99360

Материалистическое понимание истории философии К.Маркса

Реферат

Логика и философия

Маркса и Ф. Он был 3-ом ребёнком в семье трирского адвоката европейского происхождения Генриха Маркса. В 1817 году отец Карла Маркса принял христианство чтобы не лишиться звания судебного советника. Работы Карла Маркса: Критика гегелевской философии права 1843г К европейскому вопросу 1843г.

Русский

2016-09-10

136 KB

0 чел.

Сибирский Государственный университет путей сообщения

Кафедра “Философия”

Реферат

Тема: Материалистическое понимание истории философии К.Маркса

Выполнил: Д-211 Энхбаяр Хулан

Проверил: Быстрова.А.Н

2012

Введение 

Актуальность:

Материализм ( от лат. Materialis - вещественный )- философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное)- вторичным (результатом, следствием). 

Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

Материализмом следует называть и то, когда все события и действия природных тел выводят только из свойств материи, таких, как величина, фигура, тяжесть, разъединение и соединение и, т.о., не хотят признавать никакого другого духовного принципа, кроме души» (Walch I.G. Philosophisches Lexicon, 1726). Французские материалисты 18 в. – Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеций – сознательно применяли термин «материализм» по отношению к себе.

В 1840-х гг. К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма.Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия.

План текста:

  1.  Основатели марксизма
  2.  Суть  “Марксизма”
  3.  История развития “Марксизма”
  4.  Историческое значение  “Марксизма”
  5.  Источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).

Цель: Изучить материаластическое понимание истории философии К.Маркса

Объект: Марксизм

Предмет: Материаластическое понимание истории философии К.Маркса

Главная мысль: Материаластическое понимание истории философии К.Маркса

  1.  Основатели марксизма

Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx1818-1883) - немецкий атеист-философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель. Он был 3-ом ребёнком в семье трирского адвоката европейского происхождения Генриха Маркса. Мать- Генриетта Маркс. В 1817 году отец Карла Маркса принял христианство, чтобы не лишиться звания судебного советника. Его жена и семья, в том числе сын Карл, крестились в 1825 и 1824 год соответственно. В 1830-1835 годах Карл посещал гимназию Фридриха-Вильгельма города Трир, которую закончил 17 летнем возрасте. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, где проучился два семестра, потом в Берлине, где изучал юридические науки, но впоследствии увлекся историей и философией. В 1836 году обручился с Женни фон Вестфален.

В 1841 году Карл Маркс окончил Берлинский университет экстерном, представив докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура ».  

В июне 1843 года в Крёйцнахе Маркс женится на аристократке Женни фон Вестфален.

В начале февраля 1845 г. в Брюсселе Маркс и Энгельс написали работу «Немецкая идеология», в которой выступили с критикой идей Гегеля и младогегельянцев. Весной 1847 года Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу, международной организации «Союз справедливых» (был преобразован в «Союз коммунистов»), организованной немецкими эмигрантами. По поручению общества они составили программу коммунистической организации — знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 года в Лондоне.

После начала февральской революции 1848 г. Маркс был выслан из Бельгии. Он вернулся в Париж, а после мартовской революции переехал в Германию, в Кёльн. Карл Маркс был выслан из Германии 16 мая 1849 года и со своей семьёй сначала отправился в Париж, но после демонстрации 13 июня 1849 года был выслан и оттуда. В конечном счете Маркс с семьей переехал в Лондон, где жил до самой смерти и создал свои главные экономические произведения, включая «Капитал». Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы, Маркс с семьёй жил исключительно за счёт постоянной финансовой поддержки Энгельса и случайных заработков от написания статей в газеты.

В 1850-х годах Карл Маркс приступил к систематической разработке своей экономической теории, интенсивно занимался в библиотеке Британского музея.

В 1864 году он организовал «Международную рабочую ассоциацию» (International Workingmen’s Association, позднее переименована в Первый Интернационал) — первую массовую международную (секции этого товарищества рабочих были образованы в большинстве стран Европы и в США) организацию рабочего класса В 1872 году, после разгрома Парижской коммуны и в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен на Филадельфийской конференции.

Карл Маркс умер в Лондоне в 1883 году в возрасте 64 лет и похоронен на Хайгейтском кладбище.

