99585

Методы мозговой атаки. Мозговой штурм

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Мозговой штурм Сущность метода мозгового штурма заключается в том что отбирается группа квалифицированных экспертов но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Техника мозгового штурма такова. Категорически запрещается любая критика это важнейшее условие мозгового штурма: сама возможность критики тормозит воображение. Среди полученных в результате мозгового штурма идей может оказаться много глупых и неосуществимых но глупые идеи потом легко исключить последующей критикой.

Русский

2016-09-25

261.26 KB

1 чел.

Федеральное агентство по образованию Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ковровская государственная технологическая академия

имени В.А. Дегтярева»

Домашняя работа

по дисциплине методы и модели в экономике.

Выполнил: ст. гр. ЭБ-112

Железнов И.О.

Проверил: Клеветов Д. В.

Ковров 2013

Методы мозговой атаки. «Мозговой штурм»

Сущность метода мозгового штурма заключается в том, что отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство экспертов, и считается правильной.

Техника мозгового штурма такова. Собирается группа лиц, отобранных для генерации альтернатив. Главный принцип отбора — разнообразие профессий, квалификаций, опыта (такой принцип позволяет расширить фонд априорный информации, которой располагает группа). Сообщается, что приветствуются все идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников, в том числе и лишь частично улучшающие чужие идеи (каждую идею рекомендуется записывать на отдельной карточке). Категорически запрещается любая критика — это важнейшее условие мозгового штурма: сама возможность критики тормозит воображение. Каждый по очереди зачитывает свою идею, остальные слушают и записывают на карточки новые мысли, возникшие под влиянием услышанного. Затем все карточки собираются, сортируются и анализируются, обычно другой группой экспертов.

Число альтернатив можно впоследствии значительно увеличить, комбинирую сгенерированные идеи. Среди полученных в результате мозгового штурма идей может оказаться много глупых и неосуществимых, но глупые идеи потом легко исключить последующей критикой.

Условия и техника проведения мозгового штурма

Условия и техника проведения мозгового штурма

Категории участников

  1.  Жестких ограничений нет, но лучше включать в группу работников с относительно небольшим опытом работы — они еще не имеют выработанных стереотипов.
  2.  При решении специфических задач необходимо приглашать специалистов (но они будут приглашенными, а не участниками).
  3.  Рекомендуется формировать смешанные группы (из мужчин и женщин). Как правило, наличие представителей разного пола оживляет атмосферу работы.
  4.  При проведении мозгового штурма желательно, чтобы количество активных и умеренных членов группы было примерно поровну.
  5.  Необходимо, чтобы разница в возрасте, служебном положении между членами группы была минимальной. Присутствие начальства также сдерживает и ограничивает ход протекания мозгового штурма.
  6.  Не рекомендуется приглашать на проведение мозгового штурма скептически настроенного руководителя, даже при условии его участия в роли наблюдателя.
  7.  Целесообразно время от времени вводить в группу новых людей, новые люди вносят новые взгляды, идеи, стимулирующие мышление.

Количество участников:

  1.  Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное участников число — 7.
  2.  Не рекомендуется разбивать участников группы на более мелкие (2 и более).
  3.  Количество людей в группе также зависит от количества в ней активных и умеренных членов. Если больше активных, то количество людей в группе должно быть меньше, больше умеренных — наоборот.

Обстановка, место проведения

  1.  Для проведения мозгового штурма целесообразно место проведения использовать аудиторию или отдельную комнату, вдали от постороннего шума. На стене рекомендуется повесить плакат с основными правилами проведения мозгового штурма.
  2.  Желательно иметь доску, которую участники могут использовать для отображения своих идей. Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа небольшая (5 — 6 человек) — наиболее удобен круглый стол.
  3.  Желательно иметь магнитофон: человек может не успеть вникнуть в идею и упустить ее.
  4.  Не забывайте, что юмор во время собрания необходим. Это способствует созданию непринужденной обстановки и творческой атмосферы.

Продолжительность и время

  1.  Как правило, продолжительность проведения мозгового штурма и время колеблется в пределах 40 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.
  2.  При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения — 10-15 минут.
  3.  Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма — утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).

Типы проблем, решаемые методом мозгового штурма

  1.  Метод мозгового штурма позволяет решать любую проблему, решаемые методом имеющую несколько возможных вариантов решений. Проблемы, мозгового штурма имеющие только один ответ или ограниченное число возможных решений, не подходят для решения этим методом.
  2.  Необходимо также избегать решения слишком общих, абстрактных проблем.
  3.  Рекомендуется избегать полного решения проблемы за одну сессию. Если начальная формулировка слишком широка и обобщена, следует подразделить ее на ряд подпроблем.
  4.  Метод мозговой атаки можно с успехом использовать для сбора информации, а не идей, т. е. для выяснения источников или формирования вопросов анкеты.
  5.  Проблемы для обсуждения рекомендуется формулировать просто и ясно.

