99511

Разработка автоматизированного рабочего места дежурного электроника ИВЦ

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Облегчение труда сотрудников, снятие с них основной массы рутинной работы; повышение оперативности получения информации на различных уровнях управления; облегчение ведения контроля над технологическим процессом; сбор оперативной информации для лиц, принимающих решения.

Русский

2016-09-21

143 KB

0 чел.

PAGE  19

  1.  

ОАО РЖД

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Курсовая работа

по дисциплине: «Информационные системы ж.д.транспорта»

"Разработка автоматизированного рабочего места дежурного электроника ИВЦ"

Выполнил:

Студент 5 курса факультета УПП

Елисеев Д.Е.

0315–п/ИСЖ – 1109

Проверил:

профессор, д.т.н.

Самме Г.В

Москва

2008


Содержание

[0.1]
2. Общие сведения об объекте автоматизации

[0.2] 2.2 Описание проблемных ситуаций

[0.3] 2.3 Заинтересованные стороны

[0.4] 2.3 Выявление целей

[1]
 3 АРМ Дежурного электроника ИВЦ.

[1.1] 3.1 АИС как средство достижения целей

[1.2] 3.3 Функции системы

[1.3] 3.4 Проектирование системы

[1.3.1]  Реализация производственных прецедентов

[1.4] 4. Требования к системе

[1.4.1] 4.1. Функциональные требования

[1.4.2] 4.2 Требования к практичности

[1.4.3] 4.3 Требования к надежности

[1.4.4] Требования к производительности

[1.4.5] Требования к возможности обслуживания

[1.4.6] 4.6 Ограничения проектирования

[1.5] 4.7 Проектирование  структуры хранения данных.

[1.6] 5 Техническое обеспечение.

[1.7] 6 Организационное и программное обеспечение

[2] Список используемой литературы

1 Введение 

В настоящее время информационные технологии глубоко проникли в жизнь людей. Сложно отыскать организации, не использующие вычислительную технику для повышения эффективности деятельности своих сотрудников. Хранение и обработка информации, подготовка документов, ведение расчетов – практически все выполняется при помощи компьютеров. Написаны сотни терабайт программного обеспечения, позволяющего выполнить эти задачи.

Вместе  с тем, повсеместное внедрение вычислительной техники поставило перед людьми новые проблемы. Для автоматизации производственного процесса приходится применять множество разнообразного программного обеспечения, никак не связанного между собой. Обучение работе со всем необходимым программным обеспечением займет слишком много времени рядового сотрудника некоторой организации. Зачастую, оно слишком сложно, а большинство предоставляемых ими возможностей не используется. Кроме того, полностью автоматизировать производственный процесс без применения узконаправленных систем, специально разработанных для организаций определенного типа, вряд ли удастся.

Таким образом, возникает необходимость разработки специальной узконаправленной системы автоматизации производственного процесса. Такая система позволит значительно повысить производительность труда и облегчит работу персонала. 

Кроме того, системы, полностью отражающие производственный процесс, могут осуществлять контроль выполнения задач. Это значительно экономит время сотрудников, т.к. отпадает необходимость снова и снова перепроверять одни и те же расчеты, заполнять лишние бланки и т.д. Кроме того, если вести работу с системой в режиме реального времени, база данных будет содержать актуальную информацию о текущем положении дел, что значительно облегчит работу для лиц, принимающих решения. Это ускорит прохождение информации по инстанциям, т.к. персоналу больше не надо будет ходить из кабинета в кабинет со стопками страниц печатного текста, информация сразу после занесения в базу данных станет доступной на всех уровнях управления.

Таким образом, разработка подобных систем ведется в основном для достижения следующих целей:

  •   облегчение труда сотрудников, снятие с них основной массы рутинной работы;
  •   повышение оперативности получения информации на различных уровнях управления;
  •   облегчение ведения контроля над технологическим процессом;
  •   сбор оперативной информации для лиц, принимающих решения.

Задачей, решаемой в ходе выполнения курсового проекта, является разработка и внедрение автоматизированной информационной системы «АРМ Дежурного электроника ИВЦ».