Работы Карла Маркса:

  •  Критика гегелевской философии права 1843г, К европейскому вопросу 1843г., Заметки по поводу книги Джемса Милля 1844г., Экономико-философские рукописи 1844г., Тезисы о Фейербахе 1845г., Нищета философии 1845г., Наёмный труд и капитал 1847г., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта 1852г., К критике политической экономии 1858г., Теория прибавочной стоимости, 3 том 1862г., Заработная плата, цена и прибыль 1865г., Капитал том1. 1867г., Гражданская война во Франции 1871г., Критика Готской программы 1875г., Замечания на книгу Адольфа Вагнера 1879г.,

Фридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels 28.11.1820-05.08.1895)- немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла Маркса. Фридрих Энгельс родился в вестфальском городе Бармен 28 ноября 1820 г. в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец, Фридрих Энгельс (1796—1860), был сторонником пиетизма. В Бармене Энгельс посещал городскую школу (до 14 лет) и гимназию Эльберфельда (с 1834). В сентябре 1837 он по настоянию отца преждевременно оставил гимназию, чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Он продолжил обучение на торгового работника с августа 1838 по апрель 1841 г. в Бремене.

Начиная с сентября 1841 Энгельс проходил годичную военную службу в Берлине, также он посещал там лекции по философии в университете и сблизился с кружком младогегельянцев.

В ноябре 1842 года Энгельс проездом посетил Кёльн, где впервые лично встретил Карла Маркса в редакции «Рейнской газеты». Потом Энгельс направился в Манчестер, чтобы закончить своё коммерческое образование на местной хлопкопрядильной фабрике, которой владел его отец вместе со своим партнёром по бизнесу — Эрменом. Там Энгельс познакомился с ирландскими работницами Мэри и Лидией Бёрнс, с которыми он до конца жизни был связан тёплыми отношениями: Мэри стала его первой женой, а Лидия — второй. За день до смерти Лидии Энгельс переступил свои принципы и заключил с ней официальный брак.

После смерти Маркса на Энгельса легла вся ответственность за доработку и подготовку к публикации 2 и 3 томов «Капитала», чем Энгельс и занимался на протяжении всей оставшейся жизни.

Энгельс написал:

  •  Положение рабочего класса в Англии 1844г., Демократический панславизм 1849г., Крестьянская война в Германии 1850г., Революция и контрреволюция в Германии 1852г., Анти-Дюринг 1878г., Развития социализма от утопии к науке 1880г., Диалектика природы 1883г., Происхождение семьи, частной собственности и государства 1884г., Людвиг Фейербах и конец классической немецской философии 1886г.

Маркс и Энгельс вместе написали:

  •  Немецская идеология 1845г., Святое семейство 1845г., Манифест коммунистической партии 1848г., Статьи о гражданской войне в Северной Америке 1861г., Капитал том2.(посмотрено, опубликовано Энгельсом) 1885г., Капитал том3.(посмотрено, опубликовано Энгельсом) 1894г.
  1.  Суть  “Марксизма”

Марксизм – Это философское, экономическое и политическое учение, которое основали Карла Маркса и Энгельса в середине ХIХ веке.

Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

  •  Учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма)
  •  Материалистическое понимание истории(исторический материализм)
  •  Учение о диктатуре пролетариата.

Российский историк-марксист Юрий Семёнов в одной из своих работ писал: «Как известно, марксизм включает в себя три части: философию, теорию капиталистической экономики и концепцию социализма. Марксистская политэкономия капитализма была создана в основном в середине XIX в.. С тех пор в экономике капитализма произошли существенные изменения. Жизнь ушла вперед, а теория продолжала оставаться в основном такой, какой она вышла из-под пера К. Маркса. Результатом явилось расхождение между ней и реальным положением вещей. Экономическая теория марксизма в том виде, в котором она продолжала излагаться, явно устарела. Но это вовсе не значит, что она должна быть полностью отброшена. <…> Значительно больше, чем экономическая теория, устарела созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом концепция социализма. Она во многом лишилась теоретического обоснования. Многие противоречия капитализма были преодолены иными способами, чем те, на которые указывали основоположники марксизма. В целом во многом ошибочным оказалось их представление о путях социального переустройства капиталистического общества.

