99322

Разработка автоматизированной системы управления транспортным предприятием

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Основные положения Концепции информатизации железнодорожного транспорта. Автоматизированная система управления работой сортировочных станций – АСУСС. Технология работы сортировочной станции. Функциональная часть информационной системы сортировочной станции. Оперативные АРМ в составе КСАРМ АСУСС. Информационно - справочная система КСАРМ АСУСС. Сервер приложений системы КСАРМ АСУСС

Русский

2016-09-07

1.46 MB

4 чел.

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

      по дисциплине:  Информационные системы

          железнодорожного транспорта

      на тему:      Разработка автоматизированной системы

                     управления транспортным предприятием».

       Выполнила: Тарунина Ольга Николаевна       

  шифр 02-п/ЭВМ-35675

       Рецензент: док. тех. наук, профессор

                            Самме Георгий Вальдемарович

Ярославль

2007г.

СОДЕРЖАНИЕ

[0.1] ВВЕДЕНИЕ

[0.2] 1. МЕСТО АСУСС В АСУЖТ.

[0.2.1] 1.1   Основные положения Концепции информатизации железнодорожного транспорта

[0.2.2] 1.2.  Автоматизированная система управления работой сортировочных станций – АСУСС.

[0.3] 2. СОРТИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ АВТОМАТИЗАЦИИ.

[0.3.1] 2.1 Технология работы сортировочной станции

[0.3.2] 2.2 Функциональная часть информационной системы сортировочной станции

[0.4] 3. ФУНКЦИИ АСУСС.

[0.4.1] 3.1. Оперативные АРМ в составе КСАРМ АСУСС

[0.4.2] 3.2 Информационно - справочная система КСАРМ АСУСС

[0.4.3] 3.3 Сервер приложений системы КСАРМ АСУСС

[0.5] 4. СТРУКТУРА ЛВС СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ

[0.6] 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ.

[0.7] 6.  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АСУСС

[0.8] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ

Последнее десятилетие ознаменовалось широким внедрением вычислительной техники на железнодорожном транспорте в целом и на сортировочных станциях в частности. Накоплен большой опыт практического использования компьютерной техники. Воспитано новое поколение работников, владеющее современными информационными технологиями. Одновременно с развитием вычислительных технологий последнее десятилетие ознаменовалось и развитием устройств горочной механизации, скоростных каналов связи, электронного коммутирующего оборудования и многого другого. Все эти "количественные" изменения практически подготовили "качественный" переход на новый уровень использования информационных технологий. Современный этап развития средств вычислительной техники и электронных устройств позволяет качественно изменить сложившуюся информационную систему сортировочной станции и создать автоматизированную систему управления  сортировочной станцией (АСУСС).

Цель создания АСУСС - повышение эффективности управления сортировочной станцией, повышение производительности труда, повышение безопасности движения, улучшение условий труда работников станции. Цель достигается за счет внедрения на сортировочной станции единой компьютерной информационно-управляющей системы с переходом на безбумажную технологию работы, автоматическое формирование выходных форм, автоматизированный анализ, поддержку и контроль принимаемых решений. АСУСС должна обеспечить автоматическое выявление и устранение причин, которые привели к некачественному проведению расформирования и формирования составов, простою вагонов на сортировочной станции или нерациональному использованию подвижного состава и локомотивных бригад. В состав АСУСС входят автоматизированные системы горочной механизации, использование промышленного телевидения, автоматические системы АСКОПВ, график исполненного движения поездов (система ГИДУрал) и другие автоматизированные системы ввода/вывода информации.

Главными принципами построения АСУСС являются универсальность (унифицированное программное и технологическое обеспечения), адаптивность (возможность настройки АСУСС на особенности работы отдельных станций и служб), этапность (возможность функционирования АСУСС при внедрении отдельных АРМ поэтапно) и наращиваемость (возможность расширения функциональности АСУСС).

АСУСС является нижним уровнем системы АСОУП.

АСУСС имеет собственную базу данных с необходимой нормативно-справочной информацией, являющуюся частью общей базы данных дороги.

АСУСС строится как часть единой корпоративной информационно-управляющей системы. Это локальная информационная сеть сортировочной станции, использующая СПД для передачи данных в АСОУП.

АСУСС является управляющей, а не просто информационной системой. Управляющие функции АСУСС реализуются через систему контроля действий операторов, форматный и логический контроль вводимой информации, справочную систему для  оперативного персонала.

При работе с информацией АСУСС использует технологию репликации, что означает наличие базы данных с поддержкой на сервере.

АСУСС функционирует, как состоящая из динамически формируемых автоматизированных рабочих мест (АРМ): в АСУСС нет жесткого закрепления тех или иных ее функций за определенными рабочими местами: функциональный набор АРМ определяется инженером по сопровождению, исходя из специфики функционирования предприятия, ее технологии, объема работы, подготовленности кадров и др.

Отчетные формы в АСУСС формируются в формате MS DOS, что дает пользователю возможность просмотра выходной формы на экране, распечатки ее на принтер, сохранять в виде отдельного файла, передавать другим абонентам на экран монитора, принтер, телетайп и др.

В настоящее время на сортировочных станциях и на отделениях северной ж.д.  ведется разработка и внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ), а также перевод существующих  АРМ под управлением операционной системы MS DOS на новый вариант, под управлением операционной системы Windows.От устойчивой работы сортировочной станции в значительной степени зависит устойчивая работа дороги в целом.

1. МЕСТО АСУСС В АСУЖТ.

1.1   Основные положения Концепции информатизации железнодорожного транспорта

Решению задачи по информатизации железнодорожного транспорта (ЖДТ) посвящено постановление Коллегии МПС №5 от 28.02.1996. Коллегия приняла Концепцию и Программу информатизации ЖДТ. В концепции приводится методология разработки и внедрения информационных технологий. Основные цели концепции информатизации ЖДТ - разработка приоритетных направлений использования информатики для повышения эффективности работы транспорта в условиях рыночной экономики, выработка методологии разработки и внедрения информационных технологий. Информатизация рассматривается, как необходимая техническая и информационная основа реализации технологии управления ЖДТ и представлена двухуровневой структурой (рис.1)

Рисунок . Двухуровневая структура реализации технологии управления ЖДТ.

Первый, обеспечивающий уровень, включает информационную среду и инфраструктуру для ее поддержки. Второй  пользовательский, содержащий прикладные задачи, охватывающие все виды деятельности ЖДТ. Информационная среда отражает состояние объектов и процессов управления. Она является совокупностью баз данных и знаний для построения прикладных задач. Инфраструктура - это телекоммуникационно - вычислительная сеть, обеспечивающая подготовку, передачу, хранение, обработку, и выдачу информации всем пользователям по всем аспектам деятельности ЖДТ. Инфраструктура включает в себя программно-технические комплексы ГВЦ, ИВЦ дрог, отделенческих ВЦ, ЛВС предприятий, терминальное оборудование, АРМ, устройства съема информации с объектов сети передачи данных (СПД) и др.

Прикладной уровень условно разделен на четыре комплекса информационных технологий (КИТ).

КИТ - 1 включает управление:

движением поездов на полигоне;

движением поезда по установленному маршруту;

безопасностью перевозочного процесса;

грузовой работой;

пассажирскими перевозками;

специальными перевозками;

локомотивным парком;

вагонным парком;

транспортно-экспедиционным обслуживанием;

текущим информированием грузовой клиентуры и пассажиров;

перевозочной статистикой;

смешанными перевозками;

международными перевозками.


