99633

Анализ ценовой политики ООО Орхидея

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Понятие цены и стоимости. Взаимосвязь стоимости и цены. Понятие цены и стоимости Эволюция теории стоимости До капитализма люди старались понять сущность товарных отношений и законы которые управляют ими. Закон стоимости: сущность и функции Закон стоимости предусматривает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов а также формирование индивидуальной цены и индивидуальной стоимости.

Русский

2016-10-02

374 KB

0 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. Понятие цены и стоимости

1.1 Эволюция теории стоимости

5

1.2 Закон стоимости: сущность и функции

7

1.3 Классификация, функции и виды цен

10

1.4 Взаимосвязь стоимости и цены

18

2. Анализ ценовой политики Студии Красоты «Орхидея»

2.1 Экономическая характеристика предприятия ООО «Орхидея»

23

2.2 Анализ рынка парикмахерских услуг

26

2.3 Методика ценообразования в СК «Орхидея»

33

3. Мероприятия по улучшению ценовой политики ООО «Орхидея»

39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

44

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая теория – одна из древнейших наук.Некоторые элементы экономических знаний появились еще в древнем мире. Но как отрасль науки экономическая теория появилась в период становления капитализма, т. е. в XVI-XVII века.

Экономистов всегда волновал вопрос о цене и стоимости товаров. Что касается стоимости, то она является одной из важнейших экономических категорий. Определение стоимости можно сформулировать так. Стоимость – это один из элементов экономических отношений в объединении труда при товарно-денежной системе взаимодействия производителей.Она выделяет количественные значения данных взаимосвязей в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров. Величина стоимости определяется трудом, употребляемых на изготовление единицы каждого из товаров.

Цена — это денежное выражение стоимости. Она, как и деньги, является фундаментальной экономической категорией, которая возникла и сформировалась в процессе, развития товарного производства, обмена товаров.

На каждом этапе формирования общества цена играла важную роль в решении производственных, социальных, экономических и политических задач. А также она очень влияет на экономическую систему. Цена регулирует   отдельные акты покупки и продажи товаров, экономические процессы, включающие в себя производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. Предприятия с помощью цен измеряют и контролируют затраты труда, стимулируют рост и совершенствование производства, улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что стоимость и цена являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Цель данной работы заключается в том, чтобы охарактеризовать анализ ценовой политики ООО «Орхидея».

Задачи:

  • изучить понятия о цене и стоимости
  • провести анализ рынка парикмахерских услуг
  • исследовать методику ценообразования на предприятии
  • Рразработать методику по улучшению ценовой политики ООО «Орхидея»

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Орхидея», специализирующееся на предоставлении медицинских услуг, точнее дочернее предприятие – Студия Красоты «Орхидея», оказывающая парикмахерские, косметологические услуги и услуги мастеров по маникюру и педикюру.

Предмет  исследования: цена как экономическая категория, ценовая политика предприятия, оценка её эффективности и анализ влияния цен на финансовые результаты работы предприятия.

  1. Понятие цены и стоимости
    1. Эволюция теории стоимости

До капитализма люди старались понять сущность товарных отношений и законы, которые управляют ими. Учёные древнего мира делали это постепенно и достигли довольно серьёзных результатов. К.Маркс писал, что исторически воззрения греческих учёных образуют теоретические исходные пункты современной науки. Огромную роль в этом отношении играет Аристотель, с его пониманием необходимости обмена продуктами труда, но он и оставался сторонником натурального хозяйства. Аристотель в своих работах пришёл к гениальному для его времени выводу: «если один товар обменивается на другой, то это значит, что они равны». Хотя он так и не смог выяснить, что лежит в основе равенства товаров.

Равенство товаров в Средние века объяснялось с теолого-этической точки зрения, когда в процессе борьбы буржуазии с феодализмом начали исследовать экономическую науку и вследствие этого обратились к анализу производства, и теория товара получила последующее развитие. Меркантилистская теория, которая возникла на зарождении капитализма, не могла дать правильного решения проблемы. Сторонники этой теории считали, источник богатства не производство, а всего лишь деньги и процессе их обращения. Родоначальником буржуазной классической политической экономии является У. Петти, который впервые установил, что стоимость товаров устанавливается сравнительным количеством затраченного на них труда. У. Петти считал, что стоимость формируется трудом, которое затрачивается на производство денежного товара, а остальные виды труда разрабатывают стоимость вследствие обмена продукта на деньги.

В отличие от меркантилистов физиократы утверждали, что источником богатства является сельское хозяйство, создающее «чистый продукт» - излишек продукта природы поверх положенных затрат. Физиократы, признавая лишь сельскохозяйственный труд, считали, что стоимость растет из земли. Классическая теория буржуазии получила свое завершение в трудах Д. Рикардо и А. Смита. Смит выдвинул положение, что всякий труд создает стоимость в любой отрасли производства.

Вместе с трудовой теорией стоимости мы обнаружили у А. Смита определение стоимости, как стоимости труда, покупаемого за данный товар, и как суммы доходов капиталистов и рабочих.

Кроме основного определения стоимости, заключенным в товаре количеством труда Смит ввел и другое понятие, где стоимость является количеством труда, которое можно купить за данный товар. Обменивая кусок ткани на сапоги, можно предположить, что этот кусок ткани стоит пары сапог либо он стоит труда сапожника который изготовлял эти сапоги. Однако, это не является одним и тем же, что очевидно для условий капиталистического производства. Ежели сапожник работает у капиталиста, то стоимость сапог, произведенных им, и «стоимость труда» - совершенно разные вещи. Кусок ткани по-прежнему стоит пары сапог, но он же стоит и больше, чем тот труд, который сапожник вложил в изготовление, так как теперь в стоимость сапог входит прибавочная стоимость, которая присваивается капиталистом.

Со времен появления экономической мысли одним из центральных вопросов, стоящих перед мыслителями, был вопрос о том, что является основным фактором, главной силой, основой созидания продуктов.

Д. Рикардо, как и в большинстве других вопросов, опирался на взгляды А. Смита. Но в теории стоимости сделал огромный шаг вперед, по сравнению со Смитом.

Рикардо считал, что единственным источником стоимости является величина товара, которая обратно пропорциональна производительности труда. Он согласовывает все части своего учения с теорией трудовой стоимости, которая является основой системы его экономического учения.

Величайшая заслуга Рикардо состоит в том, что он стоимость сводит исключительно к затратам труда. Но почему труд приобретает вид стоимости – Рикардо так и не понял.

