99503

Формирование предпосылок коммуникативных способов действий у детей старшего дошкольного возраста

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обобщить и конкретизировать теоретические знания и представления студентов об «универсальных учебных действиях» и коммуникативных способах действий детей старшего дошкольного возраста. Развивать умение анализировать характеристики этапов развития и формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста...

Русский

2016-09-21

157.5 KB

0 чел.

Конспект учебного занятия магистранта

на тему «Формирование предпосылок коммуникативных способов действий у детей старшего дошкольного возраста».

Цель занятия: – познакомить студентов с теоретическими аспектами формирования предпосылок коммуникативных способов действий старших дошкольников.Задачи:

1. Обобщить и конкретизировать теоретические знания и представления студентов об «универсальных учебных действиях» и коммуникативных способах действий детей старшего дошкольного возраста.

2. Развивать умение анализировать характеристики этапов развития и формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста .

3.Воспитывать педагогичекию позицию студентов для формирования коммуникативной компетентности.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

использование ноутбука и проектора для представления презентации, раздаточный материал: ФГОС ДО,ФГОС НОО., раздаточный материал к семинару.

Структура занятия:

1).Организационная часть (5 мин)

2). Изложение нового материала (50 мин)

4). Первичное закрепление нового материала (15 мин)

5). Разъяснение задания к семинару (7 мин)

6.) Окончание занятия (3 мин)

План:

1. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на ступени перехода дошкольного и начального образования.

2. Этапы развития и формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста.

3. Базовые предпосылки коммуникативных способов действий старших дошкольников к моменту поступления в школу.

4. Условия и средства формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста.

Ход занятия:

Организационная часть (приветствие (Чтобы настроить студентов на продуктивное общение, задать вопрос, снимавший напряжение и располагающий к обсуждению: согласны ли Вы с мнением, что у человека, который умеет общаться много друзей?), оценка готовности студентов к занятию, сообщение цели и плана занятия, установление связи содержания текущей лекции с предыдущей (показать актуальность изучения данной темы в рамках дисциплины);

Изложение нового материала

1. Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на ступени перехода дошкольного и начального образования.

В настоящее время суть социального запроса к системе образования заключается в воспитании человека, способного вступать в диалог, понимать и присваивать разные позиции и ценности, обнаруживая собственную уникальность и идентичность, не противопоставляя себя другим. В законе образования Российской Федерации дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.[Закон 273-ФЗ от29.12.2012 "Об образовании в РФ" 2015][Глава VII][Статья 64]]

В психологии и педагогике развитию речи и общения дошкольном возрасте, а также коммуникативной стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что хотя уровень развития реальной коммуникативной коммпетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. И это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов образования считать эту сторону развития одной из приоритетных.

Современная система начального общего образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. [ФГОСТ НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.] С начальной школы у детей необходимо сформировать «умение учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», поддерживающих это умение. На законодательном уровне универсальные учебные действия были определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В него входят такие требования, как: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». [ФГОСТ НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября2009 г. № 373.]

В составе основных видов универсальных учебных действий в начальной школе выделяются коммуникативные учебные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [Как проектировать ууд в начальной школе - А.Г.Асмолова стр.30]

Развитию и формированию комуникативных способ действий в дошкольном образовании уделяется большое внимание. Давайте рассмотрим ФГОС ДО и выделим всё,что касается коммуникативного развития ребенка. (изучение ФГОС ДО)

Таким образом изучив нормативный документ ФГОС ДО мы видим , что предпосылки коммуникативных действий закладываются в раннем возрасте. Ранняя социализация, понимаемая нами как процесс усвоения ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей,знаний,навыков, позволяющих ему успешно функционировать вобществе, есть не, что иное как предпосылки формирования коммуникативных способ действия.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г Рузской, согласно которой термины «коммуникативная деятельность» и «общение» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстаёт как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. В структуре общения как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:

Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценки. Многие трудности в общении возникают не только от незнания адекватных способов общения, но и от низкой потребности в нем.

Коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение. Это означает, что мотивом деятельности общения является партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения является взрослый.

Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:

1) потребностью во впечатлениях; (С появлением на свет, ребенок постоянно побуждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и информативнее объект, тем он для него привлекательнее. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно возрастает. Удовлетворить эту потребность дети могут лишь через посредство взрослых, так как возможности сделать это самостоятельно ограничены. Таким образом, потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в контакт со взрослыми — появляются познавательные мотивы общения.)

2) потребностью в активной деятельности; (Потребность в активной деятельности так же характерна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляемая ребенком, достигает высокого уровня развития, видоизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мотивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат необходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Деловым мотивом общения является сам взрослый, в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.)

3) потребностью в признании и поддержке. (Потребность детей в признании и поддержке проявляется уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе и любви, ласке. Характерной особенностью описываемого рода общения является его сосредоточенность на личности — самого ребенка, который ищет поддержки; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, познание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя. В данном случае можно говорить о личностных мотивах общения, удовлетворяемых в самом процессе общения).

Познавательные, деловые и личностные мотивы появляются в период становления коммуникативной деятельности практически одновременно. Но в каждом периоде детства один из мотивов общения становится ведущим (М.И.Лисина, Л.Н.Галигузова 1979).

Так, в первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте — деловой, в первой половине дошкольного детства — познавательный, а во второй его половине снова личностный. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятельности детей.Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса (коммуникативной деятельности), адресованных другому человеку.

Действие общения – характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Две основные категории действий общения — это инициативные акты и ответные действия. Поскольку общение есть взаимный процесс, человек должен быть уверен, что партнер воспринимает его и относится определенным образом к его действиям. Стремление вызвать интерес другого, привлечь его внимание — наиболее характерный момент общения.

Средства общения – это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения. Среди них можно выделить три основные категории:

-экспрессивно-мимические средства общения (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

-предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой категории средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);

-речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Продукты общения – образование материального и духовного характера, создаваемые в итоге общения. [Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Феникс.Ростов на Дону 2005г. Успех. Методические рекомендации пособие для педагогов/ Н. Березина Просвещение2011 с.151 ]

По мнению Г.С Васильева (1973), коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление.Общение не существует без коммуникативной деятельности партнеров, но оно не сводится к их изолированно взятым коммуникативным деятельностям.

Можно сказать коммуникативная деятельность - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. (Обуховский К., 1972, Леонтьев А.А., 1979, Абульханова-Славская К.А., 1981).

Каждый участник коммуникативной деятельности активен, т.е. выступает как субъект (Драгунова Т.В., 1967, Коломинский Я.Л., 1976) и является личностью (Бодалев А.А., 1965).

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Именно основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

В трудах Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Сфера общения детей сложна, многограна и включает в себя целый ряд различных сторон и аспектов, поэтому в психолого- педагогичсекой литературе нет единого подхода по определению критериев развития коммуникативной деятельности.

Так, Г.М. Андреева, в качестве таких критериев прелагает степень развития умений и навыков , соответствущих трем сторонам общения:

-коммуникационной( умение четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания);

- перцептивной (умение слушать и слышать, правильно интегрировать информацию);

-интерактивной (сомоорганизация общения, умение проводить беседу).

А.В.Петровский , в качестве критерия оценки выделяет понятие «отношения» ( функционально- ролевые, эмоционально- оценночные и личностно-смысловые), возникающие в детской группе.

М.И.Лисина для определения соответствия развития сферы общения возрасту ребенка предлагает такой критерий, как доминирующая «форма общения» ( деловая, познавательная и личностная).

Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.]

Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.

Первичное закрепление нового материала.

Прослушав разные вгляды ученных , какой из них на Ваш взгляд расскрывает понятие коммуникативных способов действий .

А как же происходит поэтапное формирование коммуникативных способов действий у детей.

2. Этапы развития и формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных способов действий. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения — со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка. Рассмотрим в динамике эти процессы.