КИТ - 2 включает управление:

маркетинговой деятельностью;

экономическими процессами;

имуществом;

развитием отрасли;

НИОКР;

тарифной политикой;

нетрадиционной деятельностью и диверсификацией;

финансовой деятельностью;

бухучетом и статистикой;

трудовыми ресурсами;

эксплуатационными расходами;

нормативно-правовым обеспечением.


КИТ - 3 включает управление:

эксплуатационной работой хозяйств;

ресурсами технических устройств, их обслуживанием и ремонтом;

железнодорожной промышленностью;

материально-техническим снабжением;

инфраструктурой в чрезвычайных условиях;

ремонтными и восстановительными работами;

экологическими мероприятиями;

охраной, пожарной безопасностью и другими вспомогательными    системами;

прогнозированием развития, проектированием объектов инфраструктуры;

капитальным строительством объектов;

статистикой хозяйств.

КИТ - 4 включает управление:

учебными заведениями;

персоналом;

жилищно-коммунальным хозяйством;

рабочим снабжением;

здравоохранением;

научно-технической информацией.

Декабрьская (1995 г.) Коллегия МПС определила как приоритетное направление в совершенствовании работы ЖДТ - создание и внедрение высокоэффективных информационных технологий, развитие связи и телекоммуникаций, системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО).

На современном этапе реформирования экономики это положение весьма актуально, так как является эффективным инструментом решения основной экономической задачи транспорта - увеличения доходов, прежде всего за счет роста объемов перевозок грузов и пассажиров, при одновременном и постоянном сокращении расходов в результате повышения производительности труда и улучшения использования основных фондов или инфраструктуры транспорта.

Принятая идеология СФТО показывает, что вторая очередь этой системы потребует разработки значительного количества новых задач в области АСУ, включая и информационно-управляющие системы.

Действующие информационные системы базируются в основном на ручной подготовке и вводе первичной информации, что не обеспечивает необходимой достоверности и оперативности, снижает эффективность внедрения информационных технологий. Пути решения этой проблемы - в автоматизации съема первичной информации с подвижного состава и устройств СЦБ, в применении автоматизированных контрольно-измерительных комплексов и т.д.

Всего на железных дорогах России с помощью ЭВМ решается свыше 1000 задач различной сложности. Наиболее значимыми являются четыре дорожно-сетевые системы:

управление грузовыми перевозками и сортировочными станциями (АСУСС);

управление пассажирскими перевозками (ЭКСПРЕСС-2);

интегрированная обработка дорожной ведомости (ИОДВ);

интегрированная обработка маршрутов машинистов (ИОММ).

Все эти системы объединяет функционирующая на всех дорогах автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП). В АСОУП создана и поддерживается практически в реальном масштабе времени поездная информационная модель перевозочного процесса, которая отражает текущее состояние эксплуатационной работы.

1.2.  Автоматизированная система управления работой сортировочных станций – АСУСС.

Специалистами ЦИТТРАНС разработана система КСАРМ управления работой сортировочной станции на базе операционной системы Windows.

КСАРМ АСУСС является составной частью автоматизированной системы управления работой станций (в целом АСУ СТ), а также нижним уровнем системы АСОУП .

КСАРМ АСУСС предназначена для: автоматизации информационного обслуживания персонала основных подразделений, участвующих в перевозках; создания условий для повышения оперативности управления организацией продвижения вагонопотоков; автоматизации составления и передачи потребителям отчетных и учетных форм документации; интеграции информации о техническом состоянии вагонов с информацией о размещении их в поездах и на путях станции. Кроме этого, система предназначена: для автоматического ведения модели станции; уменьшения операций по корректировке информации о вагонах в модели станции и в ТГНЛ, проводимых операторами СТЦ по прибытию и отправлению поездов; создания информационной основы для полной автоматизации взаимосвязей между всеми подразделениями станции; сокращения времени простоя вагонов на всех участках, где с ним производится какая-либо работа.

Создание и внедрение АСУСС позволяют повысить оперативность управления перемещением вагонопотоков, проходящих через сортировочную станцию, сократить время простоя вагонов под операциями.

Система АСУСС повышает достоверность при ведении вагонной модели дороги; снижает расходы на поддержание параллельных потоков информации для разных пользователей и систем; повышает производительность труда и улучшает условия труда работников.

АСУСС представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой АРМ, построенных на единой нормативно-справочной и переменной информации. Структурная схема информационных потоков АСУСС приведена на рисунке 2.

2. СОРТИРОВОЧНАЯ СТАНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ АВТОМАТИЗАЦИИ.

 2.1 Технология работы сортировочной станции

Сортировочные станции, предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов, размещаются в крупных пунктах зарождения и погашения значительных вагонопотоков: транзитных без переработки, транзитных с переработкой и местных.

         Транзитные поезда без переработки принимаются на специальные пути для транзитных поездов, проходят техническое и коммерческое обслуживание, смену локомотивов и бригад.  Транзитный - это поезд, который проходит станцию без переработки или с частичной переработкой. Принимается этот поезд в приемо-отправочный парк, как правило, на один из путей для транзитных поездов. После остановки состав закрепляется и ограждается. Работники пункта технического обслуживания вагонов выполняют контрольный осмотр и ремонт вагонов, параллельно с этим работники пункта коммерческого обслуживания (приемщики поездов) осматривают вагоны в коммерческом отношении, проверяют целостность пломб, правильность крепления груза на открытом подвижном составе, соблюдение габарита погрузки и т.п. По окончании осмотра вагонов снимается ограждение состава, прицепляется поездной локомотив, снимается закрепление, производится проба тормозов, машинисту выдается справка о тормозах, вручаются поездные документы и поезд отправляется.                  

   Транзитные с переработкой и местные вагонопотоки прибывают в виде поездов, подлежащих расформированию. Транзитные с переработкой после накопления вагонопотока формируются в новые поезда и отправляются по назначению. Местные поступают на грузовые пункты, проходят грузовые операции, после чего в составах своего формирования отправляются по назначению.

   Для переработки вагонопотоков станции имеют соответствующие устройства: парк прибытия (ПП), сортировочная горка (Г), сортировочный парк (СП), вытяжные пути, парк отправления (ПО), грузовые пункты, локомотивное и вагонное депо и др. Предпочтительнее последовательное расположение основных парков: ПП, СП, ПО. Крупные сортировочные станции могут иметь 2 сортировочные системы, включающие в себя перечисленные основные парки и горку. В этом случае станция называется двухсторонней. Могут быть также станции с параллельным и комбинированным расположением парков

Для расформирования составов между парками приема и сортировочным располагается сортировочная горка, представляющая собою возвышение, с которого отдельные вагоны или группы вагонов, называемые отцепами, скатываются под действием силы тяжести на разные пути сортировочного парка по своим назначениям. Чтобы не допустить превышения скорости соударения скатывающихся отцепов с впереди стоящими вагонами на путях, устраивают специальные тормозные устройства, называемые вагонными замедлителями.

Процесс расформирования составов на горке наиболее сложный и интенсивный, поэтому горка оснащена комплексом средств автоматизации, включающим в себя горочную автоматическую централизацию роспуска и др.

