99338

Разработка автоматизированной системы управления перевозочным процессом (АСУПП)

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

В курсовой работе студент должен выполнить разработку эскизного проекта автоматизированной информационной системы АИС для заданного линейного предприятия железнодорожного транспорта и проработку автоматизированного рабочего места АРМ конкретного работника. Краткое описание проектируемой информационной или информационно-управляющей системы с определением её назначения условий применения и эксплуатации. Необходимые блок-схемы алгоритмов функционирования системы.

Русский

2016-09-09

11.7 MB

0 чел.

Российский государственный открытый технический университет путей сообщения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Информационные системы железнодорожного транспорта»

Проверил:

доктор технических наук,

профессор

Георгий Вольдемарович Самме

«___» ______________ 2008г.

____________

Выполнила:

студентка V курса

Иванов Владимир Викторович

Шифр: 0342-п/ИСЖ-1099

«___» ______________ 2008г.

____________

Москва, 2008


Содержание


Задание на курсовую работу.

В курсовой работе студент должен выполнить разработку эскизного проекта автоматизированной информационной системы  (АИС) для заданного линейного предприятия железнодорожного транспорта и проработку автоматизированного рабочего места (АРМ) конкретного работника.

Курсовая работа должна включать пояснительную записку и графическую часть, которая иллюстрирует анализ процесса проектирования и полученные решения.

В пояснительной записке должно быть:

1. Задание на  курсовую  работу.

  1.  Содержание обоснованно принятых решений.
  2.  Краткое описание проектируемой информационной или  информационно-управляющей системы с определением её назначения, условий применения и эксплуатации.
  3.  Структурные и функциональные схемы.
  4.  Необходимые блок-схемы алгоритмов функционирования системы.
  5.  Анализ опыта эксплуатации аналогов разрабатываемой системы и пути совершенствования системы.
  6.  Заключение.
  7.  Список использованных литературных источников.

Исходные данные приведены в таблице.

Преподаватель может выдать персональное задание на выполнение курсовой работы с учетом линейного объекта железнодорожного транспорта, на котором работает студент. Было выбрано предприятие, на котором работает студент – Вологодское отделение Проектно-конструкторско-технологическое бюро железнодорожной автоматики и телемеханики.

Введение.

Новые задачи, поставленные перед железнодорожным транспортом в условиях реформирования отрасли, усложнение технологии перевозок вследствие необходимости обеспечения высокого уровня транспортного обслуживания, - все это требует создания новой информационной среды, поддерживающей новую структуру и новые технологии управления в отрасли.

Для обеспечения единства управления перевозочным процессом сверху донизу в рамках программы оптимизации эксплуатационной работы создаются комплексы систем сквозных информационно-управляющих и аналитических технологий. Последние направлены от центра управления перевозками ОАО «РЖД» через дорожные центры и сеть центров управления местной работой непосредственно к рабочим местам линейных районов и станций, и далее к устройствам железнодорожной автоматики, исполняющим операции перевозочного процесса. Реализация на этой основе задач информатизации технологических операций обеспечивает формирование единой модели перевозочного процесса и создает условия для внедрения безбумажной технологии перевозок.

Эффективность автоматизированной дорожной системы управления эксплуатационной работой определяется ее информационным базисом, т. е. совокупностью сведений о состоянии и дислокации объектов управления. Для обеспечения контроля и необходимого качества информации и управления транспортными средствами на полигоне дороги создаются автоматизированные системы управления линейными районами, включающими в себя стационарные железнодорожные объекты: сортировочные, грузовые, промежуточные станции, прочие раздельные пункты, оснащенные АРМами.


Постановка задачи.

Целью данной курсовой работы является разработка автоматизированной системы управления перевозочным процессом (АСУПП), предназначенной выполнять следующие целевые функции:

  •  автоматизировать работу персонала;
  •  обеспечить непрерывный контроль за состоянием и дислокацией транспортных объектов;
  •  обеспечить непрерывный контроль и диагностику за состоянием устройств железнодорожной автоматики;
  •  концентрировать и передавать вышестоящим автоматизированным системам сведения о контролируемых объектах, а также о ходе и результатах производственной деятельности линейных предприятий данного региона на основании данных единой информационной базы региона, ведущихся в сервере системы.

