99488

Современные методы и приемы обучения русскому языку в младших классах школы. Использование коммуникативного метода. Интерактивные технологии на уроках русского языка

Контрольная

Педагогика и дидактика

Классификация методов обучения по способам и характеру учебной деятельности М.Б. Успенского. Эвристическая беседа, проблемный подход, приёмы создания проблемных ситуаций, постановка проблемно- обучающих заданий как способ развития учебно-познавательной активности учащихся. Использование коммуникативного метода. Интерактивные технологии на уроках русского языка.

Русский

2016-09-20

146.5 KB

1 чел.

самостоятельная работа № 6 (53-54)

Тема:Современные методы и приемы обучения русскому языку в младших классах школы. Использование коммуникативного метода. Интерактивные технологии на уроках русского языка.

План.

1.Классификация методов обучения по способам и характеру учебной деятельности М.Б.Успенского.

2.Эвристическая беседа, проблемный подход, приёмы создания проблемных ситуаций, постановка проблемно- обучающих заданий как способ развития учебно-познавательной активности учащихся.

3.Использование коммуникативного метода.

4.Интерактивные технологии на уроках русского языка.

5.Комбинация методов, приёмов обучения для обеспечения разносторонней аналитико-синтетической деятельности учащихся на всех этапах обучения. Учет характера межъязыкового переноса:

А) совпадающий материал;

Б) несовпадающий материал.

1.Методы обучения русскому языку.

Метод преподавания является одной из базовых категорий методики. В общедидактическом смысле понятиеметод включает в себя способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся. Для преподавателя языка важны методы как источники получения знаний, формирования навыков и умений. К числу таких методов относятся: работа с текстом, книгой, рассказ учителя, беседа, экскурсия, упражнения, использование наглядности в обучении. В зависимости от самостоятельности учебных действий, выполняемых учащимися, различаютактивные ипассивные методы; по характеру работы учащихся – устные и письменные, индивидуальные и коллективные, аудиторные (классные) и домашние.

Обратимся к словарю – справочнику Львова М.Р.. Вот как в справочнике дается определение методов обучения.

Методы обучения русскому языку – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение целей обучения. Различаются М. о. общие – их разрабатывает дидактика – и методы частные. И те, и другие М. о. р. я. представляют собой комплексные последовательности учебных действий учителя и учащихся. Пример классификации М. о. в дидактике, по Ю. К. Бабанскому: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ учителя, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы и пр.); методы стимулирования учебной деятельности школьников (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактические игры, диспуты и пр.); методы контроля и самоконтроля в обучении (устный опрос, письменный, машинный и пр.). А. В. Текучев выделяет следующие М. о. русскому языку: слово учителя, беседа, лекция; анализ языка (наблюдения, грамматический разбор и пр.); грамматико-орфографические упражнения и пр. Л. П. Федоренко подразделяет М. о. на методы теоретического изучения языка, теоретико-практические (разбор различных видов) и практические методы обучения речи. Традиционно сложившиеся М. о. по отдельным разделам обучения: коммуникативный метод обучения; звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте; имитационный метод обучения неродному языку; метод объяснительного чтения (в начальных классах). Отдельные авторы разрабатывали М. о. по разделам курса: М. о. орфографии – М. В. Ушаков, Н. С. Рождественский; М. о. пунктуации – Г. И. Блинов; методы внеклассной работы – Н. Н. Ушаков.

Методы обучения группируются и по источнику знаний, получаемых учащимися:

1.словесные методы(объяснение учителя, работа с учебником);

2.наглядные методы ( наблюдение, демонстрация наглядных пособий);

3. практические работы ( устные и письменные упражнения).

Учебные задачи, стоящие перед учителем на различных этапах урока или системы уроков:

- сообщение новых знаний;

- закрепление знаний и автоматизация умений и навыков;

- учет и проверка знаний, умений и навыков.

Методы обучения с точки зрения хода мыслей и путей рассуждения (дидактика и методика):

- индуктивный;

- дедуктивный.

Индукция– форма мышления, при которой человек, идя от частных случаев, единичных вещей, приходит к общему правилу, от фактов – к обобщению. Учащиеся наблюдают над количеством примеров, затем из них делают вывод или формулируют правило. (Например, рассмотрев ряд слов с безударной гласной в корне, приходят к выводу, что безударные гласные не всегда пишутся так, как произносятся, поэтому их следует проверять).

Дедукция – такая форма мышления, когда от общих положений, правил, законов идут к менее общим, конкретным положениям.( Например, сначала дается правило правописания – жи, ши всегда пиши с буквой и – а затем подбираются примеры.

Совокупность методов обучения используется для выполнения основного требования дидактики: все в работе учителя должно быть направлено на то, чтобы учащиеся могли осмысленно и прочно усвоить изучаемый материал

Методы обучения русскому языкупо способам и характеру учебной деятельности М.Б.Успенского.

А) методы получения знаний (собственно познавательные):

- объяснительный (объяснительно-иллюстративный): метод получения знаний в готовом виде с опорой на знания, умения и навыки, полученные на уроках украинского языка;

- проблемный (поисковый): метод приобретения знаний путем решения проблемных задач.

Б) методы приобретения речевых умений и навыков (тренировочные):

- имитационный (подражательный) : связан с подражательным воспроизведением, механическими повторами речевых образцов;

- операционный: реализуется в использовании аналитических и синтетических упражнений на уровне слова, предложения, текста;

- метод продуцирования речи: реализуется в таких формах, как составление предложений, ответы на вопросы, различные виды творческих работ, речевая деятельность учащихся.

Приемы обучения русскому языку – составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода. Примеры П. о.: составление плана сочинения, построение алгоритма орфографического действия, объяснительный диктант, использование перфокарты, определение формы склонения имени существительного для проверки правописания падежного окончания, использование словаря и др. Одни и те же приемы могут использоваться в различных методах; например, приемы языкового анализа используются и в лекционном методе, и в беседе, и в упражнениях; но есть приемы, закрепленные за одним методом; так, прием создания проблемной ситуации характерен лишь для проблемного обучения, является его признаком.

