99561

Характеристика аэрозолей. Классификация. Преимущества и недостатки аэрозолей как лекарственной формы. Виды аэрозольных систем

Контрольная

Химия и фармакология

Существует несколько классификаций препаратов под давлением: В зависимости от физико-химических свойств состава их классифицируют на двух- и трехфазные системы. В двухфазных системах жидкая фаза обычно представляет собой раствор действующих веществ в пропелленте или смеси пропеллента с растворителем

Русский

2016-09-23

56 KB

0 чел.

Контрольная работа №3

по предмету фармацевтическая технология

Вариант 17

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

17. Характеристика аэрозолей. Классификация. Преимущества и недостатки аэрозолей как лекарственной формы. Виды аэрозольных систем.

Ответ

Фармацевтические препараты под давлением – препараты, в которых действующие и вспомогательные вещества находятся под давлением газа-вытеснителя (пропеллента) в аэрозольном баллоне, герметически закупоренном клапаном. Препараты из аэрозольной упаковки получают в виде диспергированных в газовой среде жидких и твердых частиц, пен и пленок. Они предназначаются для ингаляций, нанесения на кожный покров, введения в полость тела и т.д.

Существует несколько классификаций препаратов под давлением: 1) В зависимости от физико-химических свойств состава их классифицируют на двух- и трехфазные системы. В двухфазных системах жидкая фаза обычно представляет собой раствор действующих веществ в пропелленте или смеси пропеллента с растворителем, т.е. эта система имеет две фазы: газообразную и жидкую. В трехфазных находятся три отдельных фазы: газообразная, твердая и жидкая

2) В зависимости от размера частиц дисперсной фазы, их разделяют на распылительные (диаметр частиц до 50 мкм, концентрация пропеллента – до 80%), душевые (диаметр частиц до 200 мкм, концентрация пропеллента 30- 70%) и пенные (диаметр частиц свыше 200 мкм, концентрация пропеллента – до 30%) . 3) В зависимости от применения аэрозоли бывают медицинскими и фармацевтическими

Аэрозоли медицинские – это аэрозоли одного или нескольких фармацевтических препаратов в виде твердых или жидких частиц, которые полу- чают с помощью специальных стационарных установок и назначают, в основном, для ингаляционного введения. Аэрозоли фармацевтические представляют собой готовую лекарственную форму, которая состоит из баллона, клапанно-распылительной сис темы и содержимого различной консистенции, способного с помощью пропеллента выводиться из баллона. По назначению их разделяют на следующие группы: ингаляционные, отоларингологические, дерматологические, стоматологические, проктологические, гинекологические, офтальмологические, специального назначения (диагностические, перевязочные, кровоостанавливающие и т.д.). Для получения аэрозолей используют большое количество различных химических веществ. Все они могут быть разделены на три основных группы: активнодействующие, вспомогательные вещества (растворители, ароматизаторы, эмульгаторы, солюбилизаторы, консерванты, консистентные вещества и др.) и пропелленты. Одним из основных компонентов во время производства аэрозолей являются эвакуирующие газы – пропеллленты, которые создают повышенное внутреннее давление. В зависимости от давления насыщенного газа пропелленты можно раз- делить на основные, способные создавать самостоятельно в упаковке давление не менее 2 атм., и вспомогательные, создающие давление менее 1 атм.

