99616

Менеджмент в педагогической деятельности руководителя школы

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Определить место проектирования, планирования и принятия управленческого решения в структуре деятельности менеджера в образовании. Обосновать этапы деятельности менеджера в образовательном процессе по ступеням управления.

Русский

2016-09-26

154 KB

5 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О РУКОВОДСТВЕ В ПЕДАГОГИКЕ

[3] 1.1.Научная основа педагогического менеджмента

[4] 1.2.Управление педагогическим коллективом

[5] ГЛАВА 2. МЕНЕДЖМЕНТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ

[6] 2.1.Проектирование, планирование и принятие управленческого решения как основа деятельности педагогического менеджмента

[7] 2.2.Выявление структуры деятельности менеджера (завуча) в педагогическом процессе

[8] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[9] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современная российская система образования, подчиняясь требованиям времени, переживает период бурного развития инновационной деятельности. В ходе этого процесса возникло противоречие между быстро меняющимся содержанием образования и отстающим от него по темпам совершенствования управлением образованием. Безусловная необходимость исполнения Закона «Об образовании» требует профессионализма деятельности руководителей школ, расширения диапазона их знаний, формирования новых управленческих навыков. Решение этой задачи должно приводить к изменению системы внутришкольного управления, созданию комплекса управленческих новшеств, способствующих развитию школы.

Управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т.д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов.

Значительный вклад в изучение проблематики внесли Ю.А.Конаржевский, В.С.Лазарев, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др., исследования которых обусловили формирование новых подходов к педагогическому менеджменту.

Результатом многих работ является процесс самосовершенствования содержания образования в педагогических образовательных учреждениях применительно в формированию умений педагогического менеджмента у будущих учителей. Были предложены и внедрены ряд учебных курсов, таких как: «Педагогические основы менеджмента» (Л.А. Горшунова, 1995г), «Основы менеджмента в образовании» (Е.И. Безруков, 1998г),  «Основы педагогического менеджмента» (С.П. Понарина, 1998г), «Педагогический менеджмент в высшей и средней школе» (В.П. Симонов, 1994г), «Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом» (В.П. Симонов, 1999).

Цель – выявить структуру деятельности менеджера в педагогическом процессе на разных ступенях управления.

Объект – педагогический менеджмент.

Предмет – структура деятельности менеджера (завуча) в образовательной школе.

Цель, предмет и объект обусловили постановку следующих задач:

  1.  Изучить научную литературу по изучаемому вопросу.
  2.  Определить место проектирования, планирования и принятия управленческого решения в структуре деятельности менеджера в образовании.
  3.  Обосновать этапы деятельности менеджера в образовательном процессе по ступеням управления.


ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О РУКОВОДСТВЕ В ПЕДАГОГИКЕ

1.1.Научная основа педагогического менеджмента

Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Термин  «управление» появился в науке и практике не так давно. Понятие «управление» происходит от древнеанглийского « manage», которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука». С понятием «управление» в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные, взаимозаменяемые [2, с.11].

Главная цель менеджмента – получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей.

Менеджмент – система управления производством, применяемая с целью повышения его эффективности.

Менеджмент является прежде всего процессом управления людьми.

А.Файоль пишет: «управлять – это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, а значит:

  •  предвидеть
  •  организовывать
  •  распоряжаться
  •  согласовывать
  •  контролировать.» [10, с.65]

Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать как умение руководителя или педагога добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Под образовательным процессом понимают совокупность 3-х составляющих [15, с.99]:

  •  учебно-воспитательного
  •  учебно-познавательного
  •  самообразовательного процессов.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается, прежде всего, в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, а орудием труда - слово, речь. Поиск путей преодоления противоречий в педагогическом менеджменте - актуальная проблема как теории, так и практики педагогики. Одна из проблем образования - несоответствие знаний и квалификации педагогов, специалистов и школьных менеджеров современным требованиям в области содержания образования, педагогических технологий, а также технологий управления образовательными учреждениями. Проблема эффективности управления педагогом воспитательно-образовательным процессом в учебных заведениях может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого педагога.

