99533

Изучение оснований и последовательности этапов ликвидации юридических лиц с учетом требований современного законодательства и анализа судебной практики

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Ликвидация юридического лица так же как и его возникновение ведет к серьезным правовым последствиям так как при ликвидации организации исчезает субъект права. В связи с этим особую актуальность и важность приобретает детальная разработка процедур ликвидации юридических лиц с учетом требований современного законодательства и анализа судебной практики. Цель курсовой работы – изучение оснований и последовательности этапов ликвидации юридических лиц с учетом требований современного законодательства и анализа судебной практики. Уточнить...

Русский

2016-09-21

73.7 KB

0 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит постоянно. В нашей стране даже при самом эффективном планировании нельзя предсказать все трудности, с которыми может столкнуться организация. Многим фирмам не удается с ними справиться. Если организация не получает прибыль, то некоторые  учредители закрывают не только отдельные направления бизнеса, но и прекращают деятельность всей организации в целом. Но открыть фирму гораздо проще, чем закрыть ее.

Некоторые руководители компаний полагают, что самый простой способ закрыть юридическое лицо - это попросту его бросить. То есть полностью прекратить деятельность и не сдавать отчетность. Однако это далеко не так. Сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность в инспекцию фирма, все равно, обязана. За не сдачу отчетности  руководителю и главному бухгалтеру грозит  административная ответственность.

Поэтому оптимальный выход из этой ситуации – ликвидация организации с распределением оставшегося имущества между учредителями и участниками.

Ликвидация юридического лица, так же как и его возникновение, ведет к серьезным правовым последствиям, так как при ликвидации организации исчезает субъект права.

В связи с этим особую актуальность и важность приобретает детальная разработка процедур ликвидации юридических лиц с учетом требований современного законодательства и анализа судебной практики.

Степень разработанности темы в литературе. Вопросы, связанные с гражданско-правовым институтом юридического лица, включая и прекращение юридических лиц, достаточно подробно проанализированы в монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Среди ученых, так или иначе обращавшихся к данной теме, можно назвать С.С.Алексеева, Д.И.Майера, Г.Ф.Шершеневича, советских и российских авторов: Е.Н.Абрамова, А.Н.Борисов, М.Ш.Бязров, Б.М.Гонгало, В.Р.Захарьин, В.А.Кузнецова, И.Н.Мельникова, А.П.Сергеева, Е.А.Суханов, П.А.Шевцов, В.Ф.Яковлева и др.

Цель курсовой работы  –  изучение оснований и последовательности этапов ликвидации юридических лиц с учетом требований современного законодательства и анализа судебной практики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Уточнить понятие и сущность ликвидации как одного из видов прекращения деятельности юридических лиц.

2.  Изучить основания добровольной и принудительной ликвидации юридических лиц.

3. Проанализировать нормативно-правовую базу и судебную практику в сфере  ликвидации юридических лиц в России.

4. Рассмотреть порядок и особенности ликвидации различных форм юридических лиц.

Объект исследования – ликвидация юридических лиц.

Предмет – правовые требования и процедуры ликвидации юридических лиц.

Исходя из объекта исследования, в работе использовались следующие методы: анализ нормативно-правовых документов, анализ научной литературы,  формально-логический, системный.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных нормативных актов, материалов судебной и иной юридической практики, специальной литературы.

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИКВИДАЦИИ КАК СПОСОБА ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

§1.1. Понятие, виды ликвидации и ее правовые последствия

Как и все иные субъекты гражданского права, юридические лица могут не оставаться неизменными с момента своего возникновения. Они могут приобретать новую организационно-правовую форму, объединяться на различных условиях с другими юридическими лицами, разделяться на два и большее количество лиц, исчезать (как субъект права) по различным основаниям.

Во всех этих случаях речь идет о прекращении правосубъектности (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности) лица, исчезновении его из сферы юридических отношений на тех или иных условиях, в том или ином порядке, с теми или иными юридическими последствиями. Этот общий признак – прекращение правосубъектности юридического лица – вызвал необходимость объединить все связанные с ним правовые явления в один институт гражданского права: институт прекращения юридических лиц.

