99500

Хронические расстройства питания у детей раннего возраста

Лекция

Медицина и ветеринария

Понятие о нормотрофии и видах хронических расстройств питания у детей раннего возраста; факторы риска по развитию ЗВУР, ее варианты и клинические проявления, причины, клинические проявления, принципы лечения, диспансерного наблюдения и профилактики гипотрофии.

Русский

2016-09-20

115.5 KB

0 чел.

Учебно-методический план занятия

Дисциплина: Педиатрия с детскими инфекциями.

Специальность: 0401 «Лечебное дело» (повышенный уровень СПО)

Преподаватель: Кузнецова Т.М.

Тема занятия:Хронические расстройства питания у детей раннего возраста.

Вид: информационная лекция.

Время, отведенное на занятие: 2 часа (180 мин.).

Место проведения: аудитория колледжа.

Цели занятия:

А) Учебная:Сформировать знания по теме «Хронические расстройства питания у детей раннего возраста».

Прослушав теоретический материал, изложенный преподавателем, студентыдолжны получить знанияна уровне представлений по вопросам:

понятие о нормотрофии и видах хронических расстройств питания у детей раннего возраста;

факторы риска по развитию ЗВУР, ее варианты и клинические проявления,

причины, клинические проявления, принципы лечения, диспансерного наблюдения и профилактики гипотрофии.

Студенты должны уметь:

составить конспект лекции по ходу изложения материала преподавателем;

применить полученные знания при подготовке к практическому занятию, а затем и в своей профессиональной деятельности.

Б) Воспитательная и деонтологическая:

формировать у студентов чувство профессионального долга и ответственности за здоровье детей;

учить правилам этики и деонтологии при работе с семьей, родителями, больными детьми.

Рекомендуемая литература:

Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник для ВУЗов. СПб, 1990.

Педиатрия: пособие для врачей и студентов под ред. К.М. Серегиной. СПб, 1999.

Оснащение занятия:

мел, доска;

таблицы по теме «Хронические расстройства питания у детей раннего возраста»;

мультимедийная презентация.

Хронокарта занятия

Организационный момент:                                    2 – 3 мин.

Мотивация и постановка целей:                            5 – 7 мин.

Знакомство с планом:                                             2 – 3 мин.

Изложение нового материала:                               70 – 75 мин.

Обобщение, закрепление, заключение:                7 – 8 мин.

Задание на дом:                                                       2 – 3 мин.

      А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. Детские болезни: Учебник. – М.: - Медицина, 1997, стр. 154 – 158.

*По ходу изложения материала проводится актуализация базовых знаний по теме по вопросам, приведенным по ходу текста лекции

План изложения материала

Понятие о нормоторофии.

Понятие о дистрофии, ее разновидности у детей раннего возраста.

ЗВУР: определение понятия, причины, клинические варианты.

Гипотрофия:

4.1. причины,

4.2. клиника:

- ведущие клинические синдромы,

- клинические проявления гипотрофииI степени,

- клинические проявления гипотрофииII степени,

- клинические проявления гипотрофииIIIстепени,

4.3. принципы лечения,

4.4. диспансерное наблюдение,

4.5. профилактика.

Условные обозначения

  • В.п.р. – врожденные пороки развития
    • В.п.с. – врожденный порок сердца
    • Г.б.н. – гемолитическая болезнь новорожденного
    • Г.в. – грудное вскармливание
    • Г.с.и. – гнойно-септическая инфекция
    • Г/т – гипотрофия
    • Д.ц.п. – детский церебральный паралич
    • Ж.к.т. – желудочно-кишечный тракт
    • ЗВУР – задержка внутриутробного развития
    • И.в. – искусственное вскармливание
    • М.т. – масса тела
    • Н/т – нормотрофия
    • Н.п.р.- нервно-психическое развитие
    • V - объем
    • П.ж.с. – подкожно-жировой слой
    • П.п.н.с. – перинатальное повреждение нервно системы
    • С.с.с. – сердечно-сосудистая система
    • Х.р.п. – хроническое расстройство питания
    • Ц.н.с. – центральная нервная система

Конспект лекции

Основными биологическими особенностями ребенка являются быстрый рост и прогрессивное развитие. Причем, чем младше ребенок, тем быстрее протекают его рост и развитие, тес чувствительнее эти процессы к воздействиям окружающей среды: вскармливанию, уходу, возникновению каких-либо заболеваний и т.д. Если ребенок развивается нормально, то говорят о ребенке-нормотрофике.

