99405

Проблема определения науки и метода научного познания в философии Нового времени

Курсовая

Логика и философия

Научная революция XVII века и проблемы теории познания в философии Нового времени. Критики предшествующей науки и выработка нового понимания науки. Проблема научного метода познания истины в философии Ф. Бэкона. Эмпиризм. Идея новой логики и учение об истинной индукции. Проблема научного метода познания в философии Р. Декарта. Рационализм. Правила дедуктивного метода. Учение о методологическом сомнении, врожденных идеях, интуиции, их роли в логике научной дедукции.

Русский

2016-09-12

102 KB

0 чел.

Тема:Проблема определения науки и метода научного познания в философии Нового времени

План:

  1. Научная революцияXVII века и проблемы теории познания в философии Нового времени.
  2. Критики предшествующей науки и выработка нового понимания науки
  3. Проблема научного метода познания истины в философии Ф. Бэкона. Эмпиризм. Идея новой логики и учение об истинной индукции.
  4. Проблема научного метода познания в философии Р. Декарта. Рационализм. Правила дедуктивного метода. Учение о методологическом сомнении, врожденных идеях, интуиции, их роли в логике научной дедукции.

Естественнонаучной революцией называется качественный скачок в развитии познания природы и в производственном использовании человечеством ее законов. Научная революция в естествознании, начавшаяся со второй половиныXV в., была процессом превращения науки в ведущую силу производства, началом технологического применения науки.XVII век – период возникновения и развития науки о природе как единой, систематической, экспериментальной науки. Этот этап развития естествознания соответствует промышленной революции, возникновению и формированию капиталистических отношений, преодолевающих феодальный общественный строй в Западной Европе (со 2-й половины 15 в. и кончая примерно 2-й половиной 18 в.).

Особое место в развитии систематического исследования природы занимали следующие направления:

  • естествознание началаXVII века, связанное с именами Галилея, Бэкона и др. (формирование механистического естествознания);
  • естествознание концаXVII века – началаXVIIІ века, связанное с именем Ньютона (завершение этого процесса).

Этот период в естествознании часто называют метафизическим в связи с тем, что метафизика стала в то время господствующим методом мышления. Естествознание этого периода было тесно связано с великими географическими открытиями, развитием промышленности, превращением ремесленного производства в мануфактурное. Энергетической базой такой промышленности служило тогда механическое движение. Изучение закономерностей механического движения и предопределило механический по преимуществу характер естествознания началаXVII века. С таких именно позиций химики и физики разрабатывали вXVII в. атомистическое учение (Бойль, Ньютон и др.), идею сохранения движения (Декарт) и др. Без создания в концеXVII в. анализа бесконечно малых и аналитической геометрии, опирающейся на понятие переменной величины, были бы невозможны те успехи механики и естествознания, которые подняли исследование природы до уровня науки.

Европейская философия 17-18 вв. развивалась в тесной связи с возникшим систематическим и экспериментальным естествознанием. Поэтому проблематика теории познания занимает центральное место в ней и является исходной при построении философских систем (а иногда и совпадает с самой системой). С особой остротой ставится задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое служило бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяя дать оценку этих знаний по степени их истинности.

С этим связан переход в философииXVII века от метафизики в старом смысле – как «первой философии» – к концепции общефилософского метода исследования природы – метафизике в новом смысле. Таким образом, у философовXVII в. предмет метафизики в качестве особой философской науки отделяется от предмета естествознания. Так зарождается размежевание метафизики и физики, выявляется общая тенденция обособления естественных наук. Впервые трактовку этой проблемы дал Ф.Бэкон. Однако дляXVII в. это еще только тенденция, поэтому виднейшие философы – метафизики этого периода выступают одновременно и крупнейшими естествоиспытателями (Декарт, Паскаль, Лейбниц). В то же время ряд философских систем строится в духе старой метафизики, т.е. как чисто умозрительная конструкция начал бытия (например, Мальбранш).