В зависимости от агрегатного состояния пропелленты разделяют на три группы: 1.Сжиженные газы: А) Фторорганические соединения (фтор- и фторхлоруглеводные фреоны). Благодаря их способности сочетаться со многими органическими рас творителями, химической инертности, нетоксичности фреоны являются основной группой веществ, которые применяют в аэрозолях в качестве пропеллентов. Недостатком фреонов является их неустойчивость к влаге: даже незна чительное количество воды, контактируя с фреонами, вызывает их быстрый гидролиз. Б) Углеводороды парафинового ряда (пропан, бутан, изобутан и др.). В сравнении с хладонами они стабильны в водных средах, легче воды, поэтому их рационально применять для распыления препаратов на водной основе. Однако легковоспламеняемость парафиновых углеводородов не позволяет им конкурировать с препаратами на основе органических растворителей. В) Хлорированные углеводороды (этилхлорид, 1,1,1-трихлорэтан, винилхлорид и др.). Только винилхлорид может быть рекомендован как самостоятельный пропеллент, остальные имеют низкое давление паров, но могут быть исполь зованы в качестве растворителей и сорастворителей для уменьшения давления в смеси с другими пропеллентами для создания бытовых аэрозолей. 2) Сжатые газы – азот, азота закись, углерода диоксид. Сжатые газы имеют ряд ценных свойств, благодаря которым их применяют как пропелленты: химическая инертность, нетоксичность, низкая стоимость. Однако давление в баллоне в результате выхода продукта падает, что влечет неполное использование препарата. Кроме того, вследствие падения давления изменяется характеристика струи (ее интенсивность, влажность, степень дисперсности), что является нежелательным явлением для фармацевтических аэрозолей. 3) Легколетучие органические растворители – метиленхлорид, этиленхлорид и др. В производстве аэрозолей они широко используются в качестве вспомогательных пропеллентов. Аэрозольная упаковка состоит из баллона, в середине которого находится концентрат и пропеллент, герметически закрытые клапаном с распыли- тельной головкой .

В зависимости от материала, из которого изготовленные баллоны, их разделяют на несколько видов: металлические, стеклянные, пластмассовые и комбинированные. Каждый вид баллонов имеет преимущества и недостатки. При их использовании учитывают, в основном, стоимость, наличие материалов для их изготовления, а также возможность упаковки тех или иных продуктов.

28.Пластыри смоляно-восковые. Состав, номенклатура, технология изготовления

Ответ

В качестве основ в состав смоляно-восковых пластырей входят сплавы парафина, вазелина, петролатума, жира со смолами (канифолью) и воском, придающие массе липкость. При изготовлении пластырей необходимо следить, чтобы эти вещества были безводными, так как в присутствии влаги масса становится маркой, а при хранении — ломкой и хрупкой. Производство смоляно-восковых пластырей носит в основном промышленный характер и ведется в специальном реакторе. Наиболее характерным представителем этой группы пластырей является пластырь мозольный (Emplastrum ad clavos pedum), в состав которого входят 20 частей кислоты салициловой, 27 частей канифоли, 26 частей парафина и 27 частей петролатума. Технология изготовления:

В котел с паровой рубашкой и мешалкой помещают отвешенное количество канифоли,парафина и петролатума и сплавляют.Сплав фильтруют в теплом виде через капроновую сетку и в фильтрате диспергируют при перемешивании кислоты салициловой.Полученную однородную массу разливают в формы по 3,0 г или наносят на подложку и охлаждают.Каждый кусочек пластыря упаковывают индивидуально.

Стандартизацию готовой продукции проводят по качественным и количественным реакциям на кислоту салициловую(19-21),органолептическим показателям,температуре плавления.

22. Вспомогательные вещества для получения аэрозолей (растворители, солюбилизаторы, ПАВ, пленкообразователи и др.), пропеленты.

Ответ

Для получения аэрозолей используют большое количество различныххимических веществ. Все они могут быть разделены на три основныхгруппы: активнодействующие, вспомогательные вещества (растворители,ароматизаторы, эмульгаторы, солюбилизаторы, консерванты, консистентныевещества и др.) и пропелленты.

Одним из основных компонентов во время производства аэрозолей яв-ляются эвакуирующие газы – пропеллленты, которые создают повышенноевнутреннее давление.

В зависимости от давления насыщенного газа пропелленты можно раз-делить на основные, способные создавать самостоятельно в упаковке давление не менее 2 атм., и вспомогательные, создающие давление менее 1 атм.

В зависимости от агрегатного состояния пропелленты разделяют на три группы:

1.Сжиженные газы:

А) Фторорганические соединения (фтор- и фторхлоруглеводные - фре-

оны).Благодаря их способности сочетаться со многими органическими растворителями, химической инертности, нетоксичности фреоны являются основной группой веществ, которые применяют в аэрозолях в качестве пропеллентов.Недостатком фреонов является их неустойчивость к влаге: даже незначительное количество воды, контактируя с фреонами, вызывает их быстрый гидролиз.

Б) Углеводороды парафинового ряда (пропан, бутан, изобутан и др.).В сравнении с хладонами они стабильны в водных средах, легче воды,поэтому их рационально применять для распыления препаратов на воднойоснове. Однако легковоспламеняемость парафиновых углеводородов не позволяет им конкурировать с препаратами на основе органических растворителей.

