99445

Системы поддержки принятия решений в железнодорожном транспорте

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Общие сведения о системах поддержки принятия решений (СППР). Универсальность теории принятия решений. Основные понятия ТПР, термины и схемы. Проблемы ТПР. Универсальная, типовая схема процессов принятия решений. Задачи моделирования, прогнозирования для принятия решений на ЖД транспорте. Система поддержки принятия решений SAP R

Русский

2016-09-18

581 KB

1 чел.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Факультет Управления процессами перевозками

Кафедра Вычислительная техника

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Информационные системы железнодорожного транспорта

тема: “Системы поддержки принятия решений в железнодорожном транспорте”

Выполнил: студент 5 курса Извощик М.О.

          шифр 0310-ИСЖ-1095

Рецензент:  профессор д.т.н.

Саммэ Г. В.

Москва 2008г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Общие сведения о системах поддержки принятия решений (СППР)………4

2 Универсальность теории принятия решений…………………………7
    2.1 Основные понятия ТПР, термины и схемы………………………………8

   2.2 Проблемы ТПР………………………………………………………………..9

    2.3 Универсальная, типовая схема процессов принятия решений..9

   2.4 Задачи моделирования, прогнозирования для принятия решений на ЖД  
         транспорте…………………………………………………………………12

3 Система поддержки принятия решений  SAP R/3………………………….20
Литература……………………………………………………………………….25

 

Введение

Информационная система может быть определена с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации.

Информацией мы называем данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для людей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую люди могут понимать и, использовать.

Три процесса в информационной системе производят информацию, в которой нуждаются организации для принятия решений, управления, анализа проблем и создания новых изделий или услуг, - это ввод, обработка и вывод. В процессе ввода фиксируются или собираются непроверенные сведения внутри организации или из внешнего окружения. В процессе обработки этот сырой материал преобразуется в более значимую форму. На стадии вывода обработанные данные передаются персоналу или процессам, где они будут использоваться. Информационные системы также нуждаются в обратной связи, которая является возвращаемыми обработанными данными, нужными для того, чтобы приспособить элементы организации для помощи в оценке или исправлении обработанных данных.                                                   

Существуют формальные и неформальные организационные компьютерные информационные системы. Формальные системы опираются на принятые и упорядоченные данные и процедуры сбора, хранения, изготовления, распространения и использования этих данных.

Неформальные информационные системы (типа сплетен) основаны на неявных соглашениях и неписаных правилах поведения.

С позиции делового видения информационная система представляет собой организационные и управленческие решения, основанные на информационных технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой.

1 Общие сведения о системах поддержки принятия решений (СППР)

Системы поддержки принятия решений (DSS) - это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений. DSS включают и данные, и модели, чтобы помочь принимающему решения решить проблемы, особенно те, которые плохо формализованы.

Несмотря на то, что история исследований задач и процессов принятия решений восходит к 1738г., когда Бернулли и Ла Плас установили логарифмическую форму нелинейной функции полезности денег, актуальность они (и деньги тоже) не потеряли.

В литературе по проблемам  принятия решений существует два основных толкования понятия процесса принятия решения:

  1.   принятие решения как выбор одной из нескольких имеющихся возможных альтернатив;
  2.  получение нового решения.

В области управления социально-экономическими системами первое толкование наиболее употребительно. Именно ориентация на него позволяет упростить построение моделей проблемных ситуаций и управленческой деятельности, которые включают модели подготовки, принятия и реализации управленческих решений человеком – лицом, принимающим решения.

Поскольку взаимосвязь «цель-решение» не является однозначной, то процесс управления принято разделять на иерархические уровни и фазы. На каждом уровне иерархии состояние объекта управления определяется с помощью значений совокупности показателей. Их оптимизация и является предметом выбора решений.

Наиболее широко используемая модель поддержки принятия решений разработана нобелевским лауреатом в области экономики Г. Саймоном. Его модель можно представить в виде концептуальной схемы, которая разделяет процесс принятия решения на три стадии: исследование (поиск и нахождение событий и условий, требующих решения), проектирование (разработка и расчет альтернативных путей решения) и выбор (выбор определенного варианта и контроль за его выполнением).

Одним из способов формализованного описания ППР является построение его функциональной модели в соответствии со стандартом IDEF0. Для автоматизации отдельных этапов построения IDEF0-модели могут быть использованы различные информационные технологии и инструментальные средства, включая CASE-системы. Применение инструментальных средств позволяет в короткие сроки  получать верифицированную функциональную модель. Такая модель состоит из взаимосвязанных диаграмм, фрагментов текста и глоссария и, по существу, является структурированным отображением знаний специалистов о ППР в функции информационной системы, обеспечивающей поддержку принятия решения.

