99356

Формирование протестантской этики. Макс Вебер и его исследование духа капитализма

Реферат

Логика и философия

Этот термин впервые употребил Макс Вебер 1864-1920 в своей работе Протестантская этика и дух капитализма. Высшее благо этой морали отмечает Вебер состоит во все большей наживе при отказе от даруемого деньгами наслаждения в рационализации жизни. Вебера была попытка раскрыть этические а значит отчасти религиозные корни современного западного капитализма берущие по Веберу начало в религиозной этике протестантизма.

Русский

2016-09-10

100.5 KB

1 чел.

                             Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

                          высшего профессионального образования

                   «Национальный исследовательский университет

                                      «Высшая школа экономики»

                 Факультет мировой экономики и мировой политики

                                                   Реферат на тему:

       «Влияние протестантской этики на экономический образ мышления»

                                                                              Выполнил:

                                                                              Студент группы  161

                                                                              Янков О.О.

                                                                               Проверил:

                                                                               Преподаватель

                                                                               Гловели Г.Д.

                                                       Москва, 2013

                       

                                                       Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава I. Понятие о протестантской этике.………………………………………..3

Глава II. Формирование протестантской этики…………………………………5

Глава III. Макс Вебер и его исследование «духа капитализма»………………6

Глава IV. Влияние   протестантской   этики   на   экономический   образ

мышления……………………………………………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………………..10

Список используемой литературы………………………………………………..12

                                                           Введение

    В ХIV – ХV вв. в Европе началось формирование нового класса, стремившегося к экономической и политической власти, - буржуазии. В западной Европе сложился  капиталистический социально-экономический и культурный строй. Все яснее осознавались принципиальные отличия  законов и механизмов капиталистической экономики от тех ценностей, которые существовали в Европе. Капитализм, как предмет исследований, может рассматриваться с разных точек зрения, но на фоне различных подходов особо выделяется  противостояние мнений К.Маркса (1818-1883) и М.Вебера(1864-1920).

    Маркс в «Капитале»  писал: «При исторических зачатках капиталистического способа производства… жажда обогащения и скупость господствуют как  абсолютные страсти … На известной ступени развития некоторый условный  уровень расточительности, являясь демонстрацией богатства и, следовательно, средством получения кредита, становится даже деловой необходимостью для «несчастного» капиталиста. Правда, расточительность капиталиста никогда не приобретает такого bona fide (простодушного) характера, как расточительность разгульного феодала, наоборот, в основе ее всегда таится самое грязное скряжничество и мелочная расчетливость …Накопляйте, накопляйте! В этом Моисей и пророки! …Накопление ради накопления, производство ради производства – этой формулой классическая политическая экономия выразила историческое призвание буржуазного периода».1

    Маркс первичным считал страсть к накоплению.

    Генеральное направление своей теории капитализма М.Вебер определил в знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905г.). «Нас интересует здесь возникновение буржуазного промышленного капитализма с его рациональной организацией свободного труда. Если же решать эту проблему в культурно-историческом аспекте, то предметом нашего интереса будет возникновение западной буржуазии во всем ее своеобразии…».2

     Он выдвигает  на первый план концепцию  религиозного типа протестантской этики в процессе образования новой формы хозяйственной жизни. Другими словами, каким бы важным условием ни было «первоначальное накопление капитала», не это накопление, а определенные религиозно-этические установки, появившиеся в Европе в эпоху Реформации, сформировали особый «дух капитализма», который отличает современный  западный капитализм. М.Вебер отталкивается не от экономических, а от этических и, если угодно, духовных корней капитализма.  Эту установку М.Вебер связывает с этикой аскетического протестантизма.

    

                         Глава I. Понятие о протестантской этике

    «Протестантская трудовая  этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно»,3 которая   предполагает, что в основу отношения к делу должна быть положена идея профессионального призвания, отказ во имя достижения успехов в своей профессии от многих других занятий. Этот термин впервые употребил Макс Вебер  (1864-1920) в своей работе  «Протестантская этика и дух капитализма».

