99473

Основные проблемы современной российской пенсионной системы и альтернативные пути их решения

Доклад

Макроэкономика

Столь значительный рост пенсий безусловно отразился на финансах пенсионной системы: по оценкам самого ПФР его расходы в 2010 году должны вырасти до 10 ВВП с немногим более 7 в 2009 г. Увеличить долю бюджетного финансирования пенсионной системы. В любом случае уже сейчас доля бюджетных средств в финансировании российской пенсионной системы высока по меркам развитых стран 2011.

Русский

2016-09-20

42.97 KB

0 чел.

Основные проблемы современной российской пенсионной системы и альтернативные пути их решения.

1. Проблема: несмотря на резкое увеличение расходов на выплату пенсий и их высокое значение по отношению к ВВП, размеры пенсий остаются весьма скромными – по отношению, как к прожиточному минимуму, так и к зарплате.

За последние три года политика ускоренного повышения пенсий (включая проведенную валоризацию пенсионных прав, накопленных до 2002 г.) привела к значительному росту пенсий. Если большую часть 2000-х, средний размер пенсии варьировал вокруг величины ПМП (прожиточный минимум пенсионера), то в 2010 г. он составлял уже свыше 150% ПМП. Ставка замещения, измеряемая через соотношение средней пенсии и средней начисленной заработной платы, с 23% в 2007 г. поднялась до 35-37% в 2010.

Столь значительный рост пенсий, безусловно, отразился на финансах пенсионной системы: по оценкам самого ПФР, его расходы в 2010 году должны вырасти до 10% ВВП с немногим более 7% в 2009 г. Трансферт из федерального бюджета только на покрытие дефицита ПФР составит почти 3% ВВП. Значительный рост пенсионных расходов, спровоцированный политикой повышения пенсий, потребовал также увеличения тарифа отчислений работодателей в пенсионную систему. С 2010 г. регрессивная шкала ЕСН (единый соц. налог) была заменена плоским тарифом страховых отчислений в ПФР, взимавшимся с годовых заработков не свыше 415 тыс. Этот максимальный порог будет индексироваться в соответствии с ростом заработков в стране. В 2011 г. страховой тариф повышен с 20 до 26% облагаемой части фонда заработной платы.

Можно выделить две основных причины сложившейся ситуации:

1.1. Проблема: на макроуровне база для финансирования трудовых пенсий – фонд официальной заработной платы работников предприятий – остается ограниченным и не демонстрирует тенденций к росту в будущем, на микроуровне происходит сокращение продолжительности индивидуальной трудовой жизни, что не позволяет сформировать достаточный объем условного и реального пенсионного капитала

Источник уплаты страховых взносов в ПФР – официальная заработная плата. Между тем, доля официальной заработной платы в совокупной оплате труда наемных работников не превышает ¾, а ее удельный вес в ВВП в 2007-2008 гг. составлял порядка 33%. 

Решения этой проблемы:

1. Повышение тарифа пенсионных взносов с целью компенсировать сокращение базы для уплаты этих взносов

Практически все эксперты согласны с тем, что дальнейшее повышение тарифов пенсионных взносов будет иметь отрицательные последствия. Дальнейшее повышение тарифа ставит под угрозу конкурентоспособность российской экономики, и в условиях высокой эластичности заработной платы и терпимости населения к неформальным формам трудовых отношений чревато также расширением зоны неформальной и теневой занятости.

2. Увеличить долю бюджетного финансирования пенсионной системы.

Целесообразность данного решения зависит от того, какие цели оно будет преследовать, и какие источники финансирования будут использованы. В любом случае, уже сейчас доля бюджетных средств в финансировании российской пенсионной системы высока по меркам развитых стран (2011).

3. Разделить базовую и страховую части пенсии по условиям назначения, правилам индексации и источникам финансирования.

В принципе, две эти части – базовая и страховая – относятся к разным уровням пенсионного обеспечения и направлены на решение различных задач. Задача универсальной базовой компоненты – борьба с бедностью пенсионеров и обеспечение перераспределения внутри пенсионной системы с тем, чтобы сгладить существующее на рынке труда неравенство. Задача страховой части пенсии – компенсация утраченного заработка, обеспечение связи размера пенсии с прежним страховым вкладом человека; она в меньшей степени служит задачам перераспределения, а в большей – отвечает интересам средних слоев населения.

