99500

Хронические расстройства питания у детей раннего возраста

Лекция

Медицина и ветеринария

Понятие о нормотрофии и видах хронических расстройств питания у детей раннего возраста; факторы риска по развитию ЗВУР, ее варианты и клинические проявления, причины, клинические проявления, принципы лечения, диспансерного наблюдения и профилактики гипотрофии.

Русский

2016-09-20

115.5 KB

0 чел.

Учебно-методический план занятия

Дисциплина: Педиатрия с детскими инфекциями.

Специальность: 0401 «Лечебное дело» (повышенный уровень СПО)

Преподаватель: Кузнецова Т.М.

Тема занятия:Хронические расстройства питания у детей раннего возраста.

Вид: информационная лекция.

Время, отведенное на занятие: 2 часа (180 мин.).

Место проведения: аудитория колледжа.

Цели занятия:

А) Учебная:Сформировать знания по теме «Хронические расстройства питания у детей раннего возраста».

Прослушав теоретический материал, изложенный преподавателем, студентыдолжны получить знанияна уровне представлений по вопросам:

понятие о нормотрофии и видах хронических расстройств питания у детей раннего возраста;

факторы риска по развитию ЗВУР, ее варианты и клинические проявления,

причины, клинические проявления, принципы лечения, диспансерного наблюдения и профилактики гипотрофии.

Студенты должны уметь:

составить конспект лекции по ходу изложения материала преподавателем;

применить полученные знания при подготовке к практическому занятию, а затем и в своей профессиональной деятельности.

Б) Воспитательная и деонтологическая:

формировать у студентов чувство профессионального долга и ответственности за здоровье детей;

учить правилам этики и деонтологии при работе с семьей, родителями, больными детьми.

Рекомендуемая литература:

Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник для ВУЗов. СПб, 1990.

Педиатрия: пособие для врачей и студентов под ред. К.М. Серегиной. СПб, 1999.

Оснащение занятия:

мел, доска;

таблицы по теме «Хронические расстройства питания у детей раннего возраста»;

мультимедийная презентация.

Хронокарта занятия

Организационный момент:                                    2 – 3 мин.

Мотивация и постановка целей:                            5 – 7 мин.

Знакомство с планом:                                             2 – 3 мин.

Изложение нового материала:                               70 – 75 мин.

Обобщение, закрепление, заключение:                7 – 8 мин.

Задание на дом:                                                       2 – 3 мин.

      А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. Детские болезни: Учебник. – М.: - Медицина, 1997, стр. 154 – 158.

*По ходу изложения материала проводится актуализация базовых знаний по теме по вопросам, приведенным по ходу текста лекции

План изложения материала

Понятие о нормоторофии.

Понятие о дистрофии, ее разновидности у детей раннего возраста.

ЗВУР: определение понятия, причины, клинические варианты.

Гипотрофия:

4.1. причины,

4.2. клиника:

- ведущие клинические синдромы,

- клинические проявления гипотрофииI степени,

- клинические проявления гипотрофииII степени,

- клинические проявления гипотрофииIIIстепени,

4.3. принципы лечения,

4.4. диспансерное наблюдение,

4.5. профилактика.

Условные обозначения

  • В.п.р. – врожденные пороки развития
    • В.п.с. – врожденный порок сердца
    • Г.б.н. – гемолитическая болезнь новорожденного
    • Г.в. – грудное вскармливание
    • Г.с.и. – гнойно-септическая инфекция
    • Г/т – гипотрофия
    • Д.ц.п. – детский церебральный паралич
    • Ж.к.т. – желудочно-кишечный тракт
    • ЗВУР – задержка внутриутробного развития
    • И.в. – искусственное вскармливание
    • М.т. – масса тела
    • Н/т – нормотрофия
    • Н.п.р.- нервно-психическое развитие
    • V - объем
    • П.ж.с. – подкожно-жировой слой
    • П.п.н.с. – перинатальное повреждение нервно системы
    • С.с.с. – сердечно-сосудистая система
    • Х.р.п. – хроническое расстройство питания
    • Ц.н.с. – центральная нервная система

Конспект лекции

Основными биологическими особенностями ребенка являются быстрый рост и прогрессивное развитие. Причем, чем младше ребенок, тем быстрее протекают его рост и развитие, тес чувствительнее эти процессы к воздействиям окружающей среды: вскармливанию, уходу, возникновению каких-либо заболеваний и т.д. Если ребенок развивается нормально, то говорят о ребенке-нормотрофике.