А. Смит и Д. Рикардо считали капитализм вечным и естественным явлением. Таким образом, обмен товаров трактовался буржуазными экономистами, как вечное явление, которое обусловлено природой человека. Сумел подвести научный подход к экономической теории только К. Маркс. Он доказал, что для знания законов товарного производства нужно проанализировать условия материальной жизни общества и условия производства материальных благ.

Анализ всех изложенных взглядов по стоимости позволяет сделать вывод, что стоимость есть общественное, а не природное свойство вещей, она выражает собой общественное отношение товаропроизводителей, опосредованное через вещи. Исторический опыт показывает, что стоимость имеет различную трактовку в определённых исторических условиях, но каждая из них внесла свой вклад в развитие теории стоимости.

1.2. Закон стоимости: сущность и функции

Закон стоимости предусматривает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов, а также формирование индивидуальной цены и индивидуальной стоимости. Но рынок признает не индивидуальные стоимости и цены, а стоимости и цены рыночные и общественные, в основе которых лежат общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ).

Закону стоимости дан объективный характер,  но эту объективность не следует понимать в том смысле, что на рыночные цены не могут влиять никакие факторы

Внешней формой проявления стоимости является цена, следовательно закон стоимости есть закон цен. Стоимость - это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена - форма этого содержания. Закон стоимости формирует отраслевые уровни рыночных цен. Отраслевой уровень цен не может совпадать с индивидуальной ценой, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы.

В масштабе общества сумма цен производства равна сумме стоимостей, следовательно, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, но совокупный уровень цен производства и их изменение в итоговом счете предопределяются уровнем и изменением ОНЗТ и рыночной стоимости,.

Закон стоимости выполняет следующие функции:

1. Осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.

2. Состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Перелив и перемещение факторов производства из одной отрасли национальной экономики в другу. Происходит через механизм колебания рыночных цен. В связи с этим регулируется соотношение между выпуском различных товаров.

3. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преимуществ – ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль.

4. Распределительная – это когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между предприятиями и регионами.

5. На основе закона стоимости происходит дифференциация товаропроизводителей. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении – получат дополнительный доход. И наоборот, те, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых понесут убытки и разорятся.

Следовательно, закон стоимости несёт в себе следующие функции:

•Стимулирует производителей, индивидуальные затраты труда которых ниже общественно необходимых;

•Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения общественно необходимых и индивидуальных трудовых затрат;

•Стимулирует снижение затрат;

•Регулирует распределение труда по сферам производства;

•Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость.

•Создаёт основы рыночного или стоимостного механизма регулирования пропорций производства.

Нельзя абсолютизировать действие закона стоимости, так как его роль в рыночной системе хозяйствования имеет ограниченный характер. Данный закон достаточно убедительно объясняет экономические мотивы поведения продавца и товаропроизводителя. Однако, трудно оставаться в рамках действия только этого закона, а в ряде случаев даже невозможно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка – покупателя или потребителя. На самом деле: товаропроизводитель при продаже своего товара хочет продавать его по такой цене, которая возместила бы полностью все его затраты и принесла максимум прибыли. Из этого видно, что вся логика его поведения предопределена требованиями закона стоимости. В другом положении оказывается потребитель товара: покупателя может вообще не заинтересовать данный вид товара. Его экономический интерес в том, чтобы цена была низкой, качество товара высоким, однако, главным является, что покупатель ценит или не ценит потребительские качества товара, его полезность, надобность или ненадобность его для себя. Это поведение невозможно объяснить законом стоимости, так как здесь требуется знание другого закона рынка, а именно закона спроса и предложения.

Подведем итог. Сущность закона стоимости заключается в том, что в производстве товара основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, а величину предопределяют общественно необходимые затраты труда.

1.3. Классификация, функции и виды цен

Разделение цен по различным признакам показывает их подразделение на отдельные виды.

В зависимости от сфер торговли цены делятся на: оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовые цены – это такие цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Система таких цен применяется в торгово – сбытовых операциях между предприятиями, используется при реализации товаров через специализированные магазины, а так же на торговых биржах и в других организациях, продающих товары оптом.

Цены товары, продаваемые в розничной торговой сети, принято называть розничными, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям в небольшом объеме. Торговлей по розничным ценам в основном обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства.

Обычно розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у организаций, предприятий и населения. В российской экономической практике распространены государственные закупки сельскохозяйственной продукции у непосредственных производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Но в принципе этот термин «закупочные цены» может объясняться гораздо более широко и  применительно ко всем видам государственных закупок

Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие, виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально - вещественной форме, однако изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. На формирование цен на услуги влияет специфичность услуг, то есть тарифы (расценки). При расчете цен на услуги учитываются объем работы, временный фактор и качество. Примерами тарифов являются плата за телефон, пользование радио и телевидением, а также оплата коммунальных и бытовых услуг.

По степени и способу регулирования цены разделяются на следующие группы:

Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственные. Государственные цены могут снижать или повышать государственные органы.

Регулируемые цены называются так потому, что их величина регулируется государственными органами. При этом воздействие со стороны государства на цены носит косвенный и ограниченный характер, осуществляется воздействием на изменение спроса и предложения товара. Например,  при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Нередко регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные товары верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства.

Но и тот и другой путь имеют существенные недостатки, что приводит к редкому использованию этого метода. Например, государство устанавливает верхний предел цены и устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цен и это приводит к снижению предложения и росту спроса на товар. Исход такого установления цен является превышение спроса над предложением товара. То есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов, которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условиях нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счете дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита    оно    занимается    распределительными    функциями,    печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям.

Регулирование цен по величине может также проводиться путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности), что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50%. Тем самым, если, к примеру, себестоимость единицы товара составила для продавца 1000 рублей, он не имеет права продавать его по цене выше 1500 рублей. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий - монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены к фиксированной, базисной.

Отметим, что жесткое воздействие государственных органов на цены посредством регулирования осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в рыночной экономике. Чаще всего в условиях экономики рыночного типа регулирование распространяет сферу своего действия на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для государства и общества (земля, стратегическое сырье, топливо, энергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости).

Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения экстренных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны,    ценности    для    потребителей    дополнительной  единицы приобретаемого   блага   и,    с   другой   стороны,   издержкам производства  и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

В экономическом анализе, планировании и статистике наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 3000 рублей, а затем стала тратить 6000 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что вдвое улучшилось количество или качество потребляемых продуктов. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, надо установить - сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными? Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен. По мере перехода в зону скачкообразного, зачастую неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции, характеризующий рост цен в процентах. Показатель уровня инфляции равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции - прироста цен.

