99386

Организация охраны окружающей среды и заповедного дела в Республике Беларусь

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Центральным органам государственного управления по вопросам охраны природы в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Парламент Республики Беларусь определяет государственную политику осуществляет межгосударственное сотрудничество разрабатывает и принимает законы определяет последовательность организации и работы органов государственной власти и управления в области использования и охраны окружающей среды...

Русский

2016-09-12

36 KB

6 чел.

Тема 10 Организация охраны окружающей среды и заповедного дела в Республике Беларусь

Система контроля в области охраны окружающей среды состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.

Центральным органам государственного управления по вопросам охраны природы в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Парламент Республики Беларусь определяет государственную политику, осуществляет межгосударственное сотрудничество, разрабатывает и принимает законы, определяет последовательность организации и работы органов государственной власти и управления в области использования и охраны окружающей среды. Он рассматривает и утверждает экологическую программу, объявляет территории зонами экологического бедствия, утверждает границы объектов природно-заповедного фонда республиканского значения и санкционирует их изменение.

Совет Министров страны осуществляет реализацию экологической политики; обеспечивает разработку и реализацию государственной экологической программы; координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов, которые зажимаются охраной окружающей среды; определяет порядок учета, оценки природных ресурсов, а также порядок ведения кадастров природных ресурсов; утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; организует систему экологического воспитания и обучения граждан.

Государственные службы по экологии и их подразделения осуществляют контроль за исполнением норм экологической безопасности, использованием и охраной недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного миров; утверждают совместно с органами санитарного надзора нормативы качества окружающей среды, участвуют в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов; осуществляют учет и оценку природных ресурсов, ведение государственных кадастров водных ресурсов, торфяного фонда, животного мира, организацию мониторинга; ведут Красную книгу, обеспечивают население необходимой экологической информацией; осуществляют на соответствующем уровне международное сотрудничество в области охраны природы; составляют протоколы и рассматривают дела о правонарушениях в области охраны природы и использовании природных ресурсов.

Местные исполнительные комитеты координируют работу экологических служб предприятий, организаций, принимают решения о запрещении работы юридических лиц и отдельных производств, цехов, участков, которые находятся на их территории; организуют планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ. Имеются также общественные организации, которые сотрудничают с государственными. Созданы Белорусский экологический союз, Белорусское общество охраны природы и др. Таким образом, существует широкая система природоохранных органов, гражданских (общественных) организаций и структур.

Главной задачей национальной программы «Экология» на 1996—2000 гг., подготовленной экологической комиссией и Научным советом по проблемам биосферы НАН Республики Беларусь, является разработка механизма управления качеством окружающей природной среды с учетом социально-экономического развития на междисциплинарной основе с соблюдением следующих принципов и требований:

взаимосвязь локальных и региональных проблем;

устойчивость развития окружающей среды и человеческой деятельности на безопасность и снижение экологического риска.

По своему статусу природоохранные объекты и мероприятия на территории Республики Беларусь подразделяются на объекты регионального уровня, объекты и мероприятия бассейнового и внутрихозяйственного уровней. К природоохранным объектам регионального уровня относятся государственные заповедники, государственные национальные парки, заказники, курортные зоны и зоны отдыха республиканского значения, зеленые зоны крупных и больших городов.

К природоохранным объектам и мероприятиям бассейного уровня относятся природоохранные прибрежные полосы, водоохранные объекты и мероприятия (в пределах бассейна), ландшафтно-экологические ниши, миграционные коридоры и сезонные миграционные пути, разделительные полосы, зеленые зоны средних и малых городов и поселков городского типа, природоохранные зоны ж мероприятия в сельских населенных пунктах, зоны массового отдыха местного значения (пригородные), памятники природы, истории и культуры. К природоохранным объектам и мероприятиям внутрихозяйственного уровня относятся объекты и мероприятия по охране вод (в границах отдельных хозяйств — землепользователи), земель, растительности, животного мира, противопожарные объекты и мероприятия.