Таким образом, поиск метода научного познания связан с развитием опытной наукиXVII в. Разработанные физико-математических основы механики, ставшей теорией мануфактурного производства, приобрели общественное признание в качестве универсальной естественнонаучной картины мира, которая выступила отрицанием натурфилософии и метафизики в старом смысле. Новая философия понималась как общая теория, путь или метод познания мира и его преобразования в интересах человека.Поэтому метод становится главным и основным содержанием философствования этой эпохи.

Выбор разных путей достижения истинного знания обусловливает деление философовXVII в. нарационалистов и эмпириков. При этом ориентация на механико-математическое естествознание того времени, попытка применить его методы к решению философских вопросов диктует рационалистам понимание «врожденных», т.е. независимых от опыта истин разума по аналогии с геометрическими аксиомами. Из них якобы и может быть выведено все остальное знание. Эта же ориентация толкает эмпириков, напротив, к уподоблению данных чувственности своеобразным атомам, в которых эмпирики усматривают элементарные единицы знания, взаимодействия которых порождает все остальное знание. Так возникает проблема взаимоотношения чувственности и разума, эмпирического и рационального, которая является не только проблемой происхождения знания, но и проблемой логического обоснования системы знания. Это еще более обостряет проблематику теории познания – проблематику отношения знания и реальности, онтологического и гносеологического, отношения идеального к материальной субстанции.

Подводя итоги исторического бзора, необходимо подчеркнуть, что в основе философииXVII века, в основе ее теоретико-познавательной проблематики лежали следующие условия:

  • экономические – промышленная революция, формирование и развитие капиталистических производительных сил (переход от ремесла к мануфактуре и далее к машинному производчтву, что открывало путь промышленному применению науки) и соответствующих им отношений обособленных индивидов;
  • политические – активное уничтожение отношений сословного общества, основанных на непромышленном производстве и натуральном хозяйстве; буржуазные политические революции в Нидерландах (XVI в.), Англии (сер.XVII в.) и Франции (конецXVII в.), подрывающее взгляд на человеческую природу как неизменную;
  • идейные: а) стремление к применению научного знания в технических изобретениях и усовершенствованиях, к соединению науки с человеческой деятельностью, знания с производством; б) возникновение эксперементально-математического естествознания и его развитие вXVII в.; в) борьба с церковью и официальной религией как духовной опорой феодализма; г) борьба со схоластической философией, стремление к философии, опирающейся на науку и практические потребности человека, увеличивающей человеческую власть над природой.

Эти условия привели к тому, что философияXVII в. приобрелагносеоцентрический характер. А так как успехи познания во многом определяются применением эффективного метода (способа) получения знаний, то проблемы метода уделяется в этот период самое пристальное внимание. Эта проблема является центральной в философских учениях Ф.Бэкона и Р.Декарта.

2. Френсис Бэкон (1561-1626) ― английский мыслитель и крупный политический деятель, как и Рене Декарт (1596-1650), несмотря на все различия между ними, видит назначение науки в увеличении власти человека над природой. Центральное место в его философском учении занимает идея могущества человеческого знания и экспериментального исследования природы. Все философское творчество Френсиса Бэкона посвящено решению задачи философского обоснования научного знания нового типа, разработке нового понимания цели научного познания, его методов, утверждению первостепенного значения науки в жизни человека и ведущей роли науки в развитии общества.

Итак, основополагающая идея – наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить человеческую жизнь.

«Знание – сила!» – таков девиз мыслителей и естествоиспытателейXVII в. Ф.Бэкон так характеризуетпризвание и задачи науки во введении к «Великому восстановлению наук»: «Я хотел бы призвать всех людей к тому, чтобы они помнили истинные цели науки, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». «Мы хотим предостеречь всех вообще, чтобы они помнили об истинных целях науки и устремлялись к ней не для развлечения и не из соревнования, не для того, чтобы высокомерно смотреть на других, не ради выгод, не ради славы или могущества или тому подобных низших целей, но ради пользы для жизни и практики и чтобы они совершенствовали и направляли ее во взаимной любви» [Т.1, с. 71]. С этим неразрывно связано егопонимание человека как самостоятельно познающего субъекта – «слуги и истолкователя природы, который столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может» («О достоинстве и приумножении наук» Ф.Бэкон. – Новый органон // Соч. в 2-х тт., 2-е изд., испр. и доп., М., 1977-1978. ― Т.2, С.12). Плодами собственного познания, а не божественной мудростью, определяется то, что знает и может человек. Бэкон выступает с требованием свободы научного мышления от диктата религии и церкви (свободомыслия) и суверенности человеческого разума.

