99309

Разработка универсальной справочной информационной системы предприятия

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Наличие внутренних стандартов, регламентирующих процедуры программирования и подключения новых объектов, отсутствовавших при начальном проектировании; поддержку одновременной работы как минимум с пятнадцати рабочих местах технологов и одного рабочего места администратора; возможность просмотра и корректировки имеющейся информации; гибкость в настройке.

Русский

2016-09-07

201.5 KB

0 чел.

PAGE  2

Российский государственный открытый технический университет путей сообщения

             Факультет  УПП

 Кафедра ЭВМ 

Курсовая работа

Тема: ”Разработка универсальной справочной информационной системы предприятия

Выполнила:                    Свитцова Н.Л.

                                                                   Шифр 02-п-ЭВМ-34262

  Проверил:                                                                    Профессор Самме  Г.В.

г. Москва 2007г.

Введение

При решении автоматизации информационных задач первое, с чем мы сталкиваемся это реализация ведения нормативно-справочной информации (НСИ).

Вся НСИ может быть условно разделена на общую и локальную. Если говорить о применении НСИ на железнодорожном транспорте, то их существуют два типа. Общая НСИ – справочники стран, регионов курсирования, отделений дорог и пр. Такая информация вводится и изменяется только в Главном Вычислительном Центре (ГВЦ) и передается на все дороги, т.е. на все сервера. Локальная НСИ – справочники вагонов, станций, грузов, специализация путей, план формирования состава поездов, станционные пути и т.д. Эта информация вводится и изменяется на серверах подразделений.

Проектируемая система предназначена для использования на рабочих местах технологов в разных отраслях деятельности.

 Разработать справочную информационную систему для работы системы АСОМП.

Требования к программному обеспечению

Программное обеспечение должно проектироваться на основе модульного принципа с использованием языка высокого уровня.

Оно должно обеспечивать:

  •  наличие внутренних стандартов, регламентирующих процедуры программирования и подключения новых объектов, отсутствовавших при начальном проектировании;
  •  поддержку одновременной работы как минимум с пятнадцати рабочих местах технологов и одного рабочего места администратора;
  •  возможность просмотра и корректировки имеющейся информации;
  •  гибкость в настройке.

 Анализ технического задания

Существуют несколько подходов к созданию программного обеспечения. Среди них выделяют структурный и объектно-ориентированный подход. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Структурный подход:

Преимущества:

  •  Простота;
  •  Сложную задачу можно разделить на серию более простых задач.

Недостатки:

  •  Не позволяет описать сложную логику процессов.

Объектно-ориентированный подход:

Преимущества:

  •  Естественность;
  •  Модульность программы позволяет ее изменять;
  •  Возможность повторного использования;
  •  Удобство сопровождения
  •  Способность к расширению возможностей;
  •  Удобство периодического выпуска версий.

Недостатки:

  •  Требует наличие определенного образа мышления, заставляющего рассматривать проблему в виде группы объектов.

Таким образом, структурный подход, в данном случае является  предпочтительным, т.к. более полно, чем объектно-ориентированный подход, отвечает требованиям технического задания.

Наиболее оптимальным решением для построения системы является клиент-серверная архитектура системы. На сервер, в этом случае, возлагается основная вычислительная нагрузка, а клиент выступает в качестве инструмента управления данными.

Выбор операционной системы

Определение операционной системы

Операционная система (ОС) в наибольшей степени определяет облик всей вычислительной системы в целом. Несмотря на это, пользователи, активно использующие вычислительную технику, зачастую испытывают затруднения при попытке дать определение операционной системе. Частично это связано с тем, что ОС выполняет две по существу мало связанные функции: обеспечение пользователю-программисту удобств посредством предоставления для него расширенной машины и повышение эффективности использования компьютера путем рационального управления его ресурсами.

ОС как расширенная машина

Программа, которая скрывает от программиста все реалии аппаратуры и предоставляет возможность простого, удобного просмотра указанных файлов, чтения или записи - это операционная система. С этой точки зрения функцией ОС является предоставление пользователю некоторой расширенной или виртуальной машины, которую легче программировать и с которой легче работать, чем непосредственно с аппаратурой, составляющей реальную машину.