2.Эвристическая беседа, проблемный подход, приёмы создания проблемных ситуаций, постановка проблемно- обучающих заданий как способ развития учебно-познавательной активности учащихся.

Теоретики и практики прошлого делили методы обучения на две группы:

1.Догматические (методы готовых знаний). Делали установку на заучивание учебного материала.

2.Эвристические(от греч.- «нашел»). Предполагали активную работу ученика, рассчитывали на возможность ученика мыслить и самостоятельно работать.

Разновидности эвристического метода:

А) проблемный;

Б) поисковый;

В) исследовательский.

При реализации всех этих разновидностей предполагается активная и самостоятельная работа учащихся при умелом руководстве ею со стороны учителя. В настоящее время в дидактике подчеркивается важная роль проблемного метода. Сущность его заключается в создании учителем так называемой проблемной ситуации, в постановке такого вопроса, который стал бы для учащихся некоторой проблемой, задачей.

Аналитико – синтетический метод является, в сущности, основным при обучении всем учебным предметам, вся познавательная работа ученика – это прежде всего анализ (составные элементы) и синтез (элементы в целом). Успех обучения заключается в правильном соотношении анализа и синтеза в зависимости от природы изучаемого материала, от этапа и задачи изучения.

К концу работы по теме аналитическая работа постепенно сокращается, а синтетические упражнения увеличиваются. Это, в частности, важно соблюдать при обучении правописанию: орфографический навык – это автоматизированный навык, и его автоматизация требует некоторого сокращения аналитических упражнений. (Например, вначале задания по грамматике сопровождаются речью учащихся – проговаривают задания, рассказывают, обосновывают свои решения, то постепенно словесное выражение сокращается, а остается автоматический навык.)

3.Использование коммуникативного метода.

Коммуникативный метод обучения русскому языку основан на коммуникативном подходе, принципиальные положения которого по-разному трактуются учеными, следствием чего является многообразие толкований этого метода.

Многие современные зарубежные ученые придерживаются крайней точки зрения: рассматривают коммуникативный метод в чистом виде. Они считают, что процесс обучения должен опираться только на содержательную сторону, реальное общение и исключать работу над языковой формой. Для этого необходимо использовать подлинно коммуникативные задания, адекватные поставленной цели. Принцип сознательности обучения при этом недооценивается, и не учитываются когнитивные процессы, характерные для овладения языком.

Другая крайность характерна для некоторых отечественных методистов и практиков, которые, декларируя применение коммуникативного метода, на деле обучают системе языка, используют формальные языковые упражнения и лишь на завершающем этапе работы над темой предлагают учащимся составить диалоги или высказать собственное мнение по проблеме.

Большинство отечественных и зарубежных методистов принимают такое толкование коммуникативного метода, в соответствии с которым процесс обучения должен разумно сочетать системный и содержательный подходы, включать в себя работу как над формой, так и над содержательной стороной речи. Данная трактовка коммуникативности позволила отечественным методистам ввести терминкоммуникативно-когнитивный метод, то есть привлечь внимание к когнитивной стороне процесса овладения русским языком, когда язык изучается вне языковой среды и многие особенности его употребления, в частности социокультурные, усваиваются на уровне знаний. Существование различных вариантов коммуникативного метода позволяет сделать вывод о том, что метод еще не сформировался, и его развитие будет, вероятно, идти по различным направлениям, отражающим специфику обучения русскому языку в различных условиях.

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку ориентирует педагога на использование системы методов, в основе которых лежит деятельностный тип обучения. Это

1) методы, обеспечивающие овладение русским языком (практические, репродуктивные, проблемные, поисковые, словесные, наглядные, дедуктивные, индуктивные);

2) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (познавательные игры, проблемные ситуации и др.);

3) методы контроля и самоконтроля (опрос, письменная работа, тест и др.).

Методисты – ученые и практики – единодушно высказывают мнение о том, что не существует оптимального и универсального, эффективного для всех условий обучения метода, и приходят к выводу о том, что необходимо комбинировать различные подходы, элементы разных методов, поскольку то, что приемлемо в одних условиях, может дать противоположные результаты в иных.

Современные способы обучения детей письму (грамоте) предполагают большое разнообразие подходов. Ребенок, как известно, начинает писать печатными буквами, к рукописным буквам билингв переходит в возрасте 8 – 12 лет. Чтобы оптимизировать этот процесс, детям можно давать задания писать друг другу письма (своеобразная внутренняя почта), записывать и рисовать свои и чужие рассказы, обозначать рисунком и словами, что они хотят узнать; вести дневник общения с учителем (своего рода секретная тетрадь, построенная по принципу: вопрос, предложение учителя – ответ, предложение, просьба ученика); использовать электронную почту; завести альбом с личной историей или историей своей семьи, с рассказами о семейных и национальных праздниках, об увлечениях, интересных событиях

4.Интерактивные технологии на уроках русского языка

Интерактивные подходы к обучению для украинской школы не новы. Они использовались еще в первые десятилетия прошлого столетия и были распространены в педагогике и практике школ. Лабораторно- бригадный метод, работа в парах меняющегося состава, трудовые экскурсии и практика, которые применялись в те времена, были передовым словом не только в советской , но и в мировой педагогике.

Применение этих методов выявило некоторые проблемы и осложнения: занизилась роль учителя в учебном процессе, неэкономичное использование учебного времени, отсутствие у учеников достаточной мотивации для такого вида учебы. Во времена Сталина эти методы были признаны ненужными и подлежали критике.