Нормотрофия(нормальное питание) – это  состояние, характеризующееся гармоничным физическим развитием, чистотой кожи, хорошей ее эластичностью, сохраненным тургором мягких тканей, правильно развитым скелетом, нормальным функционированием всех внутренних органов и систем при соответствующем возрасту н.п.р.

Если эти процессы нарушаются, говорят одистрофии (греч. «dys» - расстройство, «trophya» - питание).

У детей раннего возраста все варианты дистрофий можно условно разделить на 2 группы:

I.   развивающиеся внутриутробно – ЗВУР;

II   развиваюшиеся после рождения; они в свою очередь могут быть 3-х типов:

  1. гипотрофия - х.р.п. с дефицитом м.т.
  2. гипостатура – х.р.п. с равномерным отставанием в м.т. и росте при несколько сниженном состоянии упитанности и тургора мягких тканей. Эта форма типична для детей с в.п.с., эндокринной патологией, п.п.н.с. и др.
  3. паратрофия – х.р.п. с повышением м.т. (более 10%) или м.т. и роста в сравнении с возрастными нормами.

ЗВУР

ЗВУР диагностируют у детей, имеющих недостаточную м.т. при рождении по отношению к их гестационному возрасту*.

*гестационный возраст считается от 1-ого дня последней менструации до срока рождения.

Этиология.

Выделяют 3 группы факторов риска по развитию ЗВУР:

  1. материнские:
    • возраст матери старше 36  и младше 16 лет;
    • недостаточное питание во время беременности;
    • тяжелый токсикоз 1-ой половины беременности;
    • тяжелые хронические заболевания с.с.с.. легких, почек, сахарный диабет;
    • вредные привычки: курение, употребление наркотиков, алкоголя;
    • недостаточная репродуктивная функция (длительный бесплодный период, выкидыши, мертворождения), предшествующие аборты, рождение предыдущих детей с низкой массой тела;
    • профессиональные вредности (работа в горячем цехе, вибрация, ультразвук, радиация, химические факторы и др.).
    1. плацентарные: недостаточная масса и поверхность плаценты, аномалии сосудов, раннее старение, ранняя отслойка и др.
    2. плодные:
      • многоплодная беременность;
      • наследственные заболевания;
      • в.п.р.;
      • внутриутробное инфицирование;
      • г.б.н.

У 40% новорожденных выявить причины не удается, при этом у трети из них в родословной (чаще по материнской линии) есть и другие члены семьи с низкой м.т. при рождении. У 10% детей с ЗВУР выявляются в.п.р.

Клиническиразличают3 варианта ЗВУР:

гипотрофический вариант ( пренатальная гипотрофия)при этом фактор, замедляющий темпы внутриутробного развития, действует преимущественно в последние 2 – 3 месяца беременности; у ребенка, родившегося в срок, имеется малая м.т. при рождении, а массо-ростовой показатель менее 60.

Если неблагоприятные факторы действуют до 28 недель беременности, развиваются:

2.гипопласитический вариант –имеет место дефицит м.т. и роста («мальчик с пальчик», «девочка – дюймовочка»). Часто этот вариант развивается при многоплодии.

3.диспластический вариант - 2-ой вариант + нарушается развитие плода, могут быть нарушения пропорций тела, множественные стигмы дисэмбриогенеза. Факторы риска действуют более длительно, они более грубые.

Прогноз.

Прогноз зависит от варианта и степени тяжести.

При гипотрофическом и гипопластическом вариантахI степени тяжести дети, как правило, догоняют своих сверстников по физическому развитию к 6 мес., реже – во 2-ом полугодии, н.п.р. – по возрасту.

ПриII степени этих же вариантов большинство детей догоняют своих сверстников по физическому развитию к 1 году; в первые 2 года у них отмечается отставание в н.п.р., повышенная инфекционная заболеваемость, часто развиваются рахит, анемия. В дальнейшем может формироваться легкая мозговая дисфункция (невротические реакции, инфантилизм психики, снижение аппетита).