Лучше всего обстоит дело с марксистской философией вообще, материалистическим пониманием истории в частности. Все ключевые положения философии марксизма остаются в силе и сейчас. Но это, разумеется, отнюдь не означает, что она не нуждается в дальнейшей разработке на основе обобщения новейших данных науки. Материалистическое понимание истории и сейчас продолжает оставаться наилучшим из ныне существующих подходов к осмыслению фактического материала, имеющегося в распоряжении общественных наук. С этим связан непрерывно растущий интерес к нему среди зарубежных исследователей, особенно среди этнологов и археологов».

Что же такое материалистическое понимание истории в марксовой трактовке? Суть этого понимания выражена в известном предисловии Маркса к работе “К критике политической экономии”: “В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание” [1, т. 13, 6–7].

В рамках материалистического понимания истории центральное место занимало учение об общественной формации. По существу эта была одна из первых в истории социологии системнар концепций общества, в которой дается его объяснение и показываются перспективы социального развития. В основе теории общественной формации находится использование большого фактического материала. Понятием “формация” Маркс охватил весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного этапа социального развития.

На каждома этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношение (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

Базис и надстройки взаимно влияют друг на друга;

В зависимости от уровня развития производительных сил и произвоидственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный стой (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества ); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

  1.  История развития “Марксизма”

Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы...». Начиная еще с 1842 года, он изучает новое для Германии общественное движение— социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов и коммунистов.

Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялась Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же, летом 1844 года. К сожалению, рукописи Маркса были опубликованы только в 1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе— идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего. Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной сущности, то есть об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и порабощения людей, явилось огромным шагом на пути создания целостного мировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества были нарисованы в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» в обобщенной, абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривался практический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из прошлого» — причины, механизмы, источники отчужденного труда. Получалось, что для практической реализации идеалов, ярко и полно намеченных в философской картине «целостного человека», недоставало подлинной научной основы понимания того, каким образом эти идеалы достижимы.

В труде “К критике гегелевской философии права. Вступление” Маркс доказал, что для освобождения пролетариата необходимо уничтожение капиталистической частной собственности и эксплуатации, что возможно через революционную борьбу. В  совместной книге “Святое семейство“ К. Маркс и Ф. Энгельс сформировали идею о том, что субъектом революции должен стать сам пролетариат.

Уже в начале своей деятельности Карл Маркс занял  радикальную, противоположную либеральной позицию -- вместо эволюции предложил революционную борьбу и замахнулся на священное право буржуазной собственности. Дальше  больше. Во втором совместном труде “Немецкая идеология” (полностью  был опубликован в 30-х годах ХХ в) был сделан решительный вывод, что каждый класс, который стремится к властвованию, “должен прежде всего  завоевать себе политическую власть”. Оканчивал первый этап “Манифест коммунистической партии” (1848), в котором была выдвинута идея про необходимость пролетариата иметь для завоевания власти собственную политическую партию. Там же разработаны основные положения стратегии и тактики пролетарской партии, а именно, что партия ведет борьбу за ежедневные  задания рабочих, объединяя их с борьбой за конечную цель. В “Манифесте” была провозглашена основная идея пролетарского интернационализма, конкретизованная в лозунге “пролетарии всех стран, объединяйтесь!”. Из обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 годов начался второй этап развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы революции были особенно актуальны, то К. Маркс выдвинул идеи про возможность непосредственного перехода от буржуазной революции к социалистической, про гегемонию пролетариата в революции (“Классовая борьба в Франции с 1848 по 1850 годы”), понятие диктатуры пролетариата (“Письма к Вейдэмееру”), про необходимость политического союза пролетариата с крестьянством, про конечность слома старой буржуазной государственной машины в случае победы революции и создание новой системы (“Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”). Притом большинство идей опирались на опыт западноевропейского пролетариата, опыт европейских революций.

В 1867 году был опубликован первый том “Капитала”, в котором  К. Маркс доказывал тезис про неминуемость гибели капитализма, описал основные черты альтернативного либерализма будущего коммунистического общества. Это общество должно было б опираться на общественную собственность на средства производства, общественное равенство и социальную справедливость. Понятно, что при этом К. Маркс исходил  из индустриальной модели развития общества. В 60-тые года с участием К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии был создан I интернационал. Установочный Манифест Интернационала декларировал, что завоевание политической власти для пролетариата есть не только необходимость, но и великая обязанность.

