99559

Краткая характеристика конституции Швеции

Эссе

Мировая экономика и международное право

В конституционном развитии шведское государство прошло большой и трудный путь. Конституционные акты государства относятся еще к началу XIX века. Еще до 1974 года государственное устройство Швеции основывалось именно на этих четырех основных законах, которые формировали конституцию страны

Русский

2016-09-23

45.5 KB

7 чел.

Эссе

Краткая характеристика конституции Швеции

В конституционном развитии шведское государство прошло большой и трудный путь. Конституционные акты государства относятся еще к началу XIX века. Еще до 1974 года государственное устройство Швеции основывалось именно на этих четырех основных законах,  которые  формировали конституцию страны, а именно:  Акте о престолонаследовании, Акте о форме правления, Акте о Ригсдаге и Законе о свободе печати. Вместе эти четыре документа составили Конституцию Швеции.

С 1974 года стала действовать новая конституция. Она состояла из трех основных нормативных актов: Формы правления от 27 февраля 1974 года, Акта о престолонаследии от 26 февраля 1810 года и Акта о свободе печати 1949 г. с изменениями от 27 февраля 1974 года. Акт о Риксдаге, принятый 28 февраля 1974 года, формально перестал быть одним из основных законов, составлявших ранее конституцию. На данный момент он занимает промежуточное положение между основным законом и обычным статутным правом. В 1991 году был одобрен Акт о Свободе выражения взглядов, тем самым став четвертым нормативным актом вошедшим в основной закон Швеции.

Акт о форме правления является самым важным конституционным документом. Он вступил в силу в 1975 году, сменив Акт о форме правления от 1809 года. Как написано в первом параграфе первой главы Акта о Форме правления: «Шведское народовластие основывается на свободном формировании мнений и всеобщем и равном избирательном праве. Оно осуществляется посредством представительной парламентской демократии на государственном уровне и органов местного самоуправления на муниципальном». Прочитав это, можно сделать вывод, что вся государственная власть в Швеции исходит от народа, и, соответственно, вся политическая власть находится в руках риксдага и правительства.

Законодательная власть сосредоточена в руках парламента-риксдага, которыйиздает законы, принимает решения о налогах в пользу государства и определяет, как должны использоваться государственные средства, кроме того, он контролирует органы государственного управления и администрации.

Исполнительная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром, ответственному перед риксдагом и обязанному иметь поддержку парламентского большинства по ключевым вопросам.

Главой государства является король или королева, которые занимают трон Швеции в соответствии с Актом о престолонаследии, тем самым выполняя представительскую функцию, ведь реальная власть в Швеции находится в руках правительства.

Как уже стало понятно из вышеописанного, конституция Швеции является писанной и неконсолидированной. Она состоит из четырех основных законов, это является примером того, что не всегда конституционно-правовое регулирование осуществляется одним документом, как например в России или ФРГ. По способу изменения Основной Закон Швеции является жестким. Акт о Риксдаге определяет порядок изменения основных законов Швеции. Конституция в случае внесения в нее дополнений и изменений должна быть принята сначала Риксдагом одного созыва простым большинством голосов депутатов. Если законопроект о внесении изменений и дополнений в текст основных законов не поддерживается по крайней мере 1/3 всех депутатов парламента, он выносится на референдум, который может высказаться большинством голосов избирателей либо против проекта, и тогда он отпадает, либо за него. Но это не означает, что закон принят. Законопроект должен быть передан в Риксдаг нового созыва, который окончательно решает его судьбу.

Законопроекты, принятые парламентом, не нуждаются в королевском одобрении. Король, согласно конституции, не обладает правом вето. Тальман - спикер риксдага, должен направить в установленный срок принятый парламентом закон на подписание Премьер-министру и соответствующему министру, которые отказать в этом не имеют права. На практике Премьер-министр иногда поручает подписать закон лишь соответствующему министру. В начале 90-х годов в конституцию Швеции были внесены значительные изменения и дополнения, далее эта тенденция сохранилась.

Делая вывод можно отметить, что юридически Основной закон Швеции соответствует его фактическому значению. Недаром 4 основных закона существуют уже более двухсот лет, пусть и с небольшими изменениями и поправками. Данный Основной Закон в целом отвечает основным принципам Шведского государства, которыми сейчас являются демократия, верховенство закона,равенство всех людей и свободы и достоинства каждого, принцип всеобщей солидарности и открытости.

Основы политического строя Швеции

Социальные

Политические

Экономические

Духовные

1. Акт о Форме правления, Гл. 2., п. 1,2,3.:

1.свобода самовыражения, то есть право свободно сообщать сведения и выражать мысли, взгляды и чувства в устной, письменной, изобразительной и других формах;

2.свобода доступа к информации, то есть право свободно искать и получать сведения, а также иные

возможности ознакомления с высказываниями других лиц;

3.свобода собраний, то есть право свободно организовывать и посещать собрания с целью сообщения сведений, выражения мнений, иными подобными целями или для исполнения или показа произведений искусства;

1. Акт о Форме Правления, Гл. 1,п.3:Основными законами государства являются Акт о форме правления, Акт о престолонаследии, Акт о свободе печати и Акт о свободе самовыражения

2.Акт о Форме Правления, гл.1, п. 6.:Государством управляет правительство. Оно ответственно перед риксдагом.

3. Акт о Форме Правления, гл. 3, п. 1:Риксдаг избирается путем свободных, тайных и прямых выборов. Избиратели на выборах в риксдаг

голосуют за партийный список, имея при этом возможность особо указать конкретного кандидата.

Риксдаг состоит из одной палаты в составе трехсот сорока девяти членов. Члены риксдага должны иметьзаместителей.