1.2. Проблема: поступающие в российскую пенсионную систему средства расходуются неэффективно, поскольку система формирует избыточное число пенсионных прав (низкие требования к минимальному стажу для назначения пенсии, досрочные пенсии, низкий общеустановленный возраст назначения пенсии для женщин, учитывая ожидаемый период получения ими пенсии)

Известно, что по меркам развитых стран российское население – еще не очень старое, но в действующих границах пенсионного возраста соотношение населения трудоспособного и старше трудоспособного возрастов в ней оказывается менее благоприятным (2010). Еще хуже ситуация с соотношением числа занятых и числа пенсионеров.

Одна из главных проблем российской пенсионной системы – низкий фактический возраст назначения пенсий.

Решения этой проблемы:

1. Реформирование досрочных пенсий с целью их вывода из распределительной пенсионной системы

Необходимость такого решения разделяется и Правительством, и экспертами. Однако предыдущие попытки решить вопрос путем создания обязательных профессиональных пенсионных систем в момент запуска реформы 2002 года провалились, главным образом, из-за сопротивления работодателей, которых не устраивали предложенные тарифы дополнительных отчислений в эти профессиональные системы.

2. Ограничение занятости пенсионеров.

Этот вопрос периодически поднимается в экспертно-политической дискуссии в связи с тем, что примерно каждый третий пенсионер сегодня работает и получает в полном объеме и заработную плату, и пенсию. Аргумент в пользу такого решения состоит в том, что пенсия часто связывается с компенсацией утраченного заработка, и, соответственно, запрет занятости пенсионеров означал бы (а) восстановление страховой природы пенсии и (б) экономию средств пенсионной системы. Запрет занятости пенсионеров в условиях относительно высоких размеров пенсий чреват значительным сокращением масштабов занятости лиц пожилых возрастов, что, очевидно, нецелесообразно в условиях сокращения численности трудоспособного населения.

3. Повышение общеустановленного пенсионного возраста или стимулирование добровольного откладывания выхода на пенсию.

Несмотря на политическую привлекательность политики поощрения добровольного откладывания выхода на пенсию – через значительное повышение пенсии тем, кто обращается за пенсией позже положенного срока, в современных российских условиях эти инструменты вряд ли будут работать. Более того, несмотря на то, что некоторые меры по повышению пенсий тем, кто откладывает выход на пенсию, существовали и в советском, и в российском законодательстве (включая реформу 2002 г.), и советские исследования, и современные российские данные (обследования НИСП 2004 и 2007 гг.) показывают, что практически никто из пенсионеров, имеющих достаточный трудовой стаж, не выходит на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста.

В настоящее время многими экспертами разделяется подход, в соответствии с которым повышение общеустановленного возраста следует начинать с выравнивания пенсионных возрастов мужчин и женщин, а затем продолжить повышение пенсионного возраста для обоих полов, если тенденция роста продолжительности жизни сохранится.

4. Повышение требований к продолжительности страхового стажа.

Эта мера нашла отражение в работах ряда экспертов (см., напр., Соловьев 2010; Гурвич 2011), в том числе иногда она рассматривается как альтернатива повышению пенсионного возраста. Риски значительного увеличения требований к стажу связаны с распространением нестандартных форм занятости и перерывов в занятости на протяжении карьеры: может возрасти число лиц, не выработавших необходимого стажа и, соответственно, получающих очень низкие или социальные пенсии.

2. Проблема: пенсионная система в настоящий момент является финансово несбалансированной и не в состоянии обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость в будущем.

