99386

Организация охраны окружающей среды и заповедного дела в Республике Беларусь

Лекция

Экология и защита окружающей среды

Центральным органам государственного управления по вопросам охраны природы в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Парламент Республики Беларусь определяет государственную политику осуществляет межгосударственное сотрудничество разрабатывает и принимает законы определяет последовательность организации и работы органов государственной власти и управления в области использования и охраны окружающей среды...

Русский

2016-09-12

36 KB

6 чел.

Тема 10 Организация охраны окружающей среды и заповедного дела в Республике Беларусь

Система контроля в области охраны окружающей среды состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.

Центральным органам государственного управления по вопросам охраны природы в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Парламент Республики Беларусь определяет государственную политику, осуществляет межгосударственное сотрудничество, разрабатывает и принимает законы, определяет последовательность организации и работы органов государственной власти и управления в области использования и охраны окружающей среды. Он рассматривает и утверждает экологическую программу, объявляет территории зонами экологического бедствия, утверждает границы объектов природно-заповедного фонда республиканского значения и санкционирует их изменение.

Совет Министров страны осуществляет реализацию экологической политики; обеспечивает разработку и реализацию государственной экологической программы; координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов, которые зажимаются охраной окружающей среды; определяет порядок учета, оценки природных ресурсов, а также порядок ведения кадастров природных ресурсов; утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; организует систему экологического воспитания и обучения граждан.

Государственные службы по экологии и их подразделения осуществляют контроль за исполнением норм экологической безопасности, использованием и охраной недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного миров; утверждают совместно с органами санитарного надзора нормативы качества окружающей среды, участвуют в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов; осуществляют учет и оценку природных ресурсов, ведение государственных кадастров водных ресурсов, торфяного фонда, животного мира, организацию мониторинга; ведут Красную книгу, обеспечивают население необходимой экологической информацией; осуществляют на соответствующем уровне международное сотрудничество в области охраны природы; составляют протоколы и рассматривают дела о правонарушениях в области охраны природы и использовании природных ресурсов.

Местные исполнительные комитеты координируют работу экологических служб предприятий, организаций, принимают решения о запрещении работы юридических лиц и отдельных производств, цехов, участков, которые находятся на их территории; организуют планирование охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ. Имеются также общественные организации, которые сотрудничают с государственными. Созданы Белорусский экологический союз, Белорусское общество охраны природы и др. Таким образом, существует широкая система природоохранных органов, гражданских (общественных) организаций и структур.

Главной задачей национальной программы «Экология» на 1996—2000 гг., подготовленной экологической комиссией и Научным советом по проблемам биосферы НАН Республики Беларусь, является разработка механизма управления качеством окружающей природной среды с учетом социально-экономического развития на междисциплинарной основе с соблюдением следующих принципов и требований:

взаимосвязь локальных и региональных проблем;

устойчивость развития окружающей среды и человеческой деятельности на безопасность и снижение экологического риска.

По своему статусу природоохранные объекты и мероприятия на территории Республики Беларусь подразделяются на объекты регионального уровня, объекты и мероприятия бассейнового и внутрихозяйственного уровней. К природоохранным объектам регионального уровня относятся государственные заповедники, государственные национальные парки, заказники, курортные зоны и зоны отдыха республиканского значения, зеленые зоны крупных и больших городов.

К природоохранным объектам и мероприятиям бассейного уровня относятся природоохранные прибрежные полосы, водоохранные объекты и мероприятия (в пределах бассейна), ландшафтно-экологические ниши, миграционные коридоры и сезонные миграционные пути, разделительные полосы, зеленые зоны средних и малых городов и поселков городского типа, природоохранные зоны ж мероприятия в сельских населенных пунктах, зоны массового отдыха местного значения (пригородные), памятники природы, истории и культуры. К природоохранным объектам и мероприятиям внутрихозяйственного уровня относятся объекты и мероприятия по охране вод (в границах отдельных хозяйств — землепользователи), земель, растительности, животного мира, противопожарные объекты и мероприятия.

Традиционные проблемы природопользования и охраны окружающей среды осложнены реформированием систем хозяйствования, преобразованием форм собственности, правовых основ природопользования, его социально- экономической ориентированности. В этих условиях существенно возрастает роль управления рациональным природопользованием, регламентирующим отношения субъекта и объекта хозяйствования, человека и природы. Успех управления во многом определяется созданием научно обоснованной нормативной базы природопользования и охраны окружающей среды. Вкладом в создание нормативов планирования, проектирования и функционирования природоохранных объектов бассейнового уровня является «Положение об организации природоохранных объектов на водосборах рек Беларуси» (1994 г.).