Нормотрофия(нормальное питание) – это  состояние, характеризующееся гармоничным физическим развитием, чистотой кожи, хорошей ее эластичностью, сохраненным тургором мягких тканей, правильно развитым скелетом, нормальным функционированием всех внутренних органов и систем при соответствующем возрасту н.п.р.

Если эти процессы нарушаются, говорят одистрофии (греч. «dys» - расстройство, «trophya» - питание).

У детей раннего возраста все варианты дистрофий можно условно разделить на 2 группы:

I.   развивающиеся внутриутробно – ЗВУР;

II   развиваюшиеся после рождения; они в свою очередь могут быть 3-х типов:

  1. гипотрофия - х.р.п. с дефицитом м.т.
  2. гипостатура – х.р.п. с равномерным отставанием в м.т. и росте при несколько сниженном состоянии упитанности и тургора мягких тканей. Эта форма типична для детей с в.п.с., эндокринной патологией, п.п.н.с. и др.
  3. паратрофия – х.р.п. с повышением м.т. (более 10%) или м.т. и роста в сравнении с возрастными нормами.

ЗВУР

ЗВУР диагностируют у детей, имеющих недостаточную м.т. при рождении по отношению к их гестационному возрасту*.

*гестационный возраст считается от 1-ого дня последней менструации до срока рождения.

Этиология.

Выделяют 3 группы факторов риска по развитию ЗВУР:

  1. материнские:
    • возраст матери старше 36  и младше 16 лет;
    • недостаточное питание во время беременности;
    • тяжелый токсикоз 1-ой половины беременности;
    • тяжелые хронические заболевания с.с.с.. легких, почек, сахарный диабет;
    • вредные привычки: курение, употребление наркотиков, алкоголя;
    • недостаточная репродуктивная функция (длительный бесплодный период, выкидыши, мертворождения), предшествующие аборты, рождение предыдущих детей с низкой массой тела;
    • профессиональные вредности (работа в горячем цехе, вибрация, ультразвук, радиация, химические факторы и др.).
    1. плацентарные: недостаточная масса и поверхность плаценты, аномалии сосудов, раннее старение, ранняя отслойка и др.
    2. плодные:
      • многоплодная беременность;
      • наследственные заболевания;
      • в.п.р.;
      • внутриутробное инфицирование;
      • г.б.н.

У 40% новорожденных выявить причины не удается, при этом у трети из них в родословной (чаще по материнской линии) есть и другие члены семьи с низкой м.т. при рождении. У 10% детей с ЗВУР выявляются в.п.р.

Клиническиразличают3 варианта ЗВУР:

гипотрофический вариант ( пренатальная гипотрофия)при этом фактор, замедляющий темпы внутриутробного развития, действует преимущественно в последние 2 – 3 месяца беременности; у ребенка, родившегося в срок, имеется малая м.т. при рождении, а массо-ростовой показатель менее 60.

Если неблагоприятные факторы действуют до 28 недель беременности, развиваются:

2.гипопласитический вариант –имеет место дефицит м.т. и роста («мальчик с пальчик», «девочка – дюймовочка»). Часто этот вариант развивается при многоплодии.

3.диспластический вариант - 2-ой вариант + нарушается развитие плода, могут быть нарушения пропорций тела, множественные стигмы дисэмбриогенеза. Факторы риска действуют более длительно, они более грубые.

Прогноз.

Прогноз зависит от варианта и степени тяжести.

При гипотрофическом и гипопластическом вариантахI степени тяжести дети, как правило, догоняют своих сверстников по физическому развитию к 6 мес., реже – во 2-ом полугодии, н.п.р. – по возрасту.

