9940

Индивидуализация правового обучения школьников в процессе использования электронного учебника

Дипломная

Педагогика и дидактика

Процесс создания электронных учебников и хранения важных данных полностью автоматизирован. Происходит процесс работы с огромным объемом данных. Именно электронные учебники позволяют индивидуализировать процесс обучения.

Русский

2015-09-26

398.5 KB

7 чел.

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт менеджмента и права

Факультет юриспруденции

Индивидуализация правового обучения школьников в процессе использования электронного учебника

Оценка: «________________»

Научный руководитель:

_______________________

«______»  ________________2015 г.

Исполнитель:

Иванов Григорий Александрович – студент группы Б–41z,

заочного отделения

Научный руководитель:

Ильченко Вера Никитична - кандидат педагогических наук, доцент кафедры права и методики его преподавания

Екатеринбург 2015

Содержание

[1]
Введение

[2]
Глава 1. Предпосылки индивидуализации обучения школьников в процессе использования электронного учебника

[2.1] Педагогические и психологические основы индивидуализации обучения учащихся

[2.2]
1.2  Преимущества использования электронного учебника при обучении школьников

[3]
Глава 2. Анализ обучения школьников в процессе использования электронного учебника

[3.1] 2.1 Основные этапы разработки электронного учебника

[3.2]
2.2 Алгоритм работы с электронным учебником

[4]
Глава 3. Использование электронного учебника в процессе правового обучения школьников

[5]
Список использованных источников


Введение

Бурное развитие интернет-технологий способствовало развитию определенных проблем, одна из которых – проблема обучения. В первую очередь это касается вопросов, связанных с автоматизацией обучения.

Внедрение новейших интернет-технологий в образовательный процесс неизбежно и мало зависит от желаний и усилий преподавателя. Так, например, с внедрением в образовательную деятельность калькуляторов, навыки школьников в устном счете заметно ухудшились. Тем не менее, использование компьютеров стоит признать неизбежным. Теперь основная задача состоит в определении наиболее эффективных способов применения компьютерных технологий.

Еще в древние времена в школах педагоги и ученики обменивались информацией путем монологов и диалогов.1 Довольно значимым усовершенствованием системы образования стали книги, представляющие собой печатные издания (учебники). Если говорить о радио и телевидении, то данные способы передачи информации не произвели должного эффекта, хотя, вероятно, повысили эффективность обучения.2

Классические формы обучения актуальны и по сей день. Это обусловлено рядом причин:

  •  информация передается как в визуальной, так и в звуковой форме;
  •  имеется возможность отдачи, обратной связи с учащимися;
  •  имеется возможность контролировать работу учащихся;
  •  происходит определенное эмоциональное воздействие педагога, которое, в свою очередь, также способствует усвоению материала.

Данные факторы определяют устоявшиеся формы обучения, которые предусматривают наличие педагога. В связи с этим, важно отметить, что количество учащихся значительно ограничивается. К тому же, учебный процесс подвергается влиянию различных субъективных причин, таких как наличие профессиональных и личностных качеств педагога, обеспечение условий преподавания и т.п.

На сегодняшний день важнейшая задача современного образования состоит в том, чтобы внедрить новейшие интернет-технологии и при этом сохранить устоявшиеся формы обучения, устранив их недостатки.

На данный момент разработано множество различных компьютерных программных средств, применяемых в образовательном процессе: контролирующие, тренажерные, моделирующие и демонстрационные программы; автоматизированные обучающие системы; гиперсреды, мультимедиа и программы виртуальной реальности; электронные учебники; интеллектуальные и экспертные обучающие системы.3 Современные интернет-технологии с каждым днем все активнее используются  для поддержки и расширения возможностей традиционного метода обучения. Для реализации личностно-ориентированного метода обучения выступает электронный учебник.4 

Современные интернет-технологии будут значительным шагом в образовании, если смогут обеспечить то, что не мог предоставить печатный учебник.

Электронные учебники и электронные пособия относятся к обучающим программным средствам, ориентированным на организацию и проведение учебного процесса.5

Электронный учебник представляет собой электронную версию печатного учебника. Электронный учебник является эффективным методом обучения и, несомненно, имеет множество преимуществ.

  1.  Процесс создания электронных учебников и хранения важных данных полностью автоматизирован.
  2.  Происходит процесс работы с огромным объемом данных.
  3.  Именно электронные учебники позволяют индивидуализировать процесс обучения.

На рисунке 1 представлена подробная схема взаимодействия обучаемого и электронного учебника.

Рисунок 1 - Схема взаимосвязей обучаемого и электронного учебника

Если рассматривать работу с приложением «Теоретический материал», здесь основная задача обучаемого изучить теоретический материал (1), который включает в себя основные определения, теоремы, а также примеры решения определенных типовых задач. Изучив каждый раздел, обучаемый имеет возможность ответить на ряд вопросов, позволяющих закрепить полученные знания (2). Обучающийся прописывает ответ на поставленный вопрос (3), который передается обратно в приложение «Теоретический материал». Последнее, в свою очередь, возвращает результат учащемуся (4).

Работа с приложением «Тесты и задачи» позволяет обучаемому пройти определенного рода тесты и задачи (5), которые также предполагают введение ответа (6). Ответ направляется в само приложение «Тесты и задачи», анализируется, после чего результат (7) становится известен обучаемому.

Работа с приложением «Практикум» подразумевает участие тьютора (педагога). Данное приложение предоставляет обучаемому РГР (8). После выполнения данной работы, обучаемый направляет ее тьютору (9). Педагог, в свою очередь определяет правильность выполнения данной работы и сообщает результат (10) обучаемому. Кроме того, педагог имеет возможность обращаться к приложению «Практикум» (14), чтобы уточить интересующие его вопросы, связанные с выполнением РГР обучаемым.

Важно отметить, что все три приложения электронного учебника взаимодействуют между собой (11, 12, 13).

Довольно часто электронный учебник служит дополнением обычного. Наиболее эффективен он в случаях:

  •  возможной быстрой обратной связи;
  •  возможности быстро найти необходимую информацию;
  •  возможной экономии времени;
  •  возможности демонстрации каких-либо элементов с помощью современных мультимедийных технологий;
  •  необходимости быстрой проверки знаний учащихся.

Кроме того, электронные учебники имеют свои недостатки:

  •  воспринимать текстовую информацию с экрана менее удобно, нежели читать книги;
  •  стоимость электронной книги значительно превышает стоимость печатной.

Преподавание правовых дисциплин у школьников сложно представить без использования современных компьютерных и интернет-технологий.

Если рассматривать непосредственно индивидуализацию правового обучения, нельзя не отметить, что на сегодняшний день современные электронные учебники чаще всего ориентированы на категорию людей, не обладающих какими-либо навыками. Именно поэтому вопрос о разработке учебников личностно-ориентированного типа стоит достаточно остро.

Тема дипломной работы была выбрана в связи с актуальностью проблематики индивидуализации правового обучения школьников в процессе использования электронного учебника. Целью данной работы стало детальное знакомство с понятием «электронный учебник», а также его использование с целью индивидуализации обучения школьников.

Для достижения  цели были поставлены следующие задачи:

  •  рассмотрены предпосылки индивидуализации обучения школьников в процессе использования электронного учебника;
  •  проведен анализ обучения школьников в процессе использования электронного учебника;
  •  рассмотрено наглядное использование электронного учебника в процессе правового обучения школьников.

Данная работа состоит из трех глав.

В первой главе дипломной работы определена характеристика электронного учебника, выявлены преимущества и недостатки использования данного способа подачи информации в процессе преподавания правовых дисциплин школьникам. Кроме того, рассмотрены педагогические и психологические основы индивидуализации обучения учащихся.

Во второй главе данной работы рассмотрены основные этапы разработки электронного учебника, а также алгоритм работы с ним.

В третьей главе дипломной работы показано наглядное использование электронного учебника в процессе правового обучения школьников.


Глава 1. Предпосылки индивидуализации обучения школьников в процессе использования электронного учебника

  1.  Педагогические и психологические основы индивидуализации обучения учащихся

Существуют разные подходы к трактовке понятия «индивидуализация» обучения. Одна из наиболее распространенных трактовок определяет индивидуализацию как учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.6

Если обратиться к другой популярной трактовке, то индивидуализация обучения представляет собой, с одной стороны, организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, а с другой — различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.7

Также, немаловажную роль в данном вопросе играют такие термины, как «дифференциация обучения» и «личностно ориентированное» обучение. Именно личностно ориентированное обучение подразумевает установку индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей.8 Если говорить о дифференциации обучения, то она представляет собой некие средства реализации личностно ориентированного обучения, т.к. она, несомненно, способствует раскрытию индивидуальности, а также выявлению способностей и склонностей личности.

