99384

Социология культуры

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Культура» концептуально может отличаться от «общества», но между этими понятиями существует тесная связь, так как все общества объединяет то, что их члены подчиняются четкой системе социальных отношений, построенной в согласии с конкретной культурой. Ни одна культура не смогла бы существовать без культуры.

Русский

2016-09-12

23.63 KB

0 чел.

Социология культуры

1.Сущность культуры. Компоненты культуры.

2.Виды культуры. Понятие субкультуры и контркультуры.

1.Понятие культуры относится к числу наиболее часто используемых в социологии. Культура – это общественный уклад, которому подчиняются отдельные члены общества или социальные группы данного социума. Сюда входят: манера одеваться; свадебные обряды; религиозные церемонии; способы ведения проведения досуга.

«Культура» концептуально может отличаться от «общества», но между этими понятиями существует тесная связь, так как все общества объединяет то, что их члены подчиняются четкой системе социальных отношений, построенной в согласии с конкретной культурой. Ни одна культура не смогла бы существовать без культуры. Но, с другой стороны, ни одно общество не может существовать без культуры. Не будь культуры мы не стали бы «людьми» в общепринятом смысле слова. Мы не имели бы ни языка для выражения своих мыслей, а наша способность рассуждать и мыслить оказались бы до крайности ограниченными.

Таким образом, культура – это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи с материальными объектами, используемыми как орудийная часть этого поведения. Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям.

Культурные различия в человеческом обществе обусловлены существованием разных типов социума. Фундаментальными для любой культуры являются представления о том, что должно считаться важным, стоящим и желательным. Эти абстрактные идеи, или ценности, помогают человеку направлять свою жизнь в нужное русло и придавать ей смысл. Таким образом, ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительного того, что желательно, правильно и полезно. Например, моногамия (семейный уклад, при котором партнеры сохраняют верность друг другу) может служить примером ценности. Нормы – это правила  поведения, которые отражают или воплощают в себе ценности конкретной культуры. Ценности и нормы во многом определяют образ общественной жизни и манеру поведения данной культуры. Например, в тех культурах, где высоко ценится образование, культурные нормы будут поощрять студентов прилагать максимум усилий в учебе, а родители – вкладывать средства в образование своих детей.

Ценности и нормы, присущие различным культурам, могут существенно отличаться друг от друга. Некоторые культуры превыше всего ценят индивидуализм, тогда как для представителей других – нужды общества.

Даже внутри социума или сообщества ценности могут иметь диаметрально противоположный характер. Например, там, где некоторые гонятся за материальным комфортом и социальным успехом, другие же могут превыше всего ставить жизнь в простоте и спокойствии.

Культурные ценности и нормы часто изменяются с течением времени. Многие общественные нормы, которые кажутся нам совершенно естественными, как, например добрачные сексуальные отношения или гражданский брак – были широко порицаемы еще каких-нибудь несколько десятилетий назад. Те ценности, на которых держалась личная жизнь человека, претерпевали медленные последовательные изменения в течении многих лет.

Имеют место и такие культурные ценности и нормы, которые внедряются в общество искусственно? Например, в  январе 2000 года комиссия при правительстве Японии опубликовала отчет, где были перечислены задачи, стоящие перед страной в 21 веке. В условиях экономической рецессии, роста преступности и безработицы премьер-министром Японии была создана комиссия, которая должна была в общих чертах указать национальные приоритеты на ближайшие несколько лет. Основные выводы комиссии вызвали удивление у большинства рядовых японцев: японским гражданам предлагалось частично отказаться от традиционных ценностей, если они хотят помочь своей стране в борьбе с социальными язвами. Члены комиссии призвали правительство принять меры по снижению уровня «однообразия и излишней согласованности» в обществе. Они указали на наиболее характерные явления в жизни Японии, отражающие эти тенденции: все японские школьники носят одинаковую темно-синюю форму, которая лишает своего хозяина индивидуальности; а клерки не уходят с работы раньше времени (даже в тех случаях, когда вся работа выполнена), следуя негласному правилу. Эти ценности, по мнению членов комиссии, мешают гражданам Японии в полной мере принять постулаты индивидуализма, которые в недалеком будущем будут задавать тон общественной жизни. Культурные ценности глубоко укореняются в национальном сознании, и пока трудно сказать, сможет ли указ правительства изменить многовековые японские традиции, порождающие однообразие и самоуничижение в их среде.