ПриII степени этих же вариантов большинство детей догоняют своих сверстников по физическому развитию к 1 году; в первые 2 года у них отмечается отставание в н.п.р., повышенная инфекционная заболеваемость, часто развиваются рахит, анемия. В дальнейшем может формироваться легкая мозговая дисфункция (невротические реакции, инфантилизм психики, снижение аппетита).

У детей сIII степенью первых 2-х вариантов и с диспластическим вариантом прогноз надо давать с осторожностью. Отставание в физическом развитии и н.п.р. может отмечаться до 3-х – 4-х летнего возраста и более. У 10 – 15% этих детей в дальнейшем развиваются признаки органического поражения ц.н.с. (д.ц.п., эпилепсия, гидроцефалия, отставание в н.п.р.). Отмечается очень высокая инфекционная заболеваемость.

Гипотрофия

Причины

  1. Алиментарные факторы:
    • количественный  недокорм:
      • гипогалактия  у матери,
      • затруднения вскармливания со стороны матери (например, втянутый  сосок, тугая грудная железа и т.д.),
      • затруднения вскармливания со стороны ребенка (например, короткая  уздечка языка, маленькая нижняя челюсть, незаращение верхней губы и твердого неба и т.д.).
  • качественный недокорм: использование несоответствующей возрасту смеси, позднее введение прикорма, бедность суточного рациона Б, Ж, минеральными веществами и т.д.
    1. Заболевания ребенка:
    • инфекционного характера (г.с.и. новорожденных, перенесенные о.к.и., пиелонефрит и инфекция мочевыводящих путей, заболевания органов дыхания),
    • неинфекционного характера (разит, аномалии конституции, п.п.н.с., в.п.р., особенно сердца, ж.к.т., первичный синдром мальабсорбции – нарушение кишечного всасывания, муковисцидоз и др.).

III.Токсические факторы:использование молочных смесей с истекшим сроком годности при и.в., гипервитаминозD, лекарственные и другие отравления.

  1. Дефекты ухода:дефицит внимания, ласки, психогенной стимуляции, прогулок, массажа и гимнастики и т.д. Развивается  психогенная депривация, что ведет к нервной анорексии

Клиника

В клинической картине можно выделить4 ведущих клинических синдрома:

1.    синдром трофических расстройств:

  • дефицит м.т.,
  • изменение весовой кривой,
  • истончение п.ж.с.,
  • снижение эластичности кожи и тургора мягких тканей,
  • признаки полигиповитаминоза,
  • отставание в росте;

синдром пищеварительных нарушений:

  • снижение аппетита,
  • срыгивания рвота,
  • изменение характера стула,
  • явления дисбактериоза кишечника,
  • снижение толерантности к пище;

синдром дисфункции ц.н.с.:

  • нарушение эмоционального тонуса и поведения,
  • снижение двигательной активности,
  • доминирование отрицательных эмоций,
  • нарушение сна,
  • нарушение терморегуляции,
  • мышечная дистония,
  • отставание темпов н.п.р.

синдром снижения иммунитета:

  • анемия,
  • повышенная инфекционная заболеваемость.

В зависимости от выраженности клинических симптомов различают3 степени тяжести гипотрофии.

ГипотрофияI степени

Выявляется, как правило, лишь при внимательном осмотре. Дефицит м.т. составляет 10 – 20%. Кривая м.т. уплощена.  Рост от нормы не отстает. Общее самочувствие остается удовлетворительным. Н.п.р соответствует возрасту, однако дети становятся раздражительными, беспокойными, легко утомляются, нарушается сон. Аппетит сохранен или несколько снижен. Кожа и видимые слизистые бледные, несколько снижаются эластичность кожи и тургор мягких тканей. Толщина п.ж.с. уменьшена на туловище, складка на уровне пупка 1,0 см и меньше. Со стороны внутренних органов и физиологических отправлений изменений нет.