Следует отметить, чтопольза от науки не понимается Бэконом утилитарно, прагматически, корыстно. Это не деляческий, расчетливый подход к науке как прибыльному занятию. Наука полезна лишь в смысле ее полезности для человечества в целом, а не в смысле частной выгоды от нее для каждого отдельного человека.

Истинной целью науки является ее полезность для человеческой практики и жизни, а не использование ее ради выгоды, корысти или славы, или для развлечения, или для того, чтобы свысока смотреть на других людей. С этих позиций Бэкон критикует прежнюю науку за ее пренебрежение практическими потребностями, экономическим и техническим развитием, за созерцательный характер и бесплодность.Основные пункты критики прежней науки: за услужливость религии, пустое умствование, бесплодность, авторитарность, подчиненность предрассудкам, отсталость от запросов человеческой жизни. «Даже тем, что уже открыто, – пишет Бэкон, – люди обязаны больше случаю и опыту, чем наукам. Науки же, коими мы теперь обладаем, суть не что иное, как некое сочетание уже известного, а не способы открытия или указания новых дел».

Исходя из критики предшествующей науки, Бэкон разрабатывает программу «великого восстановления науки». Природа и естествознание должны стать центром научных интересов, т.к. природа есть главный объект познания. Естествознание (философия природы) является «великой матерью всех наук», фундаментом всего научного знания. То знание, что основано на исследовании природы, растет и развивается.

Настоящая роль новой науки – активная, и заключается она в том, чтобы делать новые изобретения и открытия, указывать на новые дела, давать орудия и средства для решения практических задач и проблем, стоящих перед людьми. «Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы. Дело совершается орудиями и вспоможениями, которые нужны разуму не меньше, чем руке. И как орудия руки дают или направляют движение, так и умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его», – подчеркивает мыслитель. «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии предстает правилом». Итак, орудия дела и орудия размышления – основа человеческого могущества. Связь науки с техникой, знания с делом, теории с практикой – вот что означает для Бэкона лозунг «Знание – сила».

Но лишьистинное знание имеет возможность перейти в плодотворное дело. Исполнить свое практическое предназначение наука может лишь тогда, когда она будет объективным изучением природы, объяснением её из неё самой, беспрерывным получением новых знаний из самой природы и их обобщением. Лишь в этом случае знание объективно воплощаемо в технических средствах, изобретениях и орудиях практического человеческого дела. «Плоды и практические изобретения как бы поручители и свидетели истинности философий» (там же, с. 37). Поэтому истинная цель науки – «познание причин и скрытых сил всех вещей и раширение власти человека, пока все не станет для него возможным». А истинность знания измеряется успешностью, результативностью практического дела: «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно» (там же, с. 82). Объективная истинность знания прямо пропорциональна эффективности действия. С этим связано различение Бэконом опытов плодоносных и светоносных в познании. Плодоносные опыты приносят прямой и немедленный практический результат. Светоносные опыты более ценны для познания, так как проливают свет на глубокие связи природы, без знания которых невозможно длительно и успешно осуществлять плодоносные опыты.

Итак,истинность знания определяется его объективностью: «То, что достойно для бытия, достойно и для познания, которое есть изображение бытия. Как солнце одинаково проникает и во все дворцы и в клоаки и все же не оскверняется» (там же, с.70), так и истина не оскверняется своим объектом.

Одну из основных причин неразвитости прежней науки Бэкон видит в отсутствии научного метода познания. Спекулятивный метод схоластов или «слепой опыт» ― не научны, не пригодны для научного исследования природы, даже вредны для него, поскольку не только не ведут к новым открытиям, поясняя уже известное, но и придают форму доказательности всяческим сомнительным утверждениям. Бэкон считает, что «логика, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению заблуждений, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна» (Новый органон).