Нормы помогают нам ориентировать свое поведение по отношению к другим людям. Они позволяют осуществлять действия таким образом, чтобы они не шли в разрез с действиями других. Нормы становятся стандартами, с помощью которых индивиды оценивают действия друг друга и вознаграждают или порицают различные виды поведения. Некоторым нормам, называемым «нравами», люди придают очень большое значение, строго наказывая нарушителей. Другие нормы, называемые «обычаями», рассматриваются как менее значимыми и соблюдают их не столь ревностно.

Обычай – нормы, которые люди не считают очень важными и соблюдают их не так строго. Обычаи относятся к привычным и обыденным условностям, которых мы придерживаемся в повседневной деятельности. Мы умываемся, чистим зубы, причесываемся, машем рукой в знак приветствия и т.д. Людей, которые нарушают условности, мы рассматриваем их поведения «странными».

Нравы – это традиционные стандартные предписания, которые регулируя поведение отдельных индивидов, поддерживают существование социальной группы в целом. Убийство, кражи, угон и т.д. встречают в цивилизованных странах резкое неприятие и строго называются. Нравственность рассматривается как существенный элемент для обеспечения благосостояния и жизненности общества. Нравственности придаются важное значение, и те, кто ее нарушает считаются безнравственными и порочными. Поэтому наказание нарушителей нравственных норм общества весьма сурово: их могут заключать в тюрьму, изгнать, подвергнуть пыткам и даже казнить.

Нравы общества являются важным источником законов. Законы – это правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией, пользующейся правом применять силу. Законы являются обычно результатом осмысления, целенаправленного планирования и официальной декларации. Они могут быть изменены быстрее, чем обычаи и нравы.

2. Культуры отличаются друг от друга не только своими традициями, но и манерой поведения своих представителей. Многие формы поведения, имеющие мало общего между собой и часто неприемлемые за рамками определенной культуры, жители западных стран могут счесть просто «ненормальными». Например, дети в возрасте 12-13 лет для современного западного общества считаются еще слишком маленькими для вступления в брак – тогда как в некоторых культурах столь ранние браки считаются самым обычным делом. На Западе люди едят устриц, но не употребляют в пищу мясо собак, которое считается деликатесом в других странах мира.

Универсальные культуры

Хотя культура представляет ориентиры повседневной жизни и эти ориентиры у разных обществ часто различны, но есть компоненты культуры, которые имеют место во всех обществах, то есть мы говорим о культурных универсалиях. Что это за явление? Культурные универсалии – это типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.

Такие общие компоненты культуры на самом деле существуют и причину найти несложно. Все люди сталкиваются с проблемами, во многом одинаковыми. Они должны обеспечивать себе средства к существованию, готовить детей к жизни в обществе, справляться с невзгодами, иметь дело с людьми, отклоняющимися от нормы, устраивать свою семейную жизнь и т.д.

Джордж Питер Мердок и его коллеги в Йельском университете разработали классификацию компонентов культуры, имеющих универсальное применение. Всего в ней содержится 88 общих поведенческих категорий, присутствующих во всех культурах, в том числе «поиск пропитаний», «место обитания», «одежда», «имущество», «поездки и  перевозки», «родственные связи», «политическое поведение», «свадьба», «похороны» и т.д. Эти 88 универсалии подразделяются на дополнительные категории. Например, «похоронные обряды» всегда включают в себя выражение скорби, средства для погребения покойника и ритуалы для определения отношений между умершими и живыми.     

