99497

Шрифтовая реклама и верстка рекламных текстов

Книга

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Ознакомить обучающихся с историей возникновения и развития форм шрифтов для рекламной продукции в рамках традиционных и современных средств рекламы, рассмотреть типологические группы шрифтов и основные издательско-полиграфические термины и определения...

Русский

2016-09-20

228.5 KB

0 чел.

Шрифтовая реклама

и верстка рекламных текстов

     Методические указания к выполнению практических и лабораторных работ по дисциплине «Шрифтовая реклама и верстка рекламных текстов» разработаны по материалам кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Они включают и списки рекомендуемой литературы и источников, методические указания к практическим и лабораторным работам.

    Предназначены для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлениям подготовки бакалавриата  031600.62 – Реклама и связи с общественностью; 100400.62 – Туризм.

Оригинал-макет подготовлен составителями и издан в авторской редакции

Подписано в печать 01. 04. 2015. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 1,8.  Тираж 100 экз. Заказ 178/15

Электронный адрес:http://publish.sutd.ru

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «СПГУТД»

191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.   Список рекомендуемой литературы и источников ………………………………4

2.   Тематическое планирование дисциплины..………………………………………7

3    Наименования  практических и лабораторных занятий.…………………………9

            3.1.   Методические рекомендации к практическим

            и лабораторным занятиям……………………………………………………...9

4.  Список рекомендуемой литературы к практическим и лабораторным занятиям    (дополнительный). …………………………………………………………………28

Приложение...………………………………………………………………………….29

Цель дисциплины:

Сформировать компетенции обучающегося в области шрифтовой рекламы и верстки рекламных текстов в сфере рекламы и служб по связям с общественностью.

Задачи дисциплины:

  • ознакомить обучающихся с историей возникновения и развития форм шрифтов для рекламной продукции в рамках традиционных и современных средств рекламы, рассмотреть типологические группы шрифтов и основные издательско-полиграфические термины и определения;
  • раскрыть основные принципы разработки и подготовки к выпуску печатной рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы;
  • показать особенности практики применения шрифтового оформления рекламной продукции, включая набор и верстку;
  • предоставить возможность работы с использованием ПК для формирования умений и навыков по разработке и подготовке рекламной продукции, для решения практических задач.

1. Список рекомендуемой литературы и источников

а) Основная литература

  1. Андреева В.А.  Шрифтовая реклама и верстка рекламных текстов / В.А. Андреева — СПб. : СПУТД, 2010.
  2. Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий / С. Б. Головко — М.,  2008.
  3. Яцук О. Г. Основы графического дизайна. На базе компьютерных технологий

   / О. Г. Яцук — М., 2008.

б) Дополнительная литература и другие информационные источники

  1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Агостон Ж. Пер. с англ. — М.: «Мир», 1982 г.
  2. Бауфельд У. Дора М., Рознер Х. Передача информации и печать. Учебн.  и практич. Пособие по современной полиграфии / Бауфельд У. Дора М., Рознер Х. Пер. с нем. — М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998.
    1. Брингхерст Р. Основы стиля в типографике / Бринкхерст Р. — М., 2006.
    2. Валенски В. Бумага+печать/ В. Валенски. — М., Цандерс & Дубль В, 1996.
    3. Глинтерник Э. М. Рекламная графика и хромолитография в России на рубеже веков/ Э. М. Глинтерник //Print &Publishing. — 1995. — № 4 — С. 25–28.
    4. Глинтерник Э. М. Искусство акциденции: прошлое и настоящее/ Э. М. Глинтерник //Print &Publishing. — 1996. — № 5 — С. 54–57.
    5. Дайксель А. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории/ А. Дайксель, К. Брандмейер, Э. М. Глинтерник — СПб. 2002.
    6. Капр А. Эстетика искусства шрифта/ А.Капр — М., 1979.
    7. Каров П. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий / П. Каров — М., 2001.
    8. Кричевский В. Типографика в терминах и образах / В. Кричевский. — М., 2000. Т. 1
    9. Лазурский В. В. Альбрехт Дюрер о шрифте / В. В. Лазурский — М. 1981.
    10. Лаптев В. В. Типографика: порядок и хаос / В. В. Лаптев — М., 2008.
    11. Пара Тайп 95. Библиотека цифровых наборовParaGrapfInternational — М., 1995.
    12. Птахова И. Простая красота буквы / И. Птахова — СПб. 1997.
    13. Рудер Э. Типографика: руководство по оформлению / Э. Рудер — М., 1982.
    14. Семченко П. А. Основы шрифтовой графики / П. А. Семченко — Минск, 1978.
    15. Стефанов С. И. Термины по цвету и не только / С. И. Стефанов, В. А. Тихонов. — М., 2003.
    16. Уайт Ян В. Редактируем дизайном / Ян В. Уайт — М.,  2009.
    17. Улиткин И. А. Термины в рекламе: Англо-русский словарь / И. А. Улиткин .— М., 2002.
    18. Файола Э. Шрифты для печати иWeb-дизайна / Э. Файола — СПб. 2003.
    19. Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России / О. А. Феофанов — СПб. 2003.
    20. Хайн. Т. Все об упаковке: эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков / Т. Хайн. — СПб.,1977.
    21. Хелберт А. Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг / А. Хелберт — М., 1984.

Журналы, материалы научных конференций, сборники

  1. Проблемы дизайна. Сб. ст. Вып. НИИ РАХ. М.
  2. Мода и дизайн. Вып. с 1998 г., СПб.
  3. Да! (Журнал для дизайнеров-графиков) -  М. - 1994 -  № 1 - 5.
  4. Greatis: международный журнал по графическому дизайну и рекламе. - М., 1992.
  5. Мир дизайна. – СПб. -  1995 – 2000.
  6. Просто design. Журнал по графическому дизайну. - СПб. 2001 (издание продолжается).
  7. «Полиграфист & Издатель», издание продолжается.
  8. «КомпьюАрт» издание продолжается.
  9. «Компьюпринт» издание продолжается.
  10. «Publish» издание продолжается.
  11. «Курсив» издание продолжается.
  12. Identity. Журнал о брендинге и дизайне. – М., 2004.- (издание продолжается)
  13. Техническая эстетика. Бюллетень. – М. – (все годы)
  14. Реклама. – М. – (все годы)
  15. Тара и упаковка. – М. – (все годы).
  16. Флексография

47. Газеты: «Печатное дело», газета «Рекламная полиграфия».