В этих же целях иногда применяются реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, то есть цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. С этой целью устанавливается отношение цен. Чаще всего определяется отношение цен взаимозаменяемых товаров, именуемых субститутами.

В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, - ожидаемыми.

Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования прейскурант, ценник был основным, иногда первичным ценовым документом. В рыночной экономике прейскурант становится справочным документом.

В ходе осуществления планово - управленческих работ используются прогнозные и плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их названия. В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес - проекты, бизнес - планы, планы фирм, индикативные государственные планы - прогнозы.

Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка.

Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым.

Функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, это различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

Функциями цены являются только те внешние проявления свойств, которые характерны для любой цены независимо от ее вида.

Цены выполняют следующие функции:

1) учетная функция;

2) стимулирующая функция;

3) распределительная функция;

4) функция установления баланса между спросом и предложением;

5) функция рационального размещения производства.

Учетную функцию называют также функцией учета и измерения затрат общественного труда. Цена выполняет учетную функцию, так как по определению представляет собой денежное выражение стоимости. Цена показывает, сколько стоит удовлетворение определенной потребности в конкретной продукции.

Стимулирующая функция цены заключается в том, что цена поощрительно воздействует на производителя посредством содержащейся в ней прибыли. Цена оказывает стимулирующее и сдерживающее действие на производство разнообразных видов товаров. Цены могут поощрять увеличение или, наоборот, препятствовать уменьшению производства и потребления определенных видов товаров.

Посредством цены можно:

1) воздействовать на развитие науки и техники;

2) способствовать более рациональному использованию ресурсов;

3) воздействовать на уровень качества продукции;

4) воздействовать на структуру выпуска продукции и ее потребления.

Стимулировать деятельность экономических агентов можно при помощи увеличения прибыли в цене, а также при помощи скидок и надбавок.

Распределительная функция цены состоит в том, что посредством цен происходит распределение и перераспределение чистого национального дохода. С помощью этой функции в той или иной степени решаются многие социальные проблемы общества.

Распределение и перераспределение национального дохода происходит между:

1) различными отраслями экономики;

2) формами собственности;

3) различными регионами страны;

4) фондом накопления и фондом потребления;

5) слоями населения.

Функция установления баланса между спросом и предложением состоит в том, что посредством цен связываются между собой спрос и предложение (производство и потребление). Цена представляет собой инструмент для достижения равновесия между спросом и предложением.

Если между предложением и спросом возникает диспропорция, то цена первой сигнализирует об этом.

Цена в случае недостатка товаров поощрительно воздействует на увеличение предложения, так как на дефицитные товары устанавливается высокая цена, стимулируя приток производителей в данную отрасль.

В случае избытка товаров спрос падает, цена понижается, и вслед за ней уменьшается и предложение.

Функция рационального размещения производства состоит в том, что посредством ценового механизма производитель получает информацию о том, в какой отрасли или секторе экономики он может получить более высокую прибыль, и соответственно происходит передвижение капиталов между секторами экономики и в рамках одного сектора туда, где более высокая норма прибыли. Такое передвижение капиталов инициируется непосредственно производителями, которые в своей деятельности подчиняются законам конкуренции и спроса.

1.4. Взаимосвязь стоимости и цены

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена, каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью: она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар.

В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости - экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты труда, добиваться их снижения, а также распределять их и средства производства между отраслями народного хозяйства.

Закон стоимости действует в обстановке конкурентной борьбы, в которой выигрывают товаропроизводители, применяющие новую технику и технологию, наиболее эффективные способы организации производства. Таким образом, под воздействием закона стоимости осуществляется технический прогресс и происходит дифференциация товаропроизводителей: одни в результате конкурентной борьбы разоряются, другие обогащаются.

Закон стоимости, который является регулятором процесса производства и обращения товаров, через механизм формирования цен способствует установлению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и тем самым создает основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным производством.

Необходимо отметить, что любой товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, т.е. обмениваться на них. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях представляет собой его меновую стоимость.

Можно выделить две основные концепции определения стоимости товара. С точки зрения классического подхода стоимость сводится к труду, затраченному на производство товара, сумме заработной платы, прибыли и земельной ренты. Величина стоимости товара - это мера затрат труда на его производство. Необходимо отметить, что существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимости; теория спроса и предложения; теория предельной полезности.

Теория трудовой стоимости исключает влияние рынка, поэтому в данном случае стоимость рассматривается как общественно необходимые затраты труда без учета спроса и предложения, что по своей сути не отражает природы цены. Сторонники этой теории считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют одну общую основу - трудовые затраты, которые и определяют стоимость.

В современной экономической теории принят иной подход, согласно которому в основе обмена лежит не стоимость, а полезность. В работах П. Самуэльсона, Б. Кларка и других экономистов формирование цены рассматривается с учетом влияния дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного качества товара). Следовательно, существует тесная связь между категориями "стоимость" и "ценность". При этом необходимо подчеркнуть, что стоимость представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях. Человечество не может существовать без экономической деятельности, а она, соответственно, без экономической ценности как единства цели (результата, т.е. полезности) и средства (затраты). Таким образом, экономическая ценность представляет собой единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. В условиях товарного производства экономическая ценность принимает форму стоимости, т.е. является исходной категорией по отношению к последней.

Согласно теории спроса и предложения стоимость товара может проявиться только в цене, т.е. в денежном выражении. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения. Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком, ценой и механизмом ее формирования.

Настоящим научным открытием стали работы известного английского экономиста А. Маршалла, который попытался отойти от определения единственного источника стоимости и соединил теории предельной полезности, спроса и предложения и издержек производства (затрат). Таким образом, он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, т.е. к определению единовременного взаимовлияния полезности, спроса и предложения, издержек и цены.

Следовательно, можно сделать вывод, что экономический товар включает в себя одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы и ресурсоемкость). При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.

В условиях рыночной экономики ценообразование тесно связано с понятием "альтернативная стоимость". Экономическая сущность этой категории заключается в проблеме выбора: прежде чем приобрести товар, покупатель стоит перед необходимостью принятия альтернативного решения, какой товар выбрать из множества предлагаемых на рынке. Покупая один из них, он отказывается от других. Стоимость приобретенного товара представляет собой альтернативную стоимость. Покупатель оценивает товар с точки зрения своих интересов и возможностей.

Кроме того, в рыночной экономике понятия "денежная стоимость" и "альтернативная стоимость" тесно связаны между собой. Обычно товар, имеющий высокую альтернативную стоимость, обладает также и высокой денежной стоимостью. Это происходит потому, что цена является способом распределения ресурсов между конкурирующими пользователями. В то же время альтернативная стоимость влияет на предложение данного товара, так как товаропроизводитель ради организации его производства и получения прибыли отказывается от производства других благ. Таким образом, альтернативная стоимость формируется на рынке в конкурентной борьбе в зависимости от спроса и одновременно влияет на производство, а следовательно, и на предложение.

Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К наиболее часто используемым можно отнести следующие:

  • цена определяется издержками производителя и искусством менеджмента;
    • цена представляет собой количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Цена должна отражать интересы как производителей, так и потребителей товаров, потому что производителю важно возместить затраты с определенной прибыльностью, а потребителю - получить экономическую выгоду от эксплуатации данного товара.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена - денежное выражение стоимости товара.

Стоимость - это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда.

В современной экономической теории принят подход, согласно которому в основе обмена лежит не стоимость, а полезность. В работах П. Самуэльсона, Б. Кларка и других экономистов формирование цены рассматривается с учетом влияния дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного качества товара). Следовательно, существует тесная связь между категориями "стоимость" и "ценность". При этом необходимо подчеркнуть, что стоимость представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях.

Человечество не может существовать без экономической деятельности, а она, соответственно, без экономической ценности как единства цели (результата, т.е. полезности) и средства (затраты). Таким образом, экономическая ценность представляет собой единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. В условиях товарного производства экономическая ценность принимает форму стоимости, т.е. является исходной категорией по отношению к последней.

  1. Анализ ценовой политики Студии Красоты «Орхидея»

2.1. Экономическая характеристика предприятия ООО «Орхидея»

ООО «Орхидея» - предприятие малого бизнеса, созданное как общество с ограниченной ответственностью, лицензированное на оказание медицинских услуг по гинекологии и косметологии.

      ООО «Орхидея» учреждено в соответствии с ГК РФ, принятым Государственной Думой РФ 21.10.94 г. И Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 г., а также на основании Решения учредителей.

      Юридический адрес ООО «Орхидея»:Санкт-Петербург, просп. Большевиков, 9, корп.1.

      Целью создания ООО «Орхидея» является предоставление услуг для удовлетворения потребностей физических лиц, создание дополнительных рабочих мест и получение прибыли.

Студия Красоты «Орхидея» - это современная, стильная парикмахерская, оборудованная новейшими материалами, первоклассным оборудованием, дружным коллективом профессионалов и высоким качеством обслуживания клиентов на фоне уникального стильного интерьера. Так же в Студии Красоты оказываются услуги косметолога, мастера маникюра и педикюра.

      Перечень услуг, оказываемых в СК «Орхидея» (сокращенный):

  • Стрижка
  • Укладка
  • Окрашивание волос
  • Наращивание волос
  • Химическая завивка волос
  • Наращивание ресниц
  • Наращивание страз на волосы
  • Маникюр (горячий, классический, сухой)
  • Парафиновые ванночки
  • Педикюр (классический, горячий, машинный)
  • Гелевое наращивание ногтей
  • Консультации косметолога
  • Комплексная чистка лица
  • Все виды пилинга
  • Реабилитация после пилинга
  • Микрошлифовка (микродермообразия)
  • Укрепление сосудов кожи лица
  • Лифтинг
  • Уход за обезвоженной кожей
  • Различные виды масок
  • Фонофорез
  • Дарсонваль
  • Массаж лица
  • Оформление бровей
  • Окрашивание бровей, ресниц
  • Перманентный макияж (татуаж)
  • Эпиляция (любых зон)
  • Бикини-дизайн
  • Обертывания
  • Дренирующий массаж
  • Миостимуляция
  • Мезотерапия

    Внимание клиентов привлекают не только яркая вывеска, шикарные интерьеры, уникальные методики в косметологии, но и высокое качество обслуживания, а также лучшие врачи-косметологи, мастера маникюра и педикюра, парикмахеры, занимающие призовые места на конкурсах парикмахерского искусства, которые работают в СК «Орхидея».

        Общее количество сотрудников, работающих в СК «Орхидея» - 21 человек. Состав и структура управления раскрыты в таблице 2.1 и на рис 2.1.1.

Таблица 2.1 Состав сотрудников СК «Орхидея»

Должность

Количество

сотрудников

График работы

Исполнительный директор

1

Свободный, без выходных

Администратор

2

Два через два

Парикмахер

8

Через день

Косметолог

4

Сменный

Мастер маникюра/педикюра

4

Сменный

Бухгалтер

1

Пять через два

Техник

1

Свободный, без выходных

Уборщица

1

Без выходных

Рис 2.1.1 – Административная структура управления СК «Орхидея»

2.2 Анализ рынка парикмахерских услуг

      Так как СК «Орхидея» - совершенно новый участник экономических отношений и рынка косметологических и парикмахерских услуг в Санкт-Петербурге, то, естественно, с её открытием были связаны определенные риски. Поэтому перед принятием решения об открытии «Орхидея», был проанализирован рынок парикмахерских и косметологических услуг в городе Санкт-Петербург.

      В современном Санкт-Петербурге сегодня есть место не только тяжелой промышленности и торговле, но и маленьким предприятиям индустрии красоты. Новые салоны красоты, парикмахерские и фитнес-центры открываются в городе с завидной частотой. Видно, что спрос на такие услуги среди питерских жителей растет и требует новых предложений. В этом смысле у потенциальных клиентов на сегодняшний день есть большой выбор: от недорогих парикмахерских, предлагающих стандартный набор услуг по достаточно скромной стоимости, до салонов красоты бизнес-класса, предлагающих новейшиеSРА-программы, методики омоложения и оздоровления организма.

      Чтобы более тщательно разобраться в особенностях салонного бизнеса Санкт-Петербурга, была собрана информация о 30 салонах красоты города, 15 из которых позиционируются как салоны бизнес-класса, а оставшиеся 15 — как салоны экономического класса. Администраторы и руководители салонов отвечали на предложенные вопросы, таким образом, была получена общая статистическая информация о ценах на различные сервисные услуги и предпочитаемых марках профессиональной косметики, для проведения анализа. Были сделаны выводы о специфических чертах работы салонов города Санкт-Петербурга.

      В ходе опроса были собраны данные по следующим услугам:

      - укладка + стрижка

      - химическая завивка

      - мелирование блондирующим средством

      - окраска в один тон

      - классический маникюр с покрытием лаком

      - гелевое и акриловое наращивание ногтей

      - коррекция наращенных ногтей

      - классический педикюр

      - аппаратный педикюр

      - мануальная чистка лица

      - УЗ-чистка лица

     - массаж лица мануальный

     - массаж тела общий классический

      Нужно отметить, что в отдельных маленьких студиях и салонах некоторые из этих услуг не были представлены. Достаточно редкими для салонов, особенно экономического класса, оказались различные виды массажей и услуга «УЗ-чистка лица».

