экономических процессов с помощью устанавливаемых государством экономических регуляторов и нормативов.

Цель государства в современной рыночной экономике не столько корректировать рыночный механизм, сколько создавать условия для его эффективного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться всюду, где это возможно, регулирующее воздействие государства — всюду, где это необходимо.

В современных условиях государственного регулирования экономики непосредственно влияет на процессы воспроизводства в целом. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.д.

Регулирование является одной из важнейших функций системы управления народным хозяйством на всех его уровнях. Регулирование обусловлено действием законов экономического развития и опирается на законодательную базу, на широкое использование системы централизованного финансирования и кредитования, на отношения предприятий с бюджетом, на ценообразование, на применение поощрительных стимулов и различных экономических санкций.[10]

2. Методы государственного регулирования экономики

Методы государственного регулирования, несмотря на их определенное разнообразие, можно разбить на следующие группы:

-     административное регулирование,

-     прямое экономическое регулирование,

-    косвенное экономическое регулирование.

К административным методам регулирования относятся разнообразные меры контроля над доходами, ценами, учетными ставками, квотирование, лицензирование и др. Эти меры относятся к административным потому, что они не основываются на экономических интересах и реализующих их стимулах, а осуществляются на основе законодательства через систему устанавливаемых им норм и правил.

К прямому экономическому регулированию относятся различные формы безвозвратного целевого финансирования регионов, предприятий, отраслей — это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же относятся льготные кредиты. Увязывая интересы различных уровней и субъектов хозяйствования разных социальных групп, эти виды регулирования способствуют выравниванию их финансового положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития. В то же время, будучи встроенными в рыночные отношения, они в известной мере формируют структуру цен и издержек и реальную конкурентоспособность отдельных секторов экономики.

На стыке административных и прямых экономических методов регулирования находятся такие адекватные современной смешанной экономике формы государственного регулирования, как программно-целевой подход, проектное финансирование и кредитование. Реализация общих и специальных целевых программ и проектов, намечающих ориентиры развития в какой-либо области, наряду с применением административно-организационных мер подкрепляется соответствующими финансовыми ресурсами.

К косвенным формам экономического регулирования относится проводимая государством политика в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических (в том числе таможенных) отношений, налоговых систем, амортизируемого имущества и др. Таким образом, государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. То есть косвенные формы экономического регулирования воздействуют на производство и потребление опосредованно и носят безадресный характер.

Некоторые ученые рассматривают косвенное экономическое регулирование шире, относя к нему также разнообразные меры по созданию конкурентной среды. Например, М.Портер считает, что правительство должно создавать для фирм такую экономическую ситуацию, которая поощряет и подталкивает их к более высоким ступеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного воздействия являются: создание соответствующих современному уровню технологий и факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технического развития, поощрение конкуренции и спроса на продукцию высокого качества.

Однако, как свидетельствует опыт развитых стран, далеко не все функции, необходимые для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка оказывается зачастую недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим развитие рынка порождает функции и соответствующие им институты, требующие централизованного управления, такие, как финансовая, банковская системы и т.п. По мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг, требующие централизованного вмешательства (контроля) в процесс их производства. В зависимости от способа организации производства в экономической литературе принято выделять две группы товаров (услуг): общественные блага, производствокоторых полностью или частично финансируется или контролируется (а иногда и организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно за счет собственных средств.

Реализация методов государственного регулирования экономики осуществляется через макроэкономическое планирование в рыночных условиях.

3. Регулирующую деятельность государства в России

Регулирующую деятельность государства в России в настоящее время можно свести к нескольким основным функциям.

Это, во-первых, составление макроэкономических планов-прогнозов, или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ просто информирует общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики.

Ко второй форме участия государства в управлении общественным производством можно отнести формирование решений, непосредственно затрагивающих структуру хозяйства. Это, прежде всего, распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры.

Третья форма влияния государства на хозяйственную деятельность – это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого государственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей.

Соотношение между обозначенными тремя формами участия государства в управлении экономикой варьируется в зависимости от конкретных условий.

Государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. В разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования и роль отдельных регуляторов могут существенно изменяться.