Компетентность педагога как субъекта менеджмента характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством социальных установок и его психолого-педагогической подготовки. Главное в характеристике его личности - это знание предмета, эрудиция и педагогическое (методическое) мастерство в первую очередь [12, с.76].

Образовательный процесс – это целостная педагогическая система. Управление им также требует системного подхода. Однако образовательный процесс - это не только и не столько сумма или набор каких-то последовательных элементов, а целенаправленная учебно-воспитательная деятельность. Этот процесс не только управляется, но и самоуправляется. Наблюдение, анализ и оценка эффективности реального образовательного процесса с позиций системного деятельностного подхода - важнейшее условие реализации научного подхода как в теории, так и в практике педагогического менеджмента. В целом, образовательный процесс, как деятельностная система, находится постоянно в непрерывном развитии, обладая колоссальной способностью к самосовершенствованию при условии четкой, научной организации управления им, и, наоборот, - проявляет склонность к деградации - при отсутствии или плохой организации управления этим процессом. Управлять познавательным и самообразовательным процессом - это значит в первую очередь направлять, помогать, поправлять на основе четкого планирования, организации и контроля этого процесса в целом [4, с.3].

Специфика предмета, продукта, орудия и результата труда педагогов обуславливает и разработку специфических целей, принципов, методов и приемов их управленческой (менеджерской) деятельности. Исходя из определения педагогического менеджмента, мы видим, что он, как и всякая деятельность, имеет целенаправленный характер.

Основные задачи педагогического менеджмента как деятельностной системы определяется следующим [4, с.5]:

  •  во-первых, отражают периодичность и последовательность как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;
  •  во-вторых, предусматривают методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;
  •  в-третьих, определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;
  •  в-четвертых, устанавливают требования к составу и квалификации исполнителей, определенных для конкретной деятельности;
  •  в-пятых, определяют количество необходимой информации и ее основные источники;
  •  в-шестых, определяют и предусматривают основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.

Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики, которая влияет и на развитие рынка педагогических услуг [11, с.172].

В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления [7, с.225]:

  •  организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ);
  •  культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения);
  •  это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.

В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.

Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления. Менеджмент используется не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы.

Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами ОУ неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими его возможностями [5, с.194]:

  •  позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к деятельности по достижению максимальных результатов;
  •  обеспечивает возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося ОУ;
  •  создает комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью людей. В работе В.П.Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами [17].

В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ОУ – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент имеет присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.

Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – учащихся.

Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений.

С позиций педагогического менеджмента, Ю.А.Конаржевским выделены следующие управленческие принципы [9, с.93-95]:

  •  принцип уважения и доверия к человеку;
  •  принцип целостного взгляда человека;
  •  принцип сотрудничества;
  •  принцип социальной справедливости;
  •  принцип индивидуального подхода в управлении;
  •  принцип обогащения работы педагога;
  •  принцип личного стимулирования;
  •  принцип консенсуса;
  •  принцип коллективного принятия решения;
  •  принцип целевой гармонизации;
  •  принцип горизонтальных связей;
  •  принцип автономизации управления;
  •  принцип постоянного обновления.

Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.  

Принцип целостного взгляда человека – очень важная позиция в системе ценностей образовательного учреждения, когда управленец рассматривает каждого члена педагогического коллектива не просто как работника, осуществляющего профессиональную деятельность, а как личность со всеми ее потребностями, мотивами, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности. Одновременно с этим, каждый педагог рассматривает ребенка не просто как воспитанника образовательного учреждения или ученика, а как личность.

Принцип сотрудничества предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям.

Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства.

Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта.

Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности.

Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом. Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов и различных точек зрения привести коллектив к согласию, перевести людей от конфронтации к сотрудничеству.

Принцип коллективного принятия решения – это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями.

Принцип целевой гармонизации предусматривает целеустремленность, целесообразность управления и такую работу руководителя с целями, в результате которой в образовательном учреждении появляется целевая целостность, т.е. такое положение, когда частные, лично профессиональные цели членов педагогического коллектива соответствуют общим целям образовательного учреждения, что является задачей управления образовательной системой.