Библиотека онлайн-словарей:

  1. http://www.diclib.com/
    1. http://slovari.gramota.ruhttp://speakrus.narod.ru/dict
    2. http://dictionnaire.narod.ru/ozhegov.htm/
    3. электронные  библиотечные системы с удаленным  доступом:
    4. http://www.nrgumis.ru
    5. http://art-education.ru/AE-magazine/contact.htm
    6. http://www.slovari.ru/
    7. http://www.gramota.ru/
    8. http://www.designet.ru/
    9. http://rosdesign.com/
    10. http://www.sdrussia.ru/
    11. www.design-union.ru/
    12. http://www.rudesign.ru/
    13. электронно-библиотечная система СПГУТД - http://sutd.ru/publishing/lib_resources/

2.  Тематическое содержание дисциплины

Наименование и содержание учебных модулей

Учебный модуль 1. Историческое развитие и изменение формы шрифта

Тема 1. Введение в дисциплину. Значение изменений формы шрифта для развития информационного общества и восприятия информации.

Тема 2.Этапы развития и изменения формы шрифта в Европе и в России. Значение изменения форм шрифта для рекламы.

Учебный модуль 2. Основные художественные средства графического дизайна.

Тема 3. Графика, фотографика, типографика.

Тема 4.Шрифт как средство фиксации и передачи информации, выразитель культурного наследия и средство эстетического оформления рекламной информации (в том числе, и для туристской индустрии).

Тема 5.Системы шрифтовых измерений. Взаимосвязь с компьютерными технологиями.

Учебный модуль 3. Современные классификации шрифтов, технологические требования, художественная выразительность.

Тема 6.Стандартные шрифты по ГОСТУ 3489.1-71

Тема 7.Наборные шрифты (классификация по Д. Петровскому). Выбор шрифтов для  рекламной продукции.

Тема 8.Особенностизарубежных шрифтовых классификаций.

Учебный модуль 4. Выбор и сочетание шрифтов. Применение шрифтов в дизайне рекламной печатной продукции.

Тема 9.Удобочитаемость шрифта. Коммуникативная роль шрифта  в рекламной продукции (в том числе, и для туристской индустрии).

Тема 10.Шрифт  в  плакате, наружной рекламе, корпоративной документации (в том числе, и для туристской индустрии). Проблема сохранения шрифтовой графической культуры в современной рекламной продукции.

Учебный модуль 5. Методика проектирования печатных рекламных изданий.

Тема 11. Стадия эскизного проектирования. Качества и средства композиции.

Тема 12. Средства и методы изменения структуры шрифтовой композиции рекламного текста. Выравнивание текста (выключка). Абзац.  Инициалы и буквицы.  Линейки.  Орнаменты и рамки.

Тема 13.Шрифт и изображение. Взаимоотношения знака и фона.

Тема14. Окончательный выбор композиционного решения. Макетирование рекламного издания. Основные особенности верстки рекламных материалов.

Учебный модуль 6. Практика компьютерного дизайна. Разработка проекта оформления рекламного издания.

Тема 15. Проектирование стиля оформления рекламных изданий, для туристской индустрии.

Тема 16. Компьютерный практикум: выбор формата документа и полосы набора; гарнитуры шрифта, интерлиньяжа и начертаний  для рекламных изданий. Оформление внешних элементов рекламного издания для туристской индустрии.

3. Наименование практических и лабораторных работ

Тема 1. Характерные особенности вёрстки многополосных изданий

Тема 2. Знакомство с интерфейсом программы Adobe InDesign. Общее и частное в программахInDesignиIllustrator. Страницы, развороты

Тема 3. Сетки, направляющие и различные способы точного расположения элементов информации на развороте

Тема 4. Использование основных инструментов программы. Кривые Безье

Тема 5. Размещение иллюстраций на развороте. Вёрстка с обтеканием. Работа со слоями

Тема 6. Создание связанных между собой колонок текста

Тема 7. Типографика. Основные инструменты для работы с текстом

Тема 8. Счетчик ошибок Preflight, формат PDF, спуск полос на примере работы плагина Quite Imposing Plus 3 для программы Adobe Acrobat Pro

3.1.  Методические рекомендации к практическим

и лабораторным занятиям

Тема 1. Характерные особенности вёрстки многополосных изданий

Задание 1. Знакомство со структурой  многополосных изданий

Лабораторные занятия по дисциплине «Шрифтовая реклама и вёрстка рекламных текстов» подразумевают работу с вёрсткой многополосных изданий в программеInDesign компанииAdobeSystems. Работа с вёрсткой на этапе создания дизайн-макета подразумевает прежде всего структуризацию исходной информации, подбор шрифтовых гарнитур, создание композиции, работу с цветом, отбор и подготовку иллюстраций.

Рисунок 1(см. Приложение)

Сильный контраст между заголовком и основным текстом, целая полоса отведена под фотографию — довольно-таки распространённые приёмы в журналах, тематика которых связана с индустрией моды (в данном случае можно даже предположить некоторую взаимосвязь между текстовым набором и композицией фотоснимка).

На первом этапе работы желательно не использовать цвет, а контрасты между элементами подчёркивать разницей между размерами элементов макета: буквица — строчные; заголовок — основной текст — подписи к иллюстрациям (caption); текст — иллюстрация, и т. п. Парадоксально, но факт:чем больше разнородной информации на полосе / развороте, тем проще создать дизайн-макет. Во-первых, появляются ограничения, связанные, например, с последовательным восприятием информации читателем, во-вторых, заголовки, подзаголовки, номера страниц, колонтитулы не могут быть набраны одним кеглем (конечно, всегда есть исключения), что в свою очередь создаёт контраст. Наличие иллюстраций (фотографий, рисунков, схем, графиков, коллажей...) так же привносит в дизайн разнообразие. Сложность заключается больше в подборе изображений (и тем более в их создании), нежели в их размещении.