2. Общие сведения об объекте автоматизации 

Каждая информационная система в зависимости от ее предназначения имеет дело с той или иной частью реального мира, т.е. с предметной областью. Исследование предметной области  является необходимым этапом разработки информационной системы. На этапе изучения предметной области определяются информационные потребности и запросы заинтересованных сторон, наборы входных и выходных данных.

Ремонт и техническое обслуживание вычислительной техники, так же как  внедрение и сопровождение информационных систем, являются важнейшими мероприятиями при обеспечении перевозочного и сопутствующим ему процессов на железнодорожном транспорте.

В ходе данного курсового проекта в качестве объекта автоматизации выступает рабочее место  дежурного электроника вычислительного центра.

Дежурный электроник ведет учет поступлений в ремонт и выдачи вычислительной техники и оборудования после ремонта, регистрируя эти факты в журнале поступления и выдачи оборудования, а также производит контроль мониторинга состояний узлов СПД.

 Каждый день в ремонт поступает от 10 единиц вычислительной техники и оборудования,  и соответственно необходимо ведение учета каждой единицы (заполняется журнал с указанием конфигурации оборудования, причины сдачи в ремонт и т.д.).

При мониторинге состояния узлов СПД применяется программное обеспечение не связанное между собой, соответственно возникает необходимость постоянного сопоставления информации полученной из разных источников.

Исходя из вышесказанного, возникла задача упростить процесс учета поступления оборудования и систематизации данных состояний узлов СПД.

Для учета поступлений оборудования в ремонт предусмотрен «Журнал приема и выдачи оборудования». Каждый раз при поступлении оборудования в ремонт дежурный электроник заполняет необходимые  графы журнала. Затем  заполняется приемная квитанция. Далее оборудование передается в отдел ремонта и техобслуживания.

2.2 Описание проблемных ситуаций

Учитывая, что заполнение журналов и квитанций производится вручную, очевидно, что затруднен поиск необходимой информации в большом количестве записей.

Об автоматическом формировании  каких-либо отчетов не могло быть и речи. Вся выборка информации необходимой для формирования необходимых отчетов велась вручную персоналом.

Основываясь на вышеизложенном, проблемные ситуации могут быть сформулированы следующим образом:

  •  низкая оперативность процесса - долгий путь между вводом первичной информации и получением необходимых отчетов, связанных с  ремонтом оборудования (временные характеристики);
  •  низкая степень достоверности информации вследствие допущения ошибок персоналом при формировании выборок (эффективность);
  •  высокая трудоемкость поиска необходимой информации;
  •  высокая степень занятости человека в процессе обработки (высокая трудоемкость).

2.3 Заинтересованные стороны

Ведение сопроводительной документации осуществляется дежурным электроником, поэтому логично выделить именно его в роли основного заинтересованного лица.

Существуют и другие заинтересованные стороны - руководитель отдела, заинтересованное в повышении достоверности получаемых данных и надежности их хранения, руководство предприятия заинтересованное в осуществлении оперативного контроля.

Также заинтересованной стороной выступают и клиенты. Они заинтересованы в оперативном получении информации о состоянии оборудования в любой момент времени.

2.3 Выявление целей

Определение целей системы является одним из ответственных этапов системного анализа.

Принимая во внимание, что цель является антиподом проблемы, сформулируем цели:

  •   увеличение эффективности обработки информации;
  •   повышение оперативности обработки данных;
  •   повышение надежности хранимых данных;
  •   снижение времени поиска данных при формировании выборок;
  •   повышение достоверности получаемых данных;
  •   повышение эффективности использования человеческих, коммуникационных и финансовых ресурсов;
  •   повышение комфортности работы персонала.  


 
3 АРМ Дежурного электроника ИВЦ.

3.1 АИС как средство достижения целей 

Эффективность управления крупным предприятием практически в любой сфере деятельности все более и более зависит от применения современных информационных технологий. На первый план в настоящее время выходят требования комплексной автоматизации деятельности предприятия; полноты, достоверности и оперативности получения информации, предназначенной для принятия управленческих решений; по простоте адаптации средств автоматизации к изменениям в технологии предметной области.

