99663

Спортивное ориентирование в студенческой среде

Научная статья

Физкультура и спорт

В соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования физическое образование студентов должно быть направлено на формирование физической культуры личности и способности использования разнообразных средств физической культуры

Русский

2016-10-06

40 KB

1 чел.

А.О. Тиунова, Н.Ю.Стекачева студентки ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры»

М.А. Возисова, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры»

Спортивное ориентирование в студенческой среде

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы влияния спортивного ориентирования на студенческую молодежь. Выделены преимущества спортивного ориентирования.

Ключевые слова:спортивное ориентирование, студенты.

В соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования физическое образование студентов должно быть направлено на формирование физической культуры личности и способности использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Проблема здорового образа жизни в студенческой среде достаточно актуальна, здоровье как ценность не стоит на первом плане у студентов, они считают себя здоровыми и не испытывают потребности в его сохранении и укреплении.

Для повышения общего физического  состояния студента, необходимо соблюдение распорядка дня, режима труда и отдыха, рационального питания. Это составит хорошую базу для общефизической подготовки.

Спортивное ориентирование отличный способ для физического и интеллектуального развития.

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков [2].Спортивное ориентирование- это очень интересный вид спорта, в основе которого лежит передвижение по незнакомой местности и нахождение контрольных пунктов при помощи карты с нанесённой на ней дистанцией, и компаса [3].

Современная жизнь очень динамична, связана с постоянной необходимостью переключения внимания с одного объекта на другой, принятия решений в разных ситуациях, проявления способности человека правильно сориентироваться в необычных для него условиях, поддерживать свою физическую форму на достаточно высоком уровне.

Навыки ориентирования необходимы в повседневной жизни для ориентирования в городской инфраструктуре, а так же уверенности при нахождении  в лесу, и незнакомой местности.

Одним из эффективных средств решения поставленных проблем при подготовки студентов, способных быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, быстро передвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия – является спортивное ориентирование. Вся деятельность проходит в игровых обстоятельствах, когда одновременно решаются разные задачи, а ситуация постоянно меняется: сравнение карты с местностью, выбор пути движения из имеющегося количества вариантов, применение различных способов измерения расстояний, определения и содержание азимута в движении, реакция на действия соперников и др.

В спортивном ориентировании следует отметить ряд преимуществ:

-доступность и массовость;

-развитие основных жизненно необходимых физических качеств человека;

- содействие воспитанию самостоятельности, решительности, целеустремленности;

- развитие наблюдательности, памяти, воображения, скорости и логичности мышления;

- умение быстро переключать внимание;

- формирование чувства времени и пространственной ориентации, изобретательности;

- органическое сочетание умственной и физической нагрузки;

-оздоровительный эффект от занятий;

- эстетическое удовольствие от общения с природой.

Доступность ориентирования такова, что любой студент без особых затрат может заняться этим увлекательным видом спорта.

Решениезадач ориентирования основывается на мыслительных процессах, которые не поддаются измерениям традиционными методами.

Спортивное ориентирование на местности как вид физических упражнений является прекрасным средством не только физического оздоровления человека, но и умственного развития. Занятия спортивным ориентированием создают предпосылки для развития индивидуальности человека. Методы работы для достижения цели в ориентировании позволяют проявить свой индивидуальный стиль, индивидуальные особенности.

Большие парки или лесные окраины города представляют собой отличные тренировочные полигоны для начинающих ориентировщиков.

Наиболее существенное значение имеет восприятие пространственно-временных соотношений, т.е. взаимных расположений различных объектов. Особую роль играет зрительное восприятие. Восприятие окружающего фактически протекает в форме наблюдения. Все эти положительные стороны, способствуют внедрению ориентирования в процесс обучения студентов.

Ориентирование на местности требует от участников практического знания топографии, решения навигационных задач движения по местности со сложным рельефом и большим количеством ориентиров – линейных (лыжные трассы разной градации, автомобильные дороги, границы растительности разных лесных пород), площадных (поляны разной конфигурации, участки природной растительности разных пород, лесопосадки, искусственные сооружения) и точечных (всевозможные пересечения линейных и площадных ориентиров, микрообъекты рельефа). При этом определяющую роль играет организация рациональных и надежных (безошибочных) действий – тактика работы с картой и местностью [2].

Ориентирование способствует выражению индивидуальных психологических особенностей личности: темперамент, характер, направленность личности, способности.

Лыжное и кроссовое ориентирование входят в состав всероссийских универсиад [1].