    Анализ влияния протестантизма на становление капитализма позволил М.Веберу  заметить, что в Германии имеет место несомненное « преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей»,4 именно они добивались наилучших экономических успехов, кроме того наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия, в отличие от стран «католического лагеря»: Италии, Испании, стран Латинской Америки. Обсудив эти факты и выяснив, что их нельзя объяснить какими-то побочными причинами, он заключает: «Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении».5 Таким образом, термин «протестантская этика» подчеркивает, что именно протестанты смогли возродить новозаветные принципы в сфере производственных отношений.

    Протестантская этика  признала профессиональную деятельность «в миру» служением Богу. Вместо идеи братства  – суровый долг, повелевающий отдавать все силы служению «делу» и не потакать «лености» тех, кто не хочет жить честным трудом, ублажает тело и губит душу. Признание протестантизмом мирской жизни и светской культуры  означало не только их положительную оценку, сколько требование упразднить монашество  и рассматривать  жизнь «в миру», как определенный Богом порядок, от которого человек не должен уклоняться: жить в этом мире, претерпевая до конца все его тяготы и невзгоды, - дело более трудное, чем бегство от мира и проявление христианских добродетелей в благоприятных для этого условиях.

     Протестантская этика – идеал философии скупости. Все нравственные правила имеют утилитарный характер: честность полезна, ибо она приносит прибыль (а также трудолюбие, добропорядочность, прилежание). Высшее благо этой морали, отмечает Вебер, состоит во все большей наживе, при отказе от даруемого деньгами наслаждения, в рационализации жизни.

    Характерная черта протестантских обществ – ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М.Вебер особо подчеркивал простоту  предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. Протестанты впервые за много лет заявили, что любой труд может быть служением Богу (полный копипаст из Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%F2%E5%F1%F2%E0%ED%F2%F1%EA%E0%FF_%F2%F0%F3%E4%EE%E2%E0%FF_%FD%F2%E8%EA%E0 ),

дальше читать не буду!!!

и как

следствие, может приносить прибыль, которую тоже нужно использовать по-христиански: помогая бедным.

    Основные значимые догмы протестантизма:

    1. Человек изначально грешен;

    2. До начала жизни все предопределено;

    3. Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в          

       своей профессии;

    4. Послушание властям;

    5. Отрицание превосходства аскетического долга над мирским;

    6. Примирение со своим местом в мире.

    По мнению М.Вебера, протестантская  трудовая этика не свойственна человеку от природы и является  продуктом длительного воспитания.

    Если подходить к проблеме  упрощенно, то можно сказать, что у католиков и православных труд – это чаще всего проклятие божие. Временная и тяжкая обязанность. Для протестанта же труд – это служение Богу и ближнему. Протестанту  важно, что любым трудом он служит Богу. А Бог, видя такое усердие, благословляет трудящегося.

    Основным методологическим открытием М.Вебера  была попытка раскрыть «этические», а значит отчасти религиозные, корни современного западного капитализма, берущие, по Веберу, начало в религиозной этике протестантизма.

                       Глава II. Формирование протестантской этики

    Основателем   протестантской   церкви по праву считают Мартина Лютера (1483-1546),

который 31 октября 1517 года прибил к дверям Замковой  церкви «95 тезисов». Поводом  для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся  папой римским всем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св. Петра в Риме. Доминиканские монахи путешествовали по Германии, предлагая полное отпущение грехов и освобождение от мук в чистилище тем, кто, раскаявшись и исповедав грехи, внес плату в соответствии со своими доходами. Также можно было приобрести и особые индульгенции, отпускавшие грехи душ, уже находящихся в чистилище.

    Лютер объявил продажу индульгенций кощунством, провозгласив, что отпущение грехов можно получить только при непосредственном общении с Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «Спасения души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она  якобы наделена. При этом он отверг посредников и пышную атрибутику католической церкви – иконы, алтари, коленопреклонение, осенение крестным знамением. Лютер понимал Церковь не как иерархию, а как сообщество верующих в Иисуса Христа.

   Его духовный склад в формирование нравственных предпосылок капитализма, по  мнению М.Вебера, состоит в том, что именно в его учении повседневная профессиональная деятельность предстала как форма спасения, как единственная для верующего возможность служить Богу – ибо Лютер отрицал монашество и потустороннюю монастырскую аскезу.