Научная истина заключается не в логических доказательствах, а в самих вещах. Истину надо открыть в самой природе, а способом этого открытия в отношении к самой природе должен стать чувственный опыт, систематизированный и организованный постольку, поскольку он опирается на определенный метод исследования.

Научное исследование нуждается в руководстве – требует осознанного метода познания. Именно в разработке нового научного метода познания видит Бэкон главный способ восстановления и обновления науки. Это должен быть метод научного открытия, метод получения нового знания, познания того, что еще не познано, метод творческого развития научного знания, метод познания объективных, действенных истин. По Бэкону, «наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным».

Для этогоБэкон выдвигает идею создания новой логики, которую он противопоставляет аристотелевской логике. Поэтому работу, в которой излагается учение о методе, он назвал «Новым органоном» ― в противоположность «Органону» Аристотеля.

Учение о силлогизме Аристотеля оставляет в стороне вопрос о выведении исходных принципов – аксиом – на которых основан процесс логического рассуждения. По этой причине умозаключения слабо связаны с реальностью. Новая логика, по замыслу Бэкона, должна вооружить науку методом выведения этих принципов, которые до сих пор брались за исходные. Эта логика направит человеческий разум так, чтобы он не отрывался от реальных вещей, а действовал в согласии с ними, – в этом и состоит понятие метода.

Чтобы достичь истинного знания, прежде всего необходимо преодолеть ложные идеи, которые Ф.Бэкон считал причиной заблуждений разума и которые он называл «призраками» или «идолами». Учение об идолах предваряет применение метода познания объективных истин и составляет разрушительную или критическую часть методологии Ф.Бэкона. Сначала необходима работа по очищению ума от идолов / призраков, которые надо устранить из сознания определенными методами. Идол рассматриваются как тормоз, препятствие, помеха, предрассудок, обыденное мышление, ложное представление, задерживающее движение человеческого разума к истине, искажающее, искривляющее отражение и мешающее проникновению человека «в глубь и в даль природы» (там же, с. 14).

Из разъяснений самого Ф.Бэкона следует, что «идолами», «призраками» он называет предрассудки, частью присущие уму по самой его природе, частью возникшие в ходе истории человеческого познания, отчасти появившееся в ходе индивидуального развития человека.

Философ насчитывал 4 вида «призраков»:

а) присущие самой человеческой природепризраки рода (искаженное отражение вещей в результате примешивания к их природе своей собственной, человеческой природы; субъективизм в познании, проистекающий из свойств чувств и разума, других способностей человека);

б)призраки пещеры (представления, обусловленные индивидуальными особенностями воспитания и привычками каждого человека, спецификой его чувственного восприятия, воли и страстей);

в)призраки рынка (илиидолы площади ― слова, принимаемые за вещи), (заблуждения, вытекающие из неверного использования слов, имен, языка, речи в обыденном общении, которые извращают логику повседневными суждениями); общение людей, совместная жизнь придают словам бытовое, обыденное значение, которое не отвечает природе вещей и препятствует ее познанию; разум толпы – источник будничного мышления, ограниченного очевидным и общепринятым;

г)призраки театра (ложные учения, привлекающие человека авторитетностью или пышностью, подобной театральному представлению; суеверия и представления, основанные на слепой вере в авторитеты).

Путь, способ преодоления «призраков» – обращение к опыту и обработка его индукцией, то естьпозиции эмпиризма. Эмпризм как метод позволяет также избежать ошибочных крайностей догматизма и скептицизма в познании. Догматизм, доктринальность – позиция тех, кто высокомерно провозглашает единственно истинным только свои учения. Догматик подавляет непредвзятое исследование истины. Скептицизм, по мнению Бэкона, связан с критикой идолов чувств и разума, но результат такой критики должен быть не разрушительным, как у скептиков, а созидательным: «В завершении они бесконечно расходятся и противополагаются один другому. Те просто утверждают, что ничто на может быть познано… Те в дальнейшем рушат достоверность разума и чувств, мы же отыскиваем и доставляем им средства помощи» (там же, с. 18).

