99473

Основные проблемы современной российской пенсионной системы и альтернативные пути их решения

Доклад

Макроэкономика

Столь значительный рост пенсий безусловно отразился на финансах пенсионной системы: по оценкам самого ПФР его расходы в 2010 году должны вырасти до 10 ВВП с немногим более 7 в 2009 г. Увеличить долю бюджетного финансирования пенсионной системы. В любом случае уже сейчас доля бюджетных средств в финансировании российской пенсионной системы высока по меркам развитых стран 2011.

Русский

2016-09-20

42.97 KB

1 чел.

Основные проблемы современной российской пенсионной системы и альтернативные пути их решения.

1. Проблема: несмотря на резкое увеличение расходов на выплату пенсий и их высокое значение по отношению к ВВП, размеры пенсий остаются весьма скромными – по отношению, как к прожиточному минимуму, так и к зарплате.

За последние три года политика ускоренного повышения пенсий (включая проведенную валоризацию пенсионных прав, накопленных до 2002 г.) привела к значительному росту пенсий. Если большую часть 2000-х, средний размер пенсии варьировал вокруг величины ПМП (прожиточный минимум пенсионера), то в 2010 г. он составлял уже свыше 150% ПМП. Ставка замещения, измеряемая через соотношение средней пенсии и средней начисленной заработной платы, с 23% в 2007 г. поднялась до 35-37% в 2010.

Столь значительный рост пенсий, безусловно, отразился на финансах пенсионной системы: по оценкам самого ПФР, его расходы в 2010 году должны вырасти до 10% ВВП с немногим более 7% в 2009 г. Трансферт из федерального бюджета только на покрытие дефицита ПФР составит почти 3% ВВП. Значительный рост пенсионных расходов, спровоцированный политикой повышения пенсий, потребовал также увеличения тарифа отчислений работодателей в пенсионную систему. С 2010 г. регрессивная шкала ЕСН (единый соц. налог) была заменена плоским тарифом страховых отчислений в ПФР, взимавшимся с годовых заработков не свыше 415 тыс. Этот максимальный порог будет индексироваться в соответствии с ростом заработков в стране. В 2011 г. страховой тариф повышен с 20 до 26% облагаемой части фонда заработной платы.

Можно выделить две основных причины сложившейся ситуации:

1.1. Проблема: на макроуровне база для финансирования трудовых пенсий – фонд официальной заработной платы работников предприятий – остается ограниченным и не демонстрирует тенденций к росту в будущем, на микроуровне происходит сокращение продолжительности индивидуальной трудовой жизни, что не позволяет сформировать достаточный объем условного и реального пенсионного капитала

Источник уплаты страховых взносов в ПФР – официальная заработная плата. Между тем, доля официальной заработной платы в совокупной оплате труда наемных работников не превышает ¾, а ее удельный вес в ВВП в 2007-2008 гг. составлял порядка 33%. 

Решения этой проблемы:

1. Повышение тарифа пенсионных взносов с целью компенсировать сокращение базы для уплаты этих взносов

Практически все эксперты согласны с тем, что дальнейшее повышение тарифов пенсионных взносов будет иметь отрицательные последствия. Дальнейшее повышение тарифа ставит под угрозу конкурентоспособность российской экономики, и в условиях высокой эластичности заработной платы и терпимости населения к неформальным формам трудовых отношений чревато также расширением зоны неформальной и теневой занятости.

2. Увеличить долю бюджетного финансирования пенсионной системы.

Целесообразность данного решения зависит от того, какие цели оно будет преследовать, и какие источники финансирования будут использованы. В любом случае, уже сейчас доля бюджетных средств в финансировании российской пенсионной системы высока по меркам развитых стран (2011).

3. Разделить базовую и страховую части пенсии по условиям назначения, правилам индексации и источникам финансирования.

В принципе, две эти части – базовая и страховая – относятся к разным уровням пенсионного обеспечения и направлены на решение различных задач. Задача универсальной базовой компоненты – борьба с бедностью пенсионеров и обеспечение перераспределения внутри пенсионной системы с тем, чтобы сгладить существующее на рынке труда неравенство. Задача страховой части пенсии – компенсация утраченного заработка, обеспечение связи размера пенсии с прежним страховым вкладом человека; она в меньшей степени служит задачам перераспределения, а в большей – отвечает интересам средних слоев населения.