Разработка Автоматизированной Системы Управления Перевозочным Процессом (АСУПП).

АСУ - Автоматизированная система управления. Совокупность математических методов, технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации и т. д.) и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью. АСУ состоит из основы и функциональной части. В основу входят информационное, техническое и математическое обеспечение. К функциональной части относят набор взаимосвязанных программ, автоматизирующих конкретные функции управления.

В состав нашей, разрабатываемой АСУПП входят:

  •  Автоматизированные Рабочие Места (АРМы) поездных диспетчеров, и диспетчеров дистанции сигнализации и автоблокировки;
  •  Сеть Передачи Данных Общетехнологического Назначения (СПД  ОТН);
  •  Устройства съема информации с устройств СЦБ.

Целью  выполнения разработки АСУ послужила необходимость обеспечения Автоматизированных Рабочих Мест (АРМов) диспетчерского аппарата достоверной и наиболее полной информацией о поездном положении станций, о состоянии устройств СЦБ и подвижного состава, особенно в свете создания Единых Диспетчерских Центров Управления (ЕДЦУ) и укрупнения диспетчерских участков.

В настоящее время данные технические решения  работают на 99 станциях Северной ж.д., информация от которых централизованно собирается в Управлении Северной ж.д. в г. Ярославле, а так же выделяется  в НОД-3 г.Буй, НОД-4 г.Вологда, НОД-5 г.Архангельск. Протяженность сети СПД ОТН составляет более 1230 км. На рисунке 1 показана схема сети передачи данных работающей на Вологодском отделении.


Рис.1. Схема сети СПД ОТН.


АСУПП имеет многоуровневую структуру, и состоит из нижнего уровня – уровня  сбора информации с контролируемых пунктов, среднего уровня – сетевого уровня передачи информации оперативно технологического назначения в режиме реального времени и верхнего  - уровня пользователей, т.е. набора различных технологических АРМов.

Рис. 2. Многоуровневая структура системы.

Нижний уровень.

Наиболее важным моментом  является сбор информации, так как только достоверный съем может обеспечить пользователя интересующей информацией. Кроме того, аппаратные средства съема должны обеспечивать надежное функционирование и иметь минимальное время восстановления.  Для обеспечения этих требований были разработаны модули дискретного съема АСДС1.

Рис. 3. Модуль съема информации с устройств СЦБ.

Адаптер предназначен для съема информации о состоянии электрических сигналов, имеющих два состояния - включен/выключен (так называемые дискретные сигналы). В системах автоматики железной дороги адаптер может использоваться для съёма дискретной информации с пульт-табло и стативов релейных для последующей передачи и обработки. Адаптер устанавливается непосредственно в пульт-табло. Информация о состоянии дискретных сигналов передается в последовательном коде по стандарту RS-232 (стандартный COM-порт компьютера или модема).

К одной 4-проводной линии связи (один COM-порт) возможно подключение до 255 данных адаптеров. При передаче данные адаптеры формируют пакеты сообщений по 8 байт, в которых указывается адрес адаптера (до 255).

Уровень системы передачи данных.

Уровень Системы Передачи Данных Общетехнического Назначения (СПД ОТН) один из самых важных и сложных уровней комплекса. Задачей данного уровня является доставка информации от источника (контролируемого пункта – линейной станции) до любого потребителя, находящегося в сети данной системы. СПД ОТН состоит из:

  1.  устройств связи, которые можно подразделить  на:
    •  физические линии;
    •  аналоговую каналообразующую аппаратуру (К60,ИКМ-120,Астра и т.д.);
    •  цифровую оптико-волоконную аппаратуру;
    •  различные концентраторы, маршрутизаторы и сервера, созданные как на базе простейших микропроцессорных контролеров, более сложные на IBM совместимых промышленных компьютерах или промышленных серверах;
  2.  устройства обмена по устройствам связи могут быть:
    •  гальванические развязки, использующие разнополярную токовую манипуляцию для передачи по физическим линиям;
    •  модемы, начиная от простейших собственной разработки, заканчивая профессиональными модемами - использующими протоколы сжатия и квадратурную модуляцию для достижения значительных скоростей обмена;
    •  специальные модемы - работающие в надтональном режиме наложения на уже использующиеся линии.