Ф. Бэкон противопоставил дедуктивно-силлогистическому (схоластическому) методу свой опытно-индуктивный метод, обеспечивающий поступательность образования новых понятий. Он писал: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам (т.е. положениям) и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но еще не испытанный» («Новый Органон», с.167). Теория индукции (наведения) Бэкона состоит в непрерывном и постепенном обобщении – от частных фактов к положениям более общим, прежде всего – к средним аксиомам – ибо «вся польза и практическая действенность заключается в средних аксиомах» (там же, с. 32). От них можно переходить к «генеральным аксиомам» ― более обобщенным положениям.

Эмпиризм не отказывается от общих понятий, но подчеркивает важность правильного их образования путем опытно-индуктивного метода, то есть постепенного обобщения фактов, наблюдаемых в правильно организованном чувственном опыте, опирающемся на разум в рассмотрении фактических данных. Общие понятия, лежащие в основе дедукции, – тоже, по мнению Бэкона, результат опытного знания, но знания неметодичного, поспешного, опрометчивого. Они извлечены из предметов случайно, необдуманно. А такой фундамент – непрочный.

Свой логический метод «истинного наведения» разума Ф. Бэкон противопоставлял не только дедукции (не отвергая ее полностью, но считая негодной для получения новых истин), но и примитивной индукции через простое перечисление случайных признаков, дающей лишь шаткие выводы. Ф. Бэкон разработалметод истинной индукции – получения выводов не только и не столько на основе подтверждающих фактов, сколько на основе изучения случаев и явлений, противоречащих доказываемому положению, – так называемых отрицательных инстанций. Учет этих инстанций – не простое, пассивное наблюдение, а планомерно поставленный эксперимент. Экспериментатор должен отличать «плодоносные» опыты от «светоносных» : первые направлены на ближайшие результаты и упускают значение причин; вторые – хотя, сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом, способных стать источником новых практических открытий и изобретений, т.е. основой подлинного могущества человека. Эксперимент предполагает целенаправленное вмешательство в процесс наблюдения, создание или устранение тех или иных условий, помогающих установить истину.

Структура истинной индукции:

  • предварительная стадия – сбор материала, находимого в природе (физика конкретов), затемисследование свойств и установление причин, управляющих процессами, протекающими в собранном материале.Наблюдение как анализ, «расчленение и анатомирование мира», для которого исследуются простые природные свойства путем составления:

а) списка случаев присутствия свойств;

б) список случаев отсутствия свойств;

в) список случаев, в которых исследуемое свойство присутствует в различной степени;

  • непосредственно индукция – действуя по аналогии и прибегая к исключениям получаем положительный вывод, устанавливающий наличие общего свойства во всех случаях, указанных в таблице.

Индукция – метод исследования законов природных явлений – «форм» по Бэкону – в целях их плодотворного практического использования на деле. Исследование форм раскрывает единство природы в разных материях, поскольку формы связывают разные вещи и соединяют их в один род или категорию, совпадая с материальными причинами. Раскрыть материальное единства мира, общие законы, которым оно подчиняется, ― цель научного познания по Бэкону.

Индукция – основа эмпирической методологии, включающей организованное опытное познание и разные способы и виды эксперимента. Чувственный опыт – основа достоверного знания, но не само это знание. «Ощущения сами по себе слабы и ошибаются, немногого стоят и орудия, предназначенные для усиления и обострения ощущений. Самое правильное толкование природы достигается благодаря наблюдениям в соответствующих, целенаправленно поставленных опытах. Тут чувства судят только об опыте, опыт – о природе и вещи», ― так уточнял Бэкон свое понимание опыта. В научном эксперименте природные явления изучают, искусственно создавая такое положение, в котором все скрытое открывается быстрее, чем в обычных естественных условиях. Кроме того, эксперимент соединяет научную истину с потребностями практики. Недоверие к чувственному восприятию дополняется у Бэкона недоверием к разуму, который оставаясь наедине с самим собой, отрывается от вещей и воспаряет к абстрактным обобщениям. Союз опыта и разума – основа методологии Бэкона.