Известный отечественный психолог М.И.Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На, протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего коммуникативного развития ребенка.

Первой, возникающей в онтогенезе (2-3 мес.), является ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш еще не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный/опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Наблюдения за детьми этого возраста показали, что уже на 2-м месяце жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и по своей инициативе. Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привести к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адаптационных механизмов.

Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет), где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства — предметно-манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Взаимоотношения ребенка со взрослым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.

Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, когда ребенок еще не овладел речью, ему требуется помощь в предметных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству преобразуется. Малыш не ограничивается ожиданием помощи, он предпочитает действовать и подражает взрослому.

Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения (третьей) — внеситуативно-познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности ребенка еще ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый. Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения (четвертая) — внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании; Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.

Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации, и протекает на фоне разнообразной деятельности — игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.

Во взаимодействии со взрослым ребенок стремится достичь взаимопонимания и сопереживания. Это стремление свидетельствует о внутренней готовности ребенка разобраться, как думает и чувствует другой человек, и — шагнуть ему навстречу. Чаще всего дошкольник принимает мнение авторитетного взрослого только после самостоятельного осмысления. Но может и согласиться, поступившись собственными взглядами и соображениями, так как реально оценивает свои возможности и понимает, что еще не вполне разбирается в сложных проблемах.

Именно это заставляет 5-7-летних детей задавать уточняющие вопросы, интересоваться, что думают взрослые по тому или иному поводу. Ребенку необходимо сопоставить мнение взрослого со своим, уяснить сказанное.

Старшие дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. Они осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, свой долг и ответственность перед другими людьми. И здесь личностное общение со взрослыми играет огромную роль. Особенно важно то, как взрослый оценивает действия окружающих. Сравнивая свое отношение к поступкам других с оценками взрослого, ребенок постигает основы социального поведения, проверяет правильность своих взглядов. Поэтому очень важно как родителям, так и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения. Только в этом случае ребенок будет стремиться к гармоничным отношениям с другими людьми. Доверие и искренность — вот та основа, на которой должны строиться отношения взрослого и ребенка, впоследствии это поможет ребенку найти свое место в обществе.

К 6-7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Внеситуативно-личностное общение помогает ребенку подготовиться к учебе. Во-первых, у него формируется отношение к взрослому как к учителю и представление о себе как об ученике. Во-вторых, ребенок уже может действовать «в уме», не прибегая к практическим пробам. Благодаря этому навыку дошкольник в состоянии сосредоточиться, не отвлекаясь на внешние помехи, поскольку мысленно удерживает поставленную перед ним задачу [Рузская А.Г.].

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания;

Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:

1) определенный уровень развития психических процессов;

2) эмоционально-мотивационная готовность;

3) наличие произвольности поведения;

4) сформированность коммуникативных действий..

Сформированность навыков коммуникативных действий является очень важным показателем развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успёшной адаптации и к школьному обучению.

Ребенок, достигший определенного уровня развития коммуникативной деятельности, учавствуя в игре с детьми разных возрастов, умело варьирует содержания и формы речи при обращении с младшими и старшими детьми. Так, исполняя роль продавца в автомобиьном салоне, мальчик подготовительной к школе группы долго и подробно беседует со своим сверстником-покупателем о продаваемых автомобилях, об их стоимости, о скорости, мощности двигателя. Об удобствах салона. В обращении с ребенком-покупателем 3 лет он сам предлагает купить один из автомобилей, уточняет. Хочет ли тот его купить, вручает машинку и благодарит за покупку. Понимая ограниченные возможности младших детей, ребенок умело варьирует свое речевое поведение в общении с ними, сводит речевую активность малыша-собеседника к минимуму. Подробная ореинтация на собеседника представляет важнейший компанент коммуникации и является одним из показателей коммуникативного развития ребенка.

Таким образом, сформированность предпосылок коммуникативны способов действий у детей дошкольного возраста выступает условием последовательного становления у ребенка предпосылок универсальных учебных действий, а значит – эффективной учебной деятельности младшего школьника.