    О поездах, прибывающих на станцию в расформирование, из АСОУП поступает информация в виде телеграмм натурных листов. При подходе поезда дежурный по станции извещает работников, участвующих в обработке. Оператор СТЦ, находящийся во входной горловине парка прибытия, на ст.Ярославль Главный используя промышленное телевидение, сверяет номера вагонов прибывающего поезда с данными ранее полученного телеграмм натурного листа и перевозочными документами на вагоны, поступившими с поезда. Техническое обслуживание состава начинается при движении прибывающего поезда и продолжается после его остановки, закрепления и отцепки поездного локомотива. При осмотре состава выявляются технические и коммерческие неисправности, которые нельзя устранить немедленно. Информация о таких вагонах передается оператору СТЦ  парка прибытия для корректировки сортировочного листа (направление вагонов на соответствующие пути).

По окончании технического и коммерческого осмотров вагонов установленное ранее ограждение снимают, к составу прицепляется горочный локомотив и состав надвигается вагонами вперед на горку для расформирования. Расформированием, в котором участвуют горочные операторы, составители, расцепляющие состав, машинисты горочных локомотивов, руководит дежурный по горке. В процессе расформирования на путях сортировочного парка происходит накопление новых составов в соответствии с назначениями плана формирования.

При накоплении вагонов на полный состав согласно норме (по весу или длине) маневровый диспетчер, который руководит работой всей станции, планирует и регулирует процесс составообразования, дает указание дежурному по сортировочному парку или составителю о формировании поезда. При этом вагоны сортируются по группам, которые затем объединяются (при формировании группового или сборного поезда). Между вагонами с опасными или негабаритными грузами, а также вагонами с людьми и другими вагонами в поезде в соответствии с правилами должны быть представлены порожние вагоны. После окончания формирования состав переставляется в парк отправления, где производятся технический и коммерческий осмотры состава и устранение обнаруженных неисправностей. При перестановке состава оператор СТЦ, используя камеры промышленного телевидения, расположенного между сортировочным парком и парком отправления, сверяет номера вагонов,  делает соответствующие корректировки в подготавливаемом на формируемый поезд ТГНЛ и передает его  в информационно-вычислительный центр дороги(АСОУП),.

После окончания осмотра и ремонта вагонов снимается ограждение, к составу прицепляется поездной локомотив, производится проба тормозов, машинисту вручаются перевозочные документы, справка о тормозах, предупреждение и поезд отправляется. Об отправлении поезда дежурный по станции парка отправления сообщает поездному диспетчеру. Оператор при дежурном по парку, используя АРМ, передает сообщение об отправлении  с указанием номера поезда и локомотива, времени отправления, назначения состава, числа вагонов массы и условной длины, которое поступает в систему КСАРМ сортировочной станции и АСОУП.

2.2 Функциональная часть информационной системы сортировочной станции

      Рассмотрим информационную технологию работы сортировочной станции. Информационная система сортировочной станции включает в себя   следующие функции см. рис.3

Рисунок . Основные функции информационной системы сортировочной станции.

В своей работе я подробно остановлюсь лишь на двух информационных технологиях: обработка поездов, прибывших для расформирования и формирование поездов на сортировочной станции

Информационная технология - обработки поездов, прибывших на сортировочную станцию для расформирования.

   Элементарные операции информационного процесса расформирования поездов на сортировочной станции приведены в приложении 1.

   Схема информационного процесса обработки поездов, прибывших на сортировочную станцию для расформирования, приведена в приложении 2.

   Оператор при ДСП вызывает на экран монитора для просмотра перечень имеющихся в подходе поездов (начальная обработка данных). По результатам просмотра оператор выбирает поезд, прибывший на станцию, и передает сообщение о прибытии. Это сообщение передается в базу данных сервера сортировочной станции и подвергается контролю.

Оператор при ДСП получает ответ на переданное сообщение от сервера сортировочной станции:

- сообщение о прибытии поезда не обработано сервером сортировочной станции - повторный ввод сообщения с исправлением ошибок;

- сообщение о прибытии поезда обработано сервером сортировочной станции без ошибок - происходит  автоматическая передача сообщения в дорожный вычислительный центр, где  подвергается контролю.

Оператор при ДСП получает ответ на переданное сообщение из дорожного ВЦ:

- сообщение о прибытии поезда не обработано дорожным ВЦ - повторный ввод сообщения с исправлением ошибок;

- сообщение о прибытии поезда обработано дорожным ВЦ без ошибок - происходит дальнейшая обработка поезда.

   Дальнейшая обработка поезда ведется оператором СТЦ сортировочной станции парка прибытия, который сверяет имеющийся в ЭВМ натурный лист  поезда  на :

- наличие и последовательность находящихся в поезде вагонов (используются промышленные видео камеры);

- достоверность сведений о вагонах (по прибывшим с поездом документам);

- по результатам наружного осмотра, произведенного работниками ВЧД и ПТО, вносит сведения о имеющихся технических и коммерческих браках в информационную систему АСУСС;

и передает  в ЭВМ сообщение о корректировке ТГНЛ поезда, которое подвергается логическому контролю и проверке картотечных данных на вагоны со стороны сервера сортировочной станции и дорожного ВЦ.

 По результатам контроля оператор СТЦ получает ответ от сервера сортировочной станции и дорожного ВЦ:

-сообщение о корректировке ТГНЛ не обработано сервером сортировочной станции - повторный ввод сообщения  с исправлением ошибок;

-сообщение о корректировке ТГНЛ не обработано дорожным ВЦ -  повторный ввод сообщения с исправление ошибок;

-сообщение о корректировке ТГНЛ обработано сервером сортировочной станции и дорожным ВЦ - происходит дальнейшая обработка поезда, которую проводит накопитель сортировочной станции.

 Накопитель сортировочной станции по указанию маневрового диспетчера подготавливает сортировочный листок, согласно которого производится  расформирование поезда, и передает его в сервер сортировочной станции.

  Сервер, в свою очередь, по настройке регламента, выдает сортировочный листок в виде выходного документа  на выделенные телетайпные каналы дежурному по горке, составителю и т.д.

   После произведенного роспуска состава, накопитель передает сообщение о  расформировании  в сервер сортировочной станции и дорожный ВЦ, которое подвергается контролю:

-сообщение о расформировании не обработано сервером сортировочной станции- повтор сообщения о расформировании поезда с исправлением ошибок;

-cообщение о расформировании не обработано дорожным ВЦ- повтор сообщения о расформировании поезда с исправлением ошибок;

-cообщение о расформировании обработано сервером сортировочной станции и дорожным ВЦ- изменение в малой модели сортировочной станции (вагоны на пути сортировочного парка), изменение в вагонной и поездной модели АСОУП.

 Сервер сортировочной станции по регламенту формирует отчет, который в виде выходных документов (накопительная ведомость и справка о положении на путях  сортировочного парка) выдается на принтер накопителя сортировочной станции.    

 Процесс расформирования поезда завершен.                  

Информационная технология - формирования поездов на сортировочной станции.

  Элементарные операции информационного процесса формирования поездов на сортировочной станции приведены в приложении 3.

   Схема информационного процесса  формирования поездов на сортировочной станции,. приведена в приложении 4:

   Маневровый диспетчер сортировочной станции вызывает на экран монитора для просмотра перечень вагонов на пути сортировочного парка (начальная обработка). По результатам просмотра диспетчер формирует запрос и получает ответ от сервера сортировочной станции на характеристики вагонов по весу и длине, а так же назначении.

    По результатам анализа этих данных маневровым диспетчером дается команда о  формировании состава.

 Дальнейшую обработку производит накопитель сортировочной станции, который передает в сервер сортировочной станции сообщение о завершении формирования состава - группе вагонов, находящихся на пути сортировочного парка,  присваивается индекс формируемого поезда.