При разработке Положения использовались материалы действующих нормативных документов природоохранного плана: «Правила охраны поверхностных вод» (типовые положения); «Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения» (Сан ПиН № 4630-88);

«Руководство по определению расчетных концентраций минеральных органических веществ и пестицидов в дренажном и поверхностном стоке с мелиорируемых земель» (ВТР-Ы-30-81); «Временное положение о разработке природоохранных мероприятий регионального уровня при проектировании мелиоративных систем в Белорусской ССР»; «Методические указания по выявлению торфяных месторождений в качестве природоохранных объектов»;

«Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия и стронция в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-92)», а также действующие СНиП.

Контрольные вопросы:

  1. Какой орган является центральным в области охраны природы?
  2. Какова роль Совета Министров РБ в вопросах охраны природы?
  3. Какова роль местных исполнительных комитетов?
  4. Что является главной задачей программы «Экология»?
  5. Какие статусы природоохранных объектов и мероприятий бывают?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82119. Цінуй життя і здоров’я 48.5 KB
  Мета уроку: учити дітей свідомо ставитися до свого здоровя; вчити дотримуватися здорового способу життя: режиму дня раціонального правильного харчування правил гігієни; розвивати зацікавленість дітей до проведення фізичних вправ і загартовувальних процедур; розвивати мовлення вміння висловлювати свою думку...
82120. Ми – за здоровий спосіб життя 44 KB
  Мета: формувати відповідальну внутрішню позицію щодо свого здоров’я на основі позитивних перспективних мотивів; поглиблювати усвідомлення поняття «здоров’я», його багатогранності, необхідності турботи про нього; розширювати знання про негативний вплив шкідливих звичок...
82121. О здоровом образе жизни 75.5 KB
  Баба готовит колобок имитируя движениями рук процесс замешивания теста. Ведущий: По сусекам помела Горсти две муки нашла Соль добавила песок Славный вышел колобок Пышный да румяный Баба: Погоди ка дед чуток Пусть остынет колобок Ведущий: Непоседе Колобку Стыть бы на окошке Но решил он: Убегу Разомнусь немножко.
82122. Здоровий спосіб життя – це модно 70.5 KB
  Мета: Здійснювати пропаганду здорового способу життя; розширити та закріпити знання про пагубний вплив наркотиків тютюнопаління алкоголю на організм людини. Виховувати у учнів негативне відношення до застосування алкогольних напоїв наркотиків та та тютюнопаління, бажання і вміння вести здоровий спосіб життя...
82123. Зелені друзі 528 KB
  А зараз ми з вами спробуємо порівняти дерево і людину. Для цього ми розділимось на чотири групи кожна отримає запитання на яке дасть повну відповідь: Що спільного між людиною і деревом Чим відрізняються дерево і людина Яке значення дерева в житті людини Яке значення людини в житті дерев...
82124. Земля – наш космічний дім 63.5 KB
  Закріпити і перевірити знання учнів по темі; підвести підсумок пошуковій роботі; висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною; сприяти розвитку пам’яті, спостережливості; виховувати бережливе ставлення до природних багатств.
82125. Презентація проекту «Земля – наш дім» 41 KB
  Усі ми живі творіння природи на планеті Земля її біологічні мешканці і нам необхідно берегти свою Землю бо у космосі така одна. Світ-загадка лежить під ногами у нас: Форму кулі Земля наша має. Ось вирішили зробити колективну роботу Земля наш спільний дім а також композицію Рідна Земля намалювавши улюблені...
82126. Живе слово поета 72.5 KB
  Звучить музика Ведучий 1 Добрий день шановні друзі гості вчителі Ведучий 2 Ми вітаємо вас на нашому шкільному святі Живе слово поета О слово рідне Шум дерев Музика зір блакитнооких Шовковий спів снопів широких Дніпра між ними левій рев. 1 Художнє слово мов ота живинка Без нього ніби ти і не живеш...
82127. О.Буцень «Чи є зима?» 54.5 KB
  Мета: вчити дітей правильного і виразного читання; розширювати кругозір учнів; розвивати пізнавальні інтереси, усне мовлення, уяву, спостережливість; вдосконалювати техніку читання; виховувати любов до зимової пори, відчуття краси і неповторної зимової природи.