Ф.Бэкон считал, что чувства – основа всего знания, но он понимал науку как опытную (экспериментальную), которая состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Союз опыта и его рациональной обработки рассудкам – залог успеха, по Ф. Бэкону. То есть философ выступал и против тех эмпириков, которые подобно муравью, только собирают попадающиеся на пути факты, и против тех догматиков (рационалистов), которые подобно пауку, тянут паутину мыслей из своего ума. Истинный ученый, считал Ф. Бэкон, подобен пчеле, извлекающей сок из цветов и собственным умением преобразующей его в мед.

Ф. Бэкон является ярким представителемэмпиризма – направления в теории познания, признающего чувственный опыт источником знания и считающего, что содержание знания выводится из этого опыта и может быть представлено как его описание, т.е. выведено из опыта или сведено к нему.Ничего не может быть в знании такого, чего прежде не было в опыте – таково основное положение эмпиризма.

Метод восхождения от единичных случаев, фактов, отдельных наблюдений к теоретическим обобщениям является методом научной индукции. Этот метод опытного изучения природы по Бэкону отличается от обычного индуктивного вывода или умозаключения. Обычная индукция ограничена – имеет вероятностный, а не достоверный характер. Но главный порок ее тот, что исследователи выбирают лишь те наблюдения и обращаются лишь к таким случаям и фактам, которые заведомо подтверждают результаты индуктивного обобщения, игнорируя те данные, которые его опровергают или не подтверждают. По Бэкону придать индукции достоверность может только изучение определенного числа негативных случаев (инстанций). Лишь тогда результатом иследования может стать знание причин явлений и законов природы. Эффективность своего метода Бэкон демонстрирует на примере изучения теплоты, приводя к выводу о том, что причиной этого явления служит внутреннее движение тел.

3. Рене Декарт (1596-1650) ― французский мыслитель и ученый, как и Френсис Бэкон (1561-1626), видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека.

Именно поэтому он сам является не только философом, но и ученым: одним из великих математиков – создателей алгебры и аналитической геометрии; одним из творцов механики; открывателем закона преломления света в оптике и автором математической теории радуги и причин ее возникновения. Изучая и анализируя тела животных и совершаемые ими сложные движения, он установил схему двигательных реакций, представляющую одно из первых описаний рефлекторного акта, и стал одним из основателей физиологии, сразу оценившим значение кровообращения, открытого Гарвеем, причем и сам был близок к этому открытию, исследовал многие проблемы психологии; подал идею вихревого движения как основной формы в космогонии и идею развития солнечной системы как естественного движения ее разнородных частей.

Р. Декарт разработал рационалистическую методологию, включающую требование усвоения принципов метафизики до усвоения принципов физики, из которой вытекают еще более конкретные науки.

Философ ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого возможно, исходя из этого тезиса, построить столь же достоверно здание всей науки.

Решению этой задачи служитметодологическое сомнение – сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания, ― составляющее критическую часть методологии. Сомнение ведет к выявлению несомненных, очевидных, самых достоверных положений. Так, можно сомневаться в том,  существует ли вне меня мир, внешний мир, можно сомневаться даже в том, существует ли мое тело, но если я сомневаюсь, то само мое сомнение во всяком случае существует. Но сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Значит, если сомнение – достоверный факт, существования которого обусловлено мышлением, которое само существует, поскольку я мыслю, я сам существую в качестве мыслящего. Ход этого рассуждения резюмируется в известном положении Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую» (Избр. произвед., М., 1950, С.282).

Итак, самая достоверная, даже единственно достоверная для Р.Декарта истина – достоверность его существования в качестве мыслящего.

Такой же достоверностью и необходимостью обладают истины математического знания. Возможность истины, по Декарту, обусловлена существованиемврожденных идей.

Рационалистический метод Декарта основан на дедукции.Дедукция – форма доказательства, изложения, рассуждения, опирающаяся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и представляющая собой цепь также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается интуитивно, без всяких доказательств, с полной ясностью и отчетливостью. Для этого нужна сила памяти. Достоверностью аксиом и логически последовательного рассуждения определяется достоверность выводов.

