99663

Спортивное ориентирование в студенческой среде

Научная статья

Физкультура и спорт

В соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования физическое образование студентов должно быть направлено на формирование физической культуры личности и способности использования разнообразных средств физической культуры

Русский

2016-10-06

40 KB

1 чел.

А.О. Тиунова, Н.Ю.Стекачева студентки ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры»

М.А. Возисова, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры»

Спортивное ориентирование в студенческой среде

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы влияния спортивного ориентирования на студенческую молодежь. Выделены преимущества спортивного ориентирования.

Ключевые слова:спортивное ориентирование, студенты.

В соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования физическое образование студентов должно быть направлено на формирование физической культуры личности и способности использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Проблема здорового образа жизни в студенческой среде достаточно актуальна, здоровье как ценность не стоит на первом плане у студентов, они считают себя здоровыми и не испытывают потребности в его сохранении и укреплении.

Для повышения общего физического  состояния студента, необходимо соблюдение распорядка дня, режима труда и отдыха, рационального питания. Это составит хорошую базу для общефизической подготовки.

Спортивное ориентирование отличный способ для физического и интеллектуального развития.

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков [2].Спортивное ориентирование- это очень интересный вид спорта, в основе которого лежит передвижение по незнакомой местности и нахождение контрольных пунктов при помощи карты с нанесённой на ней дистанцией, и компаса [3].

Современная жизнь очень динамична, связана с постоянной необходимостью переключения внимания с одного объекта на другой, принятия решений в разных ситуациях, проявления способности человека правильно сориентироваться в необычных для него условиях, поддерживать свою физическую форму на достаточно высоком уровне.

Навыки ориентирования необходимы в повседневной жизни для ориентирования в городской инфраструктуре, а так же уверенности при нахождении  в лесу, и незнакомой местности.

Одним из эффективных средств решения поставленных проблем при подготовки студентов, способных быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, быстро передвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия – является спортивное ориентирование. Вся деятельность проходит в игровых обстоятельствах, когда одновременно решаются разные задачи, а ситуация постоянно меняется: сравнение карты с местностью, выбор пути движения из имеющегося количества вариантов, применение различных способов измерения расстояний, определения и содержание азимута в движении, реакция на действия соперников и др.

В спортивном ориентировании следует отметить ряд преимуществ:

-доступность и массовость;

-развитие основных жизненно необходимых физических качеств человека;

- содействие воспитанию самостоятельности, решительности, целеустремленности;

- развитие наблюдательности, памяти, воображения, скорости и логичности мышления;

- умение быстро переключать внимание;

- формирование чувства времени и пространственной ориентации, изобретательности;

- органическое сочетание умственной и физической нагрузки;

-оздоровительный эффект от занятий;

- эстетическое удовольствие от общения с природой.

Доступность ориентирования такова, что любой студент без особых затрат может заняться этим увлекательным видом спорта.

Решениезадач ориентирования основывается на мыслительных процессах, которые не поддаются измерениям традиционными методами.

Спортивное ориентирование на местности как вид физических упражнений является прекрасным средством не только физического оздоровления человека, но и умственного развития. Занятия спортивным ориентированием создают предпосылки для развития индивидуальности человека. Методы работы для достижения цели в ориентировании позволяют проявить свой индивидуальный стиль, индивидуальные особенности.

Большие парки или лесные окраины города представляют собой отличные тренировочные полигоны для начинающих ориентировщиков.

Наиболее существенное значение имеет восприятие пространственно-временных соотношений, т.е. взаимных расположений различных объектов. Особую роль играет зрительное восприятие. Восприятие окружающего фактически протекает в форме наблюдения. Все эти положительные стороны, способствуют внедрению ориентирования в процесс обучения студентов.

Ориентирование на местности требует от участников практического знания топографии, решения навигационных задач движения по местности со сложным рельефом и большим количеством ориентиров – линейных (лыжные трассы разной градации, автомобильные дороги, границы растительности разных лесных пород), площадных (поляны разной конфигурации, участки природной растительности разных пород, лесопосадки, искусственные сооружения) и точечных (всевозможные пересечения линейных и площадных ориентиров, микрообъекты рельефа). При этом определяющую роль играет организация рациональных и надежных (безошибочных) действий – тактика работы с картой и местностью [2].

Ориентирование способствует выражению индивидуальных психологических особенностей личности: темперамент, характер, направленность личности, способности.

Лыжное и кроссовое ориентирование входят в состав всероссийских универсиад [1].

