99732

Уравновешенность и уравновешивание двигателей внутреннего сгорания

Лекция

Производство и промышленные технологии

Силовые факторы, вызывающие неуравновешенность поршневого двигателя. Одноцилиндровый двигатель. Многоцилиндровый двигатель. Принципы уравновешивания центробежных сил инерции и их моментов (уравновешивание коленчатых валов). Принципы уравновешивания пространственных коленчатых валов

Русский

2016-10-10

317.5 KB

0 чел.

Лекция №  5 «Уравновешенность и уравновешивание двигателей внутреннего сгорания, часть 1»

  1. Силовые факторы, вызывающие неуравновешенность поршневого двигателя

  1. Одноцилиндровый двигатель

  1. Многоцилиндровый двигатель

  1. Принципы уравновешивания центробежных сил инерции и их моментов (уравновешивание коленчатых валов)

  1. Принципы уравновешивания пространственных коленчатых валов

  1.     Принципы уравновешивания сил инерции масс, движущихся возвратно-поступательно

При работе ДВС в его конструкции возникают силы, вызывающие колебательные явления как в элементах самого двигателя («внутренняя» неуравновешенность), так и в системе автомобиль, (трактор) — двигатель («внешняя» неуравновешенность).

Внешнеуравновешенным называется такой двигатель, при установившемся режиме работы которого реакции на его опорах остаются постоянными по величине и направлению. Такой двигатель сам не совершает колебаний на опорах (подвесках), а также не передает колебательную энергию и не возбуждает колебаний в конструкции машины, на которую он установлен.

Комплекс мероприятий по улучшению уравновешенности называетсяуравновешиванием двигателя.

5.1. Силовые факторы, вызывающие

неуравновешенность поршневого двигателя

Силовыми факторами, определяющими неуравновешенность ДВС являются все силовые факторы, которые уравновешиваются реакциями опор и при этом изменяют свою величину и (или) направление.

5.1.1. Одноцилиндровый двигатель

Часть реакций опор, ответственная за уравновешенность одноцилиндрового двигателя (ОД), определяется совокупностью следующих силовых факторов(рис. 5.1):RARB,:.,Rn=f(PjI,PjII,Кr,Мопр).

В их число не входят:

газовая силаРг как не вызывающая реакций на опорах;

вес двигателяGи направлению.

Таким образом, силовыми факторами, вызывающими неуравновешенность одноцилиндрового двигателя, являются

5.1.2. Многоцилиндровый двигатель

Многоцилиндровый двигатель (МД) представляет собой совокупностьi (i — количество цилиндров) ОД, кривошипы которых повернуты друг относительно друга на угол δ, определяемый компоновочной схемой коленчатого вала, и вращаются синхронно, а рабочие процессы сдвинуты по фазе на угловой интервал в соответствии с принятым порядком работы двигателя.

На каждом из ОД действует комплекс силовых факторов, вызывающих его неуравновешенность (PjI,PjII,Кr,Мопр). Величина и направление их действия определяются положением кривошипа каждого ОД относительно его ВМТ.

Суммируясь по длине двигателя, одноименные силовые факторы могут ослаблять или усиливать неуравновешивающее действие друг друга. При этом могут возникнуть продольные моменты, уравновешивающиеся реакциями опор двигателя.

В качестве примера рассмотрим уравновешенность двухцилиндрового однорядного двигателя (i=2) с углом между кривошипами 180°—2Р (δ= 180°), схема которого приведена нарис. 5.2.

Здесь силы инерции первого порядка, действующие на первомPjI(1)=Ccosφ и втором условном ОД —PjI(2)=Ccos(φ - 180°) = -Ccosφ. Они ослабляют (в данном случае нейтрализуют) неуравновешивающее действие друг друга, так как ΣРiI= 0. Однако при этом возникает продольный момент ΣМjI =PjIa 0, который уравновешивается реакциями опор. Соответственно силы инерции второго порядка:

Отсюда следует, что силыPjII в данном случае усиливают не-уравновешивающее действие друг друга, но при этом не образуется неуравновешенный продольный момент, так как ΣMjII = 0. Аналогичный анализ центробежных сил инерции показывает, чтоKr(1)=Kr(2),Kr= 0 и ΣKr=Kra≠ 0.

Таким образом, силовыми факторами, вызывающими неуравновешенность МД, являются:

ΣРiI ΣPjII; ΣKr; ΣMjIMjII;ΣМr; ΣМопр.