В) Хлорированные углеводороды (этилхлорид, 1,1,1-трихлорэтан, винилхлорид и др.).Только винилхлорид может быть рекомендован как самостоятельный пропеллент, остальные имеют низкое давление паров, но могут быть использованы в качестве растворителей и сорастворителей для уменьшения давления в смеси с другими пропеллентами для создания бытовых аэрозолей.

2) Сжатые газы – азот, азота закись, углерода диоксид.Сжатые газы имеют ряд ценных свойств, благодаря которым их применяют как пропелленты: химическая инертность, нетоксичность, низкая стоимость. Однако давление в баллоне в результате выхода продукта падает, что влечет неполное использование препарата. Кроме того, вследствие падения давления изменяется характеристика струи (ее интенсивность, влажность,степень дисперсности), что является нежелательным явлением для фармацевтических аэрозолей.

3) Легколетучие органические растворители – метиленхлорид, этиленхлорид и др.

В производстве аэрозолей они широко используются в качестве вспомогательных пропеллентов..

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Составьте материальный баланс, определите выход, материальные потери и расходный коэффициент на стадиях смешивания, гомогенизации и по готовому продукту при получении 500,0 г мази цинковой, если потери на стадии смешивания составляют 20 г, а на стадии гомогенизации 15 г.

Ответ

На стадии смешивания вазелина с цинка оксидом материальные потери составили 20,0 г. Уравнение материального баланса на этой стадии имеет вид:

500,0 = 480,0 + 20,0

η =480,0*100%/500,0= 98%

ε =20,0*100%/500,0 = 2%

К.расх. =500,0/480,0 = 1,042

Если на стадии гомогенизации мази материальные потери составляют 15,0 г,то уравнение материального баланса для этой стадии имеет вид:

480,0 = 465,0 + 15,0

η =465,0*100%/480,0 = 96,88%

ε =15,0*100%/480,0 = 3,12%

К.расх. =480,0/465,0 = 1,032

Уравнение материального баланса с учетом всех материальных потерь (по готовому продукту) приобретает вид:

500,0 = 465,0 + 35,0

η =465,0*100%/500,0 = 93%

ε =35,0 *100%/500,0 = 7%

К.расх. =500,0/465,0 = 1,075

Задача 4

Составьте уравнение материального баланса при получении пасты Теймурова. Определите его основные показатели, считая, что потери отдельных исходных ингредиентов имеют одинаковые величины. Рассчитайте расходные нормы для приготовления препарата согласно его прописи. Суммарное количество исходных ингредиентов (кг) препарата по прописи 50, количество готового продукта - 49,5

Ответ

Состав пасты Теймурова:

Кислоты борной  7,0

Цинка оксида  25,0

Натрия тетрабората  7,0

Кислоты салициловой  1,4

Гексаметилентетрамина  3,5

Раствора формальдегида  3,5

Свинца ацетата  0,3

Масла мяты перечной  0,3

Уравнение материального баланса имеет вид: 50,0 = 49,5 + 0,5

η =49,5*100%/50,0 = 99%

ε =0,5*100%/50,0 = 1%

К.расх. =50,0/49,5 = 1,010

Рабочая пропись:

Кислоты борной  3,5 * 1,010 = 3,535 кг

Цинка оксида  12,5 * 1,010 = 12,625 кг

Натрия тетрабората  3,5 * 1,010 = 3,535 кг

Кислоты салициловой 0,7 * 1,010 = 1,71 кг

Гексаметилентетрамина 1,750* 1,010 = 1,768 кг

Раствора формальдегида 1,750 * 1,010 = 1,768 кг

Свинца ацетата  0,15 * 1,010 = 0,152 кг

Масла мяты перечной 0,15 * 1,010 = 0,152 кг

Задача 14

В какой тип эмульсий можно ввести водный раствор хлорида кальция? Ответ

Хлорид кальция СаС12 растворим в воде. Эмульсия м/в также смешивается с водой. Следовательно, для введения водного раствора СаС12 надо взять прямую эмульсию.

 Использованная литература

1. Аверко-Антонович, И. Ю. Методы исследования свойств полимеров :

учеб. пособие / И. Ю. Аверко-Антонович, Р. Т. Бикмуллин. – Казань :

КГТУ, 2002. – 76 с.