    Одним из первых протестантов, представивших Beruf  широкой публике был М.Лютер. Он ввел данное слово и понятие (работы как призвания) при переводе  Святого писания на немецкий язык.

    Дальнейшее влияние на превращение протестантской этики в духовную основу капиталистического предпринимательства оказало учение Кальвина о предопределении. Согласно его учению, спасение или погибель человека определены Богом и не зависят от реального поведения, праведности или греховности каждого конкретного человека. Воля Божья недоступна познанию человека, и именно поэтому верующий кальвинист постоянно ощущает одиночество и тоску: он не знает своей судьбы и не может на нее повлиять.

    Протестант старается жить и работать честно, как подобает наследнику Христа. Если для православного и католика основная встреча с Богом осуществляется в причастии, то протестанту нет нужды ожидать причастия, он всегда в общении с Христом. Ничто другое кроме личной встречи с Богом не может так переворачивать жизнь грешника. Именно это ощущение, что Бог находится всегда рядом, когда ты работаешь или отдыхаешь, сделало протестантскую этику революционной. При этом «каждый день верующий член незримой Божьей Церкви должен спрашивать себя: «Избран ли я?» - и отвечать: «Да, я делаю угодное Богу – ergo, я избран».66 Кальвин полагал, что постоянная необходимость доказывать свое избранничество возводит труд в систему. Такая система будет настолько успешной, насколько рационально будет выстроен труд. Однако получаемая от  труда прибыль, если и является источником удовлетворения, так только удовлетворения духовного, а не материального. Это приводит к еще одному «постулату»  «Протестантской этики» - мирскому аскетизму.

    Аскетизм, по мнению М.Вебера, это «рационализация жизненного поведения в миру под знаком потустороннего была последствием концепции  Beruf, созданной аскетическим протестантизмом.7 М.Вебер подчеркивает, что «принципиальное и систематически непреложное единство мирской профессиональной этики  и религиозной уверенности в спасении создал во всем мире Только аскетический протестантизм. Только в протестантской профессиональной этике мир в его несовершенстве имеет исключительно религиозное значение как объект исполнения Долга путем рациональной деятельности в соответствии с волей над мирного бога».8

    «Человек, принадлежащий к товарному миру и несущий в себе все его несовершенство, в аскетическом протестантизме через свою деятельность становится орудием Бога, исполняющим в миру его волю, его призвание».9

    Куда же при этом идет прибыль, если не на удовольствия? Ответ Вебера и ответ протестантской этики – деньги идут на умножение денег и так, «пока не состаришься в деле твоем». «Если же ограничение потребления соединяется с высвобождением стремления к наживе, то объективным результатом этого будет накопление капитала посредством принуждения к аскетической бережливости. Препятствия на пути к потреблению нажитого богатства неминуемо должны были служить его производственному использованию в качестве инвестируемого капитала».10 

     Нетрудно себе представить, что основанная на таких установках протестантская этика  дала мощное экономическое развитие капитализма.

          Глава III. Макс Вебер и его исследование «духа капитализма»

Опубликованная  теория Макса Вебера о духе капитализма оказала очень сильное воздействие на просвещенные умы того времени.

Вебер считал,  что капитализм был продуктом так называемого «западного мышления», которое само по себе состояло из множества составляющих. Одной из таких составляющих была протестантская этика, которая оказала значительное влияние на возникновение «духа капитализма, того, что Вебер называл основой экономической системы.

В течение 16 столетия, этот дух стал частью европейского образа жизни и придал капитализму импульс, сделавший его доминирующей экономической системой в мире.

Макс Вебер видел причину возникновения капитализма не только в накоплении капитала. Он говорил, что причина лежит в рациональном подходе. По сути дела, Вебер настаивал, что капитализм представлял собой триумф рациональности над традиционализмом. По Веберу, капитализму присуще дисциплинированная рабочая сила и организованные потоки инвестиций. Он утверждал, что эти факторы присутствуют только в Европе и наиболее сильно выражены в протестантских нациях, таких как Англия, Голландия и Германия, где аскетические протестантские группы имели большое влияние.

    Но как же из протестантизма вышел «дух капитализма»?  Вебер предлагает  следующее рассуждение, состоящее из четырех фаз.