Отдельные силовые факторы, перечисленные выше, не могут уравновешивать друг друга, так как имеют либо различные линии действия, либо различный закон изменения по времени. Поэтому для уравновешивания МД необходимо порознь добиваться выполнения следующих условий:

ΣРiI= 0; ΣPjII= 0; ΣKr= 0;

ΣMjI= 0; ΣMjII= 0;ΣМr= 0;

ΣМопр. = 0.

Выполнения первых шести из них возможно добиться двумя способами:

выбором рациональной компоновочной схемы ДВС (числаi и угла развала осей цилиндров γ, угла между кривошипами коленчатого вала δ);

использованием специальных уравновешивающих механизмов.

В настоящее время не существует механизмов, уравновешивающих ΣМопр, поэтому, когда речь идет о «полностью уравновешенном двигателе», имеется в виду его уравновешенность по суммарным силам инерции и их моментам.

5.2. Принципы уравновешивания

центробежных сил инерции и их моментов

(уравновешивание коленчатых валов)

Комплекс конструкторско-технологических мероприятий, направленных на выполнение условий ΣKr= 0 и ΣМr= 0, называется уравновешиванием валов.

Выполнение условия ΣKr= 0 называют статическим уравновешиванием, так как предпосылкой его выполнения является нахождение центра масс (ЦМ) вала на оси его вращения; при этом сумма статических моментов массmс относительно нее(рис. 5.3, а) должна быть равна нулю:

ΣKr=Kr(1) + ΣKr(2)=Мcт(1)ω2 =mrrω2+mr(-r)ω2= 0

Отсюда следует, что ΣKr = 0 приМcт= 0.

Контроль выполнения этого условия осуществляется в статике при медленном проворачивании вала на призмах с проверкой наличия «безразличного» равновесия во всех возможных его положениях. Выполнение ΣМr= 0 является условиемдинамического уравновешивания, так как проявляется только при вращении вала и оценивается по уровню вибрации его опор(рис. 5.3, б). Здесь ΣМr=Krа уравновешивается моментом, возникающим на опорах:Mоп =Rопb иRоп=Kra/b.

На практике выполнение условия ΣKr= 0 достигается установкой противовесов на продолжении щек коленчатого вала. Нарис. 5.4, а проиллюстрирован принцип подбора параметров противовесов для уравновешивания ΣKr на примере одноколейного вала.

Условие уравновешивания:Kr= 2Kпр, гдеKпр =Mст.прω2,Kr =mrrω2иMст.пр = 0,5mrr.

Системы противовесов на продолжении щек используются также для динамического уравновешивания коленчатого вала. Нарис. 5.4, б на примере плоского двухколенного вала продемонстрирован принцип уравновешивания ΣМr,. Противовесы на продолжении крайних щек создают пару силKпр=Mст.прω2=mпрρпрω2, которая на плечеb формирует моментMyр=Kпрb, уравновешивающий ΣМr =Krа=mrrω2а.

Отсюда следует, что динамическое уравновешивание будет иметь место приMст.пр=mrr(a/b).

При выборе количества и расположения противовесов для уравновешивания вала необходимо отдавать предпочтение тем вариантам, которые обеспечивают:

одновременное выполнение обоих условий уравновешивания (ΣKr = 0, ΣМr = 0);

минимальный суммарный статический момент всех противовесов.

Примеры неоптимальных с этих позиций систем размещения противовесов приведены нарис. 5.5.

Вариант уравновешивания одноколенного вала, представленный нарис. 5.5, а, не оптимален по сравнению с вариантомрис. 5.4, а, так как здесь приMст.пр=mrr и ΣKr = 0 появляется неуравновешенный продольный момент ΣМr =Krс. Также не рациональна схема уравновешивания плоского двухколенного вала, приведенная нарис. 5.5, б, так как в этом случае по сравнению с вариантомрис. 5.4,б для выполнения условий ΣKr = 0, ΣМr = 0 требуются противовесы с большим статическим моментомMст.пр=mrr (a/b)(Mст.пр>Mст.пр, так какb'<b).

В многоцилиндровых двигателях возможны конструкции коленчатых валов, для которых условия их полного уравновешивания выполняются автоматически без установки противовесов. Такие валы называютсясамоуравновешенными.

Этим свойством обладают, например, плоский четырехколенный вал(рис. 5.6, а), а также пространственный шестиколенный вал с углом между кривошипами 120°(рис. 5.6, б).

