99605

Определение качества среды с помощью листовой пластины берёзы повислой

Практическая работа

Экология и защита окружающей среды

Расстояние от основания до конца жилки второго порядка, второй от основания листа. Расстояние между основаниями первой и второй жилок второго порядка. Расстояние между концами первой и второй жилок второго порядка. Угол между главной жилкой и второй от основания листа жилкой второго порядка.

Русский

2016-09-26

1.01 MB

0 чел.

Управление образования Администрации муниципального образования «Город Можга»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Исследовательская работа

«Определение качества среды с помощью листовой пластины берёзы повислой»

Выполнила

Выполнила Иванова Ирина,

Класс 8б

МБОУ СОШ №3

Руководитель

Владыкина Любовь Павловна,

Должность учитель биологии

2016г.

Содержание

Введение

Методика

Расчётная часть

Вывод

Список литературы

Введение

Человек живёт неразрывно с природой и наносит ей вред. И каждому хочется узнать качество среды, в которой он живёт. Для этого есть очень много способов: можно с помощью химических реактивов, но не у всех есть возможность воспользоваться ими. В таком случае могут помочь живые организмы, живущие в этих же условиях. Одним из признаков неблагополучия является отклонение в строении правой и левой половин двусторонне-симметричных органов.

Тема: Определение качаства среды с помощью листовой пластины берёзы повислой.

Гипотеза: По степени ассимметрии листовой пластины можно определить загрязнённость среды.

Цель: Определить качество среды с помощью листовой пластины.

Задачи:

  • Познакомиться с методикой
  • Собрать материал
  • Описать место обитания
  • Сделать расчёты
  • Сделать вывод

Методика:

    Произвести измерения

1-ширина левой и правой половинок листа. Для измерения лист складывают пополам, совмещая верхушку с основанием листовой пластинки. Затем измеряется расстояние от границы центральной жилки до края листа.

2-расстояние от основания до конца жилки второго порядка, второй от основания листа.

3- расстояние между основаниями первой и второй жилок второго порядка.

4- расстояние между концами первой и второй жилок второго порядка.

5- угол между главной жилкой и второй от основания листа  жилкой второго порядка.

Для мерных признаков величина асимметрии у растений рассчитывается как различие в промерах слева и справа, отнесенное к сумме промеров на двух сторонах. Интегральным показателем стабильности развития для комплекса мерных признаков является средняя величина относительного различия между сторонами на признак. Этот показатель рассчитывается как среднее арифметическое суммы относительной величины асимметрии по всем признакам у каждой особи, отнесенное к числу используемых признаков. В таблицах приводится пример расчета средней относительной величины асимметрии на признак для 5 промеров листа у 10 растений.

     Сначала вычисляется относительная величина асимметрии для каждого признака. Для этого модуль разности между промерами слева (Л) и справа (П) делят на сумму этих же промеров: |Л-П| / |Л+П|,

Полученные величины заносятся во вспомогательную таблицу

Затем вычисляют показатель асимметрии для каждого листа. Для этого суммируют значения относительных величин асимметрии по всем признакам и делят на число признаков.

На последнем этапе вычисляется интегральный показатель стабильности развития – величина среднего относительного различия между сторонами на признак. Для этого вычисляют среднюю арифметическую величину асимметрии для выборки листьев. Это значение округляется до третьего знака после запятой. В нашем случае искомая величина равна:

(0,022+0,015+0,057+0,061+0,098+0,035+0,036+0,045+0,042+0,012)/10 = 0,042 7. Статистическая значимость различий между выборками по величине интегрального показателя стабильности развития (величина среднего относительного различия между сторонами на признак) определяется по критерию Стьюдента.