      В ходе опроса было зафиксировано использование 6 профессиональных марок:

• L’Oreal Professionnel

• Wella Professionals

• Londa Professional

SchwarzkopfProfessional

EstelProfessional

Matrix

По данным рис. 2.2 из общего количества опрошенных салонов красоты 27% используют продукциюWella Professionals, 22% — Londa Professionalи 22% — Matrix, 15%пользуютсякосметикой L’Oreal Professionals.Лишь 9% опрошенных салонов используют в работе продукцию компанииSchwarzkopfProfessional, а оставшиеся 5% — косметикуEstelProfessional. При этом 20% из числа опрошенных работают одновременно на двух или более марках для волос.

Рис. 2.2 Диаграмма опрошенный Салонов Красоты по использованию продукции профессиональных марок.

Обычно цены на парикмахерские услуги зависят от длины волос, но данные опроса показали, что во многих салонах красоты  стоимость парикмахерских услуг зависит от стоимости используемых расходных материалов и квалификации мастера. При этом многие владельцы салонов устанавливают первоначальную базовую стоимость работы специалиста, который предлагает посетителю выбрать косметическое средство самостоятельно, после чего израсходованные материалы включаются в общий счет.

В ходе анализа результатов исследования выяснилось, что в ценах на основные услуги салонов красоты Санкт-Петербурга существуют большие противоречия. Так, минимальные и средние цены в салонах бизнес-класса зачастую оказываются значительно ниже, чем цены тех же услуг в экономическом классе.

Наиболее близки цены в салонах разного уровня (класс салона определяется его самопозиционированием) на такие услуги, как стрижка и укладка, химическая завивка, педикюр, наращивание ногтей гелем и акрилом. То есть максимальная цена в экономическом классе равна минимальной цене в бизнес-классе или на 20-30 рублей ниже ее, а иногда и выше. А, к примеру, неоправданно высокая стоимость некоторых услуг, таких как УЗ-чистка лица и массаж, связана прежде всего с небольшой популярностью этих услуг в салонах экономическом классе и высокой стоимостью специального оборудования.

      Статистический свод данных о стоимости услуг по Перми приведен в таблице 2.2

Таблица 2.2 Стоимости услуг в салонах города Санкт-Петербург

Название услуги

Салоныэкономическом классе

Салоны бизнес-класса

Min

цена

Средняя

цена

Maх

цена

Min

цена

Средняя

цена

Maх

цена

Стрижка

и укладка

Короткие волосы

250

280

370

250

400

600

Средние волосы

250

300

430

300

480

750

Длинные волосы

250-300

430

480

320

540

1300

Завивка химическая

Короткие волосы

350

470

700

500

820

1300

Средние волосы

550

670

800

600

1100

2000

Длинные волосы

600

750

1000

750

1500

2500

Мелирование

Короткие волосы

300

390

470

500

950

1700

Средние волосы

400

460

550

780

1250

2300

Длинные волосы

500

650

750

1000

1650

300

Окрашивание волос

Короткие волосы

200

290

450

500

800

1300

Средние волосы

250

400

600

700

1150

2000

Длинные волосы

400

540

700

1000

1800

3800

Маникюр классический с лаком

170

250

450

190

300

400

Наращивание ногтей, ГЕЛЬ

1200

1540

1800

1300

860

3600

Наращивание ногтей, АКРИЛ

1400

1570

1800

140

1900

2500

Коррекция ногтей, ГЕЛЬ

500

700

900

700

920

1600

Коррекция ногтей, АКРИЛ

500

700

900

700

1060

1600

Педикюр классический

500

520

550

450

640

800

Педикюр аппаратный

450

520

600

500

680

1000

Чистка лица мануальная

550

670

800

500

830

1200

УЗ-чистка лица

800

900

1000

500

740

1500

Массаж лица

300

350

400

250

390

600

Среди укрупненного перечня услуг данной Студии Красоты можно выделить:

       - оказание парикмахерских услуг

       - оказание косметологических услуг

       - оказание услуг маникюра и педикюра

Для принятия решения о целесообразности открытия филиала ООО «Орхидея» было необходимо получение следующей информации:

      1. Численность женщин в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих в районах, готовых воспользоваться данными услугами

      2. Возможная частота потребления данных услуг женщинами целевой группы

      3. Определение обязательного перечня конкретных видов услуг внутри каждой из выделенных укрупненных групп

      4. Цена, которую готовы платить потенциальные посетители за получение данных услуг

      5. Обязательные требования к самой Студии, способные повысить готовность представителей целевой группы пользоваться услугами

Данная информация была получена в ходе выборочного опроса. Выборка квотировалась по возрастным группам. Опрос проводился по месту жительства респондентов.

Объем выборки – 500 человек. При данном количестве опрошенных уровень достоверности данных составляет 95% при 7% вариативном размахе.

Итого, объем опрошенных женщин – 500.

Из них к группе 18-25 лет относились 157 женщин, 26-35 лет – 164 женщин, 36-45 лет – 90 женщин, 46-60 лет – 89 женщин. Данные опроса сведены в таблицу 2.3.

Таблица 2.3 Суммы, тратимые ежемесячно при посещении салонов красоты женщинами разных возрастных категорий

Сумма, руб

18-25 лет,%

26-35 лет,%

36-45 лет,%

46-60 лет,%

До 1000

35

12

13

78

1000-2000

24

36

21

10

2000-3500

20

27

24

7

3500-5000

12

14

22

3

Свыше 5000

9

11

18

2

Среди наиболее часто встречающихся обязательных требований к СК:

- гибкие цены,

- система скидок постоянным клиентам,

- скидки малообеспеченным слоям населения (пенсионерам, студентам

 и др.),

- высококвалифицированные специалисты,

- удобное место расположения,

- доброжелательный персонал,

- располагающие к расслаблению интерьеры.

      Итак, в ходе анализа парикмахерских услуг выяснилось, что не во всех из 30 исследуемых салонов красоты, предоставляются услуги массажа и УЗ-чистки лица. Во многих салонах эконом-класса цены на предоставление некоторых услуг на 20-30 рублей выше, чем в салонах бизнес-класса. Большинство салонов используют продукцию маркиWellaProfessionals. Самые распространенные услуги-это услуги парикмахера, косметолога, маникюр и педикюр. На основе результатов данного анализа можно составить методику ценообразования Студии Красоты «Орхидея».