С Парижской Коммуны начался третий этап формирования марксизма. Обобщив опыт восставшего города-столицы, К. Маркс увидел в Коммуне рождение нового типа демократии антипода либерально – пролетарской  демократии, которая должна заменить буржуазную парламентскую демократию. Поражение Коммуны убедило К. Маркса в необходимости создания в каждом государстве национальной политической пролетарской партии со своими программами. Немного позже К. Маркс детально разработал отдельные положения идеи про диктатуру пролетариата, а также выдвинул идею про необходимость особенного переходного периода от капитализма к социализму и про две фазы коммунистического общества – социализм и коммунизм (“Критика Готской программы”). Можно утверждать, что К. Маркс совместно  с Ф. Энгельсом сформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистического радикализма, которая состояла из таких основных идей.

Первое. Они исходили из доминирования  классовой борьбы в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций, выдвигали на первый план классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и, особенно, классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Именно в ней, по словам Ленина В.И., лежит центр тяжести всей системы взглядов К. Маркса. Отсюда ее абсолютизация и упрощенный подход: или диктатура буржуазии, или диктатура пролетариата – кто этого не понимает, тот за словами Ленина В.И. , “ничего не понял ни в экономическом, ни в политическом учении Маркса”.

Второе. Марксистская идея классовой борьбы была тесно связана с идеей ведущей роли пролетариата в этой борьбе: он выполнял роль мессии – осуществлял революционный переворот в обществе, ликвидировал эксплуатацию человека человеком, остаточно уничтожал деление на классы. “В этом и состояла б всемирно -  историческая роль пролетариата – его историческое назначение”.

Третье. Исходя из идеи классовой борьбы, К. Маркс свел суть какого – либо государства к фактической диктатуре того или иного класса, чем отрицал свои “грехи молодых лет”, когда считал, что сутью какого – либо государственного строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата – центральная идея марксистской концепции. Опираясь на опыт Парижской Коммуны, он утверждал, что сутью диктатуры является единство законодательной, исполнительной и судовой власти.

Четвертое. Основным условием реализации “исторической миссии” пролетариата должна стать политическая революция. Она должна разрушить, сломать старую государственную власть, а уже потом создать новое государство.

Пятое. К. Маркс и Ф. Энгельс отработали идею пролетарской демократии как изъявление воли большинства народа через принуждение незначительного меньшинства. Подчеркнув, что пролетариату для овладения политической властью также необходимы демократические формы, но для него, как и все политические формы, демократия только средство достижения цели.

Шестое. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что пролетариат, чтобы осуществить свою “историческую миссию” должен создать свою “особенную партию, которая . осознала б себя как классовая партия”. Потому что только с ее созданием пролетариат станет самостоятельной политической силой, пролетарское движение с ее помощью выйдет из своего детства, времени, когда он существовал только как секта. Такая партия может достигнуть успеха, найдя себе союзников среди других слоев трудящих.

Седьмое. Пролетарская партия может стать ведущей силой для пролетариата при условии проведения нею решительной и бескомпромиссной идеологической борьбы с классовыми противниками пролетариата, и беспрерывной борьбы с какими–либо отклонениями в середине партии. Следует отметить, что марксизм действительно вырос в жестокой борьбе не только с классовым противником, но и с “коллегами” по классу, в рядах самого пролетариата. Возможно, одной из наиболее негативных черт характера самих основателей коммунистического радикализма является их всеобщий критицизм и отрицание всего существующего. Это было свойственно К. Марксу, что определил еще Ф. Меринг. Как утверждает Г. Норт : “. может, и действительно Маркса уничтожило беспощадное критическое отношение к самому себе. Ведь он всю жизнь, беспощадно критиковал всех и, возможно разошелся не на шутку, после 1867 года раскритиковал  самого себя так, что его схватил интеллектуальный частичный  паралич”. Еще одной чертой К. Маркса была неспособность жить в дружбе и мире “со своими коллегами – революционерами”. Но если ученый – теоретик всю жизнь кого – то критикует, не дав реальной позитивной альтернативы, это свидетельствует против него потому, что прокламация лозунгов, еще никогда не становилась программой. Как писал Рюлэ: «Для него не существовало ни одной мудрости, кроме его собственной»; никакого социализма, коме того, который он проповедовал сам. Его и только его работа была примером научной объективности и глубины. Он был аллахом и пророком в одной особе”. Кстати, это отметил и один из последователей К. Маркса Бухарин, который писал, что марксизм “претендует на исключительность: он есть воюющее учение, он “нетерпимый” . он рассматривает себя как единственного последовательного носителя всех прогрессивных  тенденций эпохи, которые душат капитализм .Марксизм  осознает свое всемирно – историческое право на идеологическую гегемонию столетий “.