   Дальнейшая обработка поезда ведется оператором СТЦ сортировочной станции по отправлению, который  производит проверку формируемого соства на :

- наличие и последовательность находящихся в поезде вагонов (используются промышленные видео камеры);

- достоверность сведений о вагонах (по  документам);

- по результатам наружного осмотра, произведенного работниками ВЧД и ПТО, вносит сведения о имеющихся технических и коммерческих браках;

формирует и передает  в сервер сортировочной станции и дорожный ВЦ натурный лист поезда (ТГНЛ), который подвергается логическому контролю и проверке картотечных данных на вагоны.

 По результатам контроля оператор СТЦ по отправлению получает ответ от сервера сортировочной станции и дорожного ВЦ:

-натурный лист «не принят или принят частично» сервером сортировочной станции - повторный ввод сообщения  с исправлением ошибок;

-натурный лист «не принят или принят частично» дорожным ВЦ -  повторный ввод сообщения с исправление ошибок;

-натурный лист «принят без ошибок» сервером сортировочной станции и дорожным ВЦ - оператор получает выходные документы на сформированный состав в виде натурного листа и справки машинисту.

Формирование поезда завершено.              

3. ФУНКЦИИ АСУСС.

3.1. Оперативные АРМ в составе КСАРМ АСУСС

АРМ дежурного по станции (ДСП).

Рисунок . Главное окно АРМа дежурного по станции (ДСП).

С поездами возможно выполнение следующих операций:

Получение натурного листа

Получение размеченного натурного листа

Получение справки машиниста

Получение справки с общими сведениями о поезде (1042)

Получение справки об охране

 Прибытие поезда

 Проследование поезда

 Ограждение поезда

Перестановка поезда с пути на путь в этот же или в другой парк

Отправление поезда

Сообщение о готовности к отправлению

Разъединение состава

Объединение составов

Расформирование состава

Бросание

Замена номера и индекса поезда

Отмена операций проследование поезда, прибытие, бросание,   готовности к отправлению, отправление поезда.

Прицепка и отцепка вагонов

С локомотивами возможно выполнение следующих операций:

Перестановка с пути на путь в этот же или в другой парк

Отправление локомотива в депо

Прибытие локомотива из депо

Отправление локомотива со станции (локомотивным поездом)

С вагонами возможно выполнение следующих операций:

  Перестановка с пути на путь в этот же или в другой парк

  Отцепка от поезда с указанием причины отцепки

  Прицепка к поезду

Через АРМ ДСП возможно использование:

  •  Справочной системы КСАРМ (см.раздел 3.2)
  •  Электронной почты АРМ для  запроса  справок и передаче сообщений в АСОУП по структуре.

АРМ  оператора технической конторы.

В рамках данного АРМ реализованы основные операции с объектами динамической модели, выполняемые на рабочем месте оператора технической конторы, и отражающие местонахождение и состояние объектов – вагонов, поездов, локомотивов.

Комплекс задач АРМа ТК обеспечивает автоматизацию технологического процесса на станции, связанного с организацией расформирования/формирования поездов и маневровых перемещений групп вагонов в пределах станции и на примыкающих подъездных путях, подготовкой и формированием технологических документов.

Рисунок . Главное окно АРМа оператора технической конторы.

В настоящий момент в АРМе представлены следующие функции:

  •  Подсистема контроля и управления поездной работой.

Рисунок . Подсистема контроля и управления поездной работой.

Подход

Прибытие поездов на станцию;

Технический и коммерческий осмотры вагонов 

Проследование без остановки

Бросание

Отправление

Разъединение

Объединение

Смена номера/индекса поезда

Управляет информированием о составах поездов, дислокации поездов и вагонов, регистрирует основные операции с поездами и вагонами на станции и в подходе к ней.

  •  Организация поездообразования

Рисунок . Главное окно АРМа ТК с функцией маневрового диспетчера (ДСЦ).

-Корректировка ТГНЛ прибывшего поезда

-Размеченный ТГНЛ

-Контроль за составом групп вагонов, не объединенных в поезда  на станционных путях 

-Сортировочный лист

-Накопительная ведомость

-Расформирование/ роспуск состава, посредством вызова функции АРМ ДСЦ;

-Отцепка/Прицепка/Перестановка вагонов

-Завершение формирования и присвоение индексов поездов;

-Формирование и передача в адрес ИВЦ дороги ТГНЛ на поезд;

-Подготовка технологических документов на поезд.

Обеспечивает выполнение технологического процесса , связанного с организацией формирования/раформирования поездов и маневровых операций на станционных и примыкающих подъездных путях.

  •  Организация грузовой работы

Рисунок . Организация грузовой работы.

  •  Подача и  уборка вагонов по грузовым фронтам мест общего пользования;
  •  Подача и уборка вагонов на (с) подъездных путей предприятий;
  •  Выгрузка вагона на путях клиента, местах общего пользования, станционных путях;
  •  Погрузка вагона;
  •  Контроль за дислокацией вагонов на подъездных путях;
  •  Офомление памяток
  •  Оформление актов ГУ-23
  •  Книги ВУ-14, ГУ-44, ГУ-48
  •  Справочная информация

Вывод документов, вызов справочной системы СП

АРМ подготовки и корректировки НСИ

Рисунок . Главное окно АРМа подготовки и корректировки НСИ.

Данный АРМ предназначен для подготовки и корректировки НСИ в базе данных сервера, переписи таблиц из базы данных одного сервера (осн.) в базу данных другого сервера (рез.), позволяет переносить подготовленные данные из текстового файла в таблицы базы данных. Устанавливать подготовленные пакеты типовых НСИ в базу данных серверов.

3.2 Информационно - справочная система КСАРМ АСУСС

Информационно - справочная система предназначена для получения информации  о перевозочном процессе, о поездной и грузовой работе на сортировочной станции в режиме реального времени. Сведения, предоставляемые программой, могут быть текущими, архивными, статическими и прогнозными. Любые информационные данные, отображаемые на экране, можно вывести на печать в виде соответствующих справок.

Для простоты пользования программа представлена в виде тематических закладок, каждая из которых позволяет получать как общую информацию по объектам управления, так и более детальную. Наименование закладок, предоставляющих текущие сведения, соответствуют освещаемым в них объектам (например, поезда, вагоны, парки и т.д.)

Рисунок . Главное окно информационно-справочной системы КСАРМ АСУСС.

3.3 Сервер приложений системы КСАРМ АСУСС

Рисунок . Сервер приложений системы КСАРМ АСУСС.

Cервер приложений КСАРМ  NT/SQL (СП)  написан  на языке VISUAL C++ V 5.0  и предназначен для функционирования под управлением ОS WINDOWS NT4.0 .

СП  КСАРМ  рассчитан на использование реляционной СУБД SQL Server 7.0.

СП используется  только в составе КСАРМ и предназначен для обслуживания входящих в него  АРМ.

Количество  станций, рабочих мест, обслуживаемых СП, не ограничено.

Сфера применения КСАРМ с появлением  Сервера приложений КСАРМ  NT/SQL

значительно расширилась, начиная от технических станций и до управления отделением дороги.

     СП позволяет получить доступ к очень широкому набору справок, реализованных на базе Intranet-технологий. Справки выполнены как в графическом, так и в текстовом виде.

СП и ведение базы на SQL Server имеет большие возможности по разработке собственных приложений и задач за счет использования большого количества новейших средств различных интерфейсов доступа к базе данных.

