99384

Социология культуры

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Культура» концептуально может отличаться от «общества», но между этими понятиями существует тесная связь, так как все общества объединяет то, что их члены подчиняются четкой системе социальных отношений, построенной в согласии с конкретной культурой. Ни одна культура не смогла бы существовать без культуры.

Русский

2016-09-12

23.63 KB

0 чел.

Социология культуры

1.Сущность культуры. Компоненты культуры.

2.Виды культуры. Понятие субкультуры и контркультуры.

1.Понятие культуры относится к числу наиболее часто используемых в социологии. Культура – это общественный уклад, которому подчиняются отдельные члены общества или социальные группы данного социума. Сюда входят: манера одеваться; свадебные обряды; религиозные церемонии; способы ведения проведения досуга.

«Культура» концептуально может отличаться от «общества», но между этими понятиями существует тесная связь, так как все общества объединяет то, что их члены подчиняются четкой системе социальных отношений, построенной в согласии с конкретной культурой. Ни одна культура не смогла бы существовать без культуры. Но, с другой стороны, ни одно общество не может существовать без культуры. Не будь культуры мы не стали бы «людьми» в общепринятом смысле слова. Мы не имели бы ни языка для выражения своих мыслей, а наша способность рассуждать и мыслить оказались бы до крайности ограниченными.

Таким образом, культура – это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной связи с материальными объектами, используемыми как орудийная часть этого поведения. Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям.

Культурные различия в человеческом обществе обусловлены существованием разных типов социума. Фундаментальными для любой культуры являются представления о том, что должно считаться важным, стоящим и желательным. Эти абстрактные идеи, или ценности, помогают человеку направлять свою жизнь в нужное русло и придавать ей смысл. Таким образом, ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительного того, что желательно, правильно и полезно. Например, моногамия (семейный уклад, при котором партнеры сохраняют верность друг другу) может служить примером ценности. Нормы – это правила  поведения, которые отражают или воплощают в себе ценности конкретной культуры. Ценности и нормы во многом определяют образ общественной жизни и манеру поведения данной культуры. Например, в тех культурах, где высоко ценится образование, культурные нормы будут поощрять студентов прилагать максимум усилий в учебе, а родители – вкладывать средства в образование своих детей.

Ценности и нормы, присущие различным культурам, могут существенно отличаться друг от друга. Некоторые культуры превыше всего ценят индивидуализм, тогда как для представителей других – нужды общества.

Даже внутри социума или сообщества ценности могут иметь диаметрально противоположный характер. Например, там, где некоторые гонятся за материальным комфортом и социальным успехом, другие же могут превыше всего ставить жизнь в простоте и спокойствии.

Культурные ценности и нормы часто изменяются с течением времени. Многие общественные нормы, которые кажутся нам совершенно естественными, как, например добрачные сексуальные отношения или гражданский брак – были широко порицаемы еще каких-нибудь несколько десятилетий назад. Те ценности, на которых держалась личная жизнь человека, претерпевали медленные последовательные изменения в течении многих лет.

Имеют место и такие культурные ценности и нормы, которые внедряются в общество искусственно? Например, в  январе 2000 года комиссия при правительстве Японии опубликовала отчет, где были перечислены задачи, стоящие перед страной в 21 веке. В условиях экономической рецессии, роста преступности и безработицы премьер-министром Японии была создана комиссия, которая должна была в общих чертах указать национальные приоритеты на ближайшие несколько лет. Основные выводы комиссии вызвали удивление у большинства рядовых японцев: японским гражданам предлагалось частично отказаться от традиционных ценностей, если они хотят помочь своей стране в борьбе с социальными язвами. Члены комиссии призвали правительство принять меры по снижению уровня «однообразия и излишней согласованности» в обществе. Они указали на наиболее характерные явления в жизни Японии, отражающие эти тенденции: все японские школьники носят одинаковую темно-синюю форму, которая лишает своего хозяина индивидуальности; а клерки не уходят с работы раньше времени (даже в тех случаях, когда вся работа выполнена), следуя негласному правилу. Эти ценности, по мнению членов комиссии, мешают гражданам Японии в полной мере принять постулаты индивидуализма, которые в недалеком будущем будут задавать тон общественной жизни. Культурные ценности глубоко укореняются в национальном сознании, и пока трудно сказать, сможет ли указ правительства изменить многовековые японские традиции, порождающие однообразие и самоуничижение в их среде.