3. Базовые предпосылки коммуниктивных способов действия старших дошкольников к моменту поступления в школу.

Исходя из рассмотренных вопросов выше, ребенок начинает общаться с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных компетенций и имеет определенный уровень развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению;

умение слушать собеседника. [ А.Г. Асмолов стр.118]

К 6- 6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь ( необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. В общении дошкольников зарождается осознание собственной ценности и ценностей других людей, возникают проявления эмпатии и толерантности (М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова, 2005).

Важной характеристикой коммуникативной готовности 6-7-летних детей к школьному обучению появление к концу дошкольного возраста произвольных форм общения со взрослыми – это контекстное общение, где сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не посредственно, а опосредственно задачей, правилом и ли образцом, а также кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное , опосредствованное отношение к себе ( Е.Е. Кравцова,1999).

Перечисленные выше компетенции характеризуют лишь базисный уровень развития общения ребенка, без достижения которого теряет смысл какой-либо разговор о конкретных коммуникативных действиях.

Таким образом, начав формировать предпосылки коммуникативных универсальных способов действия уже на ступени дошкольного образования, закладываются основы для дальнейшего успешного школьного обучения,

Первичное закрепление нового материала.

Как Вы думаете, на основе материала который Вы услышали выше актуальна ли (нужно ли уделять внимание) проблема формирования коммуникативных способов действия в дошкольном возрасте ?

Какие формы организации дальнейшего рассмотрения темы Вы предпочитаете: самостоятельное изучение вопроса, лекции, работа в творческих группах, апробация на практике отдельных методов.

Как Вы думаете, какие факторы влияют на формирование и развитие коммуникативных способов действия у детей.

4. Условия и средства формирования коммуникативных способов действий у детей дошкольникого возраста.

На формирование и развитие предпосылок коммуникативных способов действия оказывают влияние как социальные, так психологические факторы.

Наблюдения за детьми в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Орентируясь на коммуникативное способности действий детей дошкольного возраста можно выделить некоторые психологические группы детей:

1. Одни чувствуют себя «хозяевами».

2. Другие оказались в подчинении у первых.

3. Третьи остались вообще вне игры, дети не принимают их (причем, к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают).

4. Четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами отходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве.

Анализ показывает следующие результаты:

- неспособность детей к социальной реализации.

- снижение речевой памяти.

- не способность детей к раскрепощению.

- недостаточность общей культуры поведения.

Все это свидетельствует о слабой развитости коммуникативных навыков и необходимости разработки методических и практических рекомендаций как родителям , так и педагогам.

Процесс формирования коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду будет эффективнее, если учтены следующие условия :

- педагог осознаёт значимость процесса формирования коммуникативных способностей и осуществляет работу комплексно, закрепляя полученные умения и навыки в различных видах деятельности;

- педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного периода - игровой, с постепенным усложнением вербальных и невербальных компонентов коммуникативной деятельности;

- работа будет направлена на формирование всех коммуникативных умений и навыков: знания о приемах и правилах вербального общения, способность понимать и использовать на практике невербальные средства общения.

Рассмотрим современные подходы, средства и приемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста «коммуникативных способностей», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Различает эти ситуации, определяет собственные цели и цели других людей в этих ситуациях, выбирает адекватные способы, преобразовывает ситуации в зависимости от целей участников. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям, что имеет прямое отношение к методу стимулирования поведения и деятельности.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию начальных коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста решается интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом всех видов детской деятельности: ( игра, труд, продуктивная деятельность и др.), так и самостоятелльной деятельностью детей дошкольного возраста

Давайте рассмотрим влияние музыкальной деятельности на развитие коммуникативных способов действий у детей дошкольного возраста.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.

Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Арттерапия, в том числе музыкотерапия, может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.

Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой - является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.

Таким образом , подведем итог вышесказанному. Формировать и развить коммуникативные способности эффективено в процессе разных видов деятельности и режимных моментов, а также необходимо учитывать социальные и психологические факторы влияния на развитие и формирование коммуникативных способностей .