У детей сIII степенью первых 2-х вариантов и с диспластическим вариантом прогноз надо давать с осторожностью. Отставание в физическом развитии и н.п.р. может отмечаться до 3-х – 4-х летнего возраста и более. У 10 – 15% этих детей в дальнейшем развиваются признаки органического поражения ц.н.с. (д.ц.п., эпилепсия, гидроцефалия, отставание в н.п.р.). Отмечается очень высокая инфекционная заболеваемость.

Гипотрофия

Причины

  1. Алиментарные факторы:
    • количественный  недокорм:
      • гипогалактия  у матери,
      • затруднения вскармливания со стороны матери (например, втянутый  сосок, тугая грудная железа и т.д.),
      • затруднения вскармливания со стороны ребенка (например, короткая  уздечка языка, маленькая нижняя челюсть, незаращение верхней губы и твердого неба и т.д.).
  • качественный недокорм: использование несоответствующей возрасту смеси, позднее введение прикорма, бедность суточного рациона Б, Ж, минеральными веществами и т.д.
    1. Заболевания ребенка:
    • инфекционного характера (г.с.и. новорожденных, перенесенные о.к.и., пиелонефрит и инфекция мочевыводящих путей, заболевания органов дыхания),
    • неинфекционного характера (разит, аномалии конституции, п.п.н.с., в.п.р., особенно сердца, ж.к.т., первичный синдром мальабсорбции – нарушение кишечного всасывания, муковисцидоз и др.).

III.Токсические факторы:использование молочных смесей с истекшим сроком годности при и.в., гипервитаминозD, лекарственные и другие отравления.

  1. Дефекты ухода:дефицит внимания, ласки, психогенной стимуляции, прогулок, массажа и гимнастики и т.д. Развивается  психогенная депривация, что ведет к нервной анорексии

Клиника

В клинической картине можно выделить4 ведущих клинических синдрома:

1.    синдром трофических расстройств:

  • дефицит м.т.,
  • изменение весовой кривой,
  • истончение п.ж.с.,
  • снижение эластичности кожи и тургора мягких тканей,
  • признаки полигиповитаминоза,
  • отставание в росте;

синдром пищеварительных нарушений:

  • снижение аппетита,
  • срыгивания рвота,
  • изменение характера стула,
  • явления дисбактериоза кишечника,
  • снижение толерантности к пище;

синдром дисфункции ц.н.с.:

  • нарушение эмоционального тонуса и поведения,
  • снижение двигательной активности,
  • доминирование отрицательных эмоций,
  • нарушение сна,
  • нарушение терморегуляции,
  • мышечная дистония,
  • отставание темпов н.п.р.

синдром снижения иммунитета:

  • анемия,
  • повышенная инфекционная заболеваемость.

В зависимости от выраженности клинических симптомов различают3 степени тяжести гипотрофии.

ГипотрофияI степени

Выявляется, как правило, лишь при внимательном осмотре. Дефицит м.т. составляет 10 – 20%. Кривая м.т. уплощена.  Рост от нормы не отстает. Общее самочувствие остается удовлетворительным. Н.п.р соответствует возрасту, однако дети становятся раздражительными, беспокойными, легко утомляются, нарушается сон. Аппетит сохранен или несколько снижен. Кожа и видимые слизистые бледные, несколько снижаются эластичность кожи и тургор мягких тканей. Толщина п.ж.с. уменьшена на туловище, складка на уровне пупка 1,0 см и меньше. Со стороны внутренних органов и физиологических отправлений изменений нет.

ГипотрофияII степени

Дефицит м.т. составляет уже 20 – 30%, кривая нарастания м.т. плоская, может отмечаться незначительное отставание в росте (на 2,0 – 4,0 см). Кожные покровы бледные, сухие, эластичность кожи и тургор тканей снижены, п.ж.с. сохранен на лице, отчетливо уменьшен на конечностях, отсутствует на туловище. Мышечная гипотония. Нарушен эмоциональный тонус: периоды беспокойства и вялости чередуются, превалируют отрицательные эмоции, нарушается сон, отмечается задержка н.п.р.

Аппетит снижен. При насильственном кормлении может возникнуть рвота, Стул неустойчивый, запоры сменяются диспепсией.

