99373

Особенности социально-педагогической реабилитации маргинальных слоев населения

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Типология маргинальности осуществляется в науке по различным основаниям: этномаргиналы – это люди сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков; биомаргиналы – те чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы – это группы находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы - это группы людей формирующиеся при разрыве связи между поколениями; политические маргиналы – те кого не устраивают легальные возможности и легитимные правила...

Русский

2016-09-10

27.13 KB

1 чел.

Тема: Особенности  социально-педагогической реабилитации маргинальных слоев населения

План:

1. Понятие, виды, варианты маргинальности.

2. Основные подходы к профилактике маргинальности.

3. Технология «социальный патруль».

4. Технология работы со случаем.

1. Понятие маргинальности (от лат. marginalis – находящийся на краю) служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным).

Маргинальность – это понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими-либо  социальными группами; утрата человеком объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Маргинальный человек – это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей человека (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой.

Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой или поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое «дно» в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество.

 Типология маргинальности осуществляется в науке по различным основаниям:

  1.  этномаргиналы – это люди, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;
  2.  биомаргиналы – те, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;
  3.  социомаргиналы – это группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения;
  4.  возрастные маргиналы - это группы людей, формирующиеся при разрыве связи между поколениями;
  5.  политические маргиналы – те, кого не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;
  6.  экономические маргиналы - это, например, пресловутые «новые бедные»;
  7.  религиозные маргиналы – люди, стоящие вне конфессий или не решающиеся сделать выбор между ними, и др.

2. Основные подходы к профилактике маргинальности

Основные методы профилактической деятельности:

  1.  криминально-политический метод, согласно которому предупреждение того иного деструктивного явления рассматривается в тесной связи с мероприятиями по предупреждению преступности вообще;
  2.  социально-психологический метод, который исходит из функциональности деструктивного поведения и строится на принципах функциональных эквивалентов (предположение видов деятельности, замещающих девиантные формы поведения);
  3.  метод, направленный на охрану здоровья человека и всесторннее развитие социальных качеств личности;
  4.  образовательный метод, в котором вопросы девиантной культуры общества рассматриваются в качестве в важнейшей задачи образования и культивирования жизненного опыта человека в целом;
  5.  метод, направленный на оказание помощи клиентам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объединящий в себе превентивные мероприятия по минимизации ущерба здоровью и снижению риска.

Основой современной деятельности по взаимодействию с девиантными и маргинальными членами общества являются два подхода: поддерживающий и запрещающий.

Поддерживающий (трансформационный) подход к социально ориентированной деятельности исходит из следующих принципов:

1) целевой группой для специалистов являются клиенты, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

2) специалисты пытаются преобразовать маргинальные группы, группы с девиантным поведением в социально положительные группировки (молодежные клубы, объединения и т.п.) путем предоставления клиентам альтернативы социально-одобряемой деятельности;

3) благодаря данному предположению часто происходят положительные изменения в системе ценностей как целевой группы в целом, так и ее отдельных представителей.

Запрещающий подход (или «подход запугивания») включает в себя деятельность, основанную на следующих принципах:

1) активное присутствие и контроль специалистов в сфере деятельности целевой группы;

2) ориентация на криминогенные и потенциально неблагополучные районы города, а не на определенные группы девиантов;

3) сосредоточенность работников на конкретных актах насилия в среде;

4) реализация посреднических функций в конфликтах между отдельными группировками (например, молодежными бандами).

Ядром концепции выступают быстрая реакция и контроль при возникновении кризисных ситуаций и актов насилия. В отличие от трансформационной модели запрещающий подход концентрируется на тяжелых преступлениях (таких, как умышленное и неумышленное убийство). Вариантом данного подхода является модель нулевой толерантности, исходящая из того, что общество должно пытаться уменьшить негативные последствия маргинальности путем ограничения возможности для данных групп вести девиантный образ жизни.

Нулевая толерантность – это выработка в обществе нулевой терпимости к любому проявлению маргинальной девиантности в любом качестве в любом месте в любое время. Цель такой политики – сделать маргиналов ответственными за их поведение.

Таким образом, запрещающий подход и его варианты являются частью контрольного механизма общества.

Социально-педагогическая деятельность по профилактике социально-негативной маргинальности во многом зависит от типа конкретной маргинальной группы. В современной России значительную долю бездомных составляют так называемые бомжи, т.е. лица без определенного места жительства. Большинство бездомных – одинокие мужчины. Женщины среди бездомных составляет около 10%. Это алкоголички, женщины, вернувшиеся из мест заключения (1/5 от всей численности бездомных женщин). В России из 40 миллионов детей (до 18 лет) бездомные составляют немногим более 1%, однако их число растет. В основном это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Работа по социальной реабилитации бездомных должна вестись в двух направлениях:

1)законодательное определение статуса бездомного человека с определением его прав и обязанностей;

2) комплекс мер, направленных на «вытаскивание» бездомного из низшей социальной страты и обретение им либо регистрации по месту проживания, либо регистрации, ее заменяющей, что позволяет предоставить ему полный пакет социальной защиты гражданина РФ.