По своим правовым последствиям, институт прекращения юридических лиц может быть разделен на два подинститута: реорганизация и ликвидация. Таким способом их разделило  законодательство:  в статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) речь идет о реорганизации юридических лиц, в статье 61 ГК РФ – об их ликвидации. Основным отличием этих подинститутов является то, что при реорганизации,  права и обязанности прежде действовавшего юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу, в то время как ликвидация приводит к прекращению правосубъектности (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности) прежде действовавшего юридического лица без какого-либо перехода прав, обязанностей (в том числе ответственности) ликвидированного юридического лица к другим субъектам гражданского права.

Ликвидация – это один из способов прекращения деятельности юридического лица.

Согласно статье 61  ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юридическое лицо по волевому признаку может быть ликвидировано:

  1.  Добровольно - по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
  2.  По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

В п.23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996г. №6/8 разъяснено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в вышеперечисленных случаях.

Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано в результате банкротства 2.

Обычно юридическое лицо ликвидируется по решению учредителей. В судебном порядке юридическое лицо ликвидируется  по требованию уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления.

В зависимости от решения суда ликвидация юридического лица может быть вынужденной (если обязанности по ликвидации возложены судом на учредителей (участников) юридического лица или на его орган, уполномоченный на ликвидацию) или принудительной (если они возложены судом на специально назначенного для этого ликвидатора 3.

Иногда при наступлении определенных обстоятельств организация должна ликвидироваться. Во-первых, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше величины минимального размера уставного капитала, определенного законодательством, то учредители общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества принимают решение о ликвидации организации 4.

Во-вторых, если уставной капитал общества в течение года с момента его государственной регистрации полностью  не оплачен, то общество обязано уменьшить уставной капитал до фактически оплаченного размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке либо ликвидироваться.

В-третьих, если число акционеров закрытого акционерного общества (участников общества с ограниченной ответственностью) превысило 50, оно обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество. А если в течение года количество акционеров (участников) не уменьшится до 50, либо оно не преобразуется в открытое акционерное общество, то в судебном порядке общество будет ликвидировано 5.

Есть еще возможность упрощенной (внесудебной) ликвидации. Так, если юридическое лицо в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, регистрирующий орган независимо от причин такой ситуации принимает решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность (недействующего).

Основными нормативными документами, устанавливающими порядок ликвидации юридических лиц, являются ГК РФ, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

§1.2. Основания для принудительной ликвидации юридических лиц

Выделяют несколько причин, на основании которых юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано:

- деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации либо с неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

- при создании организации были допущены грубые нарушения, и они носят неустранимый характер;

- деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);

- организация систематически осуществляет некоммерческую (общественную, религиозную) деятельность, противоречащую ее уставным целям;

- в иных случаях, предусмотренных законом.

По вышеуказанным основаниям может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо. Однако в действующем законодательстве четкого определения «действующего юридического лица» нет, поэтому при рассмотрении указанных вопросов арбитражные суды идут методом «от противного», т.е. выявляют признаки недействующего лица, поскольку вопрос в таком случае о его ликвидации должен решаться в рамках процедур Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно п.10 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000г. № 50, такими признаками являются невыполнение требований закона об уплате налогов, предоставлении отчетности, отсутствие сведений о фактическом местонахождении органов управления или учредителей данного юридического лица.

Иск о принудительной ликвидации юридического лица может быть подан в суд уполномоченным государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. К таким органам можно отнести: органы прокуратуры, налоговые органы,  Центральный банк РФ (в отношении юридических лиц, осуществляющих банковские операции с нарушением закона, налоговые органы 6.

В п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. №50 разъяснено, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные п.2 ст.61 ГК РФ. При этом согласно п.8 это же письма невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной  ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

Ликвидация юридического лица в связи с неоднократными грубыми нарушениями закона.

Под неоднократными грубыми нарушениями закона понимается нарушение законодательства, регулирующего деятельность юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. К таким нарушениям можно отнести:

- ограничение общего числа участников общества с ограниченной ответственностью. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», при его превышении общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество либо в производственный кооператив в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении года общество подлежит ликвидации в судебном порядке;

- ограничение общего числа участников закрытого акционерного общества. На основании п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об акционерных обществах», данное число не может превышать 50. При нарушении этого требования закрытое акционерное общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года. В случае неисполнения указанного требования по истечении этого срока общество подлежит ликвидации в судебном порядке;

- полная оплата уставного капитала общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества в течение года с момента его государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и  п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об акционерных обществах», в случае нарушения этого требования общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то оно подлежит ликвидации;

- наличие у полного товарищества нескольких участников. Согласно ст.81 ГК РФ, в случае если у организации, созданной в указанной организационно-правовой форме, остался единственный участник и в течение шести месяцев она не преобразовалась в хозяйственное общество, она подлежит обязательной ликвидации.

