99386

Организация охраны окружающей среды и заповедного дела в Республике Беларусь

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Центральным органам государственного управления по вопросам охраны природы в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Парламент Республики Беларусь определяет государственную политику осуществляет межгосударственное сотрудничество разрабатывает и принимает законы определяет последовательность организации и работы органов государственной власти и управления в области использования и охраны окружающей среды...

Русский

2016-09-12

36 KB

0 чел.

Тема 10 Организация охраны окружающей среды и заповедного дела в Республике Беларусь

Система контроля в области охраны окружающей среды состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.

Центральным органам государственного управления по вопросам охраны природы в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Парламент Республики Беларусь определяет государственную политику, осуществляет межгосударственное сотрудничество, разрабатывает и принимает законы, определяет последовательность организации и работы органов государственной власти и управления в области использования и охраны окружающей среды. Он рассматривает и утверждает экологическую программу, объявляет территории зонами экологического бедствия, утверждает границы объектов природно-заповедного фонда республиканского значения и санкционирует их изменение.

Совет Министров страны осуществляет реализацию экологической политики; обеспечивает разработку и реализацию государственной экологической программы; координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов, которые зажимаются охраной окружающей среды; определяет порядок учета, оценки природных ресурсов, а также порядок ведения кадастров природных ресурсов; утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; организует систему экологического воспитания и обучения граждан.

Государственные службы по экологии и их подразделения осуществляют контроль за исполнением норм экологической безопасности, использованием и охраной недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного миров; утверждают совместно с органами санитарного надзора нормативы качества окружающей среды, участвуют в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов; осуществляют учет и оценку природных ресурсов, ведение государственных кадастров водных ресурсов, торфяного фонда, животного мира, организацию мониторинга; ведут Красную книгу, обеспечивают население необходимой экологической информацией; осуществляют на соответствующем уровне международное сотрудничество в области охраны природы; составляют протоколы и рассматривают дела о правонарушениях в области охраны природы и использовании природных ресурсов.

Местные исполнительные комитеты координируют работу экологических служб предприятий, организаций, принимают решения о запрещении работы юридических лиц и отдельных производств, цехов, участков, которые находятся на их территории; организуют планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ. Имеются также общественные организации, которые сотрудничают с государственными. Созданы Белорусский экологический союз, Белорусское общество охраны природы и др. Таким образом, существует широкая система природоохранных органов, гражданских (общественных) организаций и структур.

Главной задачей национальной программы «Экология» на 1996—2000 гг., подготовленной экологической комиссией и Научным советом по проблемам биосферы НАН Республики Беларусь, является разработка механизма управления качеством окружающей природной среды с учетом социально-экономического развития на междисциплинарной основе с соблюдением следующих принципов и требований:

взаимосвязь локальных и региональных проблем;

устойчивость развития окружающей среды и человеческой деятельности на безопасность и снижение экологического риска.

По своему статусу природоохранные объекты и мероприятия на территории Республики Беларусь подразделяются на объекты регионального уровня, объекты и мероприятия бассейнового и внутрихозяйственного уровней. К природоохранным объектам регионального уровня относятся государственные заповедники, государственные национальные парки, заказники, курортные зоны и зоны отдыха республиканского значения, зеленые зоны крупных и больших городов.

К природоохранным объектам и мероприятиям бассейного уровня относятся природоохранные прибрежные полосы, водоохранные объекты и мероприятия (в пределах бассейна), ландшафтно-экологические ниши, миграционные коридоры и сезонные миграционные пути, разделительные полосы, зеленые зоны средних и малых городов и поселков городского типа, природоохранные зоны ж мероприятия в сельских населенных пунктах, зоны массового отдыха местного значения (пригородные), памятники природы, истории и культуры. К природоохранным объектам и мероприятиям внутрихозяйственного уровня относятся объекты и мероприятия по охране вод (в границах отдельных хозяйств — землепользователи), земель, растительности, животного мира, противопожарные объекты и мероприятия.