Как Вы считаете, чтобы успешно формировать коммуникативные способности дошкольника, нужно ли педагогу владеть навыками(знать ) коммуникативной компетентности.

Разъяснение задания к семинару.

Семинарское занятие.

Коммуникативная коммпетентность педагога.

ЗАДАНИЕ1:

В процессе взаимодействия с ребенком коммуникативная компетентность взрослого проявляется в адекватности используемых вербальных и невербальных средств в разнообразных ситуациях общения; построении эффективного диалога с дошкольником организации поддерживающего взаимодействия, безопасной, здоровьесберегающей среды общения; обеспечении гармоничного развития познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной, нравственной сферы ребенка.

Характер коммуникативной компетентности педагога проявляется в индивидуальном стиле общения с детьми-дошкольниками, который отражает определённую воспитательскую позицию.

Сейчас я хочу предложить вам небольшую игру. Перед вами описания шести воспитательских позиций, а также сказочные герои, каждому из которых соответствует одно из описаний. Ваша задача распределить героев сказок к соответствующим педагогическим позициям. Таблица1.

Как Вы думаете, какая из данных педагогических позиций наиболее полно способствует развитию эмоциональной, стремящейся к общению, самостоятельной личности ребёнка и почему?

Таблица1.

Герой сказки.

Коммуникативная педагогическая позиция

Карабас-Барабас.

Такой педагог чётко знает, что правильно, а что нет. Он умён, но может действовать только так, и никак иначе, потому что считает такие действия единственно правильными.Как следствие, отсутствие у детей любознательности и эмоциональности.

Мальвина.

Наилучший вариант воспитательской позиции для ясельной группы. Заботлива, внимательна, тревожна, повсюду видит опасность, ни на минуту не оставляет детей без внимания и контроля. Всё расскажет, всё покажет, разжуёт и в рот положит. В итоге у детей пропадает необходимость действовать самостоятельно.

Спящая Красавица.

Красавица, лишённая чувства любви и привязанности к детям. Её главное желание – повелевать маленькими Каями. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но по сути бесполезным времяпрепровождением.

Мери Поппинс.

Разносторонне развитая, эрудированная, тактичная. Знает потребности детей. В общении естественна и эмоциональна, гибко сменяет позиции в различных ситуациях.Главное – любит детей!

Снежная Королева.

Безразлична и к детям, и к окружающему миру, «присутствуя отсутствует». Её общение с детьми носит абсолютно формальный характер, дети не могут занять себя, у них отсутствует потребность в новых ощущениях.Следствие – дети становятся такими же безразличными к окружающему.

Наседка.

В соответствии со своей ролью этот педагог нуждается лишь в чётком и правильном исполнении детьми его установок. Основой всего воспитания является страх и подчинение воле взрослого, подавляющего естественную активность дошкольников. Дети быстро привыкают к сильным стимулам (окрик) и перестают реагировать на спокойный голос.

Данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

Задание 2. На основании профессиональный стандарт педагога, вам необходимо :

1. Проанализируйте требования к компетентности педагога (учителя, выпускника вуза) по вашей специальности.

2.Проанализируйте краткий перечень личностных качеств, важных для педагога, применительно к вашей будущей специальности.

1) Устойчивое хорошее самочувствие в ходе работы с людьми(детьми). 2) Стремление к общению с людьми(детьми). 3) Бескорыстное включение в общественную, организаторскую и другую подобную работу. 4) Способность быстро понимать намерения, помыслы и настроения других людей. 5) Способность быстро разбираться во взаимоотношениях людей. 6) Способность мысленно ставить себя на место другого человека. 7) Способность хорошо помнить, держать в уме знания о личных качествах многих и разных людей. 8) Способность находить общий язык с разными людьми. 9) Способность легко, без внутренней скованности, вступать в общение с новыми людьми. 10) Стремление проводить время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом или помочь им в чем-либо. 11) Умение улаживать разногласия между сверстниками или старшими. 12) Умение убедить сверстников или младших в целесообразности того или иною плана действия. Работа выполняется на отдельных листах, с указанием источников.