Вместе с тем, в системе профессионального обучения студентов вузов, пока еще недостаточно активно используются возможности спортивного ориентирования для улучшения их физического состояния. Внедрение таких дополняющих форм физической культуры будет способствовать более динамичному развитию физических качеств студентов, оказывать положительное влияние на состояние здоровья, приучать к ведению здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Близневская В.С., Близневский А.Ю., Юдаков В.Н., Винникова Е.В. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. 36 с.
  2. Вяткин Л.А. «Туризм и спортивное ориентирование»: уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. – 4-е издание. -  М.: Издательский центр «Академия», 2009 г. – 208с.
  3. Штыкова Е. В., Агальцов В. Н. Топография и ориентирование на местности: учебное пособие / Е. В. Штыкова, В. Н. Агальцов. - Омск: Издательство СибГУФК, 2008. - 52 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45259. Спонсоринг как разновидность PR-технологий: идеология, функции, приоритеты, мотивы, формы 29 KB
  В содержании программы должны быть представлены: Проблема вызывающая необходимость разработки программы. Цели конкретное представление о желаемом результате программы. Бюджет программы с конкретными статьями расходов.
45260. Попечительский совет как PR – ресурс фирмы: миссия, функции, этапы организации, приоритеты деятельности 30.5 KB
  Попечительский совет как PR – ресурс фирмы: миссия функции этапы организации приоритеты деятельности. Но существуют некоторые общие функции которые присущи попечительскому совету любой организации: 1. создание положительного образа организации ПР; 3. лоббирование интересов организации на различных уровнях; 4 контроль за финансовой деятельностью организации; 5.
45261. Партнерские отношения как PR-ресурс организации: алгоритм работы со спонсором, содержание спонсорского пакета 29 KB
  Спонсорство обязано быть выгодным как самому спонсору так и инициатору проекта. описание проекта и его идеи с акцентом на деталях наиболее важных для спонсора дается оценка значения проекта для города региона и нужных спонсору социальных групп. программу с информацией о месте и времени события сценарий графики перечисление авторов и участников проекта. указание о поддержке проекта государственными структурами авторитетными учреждениями культуры известными и уважаемыми людьми копии официальных решений рекомендательных писем обращений...
45262. Имидж фирмы: структура, этапы формирования и реализации 27 KB
  Имидж фирмы: структура этапы формирования и реализации. Имидж фирмы – целостное восприятие фирмы различными группами общественности формирующееся на основе известной им информации о различных сторонах деятельности фирмы. Структура: структуру имиджа фирмы составляют представления людей относительно фирмы которые условно можно разделить на группы: имидж товара или услуги – представления людей относительно уникальных характеристик которыми он обладает его отличительных свойств. внутренний имидж фирмы – представление сотрудников о фирме...
45263. Имидж ПР-специалиста: профессиональные составляющие и социально-личностные атрибуты 23.5 KB
  Блэку: наличие здравого смыла природное любопытство умение хорошо говорить и излагать вои мысли в письменной форме гибкость выносливость внимание к мелочам хорошее воспитание и образование целеустремленность умение знать и понимать людей чего они хотят. Профессиональная компетентность: психологическая компетентность умение разбираться в людях коммуникативная кть знание факторов эффективного делового общения видов коммуникации психологического воздействия аутопсихологическая кть самоконтроль самоээфективность...
45264. Самопрезентация специалиста как ПР-ресурс: специфика, формы, технологии 25.5 KB
  Самопрезентация специалиста как ПРресурс: специфика формы технологии. Самопрезентация является составной частью сложного процесса формирования профессионального имиджа специалиста. Самопрезентация может быть как начальным этапом какого-либо делового процесса так и отдельным самостоятельным элементом общения. В общем виде самопрезентация представляет собой управление производимым впечатлением умение представить себя и свое дело.
45265. GSM. Регистрация в сети 64 KB
  Регистрация в сети. При каждом включении телефона после выбора сети начинается процедура регистрации рис. Рассмотрим наиболее общий случай регистрацию не в домашней а в чужой так называемой гостевой сети будем предполагать что услуга роуминга абоненту разрешена. По номеру IMSI VLR гостевой сети определяет домашнюю сеть и запрашивает ее HLR.
45266. GSM. Обновление местоположения. Аутентификация и защита 91.5 KB
  Обновление местоположения. Один из вариантов определения местоположения периодически сообщать о расположении объектов в каждой соте. Другой крайний случай уведомлять систему при изменении местоположения мобильной станции широковещательным сообщением. Компромиссное решение используемое в GSM оповещение о местоположении при смене группы сот в зоне местоположения приводящей к ухудшению связи.
45267. GSM. Передача соединения (хэндовер). Роуминг 169 KB
  Переключение каналов между базовыми станциями контролируемыми разными BSC но одним MSC. Переключение каналов между базовыми станциями за которые отвечают не только разные BSC но и разные MSC. Варианты хэндовера В общем случае проведение хэндовера задача MSC. Но в двух первых случаях называемых внутренними хэндоверами чтобы снизить нагрузку на коммутатор и служебные линии связи процесс смены каналов управляется BSC а MSC лишь информируется о происшедшем.