Рисунок 2 (см. Приложение)

  • cлева сверху:буквицы каждого из 4-ёх абзацев образуют слово «новости» — удача, которая не часто выпадает на долю наборщика (страница из выпуска журналаHarpers Bazaarза март 2012 года);
    • справа сверху:страница из немецкого выпуска журналаHarpers Bazaarза сентябрь 2013 года;
      • слева снизу:
        1. Контраст создаёт напряжение.
        2. Блоки текста являются частью иллюстрации, которая, в свою очередь, целиком и полностью состоит из литер шрифтаTimesRoman, набранных очень крупным кеглем;
          • справа снизу:простейшая с технической точки зрения вёрстка, однако, согласитесь, пример более чем достоин внимания (статья посвящена датскому исследованию развития западной мысли от античности до наших дней).

Тема 2. Знакомство с интерфейсом программы Adobe InDesign. Общее и частное в программах InDesign и Illustrator

Задание 2. Проектирование  нового документа  (статья на восемь полос) и знакомство с основными  настройками  программы

Несмотря на то, что программыInDesignиIllustrator имеют разное предназначение, принципы их работы во многом очень похожи между собой, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, каждая из них является частью программного пакетаCreativeSuite, разработанного компанией Adobe, а, во-вторых, обе эти программы работают с векторной графикой, построенной на канонах евклидовой геометрии. Очевидно, что все панели программы можно скрывать, отображать, перемещать и даже менять их внутреннюю структуру. Список и доступ ко всем панелям находится во вкладкеWindow, так что не стоит переживать, если по каким-то причинам при запуске программы некоторые панели, скажем, панельLayersотсутствуют. Интерфейс полностью адаптируется под определённого пользователя или под конкретную задачу.Важно:практически всё что угодно в каждой из этих программ можно сделать десятками различных способов, от профессиональных, до самых абсурдных, критерий один — лишь бы вам так было удобнее (если это, разумеется, не идёт в разрез со сроками сдачи макета и не противоречит требованиям типографии).

ПанельPages— без преувеличения основная отличительная черта программы InDesign. Журнал, книга, каталог — всё это многостраничные издания, с которыми правильнее работать как с одним документом. В отличие от программыIllustrator,в которой один файл это одна страница (сноска:В программеIllustratorвсё же есть возможность работать как-бы с несколькими страницами, которые называютсяArtboards(с англ. монтажные области или, проще говоря, печатные страницы), однако никакого автоматического распределения слоёв при создании таких страниц не происходит, так что о многостраничной вёрстке говорить не стоит), в программеInDesign на один файл может приходиться сколько угодно страниц, где две страницы формируют разворот, а он, в свою очередь, содержит изолированные от других разворотов слои. При этом сохраняется возможность перемещать выбранные слои между разворотами.

Прежде всего стоит сразу сказать, что при вёрстке книги или журнала в реальной жизни в 99% случаев используется очень удобная функция —masterpages(с англ. страницы-шаблоны). Например, характерными для любой книги элементами будут колонтитулы, номера страниц и определённое расположение сносок. Создавать их под каждую страницу, коих может быть несколько сотен было бы просто лишней тратой времени, однако, создав один или несколько шаблонов можно просто применять их сразу к любому количеству страниц. С журналами несколько сложнее, ведь макетов в одном номере может быть много, они могут быть уникальными для каждой рубрики, а значит и шаблонов нужно создавать больше, чем для книги. Однако, в нашем случае мы не будем разбирать принципы работы при создании макетов. Наоборот, настоятельно рекомендуется избегать эту возможность по причине того, что созданиемакетов может сковывать воображение при обучении.

Для того, чтобы быть уверенными в том, что созданная страница или разворот не является шаблоном, надо обратить внимание на панельPages, а именно на то, что состоит она из двух половинок. Если создание новой страницы приводит к появлению разворотаB-Masterв верхней части панелиPages, значит создаётся шаблон. Для того, чтобы создание новой страницы не приводило к созданию шаблона, надо убедиться, что в нижней части панелиPagesвыделена какая-нибудь из уже созданных страниц.

Страницы и развороты можно менять местами, создавать новые пустые страницы между уже созданными, копировать их и т. п.

Рисунок 21(см. Приложение)

  1. Шаблоны
  2. Кнопка создания новых страницCreatenewpage

Тема 3. Сетки, направляющие и различные способы точного расположения элементов информации на развороте

Задание 3. Создать модульную сетку под будущую статью с учетом характера её содержания

Использование простейшей сетки (цифровой аналог миллиметровки), создание собственной модульной сетки или выравнивание объектов с помощью направляющих помогает добиться определённой геометрической логики внутри полосы, разворота или многостраничного издания в целом, тем самым улучшая качество дизайн-макета. Например, если просто поместить изображение на страницу, то расстояние от левого края страницы до этого изображения, а также расстояние от верхнего края страницы (проще говоря, поля) могут быть совершенно случайными. Поле, равное 24,657 мм в подавляющем большинстве случаев можно считать случайным, а вот поле, равное, скажем, 24 мм (то есть целые числа) случайным уже не кажется. Аналогично и с расстояниями между объектами (например, ряд из иллюстраций или несколько колонок текста), их размерами (ширина, высота) и т. д. Важно понимать, что модульная сетка в принципе ничем не отличается от создания простых направляющих для выравнивания элементов по вертикали и горизонтали. Чтобы создать направляющие необходимо прежде всего включить отображение линеек. Функция находится во вкладкеViewи называетсяShow Rulers. (разумеется, если линейки уже активированы, то вместоShow Rulersв панелеViewбудет функцияHide Rulers). Теперь, когда линейки стали частью интерфейса программы, направля- ющие можно в прямом смысле этого слова вытягивать из них, столько, сколько потребуется.

Рисунок 3 (см. Приложение)

  1. Координаты левой верхней точки курсора также отображаются на обеих линейках.
  2. Курсор при нажатии на линейку.
  3. Вытягивание направляющей (справа от курсора координата по горизонтали).
  4. Направляющая внутри печатного листа (10 mm от левого края).

По умолчанию созданные направляющие имеют бирюзовый цвет. Выделение нужной направляющей (простое нажатие на неё как на обычный объект) приведёт к тому, что её цвет станет синим и теперь её можно будет перемещать. В программе существует автомат создания сетки. Найти его можно во вкладкеLayoutCreateGuides...Однако, всё-равно остаются некоторые параметры, которые просчитываются вручную, такие как ширина и высота модуля. К тому же, прогрессивную сетку (сноска:В такой сетке ширина каждой колонки находится в пропорциональной зависимости от ширины соседней. Считается, что впервые прогрессивную сетку применил швейцарский художник и графический дизайнер Рихард Пауль Лозе в 1960 году) с помощью этого автомата создать просто невозможно.