Вместе с тем, в системе профессионального обучения студентов вузов, пока еще недостаточно активно используются возможности спортивного ориентирования для улучшения их физического состояния. Внедрение таких дополняющих форм физической культуры будет способствовать более динамичному развитию физических качеств студентов, оказывать положительное влияние на состояние здоровья, приучать к ведению здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Близневская В.С., Близневский А.Ю., Юдаков В.Н., Винникова Е.В. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. 36 с.
  2. Вяткин Л.А. «Туризм и спортивное ориентирование»: уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. – 4-е издание. -  М.: Издательский центр «Академия», 2009 г. – 208с.
  3. Штыкова Е. В., Агальцов В. Н. Топография и ориентирование на местности: учебное пособие / Е. В. Штыкова, В. Н. Агальцов. - Омск: Издательство СибГУФК, 2008. - 52 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31465. Характерные черты древнегреческой философии. Общая характеристика школ и направлений античной философии 39.5 KB
  Характерные черты древнегреческой философии. Общая характеристика школ и направлений античной философии. Классический сократический период время расцвета древнегреческой философии совпавшее с расцветом древнегреческого полиса. Для эллинистического периода периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками характерно: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления...
31466. Основные проблемы античной философии (общая характеристика). Античная философия досократического периода 45.5 KB
  Проблемы античной философии. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология натурфилософы в ее контексте тотальность реального виделась как “physis†природа и как космос порядок основной вопрос при этом: Как возник космос; мораль софисты была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика Платон декларирует существование интеллигибельной...
31467. Софисты и Сократ. Сократики 38 KB
  Софисты философская школа в Древней Греции существовавшая в V первой половине IV вв. К числу сократических школ относятся: Академия Платона; школа киников; киренская школа; лигарская школа; элидоэритрийская школа. Академия Платона религиознофилософская школа созданная Платоном в 385 г. Киники философская школа которая обосновывала идею свободы вне общества асоциальной свободы.
31468. Философия Платона, Историческое значение философии Платона 39 KB
  Главными положениями его идеалистического учения являются следующие: материальные вещи изменчивы непостоянны и со временем прекращают свое существование; окружающий мир мир вещей также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; реально существуют лишь чистые бестелесные идеи эйдосы; чистые бестелесные идеи истинны вечны и постоянны; любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи эйдоса данной вещи например кони рождаются и умирают...
31469. Философия Аристотеля, Теория познания и логика 36.5 KB
  Аристотель ученик Платона но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Исходя из признания объективного существования материи Аристотель считал ее вечной несотворимой и неуничтожимой. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса формы. Аристотель разработал иерархическую систему категорий в которой основной была сущность или субстанция а остальные считались ее признаками.
31470. Специфика философской мысли в эпоху средневековья (общая характеристика). Периодизация средневековой философии 34 KB
  Периодизация средневековой философии. Специфика средневековой философии: 1 Теоцентричность. В основе этого признака лежт две главные идеи: 1 идея творения в онтологии как попытка ответить на первую часть основного вопроса философии креационизм истин. В средневековой философии полностью отсутствовало и понятие плагиата.
31471. Средневековая философия этапа патристики. Философия Августина Аврелия 38 KB
  Языческие боги вечные и всемогущественные. Христианский Бог обретает еще одно качество всеблагой олицетворяющий добро и совершенство. В христианстве тогда сложилось особое направленная теодицея оправдание бога за существующее в мире зло. Согласно ей Бог создавал мир из некоторого хаоса.
31472. Дослідження логічної організації перетворення даних – арифметичні операцій у різних системах числення з використанням алгоритмічних мов високого рівня 140.5 KB
  3 Дослідження логічної організації перетворення даних арифметичні операцій у різних системах числення з використанням алгоритмічних мов високого рівня. Мета лабораторної роботи ознайомитись з методами арифметичних операцій у різних системах числення отримати і закріпити практичні навички з побудови алгоритмів і програм. Короткі теоретичні відомості Для виконання арифметичних операцій у системі числення з основою P необхідно мати відповідні таблиці додавання та множення. 100111...
31473. Дослідження методів кодування чисел в комп’ютері з використанням алгоритмічних мов високого рівня 92.5 KB
  Для виконання операцій з двійковими числами в ЕОМ використовуються прямий зворотній додатковий модифікований зворотній і додаткові коди. Додатковий код відємного числа отримується додаванням одиниці молодшому розряду зворотнього коду цього числа. Для цього виконаємо кодування: отримаємо зворотній та додатковий коди для чисел А1 та А2. Таблиця 1 Варіанти завдання Перевести відємне дійсне число: № код прямий додатковий зворотній додатковий додатковий прямий додатковий зворотній прямий додатковий зворотній...