Различают «внутреннюю» и «внешнюю» дифференциации обучения. Внутренняя дифференциация ориентирована на способе организации обучения, при котором индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса.9 Внутренняя дифференциация зависит от способностей учащихся, их различии в психическом состоянии, особенностями памяти, уровнем знаний и т.п. Внешняя дифференциация ориентирована на создание специальных учебных групп, где, как раз, и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся.

Кроме того, дифференциация различается по характерным психологическим особенностям школьников:

  •  по возрастному составу (школьный класс, возрастная параллель и т.п.);
  •  по полу (мужские, женские, смешанные классы);
  •  по определенным личностно-психологическим типам (тип мышления, особенности характера);
  •  по уровню здоровья (спортивные группы, больничные классы).

Также, дифференциация различается по организационному уровню гомогенных групп:

  •  по типу школ (лицеи, гимназии, интернаты и т.п.);
  •  внутришкольную (уровень, профиль, уклон, поток);
  •  в параллели (группа, класс);
  •  межклассную (факультативные, сводные);
  •  внутриклассную или внутрипредметную (группа в составе класса).

Если говорить непосредственно о дифференцированном обучении, то в дидактике данным термином называют такое обучение, для которого характерен учет типологических возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Основная задача дифференцированного обучения: обучить каждого ученика на уровне его возможностей и способностей. В ходе обучения применяются различные методы, приемы, формы обучения, а также специальный дидактический материал, который позволяет развивать способности учащихся в соответствии с их возможностями.

Один из вариантов дифференцированного обучения – индивидуальное обучение:

  •  педагог взаимодействует только с одним учеником;
  •  ученик взаимодействует только со средствами обучения (учебные пособия, компьютер и т.п.).

Индивидуальное обучение позволяет полностью адаптировать содержание, методы и способы подачи информации к особенностям ребенка, а также следить за его восприятием новой информации. Кроме того, педагог легко может определить в какой момент следует корректировать свою деятельность или обучающегося. Такой вид обучения в массовой школе практикуется ограниченно (занятия с одаренными детьми, с девиантными детьми).

Наиболее важное условие осуществления дифференцированного обучения – психолого-педагогическая диагностика индивидуально-психологических особенностей школьников.10

При дифференцированном подходе к обучению преподаватель изучает и анализирует различные качества личности, а также их проявления у детей. Дальнейшее деление класса на группы является условным и негласным.

В настоящее время дифференцированное обучение чаще всего применяется в отношении нестандартных детей (одаренные учащиеся, отстающие в учении школьники и другие).11

Важно, чтобы педагог был готов к работе, как с одаренными, так и с отстающими детьми, понимал их психофизические особенности и образовательные потребности.

Индивидуальные задания позволяют устранить пробелы в знаниях и умениях. Для индивидуализации обучения школьников необходимо уделить большое внимание подбору дополнительного материала, конкретизации учебных заданий. Также, важно отметить, что наиболее важное направление работы по преодолению отставания в учении - психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, а также ее мотивация, убеждение в значимости знаний и умений. Самое главное, чтобы школьники проявили активное отношение к изучению учебного материала.

 


1.2  Преимущества использования электронного учебника при обучении школьников

Интернет-технологии с каждым днем все активнее используются  для поддержки и расширения возможностей традиционного метода обучения. Именно для реализации личностно-ориентированного метода обучения используют электронные учебники.

Электронный учебник представляет собой обучающую программную систему комплексного назначения, обеспечивающую непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи (рис.1.2.1).12

Рисунок 1.2.1 - Типовые возможности электронного учебника

Электронный учебник необходим, в первую очередь, для развития дистанционных форм обучения.13 Благодаря использованию сети Интернет, он становится доступным практически из любой точки мира. Также, электронный учебник значительно обогащает традиционные формы обучения и способствует развитию качественно новых методик преподавания.     

Необходимость использования электронных учебников в современном образовании обуславливается рядом причин:

  •  понимание изучаемого материала значительно облегчается благодаря новому способу подачи информации: наличие индуктивного подхода, а также воздействия на слуховую и эмоциональную память;
  •  в соответствии с потребностями и уровнем подготовки учащихся, допускается необходимая адаптация;
  •  исчезает необходимость производить громоздкие действия, а также появляется возможность рассмотреть большее количество примеров и решить как можно больше задач;
  •  отрываются дополнительные возможности для самопроверки на любом этапе работы;
  •  появляется возможность оформить работу красиво и аккуратно, а также сдать ее педагогу в виде файла или распечатки;
  •  выполняется роль терпеливого наставника, который, в свою очередь, предоставляет необходимое количество разъяснений и подсказок.

При создании и использовании электронных учебников выделяют три основных подхода:

  •  педагогический;
  •  информационный;
  •  личностно-ориентированный.

Рассмотрим каждый подход более детально.

Говоря о педагогическом подходе нельзя не отметить, что он основан именно на необходимости использования в учебном процессе определенных дидактических целей (организации различных видов учебно-познавательной деятельности и т.п.).

Информационный подход направлен на создание определенной обучающей среды, в которой, при использовании неких педагогических технологий, происходит процесс познания и дальнейшего интеллектуального развития.14

Личностно-ориентированный подход, в свою очередь, нацелен на соответствующие качества личности обучающихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности.15

По сравнению с традиционными печатными изданиями, электронные учебники обладают рядом преимуществ:

  •  Наполнение мощными наглядными средствами, содержащими необходимые гиперссылки, графику, анимацию, а также различные активные элементы.
  •  Компактное хранение большого количества информации.
  •  Значительные удобства в редактировании материала.
  •  Доступность, возможность в любой момент получить доступ ко всей информации или к какому-либо определенному ее фрагменту.
  •  Интерактивность. Возможность обучающихся дополнить информацию своими работами.
  •  Удобство использования. Интерактивная система поиска, позволяющая каждому пользователю открывать в таком учебнике любой материал.
  •  Вариативность в исполнении. Электронный учебник может принять любую форму и содержание. С помощью принтера имеется уникальная возможность распечатать часть учебника, либо оформить его по своему усмотрению.
  •  Дешевизна. Создание учебника не предусматривает специальных расходов.
  •  Долговечность. Электронный учебник практически вечен и не боится износа и старения.
  •  Мобильность. Возможность активного использования информации, содержащейся в электронном учебнике.
  •  Способность заменить некоторые традиционные способы обучения.

В то же время, электронный учебник имеет свой недостаток:

  •  Неудобство чтения текста с экрана монитора. Но и этот недостаток устранить легко, т.к. имеется возможность распечатать любой фрагмент текста.

Выделяют несколько видов и классов электронных учебников:

  •  Сетевые электронные учебники, информация которых содержится на серверах в Интернете;
  •  Локальные электронные учебники, информация о содержании которых может считываться с любого электронного носителя, либо инсталлироваться на персональный компьютер.

Кроме того, можно выделить электронные учебники, которые, непосредственно, ориентированы на учебный процесс:

  •  электронные учебники, которые повторяют определенные печатные пособия и издания, которые также необходимы для самостоятельной работы студентов;
  •  электронные учебники, которые включают в себя определенные интерактивные элементы, используемые, чаще всего, как компоненты самостоятельного изучения курса;
  •  электронные учебники для дистанционного обучения, рассчитанные на самостоятельное изучение курса, а также на виртуальное общение с преподавателем.

К электронным  учебникам предъявляется ряд требований:

  •  информация, представленная в электронном учебнике, должна быть хорошо структурирована;
  •  наряду с текстом, должна быть представлена аудио- или видеоинформация;
  •  должна быть представлена линейка прокрутки, позволяющая просмотреть лекцию повторно с любого места;
  •  изображения должны иметь определенные поясняющие подсказки (особенно, если дело касается сложных моделей, карт или схем);
  •  текст должен сопровождаться различными перекрестными ссылками, которые, в свою очередь, облегчают работу с ним, позволяя сократить время на поиск необходимой информации;
  •  обязательным элементом электронной книги является поиск информации, организованный по всему учебнику.


