99383

Социология образования

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

На разных этапах человеческого развития общества были созданы различные модели образования обусловлены конкретным социально-культурным контекстом. Это были разные модели общим для них явилось признание элитарности образования занятие наукой и искусством считалось привилегией свободно рожденных. Особую значимость имели в античном образовании принципы добровольности и свободы образования.

Русский

2016-09-12

24.26 KB

0 чел.

Тема: Социология образования

  1.  Предмет и функции образования
  2.  Концепции образования
  3.  Тенденции в современной системе образования

Современное образование имеет длительную предысторию своего формирования.  На разных этапах человеческого развития общества были созданы различные модели образования, обусловлены конкретным социально-культурным контекстом. Так, рабовладельческое общество было представлено двумя моделями: античным и римским. Это были разные модели, общим для них явилось признание элитарности образования, занятие наукой и искусством считалось привилегией свободно рожденных.

В античности приоритет отводился изучению различных искусств и философии, тогда как практическое приложение знаний рассматривалось древними греками как занятие недостойное. Особую значимость имели в античном образовании принципы добровольности и свободы образования.

Римская  модель образования носила утилитарный характер и отличалась своеобразной нормативно-ценностной ориентацией. Римское образование отдавало приоритет принудительному обучению, такой социальной норме, как дисциплина. Главная цель образования была связана с подготовкой военных руководителей и государственных деятелей.

Средневековье внесло весомый вклад в развитие института образования. Одним из достижений этого времени стало создание университетов, которые возникли в начале как монастырские.

Современная система образования сложилась в конце XV- XX веков, она получила название классической, которая явилась залогом успеха европейской культуры и цивилизации. Принцип обязательного начального и среднего образования стало реальным фактором для большинства развитых стран мира. Фактом стало то, что в конце ХХ века 80% населения мира владеют грамотой.

Основной объективной закономерностью является то, что не система образования порождает общество, а общество видоизменяет систему образования, хотя социальная структура общества видоизменяется и под влиянием внутренних закономерностей своего развития и под воздействием системы образования

Сегодня  специалисты выделяют ряд современных тенденций, проявляющихся в образовании:

А) смена основной парадигмы образования (кризис классической модели и системы образования, разработка новых фундаментальных идей философии и социологии образования, создание экспериментальных и альтернативных школ);

Б) фундаментализация образования, которая является следствием роста и накопления огромного массива информации, что предполагает внедрение интенсивных методик обучения;

В)интернационализация образования (совместные международные научные исследования, обмен студентами и преподавателями);

Г) развитие непрерывного образования (информационный бум, поэтому недостаточно ограничиваться 4-5 годами обучения в одном ВУЗе).

В целом, образование признается как один из неотъемлемых прав человека, как часть его жизни.

Как любой институт институт образования выполняет ряд важнейших функций:

  1.  Давать людям    знания – главная функция;
  2.  Социализация – «прививка» формирующейся личности, господствующих в обществе ценностных ориентаций и установок, стандартов поведения и определенной жизненной позиции;
  3.  Трансляция и распространение культуры означает накопление и передача от поколения к поколению различных комплексов ценностей, норм, умения м знания.
  4.  Профессиональная селекция – профориентация и подготовка, отбор молодежи в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами, запросами и возможностями.
  5.  Социальная селекция  - образование действует как «средство перевода социального положения человека при его рождении в достигнутый статус» и является важным каналом социальной мобильности.

В целом функции образования в обществе выступают как наиболее устойчивые направления воздействия формального образования на основные сферы общественного развития. Эти функции реализуются через сложную, многоуровневую и разветвленную сеть формальных организаций, имеющих давние, устойчивые социально-исторические связи как друг с другом, так и с другими институтами (семьей, наукой, культурой, производством). Функции образования находятся под социальным и государственным контролем в той мере, в какой общество или господствующие группы вырабатывают и одобряют более или менее целостную концепцию сети образовательных организаций, обеспечивают ресурсы для ее развития. Функции образования распространяются на все без исключения уровни общественной жизни.

2. Существует несколько концепций и подходов о природе современного образования.

Бэзил Бернстейн: языковые коды

В 1970 г. Б.Бернстейн высказал предположение, что у детей из различных семей на протяжении ранних лет жизни складываются различные коды или речи, которые оказывают влияние на их последующий школьный опыт.

По утверждению Б. Бернстейна, речь детей из рабочих семей репрезентирует ограниченный код – способ речи, основанный на однозначном понимании в рамках данной культуры. При использовании кода многие идеи и мысли не нуждаются в том, чтобы быть выраженными в словах. Многие представители рабочего класса живут в устойчивой культуре семьи и соседства, в которой ценности и нормы принимаются как нечто само собой разумеющееся и не выражается посредством языка. В таких семьях социализация детей осуществляется родителями непосредственно через поощрения и наказания для корректирования их поведения. Язык в форме ограниченного кода более подходит для разговора об обыденных событиях, чем для обсуждения более абстрактных понятий, процессов или отношений. Таким образом, ограниченный код речи характерен для детей, которые растут  в семьях, относящихся к более низким классам, и для групп их сверстников, с которыми они проводят свое время.