Принцип горизонтальных связей обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом, не позволяет педагогу профессионально обособиться в коллективе.

Принцип автономизации управления является одним из важнейших инструментов демократизации управления, являясь необходимым условием формирования групп линейных менеджеров (локальных руководителей внутри образовательного учреждения). Автономизация позволяет децентрализовать контроль за качеством профессиональной деятельности педагогов.

Принцип постоянного обновления обусловливает перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития. Этот принцип – основное руководящее положение для организации процесса освоения новых технологий и методик обучения и воспитания, изменения организационных и психологических структур, иных изменений в образовательном учреждении.

Представленные принципы системны, для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также исполняются.

За рубежом менеджмент в образовании или школьный менеджмент определяется как «сосредоточение на процессе принятия наиболее важных решений в школе» [21, с.141]. Основная идея школьного менеджмента, например, в США базируется на децентрализации управления в системе образования, - в ее контексте школьный учитель должен быть наделен правами участвовать в разработке и принятии наиболее важных для своей школы решений.

В нашей стране руководитель (директор школы и т.д.) до сих пор назначался на должность на основе оценки своих профессиональной готовности к выполнению функций учителя, воспитателя. В результате он становился организатором деятельности производственных единиц (школ и т.п.), руководителем производственной деятельности. Менеджер же является организатором людей и должен иметь, кроме профессиональной, специальную подготовку в области искусства управления людьми.

Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления – школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. - требует изменения и субъекта управления [22, с.93].

Педагогический менеджмент в работах некоторых современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.

Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления [22, с.94]:

  •  организации, иерархии управления, основное средство  - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр;
  •  культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения.

1.2.Управление педагогическим коллективом

Педагогический менеджмент - это совокупность принципов, методов и технологий, используемых в учебном процессе и направленных на совершенствование системы обучения. Менеджмент в ОУ включает в себя [8, с.46]:

  •  прогнозирование и планирование деятельности образовательного учреждения;
  •  правильную постановку целей и их ранжирование по степени важности и фактору времени;
  •  рациональную расстановку кадров, распределение обязанностей, установление связей между подсистемами и управление этими связями;
  •  организацию образовательной информации и эффективности ее использования;
  •  всесторонний контроль, анализ и своевременную реакцию на изменение внутренней и внешней среды для предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков;
  •  систему повышения квалификации, опыта и мастерства менеджеров вуза.

Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, заключающиеся в способах постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.

Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса как изучения объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.

Его объектом являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.

Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата [2, с.107].

Существует несколько видов организационных структур управления образовательным учреждением: линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. Наиболее часто встречающаяся организационная структура образовательного учреждения – линейно-функциональная.

Говоря об организационных структурах управления образовательным учреждением нельзя не сказать об уровнях управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представлена 4-мя уровнями управления [16, с.82].

Первый уровень – директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.

Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, организатор детского движения, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности.

Четвертый уровень – учащиеся, органы классного и общешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъективный характер отношений между учителями и учениками.

Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Ориентация внутришкольного управления предполагает, прежде всего, развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей.

По мнению некоторых авторов, управление системой образования выражается в сознательном регулировании процесса ее развития в целях создания оптимальных условий для удовлетворения разнообразных потребностей личности на всех этапах обучения на основе максимального использования научного и культурного, экономического потенциала города, региона.

В научной теории управления используется понятие объект управления. Оно трактуется как область, сфера, в которой осуществляется управление. В качестве объектов управления могут выступать общеобразовательная школа, педагогический коллектив.

Субъектом управления является тот, кто реализует управление - директор школы и его заместители.

На практике довольно часто в качестве субъекта и объекта управления выступает система, определяемая как «система управления» («управляющая система»). В этом случае объект управления именуется «управляемой системой»

Управление функционирующей школой предполагает поддержание потенциала и результатов деятельности. Целью управления в этом случае является создание условий для стабильной реализации цели и миссии образовательного учреждения.

