99663

Спортивное ориентирование в студенческой среде

Научная статья

Физкультура и спорт

В соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования физическое образование студентов должно быть направлено на формирование физической культуры личности и способности использования разнообразных средств физической культуры

Русский

2016-10-06

40 KB

1 чел.

А.О. Тиунова, Н.Ю.Стекачева студентки ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры»

М.А. Возисова, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры»

Спортивное ориентирование в студенческой среде

Аннотация.В статье рассмотрены вопросы влияния спортивного ориентирования на студенческую молодежь. Выделены преимущества спортивного ориентирования.

Ключевые слова:спортивное ориентирование, студенты.

В соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования физическое образование студентов должно быть направлено на формирование физической культуры личности и способности использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Проблема здорового образа жизни в студенческой среде достаточно актуальна, здоровье как ценность не стоит на первом плане у студентов, они считают себя здоровыми и не испытывают потребности в его сохранении и укреплении.

Для повышения общего физического  состояния студента, необходимо соблюдение распорядка дня, режима труда и отдыха, рационального питания. Это составит хорошую базу для общефизической подготовки.

Спортивное ориентирование отличный способ для физического и интеллектуального развития.

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков [2].Спортивное ориентирование- это очень интересный вид спорта, в основе которого лежит передвижение по незнакомой местности и нахождение контрольных пунктов при помощи карты с нанесённой на ней дистанцией, и компаса [3].

Современная жизнь очень динамична, связана с постоянной необходимостью переключения внимания с одного объекта на другой, принятия решений в разных ситуациях, проявления способности человека правильно сориентироваться в необычных для него условиях, поддерживать свою физическую форму на достаточно высоком уровне.

Навыки ориентирования необходимы в повседневной жизни для ориентирования в городской инфраструктуре, а так же уверенности при нахождении  в лесу, и незнакомой местности.

Одним из эффективных средств решения поставленных проблем при подготовки студентов, способных быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, быстро передвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия – является спортивное ориентирование. Вся деятельность проходит в игровых обстоятельствах, когда одновременно решаются разные задачи, а ситуация постоянно меняется: сравнение карты с местностью, выбор пути движения из имеющегося количества вариантов, применение различных способов измерения расстояний, определения и содержание азимута в движении, реакция на действия соперников и др.

В спортивном ориентировании следует отметить ряд преимуществ:

-доступность и массовость;

-развитие основных жизненно необходимых физических качеств человека;

- содействие воспитанию самостоятельности, решительности, целеустремленности;

- развитие наблюдательности, памяти, воображения, скорости и логичности мышления;

- умение быстро переключать внимание;

- формирование чувства времени и пространственной ориентации, изобретательности;

- органическое сочетание умственной и физической нагрузки;

-оздоровительный эффект от занятий;

- эстетическое удовольствие от общения с природой.

Доступность ориентирования такова, что любой студент без особых затрат может заняться этим увлекательным видом спорта.

Решениезадач ориентирования основывается на мыслительных процессах, которые не поддаются измерениям традиционными методами.

Спортивное ориентирование на местности как вид физических упражнений является прекрасным средством не только физического оздоровления человека, но и умственного развития. Занятия спортивным ориентированием создают предпосылки для развития индивидуальности человека. Методы работы для достижения цели в ориентировании позволяют проявить свой индивидуальный стиль, индивидуальные особенности.

Большие парки или лесные окраины города представляют собой отличные тренировочные полигоны для начинающих ориентировщиков.

Наиболее существенное значение имеет восприятие пространственно-временных соотношений, т.е. взаимных расположений различных объектов. Особую роль играет зрительное восприятие. Восприятие окружающего фактически протекает в форме наблюдения. Все эти положительные стороны, способствуют внедрению ориентирования в процесс обучения студентов.

Ориентирование на местности требует от участников практического знания топографии, решения навигационных задач движения по местности со сложным рельефом и большим количеством ориентиров – линейных (лыжные трассы разной градации, автомобильные дороги, границы растительности разных лесных пород), площадных (поляны разной конфигурации, участки природной растительности разных пород, лесопосадки, искусственные сооружения) и точечных (всевозможные пересечения линейных и площадных ориентиров, микрообъекты рельефа). При этом определяющую роль играет организация рациональных и надежных (безошибочных) действий – тактика работы с картой и местностью [2].