Языковое развитие детей из среднего класса напротив, по мнению Б. Бернстейна, связано с усвоением усложненного кода – особая форма речи, для которой характерно взвешенное использование слов с целью указания их точного значения. Способы, с помощью которых дети из среднего класса учатся употреблять язык, менее тесно привязаны к  конкретным контекстам, и ребенок может с большей легкостью делать обобщения и выражать абстрактные мысли.     

Поэтому матери в семьях, относящихся к среднему классу, следя за поведением своих детей, часто объясняют им причины и правила, которые обуславливают ту или иную реакцию на поведение ребенка. Например, мать из рабочей семьи, вероятно, отругает ребенка, который хочет съесть слишком много сладостей, сказав просто: «Никаких больше конфет», - тогда как мать из среднего класса скорее всего объяснит ребенку, что есть слишком много сладостей вредно для здоровья вообще и для состояния зубов в частности.

Дети, усвоившие усложненные коды, как считает Б.Бернстейн, более способны справляться с трудностями школьного образования, чем дети, усвоившие ограниченный код. Дело в том, что способ использования речи детей из низшего класса вступает в конфликт с академической учебной культурой школы. Учащиеся, которые овладели усложненными кодами, гораздо легче приспосабливаются к школьной обстановке.

Идеи Б.Бернстейна помогают понять, почему дети из определенных социоэкономических слоев обычно в школе являются «отстающими». Вот главные причины отставания в учебе детей с ограниченными речевыми кодами.

1.По всей вероятности, ребенок далеко не всегда получает ответы на свои вопросы, задаваемые дома, и поэтому он менее информирован, чем те дети, которые овладели усложненными кодами.

2. Ребенок сталкивается с трудностями при восприятии абстрактного и неэмоционального языка, используемого в обучении.

3. Многие из того, что говорит учитель, скорее всего, оказывается для ребенка непонятным, поскольку учитель использует язык непривычным для ребенка образом.

4.Вполне возможно, что ребенок легко справится с теми заданиями, которые предполагают заучивание наизусть или «зубрежку», но ему будет очень сложно усвоить различие понятий, предполагающее процессы обобщения и абстрагирования.

Функциональный подход к образованию.

Первые школы появились несколько тысячелетий тому назад для подготовки небольшого числа избранных для ограниченного круга руководящей и профессиональной деятельности. Однако в ХХ в. бесплатные средние школы стали основным средством, с помощью которого члены общества получали элементарные знания по чтению, письму и арифметике. Это давало им навыки, необходимее для работы на предприятиях и бюрократических организациях. Школы имеют существенное функциональное значение для выживания и сохранения современных обществ.

Представители функционализма считают, что система образования предназначена для усвоения превалирующих в обществе ценностей и формирование единого национального сознания. Учащиеся знают, что значит принадлежать той или иной нации, грамтно владеть родным языком, иметь общее наследие и действовать в соответствии с установленными стандартами и правилами. Таким образом, молодые люди из разных этнических, религиозных и расовых групп погружаются в единую культуру и подготавливаются к «ответственному» гражданству. Деятельность школ направлена также на то, чтобы интегрировать бедных и малоимущих в структуру господствующих институтов.

Все общества придают индивидам независимо о их качеств и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путем выбора и конкуренции. Ни одно общество не может полностью игнорировать индивидуальные различия или недооценивать успехи или неудачи отдельных людей. Современные общества должны производить отбор молодежи для должностей и профессий, требующих особых талантов. Эту функцию выполняет институт образования, выступая посредником в отборе индивидов для определенных видов профессиональной деятельности. Выдавая  дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу. Для многих школы выполняют роль «эскалаторов», позволяющих способным и одаренным людям подняться по социальной лестнице.

По большей части школы предназначены для того, чтобы воспитать людей «вписывающихся» в общество, а не тех, кто будет выступать за его изменение. Однако учебные заведения, особенно университеты, могут не только передавать культуру последующим поколениям, но и способны приумножить культурное наследие. Современное общество придает большое значение приобретению новых знаний и поэтому сегодня прослеживается тенденция, когда ведущие в исследовательские центры.

Конфликтология об образовании.

Конфликтологи рассматривают школы как посредников, воспроизводящих и легитимизирующих существующий социальный порядок, действуя во благо одним индивидам и группам, и в ущерб другим.

Некоторые конфликтологи рассматривают школы как учреждения служащие интересам капиталистического производства, и как социальные инструменты убеждения населения в том, что частная собственность и прибыль – это благо для общества, в целом. Социологи С.Боулз и Г.Гинтис выдвигают концепцию соответствия, главная суть заключается в том, что школы рассматриваются как учреждения, готовящие податливую рабочую силу для капиталистической экономики.