Эта цитата свидетельствует еще про одну черту марксистской концепции – ее претензии на абсолютную истинность. Только что зародившись, не сформировавшись, марксизм уже начал бороться с христианским социализмом (П. Леру, Ф. Бюше, Ф. Ламэнне). На втором этапе деятельности К. Маркс повел борьбу с государственным и консервативным социализмом (П. Прудон, Л. Блан). Тогда же К. Маркс выступил против Ф. Лассаля, одного из основоположников немецкой социал-демократии, которого история немецкой социал-демократии всегда вспоминала рядом с именем К. Маркса и Ф. Энгельса, отмечал известный биограф Маркса Ф. Меринг. Однако сам  К. Маркс позволял себе выражаться про немецкого рабочего лидера значительно жестче, в письме к Ф. Энгельсу с характерной для него резкостью К. Маркс писал, что Лассаль есть “мешанина негра с евреем .”.

  1.  Историческое значение  “Марксизма”

Теоретическое наследство К. Маркса — важный и богатое по содержанию направление экономической мысли, которое поражает исследователей глубиной обобщений, логической строгостью аргументации, органическим единством  сторического и логического анализа. "Маркс был, безусловно, гением — отмечают Р. Хейлбронер и Л.Туроу — человеком, который изменил характер нашего мышления об обществе (во всех спектах, как в историческом и социологическом, так и экономическому) настолько же радикально, как Платон изменил характер мышления философского, а Фрейд — психологического ...он повлиял на большинство из нас, даже если мы сами не этого визнаемо".

Важнейшие достижения марксизма: Обогащение методологии исследования экономических и социальных процессов, создания оригинального аналитического аппарата научного анализа основанной на выявлении взаимосвязи технических, экономических, политических проблем, обращения к социальным аспектам экономических процессов и явлений. "Значення Марксовой теории для современности — писал известный американский экономист В. Леонтьев — возводится к методологии".

Глубокое исследование эволюции индустриально рыночного хозяйства, которое дало возможность обнаружить ряд важных черт капиталистической экономической системы. "Значення Маркса для современной экономической теории — отмечал В. Леонтьев — заключается в том, что его труды — это неисчерпаемый источник прямых, непосредственных наблюдений действительности... Его сила заключается в более реалистичном, эмпирическом знании капиталистической системи". Стоит также отметить, что впервые в истории экономической мысли капитализм исследовался как единственная система законов и категорий, которые эволюционируют как исторически, так и логично.: Развитие теории общественного воссоздания на основе применения балансового метода моделирования натуральных и стоимостных соответствий результатов производства, их распределения и потребления, что в последующем способствовало формированию новых разделов экономической теории: моделирования экономического роста и анализа межотраслевых связей методом "затрати — випуск". 

Анализируя схемы воссоздания К. Маркса, известный исследователь истории экономического мнения М. Блауг отмечал, что "вони интересные с исторической точки зрения не] лишь потому, что никогда не переставали влечь последователей Маркса, но и потому] что это один из первых примеров анализа, который в наше время связан из именам мы Гарода и Домара. Проблема заключается в том, чтобы сформулировать макроэкономические условия равновесного беспрепятственного роста системы и тем самым поставив вопрос о том, действительно ли оно можливе". Следовательно западные исследователи обращают внимание на то, что "трудова теория стоимости дала марксистским авторам удобный... механизм агрегирования, который помог им опередить свое время в отрасли макродинамики". 

Сочетание в единственной теоретической схеме идей регулярности воспроизводительного процесса и системной обусловленности экономических кризисов; выявление некоторых важных тенденций развития рыночной экономики во второй половине XIX в..: рост концентрации производства и капитала, усиления кризисных явлений, в экономических циклах, объективной необходимости социализации капиталистического общества и тому подобное. 