При описании модели как совокупности взаимосвязанных или действий, формирующих результат, имеющий ценность для  потребителя, все чаще используют термин бизнес-процесс. Сами функции называют  бизнес-процедурами и иногда разделяют их на еще более мелкие элементарные действия, называемые бизнес-операциями. Модель решения может быть представлена как последовательность следующих бизнес-процедур: формулирование генеральной цели, анализ среды и выбор общей схемы решения задачи, формирование системы критериев эффективности и области допустимых решений, формализация структур предпочтений лица, принимающего решение и экспертов, оценивание эффективности вариантов и выбор предпочтительного решения.

Следует отметить, что приведенное общее описание бизнес-процесса решения  содержит в себе основные элементы экономического анализа. Любой экономический анализ представляет собой:

  •  расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и нахождение (выбор) показателей (индикаторов), характеризующих состояние и динамику каждого из них;
  •  сравнение численных значений выбранных показателей со значениями базового периода (с другими периодами), с показателями других аналогичных объектов (с развитием других стран, других предприятий, товаров и т. д.) или с нормативным (эталонным) уровнем;
  •  формулирование выводов, служащих основой для принятия эффективных управленческих решений.

Важнейшими объектами экономического анализа являются состояние и хозяйственная деятельность организации, ее организационная структура и система управления. Бесспорно, информационные системы (ИС) способны значительно облегчить принятие управленческих решений. Однако после появления компьютеров и понятия о компьютерной поддержке принятия решений концепция ИС изменялась с течением времени в зависимости от того, какие цели преследовались при их создании (табл. 1.1).

       

Таблица 1.1 - Концепции ИС

Годы

Цель

Приоритетные названия

Базовые функции

1950-1965

ускорение получения данных

электронные вычислительные машины

обработка данных

1965-1980

ускорение создания отчетов

информационные системы

поддержка профессиональной деятельности

1980-1995

улучшение управления

системы поддержки принятия решений

поддержка принятия решений

1995-2010

процветание организации

системы поддержки принятия решений, системы поддержки принятия стратегических решений

поддержка принятия решений по эффективному использованию стратегических ресурсов

В 80-е годы качественные изменение социальной, экономической и технической сфер вызвали необходимость ускорения информационных процессов и стимулировали взрывной характер развития информационных технологий. В связи с этим появились новые классы ИС: системы обработки данных; информации и знаний.

Системы обработки данных соответствуют уровню оперативного контроля  системы обработки информации - уровню управленческого контроля, а системы обработки знаний - уровню стратегического контроля.         

Среди основных факторов, повлиявших на бурное развитие информационных технологий, выделяют следующие: развитие архитектуры и стандартов открытых систем, феномен персональных вычислений (персональной обработки), феномен корпоративных технологий и феномен компьютерных коммуникаций.                                       

Благодаря этим феноменам во многих видах офисной деятельности (информационных, проектных и управленческих работах) существенно сократилась необходимость в работниках-исполнителях (машинистках, чертежниках, делопроизводителях и других) при одновременном росте производительности труда на 4-15% и увеличении числа занятых в сфере обслуживания ЭВМ на 9%. Как следствие происходит изменение в структуре занятости персонала и динамике переподготовки кадров.

2 Универсальность теории принятия решений

Решению проблемы принятия решений посвящены следующие науки:

  •  Математическое программирование.
  •  Теория игр.
  •  Теория статистических решений.
  •  Теория оптимального АУ.
  •  Теория массового обслуживания.
  •  Теория графов
  •  Теория исследования операций.

Индивидуальное интуитивное, экспертное прогнозирование (метод «Сценарий») используют многие начальники.

При подготовке принятия решения решают одну и ту же важную проблему:
«нахождения способа действия (управляющего), которое в данных условиях
является наилучшим».

Оптимальное решение - то решение, которое в данный момент является наилучшим.

ТПР имеет универсальный, всеобъемлющий характер. ЗПР возникают практически в любой сфере и составляют ее принципиальную сущность. ТПР особенно актуальна для сложных систем.


Рис.2.1- Структурная схема процессов принятия решений


Рис.2.2 - Главные черты принятия решений на железнодорожном транспорте

2.1 Основные понятия ТПР, термины и схемы

Операция - организованная деятельность в любой сфере объединенная единым замыслом, имеющая характер повторяемости.