Столь высокий уровень требований к средствам автоматизации может быть реализован только посредством заказных проектов по созданию автоматизированной информационной системы (АИС) конкретного предприятия. При этом под созданием понимается не только разработка АИС «с нуля», но и выбор, адаптация, интеграция существующих решений. Независимо от способа реализации конечный результат должен обладать концептуальной целостностью и функциональной полнотой по отношению к функциональным требованиям предприятия-заказчика.

Одним из средств достижения цели является разрабатываемая в рамках курсового проекта автоматизированная информационная система,  которая позволит вносить первичную информацию и оперативно формировать требуемые отчеты.

АИС будет состоять из базы данных и взаимодействующего с ней клиентского приложения. Приложение должно реализовывать простой  и удобный пользовательский интерфейс посредством меню,  экранных форм и объектов.

Главной задачей АИС является автоматизация процесса учета приема и выдачи оборудования при ремонте.

3.3 Функции системы

Наличие проблемы и сформулированных  целей системы как прообраза ее будущего состояния требует реализации определенных действий по достижению целевых результатов.

Определим механизмы, которыми должна обладать наша система и функции, подлежащие реализации для поддержания этих механизмов:

  •  в системе должен быть реализован механизм разграничения доступа, а соответственно функции регистрации и авторизации;
  •  системой должен поддерживаться механизм ведения справочников, для реализации которого необходимы функции добавления, удаления либо редактирования записей;
  •  механизм проверки корректности введенных данных и как следствие функции обработки и анализа данных;
  •  должен быть реализован поиск необходимых данных;
  •  система должна поддерживать механизм формирования отчетов;
  •  системой должна поддерживаться печать сформированного пакета документации;
  •  создание архива документов по завершению определенного периода;
  •  резервное копирование информации, парольная защита и ряд других сервисных функций.

3.4 Проектирование системы

Проектирование системы производилось с помощью программы «Rational Rose 2003». Семейство продуктов Rational  обеспечивает разработчика полным набором инструментов визуального моделирования, позволяющим получать высоконадежные и эффективные решения, удовлетворяющие требованиям современного бизнеса и пригодные для использования в распределенных средах «клиент/сервер».

Rational Unified Process следующим образом определяет цели делового проектирования:

  •  понять структуру и динамику целевой организации;
  •  осмыслить текущие проблемы и определить возможности улучшения;
  •  гарантировать, что заказчики, конечные пользователи и разработчики имеют одинаковое понимание организации;
  •  определить требования к информационной системе, предназначенной для поддержки целевой организации.

Основной поток.

1. Прецедент начинает выполняться с момента получения дежурным электроником отдела ТО и РВТ оборудования в ремонт от клиентов.

2. На втором этапе начинается непосредственно оформление оборудования в ремонт. Данные о конфигурации оборудования, его идентификационный номер, причину поступления в ремонт и реквизиты предприятия, которое сдает оборудование.

3. После этого оборудование поступает  либо в отдел ремонта и техобслуживания, либо в отдел информационных технологий в зависимости от причины поступления.

4.  Далее следует устранение неисправности.

5. Выполнение прецедента заканчивается в момент выдачи оборудования из ремонта клиенту, в журнале «Приема и выдачи оборудования» регистрируется факт ремонта и выдачи.

  1.   Реализация производственных прецедентов

Реализации производственных прецедентов выполнялась согласно сценарию «Моделирование предметной области» (Domain Modeling). Сценарий применяется при создании приложений, основной целью которых является предоставление информации и управление ею. Модель предметной области является подмножеством модели объектов производства, включающей категории производства.

Существует несколько последовательных подходов для разработки реализации производственных прецедентов:

  •  фокусирование на производственных процессах;
  •  фокусирование  на автоматизации производства;
  •  фокусирование на информационных процессах.

При реализации производственных прецедентов является фокусирование на автоматизации процессов.

Одним из вариантов автоматизации производственных процессов является разработка и внедрение автоматизированной информационная системы ведения документации, на которую и будет возложена часть наиболее трудоемких и рутинных обязанностей, выполняемых ранее производственными исполнителями.