Все вышеуказанные основания содержат нарушения, последствия которых четко прописаны в законе. Все они достаточно существенны, для того чтобы в случае неустранения их в течение разумного срока в отношении организации мог быть подан иск о принудительной ликвидации.

Однако в отношении иных нарушений законодательства признаки неоднократности и грубости, достаточные для применения меры в виде принудительной ликвидации, законодательно не установлены. Отдельные критерии условий, делающих возможным принятие в судебном порядке данного решения, выявляются лишь из судебной практики.

Так, в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 14-П Конституционный Суд РФ указал, что отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных ст. 55 Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Судами неоднократно рассматривался вопрос оценки значительности правонарушения для целей применения к организации процедуры принудительной ликвидации. Например, Постановлением Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2002 г. N 9216/01 решение суда о ликвидации организации, представлявшей в налоговые органы отчетность без заключений ревизора комиссии (которые требовались в соответствии с уставом организации), а также опоздавшей на один день с представлением бухгалтерской отчетности за 2000 год, направлено на новое рассмотрение. Отменяя данное решение суда первой инстанции, ВАС РФ указал на необходимость оценки характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Несоблюдение юридическим лицом сроков представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций само по себе не является основанием для его ликвидации. Также ВАС РФ указал, что невыполнение обществом, для которого законом не предусмотрено обязательное избрание ревизора, положений устава, касающихся деятельности этого органа, не может являться нарушением, за которое оно подлежит рассматриваемой процедуре. Таким образом, на практике суды для целей определения оснований принудительной ликвидации организации довольно осторожно и взвешенно подходят к вопросу оценки существенности допущенных нарушений, не ограничиваясь формальным установлением факта их совершения.

ВАС РФ рекомендует судам не только исследовать фактические обстоятельства, при которых допущено нарушение, но и оценивать возможные последствия удовлетворения иска. Например, в п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50 приведен пример, когда суд правомерно отказал в ликвидации организации, неоднократно и грубо нарушавшей законодательство о применении контрольно-кассовой техники, по той причине, что данная организация является единственным торговым предприятием в населенном пункте и ее ликвидация может вызвать негативные последствия для проживающих в нем граждан.

Ликвидация в связи с осуществлением организацией деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Данное правило распространяется и на случаи, когда подлежащая лицензированию деятельность осуществлялась коммерческой организацией и после аннулирования лицензии. Так, например,  фармацевтическое предприятие было лишено лицензии департаментом здравоохранения области в связи с тем, что оно осуществляло выпуск лекарственных средств с нарушением установленных требований. Несмотря на аннулирование лицензии, предприятие продолжало фармацевтическую деятельность. Суд удовлетворил иск, руководствуясь п.2 ст.61 ГК РФ и ст.15 Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан, согласно которой, организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность с нарушением лицензионных требований, могут быть лишены лицензии лицензирующим органом.

Суд в данном случае обоснованно признал продолжение фармацевтической деятельности после аннулирования лицензии на ее ведение нарушением, служащим основанием в силу п.2 ст.61 ГК РФ для ликвидации юридического лица 7.

В тех случаях, когда юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии оно прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Как отметил Высший Арбитражный Суд РФ, «при рассмотрении споров о ликвидации юридических лиц в связи с осуществлением ими подлежащей лицензированию деятельности после аннулирования лицензии следует иметь в виду, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении ряда видов деятельности, в том числе фармацевтической, действует порядок аннулирования лицензии, предусмотренный статьей 13 данного Закона, согласно которой лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией» 8.

В то же время Высший Арбитражный Суд РФ по другому делу, указал, что согласно п.3 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядок не распространяется на лицензирование тех видов деятельности, порядок лицензирования которых определен вступившими в силу до дня вступления в силу названного Закона иными федеральными законами. К ним относится, в частности, порядок лицензирования деятельности кредитных организаций, предусмотренный Законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности», включая порядок отзыва лицензии.