ОС как система управления ресурсами

Идея о том, что ОС, прежде всего система, обеспечивающая удобный интерфейс пользователям, соответствует рассмотрению сверху вниз. Другой взгляд, снизу вверх, дает представление об ОС как о некотором механизме, управляющем всеми частями сложной системы. В соответствии со вторым подходом функцией ОС является распределение процессоров, памяти, устройств и данных между процессами, конкурирующими за эти ресурсы. ОС должна управлять всеми ресурсами вычислительной машины таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность ее функционирования. Критерием эффективности может быть, например, пропускная способность или реактивность системы. Управление ресурсами включает решение двух общих, не зависящих от типа ресурса задач:

  •  планирование ресурса - то есть определение, кому, когда, а для делимых ресурсов и в каком количестве, необходимо выделить данный ресурс;
  •  отслеживание состояния ресурса - то есть поддержание оперативной информации о том, занят или не занят ресурс, а для делимых ресурсов, - какое количество ресурса уже распределено, а какое свободно.

Для решения этих общих задач управления ресурсами разные ОС используют различные алгоритмы, что, в конечном счете, и определяет их облик в целом, включая характеристики производительности, область применения и даже пользовательский интерфейс. Так, например, алгоритм управления процессором в значительной степени определяет, является ли ОС системой разделения времени, системой пакетной обработки или системой реального времени.

Система «АСОМП». Общее описание

Автоматизированная система обработки МАРШРУТОВ ПРОВОДНИКОВ в ДОПах и РЕЗЕРВАХ ПРОВОДНИКОВ на  железной дороге предлагается в качестве типового инструмента автоматизации формирования маршрута проводника и как результат - автоматизации расчета заработной платы проводников. Кроме этого система АСОМП должна обеспечивать планирование графика работы проводников, отображать причины возникновения отклонений от запланированного графика, связанных с производственным процессом. Информация о проводниках должна браться из системы АСУ ТЗП по мере необходимости при формировании МАРШРУТОВ. Электронный МАРШРУТ ПРОВОДНИКА должен поступать в АСУ ТЗП. Данные о вагонном парке, схемы маршрутов и расписания динамически должны браться из систем АСУ ПВ и ЭКСПРЕСС. Ввод и отображение информации АСОМП должно осуществляться с помощью специализированного сайта в ИНТРАНЕТ, который представляет следующие возможности :

  •  ввода информации для ведения электронного МАРШРУТА ПРОВОДНИКА по результатам поездок;
    •  планирования графика работы поездных бригад и проводников;
    •  отображения реального положение дел о совершенных поездках (проводника, бригады и т.д.) за конкретные сутки или указанный период;
    •  формировать данные для расчета зарплаты в системе АСУ ТЗП;

Задачи, решаемые системой «АСОМП» 

Создаваемая система предназначена для:

  •  автоматизации ведения МАРШРУТА ПРОВОДНИКА и как результат – подготовки данных для расчета заработной платы проводников.
  •  повышения эффективности работы предприятий за счет причинно-факторного анализа реального выполнения планов;
  •  обеспечения текущей оперативной информацией о работе  предприятия руководства предприятия и аппарата управления дороги;
  •  совершенствования методов руководства работы предприятия  на основе получаемой из системы  информации.

 Планируемое использование системы

Предполагается, что система будет использоваться:

  •  для автоматизации расчета заработной платы;
  •  для планирования работы поездных бригад;
  •  для получения отчетов по работе ДОП и т.д.

  Создание системы должно осуществляться в рамках концепции создания единого информационного пространства железнодорожного транспорта и опираться на  ИНТРАНЕТ.