По мнению известного австрийского экономиста И. Шумпетера, теория К. Маркса "...пояснює целый ряд явлений, в первую очередь, циклической конъюнктуры, более удачно, чем это возможно благодаря использованию средств аппарата Вальраса или Маршалла". В то же время, как утверждал В. Леонтьев "важливість марксистской политэкономии для современной теории делового цикла заключается ...не в попытках найти конечное решение проблемы (они неубедительны), а скорее в подготовительной работе... Я имею в виду знаменитые Марксу схемы воссоздания капиталу".
Фундаментальные тенденции развития современного рыночного общества подтверждают обнаруженную К. Марксом тенденцию к социализации общественного производства и собственности, развития ассоциируемого труда, планомерности, превращения науки, в непосредственную производительную силу и тому подобное.
Углубление трудовой теории стоимости и решения на ее основе ряда проблем, нерешенных классической школой; развитие теории потребностей, эволюционной концепции денег; анализ органического строения капитала и влияния научно-технического прогресса на процесс капиталистического нагромождения и экономического роста и тому подобное. 

В то же время современная оценка экономической теории К. Маркса дает возможность обнаружить ее существенные ограничения и уязвимые места, в том числе:
тенденциозность, политическую предубежденность и запрограммированность конечных результатов научного исследования; сочетание глубокого теоретического анализа со стремлением решить злободневные политические вопросы. 

Пытаясь довести неизбежность отчуждения труда при условиях капиталистического общества, в котором эксплуатация возникает не из индивидуальных ситуаций, случайно или неожиданно, а является результатом самой логики капиталистической системы, неминуемой и независимой от индивидуальных намерений, К. Маркс направил свои экономические исследования на обоснование вывода о неизбежности гибели капитализма, сосредоточив свое внимание исключительно на анализе противоречий и конфликтов, их экстраполяции, на будущее;
претензию на владение абсолютной истиной, жесткую непримиримисть к другим теоретическим позициям, признанию собственного учения единонауковим.
Признавая в известной мере научные заслуги своих предшественников (лишь к Д. Рикардо), К. Маркс критиковал своих современников-экономистов как "найманих писак", какие заменили бескорыстные научные исследования "упередженою, угодливой апологетикою"; убеждение в том, что стержень истории составляет борьба классов на основе антагонистичности их интересов; абсолютизацию революционного способа решения социальных противоречий, недооценку эволюционной формы их преодоления. По словам Ф. Энгельса "Маркс был в первую очередь революционером. Брать тем или иным способом участие в уничтожении капиталистического общества и созданных им государственных учреждений, принимать участие по делу освобождения современного пролетариата... — вот что было действительно его жизненным призванием. Его стихией была боротьба". В связи с этим зарубежные исследователи отмечают, что "уявлення Карла Маркса, независимо от воспалительных политических и интеллектуальных нападений на его научную аргументацию, было в значительной мере правомерным с точки зрения реалий капитализма XIX ст., классовой борьбы и направления развития политико-экономических процессов, которое казалось тогда правомерным. Неактуальность идей К. Маркса оказалась в конечном счете не в результате его политического притеснения или победы общепринятых представлений, а просто в результате изменения мира в таком направлении, который сделал буквальный марксистский сценарий в значительной мере непоследовательным и непотрибним"; 

Трактуя осуществленный К. Марксом анализ логики капиталистического развития как "виключно неудачный прогноз"4, современные исследователи обращают внимание на то, что кооперация и сотрудничество классов — не менее важный фактор исторического развития, чем их противостояния. "Маркс навел определенное количество доказательств, которые позволяют считать, что капиталистический уклад будет все хуже и хуже функционировать — отмечает Г. Арон — однако он не довел экономически, что внутренние противоречия капитализма разрушат його"; идею жесткой зависимости между "базисом" и "надбудовою", системой производственных отношений общества и социальным укладом общественной жизни. Современная экономическая теория отрицает однозначную связь между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, обращая внимание на эволюцию форм социокультурного и духовного развития и невозможность прямого выведения образа жизни людей из их положения в системе производственных отношений. "Реальна структура современной экономической системы — отмечал В. Леонтьев — является чем угодно, но только не линейной системою";
одинфакторный анализ стоимости, цены и доходов , на основе признания приоритетности единственного ресурса — труды. Общепризнанным в современной экономической теории является многофакторный анализ и положение о том, что предпринимательство также создает доход и является источником ценности товаров. Критикуя теорию К. Маркса, исследователи указывают на разнообразие и практическую несопоставимость разных видов труда (физической и умственной, квалифицированной и неквалифицированной); несопоставимость во времени "живой" труды рабочих и "уречевленой" труда, воплощенного в предметах потребления; на реальную возможность производства без непосредственного использования живого труда (при условиях полной автоматизации) и тому подобное. 