Оперирующая сторона - совокупность лиц и технических средств, которые стремятся в данной операции к достижению определенной цели. Когда оперирующие стороны многосторонние, тогда они конфликтные.

Допустимая стратегия.

Критерий оптимальности - математическое выражение, которое должно быть учтено при принятии решения.
Участники операций.

ИО - исследователь операции

ИО->ЛПР

ЛПР - лицо, принимающее решения

 ЛПР - руководитель операции
Количественная оценка рекомендаций:

Критерий—» показатель решений—» мерило оценки.

Оптимальная стратегия - наилучшая стратегия в смысле выбранного критерия оптимальности.

Задачи бывают.

  •  Однокритериальные
  •  Многокритериальные

Однокритериальные задачи - ЗПР одноцелевые (моноцелевые) или скалярные.

Многоцелевые задачи - многоцелевые (поликритериальные) или
векторные ЗПР.
Критерий оптимальности - целевая функция и функция
эффективности.

2.2 Проблемы ТПР

Проблемы могут быть:

  •  Концептуального (эвристического) характера  
  •  Формального

Концептуального характера - это:  

  •  Идея
  •  Уровень решения
  •  Концепция проблемы
  •  Эксперты
  •  Интуиция экспертов

    Формального характера - это:

  •  Формализация процедур
  •  Создание математической модели             
  •  Создание прикладного ПО

2.3 Универсальная, типовая схема процессов принятия решений

Типовая схема процесса принятия решений (ППР) устанавливает наиболее целесообразный набор и последовательность действий, проводимых при решении ЗПР

Оптимальная стратегия - наилучшая стратегия, доставляемая группой операционистов для ЛПР, или значения.

Задачи весьма актуальные:

  •  Детерминизации
  •  Скаляризации

Искусство решений состоит в том, чтобы стохастически неопределенную свести к определенной.

Пусть имеется некоторая операция, т.е. управление мероприятием, на котором оперирующая сторона может повлиять с эффективностью F.

На выходе - машинная функция (алгебраическая функция).

Ар - группа детерминированных не случайных факторов.

Yff - стохастические факторы с известными законами распределения.

Zk - неопределенные факторы.

Xl - контрольный у управляющий фактор

в max критерий оптимальности где  оптимальны
значения для данного случая.

Рис.2.3 - Структурная схема процесса принятия решений

  1.  Стимулы к появлению проблемы.
  2.  Предварительное формулирование проблемы.
  3.  Определение целей и критериев.
  4.  Определение дисциплинирующих условий.
  5.  Составление списка альтернатив.
  6.  Сбор информации и прогноз.
  7.  Точное формулирование постановки задачи
  8.  Анализ решения операционистом.
  9.  Решение о пересмотре постановки задачи.
  10.  Разработка математической модели операции.
  11.  Выбор метода решения и разработки алгоритма решения (анализ и
    выбор).
  12.  Оценка альтернатив и нахождение оптимальной альтернативы.
  13.  Анализ рекомендаций руководителем операции.
  14.  Принятие решения руководителем операции.
  15.  Решение о пересмотре постановки задачи.
  16.  Оценка полученного результата.
  17.  Выполнение решения.

Рис.2.4 - Дерево задач ТПР

16. Теория случайных процессов + статистическая динамика систем +

экспертные процедуры.

18. Теория дифференциальных игр + экспертные процедуры.

2.4 Задачи моделирования, прогнозирования для принятия решений на ЖД  транспорте

1. Оценка состояния.

Работники среднего звена часто принимают решения без знания ТПР. Они принимают решения интуитивно. Они используют метод индивидуального проектирования экспертного прогнозирования (типа «сценарий») или метод КСП (комплексные системы прогнозирования) («Паттерн», «Перт»)

2. О прогнозировании на железнодорожном транспорте.

Наиболее необходимая цель - влияние на ЛПР.

Понятие равновесия играет важнейшую роль, когда две стороны

Мировой опыт показывает, что 60% проблем решается при доведении до ЛПР возможных решений от найденных.

Разработчики прогноза должны тщательно разрабатывать доклад для ЛПР.

Оценка состояния проблемы.

Аналитическая оценка состояния принятия решений в современных условиях на транспорте указывает на то, что реально на сегодня при подготовке решений часто используется называемое в теории «Индивидуальное интуитивное экспертное прогнозирование» (метод типа «сценарий»), выполняемое работниками - по сути, экспертами на ЖТ, каждый по своему направлению.

