99386

Организация охраны окружающей среды и заповедного дела в Республике Беларусь

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Центральным органам государственного управления по вопросам охраны природы в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Парламент Республики Беларусь определяет государственную политику осуществляет межгосударственное сотрудничество разрабатывает и принимает законы определяет последовательность организации и работы органов государственной власти и управления в области использования и охраны окружающей среды...

Русский

2016-09-12

36 KB

3 чел.

Тема 10 Организация охраны окружающей среды и заповедного дела в Республике Беларусь

Система контроля в области охраны окружающей среды состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.

Центральным органам государственного управления по вопросам охраны природы в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Парламент Республики Беларусь определяет государственную политику, осуществляет межгосударственное сотрудничество, разрабатывает и принимает законы, определяет последовательность организации и работы органов государственной власти и управления в области использования и охраны окружающей среды. Он рассматривает и утверждает экологическую программу, объявляет территории зонами экологического бедствия, утверждает границы объектов природно-заповедного фонда республиканского значения и санкционирует их изменение.

Совет Министров страны осуществляет реализацию экологической политики; обеспечивает разработку и реализацию государственной экологической программы; координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов, которые зажимаются охраной окружающей среды; определяет порядок учета, оценки природных ресурсов, а также порядок ведения кадастров природных ресурсов; утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; организует систему экологического воспитания и обучения граждан.

Государственные службы по экологии и их подразделения осуществляют контроль за исполнением норм экологической безопасности, использованием и охраной недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного миров; утверждают совместно с органами санитарного надзора нормативы качества окружающей среды, участвуют в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов; осуществляют учет и оценку природных ресурсов, ведение государственных кадастров водных ресурсов, торфяного фонда, животного мира, организацию мониторинга; ведут Красную книгу, обеспечивают население необходимой экологической информацией; осуществляют на соответствующем уровне международное сотрудничество в области охраны природы; составляют протоколы и рассматривают дела о правонарушениях в области охраны природы и использовании природных ресурсов.

Местные исполнительные комитеты координируют работу экологических служб предприятий, организаций, принимают решения о запрещении работы юридических лиц и отдельных производств, цехов, участков, которые находятся на их территории; организуют планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ. Имеются также общественные организации, которые сотрудничают с государственными. Созданы Белорусский экологический союз, Белорусское общество охраны природы и др. Таким образом, существует широкая система природоохранных органов, гражданских (общественных) организаций и структур.

Главной задачей национальной программы «Экология» на 1996—2000 гг., подготовленной экологической комиссией и Научным советом по проблемам биосферы НАН Республики Беларусь, является разработка механизма управления качеством окружающей природной среды с учетом социально-экономического развития на междисциплинарной основе с соблюдением следующих принципов и требований:

взаимосвязь локальных и региональных проблем;

устойчивость развития окружающей среды и человеческой деятельности на безопасность и снижение экологического риска.

По своему статусу природоохранные объекты и мероприятия на территории Республики Беларусь подразделяются на объекты регионального уровня, объекты и мероприятия бассейнового и внутрихозяйственного уровней. К природоохранным объектам регионального уровня относятся государственные заповедники, государственные национальные парки, заказники, курортные зоны и зоны отдыха республиканского значения, зеленые зоны крупных и больших городов.

К природоохранным объектам и мероприятиям бассейного уровня относятся природоохранные прибрежные полосы, водоохранные объекты и мероприятия (в пределах бассейна), ландшафтно-экологические ниши, миграционные коридоры и сезонные миграционные пути, разделительные полосы, зеленые зоны средних и малых городов и поселков городского типа, природоохранные зоны ж мероприятия в сельских населенных пунктах, зоны массового отдыха местного значения (пригородные), памятники природы, истории и культуры. К природоохранным объектам и мероприятиям внутрихозяйственного уровня относятся объекты и мероприятия по охране вод (в границах отдельных хозяйств — землепользователи), земель, растительности, животного мира, противопожарные объекты и мероприятия.