Пятибалльная шкала оценки отклонений состояния организма  от условной нормы по величине интегрального показателя  стабильности развития для березы повислой (Betula pendula)

Балл

Величина показателя стабильности развития

I

<0,040

II

0,040 - 0,044

III

0,045 - 0,049

IV

0,050 - 0,054

V

>0,054

I – чисто; II – относительно чисто («норма»); III – загрязнено («тревога»); IV – грязно («опасно»); V – очень грязно («вредно»)

Расчётная часть

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1

3,5

3,5

4,9

4,9

0,8

0,8

2,8

2,8

36

40

2

2

2

2,9

2,9

0,4

0,4

0,8

0,8

31

26

3

1,9

2,1

2,8

2,8

0,4

0,4

0,9

0,9

30

31

4

2,2

2,2

3,1

3

0,5

0,5

0,8

0,8

27

27

5

2,8

2,8

3,8

3,8

0,8

0,8

1,3

1,3

32

34

6

2

2,2

3,1

3,1

0,8

0,8

1

1

34

34

7

1,8

1,6

2,8

2,8

0,8

0,8

0,9

0,9

19

19

8

2,2

2,2

3,1

2,8

0,5

0,5

0,6

0,6

27

28

9

2,5

2,3

3,4

3,4

0,4

0,4

0,9

0,9

28

28

10

2,4

2,4

3,5

3,5

0,4

0,4

1

1

36

36

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТ в поле

1

0

0

0

0

0,053

0,01

2

0

0

0

0

0,088

0,017

3

0,05

0

0

0

0,016

0,013

4

0

0,016

0

0

0

0,016

5

0

0

0

0

0,03

0,001

6

0,048

0

0

0

0

0,009

7

0,059

0

0

0

0

0,011

8

0

0,051

0

0

0,016

0,014

9

0,042

0

0

0

0

0,008

10

0

0

0

0

0

0

Получается, что в поле чисто

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1

1,6

1,5

2,5

2,3

0,3

0,4

0,8

0,7

22

27

2

1,6

1,6

2,3

2,3

0,4

0,5

1

0,9

32

38

3

1,8

1,8

2,8

2,7

0,3

0,6

0,9

0,8

33

27

4

1,5

1,7

1,8

2,2

0,3

0,3

0,9

1

36

34

5

1.7

1,6

2,4

2,5

0,5

0,4

0,8

0,9

21

31

6

1,8

2

2,5

2,8

0,2

0,6

0,9

1

37

26

7

1,9

2

2,6

2,8

0,4

0,3

0,8

1

34

35

8

2,6

2,5

4

3,8

04,

0,5

1,1

1

28

37

9

2,9

2,8

4

3,9

0,6

0,7

1,3

1,5

31

46

10

1,9

1,8

2,7

2,8

0,6

0,5

0,9

0,6

31

28

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТ около фермы

1

0,032

0,042

0,143

0,067

0,102

0,077

2

0

0

0,111

0,053

0,086

0,05

3

0

0,018

0,333

0,059

0,1

0,102

4

0,062

0,1

0

0,053

0,029

0,049

5

0,03

0,02

0,111

0,059

0,192

0,412

6

0,052

0,057

0,5

0,053

0,175

0,167

7

0,025

0,037

0,143

0,111

0,114

0,066

8

0,02

0,026

0,111

0,048

0,138

0,069

9

0,018

0,013

0,077

0,071

0,195

0,075