Построение участка соответствует схеме приведенной  на рисунке 4. Структура связи на участке обеспечивает резервный канал связи, что возможно при кольцевой структуре.

Рис. 4. Схема участка.

На узловых станциях в Линейно Аппаратных Залах домов «Связи», в Отделениях дороги, в Управлении дороги для решения задач обмена информационными потоками устанавливается сервер связи. Сервер связи решает следующие задачи:

  •  Обмен информационными потоками с КП линейных станций.
  •  Обмен информационными потоками с Сервером оптоволоконной связи.
  •  Обмен информационными потоками с различными клиентами.
  •  Диагностика информационных потоков.

В данной Системе Передачи Данных Общетехнического Назначения поддерживаются все известные виды организаций связи.  Связь организуется по географическому и иерархичному принципу. Для организации сети на уровне Дороги применяется “Иерархическая - многоуровневая” топология, которая дает максимально возможную надежность и наибольшую пропускную способность сети. Схема организации данной сети представлена на рисунке 5.


Рис. 5. Топология сети.

 Теперь рассмотрим аппаратные средства для создания подобной сети. В данной системе для устройства ретрансляторов, концентраторов, маршрутизаторов и серверов используются IBM совместимые промышленные компьютеры удовлетворяющие всем требованиям на аппаратные средства, применяемые для систем автоматики железнодорожного транспорта, в отличие от ранее применяемых контролеров собственной разработки с малопроизводительными процессорами, небольшими объёмами памяти и не имеющими вообще никаких сертификатов. Такой подход обусловлен ещё одним важным качеством, при эксплуатации системы - минимальная зависимость разработчиков и обслуживающего персонала, т.к. в этом случае все комплектующие в максимальной степени удовлетворяют мировым стандартам и полностью взаимозаменяемы в случае выявления неисправности. При использовании IBM совместимых компьютеров максимально возрастает скорость создания и модернизации программного обеспечения, т.к. появляется возможность использовать все имеющиеся программно-аппаратные средства разработчика Программного Обеспечения (ПО). ПО данной системы создано при использования наиболее оптимального, для создания подобных систем, языка программирования "С" с использованием стандарта POSIX для возможности переноса в различные Операционные Системы ( первоначально ПО создавалось по управлением ОС DOS для защищенного режима процессора ): DOS, QNX, Linux, Windows.

Для компьютерных систем связи очень важно правильно выбрать протокол обмена в сети. Для данной системы используется собственный протокол обмена в сети. Использование собственного протокола обмена не является прихотью разработчиков сделать систему максимально закрытой, а обусловлено высокими требованиями к передаче данных в системах реального времени. При создании протокола рассматривались протоколы ряда подобных систем, а также использовался опыт передовых зарубежных фирм создающих системы телекоммуникации реального времени, в частности протокол обмена FLEET для ОС реального времени  QNX - лидера в создании систем РВ.

Рассмотрим организацию протокола обмена:

протокол обмена имеет двух уровневый стек протоколов:

Транспортный уровень,

Уровень нижнего уровня обмена точка - точка.

 Рассмотрим организацию данных транспортного протокола.

 Одним из критериев организации заголовка был минимальный размер, для улучшения отношения (длина заголовка)/(длина сообщения), что в сильно влияет на трафик сети.

Адресации в сети.