2.3 Методика ценообразования СК «Орхидея»

Установление определенной цены на услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком низкой или слишком высокой. В малом бизнесе установление нужного уровня цен тем более важно, что предприниматель имеет возможность непосредственно общаться с клиентом и тот, в свою очередь, может высказать свои претензии по установленным ценам на услуги. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению, низкая цена тоже может вызвать отрицательную реакцию, например сомнение в качестве продукта или в умении и опыте мастеров. Таким образом, запрашиваемая цена определяет качество услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке.

      Определение оптимальной цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена определяет успехи предприятия – объемы продаж, получаемую прибыль.

      Применение политики низких цен оправдано, если:

- услуги не уникальны или не охраняемы патентами

- услуги не сложно разработать или производить

- цена является решающим фактором для покупателей данных услуг

- фирма должна функционировать в условиях рынка свободной

 конкуренции

- не требуются усилий, чтобы обучить потенциальных покупателей

 пользоваться данными услугами

- у фирмы ограниченные финансовые источники и нет возможностей

 изыскать дополнительные средства.

Применение политики высоких цен рекомендуется в условиях, противоположных указанным выше. Это не означает обязательного выбора той или иной политики при преобладании одного из данных условий, а означает, что если имеются некоторые из этих условий, то стоит рассмотреть возможность применения соответствующей политики ценообразования.

Так как все перечисленные условия соответствует той ситуации, в которой функционирует «Орхидея», то «Орхидея» выбирает цены, принятые на данном рынке.

Здесь применяются цены, которые сохраняются на стабильном уровне в отношении определенных услуг в течение длительного времени. В этом случае независимо от объема рыночной доли, занимаемой фирмой на рынке, даже при незначительном повышении цены происходит резкое сокращение продаж соответствующих услуг. И наоборот: при небольшом её снижении возможно резкое увеличение сбыта.

Осуществить изменение привычной цены в сторону роста не реально без дополнительных вложений: изменения квалификации мастеров, обновления дизайна помещения, закупки новых более дорогих средств и пр. Поэтому СК «Орхидея» устанавливает среднерыночные цены на свои услуги и очень часто проводит различные промо-акции (небольшие снижения цен на конкретную услугу в конкретный период) для привлечения большего числа клиентов.

Как правило, на стандартные услуги СК «Орхидея» выставляет цены, рассчитываемые по формуле:

Ц=Сб*К

где Ц- цена, указанная в прайс-листе для клиентов

Сб – себестоимость данной процедуры для Студии

К – повышающий коэффициент, который изменяется в соответствии с классом услуги ( высокий, средне-высокий, стандартный) и от % заработной платы мастера, включаемой в себестоимость услуги.

      У К есть минимальный уровень, ниже которого он не может опускаться в силу следующих причин:

1. Прибыль от проведения процедуры должна быть не менее 50% (здесь и арендная плата, и амортизация, и оплата вспомогательных работников и средства на расширение и ремонт предприятия), иначе предприятие разорится

2. Заработная плата мастера должна составлять не менее 30 % от стоимости процедуры.

3. Таким образом, на себестоимость материалов остается лишь 20 % от окончательной стоимости процедуры для клиента.

К может принимать значения больше 5, но не меньше (табл.2.4).

Таблица 2.4 Сводная таблица услуг, классов и коэффициентов

Услуга

Класс услуги

К

Цена услуги, руб.

Стрижка

Средний

6

От 250

Укладка

Средний

6

От 150

Окрашивание волос

Средний

5,5

От 1000

Наращивание волос

Средневысокий

6

25 руб/пучок

Наращивание ресниц

Средневысокий

6

5 руб/пучок

Наращивание страз на волосы

Средневысокий

5

50 руб/шт

Маникюр

Средний

5,5

300

Педикюр

Средний

5,5

450

Покрытие лаком

Средний

5,5

70

Гелевое наращивание ногтей

Средневысокий

6

От 1000

Консультация косметолога

Средний

0,25

150

Комплексная чистка кожи лица

Средний

5

890

Поверхностный химический пилинг

Средний

5

750

Средне-глубокий химический пилинг

Средневысокий

6

990

Пилинг миндальный

Высокий

8

1090

Микродермробразия (микрошлифовка)

Средневысокий

6

980

Реабилитация после химического пилинга

Средний

5

500

Антикуперозная прогнрамма

Высокий

8

980

Программа лифтинг

Средневысокий

6

770

Уход за обезвоженной кожей

Средневысокий

6

590

Маска

Средний

5

350

Массаж лица

Средневысокий

6

350

Фонофорез

Средний

5

250

Дарсонваль

Средний

5

100

Оформление бровей с окрашиванием

Средний

5

160

Оформление бровей

Средний

5

80

Окраска ресниц

Средний

5

80

Бикини-дизайн

Средневысокий

6

1200

Эпиляция:

Верхней губы

Средний

5

250

Подмышечных областей

Средний

5

500

Ног

Средний

5

750

Зоны бикини

Средневысокий

6

550

Глубокое бикини

Средневысокий

6

750

Перманентный макияж

Контур губ

Средневысокий

6

2000

Контур губ с  растушевкой

Средневысокий

6

3000

Бровей

Средневысокий

6

3000

Век

Средневысокий

6

3000

Обертывание:

Термообертывание

Средневысокий

6

980

Сливочно-медовое обертывание

Средневысокий

6

695

Шоколадно-сливочное обертывание

Средневысокий

6

950

Обертывание на основе глины

Средневысокий

6

450

Маска очищающая на основе белой глины

Средневысокий

6

250

Крем после термообертывания

Средневысокий

6

200

Дренирующий массаж

Высокий

8

990

Пилинг:

Средневысокий

6

1100

Пилинг с маслом

Средневысокий

6

550

Миостимуляция

Средневысокий

6

250

Мезотерапия

Средневысокий

6

8000

Статистика основных показателей деятельности СК «Орхидея» приведена в таблице 2.5

Таблица 2.5 Основные показатели деятельности СК «Орхидея»

Июнь

Июль

Август

Объем оказанных услуг, тыс.руб

380

428

432

З/п сотрудников, тыс.руб

177

192,8

194,2

в т.ч. ППП

133

149,8

151,2

Средне-списочная численность работников

21

21

21

в т.ч. ППП

17

17

17

Средняя з/п на 1 работника

8,85

9,18

9,24

в т.ч. ППП

7,23

8,811

8,894

Сб/ст материалов, тыс.руб

76

85,6

86,4

Затраты на аренду помещения, тыс.руб

80

80

80

Коммунальные платежи, тыс.руб

5

5,3

5,9

Итого сб/ст услуг, тыс.руб

338

363,7

366,5

Амортизационный фонд (5% выручки)

19

21,4

21,6

Прибыль, тыс.руб

23

42,9

43,9

Налоги, тыс.руб

4,14

7,722

7,902

Чистая прибыль, тыс.руб

18,86

35,178

35,998

Суммарное оказание услуг по областям, тыс.руб

Парикмахерские услуги

178

200

210

Косметология

140

161

147

Маникюр/педикюр

62

67

75

Динамика выпуска услуг, %

Парикмахерские услуги

+12,35

+ 5

Косметология

+14,18

-8,7

Маникюр/педикюр

+0,83

+11,9

Дополнительные расходы, тыс.руб.