Глава 2. Анализ обучения школьников в процессе использования электронного учебника

2.1 Основные этапы разработки электронного учебника

Для успешного создания электронного учебника, разработчику необходимо уметь пользоваться текстовым редактором компьютера, а также сканером, который потребуется для перевода печатного текста в электронный.16 Если есть необходимость разработки каких-либо сложных мультимедийных приложений, может потребоваться наличие видеокамеры, микрофона, а также специальных программ оцифровки звука и видео. Кроме того, если планируется запись электронной книги на компакт-диск – необходимо наличие устройства для его записи.

Следует обратить внимание, что электронные учебники должны содержать несколько уровней сложности. Это помогает ученикам усвоить информацию, изучить наиболее сложные разделы какой-либо темы, а также поработать над закреплением материала. Если уровень ученика ниже необходимого, то наличие наиболее простой версии электронного учебника позволит усвоить необходимый минимум информации.17

Чтобы разработать полноценный учебник лучше работать в команде: автор курса, программист, дизайнер, методист.  Если же автор курса является продвинутым пользователем компьютера, то он вполне сможет выполнить всю необходимую работу по созданию электронной книги.

Чаще всего при изготовлении и эксплуатации учебников используют формат html, который, в свою очередь, является основным форматом сети Интернет. Благодаря этому есть возможность использования электронного учебника, а также отдельных его фрагментов, на образовательном сервере учебного учреждения или в системе дистанционного обучения.

Наиболее простая и доступная программа для создания электронного учебника – MS Word. Она позволяет не только создать необходимый гипертекст, но и добавить необходимые картинки, схемы или таблицы.

Если говорить непосредственно о мультимедийном наполнении электронного учебника, то наиболее эффективной программой для приложений подобного рода является программа для создания презентаций - MS Power Point.18 Презентации можно сохранить в необходимом формате, для использования в сети Интернет. Кроме того, их можно использовать при проведении занятий со школьниками и студентами.

Также, нельзя обойти стороной наиболее удобные программы для создания электронных учебников. Одной из таких программ является Macromedia Dreamweaver. Это наиболее удобный и легкий способ создания наглядных, интерактивных, программных, мультимедийных компонентов.19

Кроме того, существуют специальные программы, ориентированные на разработку электронных учебников. Одной из таких программ является оболочка «Кодекс», по большей части организованная на область права и юриспруденции. Данная программа имеет свои достоинства:

  •  наличие удобного и понятного интерфейса;
  •  возможность в любой момент получить необходимую справочную информацию;
  •  создание электронного учебника становится доступным человеку, далекому от глубоких познаний в области компьютерных технологий;
  •  программа предоставляет пользователю определенный единый стандарт представления компонентов электронных книг в сети Интернет по разным учебным курсам;
  •  есть возможность использования в процессе создания электронного учебника различных схем, таблиц и рисунков для пояснения представленного материала;
  •  программа предоставляет необходимые контролируемые и тренажерные средства.

Данная программа имеет некоторые недостатки:

  •  формируется привычка в работе с определенным программным продуктом;
  •  наличие определенных ограничений для представления компонентов электронного учебника в сети Интернет;
  •  имеются определенные ограничения в представлении методических материалов и комментариев;
  •  имеются определенные ограничения в представлении иллюстраций и мультимедиа.

Немаловажным фактором является методологическая основа электронного учебника. Для начала необходимо определить тип образования и базовую образовательную систему, в которой планируется обучение. После этого необходимо определить образовательный стандарт (федеральный, национально-региональный, школьный или вузовский), входящий в состав любой образовательной системы и создаваемого электронного учебника.20

Кроме стандартных компонентов электронного учебника, он должен содержать вариативную и инвариантную части:

  •  инвариантная часть представляет собой фундаментальные образовательные объекты, а также наиболее важные технологии деятельности, которыми должны овладеть ученики в процессе изучения электронного учебника, чаще всего выраженные структурой учебного материала;
  •  вариативная часть представляет собой конструируемое автором содержание учебника.

Таким образом, можно сделать вывод, что один и тот же электронный учебник будет представлен в двух версиях – для преподавателя и для обучающегося:

  •  преподавателю необходимо постоянно  обновлять и дополнять текст новой информацией, данными или определенными приложениями;
  •  ученик имеет возможность дополнить учебник какими-либо работами и текстами первоисточников. Данный вид учебника остается только в архиве обучаемого.

В основу построения электронного учебника заложена определенная гипертекстовая структура, которая, в свою очередь, обеспечивает электронный просмотр больших объемов текстовой и графической информации.21 Кроме того, гипертекстовая структура позволяет осуществлять быстрый поиск необходимых данных по определенным признакам.

Широкое распространение также получает система гипермедиа.22 Этот термин представляет собой определенный способ организации мультимедиа: текста, звука, графики, мультипликации, видео. Образное восприятие учебного материала оказывает именно взаимное согласование голоса лектора, музыкального и шумового сопровождения (рис. 2.1.1) Именно подобный способ подачи информации позволяет оказать определенное эмоциональное воздействие на ученика, а также передать глубокие данные в представленной области.

Рисунок 2.1.1 - Структура электронного учебного пособия

Сбор информации для создания электронного учебника по определенному курсу может продолжаться в течение нескольких лет.23 Сюда входят также электронные тесты преподавателя, разработанные им при подготовке к занятиям. Большую роль играют отсканированные материалы различных изданий, используемые в учебном процессе. Пригодиться могут даже материалы, найденные в Интернете. Кроме того, в содержание книги включаются индивидуальные работы учащихся.24

Можно выделить несколько этапов создания электронного учебника:

  •  выбор необходимых источников информации;
  •  создание и заключение договоров с авторами о праве на переработку;
  •  разработка содержания и перечня определений;
  •  переработка информационных текстов в модули по разделам;
  •  реализация гипертекста в электронной форме;
  •  разработка компьютерной поддержки;
  •  выбор информационного материала для мультимедийного воплощения;
  •  разработка и реализация звукового сопровождения;
  •  подготовка материала для дальнейшей визуализации;
  •  визуализация материала.

Если рассматривать создание электронного учебника с позиции автора, то выделяют следующие этапы:

  •  разработка теоретической модели содержания и освоения материала;
  •  подготовка наполнения электронного учебника (рисунки, схемы, диаграммы, таблицы);
  •  создание плана работы обучаемого с материалом;
  •  разделение материала на статьи;
  •  организация последовательности изучения материала;
  •  создание методики контроля знаний по определенному предмету;
  •  разработка блок-схемы гипертекстового учебного пособия;
  •  разработка экзаменационных вопросов и тестов.

После того, как электронный учебник создан, необходимо проверить, все ли разделы учтены.25 Проверить наличие необходимых компонентов можно по следующему плану:

  •  общие сведения об учебнике, а также о его разделе;
  •  название учебника, определенное количество часов для его обучения;
  •  как данная литература может пригодиться разработчикам;
  •  для кого предназначен учебник (здесь необходимо рассмотреть статус, возраст, образование, географию, наличие определенного уровня подготовки);
  •  информация о каждом разделе учебника (название, количество часов на изучение, какова его роль в электронном учебнике);
  •  информация о возможном аналоге данного учебника, а также о его авторах;
  •  рекомендации по способу использования учебника.

Кроме того, рекомендуется рассмотреть учебник с педагогической точки зрения:

  •  наличие идеи, отражающей специфику данного раздела;
  •  титульная форма начала раздела;
  •  определенные цели раздела (для учащихся и для педагога, а также их совместные цели);
  •  определение типа раздела;
  •  содержание раздела и основные технологии по его освоению;
  •  наличие заданий и упражнений для обучающихся;
  •  определение форм занятий по разрабатываемому разделу;
  •  определение способа оценки результатов обучения по определенному разделу;
  •  перечень необходимых технических характеристик (компьютерная платформа, программное обеспечение и т.п.);
  •  определение организационных особенностей изучения раздела.

После того, как учебник создан, необходимо позаботиться о защите авторских прав от несанкционированного копирования материалов.26  Кроме того, необходимо позаботиться о защите авторских прав в том случае, если преподаватели будут вносить свои изменения в электронную версию учебника.

Обязательным критерием ввода в эксплуатацию электронного учебника является контроль качества, который, в свою очередь, определяется как совокупность характеристик продукта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.27

Чаще всего пользователи электронного учебника – школьники и студенты. Многие из них будут обучаться самостоятельно, вне учебного заведения и с минимальной поддержкой педагога. Необходима такая разработка контента электронного учебника, чтобы у обучаемого была возможность получить необходимые знания согласно своему ритму жизни. Главный вопрос, на который необходимо ответить при оценке качества электронного учебника: сможет ли обучающийся изучить курс самостоятельно и эффективно.