    1. В начале своей книги М.Вебер проводит детальный анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в Германии, Австрии и Голландии, он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.

    Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к «буржуазному» образу жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики, складывающейся  в процессе начального воспитания.

    «Причину различного поведения названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении».11

    2. Он задается вопросом, чем можно объяснить столь четкую взаимосвязь  социального статуса с религией. Вебер пишет: «виртуоз религиозной веры может удостовериться в своем избранничестве, ощущая себя либо    сосудом божественной власти, либо ее орудием».12. Первое характерно для лютеран, второе – для кальвинистов.  По его мнению для кальвинистов слава Божия   преумножается «подлинными, а не мнимыми  добрыми делами»,13 которыми «является неутомимая деятельность в рамках своей профессии. Она, и только она, прогоняет сомнения религиозного характера и дает уверенность в   своем избранничестве».14  

    3.  При этом Вебер подчеркивает две характерные для психологии кальвинистов черты. Первая – «мирской аскетизм», под которым он понимает отвержение роскоши и личную непритязательность в быту. Вторая – выбор наиболее «доходной» профессии. Вебер объясняет, что, по мнению кальвинистов, если Бог дает возможность кому-то получить большую прибыль, то тем самым Он использует этого человека для выполнения Его воли: «Богу угодно рациональное утилитарное  использование богатства на благо каждого отдельного человека и общества в целом».15

    4.   Суммируя обе черты, Вебер  видит  «в стремлении к богатству как самоцели вершину порочности, а в богатстве, как  результате профессиональной деятельности – Божье благословение; еще важнее было другое: религиозная оценка неутомимого, постоянного, систематического мирского профессионального труда как наиболее эффективного аскетического средства и наиболее верного очевидного способа утверждения возрожденного человека и истинности его веры, неминуемо должна была послужить могущественным фактором в распространении того мироощущения, которое мы здесь определили как «дух капитализма».16

    Под духом капитализма Вебер понимает следующее: «комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения».17 

     Протестанты выигрывают в капиталистической гонке благодаря тому, что ими выработан особый «дух капитализма». Вебер иллюстрирует его следующими цитатами из «Руководства для молодых купцов» Вениамина Франклина (1748г.):

    «Помни, что время – деньги; тот кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов, и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен – если он расходует на себя всего только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов.

    Помни, что кредит – деньги. Если кто-нибудь оставляет у меня еще на некоторое время свои деньги, после того как я должен был бы вернуть их ему, то он дарит мне проценты или столько, сколько я могу выручить с их помощью за это время. А это может составить значительную сумму, если у человека хороший и обширный кредит и если он умеет хорошо пользоваться им.

    Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги».18

 Глава IV. Влияние   протестантской   этики   на   экономический   образ мышления

Вебер отметил, что капиталистические отношения имели место и раньше, причем не только в средневековье, но и в древнем мире. Они характерны как для средневековых купеческих князей, так и для традиционных крестьянских обществ. «Капиталистические предприятия, - говорит он, - и капиталистические предприниматели (…) существуют издавна и имели повсеместно весьма широкое распространение. Однако возникший на Западе капитализм приобрел новое значение».19 Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда.

Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.

Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что «современный» капитализм повсюду натыкаясь на «традиционный», боролся с его проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного "традиционным" капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду.

Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду.

Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания.         

Таким образом, радикальное различие между «традиционным» и «современным» капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.

    Это означает, что новое  экономическое мышление выступает против «традиционного» образа мысли.

Эта новая версия капитализма имела твердое нравственное основание, Хотя она поощряла приобретение и накопление богатств, она, тем не менее, относилась к ним аскетически. В результате получается, что капиталистическое колесо накопления капитала раскручивается уже не низким стремлением к наживе, а религиозной верой. Вебер связывает эти новые  настроения с возникновением протестантизма.   

    Протестантизм, утверждал Вебер, выработал психологические условия, необходимые для развития современного капитализма. Согласно анализу Вебера протестантизм в лице его реформаторской ветви, сформировал новое учение о богатстве и собственности, согласно которому вести капиталистическую гонку и создавать состояния, не только не грешно, но является нравственной обязанностью христианина. В терминологии Вебера, протестантство создало особую «протестантскую этику», важной составляющей которой является «дух капитализма», т.е. рациональное вкладывание денег в качестве инвестиций в дело. Этот «дух капитализма» и превратил существовавшие на Западе предпосылки капитализма в настоящий, современный капитализм. Следует отметить, что Вебер правильно определил мощное экономическое и социальное влияние религиозных идей на раннюю Европу нового времени.

