99381

Сущность общеобразовательной программы, ее структура

Лекция

Педагогика и дидактика

Рассмотреть примерную общеобразовательную программу ДОО, её виды и содержание; выяснить характеристику, предмет регулирования, основные принципы разработки ФГОС.

Русский

2016-09-12

317 KB

0 чел.

План работы

  • План работы
  • Введение
  • 1. Общеобразовательная программа
  • 1.1. Примерная общеобразовательная программа ДОО, её виды и содержание
  • 1.2.ˎ Характеристика,ˎ предметˎ регулирования,ˎ основныеˎ принципыˎ разработкиˎ ФГОС
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение «Педагогический словарик»

Введение

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно . Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Образовательная программа, Программа) разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. [3, 6]

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». [3, 10]

Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» подтверждает это положение, она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. [3, 15]

Необходимость проведения экспертизы разработанной образовательной программы определяется самой образовательной организацией в рамках процедуры ее разработки. Согласования образовательной программы не требуется.

Таким образом, образовательная программа разрабатывается дошкольным учреждением в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Целью данной работы является рассмотрение сущности общеобразовательной программы, ее структуры.

Для достижения цели работы мы выдвинули следующие задачи:

1. рассмотреть примерную общеобразовательную программу ДОО, её виды и содержание;

2.выяснить характеристику, предмет регулирования, основные принципы разработки ФГОС.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы, приложения (педагогического словарика).

1. Общеобразовательная программа

1.1. Примерная общеобразовательная программа ДОО, её виды и содержание

Общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания организации, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в школе.

Образовательная программа разрабатывается дошкольным учреждением в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. [3, 15]

Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются на основные и дополнительные. Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. [2, 9]

Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы, в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляются учебные (рабочие) программы, в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

- пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

- содержание образования, т.е. учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

- методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

- учебно-методическое обеспечение программы – список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю. [1, 10]

Таким образом, программа определяет содержание и организацию образовательного процесса направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Табл. №1.

Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования

Образовательные области

Компоненты образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.        

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие 

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.      

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).        

Физическое развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 

Таким образом, решение программных задач компонентов образовательных областей осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Время занятий и их количество в день регламентируется «Программой» и САНПиНом. [4, 12]

Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия сˎ детьми,ˎ вˎ основеˎ которыхˎ доминируетˎ игроваяˎ деятельность,ˎ вˎ зависимостиˎ отˎ программногоˎ содержания,ˎ проводятсяˎ фронтально,ˎ подгруппами,ˎ индивидуально.ˎ Такаяˎ формаˎ организацииˎ занятийˎ позволяетˎ педагогуˎ уделитьˎ каждомуˎ воспитанникуˎ максимумˎ внимания,ˎ помочьˎ приˎ затруднении,ˎ побеседовать,ˎ выслушатьˎ ответ.

Приˎ выбореˎ методикˎ обученияˎ предпочтениеˎ отдаетсяˎ развивающимˎ методикам,ˎ способствующимˎ формированиюˎ познавательной,ˎ социальнойˎ сфереˎ развития.ˎ Оценкаˎ эффективностиˎ образовательнойˎ деятельностиˎ осуществляетсяˎ сˎ помощьюˎ мониторингаˎ достиженияˎ детьмиˎ планируемыхˎ результатовˎ освоенияˎ Программы.ˎˎ

1.2.ˎ Характеристика,ˎ предметˎ регулирования,ˎ основныеˎ принципыˎ разработкиˎ ФГОС

Сˎ 1ˎ сентябряˎ 2013ˎ г.ˎ вступилˎ вˎ силуˎ новыйˎ законˎ «Обˎ образованииˎ вˎ Российскойˎ Федерации»,ˎ вˎ которомˎ впервыеˎ дошкольноеˎ образованиеˎ закрепленоˎ вˎ качествеˎ уровняˎ общегоˎ образования.ˎ Такойˎ подходˎ сделалˎ возможнымˎ реализациюˎ федеральногоˎ государственногоˎ стандартаˎ дошкольногоˎ образованияˎ (ФГОСˎ ДО).ˎ [4,ˎ 17]

Сˎ 1ˎ январяˎ 2014ˎ годаˎ всеˎ дошкольныеˎ образовательныеˎ учрежденияˎ Россииˎ переходятˎ наˎ новыйˎ Федеральныйˎ государственныйˎ образовательныйˎ стандартˎ дошкольногоˎ образованияˎ (ФГОСˎ ДО).