В режиме функционирования объектом управления являются учебно-воспитательный (образовательный) процесс, а также процессы его обеспечения например, работа с педагогическими кадрами (планирование, организация, контроль, регулирование, аттестация, повышение квалификации), работа с обучающимися (для школ - организация и становление ученического самоуправления, поддержание на стабильном уровне всех достижений в трудовом, патриотическом, эстетическом, правовом и др. воспитании, работа с родителями и т.д.). Объект требует от администрации обеспечения порядка, стабильности, неизменности содержания и организации учебно-воспитательного процесса, преемственности в управляющей системе школы, методах управления [14, с.37].

Субъектом управления является администрация общеобразовательного учреждения (директор и его заместители). Реальные права сосредоточены только в руках директора и его заместителей; администрация может прислушаться к мнению органов самоуправления, учесть его, иметь с этими органами вполне цивилизованные взаимоотношения, но право принятия решения остается за администрацией. Функции учительского, ученического и родительского самоуправления слаборазвиты. Принцип единоначалия превалирует над принципом коллегиальности в управлении, но это ни в коем случае нельзя рассматривать как отрицательный момент, если описанный субъект обеспечивает цели школы, работающей в режиме функционирования.

Функциональные обязанности и права субъектов каждого уровня систематизированы. Организационная структура управления стабильна в течение всего учебного года; горизонтальная координация связей и отношений в ней достаточно жесткая, негибкая, новые связи не возникают, так как в этом не видится необходимости. Для образовательных учреждений, не выходящих за рамки стабильного функционирования, характерны линейно-функциональные структуры управления, которые хорошо приспособлены именно к работе в стабильной, привычной, предсказуемой ситуации.

В функционирующем общеобразовательном учреждении, как правило, постоянно применяются те управленческие технологии, которые опираются на планирование и жесткий контроль. Организационный механизм управления предполагает цикличность, четкую последовательность действий, их повторяемость, воспроизводимость, нацеленность на получение уже известного, ранее полученного эффекта; подходы в работе в основном эмпирические, интуитивные или на основе личного опыта. Чаще всего субъекты управления слабо владеют умениями педагогического анализа, не знакомы с отечественными или зарубежными управленческими концепциями, не используют достижений научной теории управления и управленческой практики.

Продуктами управления являются [14, с.38]:

  •  управленческие решения, принимаемые в рамках циклограммы деятельности образовательного учреждения;
  •  организация - устоявшаяся структура образовательного учреждения как организации, режим, порядок, структура работ и заданий, организация времени и пространства;
  •  руководство - устоявшиеся отношения, мотивация, вовлеченность в работу;
  •  контроль и регулирование - сложившиеся знания о положении дел, способы корректировки, обратные связи и т.д.

Качество управленческой деятельности и эффективность управления определяются по коэффициенту полезного действия при использовании имеющихся возможностей функционирующего образовательного учреждения и рассматриваются в рамках полного исполнения плана и статистической отчетности по выполнению его основных разделов.

Итак, исходя из того, что менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления, т.е. – сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами можно сказать, что педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Специфика педагогического менеджмента выражается в своеобразии предмета продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда является качество образования.


ГЛАВА 2. МЕНЕДЖМЕНТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ

2.1.Проектирование, планирование и принятие управленческого решения как основа деятельности педагогического менеджмента

Проанализируем деятельность педагогического менеджмента на примере работы МОБУ СОШ №32

Выделяется четыре вида управленческих действий (функций) – планирование, организация, руководство и контроль.

Планирование – ведущая функция управления, с неё начинается управленческий цикл. Можно выделить следующий алгоритм планирования:

  •  формирование задач;
  •  распределение их по исполнителям процесса планирования;
  •  сбор соответствующей конкретной информации для составления плана;
  •  оценка этих действий руководителем;
  •  координация усилий;
  •  сведение воедино всех предложений;
  •  составление документа – плана;
  •  обсуждение его качества и структуры;
  •  использование его в учебном процессе как инструмента реализации содержания и подведения итогов.