Озвучивание проблемы

  1.  Тема мозгового штурма раскрывается участникам заранее, за несколько дней до обсуждения. В этом случае ведущий (председатель) представляет краткое изложение темы или проблемы (до 5 мин, объемом на пол-листа), раздает ее участникам заранее.
  2.  Ознакомление участников мозговой атаки с темой или проблемой непосредственно при проведении мозгового штурма.
  3.  Существует также и смешанный способ подачи темы или проблемы для мозговой атаки. То есть заранее сообщается частичная, а не полная информация по проблеме.
  4.  Рекомендуется использовать три правила представления идеи или проблемы:
  5.  Показать или проиллюстрировать путь развития проблемы или ситуации. Если это возможно, то лучше графически.
  6.  Дать рекомендации по выбору основных точек соприкосновения. Использовать диаграммы, модели и все, что наилучшим образом подходит для этой цели. Желательно все это показать и объяснить просто и четко.
  7.  Суммировать имеющиеся точки зрения, показать их преимущества и недостатки. Еще раз подчеркнуть необходимость решения.

Роль руководителя (лидера)

  1.  Основные функции руководителя заключаются в информировании всех участников о правилах мозговой атаки , в (лвдера) контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.
  2.  Важно, чтобы руководитель сам участвовал в генерировании идей. Он одновременно должен выполнять роль стимулятора или катализатора в случае замедления темпа генерирования идей. Хороший руководитель, как правило, должен заранее иметь список возможных решений проблемы.
  3.  Роль руководителя заключается также в подборе участников мозгового штурма как минимум за 2 дня до ее проведения.
  4.  Эффективный руководитель постоянно подбрасывает «дикие» и безрассудные идеи и предложения, чтобы продемонстрировать, что они поощряются.
  5.  Иногда бывает, что группе участников трудно избавиться от традиционных подходов, стереотипов в решении проблемы. В этом случае рекомендуем использовать маленькую хитрость: руководитель останавливает ход мозгового штурма и вводит ограничения: в течение 2-3 минут предлагать только непрактичные, самые необычные идеи.
  6.  Часто бывает, что участники продолжают генерировать интересные идеи и после проведения собрания. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.

Оценка идей

  1.  Для оценки идей необходимо выбрать критерии. Критериями оценки могут быть актуальность, практическая реализация, решаемость собственными силами, новизна и т. д.
  2.  Оценка идей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же группой участников, то, как правило, она производится через несколько дней.
  3.  Метод мозговой атаки можно с успехом использовать для сбора информации, а не идей, т. е. для выяснения источников или формирования вопросов анкеты.
  4.  Проблемы для обсуждения рекомендуется формулировать просто и ясно.

Озвучивание проблемы

  1.  Тема мозгового штурма раскрывается участникам заранее, за несколько дней до обсуждения. В этом случае ведущий (председатель) представляет краткое изложение темы или проблемы (до 5 мин, объемом на пол-листа), раздает ее участникам заранее.
  2.  Ознакомление участников мозговой атаки с темой или проблемой непосредственно при проведении мозгового штурма.
  3.  Существует также и смешанный способ подачи темы или проблемы для мозговой атаки. То есть заранее сообщается частичная, а не полная информация по проблеме.
  4.  Рекомендуется использовать три правила представления идеи или проблемы:
  5.  Показать или проиллюстрировать путь развития проблемы или ситуации. Если это возможно, то лучше графически.
  6.  Дать рекомендации по выбору основных точек соприкосновения. Использовать диаграммы, модели и все, что наилучшим образом подходит для этой цели. Желательно все это показать и объяснить просто и четко.
  7.  Суммировать имеющиеся точки зрения, показать их преимущества и недостатки. Еще раз подчеркнуть необходимость решения.

Роль руководителя (лидера)

  1.  Основные функции руководителя заключаются в информировании всех участников о правилах мозговой атаки , в (лвдера) контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.
  2.  Важно, чтобы руководитель сам участвовал в генерировании идей. Он одновременно должен выполнять роль стимулятора или катализатора в случае замедления темпа генерирования идей. Хороший руководитель, как правило, должен заранее иметь список возможных решений проблемы.
  3.  Роль руководителя заключается также в подборе участников мозгового штурма как минимум за 2 дня до ее проведения.
  4.  Эффективный руководитель постоянно подбрасывает «дикие» и безрассудные идеи и предложения, чтобы продемонстрировать, что они поощряются.
  5.  Иногда бывает, что группе участников трудно избавиться от традиционных подходов, стереотипов в решении проблемы. В этом случае рекомендуем использовать маленькую хитрость: руководитель останавливает ход мозгового штурма и вводит ограничения: в течение 2-3 минут предлагать только непрактичные, самые необычные идеи.
  6.  Часто бывает, что участники продолжают генерировать интересные идеи и после проведения собрания. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.