1.2. Проблема: поступающие в российскую пенсионную систему средства расходуются неэффективно, поскольку система формирует избыточное число пенсионных прав (низкие требования к минимальному стажу для назначения пенсии, досрочные пенсии, низкий общеустановленный возраст назначения пенсии для женщин, учитывая ожидаемый период получения ими пенсии)

Известно, что по меркам развитых стран российское население – еще не очень старое, но в действующих границах пенсионного возраста соотношение населения трудоспособного и старше трудоспособного возрастов в ней оказывается менее благоприятным (2010). Еще хуже ситуация с соотношением числа занятых и числа пенсионеров.

Одна из главных проблем российской пенсионной системы – низкий фактический возраст назначения пенсий.

Решения этой проблемы:

1. Реформирование досрочных пенсий с целью их вывода из распределительной пенсионной системы

Необходимость такого решения разделяется и Правительством, и экспертами. Однако предыдущие попытки решить вопрос путем создания обязательных профессиональных пенсионных систем в момент запуска реформы 2002 года провалились, главным образом, из-за сопротивления работодателей, которых не устраивали предложенные тарифы дополнительных отчислений в эти профессиональные системы.

2. Ограничение занятости пенсионеров.

Этот вопрос периодически поднимается в экспертно-политической дискуссии в связи с тем, что примерно каждый третий пенсионер сегодня работает и получает в полном объеме и заработную плату, и пенсию. Аргумент в пользу такого решения состоит в том, что пенсия часто связывается с компенсацией утраченного заработка, и, соответственно, запрет занятости пенсионеров означал бы (а) восстановление страховой природы пенсии и (б) экономию средств пенсионной системы. Запрет занятости пенсионеров в условиях относительно высоких размеров пенсий чреват значительным сокращением масштабов занятости лиц пожилых возрастов, что, очевидно, нецелесообразно в условиях сокращения численности трудоспособного населения.

3. Повышение общеустановленного пенсионного возраста или стимулирование добровольного откладывания выхода на пенсию.

Несмотря на политическую привлекательность политики поощрения добровольного откладывания выхода на пенсию – через значительное повышение пенсии тем, кто обращается за пенсией позже положенного срока, в современных российских условиях эти инструменты вряд ли будут работать. Более того, несмотря на то, что некоторые меры по повышению пенсий тем, кто откладывает выход на пенсию, существовали и в советском, и в российском законодательстве (включая реформу 2002 г.), и советские исследования, и современные российские данные (обследования НИСП 2004 и 2007 гг.) показывают, что практически никто из пенсионеров, имеющих достаточный трудовой стаж, не выходит на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста.

В настоящее время многими экспертами разделяется подход, в соответствии с которым повышение общеустановленного возраста следует начинать с выравнивания пенсионных возрастов мужчин и женщин, а затем продолжить повышение пенсионного возраста для обоих полов, если тенденция роста продолжительности жизни сохранится.

4. Повышение требований к продолжительности страхового стажа.

Эта мера нашла отражение в работах ряда экспертов (см., напр., Соловьев 2010; Гурвич 2011), в том числе иногда она рассматривается как альтернатива повышению пенсионного возраста. Риски значительного увеличения требований к стажу связаны с распространением нестандартных форм занятости и перерывов в занятости на протяжении карьеры: может возрасти число лиц, не выработавших необходимого стажа и, соответственно, получающих очень низкие или социальные пенсии.

2. Проблема: пенсионная система в настоящий момент является финансово несбалансированной и не в состоянии обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость в будущем.

В определенной мере вопросы финансовой несбалансированности пенсионной системы и отдельные инструменты ее решения были рассмотрены выше. Следует подчеркнуть, что дефицит бюджета ПФР в 2010 г. составил около 2,9% ВВП, в 2011 г. – по оценкам ПФР – он сократится до 1,8% ВВП (Доклад Минздравсоцразвития 2010). Тем не менее, реальная зависимость пенсионной системы от бюджета выше: совокупный трансферт из федерального бюджета в ПФР, по оценкам Гурвича, вырос с 1,6% ВВП в 2008 г. до 5,2% ВВП в 2010 г. (Гурвич 2011). Кроме того, для того, чтобы поддерживать коэффициент замещения на целевом уровне в 40%, по прогнозным оценкам Гурвича, в среднем в 2010-2050 гг. трансферт из федерального бюджета придется увеличивать каждые пять лет на 1 процентный пункт ВВП, либо повышать ставку пенсионных взносов – на 1 процентный пункт каждый год (Гурвич 2010).