10

0,027

0,018

0,091

0,02

0,051

0,077

Около фермы очень грязно

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1

2

2,2

3

3,1

0,2

0,5

1,1

1

50

50

2

2,4

2,6

3,4

3,3

0,3

0,4

1,3

1,1

40

38

3

2,3

2,7

3,5

3,8

0,3

0,3

1,3

1,3

56

40

4

2,2

1,9

3,4

3,2

0,3

0,3

1

1,1

40

43

5

2,2

2,1

3

3

0,8

0,6

1,2

1,1

40

35

6

2,3

2,3

3,4

3,2

0,6

0,8

1,3

1,1

41

52

7

2,3

2,3

3,4

3,2

0,5

0,7

1,2

1,1

50

47

8

2,2

2,3

3,4

3,1

0,7

0,5

1,1

1,1

55

50

9

1,9

2,2

3

3,2

0,3

0,5

1,1

1,1

53

47

10

2,4

2,2

3,5

3,2

0,3

0,5

1,2

1

44

41

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТ красная звезда

1

0,047

0,016

0,428

0,047

0

0,107

2

0,04

0,014

0,142

0,083

0,025

0,06

3

0,08

0,041

0

0

0,166

0,057

4

0,073

0,03

0

0,047

0,036

0,037

5

0,023

0

0,142

0,043

0,066

0,029

6

0

0,03

0,142

0,083

0,118

0,074

7

0

0,046

0,166

0,043

0,03

0,057

8

0,022

0,046

0,166

0

0,046

0,056

9

0,073

0,032

0,25

0

0,06

0,083

10

0,043

0,044

0,25

0,09

0,035

0,092

Красная звезда очень грязно

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1

2,5

2,6

4

4,2

0,6

0,6

1,7

1,7

34

34

2

2,5

2,2

3,3

3,2

0,4

0,3

1,1

1,1

46

46

3

2,2

2,2

3,7

3,7

0,2

0,3

1,2

1,2

45

45

4

2

2

4

4

0,6

0,5

1,3

1,3

45

45

5

1,9

1,7

3,5

3,5

0,5

0,5

1

1

25

25

1,9

2,3

3,8

3,8

0,5

0,5

1,2

1,2

50

50

7

2,5

2,3

3,9

3,9

0,6

0,6

1,1

1,1

44

40

8

2,2

2,2

3,9

3,8

0,3

0,3

1,3

1,3

55

50

9

2,2

2,2

3,8

3,8

0,6

0,7

1,2

1,2

40

45

10

2

2

3,5

3,5

0,6

0,6

1

1

34

34

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТ верхушка

1

0,02

0,024

0

0

0

0,008

2

0,63

0,03

0

0

0

0,019

3

0

0

0,2

0

0

0,04

4

0

0

0,091

0

0

0,018

5

0,056

0

0

0

0

0,011

6

0,095

0

0

0

0

0,016

7

0,042

0

0

0

0,048

0,018

8

0

0,013

0

0

0,048

0,012

9

0

0

0,076

0

0,059

0,027

10

0

0

0

0

0

0

Верхушка чисто

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1

2,2

2,1

3,1

2,9

0,4

0,5

1

1

40

35

2

2

2,3

2,7

3,1

0,3

0,3

0,9

1,2

45

40

3

2,1

2,2

3,1

2,5

0,4

0,3

1

0,9

45

55

4

1,5

1,5

2,3

2,2

0,3

0,4

0,9

0,8

33

34

5

2,2

2,6

2,8

3,1

0,2

0,4

1

1,2

62

51

6

2

2,4

3

2,7

0,6

0,4

1,1