Таким образом, говоря об оценке качества электронного учебника, следует обратить внимание на контент курса и на удобство с точки зрения пользователя.

Хороший контент должен включать в себя несколько подпунктов:

  •  руководство по изучению дисциплины, содержащее наиболее полные указания того, как достичь целей изучения данного курса, а также список обязательной и дополнительной литературы;
  •  календарный план обучения, позволяющий дополнить руководство конкретными датами и последовательностью изучения;
  •  учебное пособие, представляющее собой традиционный учебник, представленный в электронном виде.

При оценке качества также следует обратить внимание на представление текста:

  •  текст должен легко читаться;
  •  текст должен быть оптимального размера (не мелкий, не крупный);
  •  текст должен быть темнее фона;
  •  должны быть соблюдены нормы расстояния между абзацами и поля;
  •  представленная в тексте информация должна быть подкреплена графиками, схемами и иллюстрациями;
  •  необходимо наличие краткого содержания, а также общих сведений;
  •  необходимо, чтобы электронный учебник был проверен экспертами на соответствие учебному плану;
  •  необходимо наличие перечня дополнительных источников информации.

Кроме того, качественный электронный учебник может быть дополнен различными презентациями и видеороликами. Они могут быть выполнены в любом формате, главное, чтобы они были понятными и не слишком яркими.

Важно отметить, что «присутствие» педагога в электронном учебнике крайне необходимо.28 Взаимодействие ученика и педагога может осуществляться с использованием локальной сети, по сети Интернет, а также посредством определенных сменных носителей.


2.2 Алгоритм работы с электронным учебником

Как только электронный учебник создан и готов к использованию, необходимо определить дальнейший алгоритм работы с ним. Существует несколько вариантов:

  •  обучение без проверки;
  •  обучение с проверкой, оформленной в конце каждой главы, позволяющей определить степень усвоения материала;
  •  тестовый контроль, ориентированный на итоговую оценку полученных знаний.

Рассмотрим детально несколько вариантов использования электронных учебников:

  •  Вариант №1.   

Данный вариант предполагает использование электронного учебника при изучении нового материала, а также дальнейшего его закрепления. Опрос учащихся происходит по традиционной методике. Как только начинается процесс изучения нового материала, ученики садятся парами у компьютера и работают со структурной единицей параграфа по плану педагога.29

  •  Вариант №2.   

Этот вариант предполагает использование электронного учебника на этапе закрепления материала, под руководством педагога. Изучение нового материала происходит обычным способом, на уроке.

  •  Вариант №3.   

Данный вариант предполагает использование электронного учебника с целью повторения и обобщения изученного материала. Этот вариант подходит для итогового повторения материала.

  •  Вариант №4.   

Данный вариант подходит для самостоятельного изучения нового материала, а также для составления по его итогам структурной формулы параграфа. Работа ориентирована на группу учащихся в количестве 3-4 человек. В завершении занятия ученики обращаются к электронной версии материала, сравнивая ее с имеющимися материалами.

  •  Вариант №5.   

Этот вариант используется в качестве контроля усвоения материала. Результаты контроля (тестирования) фиксируются и обрабатываются компьютером. По итогам тестирования можно судить о том, на сколько процентов материал усвоен учеником, какой материал необходимо доработать.30 На основе полученной информации учитель имеет возможность управлять процессом обучения.

На рисунке 2.2.1 можно ознакомиться с общим маршрутом пользователя электронного учебника.

Рисунок 2.2.1 – Общий маршрут пользователя электронного учебника

Таким образом, можно сказать, что современные интернет-технологии открывают новые возможности перед учащимися в области изучения различных курсов.31 Их использование позволяет выявить уровень усвоения материала учащимися, что очень важно в процессе обучения.

При использовании электронных учебников происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый обучающийся воспринимает информацию в своем темпе, по своему плану и в соответствии со своими индивидуальными особенностями.


Глава 3. Использование электронного учебника в процессе правового обучения школьников

На сегодняшний день ситуация такова, что знания стремительно устаревают. И сейчас ценятся отнюдь не сами знания, а, скорее, умение работать с информацией.  

В наше время школьники требуют совершенно иного подхода к себе.    Они мало читают, что, конечно же, не нравится педагогам, но, в то же время, они более склонны к восприятию визуальной и условно-графической информации. Именно здесь на помощь приходят электронные учебники, которые, в свою очередь, позволяют эффективно усвоить материал ученикам, независимо от их способностей и уровня подготовки. Благодаря использованию электронного учебника происходит наиболее глубокое восприятие и запоминание материала. Такой урок проходит более эмоционально и приносит немало пользы. Именно благодаря использованию электронного учебника легко организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и самостоятельную работу в группах. Педагог имеет возможность обратить внимание школьников на определенные более существенные моменты, демонстрируя мультимедийные лекции. Кроме того, учитель может осуществлять подачу материала в необходимом ему порядке, отступая от того, который предлагает учебник.

Прежде чем задавать методологическую основу конструирования электронного учебника, необходимо четко определить, для какой именно образовательной системы он будет служить.32

Если говорить о том, что электронный учебник будет предназначен для личностно-ориентированного обучения, то, соответственно, его структура и содержание будут представлены именно в той форме, которая способна обеспечить учет индивидуальных качеств каждого студента.

Обязательной процедурой при использовании электронного учебника в образовательной деятельности является его подготовка к эксплуатации, в которую входят тестирование, а также написание необходимых инструкций. Также, при необходимости, возможна доработка методической части.

Электронное обучение может сочетаться с традиционным.33 Такое обучение называют смешанным. В процессе смешанного обучения электронный учебник позволяет:

  •  использовать на занятиях материал, возможно, меньший по объему, но наиболее важный по содержанию;
  •  освободить педагога от утомительной проверки домашней работы, каких-либо расчетов и проверочных (контрольных) работ – эту работу выполняет компьютер;
  •  оптимизировать количество примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и выступающих в качестве домашнего задания;
  •  индивидуализировать работу школьников в части домашних и контрольных работ;
  •  проводить занятия в форме самостоятельной работы за компьютерами, где педагог выступает в роли руководителя;
  •  быстро и эффективно организовать контроль знаний учащихся.

Если же речь идет о дистанционном образовании, то здесь электронный учебник выступает, пожалуй, основным  средством обучения. Поэтому, очень важно, чтобы в его содержание были включены подробные методические рекомендации, определенные системы тестирования, различные ситуативные задания, а также задания для определенной креативной деятельности.34

При смешанной форме обучения проверить полученные знания обучающихся, почерпнутые из электронного учебника, можно традиционными методами: опрос на занятии, контрольные работы, экзамены. Также, проверку знаний можно осуществить с помощью тестов на компьютере. В системе дистанционного образования проверка знаний, чаще всего, организована с помощью тестов, практических и творческих заданий.

Электронный учебник представляет собой комплексную информационную модель образовательного процесса.35 В нем отображаются определенные этапы обучения, такие как постановка задач, раскрытие путей их решения, подача информации, закрепление и контроль.

Главная функция электронного учебника - выступать средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование обучающихся.36

Электронный учебник должен соответствовать определенной структуре:

  •  первый параграф должен мотивировать учащихся к определенной деятельности, привлекая в нее личный опыт;
  •  второй параграф должен быть ориентирован на концепцию темы всего материала;
  •  третий параграф должен обозначить главные проблемы темы;
  •  четвертый параграф должен быть ориентирован на планирование индивидуальной программы по представленной теме;
  •  последующие параграфы должны раскрывать основные вопросы по теме;
  •  в заключении рекомендовано наличие параграфов, ориентированных на обобщение и оценку полученных результатов.

Рассмотрим более детально процесс преподавания у школьников.

Основные цели применения электронного учебника в процессе преподавания:

  •  достигнуть наиболее глубокого запоминания учебного материала благодаря образному восприятию;
  •  сделать урок более эмоциональным;
  •  организовать возможность самостоятельной деятельности школьников;
  •  развить творческую активность учащихся;
  •  организовать самостоятельную работу в группах.

Основные задачи, которые необходимо выполнить в ходе процесса обучения:

  •  нахождение необходимых источников информации;
  •  выявление причинно-следственных связей;
  •  обобщение и сравнение;
  •  систематизация и классификация полученных знаний.