В целях обеспечения эффективной подготовки введения ФГОС НОО в 2010-2011 учебном году и с целью создания условий для организационного, управленческого, кадрового, материально-технического, финансового, методического и информационного обеспечения ФГОС НОО был разработан план мероприятий, который утвержден приказом. Этот документ позволяет перейти от существующей образовательной системы к новой. В нем определяется продолжительность выполнения каждого действия, которые согласуются между собой по срокам. Одни действия могут выполняться только последовательно друг за другом, другие – параллельно. Рациональное распределение действий позволяет добиваться равномерной загруженности педагогов образовательного учреждения.

Работу по переходу на новые стандарты в начальной школе начали с составления нормативно-правовой базы.

Организация как функция управления – это совокупность управленческих действий в области кадровых, материальных, финансовых условий функционирования образовательного учреждения. С помощью этой функции осуществляется реальная деятельность по достижению намеченной в планах цели. Чтобы осуществить запланированное, необходимо определить людей, которые будут выполнять, их функциональные обязанности.

Перед коллективом встала задача создания органа, обеспечивающего координацию действий всего педагогического коллектива, осуществляющего информационное, методическое, экспертное сопровождение процесса, утверждающего проекты, планы, разрешающего возможные конфликты и даже стимулирующего деятельность работников. На педагогическом совете было принято решение, на основании которого издан приказ о создании Совета по введению ФГОС. В состав Совета вошли директор, зам.директора по УВР, педагог-психолог, учитель начальных классов, родитель.

Но один Совет по введению ФГОС не способен провести всю запланированную работу в полном объёме. Поэтому была создана Рабочая группа по разработке и реализации изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав Рабочей группы были включены председатель – зам.директора по УВР, зам.директора по ВР, учителя, работающие в начальных классах, учитель-предметник. Между членами рабочей группы были распределены обязанности. Работа строилась в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществлялась на совместных заседаниях посредством совместных обсуждений определённых вопросов. В промежутках между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2-3 человека) выполняли порученные задания. По необходимости рабочая группа могла формировать временные микрогруппы для решения конкретных задач.

Не менее важной функцией управления, обеспечивающей высокопродуктивную работу школьного коллектива, является – руководство. Основным назначением функции «руководство» является создание и использование наиболее оптимальных условий достижения цели. Этому способствует правильное соотношение содержания сроков выполняемых работ и ожидаемых результатов. Оно выражается следующими элементами:

  •  заблаговременное планирование результатов;
  •  координация, и в случае необходимости, корректировка планов администрацией школы; максимально возможная конкретность, реалистичность выражений и формулировок образа желаемых результатов.

Очень важным является понимание и принятие каждым педагогом задач деятельности школы.

Одной из таких задач было создание Основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования – это новый вид ОП для образовательного учреждения. Педагоги школы под руководством зам.директора по учебно-воспитательной работе разрабатывали её на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Это большая работа, касающаяся переосмысления всего образовательного процесса в начальной школе.

Подобная программа в школе никогда ранее не составлялась, поэтому при её создании возникли ряд трудностей.

  •  Во-первых, в школе не хватало компетентных специалистов для написания программы (на тот момент педагоги ещё не прошли курсы повышения квалификации по теме введения ФГОС в школе).
  •  Во-вторых, возникли трудности с определением специфики программы с учетом направленности на удовлетворение потребностей социального окружения ОУ.
  •  В-третьих, видеть внеклассную деятельность в интеграции с предметным обучением.

Работа по созданию программы позволила педагогам глубже погрузиться в тему введения стандартов второго поколения, понять содержание грядущих перемен, систематизировать работу школы в данном направлении.

Для того, чтобы координировать работу по введению ФГОС, обеспечивать теоретическую поддержку педагогического коллектива прошли курсовую подготовку директор, зам.директора по УВР, учитель начальных классов, учитель физкультуры. В школе были организованы педсовет, совещания методических объединений учителей, семинары, консультации по вопросам разработки образовательных программ и программ дополнительного образования, формирования универсальных учебных действий, системно-деятельностного подхода в обучении, где педагоги были не только слушателями, но и выступающими. Педагоги школы принимали участие в семинарах по введению образовательных стандартов второго поколения на базе школ города и области. Были намечены изменения  в технологиях обучения и воспитания, более полно учитывающие возрастные особенности и потребности учащихся младшего возраста. Педагогам было рекомендовано при обучении использование: технологии уровневой дифференциации; обучения на основе «учебных ситуаций»; технологии проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).