Приоритетом государственного регулирования должно быть развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям, без которой российские предприятия окажутся неконкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на постсоветском пространстве.

 

Заключение

Государственное регулирование экономики – это совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство влияет на деятельность субъектов хозяйствования, рыночную конъюнктуру с целью создания нормальных условий функционирования рынка и решения социально – экономических проблем общества.

Как и в любой управленческой системе, в государственном регулировании экономики существуют объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная экономическая деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу его специфических функций объединяет в себе оба эти понятия.

Государственное регулирование - это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении.

Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества.

 

 

Литература

  1.  Бабашкина А.М., Государственное регулирование национальной экономики.СПБ: Финансы и статистика, 2007
  2.  Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. М.: Экономика, 2000.
  3.  Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. М.: Дело, 2001.
  4.  Грицюк Т.В., Государственное регулирование экономики: теория и практика Изд.: РДЛ, 2006
  5.  Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие. 2-е изд., перераб.и доп. М.: КноРус, 2009
  6.  Новиков М.В. Государственное регулирование экономики. Конспект лекций, ТГРУ, 2000 г., 157 с.
  7.  Райзберг Б.А. Государственное управление и администрирование в экономической и социальной сфере. Учебное пособие .М.: Экономистъ, 2007
  8.  Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2002.
  9.  Экономическая теория / под ред. Журавлевой Г.П.  Учебник. – Москва, 2004


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18702. Информационная база управленческого анализа эффективности хозяйственной деятельности 14.01 KB
  Информационная база управленческого анализа эффективности хозяйственной деятельности Эффективность хозяйственной деятельности измеряется одним из двух способов отражающих результативность работы организации относительно либо величины авансированных ресурсов л
18703. Оптимальное управление. Вариационное исчисление 16.22 KB
  Оптимальное управление это задача проектирования системы обеспечивающей для заданного объекта управления или процесса закон управления или управляющую последовательность воздействий обеспечивающих максимум или минимум заданной совокупности критериев качества...
18704. Правила формирования структуры и взаимодействия модулей ПС 30.54 KB
  Правила формирования структуры и взаимодействия модулей ПС . Структура ПС и правила оформления каждого модуля должны быть унифицированы . Каждый модуль должен характеризоваться функциональной законченностью автономностью и независимостью в оформлении от модулей. ко...
18705. Амортизация основных фондов. Норма амортизационных отчислений 14.63 KB
  Амортизация основных фондов. Норма амортизационных отчислений. Амортизацией называется денежное возмещение износа основных фондов. Амортизация осуществляется в виде ежемесячных отчислений от стоимости ОС в амортизационный фонд предприятия.Амортизация – плановый пр
18706. Современные операционные системы. Структура Windows 16.49 KB
  Современные операционные системы. Структура Windows. Windows от всемирно известной компании Microsoft. Программное обеспечение выпускаемое данным брендом по праву занимает лидирующие позиции по количеству пользователей во всем мире. На данный момент в стадии низкого старта н...
18707. Участники фондового рынка 14.48 KB
  Участники фондового рынка. Фондовый рынок ценных бумаг представляет из себя разные организации каждые из которых занимаются определенным видом деятельности. Профессиональные участники фондового рынка это юридические лица имеющие соответствующие лицензии. Участ...
18708. Пакеты прикладных программ (ППП) 14.83 KB
  Пакеты прикладных программ ППП – это совокупность совместимых программ для решения определенного класса задач. Свойства. должен состоять из нескольких программных единиц; предназначен для решения определенного класса задач; в пределах своего класса обладает опр
18709. Операции с данными в реляционных моделях 14.15 KB
  Операции с данными в реляционных моделях. Объединением двух отношении называется отношение содержащее множество кортежей принадлежащих либо первому либо второму исходным отношениям либо обоим отношениям одновременно. Пересечением отношений называется отно...
18710. Автоматизированные информационные технологии деятельности страховой компании 14.44 KB
  Автоматизированные информационные технологии деятельности страховой компании направлены на внедрение систем охватывающих все основные элементы технологического процесса и гарантирующих полную безопасность данных на всех этапах обработки информации. Реализация авт