Ученик, получая задание от педагога, получает также дополнительный материал (литературу), необходимую для его решения.37 При работе с материалами электронных учебников преподаватель имеет возможность контролировать определенные умения учащихся такие как:

  •  способность оценить различные суждения;
  •  изучение и понимание определенных терминов и понятий;
  •  способность анализировать и классифицировать полученную информацию;
  •  способность работать с информацией в определенных знаковых системах, таких как схемы, таблицы, диаграммы и т.п.;
  •  способность формулировать свои собственные суждения и аргументы.

Электронный учебник позволяет эффективно усвоить материал ученикам, независимо от их уровня способностей и подготовки.38 Наиболее важная особенность пособия заключается в том, что оно представляет собой комплексную обучающую программу, реализующую алгоритм обучения.

Алгоритм обучения школьников:

  •  изучение нового материала с использованием мультимедийных лекций и материалов;
  •  работа с различными источниками для поиска ответов на вопросы, поставленные к определенным текстам;
  •  проверка усвоения нового материала с помощью тестирования, расположенного в конце каждого параграфа;
  •  закрепление пройденного материала путем выполнения творческих заданий.

В практике преподавания правовых дисциплин в школе рекомендуется использование определенных вариантов подачи информации, таких как:

  •  диаграммы, схемы;
  •  уроки, которые сочетают в себе рассказ учителя и групповую работу учеников;
  •  различные материалы, необходимые для творческой работы учащихся, такие как мини-проекты, эссе, опросы и контроль знаний учеников;
  •  индивидуальная работа с таблицами и диаграммами, их анализ и обобщение результатов.

При преподавании правовых дисциплин в школах большую помощь оказывают специальные диски, на которых представлена информация о наиболее популярных справочных правовых системах, таких как «Гарант»39, «Кодекс»40, «Консультант плюс»41 и «Референт»42. Рассмотрим каждую из них более подробно.

  •  Правовая система «Гарант» создана для предоставления пользователю актуальной правовой информации. Обновление документов осуществляется ежедневно. Программа и обновления законодательной базы распространяются через компанию-разработчика и через дилерскую сеть из 250 компаний-распространителей в России и СНГ.
  •  Правовая система «Кодекс» ориентирована на юристов, бухгалтеров и других специалистов. Она включает в себя документы международного, федерального и регионального законодательства; законопроекты; документы органов судебной системы; комментарии, статьи и консультации по вопросам применения законодательства; справочную информацию: курсы валют, нормативы и цифровые показатели, регулируемые законодательством (МРОТ, ставки рефинансирования, ставки налогов, производственный календарь и т. д.); образцы и формы системы.
  •  Справочная правовая система «Консультант плюс» представляет собой эффективную программу, которая ориентирована на выдачу оперативных ответов на вопросы пользователей, как в части бухгалтерского учета, налогового учета, так и в принятии решения в правовых, кадровых и финансовых вопросах. Система широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учеными, студентами юридических и экономических вузов.
  •  Справочно-правовая система «Референт» ориентирована на поиск информации, организованный по нормативной базе законодательства Российской Федерации.

Умение находить информацию в данных системах является важным для получения наиболее полной и актуальной информации в области правоведения. Информация, представленная на дисках, может быть распечатана в необходимом количестве экземпляров, что очень важно при работе с правовыми документами.

Кроме того, достаточно часто на уроках правоведения пользуются рубрикой «Задачник». Здесь представлены упражнения к урокам, где можно закрепить свои теоретические знания. При ошибочном ответе всегда есть возможность вернуться к заданию, добиваясь положительного результата.

Творческие задания на уроках правоведения основываются на создании мини-проектов. Выполняя такого рода задания, ученик учится анализировать, сопоставлять и сравнивать.

При выполнении каких-либо определенных тестовых заданий, чаще всего ученики испытывают некие трудности при работе с вопросами, где необходимо сделать определенные выводы, опираясь на данные диаграммы, графика, при работе с вопросами к тексту документа и при написании эссе.  В электронном учебнике размещен материал, позволяющий найти ответы практически на все вопросы.

Таким образом, школьник становится активным участником процесса, а не только пассивным слушателем теоретической информации.

Для того чтобы наглядно рассмотреть использование электронного учебника, мною был разработан план занятия и сам учебник. Тот, по которому мне бы хотелось преподавать.


План-конспект урока по ювенальному праву

Учащиеся: 9 класс средней образовательной школы.

Время занятия: 1 час.

Место проведения: класс, оборудованный специальными устройствами.

Тема: Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего. Права и свободы ребенка.

Цель:

- развитие навыков и умений использования электронного учебника в процессе изучения ювенального права, с целью сделать процесс обучения более удобным и интересным.

Задачи:

  •  Образовательные:

- познакомить учащихся  с системой ювенального права в РФ;

- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие ювенальные отношения в РФ;

- расширить кругозор, введя в их сознание новые термины и понятия.

  •  Развивающие:

- развитие умения анализировать большой объем информации;

- развитие умения применять полученные знания на практике;

- умение работать со справочными правовыми системами;

- умение получать новые знания, применяя электронный учебник.

  •  Воспитательные:

- воспитание патриотизма и уважения к своим правам и обязанностям;

- повышение правовой грамотности учащихся.

Оборудование: персональная электронная книга, электронный учебник, наушники, экран, наличие выхода в сеть Интернет.

Форма занятия: комбинированная – лекция, беседа, практическое задание.

План занятия:

  1.  Проверка домашнего задания: устный опрос, работа с задачами.
  2.  Введение в новую тему: конституционно-правовой статус ребенка.
  3.  Работа с таблицами: права, свободы и обязанности ребенка.
  4.  Практическое задание: работа с видеороликами, выполнение заданий.
  5.  Подведение итогов: составление выводов урока.
  6.  Проработка домашнего задания на следующий урок.

Ход занятия:

Организационные моменты. Занятия проходят в кабинете, оснащенном персональными электронными книгами.

Преподаватель приветствует учащихся:

«Добрый день, класс! Сегодня мы продолжим изучать предмет ювенальное право.  И прежде, чем перейдем к новой теме, мы поверим домашнее задание. Дома вам было необходимо повторить изученные ранее термины и определения, а так же решить ряд задач. Сейчас мы проведем устный опрос, затем разберем задачи».

Необходимо дать определения: что такое предмет ювенального права, система и источники ювенального права, привести примеры органов, регулирующих ювенальные отношения. Учащиеся дают определения, а преподаватель оценивает устную работу класса.

Для того чтобы проверить задачи, учащиеся заблаговременно отправили их преподавателю. Специальная программа выполнила проверку и установила допущенные ошибки, а также время, которое было затрачено на их решение.

На уроке преподавателю необходимо провести работу над ошибками и дать детальное разъяснение каждой из задач. Вот пример одной из задач:

«На железнодорожной станции несовершеннолетними был разбит семафор. Камеры видеонаблюдения зафиксировали личности преступников. На первый взгляд им не более 14 лет. Начальник станции обратился в полицию с заявлением о причинении имущественного вреда.

Укажите название государственного органа, занимающегося подобными преступлениями».

После этого переходим к новой теме: «Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего. Личные права и свободы ребенка».

Ученики ведут конспект урока. Тему и основные моменты записывают в тетрадь.

Преподаватель начинает изложения нового материала и просит открыть 5 параграф электронного учебника. Новая тема изложена в виде текста и таблицы: «Права и свободы ребенка». Преподаватель объясняет новую тему и для закрепления материала предлагает выполнить задание: в учебнике размещен видеоролик – отрывок из мультфильма «Чиполино», где из своего домика вытаскивают Чиполино. Ниже расположено задание: посмотрите ролик и ответьте на вопрос:  какое право Чиполино было нарушено?

Ребята при помощи электронного учебника и наушников смотрят ролик и выполняют задание.

Ниже расположен еще один отрывок из мультфильма «Буратино», где главный герой идет в школу. Задание аналогичное: посмотрите отрывок из мультфильма и скажите, каким правом воспользовался Буратино?

После выполнения задания, проверка происходит автоматически. Преподаватель тем временем начинает вести дискуссию о правах ребенка и проводит работу над ошибками. Отличившимся ребятам выставляет оценки по ходу урока.

На следующей странице учебника располагается следующее задание: предложен ряд незаконченных фраз и предложений, из которых нужно составить выводы урока. Например, «Каждый ребенок имеет право на ...; право на жизнь приобретается …;  право на образование …». После того, как задание выполнено, необходимо его озвучить и записать в тетрадь.