Рисунок 4 (см. Приложение)

  1. Rows(с англ. ряды) иcolumns(с англ. колонки) формируют ячейки сетки, однако модульная сетка подразумевает также и наличие междуполосного пространства (анг.gutter).
  2. Для достижения желаемых отступов от краёв страницы рекомендуется использовать функциюFitGuidestoMargins(с англ. согласовать направляющие с по- лями страницы). Поля страницы в свою очередь задаются во вкладкеLayoutMargins & Columns.

Рисунок 5 (см. Приложение)

  1. При нажатии на горизонтальную направляющую появляется возможность изменять её координаты по оси Y, где 0 mm будет означать верхний край разворота, а 297 mm, соответственно, нижний край (если формат документа задан как A4).
  2. При нажатии на вертикальную направляющую появляется возможность изменять её координаты по оси X, где 0 mm будет означать левый край левой страницы разворота, а 420 mm, соответственно, правый край правой страницы (если формат документа задан как A4).

Рисунок 6 (см. Приложение)

Иконка с изображением фрагмента замкнутой цепи (встречается в самых различных панелях настроек) — переключатель пропорционального изменения значений. Проще говоря, когда цепь замкнута, изменяя одно значение из 4-х, программа приводит все остальные значенияв соответствие со значением, заданным пользователем. В противном случае, все значения изменяются независимо друг от друга.

Нажатие и удержание клавишиSHIFTпри трансформации объектов или анкерных точек объекта позволяет сохранять пропорции, направления и «хорошие» углы при вращении или перемещении. Проще говоря, при масштабировании, например, круга с помощью инструментаSelectionToolудерживание клавишиSHIFTсохраняет форму круга. В противном случае, круг может превратиться в эллипс (квадрат в прямоугольник и т. п.) Или, например, поворачивая фигуру с помощью того жеSelectionTool, то при удержании клавишиSHIFTповорот будет произво- диться с шагом в 45° градусов.

Рисунок 7(см. Приложение)

  1. Перемещение объектов с зажатой клавишей SHIFT.
  2. Свободное перемещение объектов.

Тема 4. Использование основных инструментов программы. Кривые Безье

Задание 4. Создать несколько векторных форм с помощью кривых Безье, создать несколько блоков текста на основе полученных форм

Как и много другое, панели инструментов во всех трёх программах похожи между собой. Не стоит подробно разбирать все предлагаемые программой инструменты, следует остановиться лишь на наиболее востребованных из них.

SelectionTool(с англ. выделение) — работает с объектами, созданными пользователем ранее так же, как курсор мыши позволяет пользователю выделять и перетаскивать файлы у себя на рабочем столе. Этот инструмент позволяет масштабировать объект, как с сохране- нием его пропорций (с помощью клавишиSHIFT), так и без сохранения, а также вращать его. Однако, этот инструмент не позволяет координально менять форму объекта. Имеется в виду то, что с помощью него нельзя, например, квадрат превратить в треугольник или трапецию. Сделать это можно с помощью другого инструмента, а именноDirectSelectionTool.

DirectSelectionTool(с англ. частичное выделение) — позволяет выделять, а затем перемещать или искривлять отдельные анкерные точки объекта или перемещать кривые между двумя анкерными точками.

Type Tool— инструмент набора текстов. В программеInDesign этот инструмент практически ничем не отличается от аналогичного инструмента в программахIllustratorи Photoshop. Единственная разница состоит в том, что в программеInDesign недостаточно просто нажать левую клавишу мыши и начать набирать текст, необходимо создать прямоугольную область, в которой и будет набираться текст. Собственно, такая прямоугольная область и создаётся с помощьюType Tool. Можно предположить, что это сделано для разграничения функций набора текста в колонку от набора текста внутри уже созданного объекта, которым может являться, например, окружность, ведь для того, чтобы вписать текст внутри неё, достаточно просто навестиType Toolна объект и нажать левую кнопку мыши внутри окружности. Текст, каким бы он ни был, будет занимать пространство внутри окружности с учётом её кривизны.

TypeonaPathTool(гдеpath это путь или кривая) — нужен тогда, когда текст необходимо набрать по контуру объекта (разумеется, сам объект при этом можно сделать невидимым). Приведённый пример с окружностями лишь малая часть того, что из себя представляют инструменты набора текстов в программах Adobe. Трансформации текстовых блоков ограничены лишь воображением пользователя.

Рисунок 10 (см. Приложение)

  1. Результат работы инструментаType Toolпри нажатии на заранее созданную окружность
  2. Type on a Path Tool

Рисунок 11(см. Приложение)

  1. Selection Tool
  2. Direct Selection Tool
  3. Type Tool
  4. Line Tool
  5. Pen Tool
  6. Rectangle Tool
  7. Zoom (зажав клавишуALTможно отдалять объекты)

Рисунок12 (см. Приложение)

  1. Зажав левую клавишу мыши можно увидеть инструменты-побратимы

Рисунок 13 (см. Приложение)

  1. SelectionToolпри наведении на границы объекта
  2. Рамка объекта (объект готов к трансформации)
  3. Непропорциональная трансформация объекта
  4. Объект готов к повороту
  5. Поворот объекта с отпущенной клавишейSHIFT
  6. DirectSelectionToolпри наведении на границы объекта
  7. Отрезок A–B готов к перемещению
  8. Перемещение анкерной точки

Как уже говорилось выше, векторная графика целиком и полностью берёт своё начало в геометрии. Одним из важнейших инструментов при работе с векторной графикой является трансформация анкерных точек с помощью кривых Безье (о том, что это такое и откуда взялось можно почитать в интернете). Трансформация анкерных точек осуществляется инструментомDirectSelectionTool. Для этого необходимо выделить нужную анкерную точку, нажав на неё один раз левой кнопкой мыши, а затем, когда цвет точки станет синим уже будет можно работать непосредственно с кривыми Безье. Разумеется, углы и концы отрезка нельзя трансформировать с помощью кривых Безье, предварительно не переведя анкерную точку угла или конец отрезка в кривую. Сделать это можно с помощью инструментаConvertDirectPointTool, который находится в связке с инструментомPen Tool(о том, как выбирать инструменты-побратимы см. в разделе «инструменты»). Для этого необходимо нажать на анкерную точку и потянуть её в сторону до тех пор, пока рядом с ней не появятся синие круглые точки, соединённые с основной тонкими линиями.