Этноцентризм.

Обычаи, присущие обществу, настолько глубоко укореняются в нашем сознании, что кажутся второй натурой. Кроме того, трудно представить себе другой жизненный уклад. Антрополог Ральф Линтон писал: «В течение большой части своей истории человек лишь смутно осознавал наличие культуры, и то благодаря различиям в обычаях своего общества и общества других, с которыми он случайно сталкивался».

Поэтому неудивительно, что о поведении других групп мы судим исходя из норм собственной культуры. Самнер описывал эту точку зрения как позицию, «при которой собственная группа рассматривается как центр мироздания, а все прочее оцениваются как имеющие к ней определенное отношение». Это явление и есть проявление этноцентризма. Этноцентризм – это тенденция судить о поведении других по стандартам собственной культуры.

Именно проявление этноцентризма побудил китайского императора Чень Луна отправить английскому королю Георгу III (1738-1820 гг.) следующее послание в ответ на предложение последнего установить между обеими народами торговые связи: «Наша Небесная империя обладает всем в изобилии и не имеет недостатка в продукции в пределах своих границ. Поэтому нет необходимости ввозить изделия варваров из-за рубежа в обмен на нашу собственную продукцию. Однако поскольку без чая, шелка и фарфора, которые производятся в небесной империи европейские нации и Ваша страна обойтись не могут, мы разрешили в знак расположения снабжать иностранные торговые дома и таким образом, дать Вашей стране возможность воспользоваться нашей добротой… Как может лично убедиться Ваш посол, у нас есть все. Для меня не представляют ценности необычные или хитроумные приспособления, и я не нуждаюсь в товарах Вашей страны… Я не забываю об одиночестве и удаленности Вашего острова, отрезанного от остального мира морскими просторами, и не обращаю внимание на простительное незнание обычаев Небесной империи. В связи с этим я приказал своему министру просветить Вашего посла по этому предмету.

Проявление этноцентризма можно обнаружить в семьях, нациях, бизнесе, церквях, политических партиях и т.д. Сознание принадлежности к «лучшим» служит своего рода социальным клеем, связывающим людей. Чувство групповой гордости способствует росту солидарности и стабильности, однако в то же время эти чувства порождают межгрупповые конфликты.

Таким образом, социологи всегда должны стремиться к тому, чтобы не впадать в этноцентризм и не судить о других культурах с позиции своей собственной.

Культурный релятивизм.

Этноцентризм препятствует научному исследованию культуры. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в контексте собственных ценностей, убеждений и мотивов. Вместо этого мы должны рассматривать их поведение в свете присущих им ценностей, убеждений и мотивов. При таком подходе, который носит название «культурный релятивизм» поведение народа рассматривается с позиции его собственной культуры. Культурный релятивизм – не имеющих оценочных суждений (нейтральный) подход, при котором поведение людей рассматривается с позиции их собственной культуры.

Вставая на позиции культурного релятивизма, мы сталкиваемся с неопределенностью и целым рядом трудноразрешимых задач. Пусть нам даже не удалось абстрагироваться и смотреть на все происходящее с позиций носителя других культурных ценностей, - но как быть с необходимостью решить вопрос о том, что подразумевает ли культурный релятивизм, что законны все существующие обычаи и традиции? Например, некоторые традиции у инуитских народностей.

Таким образом, с точки зрения культурного релятивизма неважно является определенный обычай нравственным или нет, значение имеет та роль, которую он играет в жизни народа.        

Субкультуры и контркультуры

Разнообразие культур можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций. Эти особые образцы культуры называются субкультурой. Субкультура – система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведений, разделяемых группой, члены которой принимают участие в основной культуре общества, разделяя друг с другом ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Под него подходит широкий спектр человеческой деятельности: это и хиппи, ценители готики, футбольные фанаты и т.д.

Молодежная культура – еще один пример субкультуры. Модели молодежной культуры проявляются в увлечениях компьютерной техникой, звездами эстрады, прически и т.д.