1. Акт о Форме Правления, Гл. 9, п.10:Правительство не вправе без уполномочия риксдага брать займы или иным образом принимать финансовые обязательства от имени государства.

2. Акт о Форме Правления, Гл. 9, п. 12:Риксбанк является центральным банком государства, осуществляющим валютную и кредитную политику. Он должен также способствовать безопасному и эффективному функционированию платежной системы.

3.Акт о Форме Правления, Гл. 9, п. 3:Риксдаг осуществляет бюджетное регулирование на ближайший предстоящий бюджетный год или, если этого требуют особые причины, на другой бюджетный период. При этом риксдаг устанавливает, в каком размере должны исчисляться доходы государства, и выделяет ассигнования на определенные цели.

Соответствующие решения включаются в государственный бюджет.

Акт о Форме Правления, Гл. 2, п. 6:свобода совести, то есть право свободно наедине или совместно с другими исповедовать свою религию.

2. Основной закон о свободе высказываний, Гл. 1, п. 1:Каждый шведский гражданин в его отношениях с обществом обладает правом в соответствии с настоящим Основным законом гласно выражать свои мысли, мнения и чувства по радио, на телевидении и с помощью иных подобных средств передачи, а также в фильмах, видеопрограммах и других съемках передвижных изображений, а также передавать сведения на любую тему в звукозаписи и в иных формах.

3. Акт о свободе печати, Гл. 1, п. 1:Под свободой печати понимается право каждого шведского гражданина издавать произведения без заранее установленных какой-либо властью или иным государственным органом препятствий, привлекаться только к установленному законом суду за содержание произведений и не наказываться, следовательно, в иных случаях, кроме того случая, когда их содержание явно противоречит закону, принятому в целях охраны общественного спокойствия, который не может ограничивать право на всеобщую информированность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28951. Борьба политический партий за власть, большевистский государственный переворот 31.5 KB
  Следствием кризиса был Корниловский мятеж в результате которого все большую популярность получили большевики был окончательно потерян авторитет ВП. ЦИК советов и ИСКД создали чрезвычайный орган Комитет народной борьбы с контрреволюцией в который входили меньшевики эсеры и большевики. В это время большевики активизировали работу в советах стали восстанавливать отряды Красной гвардии направили своих агитаторов в корниловские войска Донскую Уссурийскую и Дикую дивизии. Укрепили свои позиции большевики возросло их влияние в народе.
28952. Возникновение советской государственности. Политика «военного коммунизма» 46.5 KB
  С приходом большевиков к власти возможность расширения правительства за счет вхождения в него других социалистических партий не была утеряна. В рядах партии имелась влиятельная группа большевиков которая отстаивала эту позицию. На заседании ЦК большевиков 1 ноября эта линия была расценена как капитулянтская переговоры были свернуты а Каменев снят с поста председателя ВЦИКа. в него было избрано 715 из800 депутатов: 370 эсеров 175 большевиков 40 левых эсеров 17 кадетов 15 меньшевиков 86 представителей национальных партий.
28953. Гражданская война и военная интервенция в России, причины и последствия 33.5 KB
  Предпосылки и причины гражданской войны После Октябрьской революции сложилась напряжённая социалполитическая ситуация Приступая к грандиозному преобразованию России большевики нуждались в спокойствии на внешних границах. Внутренняя обстановка в России была не менее напряжённой. Вводилось единое для всего населения России наименование гражданин Российской республики.
28954. Теория и практика национальной политики большевиков. Образование СССР 47 KB
  Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. сложился военнополитический союз советских республик. был подписан декрет Об объединении советских республик России Украины Латвии Литвы Белоруссии для борьбы с мировым империализмом.
28955. Новая экономическая политика и ее сущность 34 KB
  Нэп допускал некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъём производительных сил на базе роста социалистических и вытеснения капиталистических элементов преобразование многоукладной экономики в единую социалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства. Нарушение в этот период экономических связей промышленности с сельское хозяйством через торговлю сокращение товарооборота подрывали...
28956. Курс большевистской партии на строительство социализма в одной стране. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства и их последствия 43.5 KB
  Предпосылки индустриализации. Техникоэкономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую  необходимость индустриализации. Необходимость индустриализации. Социальная без индустриализации невозможно развитие экономики а следовательно и социальной сферы: образования здравоохранения сферы отдыха социального обеспечения.
28957. Формирование тоталитарно-бюрократического режима в СССР. Становление режима личной власти Сталина 25.5 KB
  Становление режима личной власти Сталина Борьба за власть среди партийных олигархов во второй половине 20х начале 30х годов. Постепенно расправившись со внутрипартийной оппозицией новая оппозиция троцкистскозиновьевский блок правый уклон в ВКПб попытка отстранить Сталина от власти на XVII съезде последовательно устранив с политической арены Каменева Зиновьева Троцкого Бухарина Рыкова и Томского Сталин к середине 30х годов сосредоточивает в своих руках все властные полномочия и фактически устанавливает тоталитарную форму...
28958. Обострение международной обстановки во второй половине 30-х годов XX века. Противоречивый характер внешней политики ведущих стран Запада и СССР накануне II-ой мировой войны 30.5 KB
  Противоречивый характер внешней политики ведущих стран Запада и СССР накануне IIой мировой войны. СССР подписал подобные договора с Францией и Чехословакией. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. был подписан договор о взаимопомощи между СССР и Монголией.
28959. СССР в условиях начавшейся II-ой мировой войны. Военные события конца 1939-1940 гг. и их современная оценка 42 KB
  СССР в условиях начавшейся IIой мировой войны. СССР объявил о своём нейтралитете. СССР и Германия подписали договор о дружбе и границе. СССР потребовал перенести границу от Ленинграда на 70 км.