99663

Спортивное ориентирование в студенческой среде

Научная статья

Физкультура и спорт

В соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования физическое образование студентов должно быть направлено на формирование физической культуры личности и способности использования разнообразных средств физической культуры

Русский

2016-10-06

40 KB

1 чел.

А.О. Тиунова, Н.Ю.Стекачева студентки ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры»

М.А. Возисова, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры»

Спортивное ориентирование в студенческой среде

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы влияния спортивного ориентирования на студенческую молодежь. Выделены преимущества спортивного ориентирования.

Ключевые слова:спортивное ориентирование, студенты.

В соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования физическое образование студентов должно быть направлено на формирование физической культуры личности и способности использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Проблема здорового образа жизни в студенческой среде достаточно актуальна, здоровье как ценность не стоит на первом плане у студентов, они считают себя здоровыми и не испытывают потребности в его сохранении и укреплении.

Для повышения общего физического  состояния студента, необходимо соблюдение распорядка дня, режима труда и отдыха, рационального питания. Это составит хорошую базу для общефизической подготовки.

Спортивное ориентирование отличный способ для физического и интеллектуального развития.

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков [2].Спортивное ориентирование- это очень интересный вид спорта, в основе которого лежит передвижение по незнакомой местности и нахождение контрольных пунктов при помощи карты с нанесённой на ней дистанцией, и компаса [3].

Современная жизнь очень динамична, связана с постоянной необходимостью переключения внимания с одного объекта на другой, принятия решений в разных ситуациях, проявления способности человека правильно сориентироваться в необычных для него условиях, поддерживать свою физическую форму на достаточно высоком уровне.

Навыки ориентирования необходимы в повседневной жизни для ориентирования в городской инфраструктуре, а так же уверенности при нахождении  в лесу, и незнакомой местности.

Одним из эффективных средств решения поставленных проблем при подготовки студентов, способных быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, быстро передвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия – является спортивное ориентирование. Вся деятельность проходит в игровых обстоятельствах, когда одновременно решаются разные задачи, а ситуация постоянно меняется: сравнение карты с местностью, выбор пути движения из имеющегося количества вариантов, применение различных способов измерения расстояний, определения и содержание азимута в движении, реакция на действия соперников и др.

В спортивном ориентировании следует отметить ряд преимуществ:

-доступность и массовость;

-развитие основных жизненно необходимых физических качеств человека;

- содействие воспитанию самостоятельности, решительности, целеустремленности;

- развитие наблюдательности, памяти, воображения, скорости и логичности мышления;

- умение быстро переключать внимание;

- формирование чувства времени и пространственной ориентации, изобретательности;

- органическое сочетание умственной и физической нагрузки;

-оздоровительный эффект от занятий;

- эстетическое удовольствие от общения с природой.

Доступность ориентирования такова, что любой студент без особых затрат может заняться этим увлекательным видом спорта.

Решениезадач ориентирования основывается на мыслительных процессах, которые не поддаются измерениям традиционными методами.

Спортивное ориентирование на местности как вид физических упражнений является прекрасным средством не только физического оздоровления человека, но и умственного развития. Занятия спортивным ориентированием создают предпосылки для развития индивидуальности человека. Методы работы для достижения цели в ориентировании позволяют проявить свой индивидуальный стиль, индивидуальные особенности.

Большие парки или лесные окраины города представляют собой отличные тренировочные полигоны для начинающих ориентировщиков.

Наиболее существенное значение имеет восприятие пространственно-временных соотношений, т.е. взаимных расположений различных объектов. Особую роль играет зрительное восприятие. Восприятие окружающего фактически протекает в форме наблюдения. Все эти положительные стороны, способствуют внедрению ориентирования в процесс обучения студентов.

Ориентирование на местности требует от участников практического знания топографии, решения навигационных задач движения по местности со сложным рельефом и большим количеством ориентиров – линейных (лыжные трассы разной градации, автомобильные дороги, границы растительности разных лесных пород), площадных (поляны разной конфигурации, участки природной растительности разных пород, лесопосадки, искусственные сооружения) и точечных (всевозможные пересечения линейных и площадных ориентиров, микрообъекты рельефа). При этом определяющую роль играет организация рациональных и надежных (безошибочных) действий – тактика работы с картой и местностью [2].

Ориентирование способствует выражению индивидуальных психологических особенностей личности: темперамент, характер, направленность личности, способности.

Лыжное и кроссовое ориентирование входят в состав всероссийских универсиад [1].