В определенной мере вопросы финансовой несбалансированности пенсионной системы и отдельные инструменты ее решения были рассмотрены выше. Следует подчеркнуть, что дефицит бюджета ПФР в 2010 г. составил около 2,9% ВВП, в 2011 г. – по оценкам ПФР – он сократится до 1,8% ВВП (Доклад Минздравсоцразвития 2010). Тем не менее, реальная зависимость пенсионной системы от бюджета выше: совокупный трансферт из федерального бюджета в ПФР, по оценкам Гурвича, вырос с 1,6% ВВП в 2008 г. до 5,2% ВВП в 2010 г. (Гурвич 2011). Кроме того, для того, чтобы поддерживать коэффициент замещения на целевом уровне в 40%, по прогнозным оценкам Гурвича, в среднем в 2010-2050 гг. трансферт из федерального бюджета придется увеличивать каждые пять лет на 1 процентный пункт ВВП, либо повышать ставку пенсионных взносов – на 1 процентный пункт каждый год (Гурвич 2010).

Решения этой проблемы:

В принципе, возможны следующие варианты решений:

1. Повысить тариф страховых отчислений;

2. Увеличить долю бюджетного финансирования пенсионной системы, в том числе:

2.1. Закрепить источник финансирования издержек перехода к новой пенсионной системе;

3. Сократить размер пенсий

4. Повысить фактический пенсионный возраст за счет реформирования досрочных пенсий, повышения требований к стажу и повышения общеустановленного пенсионного возраста

5. Частично ограничить занятость пенсионеров (но одновременно это и сокращение поступлений)

6. Сохранить обязательную накопительную компоненту, обеспечив ее более высокую доходность.

3. Проблема: результаты функционирования обязательной накопительной составляющей пенсионной системы за первые 8 лет реформы не оправдали ожиданий и в целом оказались неудовлетворительными (низкая доходность пенсионных накоплений, пассивность населения, остающегося по умолчанию в государственной управляющей компании).

Решения этой проблемы:

1. Главная развилка – сохранять ли обязательные пенсионные накопления, реформировав их, или отказаться от них, как от неудачного опыта. Представляется, что экономико-политическая и социальная цена отказа от обязательных накоплений перевесит финансовые выгоды от возврата в распределительную систему средств, сейчас накапливающихся на счетах граждан. Данное решение подорвет доверие населения к государственной политике в пенсионной сфере, что будет препятствовать решению других задач по ее реформированию.

2. Если обязательные накопления сохранять, то в прежнем, большем или меньшем объеме (менять ли тариф отчислений).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46671. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период 25.01 KB
  Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецкофашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам колхозам общественным организациям государственным предприятиям и учреждениям СССР. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР при областных и краевых исполкомах учреждались бюро по учету и распределению рабочей силы. Особая система военной юстиции регламентировалась Указом Президиума Верховного...
46672. Подходы к оценке стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности 25.04 KB
  Методы доходного подхода Метод прямой капитализации Под капитализацией понимается определение на дату проведения оценки стоимости всех будущих равных между собой или изменяющихся с одинаковым темпом величин денежных потоков от использования интеллектуальной собственности за равные периоды времени. Метод дисконтированных денежных потоков При этом под дисконтированием понимается процесс приведения всех будущих денежных потоков от использования интеллектуальной собственности к дате проведения оценки по определенной оценщиком ставке...
46673. Попытки осуществления политических и экономических реформ.Н.С.Хрущёв 25.38 KB
  В 55г начинается кукурузная кампания Хрущева. Лозунг Хрущева – догнать и перегнать Америку. 64г со всех постов и Хрущева. Однако следует отметить и глубокую враждебность Хрущева.
46674. Пеня 25.5 KB
  Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или...
46676. Метод прогонки 29.52 KB
  Метод прогонки Метод прогонки является частным случаем метода Гаусса и применяется к системам с трехпятидиагональной матрицей см. Предполагается что Метод прогонки состоит из двух этапов: прямой прогонки и обратной прогонки. В силу сказанного основу метода прогонки составляет так называемая прогоночная формула 4.
46677. Занятость населения и рынок труда 30.78 KB
  Занятость населения и рынок труда. Эффективная занятость характеризуется использованием рабочей силы без потерь при котором получается наибольший материальный результат и указывает при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе какими путями достигается полная занятость. Рынок труда сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.