Так, например, Банк России обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, у которой была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Истец обосновал свои требования ссылкой на Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности», наделяющий его правом лицензирования деятельности кредитных организаций и контроля за ее осуществлением. В соответствии со ст. 20 данного Закона Банк России может отозвать лицензию у кредитной организации на осуществление банковских операций в связи с нарушением требований законодательства. Согласно ст.23.1 данного Закона, Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, если в течение одного месяца с момента отзыва у нее лицензии не создана ликвидационная комиссия или в отношении организации не применяется процедура банкротства. Так как кредитная организация, у которой была отозвана лицензия, не приступила к процедуре ликвидации в установленный Законом срок, суд обоснованно признал требования Банка России правомерными и удовлетворил иск.

Ликвидация в связи с невыполнением требования закона о приведении в соответствие учредительных документов.

Данное основание является частным случаем ликвидации юридического лица в связи с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

С принятием Федерального закона N 312-ФЗ от 30 декабря 2008 г. уставы и учредительные договоры обществ, созданных до дня вступления его в силу (до 1 июля 2009 г.), подлежат приведению в соответствие с частью первой ГК РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» не позднее 1 января 2010 г.

Практика ликвидации юридических лиц, не приведших в соответствие с требованиями закона свои учредительные документы, достаточно обширна. В п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 50. ВАС РФ приводится пример рассмотрения иска к акционерному обществу, не приведшему свой устав в соответствие с Федеральным законом «Об акционерных обществах», и указывается, что таким же образом надо подходить к рассмотрению аналогичных дел о ликвидации обществ с ограниченной ответственностью. В названном примере, удовлетворяя иск, суд исходил из того, что невыполнение требований о приведении обществом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок является грубым нарушением законодательства, и по этим основаниям юридическое лицо (общество) может быть ликвидировано согласно решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Вместе с тем в подобных случаях суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу, в отношении которого оно возбуждено, принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах недостатков путем внесения в них необходимых изменений и дополнений в установленном порядке. С этой целью арбитражный суд вправе отложить рассмотрение дела на необходимый для указанной процедуры срок. Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, не будут выполнены в установленный им срок, суд решает вопрос о ликвидации общества на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Необходимо также иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ, сформулированные в определении от 7 февраля 2002 г. N 7-О, о том, что сам факт непрохождения юридическим лицом перерегистрации не является достаточным основанием для его ликвидации в судебном порядке, так как речь идет о юридическом лице, уже созданном и прошедшем государственную регистрацию, обладающем полной правоспособностью и действующем на законном основании.

Из приведенного выше можно сделать вывод о том, что основаниями для ликвидации действующего юридического лица являются либо неустранимые нарушения им требований законодательных актов, либо невыполнение им указаний суда об устранении нарушений.

ГК РФ не предусмотрен специальный порядок принудительной ликвидации юридического лица. Поэтому ликвидация юридического лица осуществляется в этом случае в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап - принятие решения о ликвидации - осуществляется не учредителями  юридического лица, а судом. Далее же вся последовательность этапов сохраняется.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 в случае неисполнения решения арбитражного суда о ликвидации юридического лица из-за отсутствия его учредителей арбитражный суд вправе назначить ликвидатора.

Арбитражный суд вправе назначить ликвидатора также в случае, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица он придет к выводу о невозможности возложения соответствующей обязанности на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

В соответствии с п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования и места нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.

Если в решении арбитражного суда утверждается кандидатура ликвидатора, регистрирующий (налоговый) орган на основании вышеуказанного решения арбитражного суда (без представления уведомлений по формам N Р15002 и N Р15001) вносит в ЕГРЮЛ соответствующие записи. При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.

В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления им в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. При необходимости эти сроки могут быть продлены арбитражным судом в соответствии с п. 1 ст. 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК ДОБРОВОЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

§2.1. Принятие решения о ликвидации и уведомление необходимых государственных органов

На общем собрании учредителей (участников), единогласно, если это общество с ограниченной ответственностью, или большинством голосов акционеров – владельцев (три четверти голосующих акций 9), если это акционерное общество, принимается решение о ликвидации, а также утверждаются члены ликвидационной комиссии (ликвидатора), устанавливают сроки и порядок ликвидации.

Производственные и потребительские кооперативы ликвидируются по решению их членов, унитарные предприятия - по решению собственника их имущества 10.

Единственное исключение составляют фонды, решение о ликвидации которых может быть принято только судом, по заявлению заинтересованных лиц 11. Добровольная ликвидация для фондов не предусмотрена.

Обычно, ликвидационная комиссия состоит из граждан, которые хорошо знакомы с состоянием дел в организации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению организацией, в том числе представление интересов в суде от имени ликвидируемого лица 12.