Далее преподаватель просит выбрать раздел электронного учебника: домашнее задание.

К следующему уроку необходимо привести примеры из вашей жизни или жизни ваших знакомых, где нарушались права ребенка (3 - 5 примеров). Пользуясь справочной правовой системой (гарант, консультант и др.), необходимо найти какая именно норма права была нарушена со ссылкой на статью нормативно-правового акта.

Преподаватель озвучивает домашнее задание и дает пояснение по возникающим вопросам. Также, отмечает отличившихся учеников и выставляет оценки. На этом заканчивает  урок.

Анализ занятия по ювенальному праву

Урок по ювенальному праву на тему: «Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего. Права и свободы ребенка» запланирован в основной рабочей учебной программе.

Целью занятия является развитие навыков и умений использования электронного учебника в процессе изучения ювенального права, с целью сделать процесс обучения более удобным и интересным.

Занятие проходит в кабинете, который оборудован электронными книгами с выходом в интернет, а так же наушниками, колонками и большим экраном. Для проведения занятий по ювенальному праву, мною был разработан свой электронный учебник, в котором информация изложена в интересном и удобном для учеников виде.

На мой взгляд, учебник по ювенальному праву для учащихся 9 класса не должен содержать ничего лишнего. Информация должна быть такой, чтобы ребята смогли понять и применять её в жизни.  Давать им объемные тексты законов я не считаю нужным, так как главной задачей моего учебника является знакомство детей с их правами и возможность научиться применять полученные знания в жизни.  

Мой курс изучения ювенального права состоит из 17 занятий и 10 параграфов, где предусматриваются лекционные занятия, занятия – практикумы, а так же семинары и дискуссии.

Ювенальное право для школьников

Автор:  Иванов Григорий Александрович

Екатеринбург, 2015 год

Содержание

Введение.

Обращение к учащимся.

  1.  Понятие, предмет и источники ювенального права.

Домашнее задание для контроля знаний: тест

  1.  Методы и система ювенального права. Ювенальная политика в России.

Домашнее задание для контроля знаний: составить схему: система ювенального права.

  1.  Органы, регулирующие ювенальные отношения в РФ.

Домашнее задание для контроля знаний: задачи

  1.  Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего. Права и свободы ребенка.

Домашнее задание для контроля знаний: привести примеры из жизни, где нарушались права ребенка. При помощи справочных правовых систем указать, какая из норм права была нарушена со ссылкой на источник нормативно-правового акта.

  1.  Правовые отношения несовершеннолетних в сфере гражданских отношений.

Домашнее задание для контроля знаний: групповое задание – подготовка презентаций.

  1.  Несовершеннолетние по семейному праву.

Домашнее задание для контроля знаний: групповое задание  -  разработать деловую игру.

  1.  Трудовое право и несовершеннолетние.

Домашнее задание для контроля знаний: составить трудовой договор.

  1.  Ответственность несовершеннолетних по административному праву.

Домашнее задание для контроля знаний: придумать собственные меры пресечения за административные правонарушения.

  1.  Уголовное право среди несовершеннолетних.

Домашнее задание для контроля знаний: сделать подборку самых распространённых статей УК РФ, по которым были осуждены несовершеннолетние.

  1.   Контрольный срез знаний по ювенальному праву.

Заключение.

Список литературы.

В каждом параграфе рассматриваются основные понятия по теме. Излагается все простым, доступным для восприятия школьниками языком, с применением схем, диаграмм, таблиц. Также, в каждом параграфе есть практикум, который ученики выполняют прямо на уроке. Это позволяет закрепить изученный материал. Задания подобраны таким образом, чтобы ученики могли провести параллель с ними и применять знания в своей жизни. Более подробно это можно рассмотреть ниже, на примере одного из уроков.

В моем электронном учебнике информация изложена не только в текстовом виде, но и с применением мультимедиа технологий: аудио и видео информации. Все это в совокупности помогает ученикам при изучении ювенального права находиться в своей стихии. Ведь дети XXI века - это дети нано-технологий. Они не представляют своей жизни без компьютера и Интернета. Применение электронного учебника делает процесс изучения ювенального права очень привлекательным для молодежи.

Далее я продемонстрирую один из уроков ювенального права с применением моего электронного учебника.

Поскольку кабинет, в котором проходит занятие, оснащен большим количеством электроники, учащиеся изначально чувствуют себя уверенно. После начала урока, мы не забудем и про традиционные формы проверки домашнего задания – проведем устный опрос. Затем мы сразу воспользуемся электронным учебником. Задачи, разработанные для выполнения домашнего задания, были с использованием проблем, касающихся подростков. А решение задачи при помощи электронного учебника и Интернета, делает его выполнение быстрым, удобным, а главное качественным. Ведь при выполнении задания выставляется лимит времени - 5 минут. А это значит, что ученик не успеет воспользоваться Интернетом для поиска информации.

На уроке, благодаря электронному учебнику, происходит экономия времени: нет необходимости в подготовке и распечатке раздаточного материала, времени на  его раздачу и последующий сбор с учащихся. Также, нет необходимости в поиске нужного параграфа или темы - электронный учебник обладает памятью. Он запомнит на какой странице остановился ученик. Помимо этого, электронный учебник устроен так, что преподавателю нет необходимости в проверке заданий. Программа сама отследит и выявит ошибки. Это экономит время и позволяет преподавателю больше внимания уделять учениками для объяснения материала, нежили для «бумажной работы».

Далее, в учебнике находится задание, которое предлагается к выполнению. Это отрывок из мультфильма. Потому как подача информации меняется с текстовой на видео и аудио, это разряжает обстановку. Ученики становятся более расслабленными. А сам ролик предполагает преподнесение информации в шуточной форме, что делает изучение столь не простого предмета более легким.

К концу урока необходимо подвести итоги. Мой электронный учебник предполагает не только прочтение информации в готовом виде, но и мозговой штурм. Ребятам необходимо самостоятельно составить выводы по теме урока. Такой вид деятельности развивает мышление, умение анализировать информацию, опять же, удобным для них способом – с применением электронного учебника.

Для выполнения следующего задания ребята должны воспользоваться справочными правовыми системами. Доступ к ним они имеют прямо из учебника. Это экономит время и силы ученика.

Кроме того, происходит индивидуализация обучения. Поскольку, выполняя домашнее задание, ученик отправляет его посредством сети Интернет преподавателю одним нажатием на клавишу: «отправить на проверку». Это, опять же, экономит время и делает работу боле удобной – не нужно заходить на дополнительные сайты и сервисы для отправки заданий. Преподаватель может общаться напрямую с учеником, указывать на его ошибки. Ученик, в свою очередь, всегда может задать вопросы.

Благодаря моему электронному учебнику мы увидели, как можно преобразовать преподавание правовых дисциплин в школе. Электронный учебник делает процесс обучения интересным, удобным, более быстрым и привлекательным для школьников. Уроки с использованием электронного учебника проходят более ярко и насыщено. Это порождает большой интерес среди подростков. Помимо этого, электронный учебник способствует более глубокому восприятию материала и более быстрому его усваиванию.


Заключение

В ходе выполнения дипломной  работы были решены все поставленные задачи, а именно:

  •  рассмотрены предпосылки индивидуализации обучения школьников в процессе использования электронного учебника;
  •  проведен анализ обучения школьников в процессе использования электронного учебника;
  •  рассмотрено наглядное использование электронного учебника в процессе правового обучения школьников.

Первая глава дипломной работы определяет понятие электронного учебника, его плюсы и минусы, а также его необходимость при индивидуализации правового обучения школьников. Кроме того, были выявлены педагогические и психологические основы индивидуализации обучения учащихся.

Вторая глава была посвящена способу создания электронного учебника. Были определены основные критерии для создания учебника, который будет эффективен при преподавании в школе. Кроме того, был выявлен алгоритм работы с электронным учебником.

В третьей главе дипломной работы рассмотрены способы использования электронного учебника в преподавании правовых дисциплин.