Рис.1.ˎ ФГОС.

Разработчикиˎ стандартаˎ заложилиˎ вˎ документеˎ несколькоˎ принципов,ˎ изˎ которыхˎ самыйˎ главныйˎ -ˎ сохранениеˎ уникальностиˎ иˎ самоценностиˎ дошкольногоˎ детства,ˎ какˎ важногоˎ этапаˎ вˎ общемˎ развитииˎ человека.ˎ Ключеваяˎ линияˎ дошкольногоˎ детстваˎ -ˎ этоˎ приобщениеˎ кˎ ценностямˎ культуры,ˎ социализацияˎ ребенкаˎ вˎ обществе,ˎ аˎ неˎ обучениеˎ егоˎ письму,ˎ счетуˎ иˎ чтению.ˎ Иˎ этоˎ приобщениеˎ происходитˎ черезˎ ведущийˎ видˎ детскойˎ деятельностиˎ -ˎ игру.ˎ

Наˎ основеˎ стандартаˎ дошкольногоˎ образованияˎ будутˎ утвержденыˎ программыˎ (наˎ языкеˎ профессионаловˎ этоˎ звучитˎ так:ˎ основнаяˎ общеобразовательнаяˎ программаˎ дошкольногоˎ образования)ˎ иˎ программно-методическоеˎ обеспечение.ˎ Сейчасˎ детскийˎ садˎ работаетˎ поˎ программам,ˎ которыеˎ ещеˎ неˎ вошлиˎ вˎ реестрˎ утвержденныхˎ федеральныхˎ программˎ системыˎ образования.ˎ Вˎ Министерствеˎ образованияˎ созданˎ Координационныйˎ Совет,ˎ кудаˎ наˎ экспертизуˎ поступаютˎ различныеˎ программы.ˎ Сˎ учетомˎ примерныхˎ федеральныхˎ программˎ вˎ нашемˎ детскомˎ садуˎ разработанаˎˎ «основнаяˎ общеобразовательнаяˎ программаˎ дошкольногоˎ образования».ˎ Каждыйˎ родительˎ можетˎˎ познакомитьсяˎ сˎ ееˎ содержанием.

Введениеˎ ФГОСˎ идетˎ поэтапно,ˎˎ 2015ˎ годˎˎ годˎ внедренияˎ ФГОСˎ дошкольногоˎ образования.

Ключеваяˎ установкаˎ стандартаˎ -ˎ поддержкаˎ разнообразияˎ иˎ самоценностиˎ детства.ˎ Наложеноˎ табуˎ наˎ любыеˎ формыˎ иˎ методыˎ школьнойˎ моделиˎ обучения,ˎ т.е.ˎ классноˎ -ˎ урочнаяˎ модельˎ образования.

Стандартˎ неˎ допускаетˎ никакихˎ оценок,ˎ проведенияˎ промежуточнойˎ иˎ итоговойˎ аттестацииˎ детей,ˎ экзаменов.ˎ Документомˎ определеныˎ лишьˎ целевыеˎ ориентиры,ˎ этоˎ социально-нормативныеˎ иˎ психологическиеˎ характеристикиˎ детейˎ определенныхˎ возрастныхˎ групп,ˎ такиеˎ какˎ инициативностьˎ иˎ самостоятельность,ˎ уверенностьˎ вˎ себе,ˎ развитоеˎ воображение,ˎ творческиеˎ способностиˎ вˎ рисовании,ˎ развитаяˎ крупнаяˎ иˎ мелкаяˎ моторикаˎ руки,ˎ способностьˎ кˎ волевымˎ усилиям,ˎ любознательность.ˎ