После принятия решения о добровольной ликвидации его участники или орган, принявшие такое решение, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением копии решения учредителей о ликвидации юридического лица 13. Для этого необходимо направить в регистрирующий (налоговый) орган Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме № Р15001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002  №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее  по тексту – Постановление № 439). Нарушение этого срока, может повлечь привлечение участников к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее по тексту – КоАП РФ),  в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

В случае принятия участниками юридического лица решения о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора участники юридического лица, в соответствии с п.3 ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Федеральный закон № 129-ФЗ), направляют в регистрирующий орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме № Р15002.  

На основании данных Уведомлений регистрирующим органом вносится запись в ЕГРЮЛ о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, содержащую сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе) и выдаются (направляются по почте) по месту нахождения этого общества Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003  и выписка из ЕГРЮЛ, в которой указывается, что общество находится в процессе ликвидации.

С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации не допускаются государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица и его реорганизации. Ликвидируемое юридическое лицо не может также выступать учредителем других юридических лиц.

В целях применения норм п.2 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) также в трехдневный срок необходимо подать в налоговую инспекцию сообщение о ликвидации организации по форме № С-09-4.

С 1 января 2010г. организации-плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщить в ПФР РФ и ФСС РФ о ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого решения 14.

§2.2. Составление промежуточного ликвидационного баланса

При ликвидации на ликвидационную комиссию возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» 15) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами 16. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

В публикации указываются:  полное наименование юридического лица;  ОГРН;  ИНН/КПП; адрес (место нахождения) юридического лица; сведения о принятом решении о ликвидации (для общественных объединений – решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;  порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией: адрес, телефон).

Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.

Ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица для выявления размера кредиторской задолженности. Уведомление каждого контрагента в отдельности слишком затруднительно, поскольку их может быть много. Для этого ликвидационная комиссия и публикует информацию о ликвидации юридического лица в средствах массовой информации. Одновременно можно уведомить контрагентов путем направления писем, извещений, электронной рассылки и иными способами.

А также организация принимает меры по взысканию дебиторской задолженности. При отказе должников погасить обязательства организация вправе обратиться с иском в суд.

В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» при ликвидации организации обязательно проводится инвентаризация имущества и обязательств. Это необходимо для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. При этом данная инвентаризация ничем не отличается от обычной инвентаризации – проверке подлежат все позиции активов и источников образования имущества. Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

После проведения инвентаризации и окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется перед тем, как удовлетворить требования кредиторов. Цель этого баланса – уточнить реальное финансовое состояние ликвидируемого предприятия.

О составлении промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия также уведомляет регистрирующий орган 17. Уведомление оформляется по форме № Р15003, утвержденной Постановлением № 439.

На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписку из реестра.

Помимо уведомления налоговых органов работодатель обязан не позднее, чем за два месяца до ликвидации письменно сообщить в органы службы занятости о сокращении численности или штата работников организации. Такое сообщение подается на бланке органа службы занятости. А если ликвидация приведет к массовым увольнениям, то срок уведомления увеличивается до трех месяцев 18.

После получения уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица налоговые органы с целью контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах  на основании решения руководителя или его заместителя могут провести выездную налоговую проверку данного налогоплательщика. В решении о проведении проверки указывается основание осуществления контрольного мероприятия - ликвидация налогоплательщика. При проведении выездной проверки может быть проверен трехлетний период, предшествующий году вынесения решения о ее проведении 19.

Обычно, налоговые инспекции стараются назначать проверку ликвидируемого юридического лица, поскольку после ликвидации будет невозможно взыскать налоги и штрафные санкции.

После проведения проверки производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги. Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, полученных, в том числе от реализации имущества 20.

В ситуации, когда ликвидируемая организация реализовала свое имущество, а денежных средств для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) все равно недостаточно, оставшаяся задолженность погашается учредителями в порядке, предусмотренном законодательством 21.

Согласно ст. 87 и ст. 96 ГК РФ учредители (участники) общества с ограниченной ответственностью (акционерного общества) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов (принадлежащих акций).

Если и после этого задолженность перед бюджетом не будет погашена, то ликвидация должника осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Так предусмотрено в п. 4 ст. 61 ГК РФ. После завершения конкурсного производства все требования, не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными 22 и списываются.