ГипотрофияII степени

Дефицит м.т. составляет уже 20 – 30%, кривая нарастания м.т. плоская, может отмечаться незначительное отставание в росте (на 2,0 – 4,0 см). Кожные покровы бледные, сухие, эластичность кожи и тургор тканей снижены, п.ж.с. сохранен на лице, отчетливо уменьшен на конечностях, отсутствует на туловище. Мышечная гипотония. Нарушен эмоциональный тонус: периоды беспокойства и вялости чередуются, превалируют отрицательные эмоции, нарушается сон, отмечается задержка н.п.р.

Аппетит снижен. При насильственном кормлении может возникнуть рвота, Стул неустойчивый, запоры сменяются диспепсией.

Тоны сердца приглушены, склонность к тахикардии. Нарушается терморегуляция, ребенок быстро охлаждается и перегревается в зависимости от Т окружающей среды. В анализе крови – анемия. Иммунитет снижен, легко присоединяются инфекционные заболевания, которые протекают длительно, вяло, трудно поддаются лечению.

ГипотрофияIII степени

Дефицит м.т. более 30%, весовая кривая снижена, отставание в росте на 5,0 см и более.

Общее состояние ребенка нарушено: отмечаются вялость, безучастность к окружающему, раздражительность, повышенная плаксивость, резкая задержка н.п.р., утрата уже приобретенных навыков и умений.

Полная анорексия. П.ж.с. полностью отсутствует (даже на лице), по внешнему виду ребенок напоминает скелет, обтянутый кожей бледно-серого цвета, свисающей складками. Лицо «старческое», треугольной формы.

Слизистая полости рта сухая, легко присоединяется стоматит, образуются заеды. Большой родничок запавший, афония (симптомы эксикоза). Т тела, как правило, снижена. Конечности на ощупь холодные.

Со стороны внутренних органов: поверхностное аритмичное дыхание, глухие тоны сердца, брадикардия, увеличение печени. Срыгивания, рвота, неустойчивый стул. Анемия. Иммунитет резко снижен, легко присоединяются инфекционные заболевания, от которых дети могут погибнуть.

Если рассматривать клиническую картину в соответствии с выше названными синдромами, то они будут выражены следующим образом:

Синдром трофических расстройств

симптомы

I степень

II степень

III степень

дефицит м.т. (%)

10 – 20

20 – 30

более 30

изменение весовой кривой

уплощена

плоская

снижена

истончение п.ж.с.

на туловище

на туловище и конечностях

везде

снижение эластичности кожи и тургора мягких тканей

умеренное

выраженное

резкое

признаки полигиповитаминоза

отсутствуют

выражены умеренно

выражены отчетливо

рост

в норме

отставание на 2,0 – 4,0 см

отставание на 5,0 см и более

Синдром пищеварительных нарушений

симптомы

I степень

II степень

III степень

аппетит

в норме или несколько снижен

значительно снижен

резко снижен, анорексия

срыгивания, рвота

не характерны

редко, при насильственном кормлении

часто

характер стула

в норме, м.б. «голодный»

неустойчивый

неустойчивый, чаще разжиженный

дисбактериоз

нет или компенсированный

субкомпенсированный

декомпенсированный

толерантность к пище

в норме

изменена умеренно

резко нарушена

Синдром дисфункции ц.н.с

симптомы

I степень

II степень

III степень

эмоциональный тонус и поведение

раздражительность, беспокойство

чередование периодов беспокойства и вялости

превалируют угнетение, отрицательные эмоции

сон

в норме

уменьшена глубина и продолжительность

повышенная сонливость

терморегуляция

не нарушена

нарушена, легко перегревается и переохлаждается, Т тела зависит от Т окружающей среды

резко нарушена, Т тела, как правило, снижена

мышечный тонус

в норме

гипотония

дистония

н.п.р.

соответствует возрасту

задержка н.п.р.

резкая задержка н.п.р., утрата приобретенных навыков

Синдром снижения иммунитета

симптомы

I степень

IIстепень

III степень

анемия

нет

имеет место

выраженная

инфекционная заболеваемость

обычная

повышенная

резко повышенная

Принципы лечения

ГипотрофияI степени лечится на дому,IIIII степени – в условиях стационара.