Традиционные проблемы природопользования и охраны окружающей среды осложнены реформированием систем хозяйствования, преобразованием форм собственности, правовых основ природопользования, его социально- экономической ориентированности. В этих условиях существенно возрастает роль управления рациональным природопользованием, регламентирующим отношения субъекта и объекта хозяйствования, человека и природы. Успех управления во многом определяется созданием научно обоснованной нормативной базы природопользования и охраны окружающей среды. Вкладом в создание нормативов планирования, проектирования и функционирования природоохранных объектов бассейнового уровня является «Положение об организации природоохранных объектов на водосборах рек Беларуси» (1994 г.).

При разработке Положения использовались материалы действующих нормативных документов природоохранного плана: «Правила охраны поверхностных вод» (типовые положения); «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения» (Сан ПиН № 4630-88);

«Руководство по определению расчетных концентраций минеральных органических веществ и пестицидов в дренажном и поверхностном стоке с мелиорируемых земель» (ВТР-Ы-30-81); «Временное положение о разработке природоохранных мероприятий регионального уровня при проектировании мелиоративных систем в Белорусской ССР»; «Методические указания по выявлению торфяных месторождений в качестве природоохранных объектов»;

«Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия и стронция в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-92)», а также действующие СНиП.

Контрольные вопросы:

  1. Какой орган является центральным в области охраны природы?
  2. Какова роль Совета Министров РБ в вопросах охраны природы?
  3. Какова роль местных исполнительных комитетов?
  4. Что является главной задачей программы «Экология»?
  5. Какие статусы природоохранных объектов и мероприятий бывают?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15330. Создание интерьера бассейна в 3Ds Max 1.96 MB
  Тема 6: Создание интерьера бассейна В результате выполнения этой работы Вы должны получить визуализированную сцену изображенную на рисунке. 1. Двумерные формы. Модификаторы двумерных форм Цель: освоить технологию создания д
15332. Основы работ со статическими изображениями в программе трехмерной графики 3ds max 4.96 MB
  Тема 5: Основы работ со статическими изображениями в программе трехмерной графики 3ds max. Этапы создания трехмерных сцен Проект Создадим уголок части комнаты в которой располагается стол. На столе стоит бокал со льдом. Для указанно...
15333. Процессы включения и отключения цепи с конденсатором 1.71 MB
  Рассчитать докоммутационные t = 0 начальные t = 0 и установившиеся t → ∞ значения токов и напряжения на конденсаторе в цепи Рис. 1. в двух случаях: 1. ключ размыкается; 2. ключ замыкается. R1= 330 Ом; R2=220 Ом; U= 15 В; С= 10 мкФ Рису...
15334. Процессы включения и отключения цепи с катушкой индуктивности 75 KB
  Общие сведения Цепь с одной катушкой индуктивности так же как и цепь с одним конденсатором описывается дифференциальным уравнением первого порядка. Поэтому все токи и напряжения в переходном режиме изменяются по экспоненциальному закону с одной и той же постоянной вр
15335. Исследование переходных процессов в линейных электрических цепях 94 KB
  Подготовка к работе В замкнутом контуре рис.1 после отключении его от источника постоянного или переменного напряжения могут возникнуть затухающие синусоидальные колебания обусловленные начальным запасом энергии в электрическом поле конденсатора и в магнитном
15336. Изучение алгоритма Дейкстры и реализация его для заданного графа на языке программирования С++ 344.5 KB
  Лабораторная работа №1 по дисциплине Структуры и алгоритмы обработки данных Цель работы: Изучение алгоритма Дейкстры и реализация его для заданного графа на языке программирования С. Алгоритм Дейкстры англ. Dijkstra’s algorithm алгоритм на графах изобретённый н
15337. Изучение алгоритма пирамидальной сортировки и реализация его на языке программирования С++ 49 KB
  Лабораторная работа №2 по дисциплине Структуры и алгоритмы обработки данных Цель работы: Изучение алгоритма пирамидальной сортировки и реализация его на языке программирования С. Задание на работу Написать программу генерирующую числовой массив ра
15338. Изучение алгоритма поиска в глубину и реализация его на языке программирования С++ 150 KB
  Лабораторная работа №3 по дисциплине Структуры и алгоритмы обработки данных Цель работы: Изучение алгоритма поиска в глубину и реализация его на языке программирования С. Задание на работу Реализовать алгоритм поиска в глубину. Оценить временн...