Рисунок 14 (см. Приложение)

  1. Как можно заметить, точки угольника без преобра- зования их в кривые при перемещении сохраняют прямые отрезки до ближай- ших точек.

  1. Объект после трансформации одной из точек окружности.

Тема 5. Размещение иллюстраций на развороте. Вёрстка с обтеканием.

Работа со слоями

Задание 5. Разместить предоставленные вместе с текстом статьи иллюстрации

Прежде всего, любые изображения, растровые или векторные, фотографии или рисунки называются иллюстрациями. В программеInDesign любая иллюстрация это не один объект, а два, но объединённых между собой. Один из этих объектов — это сама иллюстрация. Второй объект — это видимая область этой иллюстрации (рамка). Как можно догадаться рамка может быть больше, меньше или даже другой формы, чем сама иллюстрация. Для того, чтобы поместить иллюстрацию на разворот надо использовать функциюPlace, которая находится во вкладкеFile. В открывшемся окне предлагается выбрать иллюстрацию (можно выбрать сразу несколь- ко иллюстраций) и нажать кнопкуOpen. После того, как окно выбора иллюстраций исчезнет на экране можно будет увидеть уменьшенную копию оригинального изображения, которое будет частью курсора. Теперь достаточно выбрать место на развороте и нажать левую кнопку мыши, таким образом иллюстрация займёт выбранное на экране место.

Важно:если на развороте выделен какой-нибудь объект (например, текстовый блок или другая иллюстрация), то использование функцииPlaceможет привести к тому, что выбранная иллюстрация займёт место выделенного на развороте объекта. Более того, иллюстрация, независимо от своего размера будет заключена в рамку, идентичную той, которую имеет выделенный объект. Чтобы этого избежать, надо убедиться, что на развороте не выделено никаких объектов. Снять выделение со всех объектов можно, если нажать левой кнопкой мыши в пустое место на развороте.

Чаще всего после того, как иллюстрация помещена на разворот её всё-равно надо подгонять под макет и тут есть несколько нюансов, которые надо учитывать. Во-первых, если просто начать уменьшать или увеличивать иллюстрацию с помощьюSelectionTool(т. н. тянуть за углы) или изменять значения ширины и высоты на верхней панеле параметров объекта, то сама иллюстрация никак на это не отреагирует. Можно, правда, удерживать зажатой клавишуCTRLво время работы с инструментомSelectionTool— это действие приведёт к тому, что иллюстрация масштабируется вместе с рамкой, в которую она заключена.

Существует несколько исключений. Во-первых, процентное масштабирование через командуObjectTransformScaleбудет действительно оказывать воздействие не только на видимую область иллюстрации, но и на саму иллюстрацию. Во-вторых, при повороте видимой области иллюстрации черезSelectionToolбудет одновременно происходить и поворот самой иллюстрации. Понять, какой из двух объектов (видимая область или сама иллюстрация) в данный момент активна можно по цвету контура. Контур видимой области имеет синий цвет, а самой иллюстрации — рыжий. Переключение между двумя режимами осуществляется следующим образом: в центре иллюстрации при наведении на неё инструментомSelectionToolпоявится полупрозрачная кнопка, нажав на которую точки на контуре объекта станут рыжими (если иллюстрация совпадает с её видимой областью, в противном случае весь контур станет рыжим). Для того, чтобы перейти обратно в режим работы с видимой областью иллюстрации необходимо нажать на синий контур, который появляется при наведении на объект. Несмотря на то, что у такого казалось бы замысловатого алгоритма есть определённый смысл, объяснить все подробности процесса работы с иллюстрациями в рамках данного методического пособия не прадставляется возможным. Можно только добавить, что подобные нюансы при работе с программойInDesign познаются исключительно опытным путём, проще говоря надо приноровиться.

Рисунок 16 (см. Приложение)

  1. Курсор после выбора нужной иллюстрации и нажатии кнопкиPlace(это ещё не само изображение, а всего лишь его уменьшенная копия —preview;цвета отображаются не точно)
  2. Какой бы иллюстрация не была (в данном случае картинка в форматеTIFF— планета Земля на прозрачном фоне (сноска:форматTIFFкак и форматPNGпозволяет сохранять изображения на прозрачном фоне)) не была, она точно такой же объект, как и всё, что попадает на страницу документа, то есть она занимает отдельный слой, её можно перемещать, поворачивать, сжимать, увеличивать и так далее.
  3. Кнопка переключения в режим трансформации изображением внутри видимой области.
  4. Режим трансформации изображения (6 точек стали рыжими, но сама рамка осталась синей, так как видимая область изображения совпадает с самим изображением)
  5. Трансформация видимой области изображения.
  6. Результат трансформации видимой области (часть изображения оказалась скрыта).
  7. Само изображение цело (рыжая рамка осталась неизменной).
  8. Поворот на 65°по часовой стрелке
  9. Готово

Рисунок 17(см. Приложение)

  1. Выбор координатной точки объекта.
  2. Зеркальные отражения, повороты на 90° и пр. Все эти кнопки дублируются во вкладкеObjectTransform
  3. Заливка (сверху) и цвет контура (снизу).
  4. Рисунок линии (контура) и толщина самой линии (контура) в пунктах (pt).
  5. Непрозрачность (% показывает степень непрозрачности).
  6. Кнопки быстрого применения обтекания текстом — сокращённая версия панелиWindowTextWrap
  7. Выбор рисунка угла. Сверху выставляется размер выкройки в миллиметрах (можно трансформировать отдельно взятые углы, для этого нужно удерживая кнопкуALTнажать левой клавишей мыши на квадрат с четырьмя синими углами слева. Появится отдельное окно).
  8. Полезная кнопка перехода в режим презентации, где скрыты не только все направляющие, рамки, но и сам интерфейс программы (выход из режима осуществляется нажатием клавишиESCна клавиатуре).