Следующую разроботку элементов интерактивного обучения мы можем найти в работах В.Сухомлинского, в творчестве Ш.Амонашвили, В.Шаталова, Е. Ильина, С Лисенковой, в теории развивающего обучения.

За последние несколько лет особенно пристальное внимание было обращено на применение инновационных технологий в преподавании иностранного языка и других дисциплин. Связано это прежде всего с изменением структуры и содержания общего среднего образования, когда от учащегося требуется на выходе из школы не просто набор знаний, умений и навыков, а некая система коммуникативных, информационных и некоторых других компетенций, которые помогут ему быстро ориентироваться в современном мире, где ключевым моментом является именно информация и методы её получения и обработки. В преподавании русского языка применение инновационных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком, повысить мотивацию обучения, подготовиться к сдаче различных экзаменов и тестов.

Одним из новейших направлений в последнее время является использование интерактивных технологий в процессе обучения. Появление интерактивных (Smart) досок в школах делает возможным внедрение данных технологий на различные уроки в школах. Что такое интерактивная доска? Это комплект современных достижений техники, состоящий из интерактивной доски, компьютера и проектора. Эти три простые вещицы позволяют творить чудеса на уроках.

Использование интерактивной доски Smart значительно помогает повысить эффективность обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядности подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков русского языка в школе.

Работая со Smart доской, учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала. Передвижения по экрану доски грамматических структур, слов, картинок; выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров; использование звуковых роликов, возможность записи фрагмента урока и т.п. доставляет огромное удовольствие учащимся разных уровней, что повышает их мотивацию к изучению русского языка и эффективность учебного процесса.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащихся с использованием последних достижений науки и техники. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Современное состояние общества: рыночные отношения, кризис обновления, разрушение прежней системы образования, большой объем информации, быстрое обновление знаний, интеграция в мировое пространство - заставляет переходить на новое мышление - творческое и диалектическое. Развить творческое мышление можно, только умело организовав активную самостоятельную деятельность учащихся.

Поэтому ставятся следующие задачи:

-разработать систему игровых уроков, направленных на развитие творческих особенностей детей;

-использовать имеющуюся систему самостоятельных работ учащихся на уроках русского языка;

-использовать и накапливать интерактивные методы в обучении учащихся;

-установить тесную связь (привести в систему) внеклассной и урочной работы по активизации познавательной деятельности.

Сущность интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при условии постоянном, активном взаимодействии всех учащихся. Эта взаимоучеба (коллективная, групповая, учеба в сотрудничестве), где учитель и ученик равноправны, равнозначимые субъекты обучения. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Для ИАО характерно достижение учебной деятельности путем поиска ответов на вопросы «Как учить? Как создать условия?», а не традиционное “Что изучать?»

На уроках русского языка хороший результат для активизации познавательной деятельности дает и использование «мозгового штурма», когда ученикам предлагается внимательно прочесть условие задания и предположить все возможные, в том числе и абсурдные, гипотезы для его выполнения.

Например: вставить пропущенные буквы и доказать, почему именно эти. Почему глагол «бежать» разноспрягаемый? и т.д.

Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени вам доверять, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Возможно, вы сочтете целесообразным поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?” Вместо этого сделайте основной упор на взаимодействие учащихся между собой.

Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезныеприемы:

1) Bcегда благодарите их за высказанные мнения.

2) Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.

3) Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:

Сходства/различия

Ранжирование

Поиск соответствий

Рейтинг

Классификация

Обобщение

Верно/неверно

Правильно или требует изменений

Преимущества и недостатки

Выявление последствий

Как вы думаете?

Исследование и отчет

Ролевая игра

Мозговой штурм

Дебаты

Использование интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре урока.Структура таких уроков состоит из пяти этапов:

1) мотивация;

2) сообщение, представление темы и ожидаемых учебных результатов;

3) актуализация знаний, предоставление необходимой информации;

4)усвоение;

5) рефлексия.

Как правило, интерактивное упражнение – центральная часть урока. Для того, чтобы преодолеть сложности использования интерактивных технологий надо помнить следующее. Интерактивные технологии требуют определенных изменений жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки, как учеников, так и педагога. Использование интерактивных технологий – не самоцель. Это лишь средство создания той атмосферы в классе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, дает возможность действительно реализовать личностно ориентированное обучение.

Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внешнем ученики через определенный промежуток времени меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание: Обоснуйте, почему в словах река и леса написаны безударный гласный Е. Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа: «Помоги вставить пропущенные буквы»: п...ля, м...ря,р…ка, с…ды. Объясни, почему вставили такие буквы.После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием и весь алгоритм повторяется заново.

Метод «Дерево решений» заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве», потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий. Действенными являются так же интерактивные диктанты, например диктант с постукиванием. Суть данного метода заключается в том, что во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда поизносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.Чтобы работа над ошибками прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые приемы. Например, игра «Помоги Незнайке». Здесь учащиеся выступают в роли учителей, выискивая ошибки в специально подготовленных текстах, которые составлены по результатам контрольного диктанта, проведенного в конкретном классе.

Игра «По щучьему веленью» помогает ученикам ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать их наименования. Суть работы заключается в том, что ученики меняются тетрадями, анализируют работу соседа по парте и по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях своих товарищей. В данном случае кроме орфографической зоркости развиваются оценочные и рефлексивные умения школьников.Можно предложить детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где учащиеся будут записывать слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагается памятка, которая подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.Все вышеперечисленные интерактивные методы и приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроля, рефлексивные умения.

Алгоритм работы при проведении интерактивного урока:

- определение целесообразности использования интерактивных приемов именно на этом уроке

- тщательный отбор и анализ учебного материала, в том числе и дополнительного (тесты, примеры, ситуации, задания для групп ...)