1,1

35

54

7

2,1

2

2,9

3

0,3

0,4

1,1

1,1

40

40

8

1,6

1,7

2,4

2,5

0,4

0,6

1

0,6

29

36

9

1,6

2,2

2,4

2,9

0,5

0,5

0,8

0,8

40

37

10

2,4

2,6

3,4

3,3

0,3

0,4

1,3

1,1

40

38

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТ около трассы

1

0,023

0,033

0,111

0

0,066

0,046

2

0,07

0,069

0

0,096

0,058

0,058

3

0

0,107

0,142

0,052

0,1

0,08

4

0,083

0,022

0,142

0,058

0,014

0,063

5

0,09

0,05

0,333

0,09

0,097

0,132

6

0,045

0,052

0,2

0

0,213

0,102

7

0,024

0,016

0,142

0

0

0,036

8

0,03

0,02

0,2

0,25

0,107

0,121

9

0,158

0,094

0

0

0,038

0,058

10

0,04

0,001

0,142

0,083

0,025

0,058

Около трассы очень грязно

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1,9

2,1

3

2,8

0,4

0,5

1

1

31

36

2

1,9

1,2

2,2

1,2

0,4

0,4

0,6

0,6

31

27

3

1,7

1,6

2,3

1,1

0,2

0,3

0,5

0,8

38

29

4

1,4

1,6

2

2,1

0,3

0,3

0,6

0,7

29

37

5

1,9

1,3

2

1,8

0,4

0,4

0,6

0,5

31

27

6

1,2

1,2

1,9

1,8

0,3

0,3

0,5

0,6

27

23

7

1,5

1,5

2,1

2,2

0,3

0,2

0,7

0,7

30

26

8

1,6

1,6

2,5

2,4

0,3

0,3

0,9

0,7

33

37

9

1,7

1,8

2,5

2,4

0,3

0,3

0,9

0,9

31

27

10

1,3

1,8

2,4

2,6

0,3

0,4

0,5

0,8

37

27

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТ около речки

1

0,75

0,034

0,111

0

0,075

0,194

2

0,226

0,294

0

0

0,069

0,118

3

0,03

0,353

0,2

0,231

0,134

0,19

4

0,067

0,024

0

0,077

0,121

0,058

5

0,188

0,053

0

0,091

0,069

0,08

6

0

0,027

0

0,091

0,08

0,04

7

0

0,023

0,2

0

0,071

0,059

8

0

0,02

0

0,125

0,057

0,044

9

0,029

0,02

0

0

0,069

0,024

10

0,161

0,04

0,143

0,231

0,156

0,146

Около речки  очень грязно.

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1

2,5

2,5

4,2

4,5

0,8

0,7

1,3

1,7

40

32

2

2,5

2,5

3,9

3,5

0,4

0,4

1,4

1,4

40

43

3

2,2

2,3

3,4

3,7

0,7

0,5

1,3

1,2

30

30

4

2,2

2,3

3,3

3,5

0,6

0,6

1

1

30

31

5

2,5

2,4

3,8

3,5

0,7

0,6

1

1,5

20

33

6

1,9

1,9

3

2,6

0,6

0,6

0,9

0,7

25

31

7

2

2,2

3,3

3,3

0,7

0,7

1,1

1,1

27

30

8

1,7

2

2,7

3

0,5

0,4

1

1

29

28

9

2,3

2,4

3,5

3,6

0,6

0,6

1

1,7

32

34

10

1,3

1,8

2,6

2,9

0,7

0,6

0,9

1

24

23

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТ на лугу около д. Карамас-Пельга