Получив информационную модель - прецеденты информационной системы, выявленные согласно реализации производственных прецедентов, которая отображает функции (варианты использования- use cases) продукта, представляет  связи между вариантами использования и активными субъектами, мы тем самым определили характеристики поведения разрабатываемой системы.

После создания модели прецедентов информационной модели нередко создаются и диаграммы действий (activities diagrams), отображающие динамические характеристики системы. Диаграммы действий воспроизводят поток функций управления, показывают, какие ветви процесса могут выполняться параллельно, и определяют альтернативные пути достижения целей. Диаграммы действий иллюстрируют особенности реализации отдельных операций.

4. Требования к системе

Требование – это условие или характеристика, которой должна соответствовать система.

Система должна отвечать следующим требованиям:

  •  разработчики системы вместе с заказчиками и другими заинтересованными сторонами вырабатывают единое мнение о том, что должна делать система;
  •  разработчики полнее понимают системные требования;
  •  определяются границы системы;
  •  создается основа для планирования технического содержания итераций, а также оценки стоимости и времени разработки системы;
  •  исходя из нужд и целей пользователей, определяется пользовательский интерфейс системы.
  •  требования практичности;
  •  требования надежности;
  •  требования производительности;
  •  требования возможности поддержки.

4.1. Функциональные требования

Функциональные требования используются для выражения поведения системы путем задания предпосылок и возможностей, ожидаемых в качестве результата.

Функциональные требования к разрабатываемой системе сформулированы в следующем виде.

Основная задача «АРМ Дежурного электроника ИВЦ» – обеспечение процесса ведения базы данных атрибутивной информации по учету вычислительной техники  и оборудования при ремонте в условиях вычислительного центра. Решение данной задачи обеспечивается наличием в АИС таких функций как:

  •  система должна обеспечивать работу с данными (ввод, корректировку информации);
  •  система должна обеспечивать гибкое управления набором данных (поиск, сортировка, выборка по определенному критерию, с применением  различных фильтров);
  •  система должна обеспечивать получение необходимой информации путем построения многоаспектных комплексных запросов;
  •  системой должен поддерживаться механизм формирования отчетов.

4.2 Требования к практичности

Кроме требований к функциям системы, предъявляются также общие требования к  эргономике и технической эстетике:

  •  технология организации диалогового взаимодействия с программными компонентами системы должна соответствовать современным образцам и требованиям – полнофункциональному взаимодействию с системой посредством клавиатуры и "мыши", многоэкранной организацией диалога, контекстной помощью, умеренной цветовой палитрой;
    •  должна быть организована система интерактивных подсказок;
    •  к системе должно прилагаться руководство пользователя системы.

4.3 Требования к надежности

Требования надежности связаны с частотой появления и серьезностью ошибок, возможностью восстановления, предсказуемостью и точностью.

  •  система должна быть доступна для операционного использования 12 часов в день между 8-ю часами утра и 20-ю часами вечера;
  •  система должна корректно обрабатывать данные, заносимые пользователем. В частности должна существовать возможность обработки запросов, параметры которых вступают в конфликт с семантикой базы данных системы. Реакцией системы на ввод такого рода запросов должны быть сообщения об ошибках, в которых пользователю рекомендуется изменить параметры;
  •  для проверки стабильности работы системы программа должна содержать механизмы, генерирующие предупреждения о критичных режимах ее работы, выполнять анализ журнала ошибок после каждого рестарта.

  1.  Требования к производительности

          Определим требования к производительности системы:

  •  система должна функционировать в многопользовательском режиме;
  •  при 5 одновременно взаимодействующих с системой пользователях, система должна обеспечивать приемлемое быстродействие на компьютере со следующими характеристиками: процессор - 3200МГц, объем оперативной памяти – 512 Мб, объем жесткого диска 120 Gb.;
  •  система должна обеспечивать приемлемое время обработки запросов на компьютере пользователя, тактовая частота процессора которого составляет 3200 МГц, объем оперативной памяти – 512 МВ.