- планирование урока - этапы, хронометраж, ориентировочное разделение на группы, роли участников, вопросы и возможные ответы;

- выработка критериев оценки эффективности работы групп, занятия;

- мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации, предвтавление интересных фактов и т.д.;

- обеспечение понимания учащимися содержания их деятельности и формирования ожидаемых результатов и во время объявления, представления темы;

- предоставление учащимся необходимой информации для выполнения практических заданий за минимально короткое время;

- обеспечение усвоения учебного материала учащимися путем интерактивного упражнения (на выбор учителя);

- рефлексия (подведение итогов) в различных формах - индивидуальная работа, работа в парах, группах, дискуссия, в виде рисунков, схем, графиков и т.д..

Ориентировочное распределение времени между этапами интерактивного урока:

Мотивация - 5%;

Объявление темы - 5%;

Информирование учащихся - 10-15%;

Интерактивное упражнение - 50-60%;

Рефлексия - 15-20%.

1. РАБОТА В ПАРАХ

Можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.. Способствует развитию навыков общения, умения высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию

Алгоритм действия

1. Предложите ученикам задания, задайте вопрос. Дайте им 1-2 мин для продумывания возможных ответов или решений.

2. Определите, кто из них будет выражать мысли первым и попросите обсудить свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения.

3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом.

2. РОТАЦИОННЫЕ ТРОЙКИ

Способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения.

Алгоритм действия

1.Разработать различные вопросы, чтобы помочь учащимся начать обсуждение нового или разъяснение материала.

2. Разместите тройки так, чтобы каждая из них видела тройку слева и тройку справа. Вместе все тройки должны образовывать круг.

3. Дайте каждой тройке открытый вопрос (одинаковый для всех).

4. После короткого обсуждения попросите участников рассчитаться от 0 до 2. Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а ученики с номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0 остаются на месте и являются постоянными членами тройки. Результатом будет полностью новая тройка.

5. Вы можете двигать тройками столько раз, сколько у вас есть вопросов.

3. ДВА-ЧЕТЫРЕ-ВСЕ ВМЕСТЕ

Эффективен для развития навыков общения в группе, умений убеждать и вести дискуссию.

Алгоритм действия

1. Поставьте ученикам вопрос для обсуждения. Дайте им 1-2 мин для продумывания возможных ответов или решений.

2. Попросите обсудить свои идеи друг с другом.

3. Попросите обсудить предварительно достигнутые решения относительно поставленной проблемы. Как и в парах, принятие совместного решения обязательно.

4. В зависимости от количества учеников в классе можно об "объединить четверки в большие группы или перейти к коллективному обсуждению проблемы

4. УЧЕБНЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ

Эта форма учебной деятельности может быть использована для учащихся любого возраста, во время преподавания любого предмета.

Уместно использовать:

- Для нескольких решений конкретной проблемы;

- При организации групповой формы работы;

- Для решения творческих эвристических задач, развивающих креативность мышления.

Алгоритм действия

1. Обязательно провести инструктаж групп. Главное правило - не критикуй!

2. В группе выбирается ведущий, секретарь, спикер. Четко регламентируется время для всех этапов работы.

3. I этап - создание банка идей.

4. II этап - анализ идей в группе.

5. III этап - обработка результатов. Озвучивание спикером результатов работы группы перед классом.

6. Итоги.

Типичные ошибки УМШ:

- Неправильный подбор задачи, темы для обсуждения.

- Критика выдвинутых идей.

- Вмешательство в работу групп.

5. УЧА-УЧУСЬ

Алгоритм действия

1. Подготовьте карточки с фактами, касающиеся темы урока, по одной на каждого ученика.

2. Раздайте по одной карточке для каждого ученика.

3. В течение нескольких минут ученики читают информацию на карточке. Проверьте, понимают ли они прочитанное.

4. Предложите им ходить по классу и знакомить со своей информацией других одноклассников.

5. Ученик может одновременно говорить только с одним лицом. Задача состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и получить информацию от другого ученика. В течение отведенного времени нужно обеспечить общение каждого ученика с максимальным количеством других для получения максимально полной информации.

6. После того, как учащиеся закончат это упражнение, предложите рассказать, воспроизвести полученную информацию. Проанализируйте и обобщите полученные ими знания. Ответы могут записываться на доске.

6. МЕТОД ПРЕСС

Используется при обсуждении спорных вопросов и при проведении упражнений, в которых нужно занять и четко аргументировать определенную позицию по проблеме, которая обсуждается. Метод обучает учеников производить и формулировать аргументы, высказывать мнения по дискуссионному вопросу в отчетливой и сжатой форме, убеждать других.

Алгоритм действия

1. Раздайте материалы, в которых указано 4 этапа метода ПРЕСС.

- Начиная со слов ... я считаю, что ...

- Начинайте со слов ... потому что ...

- ... Например ...

- Следовательно, ... таким образом ...

2. Объясните механизм этапов ПРЕСС-метода и дайте ответы на возможные вопросы учеников. Приведите примеры к каждому из трех этапов.

3. Предложите желающим попробовать применить этот метод к любой проблеме на их выбор.

4. Проверьте, понимают ли ученики механизм применения метода. Этапы можно адаптировать, предлагая учащимся приводить несколько вариантов своих мыслей или примеров.

5. Когда формула будет понятна всем учащимся, предложите им попробовать самим. Примените данный метод на всех уроках, где нужна аргументация учениками своего мнения.

нтерактивную технологию «Микрофон» используем на этапе мотивации учебной деятельности. Учащиеся должны представить себя, работающих с микрофоном (ручка, карандаш) и, передавая его друг другу, выразить собственное мнение о том, чего они ожидают от урока (что узнать, научиться, что вспомнить), исходя из темы. Таким же образом можно провести этап итога урока, поставив ученикам вопрос: достигнута ли цель урока? Узнали ли они что-то новое? Обогатили свои знания, словарный запас и т.д.? Понравился урок? Чем?