Обобщение прогнозных оценок может быть проведено функционально
вышестоящим подразделением ведомства перед принятием решения лицом,
принимающим решение (ЛПР), что уточняет прогноз. Однако и в этом случае метод прогнозирования следует отнести к экспертному методу типа «интервью» / «комиссия».

Можно предположить, что комплексная система прогнозирования (КСП) на ЖТ России типа КСП «ПАТТЕРН», «ПЕРТ» и др. находится в стадии ранней стадии проекта не из-за отсутствия интереса у руководства, а из-за проблемы финансирования проекта.

Признается необходимость компьютеризации информационно-аналитической работы в среде руководства ЖТ всех уровней. Делается серьёзная попытка переходить от автономных задач к «единому информационному пространству на ЖТ». Предполагается, что проводится анализ проблем и постановка задач создания прогнозных моделей для их решения. Разрабатываются компьютерные методики анализа.

Прогнозирование на ЖТ.

На основе информационного мониторинга проблематики всего перевозочного процесса (ПП) и инфраструктуры ЖТ с учётом

  •  возникающих проблем и противоречий с учётом «внешней среды» в стране;
  •  научно-технического, социально-экономического и политического состояния в РФ, с учётом влияния ближнего и дальнего зарубежья России

Специалисты по математическому моделированию совместно с экспертами по ЖТ уточняют образы моделей, задачи прогнозирования развития и определяют необходимые входные переменные и константы, а также выходные прогнозные данные и решения по управлению ПП.

Наиболее необходимая на сегодня цель прогнозирования на ЖТ:

1) Наблюдаемые на моделях свойства объектов должны влиять на знания и представления лиц - ЛПР на транспорте.

2) Понятие «равновесия» играет центральную роль в принятии решения и теории математического анализа. В данном случае РАВНОВЕСИЕ - это такое   состояние,   когда  каждая  из  сторон,  т.е.   внешняя  среда, использующая транспорт и отрасль ЖТ, считают своё положена наилучшим. Первейшая задача - поиск методов контроля над объектами, процессами и главными их составляющими.

3) В  вербальных  моделях  ОЦЕНКА  УСТОЙЧИВОСТИ  может  быть   осуществлена через порядок величин ПОПАРНЫХ СРАВНЕНИИ.

Направления исследований

  1.  Возможные конфликты с внешней средой на транспорте и причины их эскалации.
  2.  Развитие опасных зон в ПП в регионах.
  3.  Стратегический курс государства в направлении развития транспорта
    всех видов и в том числе ЖТ.
  4.  Развитие стратегического потенциала государства,  определяющего
    развитие ЖТ с учётом его геоспецифики России.

Устойчивость и равновесие «сил», включая инфраструктуру.

6.  Достижение баланса, равновесия в развитии ЖТ и РФ в целом.

Анализ объекта прогнозирования.

Итак, прогнозирование и поддержка процесса принятия решения начинаются с анализа объекта прогнозирования. Производятся:

  •  анализ ситуации;
  •  выявление имеющихся и надвигающихся противоречий в развитии;
  •   формулирование целей и задач воздействия на ситуацию;
  •  выбранный регулятор должен упреждать будущее противоречие

         (динамическое решение)

  •  поиск и выбор оптимума из разнообразия возможных сценариев и решений. 

Системный подход и эффективность прогноза.

На всех этапах решения задач принятия решений (ЗПР) исключительно
важно применение универсального принципа СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
при решении всех проблем существования и развития ЖТ.
Составляющие
этого принципа

   1. Учёт внешних условий - фона (активного и пассивного).

2. Оценка альтернативных последствий вариантов развития объектов и
процессов.

3. Динамический подход при изучении проблемы.

  1.  Использование теории ретроспективного анализа.
  2.  Использование новейших научных достижений при решении проблемы.
  3.  Выявление и учёт специфики события, объекта.
  4.  Разработка и сопоставление ряда альтернативных решений.
  5.  Разработка критериев эффективности для анализа решений.
  6.  Применение математических машинных методов анализа решений и синтеза решений (теория исследования операций, линейное и нелинейное динамическое программирование, теория игр и др.).

Мировой опыт показывает, что 60% проблем решается при «доведении» до ЛПР возможного  эффекта от найденных решений в

результате прогноза.