2. Аксельруд, Г. А. Экстракция из твердых тел и растворение при импульс-

ном воздействии среды / Г. А. Аксельруд, И. Н. Фиклистов, О. М. Кре-

ховецкий // Совершенствование теории и техники экстрагирования из

твердых материалов с целью создания высокоэффективных автоматизи-

рованных экстрактов. – К., 1974. – C. 32–33.

3. Балабудкин, М. А. О совершенствовании технологии экстрагирования

путем применения аппаратов роторно-пульсационного типа / М. А. Ба-

лабудкин, М. В. Леквеишвили, Г. Н. Борисов // Совершенствование тео-

рии и практики техники экстрагирования из твердых материалов с целью

создания высокоэффективных автоматизированных экстракторов. – К.,

1974. – С. 117–119.

4. Балабудкин, М. А. Совершенствование технологи изготовления лекарств

путем применения роторно-пульсационных аппаратов / М. А. Балабуд-

кин // Хим.-фармац. журн. – 1978. – № 5. – С. 114–117.

5. Башура, Г. С. Роль вспомогательных веществ в создании аэрозолей и

мягких лекарственных средств / Г. С. Башура, Л. И. Драник // Состояние

и перспективы создания новых готовых лекарственных средств и фито-

химических препаратов : тез. докл. науч.-практ. конф. – Х., 1990. – С.

51–52.

6. ПРАКТИКУМ ПО ТЕХНОЛОГИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕ-

ЦИАЛЬНОСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ ПАРФЮМЕРНО – КОСМЕТИЧЕ-

СКИХ СРЕДСТВ» / Под ред. Рубан Е.А. – Х.: НФаУ, 2013. – с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58998. День учителя 39 KB
  У звязку зі святкуванням Дня вчителя до нас у місто прибув почесний гість - сам Папа Римський Бенедикт Шістнадцятий. На сцені зявляються папа римський і перекладач. Папа Римський. Доброго дня шановні пані та панове Папа римський.
58999. Державний устрій, закони та звичаї Ліліпутії в романі Дж. Свіфта 35.5 KB
  Як у романі пародіюються стосунки між католиками та протестантами Хто й чому промовляє: Я рішуче відмовився бути знаряддям поневолення незалежного й відважного народу Як наказ премєра Англії про грошову винагороду за голову злочинця виявив повагу ірландців до Свіфта.
59000. Детективні новели Едгара По 60.5 KB
  Від новели чекали розповіді про те що трапилося насправді про якусь дивну подію що сталася десь і з кимось подію настільки вірогідну щоб читачі змогли її упізнати та порівняти з власним життям.
59001. Джеймс Олдрідж. Останній дюйм 44.5 KB
  Мета: підібрати відповідний матеріал для розкриття теми. Залучити всіх учнів до вирішення проблем взаємин батьків і дітей, викликати бажання висловити власну точку зору, аргументувати її. Розвивати логічне мисленн, творчу уяву, виховувати мужність, волю, розвивати вміння самостійно приймати рішення
59002. Лінійка-реквієм. Дзвони Чорнобиля 29.5 KB
  Голос за сценою Чорнобиля гіркий Полин На серце ліг незримо й тяжко, І плине над землею дзвін Із тихим стогоном протяжно.
59003. Диктатура Юлія Цезаря 41.5 KB
  Обладнання: карта Стародавнього світу ілюстрації портрети виставка рефератів з теми Диктатура Юлія Цезаря Гай Светоний Транквили Жизнь двенадцати Цезарей В. Пояснення нового матеріалу План Дитячі та юнацькі роки Юлія Цезаря.
59004. Добро і світло в новелах О. Генрі 42 KB
  Генрі блискучий майстер короткого оповідання а його новели маленькі шедеври. Генрі автор монографії про нього новели американського письменника. 2й цикл новели техаського періоду близько ста новел збірка Серце Заходу.
59005. Доброта 42 KB
  Ознайомити з поняттями добро та доброта. Виховувати в учнів бажання творити добро ХІД УРОКУ I. Мудрець сказав: живи добро звершай Та нагород за це не вимагай.
59006. Ave Maria! 56 KB
  Повідомлення теми та мети уроку Учитель. Учитель. Бесіда про молитву Божій Матері живописця Рафаеля Санті та його картину Сікстінська Мадонна Учитель. Учитель.