На этапе формирования умений и навыков используем интерактивную технологию «Займи позицию». Например, при изучении темы «Группы прилагательных по значению» каждый ученик вытягивает листок с написанным на нем прилагательным. На доске - в разных местах - листы с надписями: «качественные», «относительные», «притяжательные». Каждый ученик должен подойти к соответствующему листу, назвать свои прилагательные и обосновать.

Мозковий штурм

Визначення:

• Неструктурований процес генерування та відбору інноваційних творчих ідей у групі, що координуються педагогом.

Цілі:

• Тренування учнів у вирішенні проблем;

• Розвиток творчого мислення;

• Розвиток навичок спілкування, роботи у малих групах;

• Підвищення зацікавленості учнівської аудиторії

Переваги:

• Високий ступінь активності учнів;

• Продуктивні результати;

• Досвід творчої діяльності;

• Орієнтованість на вирішення проблем;

• Розвиток особистісних навичок учасників;

• Стимулювання нових ідей;

• Невеликий термін

Обмеження:

• Розмір групи має бути не дуже великим чи дуже маленьким (5-7 чоловік);

• Процес координування групових дискусій і узагальнення ідей вимагає високої майстерності педагога;

• Різна "якість" результатів навчання, які досягаються при мозковому штурмі

"Кошик" (занурення)

Визначення:

• Обговорення конкретної ситуації, при якій учень одержує ряд максимально наближених до реальності матеріалів і проблем, які вимагають вирішення. Можлива організація як групового, так і індивідуального заняття.

Мета:

• Оцінка вхідного рівня й отриманих результатів навчання;

• З'ясування освітніх потреб;

• Розвиток вмінь вирішення проблем;

• Відпрацьовування навичок аналізу ситуації

Переваги:

• Комплексне відпрацьовування різних практичних навичок;

• Ефективний зворотний зв'язок з учнями; Акцент на виконанні, а не тільки на аналізі;

• Закріплення теорії;

• Зміст "кошика" легко пристосовується до потреб учнів;

• Допоміжний засіб для зміни настанов і поглядів.

Обмеження:

• Значні витрати на підготовку кожного заняття; Труднощі в оцінці результатів заняття; Придатний для індивідуального навчання

Точечна групова дискусія

Визначення:

• Організація обговорення в малій групі з метою знаходження ідей з певної теми протягом заданого терміну.

Цілі:

• Закріплення результатів інших занять;

• Встановлення зворотного зв'язку;

• Розвиток вмінь вирішення проблем;

• Розвиток навичок логічного мислення;

• Розвиток навичок взаємодії з іншими людьми

Переваги:

• Високий ступінь залучення учнів у процес навчання;

• Невеликі витрати часу;

• Розвиток творчих здібностей;

• Окремий випадок мозкового штурму;

• Допоміжний засіб для аналізу конкретних ситуацій, прийняття рішень.

Обмеження:

• Придатний тільки для малих груп учнів

Метод “Мікрофон” надає можливість кожному і кожній сказати щось швидко, по черзі, відповідаючи на запитання або висловлюючи свою думку чи позицію.

Правила проведення такі:

- говорити має тільки той чи та, у кого “символічний” мікрофон;

- відповіді не коментуються і не оцінюються;

- коли хтось висловлюється, інші не можуть говорити або викрикувати з місця.

Робота в малих групах дозволяє набути навичок, які необхідні людині для спілкування та співпраці.

Після того, як учитель об’єднав вас у малі групи і ви отримали завдання, ваша група на короткий час (3-5 хв.) повинна виконати це завдання та оголосити результати роботи своєї групи.

Правила роботи в малих групах, які допоможуть організувати роботу:

1. швидко розподіліть ролі в групі:

Спікер (керівник групи):

- зачитує завдання групи;

- організовує порядок виконання;

- пропонує учасникам групи висловитись по черзі;

- заохочує групу до роботи;

- підводить підсумки роботи;

- за згодою всієї групи визначає доповідача.

Секретар:

- веде коротко розбірливо записи результатів роботи своєї групи;

- як член групи має бути готовим висловити думку групи при підведенні підсумків або допомогти доповідачеві.

Спостерігач (тайм-кіпер):

- слідкує за часом;

- заохочує групу до роботи.

Доповідач:

- чітко висловлює думку групи;

- доповідає про результати роботи групи.

2. Починайте висловлюватияс спочатку за бажанням, а потім по черзі.

3. Дотримуйтесь одного з правил активного слухання, головне не перебивайте один одного.

4. Обговорюйте ідеї, а не особи учнів, що висловили цю ідею.

5. Утримуйтесь від оцінок та образ учасників групи.

6. Намагайтеся в групі дійти спільної думки, хоча в деяких випадках у групі може бути особлива думка і вона має право на існування.

Метод “Займи позицію” допомагає проводити дискусію по спірній, суперечливій темі. Надає можливість висловитися кожному і кожній, продемонструвати різні думки по темі, обґрунтувати свою позицію або перейти на іншу позицію в будь-який час, якщо вас переконали, та назвати більш переконливі аргументи.

Порядок проведення:

- учитель називає тему та пропонує вам висловити своб думку по досліджуваній темі;

- вам потрібно стати біля того плакату, який збігається з вашою точкою зору;

- підготуйтеся до обґрунтування своєї позиції, чому саме її ви обрали;

- якщо після обговорення дискусійного питання ви змінили точку зору, можете перейти до іншого плакату і пояснити причину свого переходу, а також назвати найбільш переконливу ідею або аргумент протилежної сторони.

Робота в парах є різновидом роботи в малих групах. Ця форма роботи дозволить вам набути навичок співробітництва, оволодіти уміннями висловлюватись та активно слухати.

Організовуйте свою роботу так:

1. Прочитайте надане завдання та інформацію до його виконання.

2. Визначте, хто буде говорити першим.