Разработчикам прогноза необходимо тщательно обосновать результат
прогноза и подготовить убедительный доклад для ЛПР. Многие благие
намерения, подкреплённые прогнозом, не были реализованы, т.к. ЛПР
недооценивали прогноз и игнорировали его. Мировая и советская история
полна таких примеров:

  •  До сих пор не определены пути перестройки.
  •  Не исправлены вопиющие ошибки приватизации и нищий госбюджет как результат.
  •  Переоценка  способностей чиновников в управлении современной Россией.
  •   Недооценка    роли    игр    военно-промышленного    комплекса    и интеллигенции при строительстве новой России.
  •  Попустительство росту коррупции в верхних эшелонах власти и как следствие - рост преступности и др.

Умение успешно довести результат прогноза до ЛПР - это

ИСКУССТВО.

«Прогнозная оценка включает в себя элементы экстраполяции и моделирования. Экстраполяция невозможна без оценок и моделирования. Моделирование подразумевает предварительную оценку и экстраполирование.

Всё это затрудняет адекватную классификацию методов прогноза.

Развитие прогностики как науки в последние десятилетия привело к
появлению множества методов и приёмов прогнозирования, зачастую
компилятивных и малоценных.
 

«Глубина упреждения прогноза».

Запомним     некоторые     соотношения.     При     выборе     метода прогнозирования необходимо знать о тренде вот что:

  •  Для точного прогнозирования глубина и дальность прогнозирования должна быть много меньше единицы: t<<1.
  •  Обозначим : t = dt/tx ,где dt - абсолютное время упреждения, tx -

величина эволюционного цикла объекта прогнозирования.

  •  Если   t  >=   1   ,   то   необходимо   использовать  ИНТУИТИВНЫЕ ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ.
  •  Если t << 1 , то, возможно, применить формализованные методы.

Методом прогноза является ПРОГНОЗНАЯ ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ:

Yt = Xt + эt

где Xt - неслучайная (детерминированная компонента процесса;

эt - случайная (стохастическая) компонента процесса.

Задача заключается в экстраполяции тренда.

Экспертный метод («Сценарий»).

Этот метод относят к интуитивно-логическим методам, базирующимся на интуиции, знаниях экспертов с установленной логической процедурой исследования, небольшой степенью формализации объекта прогноза. К этой группе относят метод «Сценария», «Дельфы» и метод имитационных игр.

Метод начал широко использоваться в «РЭНД» и Гудзоновском

институте США (г.Кан «Об эскалации Год 2000»). Создаётся множество

сценариев с альтернативами развития объекта. При этом проверяются различные комбинации целей и предпосылок, влияющих на развитие событий. Число сценариев превышает число вариантов будущей обстановки.

Поощряются невероятные сценарии, которые помогают выявить элементы будущего (в противовес обычной логической экстраполяции или исторической аналогии). Не должно быть «крупных непредсказуемых скачков», нельзя увлекаться «факторами просчёта».

Сложный метод - имитационные игры. Университеты:

  •  «РЭНД»
  •  г.Голдхэммера
  •  г.Стэндфордэ
  •  г.Принстона
  •  г.Гарварда
  •  г.Массачусетса

                 Развитие метода:

  •  ВС США
  •  ГШ ВС Японии - довоенный метод
  •  ВС Германии - довоенный метод    

Рис. 2.5 – Виды моделей

Таблица 2.1 – Виды моделей

Методы прогнозирования и ЗПР.

По степени формализации все методы делятся на ИНТУИТИВНЫЕ и ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ.

1. Сингулярное ИНТУИТИВНОЕ экспертное прогнозирование используют при прогнозе, как правило, в сложных системах и, в том числе, при создании.

Внедрение ЕК АСУ ЖТ по сложности прогноза и ЗПР можно приравнять к управлению сложной отраслью, или управлению ВС.

Целесообразно перечислить главные методы прогнозирования и принятия решения:

  •  Индивидуальные экспертные оценки – мобилизация.   профессионального опыта и интуиции.
  •  Метод «Сценарий».
  •  Метод «Интервью».
  •  Метод «Аналитические докладные записки».
  •  Коллективные экспертные оценки - коллективная генерация идей.
  •  Метод «Комиссий».
  •  Метод «Круглый стол».
  •  Метод «Мозговая атака».
  •  Метод «Мозговой штурм».
  •  Метод «Дельфы».

2. Сингулярные ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ методы используются как вспомогательные при обработке экспертных прогнозов и для КСП. Они включают в себя:

  •  Метод прогнозной экстраполяции (метод наименьших квадратов, вероятностного моделирования).
  •  Морфологический анализ.
  •  Прогнозный сценарий.
  •  Прогнозный граф и дерево целей.
  •  Матричный метод.
  •  Метод экспоненциального адаптивного сглаживания.