   СП КСАРМ включает в свой состав следующие основные функции :

- ведения центральной базы данных (БД) КСАРМ района управления включающего в себя от одной до нескольких десятков станций (количество станций зависит только от производительности компьютера)

-  приема информации из АСОУП (с.1042, с.0002, с.0209, с0333, с.0410)

- приема информации от АРМ, разработанных под управлением MS DOS (ФС КСАРМ, АРМ ДСП, АРМ ТК, АРМ ДСЦ, АРМ ТВК)

-  приема информации от новых АРМ , разработанных под ОС Windows ,

- организации взаимодействия между "старыми" и "новыми " АРМ (MS DOS и Windows 95)

- рассылки всех внутристанционных и межстанционных сообщений, существующих в действующем варианте КСАРМ и разработанных для новых АРМ

- формирования большого набора справок и форм отчетности , как по конкретной станции , так и по всему району управления в целом

- восстановления базы данных любого АРМ, входящего в состав КСАРМ

- поддержки функционирования АРМ, каждое из которых  может выполнять работу за любую станцию района

- ведения единой модели района управления, которая включает в себя :

- модель поездов

- модель локомотивов

- модель вагонов

- модель отправок

- модель контейнеров

- модель цистерн

- ведения оперативного и долгосрочного АРХИВА, который  включает в себя :

- архив поездов

- архив локомотивов

- архив вагонов

- архив отправок

- архив контейнеров

- архив цистерн

 В АРХИВ включаются сведения  о всех операциях и со всеми реквизитами о поездах, вагонах, локомотивах, отправках. Срок хранения информации в архиве зависит только от объема дисков компьютера(сервера).

4. СТРУКТУРА ЛВС СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ

   Сеть – это вычислительная система, представленная множеством ресурсов и включающая компьютеры, периферийные устройства, объединенные единой коммуникационной средой.

   ЛВС — представляет собой соединение нескольких ПЭВМ с помощью соответствующего аппаратного и программного обеспечения, охватывающее, как правило, небольшую территорию. В производственной практике ЛВС играют очень большую роль. Посредством ЛВС в систему объединяются персональные компьютеры, расположенные на многих удаленных рабочих местах, которые совместно используют оборудование, программные средства и информацию. Рабочие места  перестают быть изолированными и объединяются в единую систему.

Компьютеры, предоставляющие свои ресурсы в совместное использование -называют серверами, а компьютеры, использующие ресурсы других, - клиентами.

   Если к сети подключено более 10 пользователей, то одноранговая сеть, где компьютеры выступают в роли и клиентов, и серверов может оказаться недостаточно производительной. Поэтому большинство таких сетей использует выделенные серверы. Выделенным называется сервер, который функционирует только как сервер  (исключая функции клиента или рабочей станции). Сервер – это отдельно выделенный ПК, специально оптимизированный для быстрой обработки запросов от сетевых клиентов и для управления защитой файлов и каталогов. Сети на основе сервера являются промышленным стандартом.

   С увеличением размеров сети и объема сетевого трафика появляется потребность в высокопроизводительном сервере или же распараллеливании задач по нескольким серверам, каждый из которых выполняет определенные функции. Распределение задач среди нескольких серверов гарантирует, что каждая задача будет выполняться наиболее эффективным способом.

   Администрирование и управление доступом к данным осуществляется централизованно. Ресурсы, как правило, расположены также централизованно, что облегчает их поиск, резервное копирование и поддержку.

  Одним из аргументов при выборе сети на основе сервера является защита данных. В таких сетях проблемами безопасности может заниматься один администратор, он и формирует политику безопасности и применяет ее в отношении каждого пользователя сети или отдельной рабочей группы.

Оборудование компьютерных сетей подразделяется на конечные системы (устройства), являющиеся источниками и/или потребителями информации, и промежуточные системы, обеспечивающие прохождение информации по сети.

   К конечным системам, ES (End Systems), относятся компьютеры, терминалы, сетевые принтеры, факс-машины, кассовые аппараты, считыватели штрих-кодов, средства голосовой и видеосвязи и любые другие периферийные устройства, снабженные тем или иным сетевым интерфейсом.

   К промежуточным системам, IS (Intermediate Systems), относятся концентраторы (повторители, мосты, коммутаторы), маршрутизаторы, модемы и прочие телекоммуникационные устройства, а также соединяющая их кабельная и/или беспроводная инфраструктура.

   Для конечного пользователя сеть – это, прежде всего, тот набор сетевых служб, с помощью которых он получает возможность просмотреть список имеющихся в сети компьютеров, прочитать удаленный файл, распечатать документ на удаленном принтере или послать сообщение по электронной почте и т.д. . Совокупность предоставляемых возможностей сетевых служб, насколько широк их выбор, насколько они удобны и безопасны – определяет для пользователя полезность той или иной сети.

Организация сети сортировочной станции.

При планировании и организации сети обычно выделяют следующие этапы:

- предплановая подготовка;

- планирование;

- реализация;

- расширение;

- поддержка.

Предплановая подготовка.

Здесь приводятся факторы, которые необходимо учесть перед тем, как приступить к планированию:

Для примера рассмотрим ЛВС сортировочной станции Ярославль Главный.

Сортировочная станция имеет автоматизированные с помощью ЭВМ  следующие рабочие места:

-рабочие места находящиеся в здании горочного блок поста: актово-розыскной стол; балансист; приемосдатчик груза и багажа; начальник СТЦ; зам.нач. СТЦ; оператор СТЦ по работе с ремонтными вагонами; оператор СТЦ парка прибытия (сев.); оператор СТЦ парка прибытия (юг); оператор СТЦ-1 (по формированию); оператор СТЦ-2 ( по формирования); оператор СТЦ (накопитель); маневровый диспетчер; станционный диспетчер; диспетчер ПКО; дежурный администратор ВЦ; дежурный оператор ВЦ; технолог ВЦ;

- рабочие места находящиеся вне здания горочного блок поста на значительном расстоянии, являющиеся абонентами данной ЛВС: оператор при ДСП транзитного парка; оператор при ДСП  парка отправления;  военизированная охрана;

- рабочие места находящиеся вне здания горочного блок поста, являющиеся абонентами другой подсети: военный комендант;  начальник станции (ДС);  технический отдел станции;  зам. нач. станции по оперативной работе (ДСЗ).

-телетайпные каналы (работа через концентратор информации): выдача сортировочного листка (3 рабочих места);  военизированная охрана;  приемосдатчики транзитного парка; приемосдатчики парка отправления;

  Все рабочие места необходимо объединить в единую сеть для ввода  и получения информации о поездах и вагонах прибывающих и находящихся на станции в масштабе реального времени.

  Необходимо предусмотреть совместное использование принтера операторами СТЦ горочного блок поста.

   Разрабатываемая ЛВС сортировочной станции должна иметь возможность обмениваться информацией  о поездах и вагонах с вычислительным центром дороги (АСОУП).

Планирование.

На основе представленного материала, в котором изложены основные требования к проектируемой сети, и проанализировав сравнительные характеристики максимального количества всех возможных вариантов решений, основанных на существующих технологиях и мировом опыте, а также на существующих и принятых во всём мире стандартах построения ЛВС, предлагаю принять за основу построения сети следующий вариант,    как максимально отвечающую поставленным требованиям.