3. Висловіть свої думки, погляди на проблему по черзі.

4. Дійдіть спільної думки.

5. Визначте, хто буде очолювати результати роботи класу та підготуйтеся до нього.

Для ефективного спілкування в парах необхідно враховувати кілька моментів:

1. Зверніть увагу на:

- мову тіла: сідайте обличчям до того чи тієї, з ким говорите, нахиляйтеся вперед, встановіть контакт очима;

- допомагайте партнарові чи партнерці говорити, використовуючи звуки та жести заохочення: кивок головою, доброзичливу посмішку та ін;

- якщо необхідно, ставте уточнюючі запитання (запитання, які допомагають прояснити ситуацію, уточнити дещо з того, що вже відомо);

- під час висловлювання говоріть чітко, по суті справи, наводячи приклади і пояснюючи свої думки.

2. Запам’ятайте, чого не слід робити під час активного слухання:

- давати поради;

- змінювати тему розмови;

- давати оцінки особі, яка говорить;

- перебивати;

- розповідати про власний досвід.

Розігрування правової ситуації по ролях. Мета розігрування – визначити ставлення до конкретної життєвої ситуації, набути досвіду шляхом гри.

Рольва гра імітує реальність призначення ролей, які вам дісталися, та надає можливість “діяти як насправді”. Ви можете розігрувати свої власні ситуації, в яких вже побували. Якщо ви берете участь у рольовій ситуації, ви повинні:

- чітко дотримуватися своєї ролі;

- намагатись слухати партнерів по грі та вчителя;

- не коментувати дії інших, знаходячись у ролі;

- намагатись поставитися до своєї ролі як до реальної життєвої ситуації, в яку ви потрапили;

- вийти з ролі по закінченню сценки;

- взяти участь в обговоренні розіграної ситуації та поділитися своїми відчутями під час перебування в ролі.

“Ток-шоу”. Метою такої форми роботи є отримання навичок публічного виступу. Учитель на цьому уроці є ведучим. На ток-шоу робота організовується так:

1. Оголошується тема дискусії.

2. Запрошуються висловитися із запропонованої теми “запрошені гості”.

3. Слово надається глядачам, які можуть виступити із своєю думкою проягом 1 хв. або поставити запитання “запрошеним”.

4. “Запрошені” мають відповідати лаконічно та відверто.

5. Ведучий також має право поставити своє запитання або перервати виступаючого за лімітом часу.

Ця форма роботи допоможе вам навчитися брати участь у загальних дискусіях висловлювати та захищати власну позицію.

Метод “Ажурна пилка” дозволяє вам працювати разом, щоб вивчити значну кількість інформації за короткий проміжок часу, а також заохочує вас допомагати один одному вчитися навчаючи.

Під час роботи за допомогою методу “Ажурна пилка” ви повинні бути готовими працювати в різних групах.

- Спочатку ви будете працювати в “домашній” групі.

- Потім в іншій групі ви будете виступати в ролі “експертів” з питання, над яким ви працювали в домашній групі та отримуєте інформацію від представників інших груп.

- Ви знову поверенетесь у свою “домашню” групу для того, щоб поділитися тією новою інформацією, яку вам надали учасники інших груп.

Отже, за допомогою методу “Ажурна пилка” за короткий проміжок часу можна отримати великий обсяг інформації.

Метод “Коло ідей” є ефективним з вирішення гострих суперечливих питань та корисним для створення списку загальних ідей.

Метою методу є залучення всіх учасників у дискусію. Він дозволяє уникнути ситуації, коли перша група, що виступає, подає всю інформацію з проблеми.

Порядок проведення:

1. Учитель висуває дискусійне питання та пропонує його обговорити в кожній групі.

2. Після того, як вичерпався час на обговорення, кожна групу висуває лише один аспект того, що вони обговорювали.

3. Групи висловлюються по черзі, поки не будуть вичерпані всі ідеї.

4. Під час обговорення теми складається список зазначених ідей і записується на дошці.

Метод “Акваріум” є ефективним методом розвитку вмінь ведення дискусії.

Після того як учитель розділив вас на дві-чотири групи і запропонував вам завдання для виконання та необхідну інформацію, одна з груп сідає в центр класу, утворивши внутрішнє коло.

Учасники та учасниці цієї групи починають обговорювати запропоновану вчителем проблему. Всі інші мовчки спостерігають за обговоренням. Групі, що працює, для виконання завдання необхідно:

1. Прочитати вголос ситуацію.

2. Обговорити її в групі, використовуючи метод дискусії.

3. Дійти спільного рішення.

На цю роботу групі дається 3-5 хв. Усі інші учні класу мають тільки слухати, не втручаючись у хід обговорення, спостерігають, чи відбувається дискусія за визначеними правилами. Після закінчення часу група займає свої місця, а вчитель ставить до класу запитання:

- Чи погоджуєтесь ви з думкою групи?

- Чи була ця думка достатньо аргументована, доведена?

- Який з аргументів ви вважаєте більш переконливим?

Після цього місце в “Акваріумі” займає інша група і обговорює наступну ситуацію(проблему).

Всі групи по черзі мають побувати в “Акваріумі”, і результати роботи кожної з них мають бути обговорені у класі.

Правила дискусії (культура ведення дискусії).

Дискусія дає прекрасну нагоду виявити різні позиції з певної проблеми або з суперечливого питання. Для того щоб дискусія була відвертою, необхідно створити в класі атмосферу довіри та взаємоповаги. Тому бажано знати правила культури ведення дискусії:

1. Говоріть по черзі, а не всі одночасно.

2. Не перебивайте того або той, хто говорить.

3. Критикуйте ідеї, а не особу, що її висловила.

4. Поважайте всі висловлені думки.

5. Не смійтеся, коли хтось говорить, за винятком, якщо хтось жартує.

6. Не змінюйте тему дискусії.