В число мероприятий реабилитационного характера могут быть включены такие действия, как:

- предоставление бесплатного ночлега и одноразового бесплатного питания;

- бесплатная санитарная обработка;

- предоставление экстренной и плановой медицинской помощи;

- оказание гуманитарной помощи (одежда, обувь);

- регистрация по месту пребывания;

- обязательная паспортизация;

- гарантированное трудоустройство;

- проведение медико-социальной экспертизы;

-назначение и выплата пенсий;

- оформление в дома-интернаты.

3. Технология «социальный патруль».  

«Социальный патруль» - очень действенный метод работы в условиях социума, позволяющий оперативно контактировать  с целевыми группами маргиналов, оказывать актуальную социальную помощь и поддержку нуждающимся. Эта технология реализуются через использование мобильного коллектива специалистов, ежедневно на автомобиле посещающего определенные места населенного пункта. Наиболее эффективны два направления:

1) работа с маргиналами, проводящими большую часть времени на улице (бездомные, работники секс-индустрии, неформальные группировки и т.д.);

2) работа по экстренному реагированию на выявленные факты дезадаптации, угрозы жизни и др. (рейды по местам пребывания детей и подростков: ночным клубам, интернет-кафе и т.п., выезд по информации об угрозе безопасности для несовершеннолетнего и др.).

Применение данной технологии позволяет реагировать на самые социально острые сигналы, приезжать к новым точкам размещения групп, привозить еду, средства гигиены, простейшие аптечки, одежду секонд-хенд, различные печатные материалы (журналы, буклеты), оказывать оперативную медицинскую, психологическую и иную помощь. Регулярный приезд создает у клиентов внешний ритм жизни. В социальном патруле посменно (днем и ночью) могут работать один-два микроавтобуса, отслеживая потенциальных клиентов, которые просто находятся на улице и проявляют признаки «полевого поведения». Это крайне важно с профилактической точки зрения.

В первом случае такая работа предоставляет массу полезной информации о ситуации  на улице в целом, путях попадания клиентов на улицу на ранних стадиях внеинституционального существования и др.

Во втором случае это позволяет поддерживать на высоком уровне контроль за поведением членов целевых групп (например, за исполнением родителями своих обязанностей по отношению к ребенку и т.д.

В состав «социального патруля» включаются работники того или иного подразделения в зависимости от цели рейда. Например, для рейда по местам расположения наркопритонов в опергруппу патруля обычно входят социальный педагог, врач-нарколог, представитель органов внутренних дел.

Для посещения мест проживания беспризорных ребятишек может быть привлечен работник комиссии по делам несовершеннолетних; для посещения семьи – работник органов социальной защиты и т.д.

Технология «социальный патруль»

Этапы:

  1.  определение целевой группы клиентов;
  2.  выявление типичных мест дислокации членов группы;
  3.  диагностика основных актуальных потребностей членов группы, определение возможных вариантов и форм помощи и поддержки;
  4.  оценка необходимого ресурсного обеспечения помощи;
  5.  разработка маршрута ежедневных авторейдов;
  6.  определение временного графика прибытия на очередную точку и длительность пребывания на ней;
  7.  подготовка материалов, рекламирующих сроки  и содержание консультационной/реабилитационной и иной деятельности и услуг, распространение этих материалов среди членов целевой группы;
  8.  осуществление рейдовой деятельности;
  9.  коррекция содержания и форм помощи в зависимости от результатов общения с клиентами.

Технология работы со случаем

         Технология работы со случаем (англ. social casework или case managment) позволяет в ходе взаимодействия с социальным педагогом решать актуальные проблемы клиента.

          Реализуется технология через закрепление за конкретным социальным педагогом определенного количества клиентов.