    Религия, как показали исследования в ряде  европейских стран и США  и в уже развитом индустриальном обществе, обуславливает различия в хозяйственном менталитете населения: протестанты в большей мере, чем католики, обладают хозяйственным менталитетом типа, характеризуемого Вебером как  «дух капитализма».

    М.Вебер показал, что протестантские и католические ценности по разному выражаются в специфике и темпах развития стран, часто находящихся  по соседству друг с другом. Поощрение индивидуальных усилий человека, его активности находит место в мировоззрении и мировосприятии первых. Как следствие – более быстрое развитие производства и потребления. Взращиваемое в таких условиях экономическое сознание мотивировано на активность и творчество, инновацию и риск, что обеспечивает более высокий жизненный тонус протестантов. Католики же привыкли уповать на волю господа и в экономических отношениях, что способствует притормаживанию темпов экономического развития.

    В России начала ХХ-го века проблема развития капитализма вызывала  пристальное внимание и бурные дискуссии. В работах С.Н.Булгакова эта проблема рассматривается в ее связи с религиозной жизнью, главным образом – православием. Высоко оценивая   «Протестантскую этику» М.Вебера, он прежде всего указывает на то, что благодаря этой работе «религия как фактор экономического развития, поскольку она есть фактор образования личности, вводится в круг экономической мысли».20 Булгаков с сожалением констатирует, что влияние религиозного фактора на экономическую жизнь изучено весьма недостаточно и что подобного рода исследования почти совершенно отсутствуют относительно русской хозяйственной жизни, включая историю русской промышленности.

    И все же самый важный вопрос для Булгакова – это вопрос о развитии капитализма в России и о том, каковы в этом отношении возможности русского православия. Булгаков соглашается с Вебером в том отношении, что капитализм требует особой психологии, не просто отношения к труду как к религиозному и нравственному деянию, но еще отношение к богатству  как самоцели.

    Булгаков обращает внимание на то, что православие в своем отношении к миру коренным образом отличается от протестантизма. Вывод, к которому приходит Булгаков, звучит и сегодня актуально: «народное хозяйство требует духовного здоровья народа, повышения личной ответственности и самодисциплины, которая предполагает»21 признание высших этических, в конечном счете, религиозных ценностей, нравственных обязанностей в сфере профессионального труда. Преследуя цель экономического обновления и оздоровления России, нельзя забывать о духовных его предпосылках, - выработке соответствующей хозяйственной психологии  «протестантской этики».

                                           Заключение

  «По-видимому, этика, подобная протестантской, рождается в тех обществах, где предпринимательская деятельность, рассматривается как нравственно оправданная, общественно полезная и жизненно необходимая. И наоборот, если общество с подозрением относится к обогащению путем интенсивного труда (либо считает это невозможным) и рассматривает бизнес как не слишком достойный способ зарабатывания денег, то и сами предприниматели ведут себя соответствующим образом. После того как в капиталистических странах предпринимательская деятельность была легитимизирована, там возникла соответствующая этика и ускорилось экономическое развитие».22

В современном западном обществе положение изменилось: страсть к наживе  превратилась в самодовлеющий мотив, в базовую ценность:

«В настоящее время дух аскезы – кто знает, навсегда ли?- ушел из этой мирской оболочки. Во всяком случае, победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре… В настоящее время стремление к наживе, лишенное своего религиозно-этического содержания, принимает там, где оно достигает наивысшей своей свободы, а именно в США, характер безудержной страсти, подчас близкой к спортивной».23

Из протестантских этических ценностей лишь «представление о «профессиональном долге» бродит по миру, как призрак прежних религиозных идей».24 Протестантская этика, заложив духовные основания высокой профессиональной культуры, утратила непосредственное влияние на нее.

Капитализм уже развивается не на основе религиозной культуры, а на своем собственном базисе.