Каждый клиент-сервер должен иметь свой собственный адрес для возможности его идентификации. В более ранних версиях ПО и системах других производителей клиенты нумеровались последовательными натуральными числами начиная с нуля, такая нумерация  вполне устраивала пока сеть не выходила за пределы одного участка и количество станции было порядка 30. В настоящее время подобная адресация стала мала, а натуральное число не способно как-либо охарактеризовать Клиента, поэтому была создана новая территориальная адресация, подобная адресации принятой для международной сети Internet, с собственной  сеткой адресов несколько отличной от Internet. Адресация также 32 битовая, причем старшие два байта такие же, как в Internet,

Таблица 1 Структура адреса объекта.

Наименование поля

Длина, бит

Примечания

Номер сети

8

МПС – 0x0A - стандарт для Internet

Номер дороги

8

Северная ж.д. – 0x1C - стандарт для Internet

                         а на младшие два байта наложена собственная структура.

Наименование поля

Длина, бит

Примечания

Номер отделения

3

до 8 Отделений на Дороге

Номер узловой станции

4

до 16 узловых станций на Отделении

Номер сети на данном узле

4

16 сетей на одной узловой станции

Локальный адрес в данной сети/подсети

5

до 32 клиентов в сети


Уровень потребителей.

Верхний уровень организуется набором специализированных АРМов предназначенных для реализации работы различных подразделений железнодорожного транспорта.

На Северной ж.д. применение нашли АРМы АСДК диспетчерского персонала фирмы “Ретайм - Ст. Петербург” и “Сектор - Ст. Петербург”. Автоматизированная система управления перевозочным процессом (АСУПП) обеспечивает эти АРМы информацией необходимой для отображения поездной ситуации на станциях и участках, а также ведения графиков исполненного движения (ГИД).

Специалистами Вологодского отделения Проектно-конструкторско-технологического бюро железнодорожной автоматики и телемеханики где работает студент, был разработан собственный АРМ АСДК применяемый для производства пуско-наладочных работ и в качестве АРМа ШЧД.

АРМ разработан под OS Windows в среде программирования Builder. Создание ресурсов для отображения плана станции осуществляется тоже при помощи Builder,  для которого были созданы специальные библиотеки, включающие в себя  компоненты  отображения объектов контроля (стрелка, сигнал, путь и т.д.) (см. рис. 6) .

Рис. 6 Внешний вид АРМа.

Кроме того, был разработан АРМ, который используется диспетчерами ШЧ, что позволяет им своевременно получать более полную информацию о состоянии устройств СЦБ и линий связи на станции и на перегоне.

Рис. 7. Внешний вид АРМа СПД.

Оба АРМа имеют рекомендуемые системные требования: 

Операционная система Microsoft Windows 98 и выше; процессор Pentium III; 64 МБ ОЗУ; 400Мб свободного дискового пространства для программы и записи в «Черный ящик»; сетевая плата 10/100 Мбит.

Выбор аппаратного обеспечения.

Для данных АРМов подбираем аппаратное обеспечение нашей рабочей станции. Выбранные комплектующие сведем в таблицу 2, где указаны минимальные и рекомендуемые системные требования для данного рабочего места.


Таблица 2 Выбор аппаратного обеспечения.

Наименование

Тип

Минимальные требования

Рекомендуемые требования

Тип процессора

Pentium III и выше

P-III 450 МГц

Celeron 2000 МГц

Память (ОЗУ)

Не менее 128 Мб

256 Мб

Накопитель на жестком магнитном диске

Емкость – не менее 4 Гб

HDD  80.0 Гб Samsung

Последовательный

порт

RS-232C

COM1 и COM2

COM1 и COM2

Параллельный порт

Centronics

LPT1

LPT1

Универсальный последовательный порт

USB

USB 2.0

Видеомонитор

Цветной

Размер экрана по диагонали не мене 15 дюймов

17" NEC LCD1760NX,  1280x 1024,

Видео адаптер

Super VGA

Разрешение экрана не менее 800*600 и частотой не менее 85 Гц

Принтер

Canon 1120,

HP 1015

Лазерный, формат  А4

Canon LBP-1120 (Лазерный, 10 стр/мин, 600х2400dpi, USB, А4)

Звуковая плата

Sound Blaster-совместимая

Сетевой адаптер 10/100 Мбит

3 Com 905 XX

3 Com 905 XX

3Com 905c-TX 10/100 Mbit

В связи с тем, что в данный момент фирмы производители перестали выпускать некоторые продукты с такими требованиями:

  1.  Процессоры Pentium III, был выбран процессор Celeron 2000 МГц, ресурсов которого достаточно для безотказной работы.
  2.  Жесткие диски (HDD) емкостью 4 Гб, было целесообразно выбрать HDD емкостью 80 Гб.