Декартовская дедукция основывается наинтуиции. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Это аксиомы, не вызывающие никакого сомнения, ― очевидные и несомненные. Непосредственно очевидные исходные положения – интуиции превосходят рассуждения дедукции, т. к. для ясного и отчетливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна еще сила памяти. Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь полной достоверности, во всех областях знания, если будет руководствоваться истинным методом.

Правила использования разума, – этой способности, данной каждому человеку от природы, – Декарт называет методом. «Лишь интеллект способен познавать истину, хотя и должен обращаться за помощью к представлению, чувствам и памяти», – считает он.

Правила рационалистического методаизложены Декартом в его работах «Правила для руководства ума», «Разыскание истины посредством естественного света», «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках». Эти правила таковы:

1) признавать истинным только то, что представляется с предельной очевидностью и отчетливостью, не оставляя ни малейшего сомнения в содержании мыслимого; интуиция;

2) мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы отправляться от них, проясняя все трудности, сколько бы их не было;

3) придерживаться такого порядка исследовательской мысли, который вел бы ее от самых простых элементов, выявленных предшествующим анализом, к познанию наиболее сложного; предполагают «порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи»;

4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования; соблюдать опосредованность и непрерывность дедукции.

Опыт лишь контролирует, уточняет экспериментом, подтверждает дедуктивный вывод.

Р. Декарт – представитель философского направления, признающего разум основой познания и жизнедеятельности людей, ― рационализма – наряду со Спинозой, Лейбницем, Мальбраншем. Разум, понимаемый как источник и критерий истинного знания, согласно рационализму, способен постигать не только частное, случайное (чем ограничено чувственное познание), но и всеобщее, необходимое. Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь во всех областях знания полной достоверности, если будет руководствоваться истинным методом.

Рационализм Р. Декарта был предопределен еще и его дуалистическим учением о субстанции – признанием двух самостоятельных, параллельных субстанций: протяженной (материя) и мыслящей (дух), его решением психофизической проблемы (проблемы взаимоотношения этих 2-х субстанций). Что привело Р.Декарта к заключению о существовании врожденных идей и Бога – источника врожденных идей.

Проблему метода в движении научной и философской мысли этого периода также разрабатывали: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Г. Лейбниц.

Приложение о Р. Декарте

Рене Декарт (фр. 1596-1650) – главный представитель метафизики и физикиXVII в. Совершенно отделил свою физику от метафизики.

В математике – один из творцов аналитической геометрии, в которой он владел новым понятием о функции; разработал аналитический способ выражения геометрических объектов и их отношений посредством уравнений алгебры; открыл путь к признанию отрицательных корней и к оперированию с ними.

В механике – сформулировал относительность движения и покоя, общий закон действия и противодействия, закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел.

В оптике – закон постоянного отношения синусов при преломлении света. Математическая теория радуги и причин ее возникновения.

В космогонии – автор идеи развития солнечной системы как естественного движения ее разнородных частей. Вихревое движение –  основная форма этого движения.

Учение о телесной субстанции или материи :

1) Отождествил материю с протяжением или пространством. Протяжение в длину, ширину, глубину – объективные чувственные качества, принадлежащие предметам.

2) Материя не столько вещество, сколько стереометрия  пространства, поскольку лишь оно не зависит от сознания и необходимо.

3) Материя однородна, беспредельна, не имеет пустот и делима бесконечно.

4) Все качественное многообразие природных явлений сводимо к материи и к ее движению, которое всегда возникает в результате толчка.

5) Бог – общая причина, все сотворившая и сохраняющая действием самого промысла.

В понимании человека – дуализм души и тела, т. е. человек – связь бездушного и безжизненного телесного механизма с волящей и мыслящей душой. Их взаимодействие совершается посредством шишковидной железы.