7. Намагайтеся заохочувати до участі в дискусії інших.

Аукціон

Використовують "Аукціон" на етапі узагальнення знань. Учні повторюють якусь властивість, функцію, особливість, певного об'єкта. Вони доповнюють одне одного, набираючи якомога більше про цей об'єкт. Виграє той, хто назве ознаку останнім, а інші не зможуть доповнити

Асоціативний кущ (логічне дерево, гірлянда асоціацій)

Серед інтерактивних методів навчання вчителі віддають перевагу методу побудови асоціативного куща. Зупинимося детальніше на його побудові. На початку роботи вчитель визначає одним словом тему, над якою буде вестися робота, а учні згадують все, що виникає в пам'яті стосовно цього слова. Спочатку висловлюються найстійкіші асоціації, а потім - другорядні. Вчитель фіксує відповіді у вигляді своєрідного "куща", який поступово "розростається". Даний метод універсальний, бо може використовуватися під час вивчення будь-якої навчальної дисципліни і на всіх етапах уроку.

Карусель

Учні сидять у двох колах обличчям один до одного. Внутрішнє коло нерухоме, а зовнішнє рухається. Вчитель вивішує на дошці завдання, учні розв'язують його в парах (як сидять - один напроти одного). За сигналом вчителя відбувається зміна партнерів, і робота продовжується вже у складі інших пар. Учитель контролює роботу.

Фантастична добавка

Учитель моделює фантастичну ситуацію, яка допоможе розв'язати реальні навчальні завдання.

Хто більше

Учням пропонують перелічити на аркушах паперу терміни, які використовують у даній навчальній темі. Через 3 - 4 хвилини учні припиняють записування слів. Учитель пропонує одному з учнів зачитати записані ним слова. Інші викреслюють назви, що повтоторюються. Учень, у якого записано найбільше термінів, перемагає.

„Снігова куля”

„Снігова куля” — це технологія колективного пошуку спільного рішення або спільного погляду на певний об’єкт. Технологія, придатна для створення дефініції (визначення), яка буде легко зрозумілою та прийнятою всіма учасниками навчання, оскільки всі беруть участь у її створенні, мають можливість подати власне бачення об’єкту. Кожен учасник вносить уформулювання власний неповторний досвід, який є важливим і потрібний цілій групі. Технологія дозволяє першій, ще мало відшліфованій думці (знанню, погляду, потребі) кожного учасника, дати назву, записати, запам’ятати і переконати всю групу в тому, що ґрунтовне обговорення кожного окремого досвіду дасть змогу сформувати найповнішу концепцію багатого різностороннього образу, отримання рішення, яке б задовольняло всіх. Назва технології добре відображає як його суть (в кінцевому результаті роботи групи в сніговій кулі закладений досвід кожного учасника), так і виконання (окремі ідеї та інтуїція з’єднуються в єдине ціле, як снігові малі грудки, а ті у свою чергу, у велику кулю). Важливим є те, що кінцевий результат нікому не нав’язаний силою або через умовляння, а є справді узгоджений шляхом спільного обговорення.

Коли застосовувати:

коли хочемо, щоб визначення певного об’єкту було ретельно обдумане та зрозуміле, щоб стало інтелектуальною власністю групи;

коли учасники ще не знайомі добре одні з одними, група ще не інтегрована і повинна протягом тривалого часу працювати разом — метод дозволяє учасникам групи ототожнити себе із спільними цілями;

коли добре знайомі учасники групи мають розробити спільне рішення, причому щоб ніхто не почувався забутим чи на маргінесі.

Переваги:

включає в навчальний процес (або процес прийняття рішення) кожного з учасників, спонукає до активності та „входження в тему”;

дозволяє ведучому заздалегідь оцінити сильні та слабкі сторони групи, потреби цілої групи та кожного учасника;

інтегрує навчальну групу, вселяє віру в партнерські стосунки між учасниками, а ведучий заохочує учасників до висловлювання власних думок.

Метод "Коло ідей"

Цей метод покликаний дати можливість учням (представникам від груп;

висловити свою точку зору, позицію, ідею, втягнутися в дискусію. Рекомендується його використовувати, коли всі групи мають виконувати одне і те саме завдання.

При його проведенні необхідно вислухати кожного учня (або доповідача групи) по колу з однією підготовленою позицією (ідеєю, пропозицією). Всі відповіді слід "збирати" в колі по черзі до тих пір, поки вони не вичерпаються. Такий метод дозволяє кожній групі або окремо особі обмінятися результатами своєї роботи.

Синтез думок

За метою та початковою фазою дуже нагадує попередній варіант групової роботи. Але після об'єднання в групи й виконання завдання учні не роблять записів на дошці, а передають свій варіант іншим групам. Ті доповнюють його своїми думками, підкреслюють те, Із чим не погоджуються. Опрацьовані таким чином аркуші передають експертам, котрі зіставляють написане з власним варіантом, роблять загальний звіт, який обговорює весь клас.

«пінг-понг»

Застосовується під час перевірки домашнього завдання.