Задание 3. Предлагается студентам найти, наглядно-тематическим и дидактическим материалом для создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, способствующей формированию социально-коммуникативных умений и навыков дошкольников.

Работа в группах по 4 человека, на отдельных листах, с указанием источников.

Литература:

Абдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника:Учебное пособие.-Москва «Прометей» ,2013.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет.-Москва «Просвещение» 1992.

Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учим детей общению.Характер. Коммуникабельность.-Ярославль «Академия развития»,1997 с.240 .

Лисина М.И.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми./ Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.

Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ФГОС ДО

Развитию и формированию комуникативных способ действий в дошкольном образовании уделяется большое внимание, это можно отметить рассматривая и узучая ФГОС ДО :

1. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей, одной из которых является социально-коммуникативное развитие;

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.[ ФГОС ДО пункт 2.6]

2 . Требование к условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей:

-установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников;[ФГОС ДО пункт 3.2.5.]

3.Требования к результатам.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

со стороны коммуникации(не речевого развития) - ребенок. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. [ФГОС ДО пункт 4.6.].

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕЗ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Игровая деятельность. Игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А так же важнейшая форма организации жизни и строиться на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игровая деятельность так же используется в физической культуре. В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра-фантазирование, полностью осуществляется в речевом плане в форме совместного сочинения сказки. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен «подхватить» фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Общение разворачивается полностью в речевом плане. Игра-драматизация, театр по мотивам сказки имеют особое значение в плане освоения языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции. Благодаря игре, у детей формируются такие качества (составляющие коммуникативной способности):- знания о приемах и правилах общения, контроль своего поведения и эмоционального состояния.

Театрализованная деятельность (игры) имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. В процессе театрализованных игр: развиваются психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношении, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп. Выразительность речи; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Изобразительная деятельность. Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает ситуации отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты. Создавая коллективную работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат (комментированное рисование).

Музыкальная деятельность. В дошкольном детстве важное место отводится музыкальному воспитанию. Музыкотерапия активизирует ребенка, помогает преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшает эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. ( пример)

Трудовая деятельность: Труд детей в детском саду позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Так же формируются коммуникативные умения детей. Выполняя элементарные трудовые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои достигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества.

Чтение художественной литературы. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном, некий опыт жизненных ситуаций. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны, то необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями.

Коммуникативная деятельность (развитию речи). К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Цель развития речи в детском саду – помочь ребенку освоить родной язык. В процессе деятельности по развитию речи, у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фонетика, связная речь (монолог). В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.