Математические модели как методы

Рис.2.6 – Классы мат. моделей

Детерминированные модели показывают поведение системы (в виде уравнений и неравенств), а также движение, ограничение затрат и выпуска модели «наилучшего поведения» оптимизации (в виде дифференциальных уравнений), которые надо мини/максимизировать. В этих задачах с конфликтом применяется теория игр.

Математические     средства    принятия    решений    в    условиях неопределенности и риска используют:

  •  теорию стратегических игр;
  •  математическую статистику;
  •  теорию статистических решений;
  •  теорию полезности Неймана-Моргенштерна.

Теория игр применяется для изучения конфликтных ситуаций. Игру двух игроков с «нулевой суммой выигрыша» относят к классу антогонических. Бывают ОДНО- и МНОГОшаговые игры. Игра с «полной информацией» будет иметь «седловую точку» при чистых стратегиях с повторными «экспериментами». В случае ЖТ игра может иметь многократные повороты, а в случае ВПД - может их не иметь.

Вероятностные модели имеют вид неравенства с вероятностным смыслом. Теория решений, как ветвь теории оптимизации, занимается максимизацией среднего значения ПОЛЕЗНОСТИ.      

Нельзя путать случайность с неопределённостью, т.к.
неопределённость - это недостаточное понимание проблемы или разных
факторов.

Методы попарных сравнений.

Для того чтобы оценить специфику проблемы прогнозов для сложных систем, рассмотрим экспертный метод попарных сравнений.

Чтобы представить результат сравнения двух объектов в виде разумных цифр, требуется глубокое понимание объектов, особенно, какие свойства влияют на цель.

Количественный метод как средство отражения сложной ситуации дает критерий правильности качественного представления. Необходима разработка шкал для измерений величин. Подсчёт шансов в азартной игре не даёт выигрыша, но способствует выбору стратегии поведения в повторяющихся партиях. Эта оценка шансов очень нужна.

Предположим, что источник шкалы - опрос экспертов, причём учитываются только прямые воздействия объектов (0) на цель.

Таблица 2.2 – Ранги важности

Степень важности

Определение

0

Несравнимы

1

Одинаково важны(одинаковые)

3

Важнее другого

5

Существенно важнее

7

Явно важнее

9

Абсолютно важное превосходство

Очевидно, что 2, 4, 6, 8 - промежуточные значения. Числа, обратные к
перечисленным, участвуют в матрице попарных сравнений важностей
данных объектов

Конкретный пример прогноза методом попарных сравнений. Для каждой цели составляется своя матрица. Далее математическое изображение требует отдельного рассмотрения. Обработка матриц сравнения дает результат прогноза.

У Саати Т приводится пример вычисления валового продукта ВНП одной из стран по частичному числовому знанию ВНП других стран, плюс матрицы сравнения. Т.е. мы знаем ВНП только малой части стран, но делаем качественное попарное сравнение с другими странами. Далее расчёт «смешанных» матриц даёт весьма точный числовой результат, позднее проверенный (опыт США, оценка ВНП КНР 60-е годы).

3 Система поддержки принятия решений  SAP R/3

В качестве СППР ОАО “РЖД” использует систему R/3 фирмы SAP.

Системы ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия) полностью обеспечивают внутренние потребности компаний в плане управления и автоматизации и служат базой для организации всего бизнеса компании.
 Когда 30 лет назад компания SAP разработала первую систему планирования и управления ресурсами предприятия, самого термина «ERP» не существовало. В то время использовались простые понятия “система реального времени”, “интегрированное решение”,
“стандартное программное обеспечение”. Выпустив интегрированное программное обеспечение, способное обеспечить управление бизнес-процессами в реальном масштабе времени, SAP ознаменовала начало новой эры и, собственно, основала рынок ERP-систем. Она создала новую отрасль интегрированных решений для управления бизнесом, и слова “ERP” и “SAP” стали, практически, синонимами. ERP-система первого поколения – SAP R/2 – обеспечивала преимущества централизованной обработки данных в режиме реального времени. Система второго поколения - SAP R/3 – обеспечила новый уровень качества управления. В центре внимания оказались уже не данные, а бизнес-процессы – система позволила осуществлять стандартизацию внутренних бизнес-процессов предприятия и повысить их эффективность. Решение на базе системы R/3 использует архитектуру клиент-сервер.
 Предлагаемое решение не зависит от отрасли применения и покрывает весь спектр производственно-экономических функций предприятия.
Важное достоинство системы состоит в постоянном контроле деловых процессов и интеграции потоков данных вне зависимости от границ структурных подразделений. Любая хозяйственная транзакция (совокупность логически связанных административно-хозяйственных операций, к примеру, прием товара) в системе не ограничивается одной бизнес-функцией. Различные структуры предприятия (бухгалтерия, кадры, производство, сбыт) можно сравнить с ячейками табличного процессора, где изменение информации в какой-либо одной структурной единице вызывает соответствующие трансформации в остальных.