1

0

0,034

0,067

0,133

0,166

0,08

2

0

0,054

0

0

0,036

0,018

3

0,022

0,042

0,166

0,04

0

0,162

4

0,022

0,029

0

0

0,036

0,013

5

0,02

0,041

0,076

0,2

0,245

0,156

6

0,027

0,285

0

0,125

0,107

0,108

7

0,047

0

0

0

0,052

0,019

8

0,081

0,052

0,111

0

0,017

0,052

9

0,021

0,014

0

0,259

0,03

0,064

10

0,161

0,054

0,076

0,052

0,021

0,07

На лугу около д. Карамас-Пельга относительно чисто

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1

1,7

2,2

3,1

3,1

0,7

0,7

0,9

1

14

21

2

2,2

2,3

3

3,2

0,6

0,6

1

1,1

18

15

3

2

2,1

2,6

2,9

0,6

0,7

1

1

26

27

4

1,9

2

2,6

2,8

0,8

0,8

1

1,2

27

27

5

1,9

2,1

3

2,9

0,7

0,5

1,2

0,9

26

26

6

2

1,8

2,6

2,7

0,6

0,6

0,9

0,9

24

21

7

2,3

2,4

3,2

3,4

0,7

0,5

1,1

1,2

32

31

8

2,1

2,1

3,2

3,1

0,6

0,

1,4

1,2

28

28

9

2,3

2,4

3,5

3,6

0,6

0,6

1

1,7

32

34

10

2,1

1,8

3

3

0,7

0,7

1

1,8

24

27

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТ около мостика в лагере

1

0,1

0

0

0,52

0,2

0,07

2

0,022

0,032

0

0,047

0,09

0,038

3

0,024

0,055

0,076

0

0,018

0,158

4

0,025

0,037

0

0,09

0

0,08

5

0,05

0,016

0,166

0,142

0

0,26

6

0,105

0,018

0

0

0,54

0,035

7

0,021

0,03

0,166

0,042

0,015

0,055

8

0

0,015

0,076

0,076

0

0,033

9

0,021

0,014

0

0,259

0,03

0,064

10

0,076

0

0

0,258

0,058

0,083

Около мостика в лагере очень грязно.Киясовский район, деревня Карамас-Пельга, деревня Байсары. Лагерь находился на левой стороне Васиного пруда. Собрано в 2 метров от пруда.

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1

2,2

2,3

3

3,2

0,6

0,6

1

1,1

18

15

2

2

1,9

2

2,4

0,4

0,5

0,7

1

35

31

3

1,7

2

2,7

3

0,5

0,4

1

1

29

28

4

3,2

3

4,6

4,2

0,7

0,7

1,7

1,4

40

34

5

1,7

2,1

3

3

0,7

0,5

1

0,9

28

34

6

2,3

2,4

3,5

3,6

0,6

0,6

1

1,7

32

34

7

2

2

3

2,8

0,4

0,4

0,9

0,8

27

26

8

1,8

2,1

2,5

2,8

0,7

0,6

0,9

1

27

30

9

1,9

1,8

2,4

2,7

0,7

0,7

0,9

0,6

26

26

10

1,9

1,9

2,6

2,5

0,6

0,6

1

0,9

31

31

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТ около упавшей берёзы в лагере

1

0,022

0,032

0

0,048

0,091

0,038

2

0,025

0,091

0,111

0,176

0,606

0,201

3

0,081

0,052

0,111

0

0,017

0,052

4

0,032

0,045

0

0,097

0,081

0,051

5

0,150

0

0,167

0,052

0,096

0,084

6

0,021

0,014

0

0,259

0,03

0,064

7

0

0,034

0

0,058

0,018

0,022

8

0,076

0,056

0,076

0,052

0,052

0,062

9

0,027

0,058

0

0

0

0,017

10

0

0,019

0

0,052

0

0,014

Около упавшей берёзы в лагере очень грязно («вредно»). Киясовский район, деревня Карамас-Пельга, деревня Байсары. Лагерь находился на левой стороне Васиного пруда. Собрано в 5 метров от пруда.

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

Л

П

1

1,7

2,1

3

3

0,7

0,6

1

0,9

28

34

2

1,9

2

2,9

3

0,6

0,8

1

1,3

23

32

3

2,4

2,5

3,6

3,6

0,6

0,6

1,3

1,3

41

31

4

2,3

2,4

3,5

3,6

0,6

0,6

1

1,7

32

34

5

1,7

2,1

2,5

2,8

0,7

0,6

0,9

1

27

30

6

1,9

2

2,7

2,4

0,8

0,6

1

1,4

30

27

7

2,3

2,3

3,3

3,3

0,7

0,7

1,5

1,2

29

31

8

1,9

1,8

2,4

2,7

0,7

0,7

0,9

0,6

26

29

9

1,9

1,9

2,6

2,5

0,6

0,6

1

0,9

31

31

10

2

2

2,6

2,8

0,8

0,8

1

1,2

27

29

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТ в д.Карамас-Пельга, усадьба "Центр культуры"