Считаю оптимальной такую конфигурацию рабочей станции (Таблица 3):


Таблица 3

Материнская плата

MB Giga-Byte GA-8I865GVMK Socket478, i865GV, DDR, SVGA, Sound, SATA, LAN.

Процессор

CPU Celeron 2000MHz BOX 400FSB, 128Kb Socket478

Память ОЗУ

DDR 256 Mb (pc-2700) 166MHz/333Mbps@ Samsung

Жесткий диск

HDD 80.0 Gb Samsung SP0802N SpinPoint P80 7200rpm, 2Mb

Флоппи дисковод

FDD 1.44Mb 3.5" Samsung

CD привод

CD-RW Samsung SH-R522C/BEWE

Корпус

MidiTower Case Domino Silver 300W(P-4) ATX

Монитор

17" Samsung 710N (SSN) TFT

Клавиатура

KB Genius KB-06X PS/2, 3кн.ACPI

Мышь

Mouse Genius EasyMouse Pro 2кн, PS/2

Принтер

Canon LBP-1120 (Лазерный, 10 стр/мин, 600х2400dpi, USB, А4)

Была выбрана материнская плата с интегрированными: видеоадаптером SVGA, звуковой платой и сетевым адаптером; содержащая два COM и USB 2.0 порта, один порт LPT1.

При такой конфигурации ПК будет работать достаточно быстро и надёжно под операционной системой Windows XP, с возможностью запускать несколько приложений одновременно.

Расчет надежности.

Решение любой задачи, выполнение любой функции, возложенной на ЭВМ, возможно только при соответствующем взаимодействии и функционировании аппаратных и программных средств вычислительной машины. Поэтому при анализе надежности выполнения ЭВМ заданных функций ЭВМ следует рассматривать как единый комплекс аппаратных и программных средств и учитывать, что надежность работы ЭВМ зависит не только от надежности аппаратуры, но и от надежности программного обеспечения.

Надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Это сложное свойство, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения состоит из сочетаний свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности.

Безотказность - это способность объекта сохранять работоспособность в течение заданного интервала времени при определенных условиях эксплуатации.

Работоспособность - это способность машины функционировать, обеспечивая выполнение заданных функций с параметрами, установленными требованиями технической документации.

Ремонтопригодность - это способность машины к предупреждению, устранению и обнаружению отказов, и характеризующаяся средним временем восстановления после отказа.

Долговечность - это свойство ЭВМ сохранять работоспособность до определенного состояния.

Ошибки возникающие по разным причинам могут носить характер отказов или сбоев.

Отказ - это событие, заключающееся в полной или частичной потере машиной (системой) работоспособности. Как правило, отказы вызваны физическим разрушением элементов ЭВМ или постепенным ухудшением их характеристик.

Сбой - кратковременное нарушение правильной работы вычислительной системы или ее элемента, после которого его работоспособность восстанавливается или восстанавливается оператором без проведения ремонта. Считается, что сбои вызваны внутренними или внешними помехами электромагнитного характера. Сбой сопровождается искажением информации.

Зависимость надежности во времени описывается с помощью математической модели надежности - математического выражения (формул, алгоритмы, уравнения, системы уравнений) позволяющего определить показатели надежности.

Наиболее распространенной статистической моделью надежности является экспоненциальная модель распределения времени до отказа, по которой вероятность безотказной работы объекта выражается зависимостью:

Р(t)=е-t17

где - параметр модели (интенсивность отказов за определенный промежуток времени), 1/ч*10-6

Рассчитаем вероятность безотказной работы системного блока АРМ. Выбранный период времени равен 2112 часам ( с учетом работы в день не более 8 часов).