Лечение должно быть комплексным и включает:

  • выявление причин, приведших к развитию гипотрофии и попытка их коррекции или устранения;
  • организацию рационального режима, ухода, воспитания;
  • диетотерапию (!);
  • медикаментозное лечение.

Принципы организации  ухода, режим.

Помещение, где находится больной ребенок, должно быть светлым, достаточно просторным. В стационаре – лучший вариант полубоксы или боксы. Проводится регулярное (не менее 2-х раз в день) проветривание, но при этом Т воздуха должна быть 24 – 25 гр.С.

Уход за ребенком индивидуальный, лучше всего – материнский. Создавать у ребенка положительный эмоциональный тонус. Чаще брать его на руки – профилактика гипостатических пневмоний.

Гигиенический уход за кожей, слизистыми. Тепловой комфорт в одежде. При гипотрофииI  иII  степени прогулки на свежем воздухе при Т не ниже – 50 С, а в зимнее время – на открытых верандах, к ногам во время прогулки кладут грелку. Проведение массажа, гимнастики.

Диетотерапия.

Основа рационального лечения гипотрофии –3-хэтапная диета.

1-ый этап – период выяснения толерантности к пище = период разгрузки и минимального питания.

Его длительность:      приI степени:      1 – 2 дня,

                                    приII степени:     3 – 7 дней,

                                    приIII степени:    10 – 14 дней.

Используются грудное молоко (!) или адаптированные молочные смеси.

СуточныйV питания = 200 мл /кг фактической м.т. (но не более 1,0 л), при этом в виде основного питания на 1-ом этапе дают:  приI степени гипотрофии примерно 2/3, приII степени – примерно 1/2, приIII степени – примерно 1/3 от рассчитанногоV.

НедостающийV питания восполняют жидкостью, которую вводят приI степени – энтерально в виде глюкозо-солевых растворов (регидрон, цитроглюкосолан), слабо заваренного слегка подслащенного чая, овощных отваров и др.; приII иIII степенях – помимо энтерального введения жидкости применяют и парэнтеральное введение растворов.

Число кормлений: приI степени – 7 раз в день, приII степени – 8 раз в день, приIII степени – до 10 раз в день.

Ежедневно на каждое кормление добавляют по 10,0 – 20,0 мл и доводяV питания до должного.

2-ой этап – переходный или промежуточный.

  • К питанию добавляют лечебные смеси (до 1/3 суточногоV  питания), т.е. даются перед основной смесью, чайными ложками. смеси, обогащенные по составу отдельными пищевыми ингредиентами.
  • Соответственно возрасту начинают вводить пищевые добавки и прикормы, начиная с минимальногоV, постепенно его увеличивая и вытесняя коррегирующую смесь.
  • Выводят на возрастной режим кормлений.

3-ий этап – этап оптимального питания.

Объем питания полный. Расчет суточного объема питания на долженствующую массу тела объемным способом. Питание соответствует возрасту.

Для оценки эффективности питания необходимо вести лист или дневник питания, в котором отмечаются: часы приема,V съеденной пищи,V выпитой жидкости, срыгивания, рвота, диурез, стул; ежедневный контроль за м.т. путем взвешивания ребенка; анализ кала на копрологию – 2  раза в неделю.

В общей сложности длительность диетотерапии составляет 1,5 – 2 месяца.

Критериями ее эффективности являются:

  • улучшение эмоционального тонуса,
  • нормализация аппетита, стула,
  • ежедневное увеличение м.т. на 25,0 – 30,0 г,
  • улучшение состояния кожи, тургора мягких тканей,
  • восстановление навыков н.п.р. и приобретение новых,
  • улучшение переваривания пищи (по копрограмме).

Медикаментозное лечение.

  • Ферментативные препараты: абомин, пепсидил (разведенный желудочный сок), пакреатин, фестал, креон, хилак-форте, мезим-форте и др.
  • Витаминотерапия (витамины С, группы В, РР, Е),
  • Лечение рахита, анемии, дисбактериоза и других сопутствующих заболеваний и состояний.

Диспансерное наблюдение.