Иллюстрации, как и многие другие объекты обладают рядом параметров, которые можно изменять. Например, у любого прямоугольного объекта можно изменять рисунок угла (собственно, большинство изображений различных окон программы в этом пособии имеют скруглённые углы как раз благодаря этой опции). Опция будет доступна и в отношении эллипсов, однако, по очевидным причинам её использование не даст никакого результата. Действительно, настраивать панель управления под каждый тип фигуры было бы лишним. Другие параметры, такие как координаты объекта, его ширина и высота, поворот, наклон, а также процентное масштабирование расположены на горизонтальной панеле сверху и появляются только в режиме работы с объектом, проще говоря, когда объект выделен (в режиме работы с текстом, разумеется, эти параметры недостпны, их место занимают инструменты для работы с типографикой). С координатами всё более менее понятно, единственное, в отличие от простейшей координатной сетки в геометрии в программеInDesign нулевой точкой будет левыйверхнийугол разворота. Помимо самих координат можно менять точку объекта, координаты которой и будут отображаться в соответствующих ячейках. Выбор осуществляется нажатием левой кнопки мыши на интересующую точку. Такие трансформации, как зеркальное отражение по горизонтали и вертикали, процентное масштабирование по осям X или Y (или X и Y) находятся на той же панеле, что и другие параметры объекта. Рассматривать их все не имеет смысла, стоит только сказать, что они дублируются во вкладкеObjectTransform.

Цвет.Для того, чтобы назначать цвета различным объектам необходимо прежде всего разбираться в типах объектов и их особенностях. Например, у линии не может быть заливки, однако сама по себе линия это контур (с англ. stroke),таким образом для того, чтобы изменить цвет линии необходимо менять контурный цвет, а не цвет заливки. У иллюстрации также не может быть заливки. Исключение составляют иллюстрации в форматах PNG и TIFF, поддерживающие прозрачность, однако, речь идёт лишь о том, что такие иллюстрации могут отличаться от простых прямоугольных картинок (напр. см. раздел «Иллюстрации»), в таком случае, заливка приведёт к заполнению видимой области иллюстрации цветом. Надо понимать, что векторные редаторы сами по себе не работают со сложной заливкой (например, выборочными вкраплениями цвета), добиться этого можно только правильно подготовив изображение с помощью масок в программеPhotoshopи сохранив его в нужном формате.Важно:контур объекта не может быть бесцветным. Более того, толщина контура учитывается при вычислении размера самого объекта, а также его координат. Исключение составляет случай, когда контур находится внутри самого объект.

Рисунок 18 (см. Приложение)

  1. cap— рисунок конца отрезка;join— плавность соединения двух точек.Alignstroke:inside (кнопка по середине)

У любых объектов можно настраивать степень непрозрачности (с англ.opacity). В программеPhotoshopобычно изменяется степень прозрачности (с англ.transparency), однако эта разница никак не влияет на результат.

Простейшие эффекты, такие как тень вокруг объекта есть и в программе InDesign, однако, рассматривать их мы не будем, так как используются они крайне редко и чаще всего не по назначению.

Обтекание иллюстраций текстом — один из самых важных инструментов в работе над журнальным дизайном, при этом принцип действия функцииTextWrapаналогичен соответствующей функции программы Microsoft Word.

Любой объект, в том числе даже не иллюстрация, а, например, ещё один блок текста, может быть настроен таким образом, чтобы учитывать границы объекта или форму объекта внутри границ, граничащего с ним. Несмотря на наличие 4-х кнопок быстрого применения обтекания текстом на верхней панеле настроек, существует полноценная панель для более точной настройки этой функцииWindowTextWrap, в которой можно настроить отступы между двумя объектами, причём настраивать их можно независимо друг от друга.

Рассмотрим один из самых сложных примеров работыTextWrap (рис. 20):нужно поместить иллюстрацию внутрь колонки с текстом, но сделать это так, чтобы форма текста учитывала границы объекта внутри самой иллюстрации. В данном случае иллюстрация подобрана так, чтобы компьютер мог легко определить границы изобра- жения, хотя сама иллюстрация не была подготовлена заранее и по-прежнему является обычным прямоугольником.

Иллюстрация должна распологаться слоем ниже, чем колонка текста. Далее необходимо выделить саму иллюстрацию, чтобы назначить ей обтекание (если это, конечно, ужек иллюстрации невозможно, она находится под текстом, так что нажимая на иллюстрацию выделяться будет текстовый блок. Просто заблокируйте временно текстовый блок с помощью замка в панеле со слоями. Теперь можно нажать на кнопкуWraparoundobjectshapeи выбратьDetectEdgesс помощью селектораContour OptionsType.

Важно:форму, которую опре- делил компьютер, можно изменять с помощьюDirectSelectionTool, однако, в таком случае компьютер переведёт тип контура в режимUser-ModifiedPathи уже нельзя будет увеличивать или уменьшать расстояние между конту- ром и текстом.

Немаловажным аспектом является интерлиньяж — расстояние между строчками текста — внутри колонки. Лучше всего смотрится одинарный интерлиньяж (если текст набран 10-м кеглем, одинарный интерлиньяж будет равен 10-и пунктам). В таком случае текст становится плотнее, а значит иллюстрация смотрится контрастнее на его фоне.

Рисунок 19 (см. Приложение)

  1. Contour Options— здесь можно выбратьDetectEdges, и, если иллюстрация содержит контраст между объектом и фоном самой иллюстрации, компьютер определит форму этого объекта.

Рисунок 20(см. Приложение)

Работа со слоями в программахInDesign иIllustratorявляется ключевым элементом в создании композиции или вёрстки элементов печатного листа (разворота). В программеPhotoshopслои также используются при работе с изображениями, однако, поскольку речь идёт о сложных растровых фотоманипуляциях (ретуши, с англ. retouch),то возможности работы со слоями в этой программе значительно расширены. Например, в программеPhotoshop существует возможность смешивать слои, используя различные настройки, а также работать с масками. Во всех трёх программах слои можно группировать, перемещать вверх-вниз относительно друг-друга(сноска:Для того, чтобы перемещать слои в панелеLayersнеобходимо нажать на интересу- ющий слой левой кнопкой мыши и не отпускать её при его перемещении до тех пор, пока появившаяся горизонтальная черта не займёт нужное место под слоем, под который необходимо поместить перемещаемый слой.), выключать и включать их визуализацию, а также блокировать. Последнее нужно для того, чтобы иметь возможность работать с конкретными слоями, не задевая другие элементы композиции. Также это даёт возможность обрисовки различных объектов как с помощью прозрачной бумаги (кальки) или лайтбокса. Допустим, вы фиксируете слой с растровым изображением автомобиля, а поверх него создаёте векторный объект, из которого путём различных манипуляций с кривыми создаётся векторная копия этого автомобиля или его части.