Решения этой проблемы:

В принципе, возможны следующие варианты решений:

1. Повысить тариф страховых отчислений;

2. Увеличить долю бюджетного финансирования пенсионной системы, в том числе:

2.1. Закрепить источник финансирования издержек перехода к новой пенсионной системе;

3. Сократить размер пенсий

4. Повысить фактический пенсионный возраст за счет реформирования досрочных пенсий, повышения требований к стажу и повышения общеустановленного пенсионного возраста

5. Частично ограничить занятость пенсионеров (но одновременно это и сокращение поступлений)

6. Сохранить обязательную накопительную компоненту, обеспечив ее более высокую доходность.

3. Проблема: результаты функционирования обязательной накопительной составляющей пенсионной системы за первые 8 лет реформы не оправдали ожиданий и в целом оказались неудовлетворительными (низкая доходность пенсионных накоплений, пассивность населения, остающегося по умолчанию в государственной управляющей компании).

Решения этой проблемы:

1. Главная развилка – сохранять ли обязательные пенсионные накопления, реформировав их, или отказаться от них, как от неудачного опыта. Представляется, что экономико-политическая и социальная цена отказа от обязательных накоплений перевесит финансовые выгоды от возврата в распределительную систему средств, сейчас накапливающихся на счетах граждан. Данное решение подорвет доверие населения к государственной политике в пенсионной сфере, что будет препятствовать решению других задач по ее реформированию.

2. Если обязательные накопления сохранять, то в прежнем, большем или меньшем объеме (менять ли тариф отчислений).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17286. Синтетичні й аналітичні рахунки, їх взаємозвязок 42 KB
  Синтетичні й аналітичні рахунки їх взаємозв'язок Залежно від обсягів інформації і рівня узагальнення рахунки бухгалтерського обліку поділяють на синтетичні і аналітичні. Рахунки бухгалтерського обліку які відкриваються на підставі статей балансу для обліку господ...
17287. План рахунків бухгалтерського обліку 51.5 KB
  План рахунків бухгалтерського обліку Для забезпечення єдності порівнювання й узагальнення облікових даних необхідно щоб господарські операції однаково відображалися на рахунках бухгалтерського обліку підприємств незалежно від організаційноправових форм. Такої є
17288. Установка Java 2 SDK и технология программирования на языке Java в режиме командной строки 87.5 KB
  Лабораторная работа 01 Установка Java SDK и технология программирования на языке Java в режиме командной строки. Цель работы Целью работы является приобретение навыков программирования на языке программирования Java в режиме командной строки. Состав рабочего места ...
17289. КУРС ВИЩОЇ МАТЕМАТИКИ Короткий конспект лекцій 3.51 MB
  Курс вищої математики. Частина 1. КУРС ВИЩОЇ МАТЕМАТИКИ Короткий конспект лекцій ЧАСТИНА 1 2005 Комплексні числа. Визначення. Комплексним числом z називається вираз де a і b дійсні числа i уявна одиниця що визначається співвідношенням...
17290. КУРС ВИЩОЇ МАТЕМАТИКИ. Диференціальне числення функції однієї змінної 2.83 MB
  Курс вищої математики. Частина 2. КУРС ВИЩОЇ МАТЕМАТИКИ ЧАСТИНА 2 2005 Диференціальне числення функції однієї змінної. Похідна функції її геометричний і фізичний зміст. Визначення. Похідної функції fx у точці х = х0 називається границя ...
17291. Основні поняття інформаційної безпеки 60.5 KB
  Лекція 1. Основні поняття інформаційної безпеки Під інформаційною безпекою розуміють стан захищеності оброблюваних даних та даних що зберігаються та передаються від незаконного ознайомлення перетворення і знищення а також стан захищеності інформаційних ресурсів
17292. Ідентифікація та автентифікація 136.5 KB
  Лекція 2. Ідентифікація та автентифікація Основні поняття і класифікація Застосування при міжмережевій взаємодії відкритих каналів передачі даних створює потенційну загрозу проникнення зловмисників порушників. Якщо пасивний порушник має нагоду тільки проглядати
17293. Моделі загроз та порушників безпеки 127.5 KB
  Лекція 3. Моделі загроз та порушників безпеки Поняття загрози інформації Безпечна або захищена система це система із засобами захисту які успішно і ефективно протистоять визначеним загрозам безпеки. Виходячи із цього першим кроком в побудові захищеної системи є ід
17294. Політика безпеки 103.5 KB
  Лекція 4. Політика безпеки Поняття політики безпеки Фундаментальним поняттям захисту інформації є політика безпеки ПБ або політика захисту. Важливість цього поняття важко переоцінити існують ситуації коли правильно сформульована політика є чи не єдиним механізм