99357

Введение в зоология позвоночных

Реферат

Биология и генетика

Морфо-функциональная организация животных; их приспособления к среде; закономерности индивидуального и исторического развития; происхождение и пути их эволюции; многообразие и систематика; роль в природе и практической деятельности человека;

Русский

2016-09-10

54 KB

0 чел.

Введение в зоология позвоночных

Учебная дисциплина - зоология позвоночных – формирует основные знания по современной зоологии. В состав знаний входят:

  1. морфо-функциональная организация животных
  2. их приспособления к среде
  3. закономерности индивидуального и исторического развития
  4. происхождение и пути их эволюции
  5. многообразие и систематика
  6. роль в природе и практической деятельности человека

Зоология изучает животный мир Земли (беспозвоночных и позвоночных).

По задачам исследования зоология распадается на ряд основных дисциплин. Систематика животных имеет целью описание многообразия видов, систематизацию их по признакам сходства и различия, установление иерархии таксонов, построение естественной системы, отображающей пути исторического развития животного мира. Морфология животных исследует внешнее и внутреннее строение животных (их анатомию).

Сравнительная и эволюционная морфология сопоставляет строение животных разных систематических групп, устанавливая закономерности их исторического развития. Филогенетика изучает пути эволюции животного мира. Эмбриология животных — их индивидуальное развитие (онтогенез). Экология животных — взаимоотношения их между собой и с другими организмами, а также неорганическими факторами среды обитания. Этология — поведение животных в сравнительном и эволюционном плане.

В самой зоологии позвоночных также выделяют разделы в соответствии с изучаемыми группами: ихтиология, батрахология, герпетология, орнитология, териология.

Зоология пользуется разнообразными методами исследования, общими для многих биологических дисциплин: наблюдение, эксперимент, математические методы, методы учёта, методы лабораторного анализа

История изучения зоологии позвоночных

  1. 300 годы до нашей эры.Аристотель (384-322 до н.э.): «История животных», «О возникновении животных», «О частях животных». Создатель первой примитивной системы (классификации) животных.
  2. 50-е годы до нашей эры.Кай Плиний Второй «Естественная история». Дополняет сведения, приводимые Аристотелем.
  3. Средние века небольшие дополнения и многое теряется. Одним из основателей зоологии нового времени можно считатьКонрада Геснера (16 век).
  4. Эпоха Возрождения. Важнейший рывок в развитии зоологических знаний связан с именемЖоржа Бюффона (1707-1788). Бюффон – автор 44-томной Естественной истории, в которой он собрал данные об огромном количестве животных.
  5. Англ. Рэй начало 18 в. ввёл понятие вид.
  6. Карл Линней (1707-1778). Кстати он был гувернёром в доме Бюффона. Создатель единой системы животного и растительного мира. Применил бинарную номенклатуру. Построил искусственную классификацию растений и животных. Автор «Системы природы» (1735). С 10-го издания «Системы природы» в 1758 г. начинается точка отсчёта современной классификации. Но наивысшей систематической единицей у Линнея был класс.

Существует исторический анекдот, что название Bufo, которое Линней дал серой жабе, содержит намек на внешность Бюффона.

  1. Жорж Кювье (1769-1832). Реформатор сравнительной анатомии, палеонтологии и систематики животных. Установил понятие корреляции органов → реконструировал строение вымерших животных. Теория катастроф.
  2. Жан Батист Ламарк (1744-1829). Создал учение об эволюции живой природы. Создал линейную систему животного мира. Основоположник зоопсихологии. Ввёл термины биология, позвоночные.
  3. Чарльз Дарвин (1809-1882). Создатель эволюционной теории. Автор ряда трудов «Происхождение видов»

Эмбриология

Каспар Фридрих Вольф (1734-1794) «Теория зарождения». Заложил основы учения об онтогенезе.

Карл Бэр (1792-1876) Основатель эмбриологии, ихтиолог. Автор закона зародышевого сходства

Христиан Пандер (1794-1865) Русский биолог-эволюционист. Палеонтолог, эмбриолог. Описал значение 3 зародышевых листков.

Эрнст Геккель (1834-1919) Немецкий биолог, пропагандист учения Дарвина. «Общая морфология животных». Предложил теорию происхождения многоклеточных их гаструлы, один из авторов биогенетического закона. Каждый живой организм в ходе онтогенеза повторяет признаки предков, т. е филогенеза.