Таким образом, управление процессом введения ФГОС в школе включает в себя ряд компонентов и отвечает определенным требованиям. Управлять – это значит уметь предвидеть результаты своей управленческой деятельности, организовывать деятельность, согласовывая свои усилия и усилия коллектива, контролировать результаты проделанной работы, с тем, чтобы правильно сформулировать цели следующего этапа управленческой деятельности.

2.2.Выявление структуры деятельности менеджера (завуча) в педагогическом процессе

В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо, прежде всего, на этапе реализации принятых решений. Реализация этого принципа в управлении педагогическим коллективом нашел свое воплощение в деятельности Совета по введению ФГОС, действующего на общественных началах, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения.

Структура управляющей системы педагогическим коллективом в школе представлена четырьмя уровнями управления, давая возможность каждому участнику образовательного процесса участвовать в управлении школой.

Первый уровень определяет стратегические направления развития педагогического коллектива - это директор школы; Совет школы, который состоит из представителей всех участников образовательного процесса: родителей, обучающихся и педагогов, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, общешкольный родительский комитет.

Второй уровень - тактический – это заместители директора школы, социально-психологическая служба, административно-хозяйственная служба. Они участвуют в планировании и реализации задач и решении текущих общих проблем школы.

Третий уровень – исполнительский – это школьные методические объединения педагогов, временные проблемные и творческие группы. На данном уровне принимаются решения по выбору наиболее эффективных способов решения актуальных задач.

Четвертый уровень – органы общешкольного ученического самоуправления – это Большой ученический совет, совет детского объединения.

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч - это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд.

Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа - это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям.

Для завуча одно из главных качеств - умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании.

Примерное распределение рабочего времени в течение недели завуча начальных классов:

1. Свои уроки -9 ч.

2. Внеклассная работа по предмету- 1 ч.

3. Контроль за УВП (посещение и анализ уроков) -5 ч.

4. Посещение и анализ внеурочных мероприятий - 1 ч.

5. Собрания, совещания, собрания -4 ч.

6. Работа с нормативной документацией -2 ч.

7. Проверка и анализ школьной документации -4 ч.

8. Беседа с учителями и воспитателями -4 ч.

9. Беседа с учащимися и их родителями -5 ч.

10. Деловые встречи и разъезды - 3 ч.

11. Хозяйственная деятельность- 1 ч.

12. Непредсказуемый расход времени (или его потеря) - 1 ч.

Итого -40 ч.

Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2-3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику.

Основные направления деятельности завуча по руководству учебным процессом.

1. Работа по выполнению закона «Об образовании», Концепции о непрерывном образовании и реализации нормативных документов.

2. Работа с педагогическими кадрами.

3. Методическая работа.

4. Работа служб сопровождения.

5. Организация дополнительного образования.

6. Работа с родителями.

7. Внеклассная и воспитательная работа.

8. Система внутришкольного контроля.

Все направления работы отражены в планах завуча школы.

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.) Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сопоставление педагогической и управленческой деятельности выявило целый ряд схожих функций как: мотивационная, конструктивная, организационная, информационная, контроля и принятия решений. Анализ действий, необходимых для реализации менеджмента с позиции изменения роли педагога стал фактором целесообразности интеграции управленческой и педагогической деятельности. Формирование нового направления в педагогической деятельности стало основой педагогического менеджмента.

Решающая роль в любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы.

Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения его функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации деятельности.

Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением, - гимназией, лицеем, колледжем, школой с классами углубленного изучения или общеобразовательной школой. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе государственных образовательных стандартов, включающих федеральный, региональный и школьный компоненты, а также уставом общеобразовательного учреждения.

В числе важнейших организационных форм управленческой деятельности необходимо прежде всего назвать совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов и др.

Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора: заместителей по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместителей директора школы по научно-исследовательской работе, заместителя по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместителя или помощника директора школы по хозяйственной части.