Рисунок 8 (см. Приложение)

Растровый оригинал — изображение автомобиля Volvo 240 (слева) и векторная копия кузова (справа)

Рисунок 9 (см. Приложение)

  1. Обратите внимание, что треугольник слева от Layer 1 повёрнут вниз. Этот треугольник при нажатии открывает или закрывает слои, относящиеся к группе, слева от которой он находится.
  2. Синий квадрат справа от<square>подсказывает, какой слой сейчас выделен (активен). Обратите внимание, что он находится ниже слоя <line>, именно поэтому синяя пун- ктирная линия проходит «над» большим квадратом, но «под» квадратом поменьше<square 2>.

Тема 6. Создание связанных между собой колонок текста

Задание 6. Создать связанные колонки под текст с учетом модульной сетки

(см. Задание 3) и поместить в них предоставленный текст статьи

Журнальная вёрстка это прежде всего колонки текста, чаще всего соединённые между собой какой бы то ни было линией повествования. В программеInDesign текстовый блок создаётся с помощью инструментаType Tool.

Заполнение заранее созданной колонки текстом может привести к тому, что колонки будет не хватать по высоте и часть текста окажется скрытой. В программе есть счётчик ошибок, который находится в самом низу главного окна (рабочая область). В случае, если текста больше, чем места, отведённого под него зелёный индикатор окрашивается в красный цвет. Нажатие на индикатор открывает окно, в котором содержится перечень всех ошибок, найденных в документе (сноска:В число таких ошибок входит и нарушение связей между использующимися иллю- страциями и местоположением исходных файлов на компьютере пользователя). Помимо индикации внизу окна, на самом текстовом блоке (на правой стороне) появляется знак — красный плюс в красном квадрате — нажатие на который приводит к появлению фрагмента непоместившегося в созданную колонку текста, и, если нажать им в пустое место на листе, то программа автоматически создаст ещё одну колонку, в которую перейдёт оставшаяся часть текста. Всё это очень похоже на принцип действия сообщающихся сосудов.

Блоки, связанные между собой таким образом можно трансформировать независимо друг от друга. Если же второй блок сжать по высоте или ширине, спровоцировав тем самым ошибку скрытого текста, то можно создать и третий блок текста, связанный с первыми двумя и т. д. Разумеется, необязательно связывать колонки таким образом (имеется в виду провоцируя ошибку), можно создавать сколько угодно пустых колонок, располагать их в любом порядке, связывать между собой и потом просто начать заполнять первую текстом. Если текста будет достаточно, он будет сам перетекать из одной колонки в другую в заданном порядке. У каждого блока при выделении его с помощью инструментаSelectionToolслева и справа помимо четырёх белых угловых точек и четырёх точек, которые располагаются в центре всех четырёх граней блока есть ещё две точки по одной на боковых гранях. Они несколько больше стандартных точек и находятся на разной высоте. Нажатие на одну из них приводит к появле- нию курсора-цепочки. Достаточно выбрать цель, а именно второй текстовый блок и нажать на него. Если всё сделано правильно, то два блока будут связаны между собой. Для того чтобы увидеть связи между блоками откройте вкладкуViewи далееExtrasShowTextThreads

Рисунок 22(см. Приложение)

Рисунок 23(см. Приложение)

Тема 7. Типографика. Основные инструменты для работы с текстом

Задание 7. Подобрать шрифты для заголовка, подзаголовка, подписей под иллюстрациями и основного текста, определить размер шрифта (кегль), интерлиньяж, тип набора

Для работы с типографикой в программеInDesign существует огромное количество инструментов и настроек. В данном материале представлена лишь небольшая их часть, и на это есть несколько причин. Во-первых, осмысленное применение большинства инструментов возможно только после углублённого изучения особенностей типографского набора, а, во-вторых, часть этих инструментов ничем не отличается от аналогичных инструментов в таких программах как Microsoft Word. Наконец, как уже неоднократно упоминалось ранее, нет смысла изучать компьютерные программы в отрыве от того, что вам необходимо делать с их помощью. Многие вещи познаются быстрее только тогда, когда в этом есть реальная необходимость.

Набор с выравниванием по ширине (выключка строк)— довольно-таки часто встречающийся тип набора. Сложность его состоит в том, что без дополнительных настроек текст выглядит ужасно — компьютер просто расстаскивает слова по краям колонки так, что междусловные интервалы варьируются от минимальных до недопустимо больших. Исправляется это следующим образом: во-первых, необходимо, чтобы программа могла расставить в тексте переносы (англ. hyphenate). Для этого определите язык набираемого текста (рис. 25, G). Далее, в панелеParagraphнеобходимо открыть настройки выравнивания по ширине (англ. justification)и сократить интервал между отдельными словами. Точных значений не существует, однако рекомендуется, чтобы минимальное расстояние было больше или равно 95% от нормы, а максимальное 105%. Наконец, чтобы компьютер компенсировал расстояние между словами необходимо установить расстояние между буквами в пределах не более 2% от нормы (в самом крайнем случае 3–5%).

Рисунок 24 (см. Приложение)

  1. Drop Cap(от англ. буквица) — значение определяет количество строк, которые занимает буквица (0=1)
  2. Нажатие левой кнопкой мыши на правый верхний угол панелиParagraphприведёт к открытию списка некоторых наиболее важных настроек, среди кото- рых будет и панельJustification
  3. Допустимое изменение расстояния между отдельными словами в строке.
  4. Допустимое изменение расстояния между отдельными буквами в словах (трекинг)

Рисунок 25 (см. Приложение)

  1. Выбор шрифтовой гарнитуры (в данном случае выбрана гарнитура PT Sans компании Paratype)
  2. Шрифт (начертание).
  3. Кегль — размер шрифта в пунктах (pt)
  4. Интерлиньяж — расстояние между строками в пунктах (pt). Когда говорят, например, «одинарный интервал» — это означает что кегль равен расстоянию между строками (полуторный интервал посчитать не сложно).
  5. Ширина литеры шрифта в процентах (используется в крайнем случае, значения не должны превышатьmax +/- 2–3%)
  6. Цвет шрифта
  7. Выбор языка набираемого текста — необходимо для того, чтобы программа могла правильно расставить переносы

Рисунок 26 (см. Приложение)

  1. ФункцияOpticalMarginAlignmentвыравнивает края наборной полосы Шрифт (начертание).
  2. При этом важно указывать текущий ин- терлиньяж, так как типографские знаки и некоторые литеры (напр. о, с, л, ф, д) выносятся на определённый процент от своей длины, в том числи и в зависимости от расстояния между строками.