Тоны сердца приглушены, склонность к тахикардии. Нарушается терморегуляция, ребенок быстро охлаждается и перегревается в зависимости от Т окружающей среды. В анализе крови – анемия. Иммунитет снижен, легко присоединяются инфекционные заболевания, которые протекают длительно, вяло, трудно поддаются лечению.

ГипотрофияIII степени

Дефицит м.т. более 30%, весовая кривая снижена, отставание в росте на 5,0 см и более.

Общее состояние ребенка нарушено: отмечаются вялость, безучастность к окружающему, раздражительность, повышенная плаксивость, резкая задержка н.п.р., утрата уже приобретенных навыков и умений.

Полная анорексия. П.ж.с. полностью отсутствует (даже на лице), по внешнему виду ребенок напоминает скелет, обтянутый кожей бледно-серого цвета, свисающей складками. Лицо «старческое», треугольной формы.

Слизистая полости рта сухая, легко присоединяется стоматит, образуются заеды. Большой родничок запавший, афония (симптомы эксикоза). Т тела, как правило, снижена. Конечности на ощупь холодные.

Со стороны внутренних органов: поверхностное аритмичное дыхание, глухие тоны сердца, брадикардия, увеличение печени. Срыгивания, рвота, неустойчивый стул. Анемия. Иммунитет резко снижен, легко присоединяются инфекционные заболевания, от которых дети могут погибнуть.

Если рассматривать клиническую картину в соответствии с выше названными синдромами, то они будут выражены следующим образом:

Синдром трофических расстройств

симптомы

I степень

II степень

III степень

дефицит м.т. (%)

10 – 20

20 – 30

более 30

изменение весовой кривой

уплощена

плоская

снижена

истончение п.ж.с.

на туловище

на туловище и конечностях

везде

снижение эластичности кожи и тургора мягких тканей

умеренное

выраженное

резкое

признаки полигиповитаминоза

отсутствуют

выражены умеренно

выражены отчетливо

рост

в норме

отставание на 2,0 – 4,0 см

отставание на 5,0 см и более

Синдром пищеварительных нарушений

симптомы

I степень

II степень

III степень

аппетит

в норме или несколько снижен

значительно снижен

резко снижен, анорексия

срыгивания, рвота

не характерны

редко, при насильственном кормлении

часто

характер стула

в норме, м.б. «голодный»

неустойчивый

неустойчивый, чаще разжиженный

дисбактериоз

нет или компенсированный

субкомпенсированный

декомпенсированный

толерантность к пище

в норме

изменена умеренно

резко нарушена

Синдром дисфункции ц.н.с

симптомы

I степень

II степень

III степень

эмоциональный тонус и поведение

раздражительность, беспокойство

чередование периодов беспокойства и вялости

превалируют угнетение, отрицательные эмоции

сон

в норме

уменьшена глубина и продолжительность

повышенная сонливость

терморегуляция

не нарушена

нарушена, легко перегревается и переохлаждается, Т тела зависит от Т окружающей среды

резко нарушена, Т тела, как правило, снижена

мышечный тонус

в норме

гипотония

дистония

н.п.р.

соответствует возрасту

задержка н.п.р.

резкая задержка н.п.р., утрата приобретенных навыков

Синдром снижения иммунитета

симптомы

I степень

IIстепень

III степень

анемия

нет

имеет место

выраженная

инфекционная заболеваемость

обычная

повышенная

резко повышенная

Принципы лечения

ГипотрофияI степени лечится на дому,IIIII степени – в условиях стационара.

Лечение должно быть комплексным и включает:

  • выявление причин, приведших к развитию гипотрофии и попытка их коррекции или устранения;
  • организацию рационального режима, ухода, воспитания;
  • диетотерапию (!);
  • медикаментозное лечение.

Принципы организации  ухода, режим.

Помещение, где находится больной ребенок, должно быть светлым, достаточно просторным. В стационаре – лучший вариант полубоксы или боксы. Проводится регулярное (не менее 2-х раз в день) проветривание, но при этом Т воздуха должна быть 24 – 25 гр.С.

Уход за ребенком индивидуальный, лучше всего – материнский. Создавать у ребенка положительный эмоциональный тонус. Чаще брать его на руки – профилактика гипостатических пневмоний.