Вотˎ некоторыеˎ целевыеˎ ориентиры,ˎ ониˎ неˎ подлежатˎ непосредственнойˎ оценке,ˎ вˎ томˎ числеˎ вˎ видеˎ педагогическойˎ диагностикиˎ иˎ неˎ являютсяˎ основаниемˎ дляˎ ихˎ формальногоˎ сравненияˎ сˎ реальнымиˎ достижениямиˎ детей.ˎ Ониˎ являютсяˎ ориентирамиˎ дляˎ педагоговˎ вˎ целяхˎ решенияˎ задачˎ профессиональнойˎ деятельностиˎ иˎ формированияˎ программыˎ иˎ ориентирамиˎ дляˎ родителей.

Рис.2.ˎ Принципы,ˎ заложенныеˎ вˎ ФГОС

Федеральныйˎ государственныйˎ образовательныйˎ стандартˎ дошкольногоˎ образованияˎˎ этоˎ совокупностьˎ государственныхˎ гарантийˎ иˎ требованийˎ кˎ программам,ˎ условиямˎ иˎ результатамˎ полученияˎ бесплатногоˎ доступногоˎ качественногоˎ образования.ˎ Вˎ первуюˎ очередь,ˎ это:ˎ [5,ˎ 33]

1.ˎ Расширениеˎ возможностиˎ развитияˎ личностногоˎ потенциалаˎ иˎ способностейˎ каждогоˎ ребенкаˎ дошкольногоˎ возраста;

2.ˎ Обеспечениеˎ условийˎ здоровогоˎ образаˎ жизниˎ иˎ безопасностиˎ ребенка;

3.ˎ Минимизацияˎ рисковˎ кризисовˎ возрастногоˎ развитияˎ ребенкаˎ приˎ переходеˎ отˎ дошкольногоˎ детстваˎ кˎ начальнойˎ школе;

4.ˎ Приобщениеˎ детейˎ черезˎ соответствующиеˎ ихˎ индивидуально-возрастнымˎ особенностямˎ видовˎ деятельностиˎ кˎ социокультурнымˎ нормам,ˎ традициямˎ семьи,ˎ обществаˎ иˎ государства;

5.ˎ Развитиеˎ интересаˎ иˎ мотивацииˎ детейˎ кˎ познаниюˎ мираˎ иˎ творчеству;

6.ˎ Развитиеˎ вариативныхˎ образовательныхˎ программˎ поддерживающихˎ социокультурноеˎ разнообразиеˎ детства;

7.ˎ Разработкаˎ нормативовˎ условий,ˎ обеспечивающихˎ общуюˎ организациюˎ содействияˎ детейˎ иˎ взрослыхˎ вˎ дошкольномˎ детстве;

8.ˎ Соблюдениеˎ правˎ ребенка,ˎ родителейˎ иˎ другихˎ участниковˎ образовательныхˎ отношений.

Стандартˎ дошкольногоˎ детстваˎˎ этоˎ определениеˎ правилˎ игры,ˎ вˎ которыхˎ ребенокˎ долженˎ стандартˎ дошкольногоˎ детстваˎ -ˎ это,ˎ поˎ сутиˎ дела,ˎ определениеˎ правилˎ игры,ˎ вˎ которыхˎ ребенокˎ долженˎ бытьˎ обреченˎ наˎ успех.ˎ Правилаˎ развитияˎ ребенка,ˎ аˎ неˎ егоˎ обучения.ˎ Почемуˎ мыˎ вдругˎ взялисьˎ заˎ разработкуˎ стандартаˎ дошкольногоˎ образования?ˎ Потомуˎ чтоˎ впервыеˎ вˎ историиˎ нашейˎ культурыˎ дошкольноеˎ детствоˎ сталоˎ особымˎ самоценнымˎ уровнемˎ образованияˎ -ˎ такогоˎ неˎ былоˎ никогда.ˎ

