99386

Организация охраны окружающей среды и заповедного дела в Республике Беларусь

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Центральным органам государственного управления по вопросам охраны природы в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Парламент Республики Беларусь определяет государственную политику осуществляет межгосударственное сотрудничество разрабатывает и принимает законы определяет последовательность организации и работы органов государственной власти и управления в области использования и охраны окружающей среды...

Русский

2016-09-12

36 KB

6 чел.

Тема 10 Организация охраны окружающей среды и заповедного дела в Республике Беларусь

Система контроля в области охраны окружающей среды состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.

Центральным органам государственного управления по вопросам охраны природы в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Парламент Республики Беларусь определяет государственную политику, осуществляет межгосударственное сотрудничество, разрабатывает и принимает законы, определяет последовательность организации и работы органов государственной власти и управления в области использования и охраны окружающей среды. Он рассматривает и утверждает экологическую программу, объявляет территории зонами экологического бедствия, утверждает границы объектов природно-заповедного фонда республиканского значения и санкционирует их изменение.

Совет Министров страны осуществляет реализацию экологической политики; обеспечивает разработку и реализацию государственной экологической программы; координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов, которые зажимаются охраной окружающей среды; определяет порядок учета, оценки природных ресурсов, а также порядок ведения кадастров природных ресурсов; утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; организует систему экологического воспитания и обучения граждан.

Государственные службы по экологии и их подразделения осуществляют контроль за исполнением норм экологической безопасности, использованием и охраной недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного миров; утверждают совместно с органами санитарного надзора нормативы качества окружающей среды, участвуют в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов; осуществляют учет и оценку природных ресурсов, ведение государственных кадастров водных ресурсов, торфяного фонда, животного мира, организацию мониторинга; ведут Красную книгу, обеспечивают население необходимой экологической информацией; осуществляют на соответствующем уровне международное сотрудничество в области охраны природы; составляют протоколы и рассматривают дела о правонарушениях в области охраны природы и использовании природных ресурсов.

Местные исполнительные комитеты координируют работу экологических служб предприятий, организаций, принимают решения о запрещении работы юридических лиц и отдельных производств, цехов, участков, которые находятся на их территории; организуют планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ. Имеются также общественные организации, которые сотрудничают с государственными. Созданы Белорусский экологический союз, Белорусское общество охраны природы и др. Таким образом, существует широкая система природоохранных органов, гражданских (общественных) организаций и структур.

Главной задачей национальной программы «Экология» на 1996—2000 гг., подготовленной экологической комиссией и Научным советом по проблемам биосферы НАН Республики Беларусь, является разработка механизма управления качеством окружающей природной среды с учетом социально-экономического развития на междисциплинарной основе с соблюдением следующих принципов и требований:

взаимосвязь локальных и региональных проблем;

устойчивость развития окружающей среды и человеческой деятельности на безопасность и снижение экологического риска.

По своему статусу природоохранные объекты и мероприятия на территории Республики Беларусь подразделяются на объекты регионального уровня, объекты и мероприятия бассейнового и внутрихозяйственного уровней. К природоохранным объектам регионального уровня относятся государственные заповедники, государственные национальные парки, заказники, курортные зоны и зоны отдыха республиканского значения, зеленые зоны крупных и больших городов.

К природоохранным объектам и мероприятиям бассейного уровня относятся природоохранные прибрежные полосы, водоохранные объекты и мероприятия (в пределах бассейна), ландшафтно-экологические ниши, миграционные коридоры и сезонные миграционные пути, разделительные полосы, зеленые зоны средних и малых городов и поселков городского типа, природоохранные зоны ж мероприятия в сельских населенных пунктах, зоны массового отдыха местного значения (пригородные), памятники природы, истории и культуры. К природоохранным объектам и мероприятиям внутрихозяйственного уровня относятся объекты и мероприятия по охране вод (в границах отдельных хозяйств — землепользователи), земель, растительности, животного мира, противопожарные объекты и мероприятия.

Традиционные проблемы природопользования и охраны окружающей среды осложнены реформированием систем хозяйствования, преобразованием форм собственности, правовых основ природопользования, его социально- экономической ориентированности. В этих условиях существенно возрастает роль управления рациональным природопользованием, регламентирующим отношения субъекта и объекта хозяйствования, человека и природы. Успех управления во многом определяется созданием научно обоснованной нормативной базы природопользования и охраны окружающей среды. Вкладом в создание нормативов планирования, проектирования и функционирования природоохранных объектов бассейнового уровня является «Положение об организации природоохранных объектов на водосборах рек Беларуси» (1994 г.).