Гигиенический уход за кожей, слизистыми. Тепловой комфорт в одежде. При гипотрофииI  иII  степени прогулки на свежем воздухе при Т не ниже – 50 С, а в зимнее время – на открытых верандах, к ногам во время прогулки кладут грелку. Проведение массажа, гимнастики.

Диетотерапия.

Основа рационального лечения гипотрофии –3-хэтапная диета.

1-ый этап – период выяснения толерантности к пище = период разгрузки и минимального питания.

Его длительность:      приI степени:      1 – 2 дня,

                                    приII степени:     3 – 7 дней,

                                    приIII степени:    10 – 14 дней.

Используются грудное молоко (!) или адаптированные молочные смеси.

СуточныйV питания = 200 мл /кг фактической м.т. (но не более 1,0 л), при этом в виде основного питания на 1-ом этапе дают:  приI степени гипотрофии примерно 2/3, приII степени – примерно 1/2, приIII степени – примерно 1/3 от рассчитанногоV.

НедостающийV питания восполняют жидкостью, которую вводят приI степени – энтерально в виде глюкозо-солевых растворов (регидрон, цитроглюкосолан), слабо заваренного слегка подслащенного чая, овощных отваров и др.; приII иIII степенях – помимо энтерального введения жидкости применяют и парэнтеральное введение растворов.

Число кормлений: приI степени – 7 раз в день, приII степени – 8 раз в день, приIII степени – до 10 раз в день.

Ежедневно на каждое кормление добавляют по 10,0 – 20,0 мл и доводяV питания до должного.

2-ой этап – переходный или промежуточный.

  • К питанию добавляют лечебные смеси (до 1/3 суточногоV  питания), т.е. даются перед основной смесью, чайными ложками. смеси, обогащенные по составу отдельными пищевыми ингредиентами.
  • Соответственно возрасту начинают вводить пищевые добавки и прикормы, начиная с минимальногоV, постепенно его увеличивая и вытесняя коррегирующую смесь.
  • Выводят на возрастной режим кормлений.

3-ий этап – этап оптимального питания.

Объем питания полный. Расчет суточного объема питания на долженствующую массу тела объемным способом. Питание соответствует возрасту.

Для оценки эффективности питания необходимо вести лист или дневник питания, в котором отмечаются: часы приема,V съеденной пищи,V выпитой жидкости, срыгивания, рвота, диурез, стул; ежедневный контроль за м.т. путем взвешивания ребенка; анализ кала на копрологию – 2  раза в неделю.

В общей сложности длительность диетотерапии составляет 1,5 – 2 месяца.

Критериями ее эффективности являются:

  • улучшение эмоционального тонуса,
  • нормализация аппетита, стула,
  • ежедневное увеличение м.т. на 25,0 – 30,0 г,
  • улучшение состояния кожи, тургора мягких тканей,
  • восстановление навыков н.п.р. и приобретение новых,
  • улучшение переваривания пищи (по копрограмме).

Медикаментозное лечение.

  • Ферментативные препараты: абомин, пепсидил (разведенный желудочный сок), пакреатин, фестал, креон, хилак-форте, мезим-форте и др.
  • Витаминотерапия (витамины С, группы В, РР, Е),
  • Лечение рахита, анемии, дисбактериоза и других сопутствующих заболеваний и состояний.

Диспансерное наблюдение.

Дети с гипотрофиейI  степени сразу после установления диагноза, а приII иIII степенях – после выписки из стационара, берутся на Д-учет в Д-II. Срок наблюдения индивидуальный ( до полной нормализации м.т.).

Контроль  анализа крови 1 раз в 3 месяца (риск развития анемии).