Следовательно,ˎ мыˎ должныˎ предложитьˎ правилаˎ игрыˎ междуˎ родителями,ˎ обществом,ˎ педагогамиˎ иˎ главнымиˎ игроками,ˎ которыеˎ должныˎ бытьˎ обреченыˎ наˎ выигрышˎ -ˎ детьмиˎ -ˎ вˎ этойˎ ситуации.ˎ Стандартˎ иˎ выступаетˎ какˎ своегоˎ родаˎ социальнаяˎ матрица,ˎ онˎ позволяетˎ создатьˎ навигациюˎ дляˎ родителейˎ иˎ детейˎ вˎ сфереˎ дошкольногоˎ детства.ˎ Ключеваяˎ установкаˎ стандартаˎ дошкольногоˎ детстваˎ -ˎ этоˎ поддержкаˎ разнообразияˎ детстваˎ черезˎ созданиеˎ условийˎ социальнойˎ ситуацииˎ содействияˎ взрослыхˎ иˎ детейˎ радиˎ развитияˎ способностейˎ каждогоˎ ребенка.

Заключение

Цельюˎ даннойˎ работыˎ былоˎ рассмотрениеˎ сущностиˎ общеобразовательнойˎ программы,ˎ ееˎ структуры.

Дляˎ достиженияˎ целиˎ работыˎ мыˎ решилиˎ следующиеˎ задачи:

1.ˎ рассмотретьˎ примернуюˎ общеобразовательнуюˎ программуˎ ДОО,ˎ еёˎ видыˎ иˎ содержание;

2.ˎвыяснитьˎ характеристику,ˎ предметˎ регулирования,ˎ основныеˎ принципыˎ разработкиˎ ФГОС.

Вˎ ходеˎ работыˎ мыˎ выяснили,ˎ чтоˎ закономˎ обˎ образованииˎ выделяютˎ несколькоˎ видовˎ общеобразовательныхˎ программ,ˎ аˎ такжеˎ рассмотрелиˎ содержаниеˎ образовательнойˎ программыˎ вˎ соответствииˎ сˎ ееˎ цельюˎ иˎ назначением.

Мыˎ определилиˎ понятиеˎ Федеральногоˎ государственногоˎ образовательногоˎ стандартаˎ начальногоˎ образования,ˎ принципыˎ егоˎ разработки.

Список литературы

1.ˎ Дошкольноеˎ образованиеˎˎ тенденцииˎ иˎ проблемыˎ //ˎ Современноеˎ дошкольноеˎ образование.ˎ 2012.ˎ №1.ˎ С.ˎ 2–6.

2.ˎ Дошкольноеˎ образованиеˎ наˎ современномˎ этапеˎ //ˎ Обруч.ˎ 2012.ˎˎ 4.ˎ С.ˎ 3–6

3.ˎ Законˎ РФˎ «Обˎ образовании»

4.ˎ Приказˎ Министерстваˎ образованияˎ иˎ наукиˎ Российскойˎ Федерацииˎ (Минобрнаукиˎ России)ˎ отˎ 17ˎ октябряˎ 2013ˎ г.ˎ Nˎ 1155ˎ г.ˎ Москваˎ "Обˎ утвержденииˎ федеральногоˎ государственногоˎ образовательногоˎ стандартаˎ дошкольногоˎ образования".

5.ˎ Четановаˎ Л.ˎ А.ˎ ФГОСˎ НОО:ˎ требованияˎ кˎ современномуˎ урокуˎ [Текст]ˎ /ˎ Л.ˎ А.ˎ Четановаˎ //ˎ Молодойˎ ученый.ˎ -ˎ 2015.ˎ -ˎ №2.1.ˎ -ˎ С.ˎ 33-35.

6.ˎ Характеристикаˎ основныхˎ понятийˎ образовательногоˎ процессаˎ «Детскийˎ сад:ˎ теорияˎ иˎ практика».ˎ 2012.ˎˎ 6.ˎ С.ˎ 6–15

Приложение «Педагогический словарик»

Акселерацияˎ -ˎ ускоренноеˎ развитиеˎ живогоˎ организма.

Возрастˎˎ этоˎ категория,ˎ котораяˎ обозначаетˎ характеристикиˎ физическогоˎ иˎ психическогоˎ развитияˎ человекаˎ воˎ временномˎ пространстве.