Тема 8. Счетчик ошибок Preflight

Задание 8. Настроить панель Preflight

““”‘‘’,.

100%

перенос

75%

короткое тире

50%

длинное тире

25%

АТУДЛ

20%

СО

10%

ПанельPreflightэто калькулятор ошибок. Самыми распространёнными ошибками, которые допускаются во время работы над макетом являются:

  1. Overset text— набор с превышением заданной длины. Проще говоря, когда текст не помещается в блок. Решением этой проблемы может стать перенос текста из одного блока в другой, путём их связи (threads), расширение  существующего блока по длине или ширине, или корректировки в наборе (типографика).
  2. Image resolution — настраивается отдельно и сообщает, если изображения не подходят для печати. Например, если взять небольшую картинку размером 500 на500 пикселей и просто поместить её в программу без масштабирования, то при печати она будет несколько отличаться от оригинала в худшую сторону. Это происходит из-за того, что изображения мы просматриваем на экране, разрешающая способность которого составляет 72точки на дюйм, в то время, как разрешающая способность принтера составляет не менее 300 точек на дюйм. Для того, чтобы при печати получить качественное изображение необходимо, чтобы это изображение содержало в себе на много больше точек, то есть было достаточно крупным. При масштабировании в программе произойдёт сжатие информации и увеличится плотность точек на дюйм. Если это значение будет менее 300 и более 1200, то программа выдаст ошибку. Разумеется, эти интервалы можно изменить, но по умолчанию они выставлены именно такими. Подробнее о разрешающей способности устройств вывода лучше прочитать отдельно.
  3. Missing link— отсутствие связи между иллюстрацией и её исходным файлом. Происходит, когда файл удаляется или перемещается из того места, откуда был помещён в программу. Дело в том, что все иллюстрации, кроме векторных объектов это не более, чем ссылки на оригинальные файлы. Изменяя масштаб, видимую область, углы поворота и так далее, оригинальные файлы остаются неизменными, а программа просто ссылается на них, как на внешние источники. Это позволяет программе работать быстрее, а верстальщику легче вносить корректировки в изображения в случае необходимости.Естественно, минусом такой системы является необходимость следить за целостностью ссылок и первый раз сохранять макет, используя опциюPackage, а неSave.

Саму панельPreflightможно найти в закладкеWindowOutput.

4. Список рекомендуемой литературы и источников к практическим и лабораторным занятиям (дополнительный)

  1. Бхаскаран Л. Анатомия дизайна: реклама, книги, газеты, журналы/ Л. Бхаскаран — М.: Астрель, АСТ, 2006. — 256 с., ил.
    1. Лаптев В. В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий/ В. В. Лаптев— М.: Аватар, 2009. — 208 с., ил.
    2. Мильчин  А. Э. Справочник издателя и автора: Редакционно-изд. оформление издания / Аркадий Мильчин, Людмила Чельцова. — М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2009. — 1084 c.
    3. https://helpx.adobe.com/ru/indesign/topics.html — официальный справочник по работе с программой Adobe InDesign (8.02.2015)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48771. Расчет вала гидротурбины 630.5 KB
  Толщины: Сварка покрытыми электродами выполняется при толщине листов 4 мм. В строительстве применяется ограниченно при возведении мостов листовая сварка в судостроении. Толщины: Минимальная толщина листов при сварке под флюсом от 3 мм. Дуговая сварка неплавящимся вольфрамовым электродом в инертных газах Применение: Она является лучшим способом для сварки изделий из тонколистового металла так как обеспечивает минимальную деформацию изделия и высокое качество сварного шва.
48772. Система моделирующая движение молекул идеального газа в замкнутом пространстве 111 KB
  Моделирование движения молекул газа. Выполнить моделирование поведения молекул в прямоугольном сосуде, разделенном подвижной вертикальной перегородкой с отверстием.
48774. Кинематическое исследование грейферного механизма 4.95 MB
  В левом верхнем углу чертежного листа в масштабе 10:1 вычерчена кинематическая схема грейферного механизма в 12-ти положениях. Для этого один полный оборот ведущего звена 1 разбит на 12 частей по , где за нулевое положение принята точка, совпадающая с осью Y.
48775. Напряжение разложения, автоматизация процесса электролиза и извлечение алюминия из электролизных ванн 570.5 KB
  Из литейных сплавов более распространены сплавы алюминия с кремнием называемые силуминами. Важнейшие потребители алюминия и его сплавов – авиационная и автомобильная промышленность железнодорожный и водный транспорт машиностроение электротехническая химическая металлургическая и пищевая промышленности промышленное и гражданское строительство. Судя по свойствам алюминия можно сказать что он мог бы применяться значительно шире и в больших количествах и заменять в большинстве конструкций сталь. Но этому препятствует большая по сравнению...
48776. Методичні рекомендації до виконання і захисту курсових робіт у педагогічних коледжах 207 KB
  У додатках представлені зразки окремих компонентів курсової роботи. Структура курсової роботи Структура курсової роботи з практикуму навчальних майстерняхСтруктура курсової роботи з декоративноприкладного мистецтва
48778. Локализация неисправностей в аппаратуре спецвычислителя 74 KB
  Задание на курсовую работу: Во втором разряде старшего байта регистра заявок РЗ УК формируется признак прерывания. Состав регистров УК: регистр заявок РЗ; регистр масок РМ; регистр подмены РП; регистр сдвига РТА РСд1; регистр буферный РТА РБф; Т. обмен с регистрами однобайтовый то по обращению регистры заявок и масок разделены на 2 однобайтовых части со старшим и младшим байтами. Поскольку все устройства отвечающие за хранение заявок на прерывание а также за сброс этих заявок расположены в УК то неисправность...