Дети с гипотрофиейI  степени сразу после установления диагноза, а приII иIII степенях – после выписки из стационара, берутся на Д-учет в Д-II. Срок наблюдения индивидуальный ( до полной нормализации м.т.).

Контроль  анализа крови 1 раз в 3 месяца (риск развития анемии).

Профилактические прививки противопоказаны приII иIII степенях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37638. Табличный процессор MS EXCEL. Абсолютная и относительная ссылка. Создание диаграмм 67.17 KB
  Отчет По лабораторной работе № 10 Тема: Табличный процессор MS EXCEL. Цель работы научиться создавать таблицу средствами MSEXCEL создавать расчетные формулы с использованием относительных и абсолютных ссылок использовать мастер функций для построения формул в MSEXCEL форматировать таблицу создавать графики и диаграммы средствами MSEXCEL форматировать и редактировать графики и диаграммы по необходимым параметрам. Особенность копирования формул в Excel – программа копирует формулы таким...
37639. Тeоретично-eксперементальні дослідження роботи моделі люлькового конвеєра 43.63 KB
  Мета лабораторної роботи: ознайомитись з будовою і принципом дії моделі люльковою конвеєра механізованого стелажу; визначити основні геометричні параметри по моделі згідно з рис. дані занести в таблицю; визначити теоретичним і експериментальним шляхом продуктивність моделі; співставити теоретичну і експериментальну продуктивність моделі. 1 3 4 2 5 6 8 7 Двигун Втулковопальцева муфта Черв’ячний редуктор Карданний вал Проміжна зірочка приводу моделі Проміжна ланцюгова передача Привідний вал моделі Люлька...
37640. Основы работы в MS-DOS 27.41 KB
  В современных ОС Windows для работы с командами DOS используется командная строка, которую можно вызвать: Пуск/выполнить, в окне диалога ввести cmd и нажать ОК. Другой способ вызова командной строки – Пуск/Программы/Стандартные/Командная строка.
37641. Частотні фільтри 1.59 MB
  1 зображено схему фільтра НЧ побудованого на базі трьох реактивних елементів – двох індуктивностей і ємкості: Отже враховуючи що на частоті w=0 опір на індуктивностях буде дорівнювати нулю а опір на ємкості прямуватиме у нескінченність коеффіціент передачі буде дорівнювати 1. На певній частоті Kw різко почне зменшуватись і стане менше рівня 0.2 зображено схему фільтра ВЧ також побудованого на базі трьох реактивних елементів – двох індуктивностей і ємкості: Оскільки на частоті w=0 ємкість С2 фактично є розривом†кола то Кw на цій...
37642. Знайомство з об’єктно орієнтованим середовищем 26.48 KB
  Створив новий проект,для зручності додав допоміжну форму. Для виклику допоміжної форми достатньо клацнути по формі (подія FormClick)
37643. Дослідження типів, що визначаються, в мові Паскаль (інтервальний, перечислювальний, множинний) 19.02 KB
  Написати програму на мові Паскаль яка складається з наступних дій: Опису перечислювального типу згідно з варіантом завдання. Опису трьох інтервальних типів на основі перечислювального типу. Опису та ініціювання двох змінних різних інтервальних типів. Написати програму на мові Паскаль яка складається з наступних дій: Опису перечислювального типу згідно з варіантом завдання.
37644. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.54 MB
  Для выполнения своих функций муниципальный сектор располагает разнообразными природными, производственными, финансовыми, информационными и другими ресурсами, которые потребляются непосредственно населением муниципальных образований или через предприятия и учреждения
37645. Стабилизатор напряжения СТН 695.5 KB
  Лабораторная работа №01 Стабилизатор напряжения СТН Цель работы: определить неисправность в стабилизаторе напряжения СТН.1 Стабилизатор напряжения СТН 1.1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ СТН: 1.
37646. Прохождение импульсов через реостатно – емкостные цепи 270.5 KB
  Цель работы: ознакомление с электрическими процессами в простейших реостатно – емкостных цепях при воздействии на них импульсных сигналов прямоугольной формы.