  1.  Требования к возможности обслуживания

К системе предъявляются следующие требования к возможности обслуживания:

  •  необходимо реализовать возможность изменения физического расположения исходных файлов системы без потери ее работоспособности при минимальных усилиях на реконфигурирование;
  •  программный продукт должен быть представлен в виде инсталляционного набора, который может быть установлен любое количество раз при соблюдении указанных условий на любом компьютере оговоренного класса);
  •  обеспечение возможности подключения дополнительных модулей, расширяющих функциональные возможности АИС.

4.6 Ограничения проектирования

Ограничения проектирования налагаются на проект системы или процессы, с помощью которых система создается. Они не влияют на внешнее поведение системы, но должны выполняться для удовлетворения технических, деловых или контрактных обязательств:

  •  доступ к хранимой информации должен быть реализован согласно политике, реализуемой в рамках ресурса;

4.7 Проектирование  структуры хранения данных.

Авторы многих работ, посвященных общим принципам разработки информационных систем, утверждают, что стоимость исправления ошибки, допущенной на предыдущем этапе жизненного цикла, примерно в десять раз превышает затраты на ее исправление на текущем этапе. В частности, многие разработчики сталкиваются с тем, что ошибки проектирования данных приводят иногда к написанию кода большого объема, так или иначе их компенсирующего, и нередко вызывают проблемы на этапе сопровождения готового продукта. Поскольку проектирование данных следует непосредственно за предпроектным обследованием, очень важно, чтобы эта часть работы над проектом была выполнена максимально качественно. Именно важность этого этапа обусловила стремительный рост популярности такой категории программного обеспечения, как средства проектирования данных, в течение последних десяти лет.

Непосредственный ремонт оборудования и настройка ПО осуществляется силами двух отделов и еще 2 отдела обеспечивают технологическую поддержку.

5 Техническое обеспечение.

Для нормального функционирования системы выдвигаются следующие минимальные требования:

  •  центральный процессор: частота  Pentium IV  
  •  512Mb оперативной памяти;
  •  Palit GeForce 8600 GTS 512 MB.

6 Организационное и программное обеспечение

АИС поставляется в виде стандартного инсталляционного набора. При установке ПО пользователю предоставляется инструкция, а также способы устранения неисправностей. Для работы АИС требуется также наличие  операционной системы Windows NT/ХР, MsOffice 2003, 1C-Склад и сервер СУБД ORACLE.