Возрастнаяˎ периодизацияˎˎ выделениеˎ периодовˎ жизниˎ высокоорганизованныхˎ животныхˎ иˎ человекаˎ поˎ совокупностиˎ анатомо-физиологическихˎ признаков,ˎ аˎ человекаˎ иˎ поˎ социально-психологическимˎ признакам.

Воспитаниеˎˎ этоˎ передачаˎ накопленногоˎ опытаˎ (знания,ˎ умения,ˎ способыˎ мышления,ˎ нравственные,ˎ этическиеˎ иˎ правовыеˎ нормы)ˎ отˎ старшегоˎ поколенияˎ младшему.

Диагностикаˎˎ способˎ познания,ˎ изученияˎ иˎ установленияˎ различныхˎ отношений,ˎ состояний,ˎ качествˎ иˎ свойствˎ объектовˎ исследования.

Дошкольнаяˎ образовательнаяˎ организацияˎˎ образовательнаяˎ организация,ˎ осуществляющаяˎ вˎ качествеˎ основнойˎ целиˎ ееˎ деятельностиˎ образовательнуюˎ деятельностьˎ поˎ образовательнымˎ программамˎ дошкольногоˎ образования.

Дошкольноеˎ образованиеˎˎ этоˎ начальноеˎ звеноˎ вˎ системеˎ непрерывногоˎ образования,ˎ главнымиˎ направлениямиˎ развитияˎ которогоˎ являются:

-ˎ пониманиеˎ дошкольногоˎ возрастаˎ какˎ самоценногоˎ периодаˎ вˎ развитииˎ личности;

-ˎ обеспечениеˎ приоритетаˎ общечеловеческихˎ ценностей;

-ˎ гуманизацияˎ иˎ демократизацияˎ воспитательно-образовательногоˎ процесса;

-ˎ свободаˎ выбораˎ программˎ иˎ технологий;

-ˎ экономическаяˎ самостоятельностьˎ дошкольныхˎ образовательныхˎ учрежденийˎ (ДОУ).

Индивидˎˎ единичноеˎ какˎ противоположностьˎ совокупности,ˎ массе;ˎ отдельноеˎ живоеˎ существо,ˎ особь,ˎ отдельныйˎ человек,ˎ вˎ отличиеˎ отˎ стада,ˎ группы,ˎ коллектива.

Индивидуальностьˎˎ этоˎ то,ˎ чтоˎ отличаетˎ человекаˎ отˎ животногоˎ иˎ социальногоˎ мира.

Концепцияˎˎ этоˎ основополагающийˎ замысел,ˎ идеяˎ педагогическойˎ теории,ˎ указывающаяˎ способˎ построенияˎ системыˎ средствˎ обученияˎ иˎ воспитанияˎ наˎ основеˎ целостногоˎ пониманияˎ сущностиˎ этихˎ процессов.

Методˎˎ этоˎ системаˎ способовˎ воздействияˎ наˎ поведенческуюˎ сферуˎ человека,ˎ направленнаяˎ наˎ реализациюˎ воспитательныхˎ иˎ образовательныхˎ задач.

Моделированиеˎˎэтоˎ целостная,ˎ взаимосвязаннаяˎ иˎ взаимообусловленнаяˎ совокупностьˎ приемов,ˎ логическихˎ операцийˎ познанияˎ (наблюдение,ˎ анализ,ˎ синтез,ˎ построениеˎ гипотез,ˎ формализация,ˎ идеализация,ˎ абстрагирование,ˎ сравнение,ˎ аналогия,ˎ конкретизация,ˎ обобщение,ˎ классификация,ˎ систематизация,ˎ структурирование,ˎ построениеˎ умозаключенийˎ иˎ др.)ˎ иˎ практическихˎ действийˎ моделированияˎ (экспериментирование,ˎ интерпретация,ˎ верификация),ˎ выполняемыхˎ дляˎ построенияˎ иˎ исследованияˎмоделиˎобъектаˎ сˎ цельюˎ изученияˎ самогоˎ объекта.