Интенсивность отказов некоторых элементов системного блока представлена в таблице 4.

Таблица 4. Интенсивность отказов элементов




Наименование элемента

Интенсивность отказов ,1/ч

Печатная плата (один слой)

1*10-7

Разъем (один контакт)

0.2*10-7

Пайка

0.5*10-9

Микросхема

0.2*10-7

Определим интенсивность отказов системной платы Giga-Byte GA-8I865GVMK, Chip i865GV, CPU Socket 478 для Pentium 4. Расчет интенсивности отказов каждого из элементов системной платы и суммарная интенсивность отказов представлена в таблице 5.

Таблица 5. Расчеты интенсивности отказов элементов

Наименование элемента

Количество

Интенсивность отказов ,1/ч

Печатная плата

8(слоев)

8*10-7

Разъем

( Socket 478)

88.8*10-7

Пайка

1578 (2000)

10*10-7

Микросхема

9

1.8*10-7

Суммарная интенсивность отказов:

2М.1*105

Определим интенсивность отказов модуля памяти DDR DIMM 256 Mb. Модуль памяти 4х184-pin DDR DIMM 256 Mb. Расчет интенсивности отказов каждого из элементов модуля памяти и суммарная интенсивность отказов представлена в таблице 6.

Таблица 6. Интенсивность отказов элементов модуля памяти.

Наименование элемента

Количество

Интенсивность отказов ,1/ч

Печатная плата

4(слоя)

4*10-7

Разъем

184

33.6*10-7

Пайка

470

2.8*10-7

Микросхема

8

4.8*10-7

Суммарная интенсивность отказов:

  0.5*10-5

В расчете участвуют наиболее важные элементы системного блока. Интенсивность отказов компонентов системного блока и вероятность их безотказной работы представлена в таблице 7.

Таблица 7. Интенсивность отказов элементов системного блока.

Компонент

Интенсивность

Вероятность безотказной работы P(t)

Системная плата

1,1* 10-5

0,977

Модуль памяти

0,5* 10-5

0,989

Видеокарта

0,4* 10-5

0,99

Дисковод ГМД

8,3* 10-5

0,84

Винчестер

10-6

0,997

Суммарная интенсивность отказов системного блока:

c= (1,1+0,5+0,4+8,3+0,1)*10-5- 10,4*10-51/ч

Вероятность безотказной работы основных элементов системного блока:

P(t)=e-t =e(1,l+0,5+0,4+8,3+0,l)*10-5*2112=0,803

Основываясь на статистических данных вероятность безотказной работы основных, наиболее важных элементов системного блока в течение одного года является очень высокой. Это означает высокую отказоустойчивость системного блока в течение выбранного периода времени.

Из расчетов видно, что среднее время безотказной работы системного блока составляет приблизительно 9615 часов.

Список литературы.

1. Биленко Г.М., Бородин А.Ф., Епрынцева Н.А., Хомов А.В. Информационные технологии на транспорте: уч. Пос. – М.: РГОТУПС, 2006.

2. В. Г. Олифер, Н. А. Олифер Компьютерные сети.  Принцип технологии протоколы. – СПб.: Издательство “Питер”, 2000.

3. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. 2-е издание.  Учебник для ВУЗов.  Санкт-Петербург. Изд.  "Питер", 2004