Нормы помогают нам ориентировать свое поведение по отношению к другим людям. Они позволяют осуществлять действия таким образом, чтобы они не шли в разрез с действиями других. Нормы становятся стандартами, с помощью которых индивиды оценивают действия друг друга и вознаграждают или порицают различные виды поведения. Некоторым нормам, называемым «нравами», люди придают очень большое значение, строго наказывая нарушителей. Другие нормы, называемые «обычаями», рассматриваются как менее значимыми и соблюдают их не столь ревностно.

Обычай – нормы, которые люди не считают очень важными и соблюдают их не так строго. Обычаи относятся к привычным и обыденным условностям, которых мы придерживаемся в повседневной деятельности. Мы умываемся, чистим зубы, причесываемся, машем рукой в знак приветствия и т.д. Людей, которые нарушают условности, мы рассматриваем их поведения «странными».

Нравы – это традиционные стандартные предписания, которые регулируя поведение отдельных индивидов, поддерживают существование социальной группы в целом. Убийство, кражи, угон и т.д. встречают в цивилизованных странах резкое неприятие и строго называются. Нравственность рассматривается как существенный элемент для обеспечения благосостояния и жизненности общества. Нравственности придаются важное значение, и те, кто ее нарушает считаются безнравственными и порочными. Поэтому наказание нарушителей нравственных норм общества весьма сурово: их могут заключать в тюрьму, изгнать, подвергнуть пыткам и даже казнить.

Нравы общества являются важным источником законов. Законы – это правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией, пользующейся правом применять силу. Законы являются обычно результатом осмысления, целенаправленного планирования и официальной декларации. Они могут быть изменены быстрее, чем обычаи и нравы.

2. Культуры отличаются друг от друга не только своими традициями, но и манерой поведения своих представителей. Многие формы поведения, имеющие мало общего между собой и часто неприемлемые за рамками определенной культуры, жители западных стран могут счесть просто «ненормальными». Например, дети в возрасте 12-13 лет для современного западного общества считаются еще слишком маленькими для вступления в брак – тогда как в некоторых культурах столь ранние браки считаются самым обычным делом. На Западе люди едят устриц, но не употребляют в пищу мясо собак, которое считается деликатесом в других странах мира.

Универсальные культуры

Хотя культура представляет ориентиры повседневной жизни и эти ориентиры у разных обществ часто различны, но есть компоненты культуры, которые имеют место во всех обществах, то есть мы говорим о культурных универсалиях. Что это за явление? Культурные универсалии – это типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые проявляются во всех известных обществах.

Такие общие компоненты культуры на самом деле существуют и причину найти несложно. Все люди сталкиваются с проблемами, во многом одинаковыми. Они должны обеспечивать себе средства к существованию, готовить детей к жизни в обществе, справляться с невзгодами, иметь дело с людьми, отклоняющимися от нормы, устраивать свою семейную жизнь и т.д.

Джордж Питер Мердок и его коллеги в Йельском университете разработали классификацию компонентов культуры, имеющих универсальное применение. Всего в ней содержится 88 общих поведенческих категорий, присутствующих во всех культурах, в том числе «поиск пропитаний», «место обитания», «одежда», «имущество», «поездки и  перевозки», «родственные связи», «политическое поведение», «свадьба», «похороны» и т.д. Эти 88 универсалии подразделяются на дополнительные категории. Например, «похоронные обряды» всегда включают в себя выражение скорби, средства для погребения покойника и ритуалы для определения отношений между умершими и живыми.     

Этноцентризм.

Обычаи, присущие обществу, настолько глубоко укореняются в нашем сознании, что кажутся второй натурой. Кроме того, трудно представить себе другой жизненный уклад. Антрополог Ральф Линтон писал: «В течение большой части своей истории человек лишь смутно осознавал наличие культуры, и то благодаря различиям в обычаях своего общества и общества других, с которыми он случайно сталкивался».