Непосредственноˎ образовательнаяˎ деятельностьˎˎ этоˎ формаˎ (послеˎ введенияˎ ФГТˎ основная)ˎ организацииˎ обученияˎ вˎ детскомˎ саду,ˎ имеющаяˎ определеннуюˎ структуру:ˎ начало,ˎ основнаяˎ часть,ˎ окончаниеˎˎ «открытыйˎ конец»).

Образовательнаяˎ областьˎˎ наборˎ соответствующихˎ учебныхˎ дисциплинˎ иˎ интегративныхˎ курсов,ˎ которыеˎ включеныˎ вˎ учебныйˎ планˎ общеобразовательнойˎ школы.

Образовательнаяˎ программаˎˎ документ,ˎ определяющийˎ содержаниеˎ образованияˎ всехˎ уровнейˎ иˎ направленности.

Образовательныйˎ процессˎˎ целостнаяˎ динамическаяˎ система,ˎ системообразующимˎ факторомˎ которойˎ являетсяˎ цельˎ педагогическойˎ деятельностиˎˎ образованиеˎ человека.

Образовательнаяˎ средаˎˎ частьˎ социокультурногоˎ пространства,ˎ зонаˎ взаимодействияˎ образовательныхˎ систем,ˎ ихˎ элементов,ˎ образовательногоˎ материалаˎ иˎ субъектовˎ образовательныхˎ процессов.

Обучениеˎˎ этоˎ социальноˎ обусловленныйˎ процесс,ˎ которыйˎ необходимˎ дляˎ воспроизводстваˎ человекаˎ какˎ личности,ˎ готовойˎ бытьˎ вовлеченнойˎ вˎ общественныеˎ отношения.ˎ

Общеобразовательнаяˎ программаˎˎ этоˎ образовательнаяˎ программа,ˎ направленнаяˎ наˎ решениеˎ задачˎ формированияˎ общейˎ культурыˎ личности,ˎ ееˎ адаптацииˎ кˎ жизниˎ вˎ обществе,ˎ наˎ созданиеˎ основыˎ дляˎ осознанногоˎ выбораˎ иˎ освоенияˎ профессиональныхˎ образовательныхˎ программ.

Педагогическийˎ процессˎˎ целенаправленноеˎ содержательноˎ насыщенноеˎ иˎ организационноˎ оформленноеˎ взаимодействиеˎ педагогическойˎ деятельностиˎ взрослыхˎ иˎ детейˎ (Б.ˎ Т.ˎ Лихачев).

Приемˎˎ практическийˎ механизмˎ примененияˎ воспитательно-образовательныхˎ методикˎ иˎ технологийˎ вˎ процессеˎ формированияˎ сознательной,ˎ всестороннеˎ развитойˎ личности.

Принципыˎˎ этоˎ основныеˎ идеи,ˎ следованиеˎ которымˎ помогаетˎ лучшимˎ образомˎ достичьˎ поставленныхˎ педагогическихˎ целей.

Программаˎˎ этоˎ документ,ˎ вˎ которомˎ краткоˎ изложеноˎ систематизированноеˎ содержание,ˎ объемˎ знаний,ˎ уменийˎ иˎ навыков,ˎ подлежащихˎ усвоениюˎ учащимися.

Совместнаяˎ партнёрскаяˎ деятельностьˎˎпривлечениеˎ родителейˎ кˎ работеˎ детскогоˎ садаˎ посредствомˎ организацииˎ досуговыхˎ мероприятий.

Социализацияˎˎ этоˎ процессˎ адаптацииˎ кˎ социальнойˎ среде,ˎ состоящийˎ вˎ том,ˎ чтобыˎ ребенок,ˎ достигнувˎ определенногоˎ уровняˎ развития,ˎ становилсяˎ способнымˎ кˎ сотрудничествуˎ сˎ другимиˎ людьми

Социальнаяˎ средаˎˎ совокупностьˎ общественныхˎ отношений,ˎ складывающихсяˎ вˎ обществеˎ (укладˎ жизни,ˎ традиции,ˎ «окружающиеˎ человекаˎ социально-бытовыеˎ условия,ˎ обстановка,ˎ аˎ такжеˎ совокупностьˎ людей,ˎ связанныхˎ различнымиˎ отношениями.