Технические требования, предъявляемые к системе АСОМП

При проектировании системы автоматизации принимались во внимание следующие требования:

- система должна нормально функционировать на стандартных персональных компьютерах клона IBM с процессором от Intel Pentium 100 (минимальные требования);

- система не должна иметь привязки к аппаратной части для возможности переноса ее на новую платформу из-за неизбежного морального старения компьютерной техники;

- архитектура системы должна быть выбрана таким образом, чтобы минимизировать вероятность нарушения штатного режима работы системы (выход системы из строя, разрушение информационной базы данных, потери или искажение информации) при случайных или сознательных некорректных действиях пользователей;

- основная программная оболочка должна иметь интуитивно ясный дружественный интерфейс и не должна требовать от пользователей специальной подготовки, не связанной с их профессиональными обязанностями;

- система должна иметь возможность наращивания в программной части.

система должна функционировать под управлением операционных  систем от MSDOS до MS Windows 95 и Windows NT.

Требований к ограничению доступа не предъявлялось, так как он обеспечивается организационными мероприятиями, и внутренним распорядком, так как с самой базой работает только один офицер штаба.


 Разработка программного обеспечения нормативно-справочной системы

Алгоритм построения программы

Выбор системы проектирования и реализации

 Для технической реализации вышеуказанных задач с учетом поставленных требований была выбрана система управления базами данных «IBM DB2».

Данная СУБД была выбрана по следующим причинам:

  •  простота средств реализации,
  •  малые затраты на сопровождение и дальнейшее развитие,
  •  легкость освоения инструментария разработчика,

Базы данных созданные с помощью системы управления базами данных «IBM DB2» полностью реализую реляционную модель построения данных.

Нормализация базы данных

Нормализация, это процесс приведения реляционных таблиц к стандартному виду. В базе данных могут присутствовать такие проблемы как:

  •  Избыточность данных. Повторение данных в базе данных.
  •  Аномалия обновления. Противоречивость данных, вызванная их избыточностью и частичным обновлением.
  •  Аномалия удаления. Непреднамеренная потеря данных, вызванная удалением других данных.
  •  Аномалия ввода. Невозможность ввести данные в таблицу, вызванная отсутствием других данных.

Для решения этих проблем применяют разбиение таблиц - разделение таблицы на несколько таблиц. Для того чтобы это сделать пользуются нормальными формами или правилами структурирования таблиц.

О нормализации таблиц в базе данных нужно заботится на раннем этапе проектирования приложения, так как при «живых» данных довольно трудно менять структуру базы. Иногда процесс нормализации порождает добавочные таблицы, которые были не включены в первоначальный проект. Узнав об этом как можно раньше, не придется зря тратить силы на их разработку.

Физическая структура БД АСОМП

Резервное копирование – как способ сохранения информации

В настоящее время в Информационно-вычислительном центре железной дороги происходит внедрение подсистемы IBM Tivoli Storage Manager, реализована технология резервного копирования серверов. На мэйнфрейме было установлено программное обеспечение Tivoli Storage Manager Server for MVS (OS/390 и z/OS). На персональных электронных вычислительных машинах (в нашем случае, персональные сервера, либо клиентские сервера) было установлено программное обеспечение Tivoli Storage Manager Client (под платформы Windows, Linux/x86 и NetWare). Клиенты имеют возможность самостоятельно (вручную) инициировать резервное копирование данных. На дисковой подсистеме Symmetrix расположены дисковый пул резервного копирования данных, системный журнал и системная база данных. Системный журнал содержит информацию о работе системы, контрольные точки. "Cердцем" сервера Tivoli Storage Manager является интегрированная реляционная база данных. В этой базе данных каталогизируется каждая передача данных (при копировании, архивировании, HSM-управлении и др.), а также полный набор данных для каждого клиента ПО Tivoli Storage Manager.

Если в ПО Tivoli Storage Manager будет задана необходимость ежедневного копирования данных, то база данных позволяет восстановить данные за любой прошедший день. ПО Tivoli Storage Manager позволяет вернуться к предыдущим версиям файлов данных.