       Большинство рабочих станций, которые должны быть подключены в разрабатываемую ЛВС, расположены в здании горочного блок поста. В этом же здании находится машинный зал вычислительного центра, где в стойках и шкафах будет установлена основная аппаратура ЛВС. Расстояние от машинного зала до рабочих станций не превышает 100м. Удаленные абоненты подключаются к ЛВС используя оптоволоконную линию связи (100 Мб/с), а также модемные соединения (от 19,2 Мб/с).

Организация технологического процесса обработки информации.

Обработка информации в АСУСС строится по клиент-серверной технологии, в серверную часть входят сервера приложений (осн. и рез), клиентские части расположены на рабочих местах пользователей системы, согласно технологии работы станции, причем пользователей можно классифицировать по территориальному признаку:

  •  локальные (расположенные в одном сегменте сети с серверами приложений);
  •  удаленные ближние (пользователи непосредственно участвующие в технологическом процессе обработки информации при взаимодействие с сервером приложений, расположенные на территории станции);
  •  удаленные пользователи (расположенные вне пределах станции и подключающиеся через СПД, эти пользователи представляют руководящий состав, доступ которым необходим для осуществления оперативного руководства сменно-суточной работой и анализа выполненной работы).

Общая архитектура АСУСС приведена на рисунке 12.

Рисунок . Общая архитектура АСУСС .

Серверная часть осуществляет прием, обработку и хранение информации о работе станции. Вычислительный процесс в АСУСС организован на основе обмена формализованными информационными единицами – сообщениями между пользователями.

Все множество сообщений (запросов) подразделяется на три класса:

  •  информационные запросы;
  •  поисковые запросы;
  •  справочные запросы.

Сообщение поступает на вход серверной части, в рамках которой осуществляется обработка запроса.

  Пользователь передает сообщения серверам, либо по наблюдаемому факту наступления определенного события (прибытие, отправление поезда, отцепка вагона и т.д.), либо для получения уточняющей информации о приближающемся событии. Сообщения для АРМов могут генерироваться по инициативе серверов в режиме уведомления (регламента) о наступающем или свершившемся событии. Сообщения, циркулирующие в рамках сети управления перевозками, образуют информационные потоки процесса грузовых перевозок.

На серверной компоненте постоянно функционирует и выполняется множество задач (сервер приложений, сервер отчетности, телеобработка), которые поддерживают в актуальном состоянии базы данных о перевозочном процессе на основе поступающих от пользователей сообщений. В рамках соответствующего комплекса осуществляется логический контроль поступающих сообщений на предмет их соответствия и соблюдения производственной технологической дисциплины и отражения содержания сообщения в соответствующей модели движения (поездной, вагонной и т. д.).

Кабельная структура ЛВС.

Кабельная структура ЛВС зависит от  типа структуры и назначения строящейся ЛВС. При выборе типа кабеля необходимо учесть следующие показатели:

•    стоимость монтажа и обслуживания;

•    скорость передачи информации;

•    ограничения на величину расстояния передачи  информации  (без дополнительных усилителей-повторителей (репитеров));

•    безопасность передачи данных.

Кабельная сеть в ЛВС любой сложности является наиболее  уязвимым местом, а ее повреждения легко выводят систему из строя. Неисправности кабельной сети делятся на три группы:

механические (обрывы кабелей, некачественная заделка разъемов, окисление контактов);

гальванические (появление шагового напряжения на коаксиальном кабеле при заземлении компьютеров на разные контуры; пробои сетевых адаптеров при включении компьютеров на разные фазы питающего напряжения);

по высокой частоте (искажения передаваемых сигналов и соответствующее накопление ошибок при передаче данных).

Радикальным методом борьбы со всеми тремя видами неисправностей является применение структурированных кабельных систем (СКС) для подключения пользователей, соединяющих участки ЛВС.

Для подключения рабочих станций пользователей сети ЛВС сортировочной станции рекомендуется использовать кабель неэкранированная «витая пара» 10Base-TX категории 5. Который специально разработан для поддержки высокоскоростных протоколов со скоростью передачи данных 100 Мбит/с.

СКС на неэкранированных  витых парах обладают высокой стойкостью к гальваническим и высокочастотным помехам, а также очень просты в обслуживании и допускают максимальную гибкость реконфигурации.

       Применение магистральных кабелей связи необходимо для подключения к сети абонентов, удаленных от здания горочного блок поста на значительное расстояние с высоким уровнем индустриальных помех. Также использование магистральных каналов связи необходимо для соединения разрабатываемой ЛВС с дорожным вычислительным центром.

Сетевое оборудование.

     Разрабатываемая ЛВС физически одноранговая сеть, имеющая топологию распределенная звезда с использованием двух коммутаторов типа Catalyst Cisco 2950 (24 порта) к которым подключены абоненты (использование двух коммутаторов обусловлено количеством абонентов, подключаемых к сети). Коммутаторы соединены между собой, а также соединены с маршрутизатором Cisco 2610 для связи с другими (внешними) сетями через высокоскоростные порты. Данная топология выбрана нами, как самая быстродействующая, повреждение кабеля является проблемой только одного ПК и не сказывается на работоспособности всей сети, имеет надежный механизм защиты от несанкционированного доступа, позволяет легко контролировать работу сети, локализовать неисправности сети путем простого отключения абонентов.  Недостатком данной топологии является значительно больший, чем у других топологий расход кабеля.

Характеристики серверов.

Аппаратная часть.

Установлены два сервера типа HP ProLiant ML570.

Характеристики : 4 х Intel Xeon 2.0 ГГц/ 4 Гб RAM / 2 x 18.2 Гб HDD системный + 4 х 18.2 Гб HDD (Raid 5, итоговый обьем – 54.6 Гб) для баз данных / CD-Rom / NetCard.

Программное обеспечение.

Операционная система Microsoft windows 2000 Server (Service Pack 4).

Общесистемное ПО:

  •  Microsoft SQL сервер 2000 (Service Pack3);
  •  Internet Information Server;
  •  Famatech LLC Remote Administrator 2.0;
  •  Microsoft Terminal Server;
  •  Symantec Norton Antivirus Corporate Edition.

Прикладное ПО:

  •  Сервер приложений (ЦИТТранс);
  •  Сервер отчетности (ЦИТТранс);
  •  Телеобработка (ЦИТТранс).

Характеристики рабочих станций.

Аппаратная часть.

Различные по характеристикам ПК – процессор Intel Pentium 3.4 / от 64 до 128 Мб RAM / от 10 до 40 Гб HDD / сетевая плата или модемное соединение / принтер.

Программное обеспечение.

Операционные системы: Microsoft Windows 98, Microsoft Windows  NT4 (SP4), Microsoft Windows 2000 Professional (SP 4).

Общесистемное ПО:

  •  Microsoft Office 97.XP.2000;
  •  Microsoft SQL сервер 2000 Compatibility Only (SP3);
  •  Symantec Norton Antivirus Corporate Edition;

Прикладное ПО:

ПО одного или нескольких АРМов (ЦИТТранс).

Клиентская часть осуществляет взаимодействие через SQL подключение к серверу, а также через специальный интерфейс телеобработки ( ЦИТТранс).

Другое оборудование ЛВС

  В разрабатываемой сети предполагается совместное использование принтера (сетевой принтер DFX-8000), который подключается напрямую к сетевому кабелю через адаптер jetdirect 300x, управление доступом к нему осуществляется  через отдельно выделенный ПК(выполняет роль сервера печати) с помощью программного обеспечения, которое позволяет серверу печати  контролировать очередь к принтеру, а также позволяет использовать печать из под DOS приложений.