Поэтому неудивительно, что о поведении других групп мы судим исходя из норм собственной культуры. Самнер описывал эту точку зрения как позицию, «при которой собственная группа рассматривается как центр мироздания, а все прочее оцениваются как имеющие к ней определенное отношение». Это явление и есть проявление этноцентризма. Этноцентризм – это тенденция судить о поведении других по стандартам собственной культуры.

Именно проявление этноцентризма побудил китайского императора Чень Луна отправить английскому королю Георгу III (1738-1820 гг.) следующее послание в ответ на предложение последнего установить между обеими народами торговые связи: «Наша Небесная империя обладает всем в изобилии и не имеет недостатка в продукции в пределах своих границ. Поэтому нет необходимости ввозить изделия варваров из-за рубежа в обмен на нашу собственную продукцию. Однако поскольку без чая, шелка и фарфора, которые производятся в небесной империи европейские нации и Ваша страна обойтись не могут, мы разрешили в знак расположения снабжать иностранные торговые дома и таким образом, дать Вашей стране возможность воспользоваться нашей добротой… Как может лично убедиться Ваш посол, у нас есть все. Для меня не представляют ценности необычные или хитроумные приспособления, и я не нуждаюсь в товарах Вашей страны… Я не забываю об одиночестве и удаленности Вашего острова, отрезанного от остального мира морскими просторами, и не обращаю внимание на простительное незнание обычаев Небесной империи. В связи с этим я приказал своему министру просветить Вашего посла по этому предмету.

Проявление этноцентризма можно обнаружить в семьях, нациях, бизнесе, церквях, политических партиях и т.д. Сознание принадлежности к «лучшим» служит своего рода социальным клеем, связывающим людей. Чувство групповой гордости способствует росту солидарности и стабильности, однако в то же время эти чувства порождают межгрупповые конфликты.

Таким образом, социологи всегда должны стремиться к тому, чтобы не впадать в этноцентризм и не судить о других культурах с позиции своей собственной.

Культурный релятивизм.

Этноцентризм препятствует научному исследованию культуры. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в контексте собственных ценностей, убеждений и мотивов. Вместо этого мы должны рассматривать их поведение в свете присущих им ценностей, убеждений и мотивов. При таком подходе, который носит название «культурный релятивизм» поведение народа рассматривается с позиции его собственной культуры. Культурный релятивизм – не имеющих оценочных суждений (нейтральный) подход, при котором поведение людей рассматривается с позиции их собственной культуры.

Вставая на позиции культурного релятивизма, мы сталкиваемся с неопределенностью и целым рядом трудноразрешимых задач. Пусть нам даже не удалось абстрагироваться и смотреть на все происходящее с позиций носителя других культурных ценностей, - но как быть с необходимостью решить вопрос о том, что подразумевает ли культурный релятивизм, что законны все существующие обычаи и традиции? Например, некоторые традиции у инуитских народностей.

Таким образом, с точки зрения культурного релятивизма неважно является определенный обычай нравственным или нет, значение имеет та роль, которую он играет в жизни народа.        

Субкультуры и контркультуры

Разнообразие культур можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций. Эти особые образцы культуры называются субкультурой. Субкультура – система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведений, разделяемых группой, члены которой принимают участие в основной культуре общества, разделяя друг с другом ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Под него подходит широкий спектр человеческой деятельности: это и хиппи, ценители готики, футбольные фанаты и т.д.

Молодежная культура – еще один пример субкультуры. Модели молодежной культуры проявляются в увлечениях компьютерной техникой, звездами эстрады, прически и т.д.

Иногда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходит в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и образом жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультура – это субкультура (норма, ценности и образ жизни), которая находится в противоречие с нормами и правилами поведения более крупного общества. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Так, молодые люди подвергли сомнению легитимность власти, отвергли этику упорного труда, предались наркотикам. К контркультуре относятся и преступные шайки, сатанинские культы, секты, экстремисты.