Традиционные проблемы природопользования и охраны окружающей среды осложнены реформированием систем хозяйствования, преобразованием форм собственности, правовых основ природопользования, его социально- экономической ориентированности. В этих условиях существенно возрастает роль управления рациональным природопользованием, регламентирующим отношения субъекта и объекта хозяйствования, человека и природы. Успех управления во многом определяется созданием научно обоснованной нормативной базы природопользования и охраны окружающей среды. Вкладом в создание нормативов планирования, проектирования и функционирования природоохранных объектов бассейнового уровня является «Положение об организации природоохранных объектов на водосборах рек Беларуси» (1994 г.).

При разработке Положения использовались материалы действующих нормативных документов природоохранного плана: «Правила охраны поверхностных вод» (типовые положения); «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения» (Сан ПиН № 4630-88);

«Руководство по определению расчетных концентраций минеральных органических веществ и пестицидов в дренажном и поверхностном стоке с мелиорируемых земель» (ВТР-Ы-30-81); «Временное положение о разработке природоохранных мероприятий регионального уровня при проектировании мелиоративных систем в Белорусской ССР»; «Методические указания по выявлению торфяных месторождений в качестве природоохранных объектов»;

«Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия и стронция в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-92)», а также действующие СНиП.

Контрольные вопросы:

  1. Какой орган является центральным в области охраны природы?
  2. Какова роль Совета Министров РБ в вопросах охраны природы?
  3. Какова роль местных исполнительных комитетов?
  4. Что является главной задачей программы «Экология»?
  5. Какие статусы природоохранных объектов и мероприятий бывают?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7495. Философские и религиозные учения Древней Индии 38.5 KB
  Философские и религиозные учения Древней Индии К концу II тыс. до н.э. на территорию Индии приходят с Севера, из Тибета кочевые племена ариев или арийцев. Они приносят культ поклонения животным, в частности корове, и приносят свою мифологию. Собрани...
7496. Философия Древней Греции. Космоцентризм древнегреческой философии 57.5 KB
  Философия Древней Греции. Космоцентризм древнегреческой философии Космоцентризм - это основной принцип древнегреческой философии т.к. главная проблема для философов: как устроен мир, каков мировой порядок. Одна из главных философских школ в Дре...
7497. Философия Средних Веков. Становление и развитие христианства 48.5 KB
  Философия Средних Веков. Становление и развитие христианства В средние века европейская философия теснейшим образом связана с христианством. К концу I тысячилетия до н.э. земля древнееврейских государств, Израиля и Иуде...
7498. Философия личности. Философские взгляды на личность 45.5 KB
  Философия личности Одним из первых представителей неклассической философии был немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788 г.г.). Его интересовала история Востока, восточные языки, философия Индии и Китая. Главное произведение...
7499. Философия науки 35 KB
  Философия науки Она выходит на первые места к началу XX в., потому что в XIX в. были сделаны фундаментальные открытия (Закон сохранения энергии, открытие клеточного строения живых организмов, эволюционная теория Дарвина, периодическая система ...
7500. Проект будівництва хлібопекарського заводу 1.07 MB
  Головною задачею проектування хлібопекарських підприємств є постійне підвищення технічного рівня хлібозаводів, забезпечення високої продуктивності і культури праці при найбільш ефективному використанні капітальних вкладень; утворення комплексно-механізованих хлібопекарських підприємств.
7501. Европейская философия нового времени 33 KB
  Европейская философия нового времени Европейская философия нового времени. Новое время - это период становления капиталистических отношений, период развития производства, требовавший развития науки и техники. Все это влияет на развитие философ...
7502. Истоки русской философии 48.5 KB
  Истоки русской философии Истоками возникновения философии на Руси можно считать: Славянскую мифологию Появление болгарской книжности т.е. появление славянской азбуки - кириллицы (IX век) Приход христианства на Русь и связанный...
7503. Философия эпохи возрождения 43 KB
  Философия эпохи возрождения Эпоха Возрождения обращается к античности, как к идеалу. В центре внимания оказывается человек, для этого этапа характерен антропоцентризм. Прежде всего, изменение отношения к человеку стало заметно в произведениях искусс...