Программное обеспечение SAP характеризуется следующими свойствами:

  •  интеграция всех производственных сфер, позволяющая объединить производство, сбыт, финансовый учет в единый комплекс;
  •  сквозной учет от операций в области логистики, бухучета до калькуляции затрат вне зависимости от конкретной отрасли применения;
  •  модульный принцип построения, допускающий изолированное использование отдельных компонент системы, а также их комбинации, диктуемые производственно-экономическими задачами;
  •  структурирование через разделение функций базового программного обеспечения и прикладных модулей;
  •  существование реализации на платформах ведущих фирм-производителей.

R/3 является открытой системой. Открытые системы используют стандартные форматы обмена данными и стандартизованные интерфейсы для межпрограммного обмена, что существенно сокращает работу по интеграции ПО разных производителей.

Открытость системы R/3 рассматривается в следующих аспектах:

  •  Системный уровень:
    •  существуют реализации ядра R/3 для ведущих операционных систем, включая различные UNIX версии и Windows NT, на платформах различных производителей: SUN, IBM, Digital, SNI, HP, Compaq;
    •  поддерживает большое количество стандартных интерфейсов пользователя (Windows, Macintosh, Motif, Presentation Manager).
  •  Прозрачность на прикладном уровне:
    •  модели данных;
    •  эталонная модель R/3 и АВАР/4 позволяют рассмотреть и понять внутреннюю структуру прикладных программ R/3;
    •  возможность быстрой разработки и расширения возможностей существующих приложений под конкретные требования.
  •  Информационный обмен между независимыми компаниями:
    •  R/3 содержит интерфейсы для EDI (электронный обмен данными);
    •  EDI автоматизирует обмен данными, например, заказами, счетами, и т.д., между R/3 и прикладными системами, используемыми деловыми партнерами.
  •  Поток сообщений между сотрудниками:
    •  R/3 использует MAPI (программный интерфейс обмена сообщениями). Это позволяет применять любые электронные почтовые службы, поддерживающие MAPI как "клиента" R/3. R/3 поддерживает также стандартные протоколы электронной почты Х.400 и SMTP.
  •  Связь между распределенными приложениями:
    •  SAP предлагает технологию ALE (возможность обмена между приложениями) для обеспечения интеграции распределенных разнородных приложений.
  •  Прозрачность на уровне баз данных:
    •  архитектура R/3 основывается на нормализованной реляционной схеме данных и использует реляционные системы управления базами данных. Доступ к данным осуществляется через клиентскую часть R/3, а также через средства доступа, использующие стандарты SQL, ODBC;
    •  R/3 работает со следующими СУБД: Oracle, Informix, Adabas, DB2, Microsoft SQL.
  •  Открытость программных интерфейсов ядра:
    •  R/3 позволяет другим R/3-системам и внешним программам вызывать функции R/3. Это выполняется посредством механизма RFC (удаленный вызов функций) интерфейса программирования для внешних приложений. К этому интерфейсу можно также обращаться через OSF/DCE RPC (удаленный вызов процедур).
  •  Открытость программных интерфейсов клиентской оболочки:
    •  R/3 использует спецификации OLE, что дает возможность доступа к объектам и функциям других OLE-cepверных приложений, а также возможность (для иных приложений) запрашивать OLE-услуги от R/3.
  •  Открытость с точки зрения участия в совместных программах и проектах с другими производителями:
    •  SAP активно участвует в OAG (группа разработчиков открытых приложений) и является ее основателем. Задача этой группы состоит в создании стандартных интерфейсов между разнообразными приложениями различных производителей.

Литература

1. Лекции по дисциплине “Теория принятия решения” – Саммэ Г.В.

2. Информационные технологии на железнодорожном Транспорте. Учеб. для вузов ж.-д. трансп. /Э.К. Лецкий, В.В.Яковлев и др.; Под ред. Э.К. Лецкого, Э.С.Поддавашкина, В.В.Яковлева. - М.: УМК MПС России, 2000.    680 с.