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76518. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка 26 KB
  Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка. УЧЕБНИК: Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры взаимосвязи языка и истории народа национальнокультурной специфики русского языка владение нормами русского речевого этикета культурой межнационального общения. Быстрова:Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к культуроносной кумулятивной функции языка к обучению языку как средству приобщения к...
76519. Методы исследования в методике русского языка 26 KB
  Эксперимент: 1 поисковый ориентирующий эксперимент выявление проблемных зон в процессе обучения определенному предмету разделу теме; 2 констатирующий эксперимент экспериментальный срез проводящийся для подтверждения определенной гипотезы посредством тестирования и анкетирования; 3 обучающий эксперимент процесс обучения определенной группы учащихся по какойлибо новой методике программе учебному пособию и т.; 4 корректирующий эксперимент устранение недостатков выявленных в процессе обучающего эксперимента; 5 контрольный...
76520. Принципы обучения (общедидактические) 42 KB
  Прочность усвоения знаний достигается логикой построения изучаемого материала системой упражнений требующих не автоматического а творческого и сознательного перенесения полученных знаний специальными методами на этапе усвоения материала а также постоянным повторением материала уже после изучения раздела. Наглядность это использование специальных средств для опоры на различные анализаторы при восприятии и усвоении материала. Наглядность служит для того чтобы вопервых облегчить понимание материала и вовторых задействовать как можно...
76521. Принципы методики преподавания русского языка 26 KB
  Практически во всех разделах изучаются значимые единицы морфемы слова предложения. В морфемике необходимо учитывать что морфемы являются минимальными значимыми частями слова и что поэтому морфемный разбор не может быть проведен механически на глазок. При изучении морфологии существенно то что разные значения одного и того же слова могут иметь разные морфологические характеристики например: слово лес в значении ‘совокупность деревьев’ имеет формы единственного и множественного числа а в значении ‘строительный материал’ формы только...
76522. Отбор теоретических понятий при изучении лексики и фразеологии 27 KB
  Цель формирование представлений о лексикофразеологической системе русского языка; знакомство со лексическим и нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса учащихся; Задачи: формирование основных лексических понятий знакомство с разными способами пополнения словарного запаса научить школьников определять роль лексических и фразеологических единиц речи сформировать умение школьников использовать лексику и фразеологизмы в соответствии с лексич значением научить пользоваться разными видами словарей В начальной школе...
76523. Отбор теоретических понятий при изучении морфологии 29.5 KB
  В школьной практике изучается морфология на синт основе то есть главное внимание уделяется условию и характеру употребления словоформ в разных стилях и жанрах речи формированию умения школьников целесообразно использовать слова разных частей речи в построении связанного высказывания. Все словоформы русского языка систематизированы и объединены в части речи которые в школе рассматриваются с точки зрения структурно семантического принципа значения формы и функции слова. Цели: формирование понятия морф система русского языка обогащение...
76524. Отбор теоретических понятий при изучении синтаксиса 30.5 KB
  ИНТЕРНЕТ Рассмотрение синтаксической единицы – предложения начинается в 1 классе Обеспечить усвоение учащимися знаний о строе русского языка на основе сознательного восприятия ими системы синтаксических понятий и правил ; Разграничение в научном синтаксисе словосочетания и предложения способствовало выделению существенных признаков качественно различных единиц языка более глубокому постижению специфики каждой из них. Синтаксис предложения рассматривает коммуникативную единицу языка служащую средством формирования выражения и сообщения...
76525. Основные теоретические понятия методики обучения стилистике 25.5 KB
  Выделяют пять стилей из них четыре книжных: научный официальноделовой публицистический художественный и разговорный стиль. Научный стиль Научный стиль один из книжных стилей который используется в научных трудах учебниках и учебных пособиях устных выступлениях на научные темы. В научном стиле можно выделить следующие разновидности: 1 собственно научный стиль. 2 научнопопулярный стиль который присущ текстам предназначенным для популяризации научных знаний.
76526. Виды речевых ошибок: методика работы по их предупреждению и исправлению 29 KB
  Употребление слов в несвойственных им значениях. Повторение однокоренных слов в одном предложении тавтология: Писатель ярко описывает события того дня. Речевая недостаточность возникает в случае когда пропущено нужное слово. Употребление лишних слов.