Оценка идей

  1.  Для оценки идей необходимо выбрать критерии. Критериями оценки могут быть актуальность, практическая реализация, решаемость собственными силами, новизна и т. д.
  2.  Оценка идей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же группой участников, то, как правило, она производится через несколько дней.

Задание №1.

«Мозговой штурм»/Метод Дельфи

Тема: Опрос, какой сделать опрос?

Коэффициент конкодации W:  0,225 ,а для приблизительно достоверной информации нам нужно, хотя бы, примерно = 0,6 – 0,7. Проведем повторное голосование с некоторыми изменениями.

Коэффициент конкодации W: 0,642 – вполне приемлемый результат.

Сделаем вывод о том, какой опрос нам создать:

Жанр фильма: 49
Цвета: 20
Литература:  22

Авто:  49

Стипендия: 22

Страны: 48

Итог,  сверяя мнения экспертов, можно сделать вывод о том, что можно создать опрос о Жанрах фильмов и об Авто, и эксперты будут рады его пройти, как тот, так и другой.

Задание №2.

Фирма рекламирует свою продукцию с использованием четырех средств: телевидения, радио, газет и афиш. Из различных рекламных экспериментов, которые проводились в прошлом, известно, что эти средства приводят к увеличению прибыли соответственно на 10, 3, 7 и 4 у.е. в расчете на 1 у.е., затраченную на рекламу.

Распределение рекламного бюджета по различным средствам подчинено следующим ограничениям:

а) полный бюджет не должен превосходить 500 000 у.е.;

б) следует расходовать не более 40 % бюджета на телевидение и не более 20 %

бюджета на афиши;

в) вследствие привлекательности для подростков радио на него следует

расходовать по крайней мере половину того, что планируется на телевидение.

Сформулируйте задачу распределения средств по различным источникам как

задачу линейного программирования и решите ее.

Решение:

Переменные: х1 - расходы на рекламу на телевидении, х2- на радио, х3- в газетах, х4- на афишах.

Целевая функция: f(X) = 10 Xi + 3 х2 + 7 х3 + 4 х4 -> max

Условие неотрицательности переменных: xj > 0 (j = 1.. .4)

Система ограничений:

Решение с помощью надстройки «Поиск решения».

Задачу будем решать с помощи надстройки «Поиск решения» Microsoft Excel.

Вначале подготовим электронную таблицу (лист) Excel для применения данной надстройки, покажем ввод необходимых параметров, а затем найдем

оптимальное решение.

Введем значения коэффициентов целевой функции:

С1

С2

С3

С4

10

3

7

4

X1

X2

X3

X4

0

0

0

0

Запишем систему ограничений на значения переменных:

Введем на лист Excel ячейки, в которых будет помещен результат решения (оптимальный план расходов на рекламу), и присвоим ячейкам первоначальные значения переменных.

(Примечание к скриншоту: На уровне столбца L до решения задачи везде была цыфра 0 )

Установим расположение ячейки, в которой будет вычисляться значение целевой функции:

(Примечание к скриншоту: До решения задачи ЦФ = 0)

Задание формулы для вычисления целевой функции (суммы произведений элементов векторов: плана расходов и коэффициентов целевой функции):

(Примечание к скриншоту: Массив2 до решения = {0;0;0;0})

Откроем диалоговое окно «Поиск решения». В нем зададим расположение целевой ячейки (в котором вычисляется значение целевой функции), вид оптимального решения (максимальное значение), расположение ячеек, которые  будут изменяться при поиске решения (из них состоит вектор-строка оптимального плана), а также ограничения на изменяемые значения.

После ввода необходимых данных нажмем кнопку «Выполнить» диалогового окна. В случае, если решение существует (и все данные введены верно), появляется сообщение:

После нажатия кнопки «ОК» в ячейках строки оптимального плана появляются значения его оптимальных элементов (оптимальный план); в ячейке целевой функции вычисляется соответствующее этому плану оптимальное значение целевой функции.

Отчёт:

Оптимальный план: (200000; 100000; 200000; 0). Максимальное значение прибыли от рекламы: 3 700 000 у.е. Как видно из оптимального плана, на рекламу с помощью афиш расходовать средства нерационально. Это связано с относительно небольшим увеличением прибыли от этого вида рекламы и отсутствия привлекательности для какой-либо категории населения (в отличие, например, от радио).