Список используемой литературы

  1.  Шиндер Д. Л. Основы компьютерных сетей. – М: Cisco Press, 2003.
  2.  А.В. Фролов А.В., Г. В. Фролов «Сети компьютеров в вашем офисе».
  3.  А. И. Гусева «Технология межсетевых взаимодействий».
  4.  Бэрри Нанс «Компьютерные сети».
  5.  Крайзмер Л.П.,  Кулик Б.А., «Персональный компьютер на вашем рабочем месте».
  6.  Брябрин В.М., «Программное обеспечение персональных ЭВМ».
  7.  Аппак М.А., «Автоматизированные рабочие места на основе персональных ЭВМ».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44537. Право матери солдата: инстинкт заботы или гражданский долг? 202.84 KB
  В связи с этим общественные объединения âсолдатских матерейâ представляют интересный объект для социологического анализа так как их деятельность затрагивает одновременно интересы семьи роли матери и становления принципов правового государства и развития гражданского общества в России. Социологические основания деятельности организаций âсолдатских матерейâ как в рамках гендерной теории так и теории военногражданских отношений и стали предметом научной рефлексии в представленной статье. Эмпирическим материалом в данной статье...
44538. «СЫН ЗА ОТЦА НЕ ОТВЕЧАЕТ?»: комплекс безотцовщины в советской литературе 176.26 KB
  Проблема отцовства и безотцовщины явно тяготеет к сакральным отношениям БогаОтца и БогаСына. Отецучитель В 1920е годы префигуративный конфликт явившись основой сюжетных коллизий многих произведений нередко носил трагический характер смертельного противоборства отца и сына. Наконец третье: гибель сына заставляет атамана в одно мгновение забыть о борьбе за ту идею которая и привела его к убийству заставляет понять отца что его существование в этом мире уже бессмысленно: Медленно словно боясь разбудить вверх лицом повернул...
44539. ПРОСТРАНСТВО (БЕЗ) СЕМЬИ 378.18 KB
  Модель семейных отношений сформированная на основе определенного опыта âматеринствоâ переносилась на отношения и опыт сформированные в условиях длительной или постоянной изоляции âсиротствоâ. Ведь каждый знак как способ построения социальных отношений как средство человеческого взаимодействия продолжает одновременно существовать в качестве посредника между выражением этих отношений и его восприятием становясь тем самым частью знаково оформленного âЯâ. И структурный анализ âрепертуара речевых формâ...
44540. ТАКИЕ СПОРТИВНЫЕ ДЕВЧонКИ – КАК МАЛЬЧИКИ!: о воспитании детей в постсоветской России 233.84 KB
  Не избежали перемен и отношения к женщинам и мужчинам как членам этого изменяющегося общества в данном случае перемены сопровождалось обширной дискуссией о необходимости развивать новые отношения между полами в постсоветском обществе о новом понимании мужских и женских ролей и соответственно о воспитании нового поколения также как о перевоспитании нынешнего. Во время проведения исследования мною были собраны и проанализированы более 300 публикаций касающихся женщин их роли в обществе в политической жизни в сфере труда в...
44541. УРОКИ ВОСПИТАНИЯ ВАНИ СМИТА (дети в российско-американских браках) 200.05 KB
  Во время Олимпийских игр они болеют за команды России и не упускают случая посмотреть телепередачи оттуда даже за счет местных программ. Кроме того из-за экономических трудностей в России многие русские женщины особенно матери маленьких детей порой ищут лучшего будущего в браке с иностранцами. Большая их часть находится сейчас в США меньшая в России. Сегодня в Штатах многие отцы хотят присутствовать при рождении своих детей что кажется многим людям из России странным и едва ли не варварским обычаем.
44542. УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ, УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ: суррогатное материнство в двух культурах 264 KB
  Этимология подтверждает эти отношения не хуже психоанализа: английское âmmmyâ очевидно происходит от âmmâ но русское няня которое кажется ни на что не похожим симметрично дядьке. РОДСТВО КРОВНОЕ И МОЛОЧНОЕ Романтизация Mmmy и няни в американской и русской культурах накладывалась на экономическую и сексуальную эксплуатацию обычную для обществ столь стратифицированных в сословных расовых и гендерных измерениях. Американская Mmmy чаще всего соединяла обе эти роли. Хотя в литературе и фильмах Mmmy чаще всего изображалась полной...
44543. ЧЕМ МУЖИКА КОРМИТЬ, ЛУЧШЕ РЕБЕНКА ВОСПИТЫВАТЬ ОДНОЙ: социальный портрет материнских семей 214.49 KB
  Основными факторами формирования неполных семей как известно являются разводы не компенсируемые последующим вступлением в брак или раздельное по разным обстоятельствам проживание супругов; овдовения из-за преждевременной смерти одного из родителей ребенка детей внебрачные рождения при условии одиночества родителя. С другой стороны некоторые одинокие матери впоследствии выходят замуж но в актах записи гражданского состояния статус их детей не меняется за исключением фактов усыновления удочерения и они продолжают считаться...
44544. Функциональные подсистемы КИС 36.5 KB
  Кроме того рынок СУД изначально ориентирован на КИС масштаба предприятия в связи с чем все промышленные системы выполнены в архитектуре клиент-сервер и способны работать практически на всех программно-аппаратных платформах т. Если составные части КИС поддерживают довольно широкий список оборудования и серверного программного обеспечения это дает возможность уменьшить затраты так как увеличивается вероятность того что необходимые базовые продукты в организации уже есть. На сегодняшний день основными платформами на которых должны...
44545. Средства обработки бумажных документов 31.5 KB
  Поэтому говоря о концепции построения КИС нельзя не упомянуть такую актуальную на сегодняшний день проблему как совмещение в документообороте предприятия электронных и бумажных документов. Практически все современные СУД хранящие документы предоставляют те или иные функции по обработке бумажных документов. Обычно они реализуются с помощью специального модуля который позволяет автоматизировать сканирование и сохранение образов многостраничных документов а также их распознавание и аннотирование.