Даже самый лучший электронный учебник не способен заменить книгу. И наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, должно побуждать учащегося взяться за книгу.43

Поэтому, создавая электронный учебник, недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией, большим количеством иллюстраций и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.44

Задача электронного учебника – максимально облегчить понимание и запоминание наиболее важных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.45 Текстовая составляющая должна быть ограничена — ведь остаются обычный учебник, бумага и ручка для углубленного изучения уже освоенного на компьютере материала.46

Говоря об индивидуализации правового обучения школьников важно отметить, что современные электронные учебники, чаще всего, ориентированы на категорию людей, не обладающих какими-либо навыками. Достаточно остро на сегодняшний день стоит вопрос о разработке учебников личностно-ориентированного типа. Один из путей конструирования учебника личностно-ориентированного типа заключается в совершенствовании традиционных учебников путём замены содержащихся в них информативно-теоретических заданий и вопросов на творческие и продуктивные.47 Материал учебника необходимо дополнять определенными вариантами решений рассматриваемых вопросов без явного предпочтения или выбора из них «правильного».48 Освещение изучаемых вопросов должно быть рассмотрено с нескольких различных точек зрения. Именно тогда ученики будут иметь возможность выбора и самовыражения своей позиции, что очень важно в вопросе индивидуализации обучения. Другой путь конструирования учебника заключается в принципиальном изменении структуры содержания и формы учебника.49 Основа личностно-ориентированного обучения как раз представляет собой разделение внешнего и внутреннего содержаний образования, поэтому необходимо, чтобы была возможность добавить в учебник материал, создаваемый учащимся.

Таким образом, произойдет переход к открытому образованию. Открытое образование представляет собой систему организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.50 Основа открытого образования – целенаправленная, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который имеет возможность учиться в удобном месте в удобное время, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта.

Таким образом, можно смело сказать, что уровень образования станет иным. Изменятся не только стимулы к обучению, но и формы образовательного процесса, его содержание. Главным результатом изменений в сфере образования станет новое качество жизни граждан в обществе, обучаемые приобретут навыки учиться на протяжении всей жизни и постоянно пополнять и совершенствовать свои знания. Подготовка специалистов окажется максимально приближенной к реальным условиям их деятельности. Использование информационных технологий позволит им не только сохранять свой уровень квалификации, но и постоянно повышать его.


Список использованных источников

  1.  Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. Коммуникации - М.: Вестник, 1997. – 94 с.
  2.  Алгазинов Э.К. Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем - М.: Диалог-МИФИ, 2009. – 94 с.
  3.  Алгинин Б.Е., Киселев Б.Г. и др. Концепция информатизации образования – М.: Информатика и образование, 1990. – 11 с.
  4.  Алешин Л.И. Информационные технологии - М.: Литера, 2008. – 14 с.
  5.  Антопольский А.Б., Маркарова Т.С., Данилина Е.А. Правовые и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек - М.: ИНИЦ, 2008. – 112 с.
  6.  Балдин К.В. Информационные системы в экономике - М.: ИНФРА-М, 2012. – 56 с.
  7.  Безручко В. Т. Информатика курс лекций: Учебное пособие - М.: ИНФРА – М, 2013. – 109 с.
  8.  Бент Б., Андерсен. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс – М.: Дрофа, 2007. – 122 с.
  9.  Бурьков Д.В. Практикум по информатике - М.: Дашков и К, 2010. – 87 с.
  10.  Власов В.К., Королев Л.Н. Элементы  информатики./ Под. Ред. Л.Н. Королева - М.: Наука, 2008. – 87 с.
  11.  Волков В. Современные мультимедиа – М.: Компьютер ИНФО, 2001. – 44 с.
  12.  Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки – М.: Радио и связь, 2004. – 208 c.
  13.  Гребенюк Е.И. Технические средства информатизации - М.: Академия, 2011. – 36 с.
  14.  Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация - М.: Логос, 2000. – 23 с.
  15.  Денисов А., Вихарев И., Белов А. Самоучитель Интернет – Спб: Питер, 2001. - 174 с.
  16.  Емельянова Н.З. Проектирование информационных систем – М.: Форум, 2011. – 101 с.
  17.  Жигалов И.Е., Таннинг Ж.Ф. Интеллектуальные программные средства для дистанционного обучения //Проблемы дистанционного обучения: региональная научно-методическая конференция - Иваново: ИГХТУ, 2000. – 5 с.
  18.  Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин)  - Астрахань: ЦНТЭП, 1999. - 320 с.
  19.  Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании - М.: Мир, 2011. - 182 с.
  20.  Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании - М.: Академия, 2008. – 27 с.
  21.  Игрунова С.В. Информатика - Белгород: БелГУ, 2008. – 107 с.
  22.  Каймин В.А. Информатика - М.: ИНФРА-М, 2012. – 77 с.
  23.  Колмыкова Е.А. Информатика - М.: Академия, 2008. – 29 с.
  24.  Кудряшов Б.Д. Теория информации - СПб.: Питер, 2009. – 69 с.
  25.  Кураков Л.П., Лебедев Е.К. Информатика – М.: Вуз и школа, 2009. – 402с.
  26.  Курганская Г.С. Система дифференцированного обучения через Интернет – Иркутск:  ИГУ, 2000. - 70 с.
  27.  Макарова Н. В., Волков В. Б.Информатика: Учебник для вузов – СПб: Вестник, 2011. – 33 с.
  28.  Маторин С.И. Информационные системы - Белгород: БелГУ, 2007. - 59 с.
  29.  Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы - М.: Академия, 2011. - 93 с.
  30.  Мельников В.П. Информационные технологии - М.: Академия, 2009. – 100 с.
  31.  Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник - М.: Юристъ, 1998. – 28 с.
  32.  Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности - М.: Академия, 2011. – 63 с.
  33.  Монахов М.Ю., Шалыгина И.В., Жигалов И.Е. и др. Технические и гуманитарные аспекты информационных образовательных сетей и сред: Монография – Владимир: ВлГУ-ВИУУ, 2001. - 123 с.
  34.  Партыка Т.Л. Операционные системы и оболочки - М.: Форум, 2011. – 81 с.
  35.  Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – 2-е изд. Доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 117 с.
  36.  Правовая система «Гарант» - http://www.garant.ru/
  37.  Правовая система «Кодекс» - http://www.kodeks.ru/
  38.  Правовая система «Консультант плюс» - http://www.consultant.ru/
  39.  Правовая система «Референт» - https://www.referent.ru/
  40.  Раневская М. А. Компьютерные технологии в дизайне среды - М.: ИНФРА – М, 2012. – 304 с.
  41.  Рогозин В. Правовая информатика. Курс лекций / В.Рогозин - М.: МНЭПУ, 2005. - 148 с.
  42.  Свириденко С.С. Информационные технологии. Курс лекций для гуманитарных вузов – М.: Вестник, 2007. – 53 с.
  43.  Симонович С. В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие - М.: АСТпресс, 1999. – 23 с.
  44.  Степанов В.И. Роль дисциплин «информатика» и «правовая информатика» в развитии правовой информатизации общества. Выпуск №11 / В.И.Степанов – М.: Вестник ТГПУ, 2006. – 10 с.
  45.  Ташков П.А. Компьютер. Энциклопедия - СПб.: Питер, 2009. – 92 с.
  46.  Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании — М.: Дашков и Ко, 2009. – 111 с.  
  47.  Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя - М.: Инфра-М, 2001. – 33 с.
  48.  Холопкина Л.В. Компьютерный практикум по информатике и программированию - Воронеж: Научная книга, 2009. – 66 с.
  49.  Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В.Хуторской - М.: УНЦ ДО, 2005. - 222 с.
  50.  Яшкин В.Н. Информатика аппаратные средства персонального компьютера: Учебное пособие - М.: ИНФРА – М, 2011. – 84 с.

1 Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки – М.: Радио и связь, 2004. – 208 c.

2 Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин)  - Астрахань: ЦНТЭП, 1999. - 320 с.

3 Колмыкова Е.А. Информатика - М.: Академия, 2008. – 29 с.

4 Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник - М.: Юристъ, 1998. – 28 с.

5 Свириденко С.С. Информационные технологии. Курс лекций для гуманитарных вузов – М.: Вестник, 2007. – 53 с.

6 Партыка Т.Л. Операционные системы и оболочки - М.: Форум, 2011. – 81 с.

7 Ташков П.А. Компьютер. Энциклопедия - СПб.: Питер, 2009. – 92 с.

8 Холопкина Л.В. Компьютерный практикум по информатике и программированию - Воронеж: Научная книга, 2009. – 66 с.

9 Яшкин В.Н. Информатика аппаратные средства персонального компьютера: Учебное пособие - М.: ИНФРА – М, 2011. – 84 с.

10 Степанов В.И. Роль дисциплин «информатика» и «правовая информатика» в развитии правовой информатизации общества. Выпуск №11 / В.И.Степанов – М.: Вестник ТГПУ, 2006. – 10 с.