3,8

4

3,5

Из таблицы 2.3 видно, что деятельность предприятия вполне успешна. В первый же месяц фирма вышла на уровень безубыточности и даже имела минимальную прибыль. В последующие месяцы прибыль только неуклонно растет, хотя темпы её роста оставляют желать лучшего. Причина столь низкой прибыльности кроется в том, что СК «Орхидея» только что вышла на рынок и старается привлечь как можно больше клиентов за счет заманчивых, то есть низких цен.

При любом дополнительном снижении уровня цен фирма может начать нести убытки. Из-за проведения постоянных специальных акций это будет происходить, но подобные действия обусловлены тем, что низкие цены привлекают максимально возможное количество посетителей, которые потом возвращаются в СК «Орхидея» в качестве постоянных клиентов. Тогда они получают услуги уже за полную стоимость, значит, предприятие начинает приносить все большую прибыль.

  1. Мероприятия по улучшению ценовой политики ООО «Орхидея»

СК «Орхидея» не просто назначает ту или иную цену, она создает целую систему ценообразования, охватывающую разные услуги в рамках ассортимента и учитывающую различия в издержках, различия в уровнях спроса. Цены поставлены в прямую зависимость от коэффициента К, учитывающего амортизационные затраты, заработную плату сотрудника и класс услуги. Кроме того, фирма действует в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения и иногда сама выступает инициатором изменения цен, а иногда отвечает на ценовые инициативы конкурентов.

Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в окружающей среде.

В данном случае проблема, как мне кажется в том, что СК «Орхидея» не может увеличить коэффициент К выше, чем до 9-10. Если бы это было возможно, то СК «Орхидея» могла бы получать неограниченное количество прибыли за любые промежутки времени.

Таким процессам существуют естественные препятствия:

1. Неоправданный, ничем не подкрепленный рост цен отпугнет клиентов. Никаких заметных изменений в СК «Орхидея» не произойдет, значит, цены взлетят сами по себе.

2. Значит, что бы увеличивать цены и привлекать при этом клиентуру нужно улучшать и условия оказания тех услуг, на цены которых делается надбавка.

Значит решением данной проблемы является позиционирование СК «Орхидея» как салона красоты бизнес-класса. Здесь будет более высокий уровень обслуживания, усовершенствованные интерьеры, увеличение квалификации мастеров и обслуживающего персонала, измененные прайс-листы, спец предложения, система скидок. Так же должны быть добавлены такие услуги (точнее бесплатные удобства для клиентов), как чай, кофе, сладости (на выбор) каждому клиенту и другими приятными мелочами, как чистые халаты, тапочки и пр. Так же переделка СК «Орхиддея» в салон более высокого уровня потребует добавления достаточного количества дорогих услуг, возможно даже уникальных, иначе салон не сможет поддерживать имидж шикарного и ультра-дорогого салона.

Так как СК «Орхидея»  -  только что пришедший на рынок продавец, то перед её открытием, хозяевами была установлена цель открытия СК «Орхидея» - это получение максимальной прибыли за максимально короткие сроки. Для этого производство услуг в салоне эконом-класса требуется, что называется, «поставить на поток», чтобы рабочее время мастеров не пропадало в отсутствие клиентов. Для достижения такого результата, нужно было разработать соответствующую ценовую стратегию, что и было произведено. Ценовую стратегию можно обозначить, как важнейшую часть ценовой политики, определяющую порядок реализации методов ценообразования. Ценовая стратегия является процессом, координирующим производственно – сбытовую деятельность предприятия. Ценовая стратегия выражает интересы предприятия и предоставляет собой один из инструментов управления деятельностью предприятия.

Решая вопрос об инициативном изменении цен, СК «Орхидея» должна тщательно изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов. Реакция потребителей зависит от того, какой смысл усматривают они в изменении цен. Реакции конкурентов являются либо следствием четких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценки каждой вновь возникающей ситуации. В случае изменения цен, предпринятого кем-то из конкурентов, предприятие должно попытаться понять его намерения и вероятную длительность действия нововведения. Если предприятие желает быстро реагировать на происходящее, ему следует заранее запланировать свои ответные меры на возможные ценовые маневры конкурентов.

Учитывая сложность данной проблемы, необходимым является приобретение знаний в этой области для выбора правильного подхода в установлении цен при выходе на рынок. В целях достижения хороших результатов в производственной и коммерческой деятельности необходимо дальнейшее углубление такого рода знаний на основе изучения мирового опыта.

В результате проведения  предложенных мероприятий была проведена оценка их эффективности, в ходе которой была установлена положительная динамика роста прибыли, главной цели создания Студии Красоты «Орхидея». За счет создания уютного интерьера и дополнительных привилегий, таких как: бесплатные напитки  и белье, система дисконтирования, а также работы высококвалифицированных специалистов в области косметологии был увеличен поток клиентов, что привело к росту прибыли.

      Также были выявлены положительные моменты в использовании ценовой стратегии-следовании среднерыночным ценам. Функционирование выбранной ценовой стратегии хорошо, так как:

цены меняются не слишком часто

решения о ценах принимаются только при наличии достаточной

 информации о рынке (проводится анализ рынка и различные

 маркетинговые исследования)

цели соответствуют целевому рынку

изменения цены соответствуют эластичности спроса

СК «Орхидея» стремится увеличить объем сбыта и готова пойти на

 снижение дохода с единицы оказанных услуг

отсутствуют проблемы, связанные с законодательством по ценам.

       Итак, деятельность предприятия вполне успешна. В первый же месяц фирма вышла на уровень безубыточности и даже имела минимальную прибыль. В последующие месяцы прибыль только неуклонно растет, хотя темпы её роста оставляют желать лучшего. Причина столь низкой прибыльности кроется в том, что СК «Орхидея» только что вышла на рынок и старается привлечь как можно больше клиентов за счет низких цен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.