С точки зрения конфликтологов в школах существует скрытый процесс обучения: он состоит из комплекса нечетко выраженных ценностей, позиций и моделей поведения, которые исподволь воспитывают детей в соответствии с представителями доминирующих институтов. Учителя формируют и поощряют качества, воплощающие нормы среднего класса – трудолюбие, ответственность, добросовестность, прилежность, самоконтроль, эффективность. Дети учатся быть спокойными, пунктуальными, терпеливыми, уважительными к учителям, восприимчивыми к требованиям группы. Таким образом, школы выступают в роли связывающих звеньев между ценностями семьи (доверительность и близость) и более требовательными и обезличенными нормами технократического общества, где царит дух конкуренции.

Конфликтологи согласны с функционалистами в том, что школы выступают в роли посредников для привлечения меньшинств и людей, находящихся на нижних ступенях общества, в доминирующую культуру.  Однако они не видят в этой функции ничего позитивного. Социолог Р.Коллинз утверждает, что система образования служит интересам господствующей группы, снижая напряженность, создаваемую малым этническими группами. В крупных многонациональных обществах, где имеют место конфликты, как в США и России, школы становятся инструментами американизации или русификации национальных меньшинств. Обязательное обучение стирает этнические различия и передает национальным меньшинствами людям, находящимся на нижних ступенях социальной иерархии, ценности и образ жизни господствующей группы. Таким образом, школы рассматриваются как органы управления, используемые элитой.

Что касается научных исследований и разработок, то конфликтологи утверждают, что  учебные заведения дают технические знания и управленческие навыки, необходимые для капиталистического производства. С этой точки зрения образование является частью производства. Оно не только воспроизводит существующие социальные структуры, но и способствует развитию ноу-хау, которое требуется капиталистам для прогресса экономики и приобретения преимуществ в конкурентной борьбе на мировых рынках.         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30460. Глава государства в зарубежных странах 16.16 KB
  Глава государства в зарубежных странах. Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Глава государства рассматривается как высшее должностное лицо считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере международных отношений. Обычно главой государства выступает либо выборный президент в республиках либо наследственный монарх.
30461. Правительство в зарубежных странах 15.82 KB
  В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами: парламентским право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.; внепарламентским право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент а избирательный корпус. Состав и структура правительства очень разнообразны и в ряде стран Великобритании никак не регулируются что позволяет каждому новому...
30462. Функции и структура судебной власти в зарубежных странах 15.31 KB
  Суды первой инстанции рассматривающие дела по существу: мировые судьи полицейские суды районные суды суды судебных округов и др. Суды второй инстанции особые апелляционные или высокие суды в странах тоталитарного социализма такого звена нет куда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции. Суды кассационной инстанции. Это либо вышестоящий суд либо верховные суды иногда официально называющиеся кассационными.
30463. Принципы судоустройства и судопроизводства в зарубежных странах 14.95 KB
  Ни один государственный орган должностное или иное лицо не вправе указывать суду как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции кассации проверка выполнения закона судом. К числу особых принципов в сфере уголовного процесса относятся: право обвиняемого на...
30464. Конституционная юстиция в зарубежных странах 14.95 KB
  Существует несколько моделей конституционного контроля. Европейская модель конституционного контроля получила самое широкое распространение после Второй мировой войны постоянно совершенствовалась и теперь она воспринимается на других континентах. Для обоснования конституционного контроля использовались три основных теории12. Впрочем сами конституции в странах с такого рода режимами можно считать таковыми лишь условно: никакого конституционного строя там разумеется быть не может.
30465. Формы политико-территориального устройства в зарубежных странах 15.18 KB
  Главное различие между обеими формами заключается в том что при унитарной форме территория государства состоит из политикоадминистративных или административных единиц тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государствоподобные образования или даже государства субъекты федерации. означает не что...
30466. Принципы распределения компетенции между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах 15.91 KB
  В первую очередь он механизм регулирует отношения равновесия на основе принципа разделения власти между всеми имеющимися центрами власти в государстве. С его помощью происходит реализация разграничения полномочий между ветвями власти без чего не может нормально функционировать не только федеративное государство но и любое другое. Вопервых разделение власти между центром и регионами имеет конституционноправовое обоснование. В случаях же возникновения коллизий между центром и регионами в отношении разделения власти...
30467. Статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии в зарубежных странах 14.96 KB
  Эти договоры не могут противоречить праву и интересам Союза а также правам других кантонов. С нижестоящими иностранными властями кантоны могут иметь дело непосредственно а в остальных случаях отношения кантонов с заграницей осуществляются через посредство Союза. В заключение следует отметить специфическую особенность трех кантонов Швейцарии это Аппенцелль Базель и Унтервальден которая заключается в том что каждый из них состоит из двух полукантонов а общекантональной власти там не существует. Каждый из полукантонов имеет свою...
30468. Основные модели организации публичной власти на местах в зарубежных странах 14.74 KB
  Для первых характерно избрание местной администрации местными представительными органами из своего состава причем нередко глава администрации мэр и т. но и главы местной администрации а также некоторых других должностных лиц исполнительной и судебной власти казначея прокурора мирового судьи вплоть до шерифа начальника полиции. Оно предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции охватывающей вопросы местного значения; гарантированной конституцией и законом самостоятельности па отношению к государственной власти в...