Суммы переплаты налогов или сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации подлежат зачету в счет погашения задолженности или возврату 23 в порядке и сроки, предусмотренные в гл. 12 НК РФ.

§2.3. Осуществление расчетов с кредиторами и распределение оставшегося имущества

Следующим этапом ликвидации организации является погашение задолженности перед кредиторами. Оно происходит в порядке, определяемом ликвидационной комиссией, в очередности, установленной в ст. 64 ГК РФ.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

Выплаты кредиторам первой и второй очереди погашается сразу после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом 24.

В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, если кредиторы не возражают. Если же имущества оказалось недостаточно и кредиторы не согласны с тем, в каком объеме удовлетворены их требования, то они вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

После того как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она должна составить ликвидационный баланс 25. Это последний баланс организации. В нем содержится информация об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до расчетов с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям. Порядок распределения имущества ликвидируемого общества между его участниками (акционерами) при ликвидации общества с ограниченной ответственностью (акционерного общества) прописан в ст. 58 Федерального закона  «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ст. 23 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

После составления ликвидационного баланса, имущество, которое осталось у организации, подлежит распределению между ее учредителями пропорционально их доле в уставном капитале организации.

Остаточное имущество государственного и муниципального автономного учреждения передается учредителю (собственнику) 26.

В товариществах на вере из остаточного имущества прежде всего получают вклады участники-вкладчики, после них - участники - полные товарищи, и только после выплат по вкладам оставшееся имущество товарищества на вере распределяется между всеми участниками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества на вере, если иной (непропорциональный) порядок распределения имущества не предусмотрен учредительным договором или соглашением между полными товарищами и вкладчиками 27.

В обществах с ограниченной (дополнительной) ответственностью из остаточного имущества в первую очередь выплачивается распределенная, но не выплаченная прибыль, во вторую - прочее имущество делится между всеми участниками пропорционально их долям в уставном капитале 28.

При распределении остаточного имущества в акционерных обществах учитывается наличие акций, подлежащих выкупу, а также привилегированных акций, в том числе с фиксированным размером ликвидационной стоимости (квоты) 29.

Совсем по-другому обстоят дела с  общественными и религиозными организациями, фондами, объединениями юридических лиц, автономными некоммерческими организациями. Та как учредители (участники) этих юридических лиц не имеют в отношении них никаких имущественных прав 30, они не имеют и права на ликвидационную квоту. Остаточное имущество этих организаций направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства 31.

Далее необходимо закрыть счета в банке, передать на хранение в архив документы по личному составу, уничтожить печати организации.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:

  1.  заявление о государственной регистрации по форме N Р16001, утвержденной Постановлением N 439;
  2.  ликвидационный баланс;
  3.  документ об уплате госпошлины;
  4.  документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Этих документов достаточно для регистрации ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать никаких дополнительных документов, в том числе подтверждающих завершение расчетов с кредиторами.

Документы представляются непосредственно или направляются почтой32.

Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган 33.

Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:

- представлены не все документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;

- документы, предоставляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, представлены до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;

- в налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);

- при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а общество - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ 34.

§2.4. Исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ

Говоря о ликвидации, нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица, как его исключение из ЕГРЮЛ. Однако некоторые ученые  исключение из ЕГРЮЛ не считают ликвидацией, так как эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию 35. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.

Данный вид прекращения  юридического лица был введен для того, чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут деятельности и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.

Исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ предусмотрено ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.

Для того, чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность), необходимо одновременное наличие следующих признаков:

- непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев;

- отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету 36.

Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляется отделом камеральных проверок налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не представлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение пяти рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить, осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.

Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:

- справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;

- справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах 37.

Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган - налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственную за регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Это решение публикуется в средствах массовой информации в таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.

После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заинтересованные лица (если таковые имеются) могут известить в течение трех месяцев налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из Единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц).

Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ и оно перестанет существовать 38.

Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не представляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Следует отметить, что точки зрения ВАС РФ и ФНС России на критерии отнесения налогоплательщиков к категории юридических лиц, прекративших свою деятельность, не совпадают. Как разъяснено в постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», исключение юридического лица из ЕГРЮЛ допускается даже в случае, если имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности. Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются письмом ФНС России от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668, в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам.

Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо неисключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, не используют процедуру исключения из реестра, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив, что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам 39.

Данное разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведение процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества «банкротных» дел в отношении отсутствующих должников.