    В современном мире значение религиозной системы в экономике развитого типа мало заметно. Это обстоятельство объясняется тем, что в процессе модернизации создается неотъемлемо присущий всякому индивидуальному обществу современного типа высокий уровень рационализации.

    Современное общество требует многочисленного научно-технического персонала, обучение и текущая социальная организация которого предполагает высокий уровень рационализации на уровне не только инфраструктуры, но и сознания.

    

         

    

                                         Список литературы

  1.  Карл Маркс. Капитал. Том 1, с.608-609

  1.  Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998г.

  1.  Википедия

  1.  Макс Вебер. Избранное:  Протестантская этика и дух капитализма. – 3е изд., доп. и испр. –М; СПб «Центр гуманитарных инициатив», 2013г., с.19

  1.  там же, с.22

  1.  Вебер М. Избранное. Образ общества. А.И.Неусыхин «Экспериментальная социология Макса Вебера и логика исторической науки», М., 1990г.,с.616 S115

  1.  там же, с.617, S 163

  1.  Работы Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985г., с.250

  1.  Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998г., с.75

  1.   Макс Вебер. Избранное:  Протестантская этика и дух капитализма. – 3е изд., доп. и испр. –М; СПб «Центр гуманитарных инициатив», 2013г., с. 121-122

  1.  там же, с.22
  2.  там же, с.88
  3.  там же, с.88
  4.  там же, с.87
  5.  там же, с.121
  6.  там же, с.121
  7.  там же, с.25
  8.  там же, с.26
  9.  там же, с.26

  1.  Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность. СПб., 1997г., с.111-125
  2.  там же
  3.  Википедия
  4.  Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность. СПб., 1997г.,, с.127
  5.  там же

Это совсем не «список литературы»,
а просто «концевые сноски». Вместо постраничных!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8077. Обгрунутвання бізнес плану присвячений розробці випуску нового виду продукції підприємства ЗАТ Мясокомбінат Товстун 352.5 KB
  ВСТУП Вирішивши зайнятися бізнесом, підприємець повинен ретельно спланувати його організацію. Мова йде про бізнес-плани, з яких у всьому світі прийнято починати будь-яке комерційне захід. В умовах ринку подібні плани необхідні всім: банкірам і потен...
8078. Создание предприятия по выпуску литых дисков АОЗТ АвтоДиск 271 KB
  Создание предприятия по выпуску литых дисков Введение. Выбрав свое дело, необходимо спланировать, как его организовывать. Этот план нужен всем: тем, у кого собираются просить деньги на реализацию своего проекта, - банкирам и инвесторам ...
8079. Создание предприятия АО Автоперевозки без границ 7.54 MB
  Создание предприятия АО Автоперевозки без границ Сущность и цели проекта: проникновение на рынок транспортных услуг Северной Европы, последующее освоение рынков Западной и Восточной Европы, Средней Азии, Ближнего Востока, гарантирующих норму прибыли...
8080. Бизнес план как стратегическая программа развития предприятия 76.22 KB
  Введение Бизнес план развития предприятия - это стратегически спланированные первые шаги предприятия на своем рынке. Стратегическое планирование же представляет собой одну из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей о...
8081. Основы бизнес планирования на примере бизнес-плана автомойки Люкс 281.22 KB
  Введение В зарубежных странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы давно заняли достойное место. Россия только накапливает опыт разработки этих планов, так необходимых и для получения финансирования, и для формулировки собственных идей ...
8083. Практическое применение бизнес-плана для организации и определение стратегических и тактических ориентиров фирмы ООО Лекарь 463.5 KB
  Введение Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь чётко рассчитывать эффективность ...
8084. Бизнес план предприятия Кофейни на 20-30 мест 65.3 KB
  Бизнес план предприятия Кофейни на 20-30 мест Введение. Родиной кофе является Кафа в юго-западной части Эфиопии. Из Эфиопии кофе был завезен через Красное море в Аравию. Особенно быстро кофе распространился в юго-западной части Йемена, в районе го...
8085. Бизнес-план Создание мини-пекарни 280.21 KB
  РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Бизнес-план Создание мини-пекарни Банковский кредит Прибыль чистая в месяц Срок окупаемости סмесяцев. Резюме: Бизнес-план посвящен созданию мини-...