Профилактические прививки противопоказаны приII иIII степенях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28527. Принципы построения алгоритма шифрования ГОСТ 28147-89 32.78 KB
  ГОСТ 28147 разработан в 1989 году является блочным алгоритмом шифрования длина блока равна 64 битам длина ключа равна 256 битам количество раундов равно 32. ГОСТ 28147 использует восемь различных Sboxes каждый из которых имеет 4битовый вход и 4битовый выход. Iый раунд ГОСТ 28147 Генерация ключей проста.
28528. Основное преобразование алгоритма ГОСТ 28147–89 25.13 KB
  На самом верхнем находятся практические алгоритмы предназначенные для шифрования массивов данных и выработки для них имитовставки. В ГОСТе ключевая информация состоит из двух структур данных. Основной шаг криптопреобразования по своей сути является оператором определяющим преобразование 64битового блока данных. Определяет исходные данные для основного шага криптопреобразования: N преобразуемый 64битовый блок данных в ходе выполнения шага его младшая N1 и старшая N2 части обрабатываются как отдельные 32битовые целые числа без знака.
28529. Режим простая замена ГОСТ 28147–89 20.97 KB
  Зашифрование в данном режиме заключается в применении цикла 32З к блокам открытых данных расшифрование цикла 32Р к блокам зашифрованных данных. Это наиболее простой из режимов а 64битовые блоки данных обрабатываются в нем независимо друг от друга. Размер массива открытых или зашифрованных данных подвергающихся соответственно зашифрованию или расшифрованию должен быть кратен 64 битам: Tо = Tш = 64n; после выполнения операции размер полученного массива данных не изменяется. Блок данных определенной размерности в нашем случае 4бит...
28530. Режим гаммирования ГОСТ 28147–89 РГПЧ 77.46 KB
  В данных режимах шифрование информации производится побитовым сложением по модулю 2 каждого 64битного блока шифруемой информации с блоком гаммы шифра. последовательности элементов данных вырабатываемых с помощью некоторого криптографического алгоритма для получения зашифрованных открытых данных. Для наложения гаммы при зашифровании и ее снятия при расшифровании должны использоваться взаимно обратные бинарные операции например сложение и вычитание по модулю 264 для 64битовых блоков данных. Гаммирование решает обе упомянутые проблемы:...
28531. Гаммирование с обратной связью 16.05 KB
  Данный режим очень похож на режим гаммирования и отличается от него только способом выработки элементов гаммы очередной элемент гаммы вырабатывается как результат преобразования по циклу 32З предыдущего блока зашифрованных данных а для зашифрования первого блока массива данных элемент гаммы вырабатывается как результат преобразования синхропосылки по тому же циклу 32З. Как видно из соответствующего уравнения при расшифровании блока данных в режиме гаммирования с обратной связью блок открытых данных зависит от соответствующего и...
28532. Выработка имитовставки к массиву данных 15.64 KB
  Ранее мы обсудили влияние искажения шифрованных данных на соответствующие открытые данные. Мы установили что при расшифровании в режиме простой замены соответствующий блок открытых данных оказывается искаженным непредсказуемым образом а при расшифровании блока в режиме гаммирования изменения предсказуемы. Означает ли это что с точки зрения защиты от навязывания ложных данных режим гаммирования является плохим а режимы простой замены и гаммирования с обратной связью хорошими Ни в коем случае.
28533. Криптографические средства 24 KB
  Они имеют своей задачей защиту информации при передаче по линиям связи хранении на магнитных носителях а так же препятствуют вводу ложной информации имитостойкость. Основные задачи криптографии Криптографические методы защиты информации используются как самостоятельно так и в качестве вспомогательного средства для решения задач не имеющих на первый взгляд отношения к криптографии. Интересы криптографии сосредоточены на двух задачах: обеспечение конфиденциальности при хранении и передаче информации когда никто кроме владельца...
28534. Характер криптографической деятельности 68.5 KB
  Вместе с тем большую если не центральную роль в защите информации играет ранее сверх засекреченная область деятельности криптография. Криптография в переводе с греческого означает тайнопись как систему изменения правил написания текстов с целью сделать эти тексты непонятными для непосвященных лиц не путать с тайнописью основанной на сокрытии самого факта написания текста например симпатическими чернилами и т. Шифровались религиозные тексты прорицания жрецов медицинские рецепты использовалась криптография и в государственной сфере....
28535. Защита данных с помощью шифрования 44.5 KB
  Защита данных с помощью шифрования одно из возможных решений проблемы безопасности. Зашифрованные данные становятся доступными только тем кто знает как их расшифровать и поэтому похищение зашифрованных данных абсолютно бессмысленно для несанкционированных пользователей. Основные направления использования криптографических методов передача конфиденциальной информации по каналам связи например электронная почта установление подлинности передаваемых сообщений хранение информации документов баз данных на носителях в...