Традиционные проблемы природопользования и охраны окружающей среды осложнены реформированием систем хозяйствования, преобразованием форм собственности, правовых основ природопользования, его социально- экономической ориентированности. В этих условиях существенно возрастает роль управления рациональным природопользованием, регламентирующим отношения субъекта и объекта хозяйствования, человека и природы. Успех управления во многом определяется созданием научно обоснованной нормативной базы природопользования и охраны окружающей среды. Вкладом в создание нормативов планирования, проектирования и функционирования природоохранных объектов бассейнового уровня является «Положение об организации природоохранных объектов на водосборах рек Беларуси» (1994 г.).

При разработке Положения использовались материалы действующих нормативных документов природоохранного плана: «Правила охраны поверхностных вод» (типовые положения); «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения» (Сан ПиН № 4630-88);

«Руководство по определению расчетных концентраций минеральных органических веществ и пестицидов в дренажном и поверхностном стоке с мелиорируемых земель» (ВТР-Ы-30-81); «Временное положение о разработке природоохранных мероприятий регионального уровня при проектировании мелиоративных систем в Белорусской ССР»; «Методические указания по выявлению торфяных месторождений в качестве природоохранных объектов»;

«Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия и стронция в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-92)», а также действующие СНиП.

Контрольные вопросы:

  1. Какой орган является центральным в области охраны природы?
  2. Какова роль Совета Министров РБ в вопросах охраны природы?
  3. Какова роль местных исполнительных комитетов?
  4. Что является главной задачей программы «Экология»?
  5. Какие статусы природоохранных объектов и мероприятий бывают?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38304. Роль свободи в розвитку особистості 106 KB
  Вище сказане зумовлює актуальність проведеного мною дослідження на тему: Свобода основна умова розвитку особистості . Мета дослідження: з'ясувати ролі свободи у формуванні особистості та будуванні громадянського суспільства. Вікові та індивідуальні фактори становлення свободи особистості Демократизація суспільства а отже і освіти вимагають від психологопедагогічної науки пошуку нових шляхів якісного вдосконалення виховання підростаючої особистості.
38305. Земельне право 1.82 MB
  Земельне право самостійна галузь права представляє собою сукупність правових норм регулюючих: стосунки по використанню і охороні землі як природного ресурсу; умови і засоби виробництва в цілях організації раціонального використання і охорони землі; поліпшення і відтворення родючості ґрунтів; охорону прав і законних інтересів суб'єктів земельних стосунків. Таким своєрідним предметом земельного права є земельні правовідносини які мають наступні ознаки: поперше випливають із спеціальної правосуб'єктності суб'єктів земельного права із...
38307. Инвестирование. Сущность инвестиций 126.5 KB
  Инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций: инвестиции в физические активы; инвестиции в денежные активы; инвестиции в нематериальные незримые активы. Инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями а инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Различают: реальные финансовые и инновационные инвестиции.
38308. Банковское инвестирование и кредитирование 96.56 KB
  Инвесторы для получения кредита предоставляют в банк бизнесплан по реализации проекта 3. Вложения средств банком может осуществляться по разным схемам и на разных этапах реализации проекта 4. проекта то есть анализа техникоэкономического обоснования инвестиционного мероприятия предусмотренного проектом.
38310. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 4.37 MB
  Хронологический и страновой подходы к изложению материала позволили представить ведущие страны Древности Средневековья Нового и Новейшего времени и отразить основные особенности и тенденции в их экономическом развитии с выявлением факторов обусловивших это развитие. Это вынуждало людей либо увеличивать добычу полезных ископаемых и развивать промышленность внутри страны либо закупать вооружение у других государств. Большую роль в экономическом развитии страны играет социальный фактор социальное положение населения. Чем раньше народ...
38311. История экономической мысли, конспект лекций 2.96 MB
  Предмет истории экономической мысли. Предпосылки становления буржуазной экономической мысли. Экономические взгляды Пьера Буагильбера. Дальнейшее исследование противоречий экономики гражданского общества...