    Выдача на телетайпные каналы (телетайпные каналы являются выделенными) выходных документов осуществляется через концентратор информации, данные в который поступают из сервера по настройке регламента.

Общий план разрабатываемой сети выглядит следующим образом:

Компонент/характеристика

Реализация

Топология

Распределенная звезда

Кабель

Неэкранированная витая пара категории 5 –  10/100 Мб/с

Сетевые адаптеры

Ethernet 10/100BaseT

Коммутаторы

С фиксированным числом портов

Совместное использование ресурсов

сеть на основе сервера с компьютерами-клиентами, способными выделять свои ресурсы в совместное использование по типу одноранговой среды. Ресурсы, требующие централизованного управления, находятся на сервере, а остальные – на компьютерах-клиентах.

Совместное использование принтера

принтер подключается напрямую к сетевому кабелю через адаптер, управление доступом к нему осуществляется с помощью программного обеспечения, которое позволяет серверу печати  контролировать очередь к принтеру.

Другие специализированные службы

-Использование модемов для связи абонентов, удаленных от здания горочного блок поста на значительное расстояние

-Использование концентратора информации для выдачи сообщений на телетайпные каналы.

-Использование маршрутизатора для связи с корпоративной сетью.

Расширяемость.

В разрабатываемой сети предусмотрена  возможность сравнительно легкого добавления отдельных элементов сети (пользователей- компьютеров, приложений, сервисов), наращивания длины сегментов сети и замены существующей аппаратуры более мощной.

Реализация.

       На первом этапе все компьютеры, находящиеся в здании горочного блок поста  объединяются в единую сеть через коммутаторы, которые в свою очередь соеденены между собой и с маршрутизатором для выхода в корпоративную сеть. Кроме рабочих станций к коммутаторам подключены серверы (осн.,рез.), концентратор информации, а также через модемы подключены удаленные абоненты. Телетайпные каналы подключаются к концентратору информации через токовую панель (позволяет производить проверку канала связи).

      На втором этапе происходит объединение рабочих станций информационно, оно осуществляется по принципу «клиент-сервер» с предоставлением технологической информации на уровень АРМов для планирования и оперативного управления работой станции. Сервер осуществляет передачу необходимой технологической информации в дорожный вычислительный центр АСОУП, систему «Этран», систему АСКОПВ и др.

   Программно-структурную организацию ЛВС сортировочной станции предполагается решить путем внедрения системы КСАРМ (комплексная система автоматизированных рабочих мест) разработки ЦИТТРАНС.

Обмен информацией в разрабатываемой сети происходит по протоколу TCP/IP.

Схема сети ЛВС представлена в приложении 5.

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ.

Система защиты информации создается с целью предотвращения несанкционированной выдачи команд управления, исключения несанкционированного доступа к хранимой и обрабатываемой информации, а также к техническим и программным средствам, участвующим в обработке, обмене и хранении информации.

  Защита информации должна обеспечиваться совокупностью организационных, технико-программных, инженерных и криптографических средств и мер защиты в соответствии с действующими нормативными и организационно - распорядительными документами и реализовываться в рамках отраслевой системы защиты информации (СЗИ).

   Степень защищенности видов информации определяется в процессе ее проектирования. Концептуальная структура системы представлена на рисунке 13.

Рисунок . Концептуальная структура системы  защиты информации

СЗИ должна представлять собой комплекс аппаратных, программных и криптографических средств, распределенных по всем структурным элементам информационно-справочной системы.

СЗИ должна быть простой в эксплуатации, не затруднять работу должностных лиц и обеспечивать гарантированную защиту информации от потенциальных нарушителей во всех режимах функционирования подсистемы АСУСС, защиту программ и данных от несанкционированных действий оператора и вирусов.

   В качестве базовых механизмов доступа пользователей к информационным ресурсам следует принять следующие:

1.Доступ после ввода своей учетной записи и пароля с любого компьютера (рис.11).

2.Доступ с компьютеров, имеющих определенные физические адреса.

Выбор и реализация необходимых средств и мер защиты должны подготавливаться с учётом категории объекта на основе концепций защиты, действующих в МПС.

Функционирование системы обеспечения информационной безопасности не должно вызывать существенного снижения вероятностно-временных характеристик функционирования элементов АСУСС.

В зависимости от выставленных требований в системе обеспечения информационной безопасности целесообразно использовать готовые средства, имеющие соответствующие предписания и сертификаты.

 Современная компьютерная сеть, построенная на основе структурированной кабельной системы, модульного сетевого оборудования, высоконадежных серверов и современного программного обеспечения, предоставляет пользователям целый ряд новых услуг и переводит инфраструктуру передачи информации на предприятии на качественно новый уровень. К подобным системам предъявляются особые требования по надежности работы.

При создании комплекса системы защиты информации АСУСС необходимо учесть следующие виды наиболее опасных атак:

  •  Отказы  серверов;
  •  Отказы сетевого оборудования;
  •  Отказы клиентских рабочих мест;
  •  Внедрение вирусоподобных программ в ПО;
  •  Искажение ПО недобросовестным или неквалифицированным сотрудником;
  •  Хищение или копирование документов содержащих сведения конфиденциального характера;
  •  Хищение технических средств.

Все приведенные атаки приводят к прямым или косвенным материальным потерям, заключающимся в стоимости восстановительных работ и недополучении прибыли из-за неработоспособности, поэтому  КЗИ АСУСС необходимо строить таким образом, чтобы перекрыть перечисленные каналы воздействия на объекты информатизации АСУСС.

Средства защиты АСУСС.

Мы рассмотрим лишь основные принципы обеспечения надежности, разрабатываемой сети не останавливаясь на резервировании и надежности программного обеспечения, что является отдельной проблемой.

Параметры политики безопасности серверов.

1. Разграничение доступа на серверах АСУСС осуществляется штатными средствами системного и прикладного ПО:

  •  Для IP- адресов не принадлежащих СПД Сев.ж.д., разрешены входящие соединения только по конкретным портам протокола ТСР.
  •  SQL порт – 1433 (ТСР) и Remote Administrator порт – 4899 (ТСР) закрыты для внешних пользователей.

2. Надежность серверов, главных компьютеров является их важнейшей характеристикой. Применение дисковых подсистем (RAID), нескольких центральных процессоров дает возможность не только повысить производительность, но и живучесть серверов, а внутренние программы самотестирования и реконфигурации позволяют восстанавливать работоспособность системы при выходе из строя некоторых ее частей. Кроме этого в разрабатываемой ЛВС предусмотрен резервный сервер, работающий параллельно и имеющий идентичную базу данных и необходимые настройки, что позволяет в короткий промежуток времени использовать его для работы в качестве основного  без потери информации.

3. Физическая защита серверов. Сервера размещаются в охраняемом помещении, имеющем замки. Помещение оборудовано пожарной и охранной сигнализацией. Организовано круглосуточное дежурство специалистов.

Параметры политики безопасности АРМов.

1. Имеются учетные записи для входа в домен Windows NT c использованием пароля. Разграничены права доступа:

  •  На администрирование машины (для Windows 2000). Средствами Windows 2000 и доменными пользователями;
  •  На доступ к сетевым дискам, средствами Windows 2000 Server и доменными пользователями Windows NT;
  •  На доступ по сервису Remote Administrator, установленным паролем.
  •  На доступ к приложениям:

- АРМ – разграничения доступа нет.

- Справочная система, АРМ НСИ – доступ регламентирован средствами SQL сервера.