Ориентирование способствует выражению индивидуальных психологических особенностей личности: темперамент, характер, направленность личности, способности.

Лыжное и кроссовое ориентирование входят в состав всероссийских универсиад [1].

Вместе с тем, в системе профессионального обучения студентов вузов, пока еще недостаточно активно используются возможности спортивного ориентирования для улучшения их физического состояния. Внедрение таких дополняющих форм физической культуры будет способствовать более динамичному развитию физических качеств студентов, оказывать положительное влияние на состояние здоровья, приучать к ведению здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Близневская В.С., Близневский А.Ю., Юдаков В.Н., Винникова Е.В. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2000. 36 с.
  2. Вяткин Л.А. «Туризм и спортивное ориентирование»: уч. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. – 4-е издание. -  М.: Издательский центр «Академия», 2009 г. – 208с.
  3. Штыкова Е. В., Агальцов В. Н. Топография и ориентирование на местности: учебное пособие / Е. В. Штыкова, В. Н. Агальцов. - Омск: Издательство СибГУФК, 2008. - 52 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6194. Пряма у просторі і на комплексному кресленні 241.5 KB
  Пряма у просторі і на комплексному кресленні Проектування прямої на дві площини проекцій При ортогональному проектуванні на площину пряма проектується у пряму (друга інваріантна властивість паралельного проектування). Тому для визначення проекції пр...
6195. Спрос, предложение, определяющие их факторы. Рыночный механизм 70 KB
  Спрос, предложение, определяющие их факторы. Рыночный механизм. Понятие спроса. Факторы, определяющие спрос. Эластичность спроса. Предложение и определяющие его факторы. Эластичность предложения. Рыночный механизм. Рыно...
6196. Разработка методики исследований. Планирование и проведение исследований 137.5 KB
  Понятие методики системного анализа О разработке методики системного анализа. Методика системного анализа разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у лиц, принимающих решения ППР на начальном этапе нет достаточных сведений о проблемно си...
6197. Философия в эпохи Средневековья и Возрождения 104 KB
  Философия в эпохи Средневековья и Возрождения. Вопрос 1 Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского. Люби, и тогда делай, что хочешь (А. Августин). Истина должна быть конечной целью вселенной (Ф.Аквинский). Жизнь и труды А. Августина. Апогеем разв...
6198. Защищенный документооборот и технологические системы обработки и хранения конфиденциальных документов 165 KB
  Защищенный документооборот и технологические системы обработки и хранения конфиденциальных документов 1. Конфиденциальность документов 1. Понятие о конфиденциальной информации и конфиденциальности документов В современной российской рыно...
6199. Коллекции данных и их обработка на языке С# и в среде Net 219 KB
  Коллекции В некоторых ситуациях возникает потребность хранения более одного элемента в коллекциях данных. Может понадобиться хранить группу или коллекцию, некоторым образом включенную в более крупную конструкцию. Язык С# и среда Net представляют мно...
6200. Основные теоремы дифференциального исчисления 64.72 KB
  Основные теоремы дифференциального исчисления. Теорема Ферма. Пусть функция определена и дифференцируема на интервале (а,в) и в некоторой точке принимает наибольшее или наименьшее значение...
6201. Философия как универсальный научный метод 103.5 KB
  Философия как универсальный научный метод. Природой можно руководить, лишь подчиняясь ей (Ф. Бэкон). Вопрос 1 Проблемы философии Нового времени и эмпиризм Ф. Бэкона. Проблемы философии Нового времени в контексте развития науки. Исторически, Новое вр...
6202. Генетика прокариот 96 KB
  Генетика прокариот 1. Организация прокариотической клетки. Размножение прокариот. 2. Геномика прокариот. 3. Вирусы. Геномика вирусов. Разнообразие форм и жизненных циклов вирусов. Рекомбинация в разных группах вирусов. 4. Рекомбинация у прокариот: т...