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется не сколько данью моде, сколько сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Бабанский В.К. Рациональная организация учебной деятельности // Избр. пед. труды. М, 2007.
  2.  Бертон В. Принципы обучения и его организация. М, 2006.
  3.  Гаврилин А.В. Концептуальные основы планирования // Школьное планирование. – 2003. - №4.
  4.  Гаврилин А.В. Система «директор-педагог»: единомышленники, противники, равнодушные //Директор школы. – 1994. - №2. - С.2-10.
  5.  Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М.: Центр «Пед.поиск», 2000.
  6.  Давыдова Т.И, Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М.: Изд.центр «Академия», 2006.
  7.  Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результат.- М. Технол. Шк. Бизн.1994.
  8.  Коджаспирова Г.М.  Педагогика. - М.: КноРус , 2010 .
  9.  Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление . М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  10.  Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /пер. с англ. – М., 1997.
  11.  Моисеев А.М., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой. М.: Центр педагогического образования, 2008.
  12.  Панферова Н.Н. Управление в системе образования. Ростов-н/Д: Феникс, 2010.
  13.  Петрова Л.И. Основы управления педагогическими системами. Ростов-н/Д.: Изд. «Феникс», 2008.
  14.  Поташник М., Моисеев А. Управление современной школой //Директор школы. – 1997. - №6. – С.34-40.
  15.  Розанова В.А. Психология управления. М., 2000.
  16.  Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Под.ред. Лазарева В.С. М., 1995.
  17.  Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами. М.: Педагогическое общество России, 1999.
  18.  Сластенин В.А. Психология и педагогика. М.: Академия, 2008.
  19.  Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности. М.: Флинта,  2012.
  20.  Управление качеством образования / Под ред. Поташника М.М., М.: Педагогическое общество России, 2000.
  21.  Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы, М.: Сентябрь, 1995.
  22.  Хафизова А.М. Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности // Фундаментальные исследования. – 2005. – №3 – с.93-94
  23.  Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Я.П. Управление образовательными системами. М., 2001.
  24.  Яковлев В.А. Психология и педагогика управленца. М, 2008.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70069. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 684.5 KB
  Учебный курс имеет своей целью изучение всех важнейших институтов права социального обеспечения, формирование у студентов знаний правовых норм законодательства в сфере социального обеспечения граждан, развитие и закрепление навыков правового мышления...
70070. Учебно-методический комплекс: Основы экономики 666.72 KB
  Цель данного учебного курса – дать обучающимся представления об основах экономической теории, раскрыть механизм функционирования рыночной модели хозяйствования, показать роль и место государственного регулирования в условиях рыночной экономики и в общих чертах изложить...
70071. Правовые основы организации деятельности судебных приставов: Учебно-методический комплекс 291.5 KB
  Учебная дисциплина «Правовые основы организации деятельности судебных приставов» включена в учебный план ПФ РАП по специальности «Правоведение» для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы.
70072. Учебно-методический комплекс: Теория государства и права 325.5 KB
  Изучение теории государства и права формирует и развивает юридическое мышление, правовую культуру, а глубокое усвоение системы основных категорий и понятий, в том числе в их отраслевом преломлении способствует приобретению навыков работы с законодательством, практикой его толкования и применения.
70073. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 598.5 KB
  В современных условиях рыночной экономики, замены прежнего механизма управления процессами новыми методами хозяйствования, Финансовое право Российской Федерации выдвигается в число ведущих отраслей отечественного законодательства и играет всё более значительную роль...
70074. Философия: Конспект лекций 1.84 MB
  Философии как специальному, систематизированному знанию несколько тысячелетий. Что касается философствования как особого размышления людей о себе, о смысле жизни и о мире, то его возраст, скорее всего, равен времени существования человечества.
70077. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (2 курс) 232.5 KB
  Основной целью обучения английскому языку в колледже является формирование языковой личности профессионала для судебной системы, т.е. формировании у него такой лингвистической компетенции, которая позволит ему вести профессиональную деятельность и продолжать учебу в иноязычной среде.