Фриц Мюллер (1821-1897) Немецкий зоолог. Один из авторов биогенетического закона.

Братья Ковалевские – Владимир (жена Софья-математик)(1842-1883) и Александр (1840-1901)Онуфриевичи.

Александр Ковалевский - один из основателей сравнительной эмбриологии и физиологии, эволюционной гистологии животных. Обосновал включение ланцетника в тип Хордовые.

Владимир Ковалевский – зоолог, основоположник эволюционной палеонтологии. Последователь Дарвина.

Алексей Николаевич Северцов (1846-1936) –основоположник эволюционной морфологии животных. Поправил биогенетический закон: в онтогенезе происходит повторение признаков не взрослых особей предков, а их зародышей.

В РОССИИ

шесть этапов. На первом из них, «предварительном», был накоплен и обобщен (в немногих письменных источниках, а преимущественно – в устной традиции) многовековой опыт русского народа в постижении природы и своего места в ней, использовании разнообразных природных ресурсов, в том числе представителей животного мира. Освоение Сибири, например, шло не только под знаком открытия новых земель, важное значение имел поиск новых запасов, как тогда говорили, «мягкой рухляди» (т.е. меха соболя и других пушных зверей) и «рыбьего зуба» (клыки моржей, бивень нарвала). Сохранившиеся тексты тех времен содержат десятки русских названий рыб, птиц и зверей.

Систематическое развитие зоологии позвоночных началось с начала 18 века, когда Пётр 1 в 1724 г. создал научный центр – Академию Наук в Санкт-Петербурге.

Академией были предприняты несколько грандиозных экспедиций по изучению животного и растительного мира: 1 - Великая Северная (2 Камчатская) (1733-1743) под руководством Иоганн Георг Гмелина.СтудентСтепан Петрович Крашенинников(1711-1755) впоследствии первый русский академик. Крашенинников дал первое для нашей страны описание региональной фауны Камчатки. «Описание земли Камчатки». Основными результатами Великой Северной экспедиции стали не только беспрецедентные по широте охвата географические описания (с картированием) побережий империи от Беломорья до Аляски и Сахалина, но и ряд монографий, написанных участниками академического отряда: Г.Ф. Миллером, И.Г. Гмелиным, Г.В. Стеллером и С.П. Крашенинниковым.

Большие академические экспедиции 1768-1774 гг. прошли от Черноморья до Забайкалья под руководствомИ.И. Лепехина, П.С. Палласа, Самуэль Готлиб Гмелина, Иван Готлиб Георги (георгин).

Великий труд Палласа (1714-1811) «Зоогеография Россо-Азиатика», в котором он впервые дал описание позвоночных России: 151 виду млеков, 425 видам птиц, 11 видам амфибий, 41 виду рептилий, 241 виду рыб. «Путешествие по различным провинциям Российского государства»

Способствовало развитию зоологии открытие университетов: Московский (1755), Дерптский (1802), Вильно (1803), Казанский (1805), Петербургский (1819). При университетах начинают организовываться музеи и кафедры натуральной истории, научные общества, например, старейшее из ныне существующих – Московское общество испытателей природы – МОИП (1805). Его основатель, как и основатель зоомузея МГУГ.И. Фишер.

Академия наук и в первой половине XIX в. продолжала вести экспедиционные исследования. Члены академии участвовали как в кругосветных экспедициях (начиная с первой российской, 1803–1806 гг.), так и в многочисленных научных путешествиях в российских пределах. Особенно богатые естественно-научные (в том числе и зоологические) сборы, кроме кругосветных плаваний, дали многолетние экспедиции Г.И. Лангсдорфа в Бразилию, И.Г. Вознесенского в Северную Америку и на Камчатку, А.Ф. Миддендорфа в Сибирь и на Дальний Восток, К.М. Бэра на Каспий, Г.И. Радде в Забайкалье и Амурский край.

Ученик ФишераКарл Францевич Рулье (1814-1858) создал первую национальную школу зоологов-эволюционистов. Основоположник палеоэкологии и эволюционной палеонтологии. В 1832 г. на базе старой Кунсткамеры создается зоологический музей академии, директором которого становится Ф.Ф. Брандт. Брандту принадлежат важные первоописания рыб, птиц и млекопитающих российской и мировой фаун. Он первым начал издавать сводки по истории отечественной зоологии.