При разработке Положения использовались материалы действующих нормативных документов природоохранного плана: «Правила охраны поверхностных вод» (типовые положения); «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения» (Сан ПиН № 4630-88);

«Руководство по определению расчетных концентраций минеральных органических веществ и пестицидов в дренажном и поверхностном стоке с мелиорируемых земель» (ВТР-Ы-30-81); «Временное положение о разработке природоохранных мероприятий регионального уровня при проектировании мелиоративных систем в Белорусской ССР»; «Методические указания по выявлению торфяных месторождений в качестве природоохранных объектов»;

«Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия и стронция в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-92)», а также действующие СНиП.

Контрольные вопросы:

  1. Какой орган является центральным в области охраны природы?
  2. Какова роль Совета Министров РБ в вопросах охраны природы?
  3. Какова роль местных исполнительных комитетов?
  4. Что является главной задачей программы «Экология»?
  5. Какие статусы природоохранных объектов и мероприятий бывают?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21603. МЕНЕДЖМЕНТ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ 181 KB
  Отбор и оценка проектов НИОКР. Стратегия НИОКР. Оценка проекта НИОКР. Финансовый анализ в процессе НИОКР.
21604. ПОРЯДОК И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ 552 KB
  Постановка продукции на производство. Постановка на производство продукции по лицензиям. Новая техника воплощая результаты последних научнотехнических достижений способствует развитию производительных сил общества и удовлетворению его потребностей в продукции более высокого качества. Величина этих расходов зависит от уровня новизны продукции и частоты смены моделей.
21605. СТАНДАРТИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ 512.5 KB
  Стандарты входящие в ЕСКД устанавливают единые правила и положения по порядку разработки оформления и обращения конструкторской документации на изделия разрабатываемые и выпускаемые предприятиями всех отраслей промышленности России. Различают изделия основного производства предназначенные для поставки реализации и изделия вспомогательного производства предназначенные для собственного потребления предприятиемизготовителем. К деталям относят также изделия изготовляемые с применением сварки пайки склеивания и т. К сборочным...
21606. ТРЕБОВАНИЯ К РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЕ ПО УСЛОВИЯМ ЭКСПЛУАТАЦИИ 259 KB
  Стационарная РЭА. Транспортируемая РЭА. Портативная РЭА. Значения воздействующих факторов на группы РЭА.
21607. ЗАЩИТА АППАРАТУРЫ ОТ ВЛИЯНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ 439 KB
  Protection from climatic conditions of the usages Тема 5: ЗАЩИТА АППАРАТУРЫ ОТ ВЛИЯНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ Естествоиспытатель не принимает в расчет невероятное. Тепловой режим аппаратуры. Охлаждение аппаратуры.
21608. ЗАЩИТА АППАРАТУРЫ ОТ МЕХАНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ПОМЕХ 572.5 KB
  Виды механических воздействий на РЭА. Амортизация конструкции РЭА. Применение экранов в РЭА. Защита от механических воздействий [1 2] Виды механических воздействий на РЭА.
21609. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ АППАРАТУРЫ 518.5 KB
  Вероятность безотказной работы РЭА. Повышение надежности РЭА резервированием. Информационные методы повышения надежности РЭА. Расчет надежности РЭА.
21610. Работа с данными. Поиск и замена данных 279.5 KB
  Для поиска данных необходимо выполнить команду Правка Найти и во вкладке Найти диалогового окна Найти и заменить рис. Поиск данных во вкладке Найти диалогового окна Найти и заменить При поиске можно использовать подстановочные знаки. Результаты поиска данных во вкладке Найти диалогового окна Найти и заменить Для более детального поиска во вкладке Найти диалогового окна Найти и заменить см.
21611. Работа с форматами Excel. Копирование форматов 252.5 KB
  Ко всем выделенным фрагментам будет применен выбранный стиль. Копирование формата с использованием специальной вставки в диалоговом окне Специальная вставка Использование стилей О стилях Использование стилей обеспечивает единообразие оформления данных и ячеек во всей книге позволяет быстро устанавливать выбранный набор параметров форматирования а также мгновенно изменять оформление всех ячеек к которым применен один стиль. Для просмотра доступных стилей необходимо выполнить команду Формат Стиль. Список основных стилей приведен в...