В первой главе мы дали определение цены и стоимости. На стоимость товара влияет множество факторов производства. Но нельзя выделить главный фактор, влияющий на стоимость товара, все факторы неразрывно связаны между собой. Для снижения стоимости следует делать упор на развитие технологий производства, приобретение современного оборудования и на грамотную организацию труда.  Установление цены - один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок.

      Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Во второй главе дали характеристику предприятия, показали принципы и порядок установления, утверждения цен на продукцию,сказали о выпускаемой продукции и соответствии требованиям рынка. Привели конкретный расчет цены и показали прибыль предприятия от продажи данного товара.

Таким образом, наиболее гибкий и значимый инструмент коммерческой политики предприятия – цена, уровень которой по-разному влияет на все основные показатели, характеризующие количественные и качественные результаты деятельности предприятия (прибыль, рентабельность, оборот, занимаемую долю рынка, имидж и т.д.).

Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условиях рыночных отношений.

При установлении цены определяющими факторами выступают: себестоимость товара, удовлетворяющие фирмы размеры прибыли, цены конкурентов и цены заменителей, аналогов данного товара, состояние платежеспособного спроса, требования органов управления и других общественных институтов, уникальность определенных качествах продукта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы // Экономист, 2007, №5.

2.Афонин А. С. Ценообразование в бизнесе. - К.: МАУП, 2007.

3.Васильева Н.Э., Козлова Л.И. «Формирование цены в рыночных условиях».- Москва, АО «Бизнес –Школа «Интел-Синтез», 2007.

4.Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения//Маркетинг, 2008, №2.

5.Грузинов В.Б., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие.-2-е изд. Доп.-М.: Финансы и статистика, 2008.

6.Ефимова О.В. Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. идоп.- М.: Изд-во “БУ”, 2007.

7.Ерухимович И.Л. Ценообразование: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2008.

8.Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс / Учебное пособие.- Спб. Издательство “Питер”,2007

9.Зайцев Н.А. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007.

10.Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. М., 2008

11.Кабанков В.И. Цена и качество продукции.- М.: Сов. Россия, 2007.

12.Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие.- М.: ИД ФБК-Пресс, 2007.

13.Керимов В.Э., Комарова Н.Н., Елифанов А.А.”Директ-костинг” и ценовая политика// Аудит и финансовый анализ, 2008, №7.

14.Князевская Н.В., Князевский В.С. Принятие рискованных решений в экономике и бизнесе. - М.:”Контур”,2007.

15.Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.- М.: Финансы и статистика, 2008.

16.Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М.: “Бизнес-книга”, “ИМА-Кросс. Плюс”, 2008.

17.Куликов Л. М. Экономическая теория. Учебник – М. 2009: Проспект Нуриев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов – М. 2006: Высшая школа

18.Краткий курс практического менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. д-ра экон. наук Э.Н. Кузьбожев: Курск. гуманит.- техн. Ин-т. Курск, 2007.

19.Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом, 2008, №4.

20.Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учеб.пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина.- М.: Юнати-Дана, 2008.

21.Липсиц И. В. Коммерческое ценообразование. – М.: БЕК, 2007.

22.Общая теория статистика. Методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник /Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина.- 5-е изд., доп. И пераб.- М.: Финансы и статистика, 2008.

23.Плановое ценообразование: Учеб. для спец. “ Планирование народного хозяйства”/ С.И.Лушин, М.В. Кокорев, В.В.Наумов и др.; Под ред. С.И. Лушина.-М.: Высш. шк., 2007.

24.Пунин Е.И. Маркетинг менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. М: Международные отношения, 2008.

25.Порошина Н. Новые аспекты ценообразования// Маркетинг, 2007, №6.

26.http://ru.wikipedia.org/wiki/стоимость

27.http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d030/i030800r.htm

28.http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0008/

29.www.rosstat.ru

30.http://mostitsky_universal.academic.ru/цена

31.http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0031/


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58969. Біблія на уроці фізики 47.5 KB
  культура є тими костилями яких потребує наша душа їх можна відкинути тільки після видужання А. Формувати у школярів справжню духовність можна лише тоді коли використовувати на уроці Святе Письмо Біблію. Далеко не всі події можна сприймати буквально. Якщо в Євангелії говориться наприклад про сліпого глухого або німого то під ним можна розуміти скажімо людину яка не бачить справ Господніх не чує Бога Слова не прославляє величі Його дій; під заскалкою або піщинкою в оці ближнього великий чи малий гріх; під світильником ...
58970. Біосинтез білка 37 KB
  Під час вивчення цієї теми в учнів часто виникають труднощі повязані з розумінням процесів транскрипції трансляції ролі рибосоми в утворенні молекули білка. Сформувати в учнів поняття генетичний код етапи біосинтезу білка реакції матричного синтезу.
58971. Спостережливість - шлях до краси і знань 39.5 KB
  Назвіть кольори веселки. Що в неживій природі нагадує ці кольори Сонце світло вогонь ліхтар. Тепер розглянемо останні три кольори: блакитний синій фіолетовий. Де в неживій природі можемо побачити ці кольори Небо вода сніг лід.
58973. Боротьба з корупцією 34 KB
  Учням представляється документ Досвід компанії Shell у боротьбі з корупцією. Концерн Shell Group займається господарською діяльністю у 130ти країнах світу. За багато років своєї діяльності Shell розвив політику боротьби з корупцією.
58974. Боротьба ОУН „УПА" у 40-х - на початку 50-х років 57 KB
  Основні поняття: ОУН організація українських націоналістів український політичний рух що ставив собі за мету встановлення незалежної української держави. Отже наша тема: Боротьба ОУН УПА у 40х на початку 50х років. Що таке депортація розвитку безкоштовної освіти...
58975. Будь обережним на дорозі, Виховна година 66.5 KB
  Відстані між районами установами магазинами такі значні що подолати їх можна тільки за допомогою транспорту. Щоб уникнути травмування необхідно: переходити тільки тоді коли впевнений що транспорт знаходиться на достатній відстані...
58976. Сценарій позакласного заходу. Букварикове свято 55 KB
  Ми всіх гостей вітаємо І дуже вам радіємо. Діліділі діньділінь Всім присутнім добрий день Хлопчик. Хвилюються і радіють їхні батьки вчителі всі хто прийшов до нас на свято. Здоровя і щастя вам В путь щасливу і широку Всіх виводить перший клас.
58977. В. Сухомлинський. Людина. Учитель. Солдат 55 KB
  Мета: показати учням, що В. Сухомлинський - людина, по-справжньому закохана у свою професію, педагог за покликанням, у грізні часи Великої Вітчизняної війни став захисником Батьківщини; виховував повагу до постаті Добротворця...