В то время на начало 19 века в России царил зоологический триумвират – Фёд. Фёд. (Иоганн Фридрих) Брандт(создал Зоомузей АН, впервые описал множество животных),Александр Фёдорович Миддендорф (1815-1894) описал позвоночных Сибири и Дальнего Востока, создал совр. тип этикетки и великийКарл Эрнст Бэр (эмбриология, сравнительная анатомия).

Наиболее известным триумвирата (Брандт, Бэр, Миддендорф) был, конечно,К.М. Бэр. И не только своими достижениями в области эмбриологии и антропологии, но и тщательными работами по изучению рыбных запасов России, опубликованными в многотомнике «Исследования о состоянии рыболовства в России».

Ученик РульеНиколай Алексеевич Северцов (1827-1885) зоолог-орнитолог, зоогеограф. Основатель русской школы экологов-эволюционистов. Его сынАлексей Николаевич Северцов (1846-1936) –основоположник эволюционной морфологии животных.

В середине 19 века продолжались экспедиции по России и миру.

начинают возникать первые биостанции: Севастопольская (1871), Соловецкая (1881), на Глубоком озере (1891) и т.д. Интенсивно изучается морская, а также пресноводная фауна, постепенно формируются основы гидробиологии. Исследователи наземных позвоночных публикуют специальные работы, посвященные группам видов, например, копытных, грызунов, отдельных семейств птиц. Предпринимаются попытки создания обобщающих сводок по рыбам, пресмыкающимся, птицам и млекопитающим, а также по некоторым отрядам насекомых. Появляются первые карты ареалов. Обсуждаются вопросы исторической смены и происхождения локальных фаун.

Общими вопросами экологии животных занималисьД.Н. Кашкаров, А.Н. Формозов, Станис. Семён. Шварц, Георг. Вас. Никольский,Н.П. и С.П. Наумовы

Н.А. Северцов, Пржевальский Н.М., Миклухо-Маклай Н.Н., М.Н. Богданов, Георгий Петрович Дементьев и Сергей Александрович Бутурлинсоздали полный определитель птиц СССР,Лев Семёнович Берг(1876-1950).

П.П. Сушкин, С.И. Огнев,П.В. Терентьев, А.В. Михеев, Б.М. Житков внесли большой вклад в развитие систематики, зоогеографии и фаунистики.

В Среднем Поволжье большой вклад в изучение видового состава и экологии позвоночных животных внесли многие исследователи.

Выдающиеся исследователиИ.И. Лепёхин и П.С. Паллас в 1768-1769 гг. независимо друг от друга посетили Симбирское наместничество и описали множество новых видов.

В первой половине 19 в фауну Симб. Г. изучалЭ.А.Эверсман. Экпедиции К.Ф. Кесслера (1870), Л.С. Берга (1906). С конца 19 века симбиряне Богданов М.Н. (Птицы и звери), Бутурлин С.А. и Житков Б.М.(орнитологи).

Ихтиологи: Бэр, Кесслер, Паллас, Берг, Сабанеев. После 40-х годов, казанцы – Г.В. Никольский (1910-1977), А.В. Лукин, А.Г. Поддубный, И.В.Шаронов, В.А.Кузнецов.

В Ульяновске – работали И.И. Яшанин, С.С. Гайниев, В.А. Осипова В.Б.

В настоящее время В.А. Назаренко, В.А. Михеев, Ф.Т. Алеев

Герпетологи:Земноводные и пресмыкающиеся – Основоположник герпетологии – А.М.Никольский (1858-1942). В честь него названо Русское герпетологическое общество. П.В. Терентьев (1903-1970), В Поволжье - Банников А.Г., Гаранин В.Н., Бакиев А.Г.

В Ульяновске Кривошеев В.А.

Орнитологи: М. А. Мензбир (1855-1935),П. П. Сушкин (1865-1928), Г.П.Дементьев (1989-1969),А.В. Михеев, Б.М. Житков, Бутурлин С.А. и Житков Б.М.

В области Бородин О.В. (ведущий орнитолог), Салтыков А. В., Барабашин Т., Корольков М.А., Корепов М.В., Москвичёв А., Корепова Д.