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22569. Постсинаптичне гальмування у ЦНС та його природа.Значення ггальмування у роботі 22.5 KB
  Значення ггальмування у роботі. Гальмування особливий нервовий процес який зумовлюється збудженням і зовнішньо проявляється пригніченням іншого збудження. Постсинаптичне гальмування ГПСП обумовлене виділенням пресинаптичним закінченням аксона гальмівного медіатора який знижує або гальмує збудливість мембран соми і дендритів нерв клітини з якою він контактує.
22570. ЦНС 22.5 KB
  Особливе місце в цій складній організації займае місце ЦНС що повязує в функціональну єдність всі клітини тканини і органи людського організму. Дякуючи великій кількості різних рецепторів ЦНС сприймає багаточисельні зміни що виникають в зовн средовищі і всередині організму і відіграє велику роль в регуляції всіх сторін життєдіяльності огранізму в зовн середовищі. Процеси що відбуваються в ЦНС лежать в основі психічної діяльності та поведінки людини. Діяльність ЦНС найчастіше наз координаційною або узгоджувальною.
22571. Спинний мозок 49.5 KB
  Він є сегментарним органом: у людини від спинного мозку відходять 31 пара спинномозкових корінців у жаби 10 які у кожному сегменті поділяються на дві частини: на передній вентральний і задній дорзальний корінці. Сіра речовина спинного мозку на поперечному перетині має вигляд метелика або літери Н . Є також дорзальні роги спинного мозку з'єднані з вентральними широкою перетинкою сірої речовинитак зване тіло сірої речовини . Крім вентральних і дорзальних рогів у грудному відділі спинного мозку є бокові роги сірої речовини рис.
22572. Рефлекси спинного мозку 24 KB
  Це залежить від сили подразників їх просторової та часової взаємодії а також від стану нервових центрів спинного мозку. Нервові центри спинного мозку також необхідні для регуляції як соматичних так і вегетативних функцій.Нервові центри шийного відділу спинного мозку виявляють кооординуючий вплив на активність мотонейронів які інервують мязи згиначі і розгиначі нижчележачих відділів тіла.
22573. Довгастий мозок 31.5 KB
  Крім ядер черепномозкових нервів характерною особливістю структури заднього мозку є наявність у ньому потужної маси нервових елементів які не одержують аферентних волокон безпосередньо з периферичних джерел і не посилають рухових волокон на периферію.До надсегментарних структур відносять також ядра провід них шляхів які проходять крізь довгастий мозок до інших частин мозку. Цей відділ головного мозку розташований над спинним мозком і виконує дві основні функції рефлекторну і провіднико ву.
22574. Вароліїв міст 22 KB
  В основі варолієвого мосту проходять пірамідні шляхи між якими розташовуються власні нервові волокна варолієвого мосту котрі прямують у мозочок. З основи варолієвого мосту виходять нерви які зв'язують певні зони варолієвого мосту з відповідними зонами кори великих півкуль. У цьому ж відділі варолієвого мосту знаходяться й ядерні утворення: рухове ядро відвідного нерва частина ядра трійчастого нерва а на дні сільвієвого водогону розташовуються ядра блокового і окорухового нервів . У варолієвому мосту знаходяться ядра які беруть...
22575. Ретикулярна формація 31 KB
  Тому виділяють РФ довгастого мозку варолієвого мосту і середнього мозку. Разом з тим у функціональному відношенні у РФ різних відділів головного мозку є багато спільного і тому її можна розглядати як цілісний утвір. До нейронів РФ підходить багато колатералів від усіх специфічних висхідних проекційних шляхів які проходять крізь стовбурову частину мозку а також від низхідних шляхів що йдуть від вищих відділів мозку в тому числі від пірамідного тракту і нейронів мозочка.
22576. Мозочок 36.5 KB
  Оскільки основною функцією мозочка є координація рухів то він добре розвинутий у риб і птахів адже динаміка рухів у водному і повітряному середовищах вимагає чіткої праці м'язів для швидкого маневрування при літанні і плаванні. У амфібій і рептилій які пересуваються по замлі і мають як правило низько розташований центр тяжіння відбувається певна редукція мозочка. У людини з її вертикальним положенням тіла розміри і значення мозочка значо зростають. Взаємодія мозочка з іншими структурами мозку здійснюється за допомогою трьох пар ніжок.
22577. Порушення функціонування мозочка 27.5 KB
  Перш за все наслідки уражень мозочка залежать від еволюційного положення виду тварини. Видалення мозочка у амфібій рептилій і птахів викликає складніші розладнання рухової функції. У ссавців видалення мозочка крім вищезазначених симптомів порушення рівноваги і тонусу скелетної мускулатури призводить до розладнання регуляції також довільних рухів.