Дисковый пул резервного копирования служит в качестве промежуточной области хранения данных, которые отправляются с клиентов для резервного инкрементального копирования. Его объем составляет 380.5 Гб, и он может содержать файлы размером до 1 Гб. В случае заполнения дисковых пулов на 95%, происходит процесс автоматической миграции на картриджи типа 9480 автоматизированной библиотеки ST-L700 в ленточный пул. Если размер резервируемого файла более 20 Гб, то запись производится напрямую на картриджи типа 9480 в ленточный пул. Для совокупности картриджей, входящих в ленточный пул, установлена опция, позволяющая сохранять все данные, относящиеся к данному клиенту, на минимальном количестве картриджей. На сервере настроены планировщики с расписанием и путями для инкрементального копирования. На случай выхода из строя магнитных дисков предусмотрен дублирующий ленточный пул, в котором дублируются все данные, записываемые в дисковый пул при резервном копировании. Он также состоит из картриджей типа 9480. Для каждого клиента / группы клиентов настроена своя политика: количество хранимых копий, срок хранения копий. Тем самым, клиентские файлы на сервере имеют свой определенный «срок годности». По истечении этого срока данный файл автоматически удаляется с сервера. Если файл находился на диске, то он удаляется напрямую. Если он находился на картридже, то он помечается в базе данных как удаленный. Затем, при достижении образовавшегося «виртуального» пустого пространства величины в 60% от объема данных, хранящихся на картридже, происходит высвобождение пространства. Это происходит следующим образом. В первый драйвер загружается картридж, в котором нужно удалить ненужные файлы. Во второй драйвер загружается новый картридж. Данные, у которых не истек «срок годности», переписываются на новый картридж, затем все данные со старой ленты удаляются. Внутренняя системная база данных сервера также требует полного и инкрементального копирования. Поэтому раз в сутки происходит копирование базы данных на картриджи типа 3490 автоматизированной библиотеки ST-9360. При потере данных клиент имеет возможность восстановить их вручную с сервера через клиентское приложение. Имеется возможность восстанавливать данные в то же место, из которого они были зарезервированы (по умолчанию), или указать новый путь восстановления. На клиентской машине должен быть запущен для постоянной работы сервис (scheduler) для поддержания связи с планировщиком сервера. Каждые 12 часов этот сервис опрашивает расписание сервера о следующем запланированном событии для этого клиента.

Отдельного внимания заслуживает организация дисковых пулов в операционной системе OS/390. Подсистема Tivoli Storage Manager Server была установлена под операционную систему OS/390 V2R10. Тома (volume) дисковых пулов физически представляют собой VSAM наборы данных (наборы данных виртуального метода доступа). Существенным недостатком данной операционной системы является то, что невозможно создавать VSAM наборы данных размером более 4 Гб. Операционная система позволяет добавлять область памяти для переполненного VSAM набора данных (extend), но это в свою очередь не поддерживает Tivoli Storage Manager, т.к. для TSM важно знать точный размер дискового пула.

Кроме того, на клиентах, работающих с Microsoft SQL Server, было дополнительно установлено программное обеспечение Tivoli Data Protection for Microsoft SQL Server. Данное приложение дает возможность «горячего» резервного копирования баз данных. По составленному расписанию происходит полное резервное копирование всех баз данных Microsoft SQL Server. Также имеется возможность резервировать активные журналы операций.

 

Список используемой литературы

  1.  “Разработка справочной системы” Гультяев А.А., М. Наука, 1999 г.;
  2.  Дунаев С. “Доступ к базам данных и техника работы в сети” Практические приемы современного программирования. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1999, 416 с.
  3.  “Информационные технологии на ж/д транспорте”  Россия, 2000г.:

начало

подключение переменных окружения для работы с БД

Выставляем значение переменной по умолчанию (принимаем значение переменных из NSI)

Авторизация

login: passwd:

Считывание данных xml для заданной табл.