Обратив внимание на то, что трудовая теория стоимости выполняет свою функцию инструмента анализа "дуже погано", известный австрийский экономист Й. Шумпетер отмечал, что она "зовсим не работает вне пределов совершенной конкуренции. Дальше, даже в случае совершенной конкуренции она никогда не функционирует гладко, кроме случая, когда труд — единственный фактор производства и, тем более, когда труд вся одной категории. ...Этот метод не подходит для учета "природних" отличий в качестве труда, которые выплывают из отличий в умственных способностях, силе воли, физической силе или ловкости. В этом случае мы должны прибегать к учету разницы в стоимости периодов, отработанных более и менее способными от природы рабочими — стоимости, которую невозможно объяснить на принципе количеству тратящей праци";
сомнительную ценность многих прогностических положений, которые не прошли проверку временами. Идет речь о тенденции к углублению нищего положения пролетариата и заострения классовой борьбы; неизбежность социалистической революции и гибели капитализма; исчезновение мелкого производства в результате углубления концентрации и централизации капитала. В связи с этим следует отметить, что обоснован К. Марксом закон тенденции нормы средней прибыли к снижению отобразил реально существующую в XIX ст. тенденцию, допуская ее эмпирическую проверку. В то же время автор "Капиталу" экстраполировал эту тенденцию в будущее, хотя теоретический анализ не делал возможным однозначный вывод относительно динамики факторов влияния на среднюю норму прибыли.

По мнению известного исследователя истории экономических ученик М. Блауга "Маркс определял, что падение нормы прибыли заставит предпринимателей экономить на основном и оборотном капиталах. Несостоятельность учесть последствия таких тенденций — это фатальная слабость Марксовой теории нагромождения капитала. Она породила такую теорию экономического развития, в которой инвестиционная деятельность исчерпалась не потому, что было слишком мало працеощадних инноваций, а потому, что их было многовато. Такой вывод трудно оправдать для любой конкурентной экономики, а для развитых капиталистических стран его непригодность доказана полностью. Маркс не сумел предусмотреть, что труд может стать относительно редким производственным ресурсом. Именно по этой причине, а не через логические ошибки, он не смог правильно описать историческую эволюцию капитализму". 

Во второй половине XX ст. классовая борьба в развитых странах уступила взаимным уступкам и согласованию интересов рабочих и предпринимателей. Развитие социально ориентированной рыночной экономики изменило социально-экономическую природу капитала благодаря распространению коллективных форм частной собственности, акционированию, демократизации управления капиталом. Выросла взаимообусловленность мотивационных приоритетов наемных рабочих и предпринимателей на основе "социализация" капиталу и "капитализация" труды. Сближению интересов субъектов современной рыночной экономики способствовало также последующее развитие трудового законодательства и системы коллективных договоров.
Обращая внимание на современную эволюцию развитых стран, известен американский экономист, лауреат Нобелевской , премии Р. Солоу отмечал, что то, которое состоялось с капиталистической системой, вне любого сомнения взорвало репутацию К. Маркса в этой царини". 