Воздействие окружающих предметов на органы чувств человеческого тела приводит к совершению ими сложенных движений. В физиологии знал только теорию кровообращения Гарвея. В области физиологии установил схему двигательных реакций, представляющую одно из первых описаний рефлекторного акта. Исследовал явления памяти (эта физиологическая теория вступала в конфликт с учением о человеческой душе) и смерти.

Дело Бога – соединение души с телом в человеке. У животных нет сознания, души.

В психологии – психические функции, волнения и движения души объяснял не как моралист, а как физик. На первом месте в деятельности души – воля.

Список литературы:

  1. Бэкон Ф. Новый Органон / Соч. в 2-х томах. – Т.2. – М., 1972.
  2. 2. Введение в философию. – М., 1989. – Ч.I. – С. 146-163.
  3. 3. Декарт Р. Рассуждение о методе / Избр. произвед. – М., 1950.
  4. 4. Соколов В.В. Европейская философияXV-XVII вв. – М.,1984. – С.201-228.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12844. День рыцарства 32 KB
  День рыцарства Период смены: основной. Возраст детей: все отряды за исключением возможно самого младшего Колво детей: участвует равное колво мальчиков и девочек. Продолжительность: 6080 мин. Оборудование: цветная бумага ножницы стулья кегли или кубики20 фломастеров
12845. Девятилетние принцессы. ОД предназначено для дня девочек 26.5 KB
  Девятилетние принцессы Период смены: основной ОД предназначено для дня девочек или чегото в этом родеВозраст: младшие отряды34 Количество детей: все девочки отряда мальчики – жюри Продолжительность: 15 часаМесто проведения: отрядное местоОборудование: незаполненн...
12846. ДЕВЯТИЛЕТНИЕ КАПИТАНЫ. СЦЕНАРИЙ ДНЯ РОЖДЕНИЯ В ЛАГЕРЕ 31.5 KB
  ДЕВЯТИЛЕТНИЕ КАПИТАНЫ. СЦЕНАРИЙ ДНЯ РОЖДЕНИЯ В ЛАГЕРЕ. Период смены: день рождения ребенка Возраст: Праздник проводится для детей 812 лет. Количество детей: в празднике участвует весь отряд Продолжительность: 152 часа возможно разделение на 2 блока: до и после обеда Место
12847. ИГРА «ДВА КОРАБЛЯ» 27.5 KB
  ИГРА ДВА КОРАБЛЯ ПЕРИОД СМЕНЫ: основной. ВОЗРАСТ: старшие отряды. КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ: в идеале 2 команды по 10 человек остальные дети – жюри если отряд большой число участников можно увеличить. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 1час. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: отрядное место или люба
12848. ГЕРБЫ 20.5 KB
  ГЕРБЫ. Задача: познакомить детей. Период смены: орг. период. Возраст детей: старший отряд. Продолжительность: 3050 минут. Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: бумага карандаши. Раздаем гербы. Их запоминае...
12849. ГАЗЕТА 23 KB
  ГАЗЕТА. Задачи: сплочение коллектива развитие творческой сообразительности показать детям то что они должны искать в окружающей жизни больше положительных моментов в отличии от современных СМИ которые освещают слишком много негативного. Период смены: серед
12850. ВЫДУМАННЫЙ ПОРТРЕТ 20.5 KB
  ВЫДУМАННЫЙ ПОРТРЕТ. Задача: познакомить детей друг с другом. Период смены: орг. период. Возраст детей: с 10 лет. Продолжительность: 4060 минут. Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: инструмент сигнал которого обозначает н
12851. Ассоциации отрядное дело. Развитие ассоциативного мышления 20.5 KB
  АССОЦИАЦИИ. Задачи: развитие ассоциативного мышления. Период смены: вторая половина основного периода. Возраст детей: от 12 лет. Продолжительность: от 30 минут. Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: Сначала во...
12852. Анкета отрядное дело. Знакомство детей в пионерлагере 23.5 KB
  АНКЕТА. Задачи: познакомить детей Период смены: орг. период. Возраст детей: до 11 лет. Продолжительность: от 1 часа до . Количество детей: весь отряд. Место проведения: отрядное место. Оборудование: анкеты на каждого ребёнка листы бумаги А5. Вожатый раз...