3. Яковлев  В.В., Корниенко А.А. Информационная безопасность и защита информации в корпоративных сетях железнодорожного транспорта. Учебник для вузов ж.-д. транспорта/ Под ред. В.В.Яковлева.    М. УМК МПС России, 2002. - 328 с.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50319. Построение простейших экспертных систем 315.5 KB
  Задание к работе: составить программу, содержащую сведения о лучшей десятке фильмов. Данные для построения вывода: название, режиссер, сценарист, год выпуска, киностудия, страна-производитель. В программе должна быть реализована возможность получения следующей информации: по порядковому номеру – фамилия режиссера, название фильма, страны-производителя; все фильмы одного годы выпуска или одной киностудии; все фильмы одной страны.
50320. ЗНАЙОМСТВО ІЗ ПАКЕТОМ СИМУЛЯЦІЇ ЕЛЕКТРОННИХ СХЕМ «PROTEUS» 488 KB
  Proteus - це пакет програм класу САПР, який поєднує в собі дві основні програми: ISIS - засіб розробки і налагодження в режимі реального часу електронних схем та контролерів і ARES - засіб розробки друкованих плат.
50321. ІНТЕГРОВАНЕ СЕРЕДОВИЩЕ РОЗРОБКИ ПРОГРАМ AVR STUDIO 1.54 MB
  Початок роботи При програмуванні в середовищі VR Studio необхідно виконати стандартну послідовність дій: створення проекту; написання програми; компіляція; симуляція. Натискаємо завершити Finish на цьому проект створений і ми потрапляємо в головне вікно програми. Загальний вид вікна програми Вікно розділене на 4 частини. Трохи нижче ліворуч розташовується вкладки Диспетчер проекту Project Перегляд вводу виводу I O View Інформація Info праворуч Текст програми.
50322. Изучение явления дифракции света с помощью лазера 276 KB
  Рассмотрим дифракцию Фраунгофера от одной узкой прямоугольной щели рис. на щель падает плоская монохроматическая световая волна с длинной перпендикулярно к плоскости щели. Поместим за щелью на расстоянии во много раз большим по сравнению с шириной щели L а экран. В точке о лежащей на перпендикуляре к плоскости щели восстановленном из середины щели будут встречаться световые пучки длина пути которых от всех условных точечных источников щели до данной точки почти одинакова т.
50323. Изучение поляризации отраженного от диэлектриков света 682.5 KB
  Изучение поляризации отраженного от диэлектриков света. Цель работы: Изучение свойств света поляризованного при отражении от диэлектриков; изучение законов поляризации света при отражении от прозрачной среды; изучение методов определения показателя преломления диэлектрика по степени поляризации отраженного света. Приборы и принадлежности: Источник света; коллиматор; исследуемые образцы; анализатор; фотоэлемент; собирающая линза; миллиамперметр; транспортир. Подробно явление...
50324. Элементарный перцептрон Розенблатта 70.5 KB
  Подадим на вход перцептрона изображение буквы Т. Это изображение возбуждает все S-нейроны, кроме пятого и восьмого. Единичные сигналы с выходов возбужденных бинарных S-нейронов через связи, весовые коэффициенты которых заданы табл.1, поступают на входы A-нейронов. Суммарный входной сигнал на входе i-го A-элемента определяется соотношением
50325. Методы и системы искусственного интеллекта 170 KB
  Коэффициенты веса связей между Sи элементами постоянны. Необходимых комбинаций выходных сигналов на каждый класс изображений добиваются на этапе обучения или адаптации перцептрона за счет изменения переменных весов связей между и Rэлементами.
50326. Формирование земельного участка под строительство автомобильной дороги. Методические указания 359 KB
  Формирование земельного участка под строительство автомобильной дороги Направление подготовки 120700 Землеустройство и кадастры Профиль подготовки Земельный кадастр Квалификация степень выпускника Бакалавр Уфа 2012 УДК 332 ББК 65. Формирование земельного участка под строительство автомобильной дороги Цель лабораторных занятий – закрепление теоретических знаний и приобретение практических навыков по составлению и обоснованию проекта формирования...
50327. Определение кинематических характеристик по стробоскопическим фотографиям 246.5 KB
  Ошибкой измерения называется разность: Погрешность ∆Xэто количественная мера неизвестной экспериментатору ошибки ∂x.Отсчета и округления Относительная погрешность измерения: или б Погрешность прямых измерений nго количества наблюдений случайное отклонение результата iго измерения от среднего. средняя квадратичная погрешность отдельного наблюдения. Если то это наблюдение – промах средняя квадратная погрешность всей серии n ...