Вместе с тем, в системе профессионального обучения студентов вузов, пока еще недостаточно активно используются возможности спортивного ориентирования для улучшения их физического состояния. Внедрение таких дополняющих форм физической культуры будет способствовать более динамичному развитию физических качеств студентов, оказывать положительное влияние на состояние здоровья, приучать к ведению здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Близневская В.С., Близневский А.Ю., Юдаков В.Н., Винникова Е.В. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. 36 с.
  2. Вяткин Л.А. «Туризм и спортивное ориентирование»: уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. – 4-е издание. -  М.: Издательский центр «Академия», 2009 г. – 208с.
  3. Штыкова Е. В., Агальцов В. Н. Топография и ориентирование на местности: учебное пособие / Е. В. Штыкова, В. Н. Агальцов. - Омск: Издательство СибГУФК, 2008. - 52 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46506. Поверхностное упрочнение детали. Выбор метода поверхностного упрочнения 18.07 KB
  При обработке поверхности шлифованием и полированием устраняющей неровности которые служат концентраторами напряжений повышается усталостная прочность детали. Назначение метода упрочняющей обработки зависит от условий работы детали в машине и ее технологических особенностей. Деталь помещают внутри спирали индуктора или под проводником по которому пропускается переменный ток большой частоты; он вызывает появление вихревых токов на поверхности детали и быстро разогревает слой с наибольшей плотностью индуцированного тока.
46507. Метод сравнительного анализа продаж в оценке недвижимости 18.08 KB
  Метод сравнения продаж базируется на информации о недавних сделках с аналогичными объектами на рынке и сравнении оцениваемой недвижимости с аналогами. Исходной предпосылкой применения метода сравнения продаж является наличие развитого рынка недвижимости. Недостаточная же развитость данного рынка а также то что оцениваемый объект недвижимости является специализированным либо обладает исключительными выгодами или обременениями не отражающими общее состояние рынка делают применение этого подхода нецелесообразным.
46508. ДХШ и ее место в системе художественного образования. Цели, содержание и методика обучения в ДХШ 18.08 KB
  Цели содержание и методика обучения в ДХШ. План: определение ДХШ место ДХШ в системе художественного образования цели содержание методика обучения ДХШ – это учреждение дополнительного образования цель которого реализация творческого потенциала детей в области пластических искусств через реализацию доп. Содержание обучения включает обязательные предметы: рисунок жив комп плэнеристория ИЗО дпи или декор. дизайн Приём происходит в 1011 лет срок обучения обычно 4 года.
46509. Управление и контроль затрат на предприятии 18.11 KB
  Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях максимизация прибыли. Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи: выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности; определение затрат по основным функциям управления; расчет затрат по операционным географическим сегментам производственным подразделениям предприятия; исчисление необходимых затрат на единицу продукции работ услуг; ...
46510. Права общественных экологических формирований 18.12 KB
  Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. 13 Закона Об охране окружающей природной среды. Экологические и иные общественные объединения выполняющие экологические функции имеют право: а разрабатывать утверждать и пропагандировать свои экологические программы защищать экологические права и интересы населения развивать экологическую культуру населения привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности; б за...
46511. Перестройка в СССР (1985 - 1991) 18.13 KB
  Перестройка период в истории СССР в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу только за 15 лет 1986 2000 построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти.
46512. Серебряный век 18.15 KB
  Педагогические аспекты деятельности Вильгельма Августа Лая 18621926 – представитель экспериментальной педагогики автор школы действия. Стремился найти для школы твердую почву в тесной связи с жизнью на основе трудового воспитания. Предложил создать обязательные трудовые школы для работающих подростков закончивших народные. Придавал значение обстановке вне школы деятельности различных молодежных организаций самоуправления.
46513. Взаимодействие государственного и муниципального управления 18.15 KB
  Являясь неотъемлемой частью общего механизма управления государством местное самоуправление имеет отличительные особенности от органов государственной власти а именно: является властью подзаконной действующей в рамках законодательства принимаемого органами государственной власти; возникает лишь в том случае когда определены предметы его ведения; должно иметь достаточные собственные материальнофинансовые ресурсы для решения вопросов местного значения; требует обязательного наличия представительства населения в муниципальных...
46514. Основные принципы оценки бизнеса и виды стоимости, определяемые при оценке предприятий 18.16 KB
  Виды стоимости определяемые при оценке Стоимость это денежный эквивалент который покупатель готов обменять на какойлибо предмет или объект. Стоимость отличается от цены и затрат. По степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно рассчитываемую стоимость. Рыночная стоимость это наиболее вероятная цена при осуществлении сделки между типичным покупателем и продавцом.