Иногда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходит в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и образом жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультура – это субкультура (норма, ценности и образ жизни), которая находится в противоречие с нормами и правилами поведения более крупного общества. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Так, молодые люди подвергли сомнению легитимность власти, отвергли этику упорного труда, предались наркотикам. К контркультуре относятся и преступные шайки, сатанинские культы, секты, экстремисты.

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13222. Микола ІІ (1894–1917) 17.96 KB
  Микола ІІ 1894–-1917 Микола ІІ як і його батько вважав що самодержавство є правлінням незалежним та повноправним основою Держави Російської; він був противником ліберальних поглядів введення значних демократичних свобод в Росії. Останній цар був добрим чоловіком та бат
13223. Росія у 90-х рр. ХХ – на початку ХХІ ст. 35.72 KB
  Росія у 90х рр. ХХ – на початку ХХІ ст. Події початку 90х рр. ХХ ст. для державотворення Росії: – Декларація про державний суверенітет від 12 червня 1990 р.; укладення 31 березня 1991 р. Федеративного договору між Центром і суб'єктами федерації крім Татарстану й Чечні;
13224. ОРГАНІЗМИ І СОЛОНІСТЬ ВОДИ 386 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 1 ОРГАНІЗМИ І СОЛОНІСТЬ ВОДИ Мета: Ознайомитись з представниками стеногалінних та евригалінних організмів. Контрольні запитання Як поділяються природні води за складом солей Дати визначення стеногалінним організмам
13225. РОЛЬ ТЕМПЕРАТУРИ В ЖИТТІ ГІДРОБІОНТІВ 2.2 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 2 РОЛЬ ТЕМПЕРАТУРИ В ЖИТТІ ГІДРОБІОНТІВ Мета: ознайомитись з температурним діапазоном водних організмів та їхнім пристосуванням до температури; з явищем цикломорфозу. Контрольні запитання Назвати температурні області Світового...
13226. РОЛЬ ОСВІТЛЕННЯ В ЖИТТІ ГІДРОБІОНТІВ 557.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 3 РОЛЬ ОСВІТЛЕННЯ В ЖИТТІ ГІДРОБІОНТІВ Мета: ознайомитися з характеристиками сонячної радіації та її екологічними складовим; з будовою органів світіння. З’ясувати роль світла в житті гідробіонтів. Контрольні запитання Характерис...
13227. ПЛАНКТОН. Занурення планктонних організмів 1.15 MB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 4 ПЛАНКТОН Мета: Ознайомитись з організмами планктону та з органами руху планктонних організмів з їх пристосуваннями у воді в завислому стані. Закріпити знання студентів із зоології безхребетних про морфологічні особливості будови представ...
13228. Ознайомитися з організмами бентосу 991 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 5 БЕНТОС Мета: Ознайомитися з організмами бентосу; закріпити здобуті знання із зоології безхребетних про морфологічні особливості будови та екології поширення представників бентосних організмів. Контрольні запитання Які організм
13229. НЕЙСТОН І ПЕРИФІТОН 521 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 6 НЕЙСТОН І ПЕРИФІТОН Мета: Ознайомитись з особливостями будови та способом життя організмів нейстону і перифітону. Контрольні запитання Дати визначення поняття нейстон. Які умови необхідні для розвитку нейстону Які є два ви...
13230. МЕТОДИКА ПРОЕКТУВАННЯ ПРОСТИХ РЕЛЯЦІЙНИХ БАЗ ДАНИХ 1018 KB
  МЕТОДИКА ПРОЕКТУВАННЯ ПРОСТИХ РЕЛЯЦІЙНИХ БАЗ ДАНИХ За матеріалами книги Glenn A. Jackson Relational Database Design With Microcomputer Applications У 1965 р. зявилися перші результати в області управління базами даних роботи Чарльза Бахмана. З тієї пори технології баз даних пройшли ве