1

0,105

0

0,076

0,052

0,096

0,065

2

0,025

0,016

0,142

0,13

0,163

0,095

3

0,02

0

0

0

0,138

0,031

4

0,021

0,014

0

0,259

0,03

0,09

5

0,076

0,056

0,076

0,052

0,052

0,062

6

0,025

0,058

0,142

0,166

0,052

0,401

7

0

0

0

0,176

0,033

0,182

8

0,027

0,058

0

0,2

0,054

0,295

9

0

0,019

0

0,052

0

0,029

10

0

0,037

0

0,09

0,035

0,134

В д.Карамас-Пельга, усадьба "Центр культуры" очень грязно («вредно»)

Вывод

Моя гипотеза подтвердилась. По степени ассимметрии листовой пластины можно определить загрязнённость среды.

Список литературы

www.twirpx.com/file/118721/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83275. Текст – розповідь. Екскурсія в село Шевченкове 117 KB
  Обладнання: матеріал для кросворду мультимедійна презентація Екскурсія в село Шевченкове Хід уроку Організація класу Мотивація навчальної діяльності Хвилинка поезії Учні читають акровірш Ти мусиш нам співця назвати Адже умів лиш він один Рабів німих так захищати.
83276. Елементи графічної грамоти. Види ліній. Виготовлення об’ємних фігур з паперу і картону. Об’ємний виріб «Ялинка-складанка» 32.5 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з елементами графічної грамоти – видами ліній, навчити читати креслення, вчити використовувати дані знання на практиці, виготовляючи ялинку-складанку; розвивати просторову уяву, конструктивне мислення; виховувати працелюбність, інтерес до праці, естетичний смак...
83277. Понятие о строении человека 164.5 KB
  Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся. Давайте с вами вспомним русскую народную сказку О Царевне Лягушке Дети комментируют сюжет. После просмотра мультфильма давайте опишем образ который вы увидели дети описывают внешний вид и характер главного героя.
83278. Урок мислення 53 KB
  Мета: Формувати уявлення про значення води як одну з найпоширеніших і незвичайних речовин у природі поглибити уявлення про різні стани води формувати навички самостійного перетворення води вчити експериментувати.
83279. Відтворювання цілого з частин. «Збери картинку», «Шматочок» 145 KB
  Активізувати пізнавальну діяльність учнів; сприяти розвитку пам’яті учнів, уяви, мислення, мови, моторики. Формувати в учнів просторові уявлення, привчати їх до самостійного творчого мислення. Розширювати кругозір, розвивати прагнення бути активним у виконанні колективних творчих вправ.
83280. Осінь щедра, прощавай! 82.5 KB
  Мета: вчити бачити красу рідного краю, милуватися її дарами. Розвивати спостережливість, творчі здібності. Виховувати любов до праці, шанобливе ставлення до хліба, повагу до традицій рідного краю.
83281. Розквітни красою на щастя, на долю, моя Україно 573 KB
  Обладнання: книга - Усний журнал із оформленням сторінок карта України символіка народні символи: кетяги калини барвінок чорнобривці вишиті рушники образ Матері Божої вінок із квітів – символів колоски пшениці дитячі малюнки із краєвидами фотоматеріали міста дитячі журнали Моя країна...
83282. Про доброту і милосердя 51.5 KB
  Ще з давніх часів доброта і милосердя були в традиціях нашого народу. Природним вважалося допомогти знедоленому, нещасному,поділитися шматком хліба, дати притулок бездомному, захистити старість,немічність, скривдженого. Добро виховується в наших душах і серцях старанням і бажанням його творити.
83283. Україно, ти моя молитва… Літературно-музичне свято 56 KB
  Юнак. Україна! Одне тільки слово – і ми входимо у світи сивої, мов жито, історії і барвінкової юності, у світи трагедійного епосу і поетичного відродження, у світи героїчних діянь і неповторної краси. Дівчина. Україно! Про тебе сиві кобзарі співали, що ти обездолена чайка-небога...