Тренинг (психологический) - один из ведущих методов практической психологии. Существует множество игровых тренингов общения, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. Закреплять полученные в ходе работы по формированию коммуникативных способностей результаты, необходимо проводя с детьми беседы (в виде диалога). Беседе предшествует предварительная работа, для нее характерны развернутые сообщения. В разговоре и беседе формируется умение высказываться, задавать вопросы, отвечать на них, развиваются качества личности: общительность, вежливость, тактичность, выдержанность. Беседа используется для того, чтобы систематизировать знания детей, ведет их к правильным и ясным выводам, активизируется словарь, совершенствуется грамматическая форма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83851. Хирургическая анатомия щитовидной железы и околощитовидных желёз 49.08 KB
  Хирургическая анатомия щитовидной железы Щитовидная железа состоит из двух боковых долей и перешейка. В каждой доле железы различают верхний и нижний полюсы. Примерно в одной трети случаев наблюдается наличие отходящего кверху от перешейка в виде добавочной доли железы.
83852. Оперативные вмешательства на щитовидной железе. Техника выполнения, возможные осложнения 50.05 KB
  Оперативные вмешательства на щитовидной железе В настоящее время наиболее широко применяются следующие операции на щитовидной железе: удаление части органа резекция: полное удаление щитовидной железы тиреоидэктомия. Наиболее частой патологией щитовидной железы является диффузный токсический зоб. Субтотальная субфасциальная резекция шитовидной железы по О. расположенных в толще или под второй фасцией; рассечение париетального листка внутришейной фасции: выделение железы из ее капсулы; освобождение перешейка и пересечение его между...
83853. Хирургическая анатомия средостения. Доступы при флегмоне шеи и медиастините 51.42 KB
  Содержимое: дуга аорты: плечеголовной ствол; левая общая сонная артерия; левая подключичная артерия; ви лочковая железа; плечеголовные вены: верхняя полая вена: диафрагмальные нервы: блуждающие нервы: возвратные гортанные нервы: трахея: пищевод: грудной лимфатический проток: паратрахеальные. Среднее средостение Содержимое: перикард; сердце; восходящая часть аорты; легочный ствол; легочные артерии и легочные вены; правый и левый главные бронхи; верхний сегмент верхней полой вены: правый и левый диафрагмальные нервы: перикардиодиафрагмальные...
83854. Хирургическая анатомия молочной железы. Лечение гнойного мастита 50.44 KB
  Хирургическая анатомия молочной железы Скелетотопия: между III и VI ребрами сверху и снизу и между окологрудинной и передней подмышечной линиями с боков. Дольки железы располагаются радиально вокруг соска. Лимфатическая система женской молочной железы и расположение регионарных лимфатических узлов представляют большой практический интерес в связи с частым поражением органа злокачественным процессом.
83855. Хирургическое лечение рака молочной железы. Лимфодиссекция 50.03 KB
  Хирургическое лечение рака молочной железы В хирургии рака молочной железы в настоящее время применяются следующие оперативные вмешательства: А. Мэйеру удаление молочной железы с опухолью единым блоком с малой и большой грудными мышцами и клетчаткой подкрыльиовой. Экономные: Радикальная мастэктомия с сохранением большой грудной мышцы по Пейти удаление молочной железы с опухолью единым блоком с малой грудной мышцей и клетчаткой подмышечной подключичной и подлопаточной областей с лимфатическими узлами.
83856. Хирургическая анатомия сердца, магистральные сосуды и клапаны сердца. Коронарные артерии 119.51 KB
  Хирургическая анатомия сердца Голотопия. Пространственная ориентация сердца и его отделов выглядит следующим образом. По отношению к срединной линии тела при мерно 2 3 сердца располагается слева и 1 3 справа.
83857. Принципы операций при врождённых и приобретённых пороках сердца 50.28 KB
  К врожденным порокам сердца относятся: дефект межпредсердной перегородки: дефект межже.тудочковой перегородки который приводит к сбросу крови в правый желудочек через дефект в мышечной или мембранозной части перегородки: незаращенный артериальный проток ductus rteriosus Боталлов. Дефект межпредсердной перегородки ушивание дефекта у больных с наличием легочной гипертензии или пластика перегородки заплатой из аутоперикарда синтетической ткани при большом диаметре дефекта. Дефект межжелудочковой перегородки: радикальная операция ...
83858. Хирургическая анатомия лёгких. Корень лёгкого 45.58 KB
  Сегмент участок легкого вентилируемый бронхом третьего порядка. На медиальной поверхности каждого легкого располагаются его ворота. Здесь находятся составляющие корень легкого анатомические образования: бронх легочные артерии и вены бронхиальные сосуды и нервы лимфатические узлы. Скелетотопически корень легкого располагается на уровне VVII грудных позвонков.
83859. Хирургическая анатомия полости груди. Техника пункции и дренирование плевральной полости 50.76 KB
  Техника пункции и дренирование плевральной полости. В грудной полости располагаются три серозных мешка: два плевральных и один перикардиальный. Между плевральными мешками в грудной полости расположено средостение в котором помещается комплекс органов куда входят сердце с перикардом грудная часть трахеи главные бронхи пищевод сосуды и нервы окруженные большим количеством клетчатки.