Теория К. Маркса произвела значительное влияние на эволюцию социалистической мысли в XIX—XX ст., развитие влиятельных политических партий, общественных движений, судьбу миллионов людей. В 70-ые гг. XIX ст. получило распространение понятия "марксизму", какое последователи К. Маркса отождествляли с превращением утопического социализма в науку и с идеей революционного перехода к новому общественному строю. В последующем марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое в начале XX ст. разделилось на революционное и реформистску течения. Представители последней поддали критике теорию К. Маркса, отказавшись в последующем от ее основных положений. В революционном течении победила крайняя левая трактовка марксизма. Парадоксальным оказался тот факт, что теория К. Маркса, разработанная на основе изучения опыта развития европейских стран, получила наибольшее распространение в отсталой на то время России, где в 1917 г. была осуществлена социалистическая революция — "во имя Маркса, но не за Марксом".
После победы Октябрьской революции в России теория К. Маркса была поставлена на службу тоталитарному режиму, задогматизована и вульгаризирует. В странах, где марксизм был провозглашен официальной идеологией, учение К. Маркса противопоставлялось западной экономической науке и трактовалось как единственно правильное. Основной акцент делался на идеях К. Маркса — политика, его экономическое учение подгонялось под потребности идеологии.
Крах тоталитарных коммунистических режимов на рубеже 80—90-х гг. XX ст. открыл новый этап изучения и оценки теоретического наследства К. Маркса, стремление переосмыслить основные идеи его трудов из позиции изменений, которые состоялись в обществе и экономической науке.
Воспринимая многовариантность идей и теорий социализма, современная экономическая наука признает тот факт, что социализм в марксистском варианте потерпел поражение. "Обыцянка свободы стала, несомненно, самым сильным оружием социалистической пропаганды, которое укрепило в людях уверенность, что социализм принесет освобождение — писал идеолог экономического неолиберализму Ф. Хайек — тем более жестокой будет трагедия, если окажется, что обещанная нам Дорога к свободе есть в действительности Верстный Путь к Рабства".
Современные исследователи считают теоретическую систему К. Маркса одним из важных направлений мировой экономической мысли, которому присущие научные ошибки и прозрения и без которого было бы не полным мозаичное полотно современной экономической науки: "Коли бы наука могла сегодня решить поднятые Марксом проблемы, то он принадлежал бы прошлому. Поскольку этого доныне не произошло, то Маркс остается нашим сучасником".

5.Источники марксистской философии 

Главными произведениями основателей марксизма являются:

  •  «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;
  •  «Капитал» К. Маркса;
  •  «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса;
  •  «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;
  •  «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;
  •  «Диалектика природы» Ф. Энгельса;
  •  «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;
  •  «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;
  •  «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.

Заключение

В данной работе я изучила

  •  Основатели марксизма
  •  Суть  “Марксизма”
  •  История развития “Марксизма”
  •  Историческое значение  “Марксизма”.
  •  Источники марксистской философии (главные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).

Таким образом дустигнула цели Изучить материаластическое понимание истории философии К.Маркса”.

И решили актуальную проблему освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Источники

  •  История философии. Энцоклепедия
  •  Воспоминания о Марксе и Энгельсе
  •  Литературное наследство К. Маркса и Ф. Энгельса. История публикации и изучения в СССР, М., 1969
  •  Хюфман Дж. Марксизм и теория Праксиса, М., 1978г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68292. Процесс и технологии правового обучения 284.5 KB
  Функции процесса обучения обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития.
68293. Проекты образования СССР Мдивани, Раковского, Султан-Галиева 28 KB
  Присоединение Финляндии к России. Особый статус Финляндии в Российском государстве Ништадский и Абосский мир постепенное присоединение Выборга и прилегающих территорий. Российское правительство не могло не учитывать традиции почти столетней истории так называемой...
68294. ЯНКА КУПАЛА (ИВАН ДОМИНИКОВИЧ ЛУЦЕВИЧ) 48 KB
  Творчество Янки Купалы летопись жизни белорусского народа отражение национального характера. Купалы Жалейка. Деятельность Янки Купалы его роль и значение в национальном духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками.
68296. ЯКУБ КОЛАС 46 KB
  Родился Якуб Колас (Константин Мицкевич) 3 ноября 1882 г. в деревне Акинчицы на Столбцовщине в семье лесника. В то время в Акинчицах было около 10 крестьянских дворов, дом лесничего и канцелярия лесничества. Отец Коласа Михаил Казимирович Мицкевич работал лесником в лесничестве...
68297. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ СИБИРИ 144.5 KB
  Актуальность фонологических исследований Одна из важнейших и актуальнейших задач лингвистов в условиях интенсивно протекающего процесса консолидации языков путем слияния диалектов и ассимиляции языков малочисленных народностей планомерная и последовательная фиксация и изучение исчезающих...
68300. Статистика економічної ефективності 270 KB
  Досягнення високої ефективності діяльності в усіх сферах економіки — важлива передумова забезпечення високих темпів економічного зростання, підвищення матеріального та культурного рівня життя народу. Ефективність є основною характеристикою функціонування народного господарства.