Вывод по работе:

Проделав данную работу, я узнал, что такое Метод мозговой атаки, а то есть «Мозговой штурм». Разобрался в условиях и технике мозгового штурма.

Я ознакомился с методом дельфи, и освоил программу TIPSLab3. С помощью этой программы я выявил оптимальное решение задания. Далее я решил задачу в редакторе Excel, сгруппировал данные, использовал надстройку Поиск решения и сделал отчёт по проделанной работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43513. РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИОВОЛН И АНТЕННО-ФИДЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА 264.5 KB
  Технические требования на проектируемую антенну номер канала дБ коэффициент усиления бортовой передающей антенны дБВт уровень мощности на входе малошумящего приемного устройства м протяженность радиолинии ИСЗ Земля модуль характеризующий потери в атмосфере Земли. С тех пор двойные зеркальные телескопы носят название телескопов Кассегрена и это название было распространено на антенны с аналогичным принципом конструкции зеркал. Антенны Кассегрена в настоящее время являются широко...
43514. Разрабоика схемы тахометра 154.5 KB
  Параметры счетчика: Счетчик считает обороты в течении 10 секунд и поэтому необходимо делить входной сигнал на 10 чтобы соблюсти соответствие с оборотами в минуту. Алгоритм работы тахометра На вход устройства подается сигнал tkt; Счетчику D присваивается значение Dtkt; Если счетчик D досчитал до 10 тогда переход к п.4; Счетчику Ct присваивается значение Hrz1 ; Если счетчик Ct досчитал до 10то переход к п. Формируется сигнал записи Cwr ; По сигналу Cwr происходит запись результата в регистр W; Сигналом...
43515. Будова та основні характеристики мікропроцесора Intel Core i5-661 888.5 KB
  Опис процесора Intel Core i5661 рисунок. Intel Core i5661 Процесор Intel Core i5651 заснований на 32нм ядрі Clrkdle. І в цьому лежить його головна технологічна відмінність від процесорів Intel Core i57xx. Так Intel Core i5650 це двоядерний процесор на відміну від чотирьохядерних Intel Core i57xx що мають вдвічі більший обєм кешпамяті 8 МБ проти 4 МБ.
43516. СОЦІАЛЬНА СТРАТИФІКАЦІЯ СУЧАСНОГО СУСПІЛЬСТВА 197 KB
  Поняття соціальної стратифікації суспільства. Типи стратифікованого суспільства . Соціальна стратифікація сучасного суспільства .
43517. Проектирование цифрового счетчика 454 KB
  Дополнительные требования: предусмотреть управление реверсом и индикацию направления счета Теоретическая часть Счетчиком называется последовательное устройство предназначенное для счета входных импульсов и фиксации их числа в двоичном коде. В цифровых схемах счетчики могут выполнять следующие микрооперации над кодовыми словами: 1 установка в исходное состояние запись нулевого кода; 2 запись входной информации в параллельной форме; 3 хранение информации; 4 выдача хранимой информации в параллельной форме; 5 инкремент ...
43518. Развитие коммуникативных способностей личности подростка в процессе обучения искусству 97.5 KB
  Влияние обучения искусству на развитие коммуникативных способностей личности подростка. Изучение театральных основ и развитие личности. Внутренние факторы это состояние отношение качество личности круг умений и навыков которые необходимы в общении.
43519. Технологические процессы и оборудование 468 KB
  Котёл предназначен для получения горячей воды с температурой до 150° С и давлением 2,25 МПа в отдельно стоящих котельных для использования в системах отопления, вентиляции и горячего водоснабжения объектов промышленного и бытового назначений и на ТЭЦ в качестве пиково-резервных источников тепла.
43520. Технология производства хлористого калия методом растворения-кристаллизации 426 KB
  Осветление горячего насыщенного щелока от глинистых и солевых частиц. Охлаждение осветленного насыщенного щелока за счет самоиспарения под вакуумом и кристаллизация хлористого калия. Сгущение хлоркалиевой пульпы с целью отделения основной массы маточного щелока от кристаллов хлористого калия. Нагрев растворяющего щелока.
43521. НАПРЯМИ ТА ПРОПОЗИЦІЇ ЩОДО ВДОСКОНАЛЕННЯ ПРОФЕСІЙНОГО ПІДБОРУ ПЕРСОНАЛУ НА ПІДПРИЄМСТВІ 276.5 KB
  Якщо чисельність персоналу менша від нормативної, кадрового потенціалу стає недостатньо для розв’язання нагальних проблем розвитку організації. Планові перетворення виробничої та управлінської бази організації в цьому разі не забезпечуються достатньою професійною й інтелектуальною підтримкою наявних кадрів.