До дошки викликаються два учні. Вони по черзі задають один одному запитання з теми домашнього завдання, які були підготовлені вдома. Клас оцінює якість запитань і відповідей. Ураховується оригінальність, кмітливість, гумор, ґрунтовність. Можна запросити декілька пар, як це відбувається на звичайних змаганнях

"Діалог Ривіна"

Робота за методикою Ривіна передбачаєчитання або вивчення тексту абзацами. Під абзацом слід розуміти частину тексту до 12 лінійок, яка має закінчену думку і зміст якої можна передати одним реченням (до 10 слів). Для вивчення абзацу необхідно спочатку з'ясувати його суть. Для виокремлення головної думки кожного абзацу рекомендуємо наступне:

  • Знайдіть у тексті нові слова і словосполучення.
  • Поясніть їх значення своїми словами чи прочитайте за текстом. При необхідності користуйтеся додатковою літературою.
  • Складіть речення з новими словами, переконайтеся чи правильно їх зрозуміли.
  • Знайдіть ключове (головне) слово чи словосполучення абзацу.
  • Усно поясніть чому ви вважаєте його ключовим.
  • Складіть речення з ключовим словом, щоб передати ідею абзацу. Придумайте друге речення. Виберіть на ваш погляд краще.
  • Краще речення запишіть у зошит.
  • Ключового слова в абзаці може не бути. Назвіть основні об'єкти (предмети, явища, персонажі, події), про які йде мова в цьому абзаці.
  • Встановіть зв'язки, залежність між цими об'єктами.
  • Складіть речення, яке виражає суть абзацу. Придумайте друге. Виберіть краще.
  • Підготуйте відповіді на питання, запропоновані вчителем, учнями чи подані в підручнику.
  • Складіть запитання для товариша.
  • Придумайте опору для пояснення змісту абзацу молодшому учневі.
  • Виясніть перспективу розвитку ідеї, проблеми, ознаки, сферу застосування нових понять.
  • Пов'яжіть засвоєну інформацію з раніше вивченим чи прочитаним матеріалом.

Ця методика розцінюється педагогами-науковцями як місток для формування більш складних умінь: читання пункту, сторінки, розділу.

Доміно. Технологія дозволяє під час закріплення знань повторити матеріал декілька разів, тим самим краще засвоїти його. Клас об'єднано в групи. Кожній групі пропонується комплект математичного доміно - прямокутні картки, розділені на дві рівні частини. На одній половині записано алгебраїчний вираз, а на

другій - інший вираз, не тотожний даному (або вона порожня). Тотожні вирази з різних карток потрібно розмістити поряд. Можна використати в темі «Дії з многочленами» або «Формули скороченого множення»

Гра «Так – ні»

Цю гру доцільно застосовувати під час закріплення нового матеріалу.

Правила гри: уважно слухати голос учителя, запитання читаються тільки один раз, перепитування не дозволяється. Під час читання запитання необхідно записати відповіді «так» чи «ні».

«Незакінчене речення»

Кожен учень має самостійно закінчити пропоновані речення (виходячи з особистого досвіду та отриманих знань).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26889. Блуждающий нерв 4.81 KB
  Направляясь латерально и вниз он покидает череп через переднюю часть яремного отверстия вместе с языкоглоточным и добавочным нервами располагаясь между ними. В области яремного отверстия блуждающий нерв утолщается за счёт верхнего узла лат. ganglion superius а немного ниже через 1015 см имеется ещё один узел несколько больших размеров лат. Спускаясь ниже блуждающий нерв в области шеи ложится на переднюю заднюю поверхность внутренней яремной вены лат.
26891. Защитные и вспомогательные образования глаза 1.53 KB
  Защитные и вспомогательные образования глаза К защитным и вспомогательным приспособлениям глаза относятся орбита глазной жир мышцы глаза веки ресницы конъюнктива слезный аппарат. Орбита является костным остовом глаза и защищает глазное яблоко от механических воздействий. Из коньюнктивального мешка слеза оттекает по носослезному каналу который начинается от слезного мешка во внутреннем углу глаза а заканчивается отверстием на слизистой оболочке носовой полости у входа.
26892. Оболочки и светопреломляющие среды глазного яблока 3.11 KB
  Наружная оболочка глазного яблока соединительнотканного происхождения и делится на две части склеру и роговицу. Склераsclera или белочная оболочка толстая прочная непрозрачная расположена в заднем отделе глазного яблока. Средняя сосудистая оболочка в которой в большом количестве разветвляются сосуды также делится на заднюю собственно сосудистуюchorioidea и переднюю части. В собственной сосудистой оболочке находится отражательная оболочкаtapetum.
26893. Наружное и среднее ухо 5.47 KB
  Наружное ухоauris externa состоит из ушной раковины двигательного аппарата ушной раковины и наружного слухового прохода. Основой складки служит эластический хрящ ушной раковины. Часть раковины выступающей над поверхностью тела называется ладьейscapha а проксимальная её часть скрытая под кожным покровомоснованием ушной раковины завитковая частьconcha auriculae s. Наружная поверхность раковины образует спинку раковиныdorsum auriculae а внутренняя поверхность –ладьевидную ямкуfossa scaphoidea.
26894. Внутреннее ухо 4.42 KB
  Предверие улитки-vestibulum-шаровидная полость диаметром до 5 мм. В медиальной её стенке находится перфорированное дно внутреннего слухового прохода, через которое проходит слуховой нерв. В латеральной стенке находится окно предверия-fenestra vestibula.
26895. Особенности анатомического строения скелета птиц 2.94 KB
  Позвоночный столб представлен шейным грудным поясничным крестцовым и хвостовым отделами. Шейный отдел представлен большим количеством позвонков Sобразно изогнут. Тело позвонков соединяются седловидными суставами с хрящевыми прослойками что обеспечивает высокую подвижность шейного отдела позвоночника. Грудной отдел образован 7 куры или 9утки и гуси отделами.
26896. Органы пищеварения птиц. Мочеполовые органы птиц 4.27 KB
  Органы пищеварения птиц. Мочеполовые органы птиц. Мочеполовые органы птиц. Половые органы самца.
26897. Органы дыхания птиц 2.65 KB
  Органы дыхания птиц. Характерные особенности органов дыхания птиц позволяющие вентилировать свои органы дыхания во время полёта: Простота структуры носовой полости; наличие певчей гортани; своеобразной строение лёгких которые занимают небольшой объём в грудной клетке; усложнённое развитие воздухоносных мешков. Мешки служат дополнительным резервуаром для воздуха а также совершенствуют сам акт дыхания: птицы получают кислород не только при вдохе но и при выдохе что повышает уровень метаболизма.