Териологи:С.И. Огнев (1886-1951), В.Г. Гептнер (1901-1975),в Поволжье –Богданов М.Н.,В.А. Попов, в Ульяновске –И.Б. Абрахина(сурки, выхухоль, беличьи).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23706. Основы языка SQL 75.97 KB
  Баумана Кафедра САПР Основы языка SQL Федорук В.ru 2636526 АННОТАЦИЯ Данное учебное пособие предназначено для изучения основ языка SQL стандартного языка манипулирования данными в СУБД реализующих реляционную модель данных. Описывается синтаксис наиболее употребимых операторов языка SQL приводятся примеры. Учебная база данных реализована в среде СУБД mySQL средства доступа к ней встроены в учебное пособие.
23707. История Советского государства 1900-1991 3.37 MB
  Изменения и кризис в партии [4. XVII съезд партии. XVIII съезд партии. Полная трансформация партии [9.
23708. Перевод условия задачи на математический язык 51 KB
  Составьте выражения для ответа на вопрос задачи: 1 Автомобиль проходит расстояние х км за 2 ч а автобус − за 3 ч. Свой результат группы вывешивают на доску: 1 x : 2 x : 3; 2 x : 2 x : 3; 3 x : 2 x : 3; 4 x : 2 x : 3; Что интересного вы замечаете Задачи все разные а выражения одинаковые. Какое задание стояло перед вами Надо было составить выражение по условию задачи.
23709. Работа с математическими моделями 61 KB
  Количество в м Стоимость в руб. Шерсть d 3 420 000 Шёлк с Сначала надо найти стоимость шерсти: 3d затем стоимость шёлка: 420 000 3d что бы найти цену шёлка6 надо его стоимость разделить на количество купленного шёлка: 420000 3d : c Если d = 80 000 c = 2 420000 380 000 : 2 = 90 000 Ответ: цена шёлка 90 000 руб. Количество Стоимость в руб. Хлеб а 3 батона Яблоки b 2 кг Что бы найти стоимость всей покупки надо знать стоимость хлеба и стоимость яблок.
23710. Работа с математическими моделями 57.5 KB
  При решении последнего примера учащиеся вспоминают свойство 1 при умножении: а 1 = 1 а = а − Расположите полученные результаты в порядке возрастания. Какие свойства умножения вы использовали Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания: аb c = аb ac аb c = аb ac свойство 1 при умножении: а  1 = а. Какое свойство умножения вы использовали Свойство 1 при умножении. Како теперь свойство можно применить Распределительное свойство умножения относительно сложения.
23711. Математические выражения и математические модели 76.5 KB
  а Графическая модель: Не известно количество девочек x одна часть и мальчиков но сказано что мальчиков в 3 раза больше x3 или 3x вторая часть всего целое 48 человек. x 3x = 48 x x3 = 48 Используем свойство 1 при умножении: a1 = 1a: 1x 3x = 48 x1 x3 = 48 Используем распределительное свойство умножения: ab c = ab ac: x1 3 = 48 Найдём сумму стоящую в скобках: 4x = 48 x4 = 48 Что бы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель: x = 48 : 4 x = 12 x ...
23712. Степень числа 46.5 KB
  Цели урока: сформировать понятие степени способность к чтению и записи выражений со степенями; повторить и закрепить смысл умножения натуральных чисел понятия простого и составного числа зависимость между компонентами и результатами арифметических действий тренировать вычислительные навыки способность к анализу и решению задач Самоопределение к деятельности. Доброе утро ребята Что нового и интересного вы узнали на предыдущих уроках Мы научились раскладывать числа на простые множители находить НОД и НОК чисел разными...
23713. Задачи для самопроверки (подготовка к контрольной работе) 99 KB
  Какие свойства чисел используются при упрощении буквенных выражений Переместительное сочетательное распределительное. На доске: Какие методы работы с моделями мы знаем Нахождение значений выражений решение уравнений используя распределительное свойство метод проб и ошибок метод полного перебора решение уравнений методом весов. 1 16x 7x 2x = x16 7 2 = 7x; Используем распределительное свойство умножения относительно вычитания ac bc = ca b 2 x : 5 Количество варенья в одной...
23714. Запись, чтение и составление выражений 40.5 KB
  Цели урока: формировать представление о математических выражениях как о словах математического языка повторить понятия числового и буквенного выражения учить делать перевод текстов с русского языка на математический и наоборот повторить и закрепить приёмы устных вычислений нумерацию натуральных чисел смысл сложения и вычитания взаимосвязь между ними сложение и вычитание многозначных чисел решение задач понятие периметра многоугольника развивать внимание логическое мышление способности к обобщению исследовательские умения...