11 Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – 2-е изд. Доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 117 с.

12 Мельников В.П. Информационные технологии - М.: Академия, 2009. – 100 с.

13 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании - М.: Академия, 2008. – 27 с.

14 Бурьков Д.В. Практикум по информатике - М.: Дашков и К, 2010. – 87 с.

15 Макарова Н. В., Волков В. Б.Информатика: Учебник для вузов – СПб: Вестник, 2011. – 33 с.

16 Жигалов И.Е., Таннинг Ж.Ф. Интеллектуальные программные средства для дистанционного обучения //Проблемы дистанционного обучения: региональная научно-методическая конференция - Иваново: ИГХТУ, 2000. – 5 с.

17 Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство соц. Коммуникации - М.: Вестник, 1997. – 94 с.

18 Безручко В. Т. Информатика курс лекций: Учебное пособие - М.: ИНФРА – М, 2013. – 109 с.

19 Емельянова Н.З. Проектирование информационных систем – М.: Форум, 2011. – 101 с.

20 Волков В. Современные мультимедиа – М.: Компьютер ИНФО, 2001. – 44 с.

21 Антопольский А.Б., Маркарова Т.С., Данилина Е.А. Правовые и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек - М.: ИНИЦ, 2008. – 112 с.

22 Курганская Г.С. Система дифференцированного обучения через Интернет – Иркутск:  ИГУ, 2000. - 70 с.

23 Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании - М.: Мир, 2011. - 182 с.

24 Рогозин В. Правовая информатика. Курс лекций / В.Рогозин - М.: МНЭПУ, 2005. - 148 с.

25 Кудряшов Б.Д. Теория информации - СПб.: Питер, 2009. – 69 с.

26 Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя - М.: Инфра-М, 2001. – 33 с.

27 Маторин С.И. Информационные системы - Белгород: БелГУ, 2007. - 59 с.

28 Симонович С. В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие - М.: АСТпресс, 1999. – 23 с.

29 Каймин В.А. Информатика - М.: ИНФРА-М, 2012. – 77 с.

30 Игрунова С.В. Информатика - Белгород: БелГУ, 2008. – 107 с.

31 Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация - М.: Логос, 2000. – 23 с.

32 Бент Б., Андерсен. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс – М.: Дрофа, 2007. – 122 с.

33 Мезенцев К.Н. Автоматизированные информационные системы - М.: Академия, 2011. - 93 с.

34 Раневская М. А. Компьютерные технологии в дизайне среды - М.: ИНФРА – М, 2012. – 304 с.

35 Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В.Хуторской - М.: УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

36 Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности - М.: Академия, 2011. – 63 с.

37 Балдин К.В. Информационные системы в экономике - М.: ИНФРА-М, 2012. – 56 с.

38 Алгинин Б.Е., Киселев Б.Г. и др. Концепция информатизации образования – М.: Информатика и образование, 1990. – 11 с.

39 Правовая система «Гарант» - http://www.garant.ru/

40 Правовая система «Кодекс» - http://www.kodeks.ru/

41 Правовая система «Консультант плюс» - http://www.consultant.ru/

42 Правовая система «Референт» - https://www.referent.ru/

43 Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании — М.: Дашков и Ко, 2009. – 111 с.  

44 Монахов М.Ю., Шалыгина И.В., Жигалов И.Е. и др. Технические и гуманитарные аспекты информационных образовательных сетей и сред: Монография – Владимир: ВлГУ-ВИУУ, 2001. - 123 с.

45 Кураков Л.П., Лебедев Е.К. Информатика – М.: Вуз и школа, 2009. – 402с.

46 Денисов А., Вихарев И., Белов А. Самоучитель Интернет – Спб: Питер, 2001. - 174 с.

47 Гребенюк Е.И. Технические средства информатизации - М.: Академия, 2011. – 36 с.

48 Власов В.К., Королев Л.Н. Элементы  информатики./ Под. Ред. Л.Н. Королева - М.: Наука, 2008. – 87 с.

49 Алешин Л.И. Информационные технологии - М.: Литера, 2008. – 14 с.

50 Алгазинов Э.К. Анализ и компьютерное моделирование информационных процессов и систем - М.: Диалог-МИФИ, 2009. – 94 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT 53


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42514. Изучение релаксационных электрических колебаний с помощью электронного осциллографа 113.5 KB
  Основная особенность неоновой лампы заключается в том что она начинает проводить ток только при определённой разности потенциалов Uз между её электродами. Если напряжение на электродах лампы U Uз ток через лампу не идёт так как неон является диэлектриком. В этом случае внутреннее сопротивление Ri лампы очень велико. При разности потенциалов Uз которая называется потенциалом зажигания лампы происходит пробой диэлектрика − через лампу идёт ток.
42515. Проверка закона ома для последовательной цепи переменного тока 143.5 KB
  Цель работы: изучить закон Ома для последовательной цепи переменного тока с омическим, ёмкостным и индуктивным сопротивлениями для уяснения сдвига фаз между током напряжением; экспериментально проверить закон Ома; научиться строить векторные диаграммы и применять их для характеристики переменного тока. Оборудование: регулятор напряжения, реостат, катушка индуктивности, батарея конденсаторов, миллиамперметр, четыре вольтметра.
42516. Определение частоты переменного тока методом резонанса 60.5 KB
  Оборудование: сонометр регулятор напряжения ЛАТР источник постоянного тока В412 реостат на 30 Ом набор грузов соединительные провода. Сущность резонансного метода определения частоты переменного тока состоит в следующем. Если по струне пропустить постоянный ток то он будет взаимодействовать с магнитным полем электромагнита и на струну будет действовать сила Ампера направление которой зависит от направления магнитного поля им тока и определяется по правилу левой руки.
42517. Определение мощности переменного тока 130 KB
  Оборудование: ваттметр электродинамической системы амперметр переменного тока вольтметр на 150 В ламповый реостат с набором ламп лабораторный автотрансформатор ЛАТР соединительные провода. Краткие теоретические сведения Мощность тока определяется как произведение силы тока на напряжение. Поскольку в случае переменного тока сила тока и напряжение изменяются по гармоническому закону то целесообразно ввести понятие мгновенной мощности равной произведению мгновенных значений силы тока и напряжения Мгновенное значение мощности...
42518. Определение индуктивности катушки 79 KB
  Оборудование: разборной школьный трансформатор реостат вольтметры постоянного и переменного тока миллиамперметр источники постоянного и переменного тока. Краткие теоретические сведения Если в проводнике меняется сила тока то в нём возникает ЭДС самоиндукции препятствующая этому изменению пропорциональная скорости изменения силы тока: 20. Таким образом самоиндукцией в 1 Гн обладает такой проводник в котором изменение силы тока на 1 А за 1 с вызывает...
42519. Изучение переходных процессов при замыкании и размыкании цепи с индуктивностью 136 KB
  Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции и самоиндукции; приобрести навыки наблюдения на экране осциллографа зависимости токов замыкания и размыкания от времени при различных индуктивностях; определить индуктивность катушки графическим методом. Оборудование: осциллограф ИО-4, реле РСМ, катушка индуктивности с сердечником; два резистора, трансформатор 220/8 В, источник постоянного тока.
42520. Определение коэффициента взаимоиндукции двух катушек 67.5 KB
  Оборудование: мост переменного тока магазин индуктивности источник переменного тока. Краткие теоретические сведения Если в проводнике изменяется сила тока то в нём возникает ЭДС самоиндукции 22. Если подключить такую катушку в цепь переменного тока то вследствие периодического изменения силы тока возникает ЭДС самоиндукции препятствующая приложенному напряжению.
42521. Снятие кривой намагничения и петли гистерезиса с помощью осциллографа 142.5 KB
  Краткие теоретические сведения Ферромагнетикам свойственно явление гистерезиса. Замкнутая кривая bcdef называется петлёй гистерезиса рис. Можно получить семейство петель гистерезиса по способу описанному ранее не доводя намагничение образца до насыщения.
42522. Определение ёмкости конденсаторов 104 KB
  Оборудование: регулятор напряжения ЛАТР миллиамперметр переменного тока на 250 мА вольтметр на 150 В конденсаторы. Если конденсатор включить в цепь постоянного тока то спустя некоторое время он зарядится т. Если конденсатор включить в цепь переменного тока то он будет перезаряжаться с частотой переменного ток и в подводящих проводах всё время будут перемещаться электрические заряды т.