2. Аппаратное резервирование рабочих станций предлагается «холодным», когда устройство (ПК) просто заменяется на аналогичное в течение короткого промежутка времени.

3. АРМы размещаются в помещениях, в которых исключается неконтролируемое пребывание посторонних лиц. В нерабочие время помещения закрываются, охранная сигнализация имеется во всех помещениях.

Другие меры политики безопасности.

1.Любое из нарушений электропитания (падение напряжения, повышение номинала, отключение напряжения) может привести к отключению и даже к повреждению компьютеров. Признанной и надежной мерой предотвращения потерь информации, вызываемых отключением электроэнергии, является в настоящее время установка источников бесперебойного питания. В разрабатываемой сети рекомендуется установка ИБП для каждого рабочего места и каждого сервера, в случае необходимости вышедший из строя источник может быть заменен в течение нескольких минут на запасной или снятый с менее важного рабочего места в сети. Для серверов предполагается использование ИБП типа SMART UPS- 1000, для рабочих станций – Back- UPS CS-500.

   Кроме источников бесперебойного питания, для гарантированной защиты сети рекомендуется использовать фильтрующие устройства, которые сглаживают всплески напряжения и защищают от помех в коммутационных линиях LAN. Стоимость таких устройств невелика, но они способны предотвращать повреждения всего оборудования сети.

2. В разрабатываемой сети предполагается использование системы защиты информации VipNet компании Infotecs (Москва). Данная система служит для информационной защиты серверов и рабочих станций. В состав системы входит персональный сетевой экран, который устанавливается на каждый компьютер, а также администратор и координатор (отдельные ПК) для администрирования защищенной сети. Абоненты защищенной сети обмениваются шифрованными пакетами, что исключает возможность доступа к сети «чужих» абонентов. Правила доступа каждого абонента к внутренним и внешним ресурсам сети определяет администратор, доступ к  ресурсам сети удаленных пользователей также определяет администратор.

3. Антивирусная защита, особенно в последнее время,  является также необходимым средством. В разрабатываемой сети используется лицензированная программа с ежедневным обновлением с FTP корпоративной сети.

6.  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АСУСС

         На базе автоматизированной системы управления сортировочной станцией предполагается создание опорного центра управления перевозками в рамках отделения дороги. Опорный центр создается с целью формирования полной модели подходов поездов, порожних вагонов, контейнеров, местного и экспортного груза с анализом выполнения срока доставки и последующего предоставления различных типов информационных выборок этих данных в регламенте и по запросу в любой момент времени.

     Опорный центр представляет собой совокупность железнодорожных объектов: сортировочных, грузовых, промежуточных станций, прочих раздельных пунктов, локомотивных и вагонных депо и других линейных предприятий.

     Совокупность вычислительных средств линейных предприятий, входящих в состав региона и объединенных общей сетью передачи данных, образуют Автоматизированную систему управления опорного центра (АСУ ОЦ), призванную выполнять следующие функции:

- автоматизировать работу персонала станций всех классов и примыкающих к ним других предприятий железнодорожного транспорта;

- обеспечить непрерывный контроль за состоянием и дислокацией транспортных средств;

- обеспечение железнодорожных работников, осуществляющих функции управления на всех иерархических транспортных ступенях единой информацией, доступной в режиме реального времени;

- совершенствование технологии информационного сопровождения перевозки грузов. Качественный анализ ситуации на основе полного объема сведений о клиенте, грузе и его особенностях и представление информации для планирования в удобной форме;

- информационное обеспечение единого технологического процесса на отделении дороги;

- концентрация информации от отдельных подразделений и станций на уровне района для своевременной оценки оперативной обстановки и нарождающихся явлений с целью предупреждения возможных затруднений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1.  В.Г. Олифер, Н.А.Олифер «Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы»: Учебник для вузов. 2-е изд.- С-Пб.: Питер,2005-864с.

  1.  Э.К.Лецкий, В.И.Панкратов, В.В. Яковлев и др. «Информационные технологии на железнодорожном транспорте»: Учебник для вузов ж.-д. трансп. – М.: УМК МПС России, 2000г-680с.

  1.  Учебный центр НТО Алгоритм « Технологии компьютерных сетей» Конспект курса – Пенза, 2004г.

  1.  М.Л.Губенко, Д.В.Попов «Основы построения локальных вычислительных сетей на базе оборудования Cisco Systems» Методическое пособие.- М.: РАПС, 2004г-112с.

  1.  Техническая документация по системе КСАРМ. М: ЦИТТРАНС, 2005г.


Рисунок
 SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Структурная схема информационных потоков АСУСС

справка

справка

АРМ

АРМ

АСУСС

осн.серв.

приложен.

осн.серв. отчетност

рез.серв. отчетност

ез.серв.

приложен

Телеобр centr

ПКО

ПТО

ЭТРАН

АСКОПВ

АСОУП

Др. дороги

База данных SQL kcmod KCMOD

База данных SQL  kсmod KCMOD

ГВЦ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66102. МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ ИНСТИТУТА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ 81 KB
  Современный институт лицензирования представлен комплексом материальных и процессуальных норм определяющих режим процедуру и саму реализацию лицензирования в России. К группе системообразующих институт лицензирования материально-правовых правовых норм...
66103. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ (ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ УКРАИНЫ) 104 KB
  Важное место в системе правовых норм, регулирующих отношения материальной ответственности за вред, причиненный государству, занимают те, которые определяют порядок его возмещения. Правовое регулирование этих отношений требует повышенного внимания законодателя...
66104. РЕАЛИЗМ ИЛИ ИДЕАЛИЗМ: ЧТО ЛУЧШЕ ОБЪЯСНЯЕТ СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ? 92.5 KB
  Более того даже вопрос о том кого считать акторами международных отношений тоже остается без ответа. Однако любая теория необходима и достойна анализа и изучения уже хотя бы потому что дает возможность более или менее точно понять причинно-следственную связь между событиями в данном случае...
66105. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ 125 KB
  Конституция Российской Федерации, законодательный акт высшей юридической силы, имеющий прямое действие и применяемый на всей территории страны (ст. 15), формирует правовую основу легитимной деятельности местных сообществ, которая осуществляется путем прямого волеизъявления...
66106. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ 180 KB
  Интернет-ресурс полноценное средство массовой информации следовательно необходимо решать вопросы налогообложения и контроля над соблюдением законодательства о СМИ. В Америке взят курс на строительство информационной супер-магистрали как технологического средства позволяющего...
66107. МЕСТО ФИНАНСОВОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА 102.5 KB
  Экономические реформы 1990-х годов привели к серьезным структурным изменениям в финансовой системе государства что предполагает пересмотр системы финансового права и выработку новых подходов к предмету...
66108. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ СУБЪЕКТОВ РФ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 77.5 KB
  При этом мы не будем говорить о доходах от использования государственной собственности субъектов РФ. Важную роль среди всех неналоговых доходов играют доходы от государственной собственности. Со временем его значение в структуре государственных доходов снизилось...
66109. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 181 KB
  Вряд ли можно найти более значимую и вместе с тем сложную проблему нежели проблема защиты прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время граждане Российской Федерации часто обращаются в международные судебные правозащитные органы подавая жалобы на нарушения...
66110. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА 154.5 KB
  Когда власти некоторых субъектов Федерации игнорируют ее требования и законные интересы она Федерация вынуждена прибегать к использованию принудительных мер обеспечения государственного экономического и правового единства страны то есть к мерам федерального вмешательства.