Деятельность осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) проблема определяется совместно с клиентом;

б) помощь направлена на улучшение состояния и положения клиента в данный момент и не предполагает достижение глобальных результатов (сразу вернулся домой, завтра же пойду в школу и т.п.);

в) на решение каждой проблемы отводится определенный срок, заранее оговариваемый с ребенком и согласованный с ним;

г) при отсутствии прогресса в решении проблемы к указанному сроку пересматриваются основные методы решения проблемы и программа деятельности с клиентом;

Технология включает в себя следующие этапы:

  1.  определение совокупности проблем клиента;
  2.  оценка субъективной значимости для клиента конкретных проблем;
  3.  выявление проблем, в решении которых клиент желает принять помощь социального педагога;
  4.  выстраивание иерархии согласованных с клиентом проблем и определение примерных сроков для их решения;
  5.  определение рабочей группы специалистов по помощи в решении проблемы клиента;
  6.  составление примерного графика работы группы и задач каждого из ее участников;
  7.  заключение договора о совместной деятельности по решению конкретной проблемы с указанием содержания деятельности, примерных результатов и вариантов стимулирования (за исполнение) либо наказания (за неисполнение) условий договора.
  8.  работа по договору;
  9.  подведение итогов по конкретной проблеме, оценка достигнутого результата;
  10.  принятие решения о продолжении сопровождения клиента либо о прекращении работы с ним и передаче дела другому специалисту.

Программа «Пять ступеней эффективной работы волонтера»

Ступень первая: смотреть, слушать и учиться

     Как оценить состояние подростка

Ступень вторая: построение моста

Как приблизиться

Ступень третья: идя-идите, говоря-говорите

Как взаимодействовать

Ступень четвертая: давайте записывать

Как документировать

Ступень пятая: проявлять свои чувства

Как обсуждать

Вопросы

  1.  Можно ли говорить о просоциальных вариантах маргинального существования? Если да, приведите примеры.
  2.  Каковы основные направления профилактики социально-психологической маргинальности в коллективе общеобразовательной школы?
  3.   Охарактеризуйте и сравните основные подходы к профилактике маргинальности.
  4.  Приведите примеры целевых групп, по отношению к которым наиболее эффективно применение технологии «социальный патруль». Поясните почему?

Социальная педагогика: учебник для бакалавров/ под ред. В.И.Загвязинского, О.А.Селивановой. – М.:Издательство Юрайт, 2012.

Никитина Н.И., М.Ф.Глухова Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов пед.училищ и колледжей. – М.:ВЛАДОС, 2005. с. 90-97.

Тетерский  С.В. Введение в социальную работу: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84774. Урок чтения по теме «Сказки» 71.5 KB
  Развитие связной речи путём составления развернутой фразы для ответа на вопрос; развитие умения выборочного чтения; развитие мыслительных операций анализ синтез классификация в ходе выполнения заданий на определение сказки по иллюстрации предмету; решения кроссворда.
84775. Исторические источники 27.5 KB
  Содержание материала учебника позволяет реализовать поставленные цели и задачи урока применяя современные технологии: ИКТ на этапе получение новых знаний связанных со зрительным восприятием исторических источников; деятельностный подход на этапе самостоятельного получения новых знаний...
84776. Площадь прямоугольника 69.5 KB
  Наш урок мне бы хотелось начать со слов: «Только то и приятно, что трудно достать» М.Твен Как эти слова можно отнести к нашему уроку математики? Я думаю, мы сегодня испытаем удовольствие от работы. Вам известен автор этих слов? Внимательно посмотрите на экран. Слайд с эпизодом.
84777. Конспект урока обществознания: «Богатые» 33 KB
  Значит к теме нашего урока Богатые мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей. По каким характеристикам людей относят к страте богатых Кто такие богатые люди учащиеся предлагают характеристики На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых...
84778. Основы религиозных культур и светской этики 35.5 KB
  Ключевые понятия: семья, род, родословная, имя рода - фамилия, семейные роли, семейные ценности. Цель: иметь представление о себе как части рода и осознавать, что семья - носитель нравственных ценностей, на основе которых формируются нравственные отношения.
84779. Условный оператор на языке Pascal 81 KB
  Цель: Ребенок, который имеет представление об условном операторе на языке Pascal; умеет писать простейшие программы с условным оператором на языке Pascal. Задачи: систематизация знаний по теме «Условный оператор»; выработка практических умений в разработке программ на языке Pascal...
84780. «В очаровании русского пейзажа». Природа в очерках Константина Паустовского 73 KB
  А природу нашей земли Константин Паустовский знал хорошо. Как была открыта эта земля Паустовский описал в очерке Коротко о себе. Что обозначает этот термин Поэтический прием при котором один предмет или явление сравнивается с другим Давайте вспомним их: Мещерские леса величественны...
84781. Начало Отечественной войны 1812 года 161.5 KB
  Цель урока: Сформировать у обучающихся представления о Отечественной войне 1812 года как героической странице российской истории. Образовательные: проанализировать причины цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году; охарактеризовать основные события войны...
84782. Путешествие по компьютеру 60.5 KB
  Тип урока: урок-повторение с применением игровых технологий Вид: комбинированный урок Технология: личностно-ориентированная игровая Цели урока: Обучающая создать условия для закрепления первичного представления об устройстве компьютера назначении его составных частей и периферийных устройств.