Переменные для ведения журнала событий системы NSI

Действия, выполняемые при нажатии  выбранной в меню кнопки

Изменение данных

modify()

SQL:

update

Добавление

add()

SQL:

insert

Удаление

delete()

SQL:

delete

поиск данных

SQL:

select

Отображение данных

view ()

конец


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83589. Правовий режим космічних обєктів і екіпажів 37.05 KB
  Згідно з Конвенцією про реєстрацію об\'єктів що запускаються В космічний простір 1975 р. держава що здійснює такий запуск реєструє космічний об\'єкт у національному реєстрі. Кожна запускаюча держава представляє Генеральному секретарю ООН у найкоротший строк необхідну інформацію про кожний космічний об\'єкт занесений в її реєстр.
83590. Відповідальність у міжнародному космічному праві 35.62 KB
  Держави несуть міжнародну відповідальність за національну діяльність у космічному просторі включаючи Місяць та інші небесні тіла незалежно від того чи здійснюється вона урядовими органами або неурядовими юридичними особами. У випадку діяльності в космічному просторі включаючи Місяць та інші небесні тіла міжнародної організації відповідальність за виконання Договору про космос несуть разом з міжнародною організацією також і держави що беруть у ній участь. Держава що здійснює або організує запуск об\\\'єкта в космос а також кожна...
83591. Поняття і принципи міжнародного економічного права. Джерела міжнародного економічного права 37.61 KB
  Сучасна практика свідчить, що основну частину МЕП складають норми, що регулюють міждержавні економічні відносини. Так, норми, спрямовані на регулювання правовідносин за участю фізичних та юридичних осіб, переважно регулюють відповідні...
83592. Сучасна система міжнародних економічних організацій 39.05 KB
  На універсальному рівні основними організаціями є ООН її спеціалізовані установи і СОТ. Незважаючи на важливу роль ООН в регулюванні міжнародних економічних відносиносновну роботу з розробки універсальних стандартів в галузі МЕП сьогодні здійснюють МВФ Група Світового банку та СОТ. СОТ була створена в 1994 р. Установчим документом СОТ є Марракешська угода про заснування СОТ 1994 р.
83593. Система і право Світової організації торгівлі. Угода про заснування СОТ. Функції, компетенція, структура СОТ. Багатосторонні угоди системи СОТ 42.96 KB
  Угода про заснування СОТ. Функції компетенція структура СОТ. Багатосторонні угоди системи СОТ. Світова організація торгівлі СОТ єдина міжнародна організація що опікується глобальними правилами торгівлі між країнами.
83594. Міжнародний валютний фонд 43.71 KB
  Міжнаро́дний валю́тний фонд МВФ англійською IMF спеціальне агентство Організації Об\'єднаних Націй ООН засноване 29ма державами[1][2] з метою регулювання валютнокредитних відносин країнчленів і надання їм допомоги при дефіциті платіжного балансу шляхом надання коротко і середньострокових кредитів в іноземній валюті. Штабквартира МВФ знаходиться в м. МВФ було створено 27 грудня 1945 року після підписання 29ма державами угоди розробленої на Конференції ООН з валютнофінансових питань 22 липня 1944 року. МВФ є інституційною основою...
83595. Поняття та джерела міжнародного екологічного права 37.32 KB
  Міжнародне екологічне право - галузь міжнародного права, принципи і норми якої регулюють відносини між його суб\'єктами в сфері охорони навколишнього середовища та раціонального використання природних ресурсів. Правове регулювання міжнародного екологічного права спрямоване на обмеження шкідливого антропогенного впливу на навколишнє середовище
83596. Принципи міжнародного екологічного права 37.97 KB
  Спеціальні (галузеві) принципи міжнародного права навколишнього середовища найбільш повно зафіксовані у Стокгольмській декларації з навколишнього середовища (26 принципів) і Декларації Ріо-де-Жанейро з навколишнього середовища і розвитку
83597. Міжнародна співпраця у області охорони навколишнього середовища 42.91 KB
  Тому проблема гармонізації відносин суспільства і природи охорони навколишнього середовища набула глобального значення. У межах міжнародного співробітництва в галузі охорони навколишнього природного середовища вирішуються найбільш складні проблеми і конкретні проекти. Особливу групу проектів складають наукові дослідження впливу діяльності людини на клімат передбачення землетрусів і цунамі роботи в галузі біологічних та генетичних наслідків забруднення оточуючого середовища.