Некоторые ученые считают, что в таком «подвешенном» состоянии вопрос об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство 40.

Кроме того, острым является вопрос о последствиях исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, так как в настоящее время формально обязательства юридического лица в связи с его исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из ЕГРЮЛ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, ликвидация юридического лица, также как и его возникновение, ведет к серьезным правовым последствиям, ибо при ликвидации организации исчезает субъект права. Поэтому изучение оснований и порядка ликвидации юридических лиц является актуальной темой исследования. В ходе проведенного исследования было определено, что ликвидация может осуществляться добровольно – по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось; принудительно – в соответствии с судебным решением.

Во-вторых, процесс ликвидации юридических лиц – достаточно сложная, трудоемкая процедура, правильное оформление которой зависит от детального исследования норм действующего законодательства. Представленный в данной работе порядок ликвидации юридических лиц позволит правильно, не нарушая сроков и требований законодателя, ликвидировать юридическое лицо. Необходимо отметить, что в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц различен и процесс осуществления их ликвидации. Поэтому в настоящей работе учтены особенности ликвидации отдельных форм юридических лиц.

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительный процесс, основное содержание которого сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. Урегулированная императивными правилами закона процедура ликвидации рассчитана, прежде всего, на защиту интересов кредиторов.

В-третьих, изучение судебной практики помогает избежать наиболее распространенных и типичных ошибок не только при ликвидации юридического лица, но и при осуществлении деятельности юридического лица, чтобы не повлечь за собой меры административной или уголовной ответственности. Данная работа содержит примеры из судебной практики для более наглядного понимания исследуемой проблемы. Из приведенного выше можно сделать вывод о том, что основаниями для ликвидации действующего юридического лица являются либо неустранимые нарушения им требований законодательных актов, либо невыполнение им указаний суда об устранении нарушений.

Ликвидация юридического лица — это значительно более трудоемкий процесс, нежели создание нового предприятия. Для выбора правильного пути, грамотного проведения этой процедуры, во избежание ошибок и лишних конфликтов целесообразно использовать знания и возможности консультантов — профессиональных экономистов и юристов.

Таким образом, можно подвести итог, что цель данной работы достигнута -  изучены основания и последовательность этапов ликвидации юридических лиц с учетом требований современного законодательства и анализа судебной практики.

2 Ст.65 Гражданского кодекса Российской Федерации части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. на 20 февраля 2014 г. – М.: Эксмо, 2014. – 38 С.

3 Абз.3 п.2, п.3 ст.61 ГК РФ. – М.: Эксмо, 2014. – 34 С.

4 П.4 ст.90 и п.4 ст.99 ГК РФ. – М.: Эксмо, 2014. – 49, 56 С.

5 П.3 ст.7 Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и п.3 ст.7 Федерального закона от 08.02.1998 №14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».

6 Нарежный В. Принудительная ликвидация юридических лиц в связи с нарушением закона // Корпоративный юрист. - № 8. – 2009. – 17 С.

7 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2000г. №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. – 2000. - № 3.

8 Там же.

9 Кузнецова В.А. Ликвидация юридического лица // Консультант бухгалтера. - №3. – 2010. – 28 С.

10 Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб-практич. комментарий (под ред. Сергеева А.П.). – Екатеринбург.: «Проспект», 2010. – С. 302.

11 П.2 ст.18 Федерального закона от 12 января 1996 г. (ред. от 28 июля 2012 г.) «О некоммерческих организациях». // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. – Ст. 145; 2012. - № 31. – Ст. 4823.

12 Ст. 62 ГК РФ. – М.: Эксмо, 2014. – 35 С.

13 Ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. (с изм. от 28 июля 2012 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 33. – Ст. 3231; 2012. - № 31. – Ст. 4322.

14 Кузнецова В.А. Ликвидация юридического лица // Консультант бухгалтера. - №3. – 2010. – 29 С.

15 П.1 Приказа ФНС России от 16.06.2006г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».

16 П.1 ст.63 ГК РФ. – М.: Эксмо, 2014. – 35 С.

17 П.3 ст.20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. (с изм. от 28 июля 2012 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 33. – Ст. 3231; 2012. - № 31. – Ст. 4322.

18 П.2 ст.25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».

19 ст. 89 Налогового кодекса  Российской Федерации  часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».

20 п. 1 ст. 49 НК РФ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».