Средстваˎˎ абсолютноˎ всеˎ материалы,ˎ которымиˎ пользуетсяˎ педагогˎ приˎ осуществленииˎ учебногоˎ процесса.

ФГОСˎˎ совокупностьˎ обязательныхˎ требованийˎ кˎ образованиюˎ определенногоˎ уровняˎ иˎ (или)ˎ кˎ профессии,ˎ специальностиˎ иˎ направлениюˎ подготовки,ˎ утвержденныхˎ федеральнымˎ органомˎ исполнительнойˎ власти,ˎ осуществляющимˎ функцииˎ поˎ выработкеˎ государственнойˎ политикиˎ иˎ нормативно-правовомуˎ регулированиюˎ вˎ сфереˎ образования.

Формыˎˎ способˎ организацииˎ учебно-воспитательногоˎ процесса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69682. ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ МОВИ HTML 33.5 KB
  HTML (Hypertext Markup Language — Мова гіпертекстової розмітки) — це мова опису структури сторінок документів, яка дозволяє звичайний текст форматувати в абзаци, заголовки, списки та інші структури, створювати посилання на інші сторінки.
69683. РНР-СЦЕНАРІЇ В ТІЛІ HTML-ДОКУМЕНТІВ 28.5 KB
  Ми тільки що розглянули структуру РНР-програми, і можна було б перейти до розгляду змінних. Проте РНР-сценарії можна записувати і по-іншому. Щоб ви зайвий раз не перегортали книгу, нагадаю текст сценарію first.php:...
69684. КОНСТАНТИ 36 KB
  Константи містять постійні значення. На відміну від змінних, ви не можете змінити значення константи, яке було їй привласнено при її оголошенні. Константи зручно використовувати для зберігання значень, які не повинні змінювати під час роботи програми, наприклад, ім’я розробника програми.
69685. ТЕХНОЛОГІЯ СТВОРЕННЯ HTML-ДОКУМЕНТА 49.5 KB
  Створення HTML-документа відбувається розташуванням тегів (tags) мови HTML всередині звичайного неформатованого тексту. Теги HTML — це послідовності символів, які починаються знаком «менше» і закінчуються знаком «більше». Теги можуть мати атрибути, які, в свою чергу, можуть приймати певні значення.
69686. ФОРМАТУВАННЯ ТЕКСТУ 107.5 KB
  Розмітка, яка створюється за допомогою мови HTML, дозволяє організовувати текст у логічні, легко зрозумілі розділи або застосовувати до нього специфічний формат. Теги форматування дозволяють визначити такі елементи: початок абзацу і кінець рядка; стилі заголовків; фізичні стилі...
69687. КОЛІР ФОНУ І ТЕКСТУ 95.5 KB
  Колір фону і тексту може задаватись шістнадцятковими значеннями RRGGBB (Red, Green, Blue) червоного, зеленого і синього кольорів відповідно або позначеннями кольорів англійською мовою. Яскравість кожної складової вимірюється цілим числом, яке у десятковій системі числення...
69688. ОПЕРАТОР ЕКВІВАЛЕНТНОСТІ (===) 28 KB
  Іноді звичайний оператор порівняння == працює не зовсім коректно, точніше не так, як нам хочеться, в деяких ситуаціях навіть виходять міні-анекдоти. Розглянемо наступний приклад...
69689. СПИСКИ 46 KB
  За замовчуванням елементи впорядкованого списку нумеруються цілими числами починаючи з. До тега нумерованого списку існує атрибут TYPE. Встановлюючи TYPE рівним можна змінити схему нумерації на великі літери, малі літери, великі або малі римські цифри відповідно.
69690. ФРЕЙМИ 87.5 KB
  Мета: опанувати технологію представлення інформації у документі з використанням фреймів. Фрейми (Frames - кадри) надають користувачеві можливість поділяти екран на дві або більше незалежних динамічних або статичних частини.