21 п. 2 ст. 49 НК РФ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».

22 п. 6 ст. 64 ГК РФ. – М.: Эксмо, 2014. – 36 С.

23 п. 4 ст. 49 НК РФ // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».

24 п. 3 ст. 64 ГК РФ. – М.: Эксмо, 2014. – 36 С.

25 Там же.

26 Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий. – М.: Проспект, - 2010. – 192 С.

27 п. 2 ст. 86 ГК. – М.: Эксмо, 2014. – 47 С.

28 п. 1 ст. 58 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. (ред. от 21 декабря 2013 г.) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 7. – Ст. 785; 2011. - № 50. – Ст. 7347.

29 п. 1 ст. 23 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Информационно-правовое обеспечение «Гарант».

30  Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий. – М.: Проспект, - 2010. – 193 С.

31 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. (ред. от 28 июля 2012 г.) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. – Ст. 145; 2012. - № 31. – Ст. 4823.

32 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. (с изм. от 28 июля 2012 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 33. – Ст. 3231; 2012. - № 31. – Ст. 4322.

33 Там же.

34 п. 8 ст. 63 ГК РФ. – М.: Эксмо, 2014. – 35 С.

35 Мельникова И.Н. Порядок ликвидации юридических лиц // Налоговый вестник. - №8. – 2008. – 39 С.

36 Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С.А.). – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург.: «Проспект», 2010. – С. 259.

37 Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С.А.). – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург.: «Проспект», 2010. – С. 259.

38 Мельникова И.Н. Порядок ликвидации юридических лиц // Налоговый вестник. - №8. – 2008. – 40 С.

39 Практика применения Гражданского кодекса Российской Федерации, части первой / Под общ. ред. В.А.Белова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 59 с.

40 Мельникова И.Н. Порядок ликвидации юридических лиц // Налоговый вестник. - №8. – 2008. – 40 С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3096. Оценка чистой текущей стоимости 61.09 KB
  Задача №1 «Оценка чистой текущей стоимости» Предприятие рассматривает инвестиционный проект - приобретение новой технологической линии. Стоимость линии 14 тыс. усл. ден. ед. Срок эксплуатации 5 лет. Износ на оборудование начисляется исходя из норм 2...
3097. Химия радиоматериалов 98.06 KB
  Химия радиоматериалов. Определить падение напряжения в линии электропередач длиной L при температуре То1, То2 , То3, если провод имеет сечение S и по нему течет ток I. Дано Материал – Cu То1=-30C То2=0 То3=+30C L=500км S=30мм2 I=250А Найти...
3098. Философы о сущности человека 67.64 KB
  Философы о сущности человека Введение в философию Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями  требуют от нас, и прежде в...
3099. Внешняя среда управления организацией 49.15 KB
  После перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. Основной задачей этих организаций стало выживание в подвижной и неопределённой среде. Организация должна отражать состояние внешней сред...
3100. Язык – основной элемент в культуре 37.39 KB
  Видное место в современной культурологии занимает структурализм, основные идеи которого разработаны в работах французских ученых К. Леви-Стросса, Ж. Деррида, Ж. Лакана, М. Фуко и др. Структурализм поставил задачу преодолеть описательность в культуро...
3101. Предмет политологии 41.4 KB
  Предмет политологии 1.Возникновение политологии: её предмет, законы, категории и функции. Политология – одна из самых молодых гуманитарных дисциплин. Она оформилась как самостоятельная отрасль научного знания лишь в конце 40–х гг. ХХ в. Лю...
3102. История фармацевтической технологии. Старинные лекарственные формы 56.05 KB
  Введение На протяжении истории цивилизации лекарственные  формы претерпели существенную эволюцию, обусловленную прогрессом естественнонаучных знаний. При этом одни из них исчезали, другие совершенствовались. Наряду с  этим на разных этапах...
3103. Факторы экологического риска 55 KB
  Факторы риска и их классификация. Понятия и определения В Федеральном законе РФ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" дается определение экологического риска, которое гласит, что "экологический риск - вероятность наступления собы...
3104. Топливное хозяйство. Жидкое и газообразное топливо 5.85 MB
  Топливное хозяйство. Жидкое и газообразное топливо ЖИДКОЕ ТОПЛИВО Сырая нефть представляет собой смесь жидких углеводородов различного состава, в которых могут быть растворены твердые углеводороды. Состав рабочей части топлива - Cр + Hр + Sр + Oр...