Для конструкций самоуравновешенных валов характерно:

четное число кривошипов (больше или равно четырем); плоскость, проходящая через геометрический центр вала перпендикулярно его продольной оси, является плоскостью зеркальной симметрии.

На практике противовесы используются и в конструкциях самоуравновешенных валов. В этом случае их назначение —разгрузкакоренных подшипников от действия центробежных сил инерции и конструкции вала от действия изгибающих моментов.

Принцип использования противовесов в самоуравновешенных валах рассмотрен нарис. 5.7 на примере плоского четырехколенного вала.

Из приведенной схемы следует, что силыКr действующие на кривошипах, нагружают опоры вала: 1-ю опору — силой 0,5 Кr;  3-ю опору — силойКr; 5-ю опору — силой 0,5 Кr.

Для их разгрузки может быть использована система противовесов, показанная нарис. 5.8.

Здесь при статическом моменте противовесовMст.пр= 0,5mrr, ΣKr = 0 и ΣМr = 0, а силы, нагружающие опоры с 1-й по 5-ю, равны нулю. Однако при этом момент от пары силКr действующих на 1-м и 2-м кривошипах,Мr(1-2), уравновешиваясь парой центробежных сил 1-го и 2-го противовесовМпр(1-2), нагружает конструкцию вала изгибающими напряжениями (все сказанное выше в равной мере справедливо и для 3-го, и 4-го кривошипов).

Для устранения данного недостатка в некоторых двигателях применяется система противовесов, приведеннаяна рис. 5.9.

В этом случаеKr, уравновешивается непосредственно на кривошипе, что позволяет при полностью уравновешенном вале (ΣKr = 0; ΣМr = 0) и полностью разгруженных опорах в значительной мере разгрузить его конструкцию от действия изгибающих моментов. Однако при этом суммарный статический момент противовесов увеличивается в 2 раза.

5.3. Принципы уравновешивания

пространственных коленчатых валов

Валы, кривошипы которых расположены в нескольких плоскостях, носят названиепространственных.

Рассмотрим принцип их уравновешивания на примере трехколенного вала с кривошипами, расположенными в трех плоскостях под углом δ = 120°.

Результирующая центробежных сил в данном случае определяется векторным суммированием силKr, действующих на отдельных кривошипах, и, как видно из рис.5.10, б, равна нулю:

Момент этих сил относительно точкиО: . Модули слагаемых моментов силKr, действующих в плоскостях 1-го и 3-го кривошипов, . Векторное суммирование этих моментов представлено на рис. 2.10,в. Отсюда следует, что модуль суммарного момента, определенный по теореме косинусов из заштрихованного треугольника,

Уголφ1, определяющий плоскость его действия относительно плоскости 1-го кривошипа, равен 30°. Уравновесить этот момент можно, создав в плоскости его действия  Для этого, как показано на рис.5.10, а, в плоскости действия ΣМr на продолжении крайних щек устанавливаются противовесы со статическим моментом  Возникающая при этом на плечеb пара сил  создает необходимый для уравновешивания моментMw.

Этот вариант размещения противовесов обеспечивает полную уравновешенность вала при минимальной суммарной материалоемкости противовесов (ΣMст.прmin). Однако при этом все коренные опоры нагружаются центробежными силами, а конструкция вала — изгибающими моментами.

Радикальный способ их разгрузки при сохранении полной уравновешенности вала — размещение противовесов на продолжении всех его щек, как это показано нарис. 5.11, но при этом максимально возрастает материалоемкость конструкции (ΣMст.прmax).

На практике часто используются комбинации этих двух схем, что позволяет частично разгрузить опоры и конструкцию вала при промежуточном значенииMст.пр.

5.4. Принципы уравновешивания сил инерции масс, движущихся

возвратно-поступательно

Идея конструкции механизма для уравновешивания сил инерции первогоPjI и второгоPjII порядков базируется на возможности представления их в виде геометрической суммы вращающихся в противоположных направлениях центробежных сил. Нарис. 5.12, а силаPjI представлена как результат сложения вектора с модулем (0,5С+), вращающегося с угловой скоростью + ω, и вектора (0,5С-), имеющего угловую частоту -ω. Здесь же приведен механизм уравновешивания силыPjI, состоящий из противовесов со статическим моментомMст.пр =mпр1ρпр1, которые размещены на двух валах, вращающихся с угловой частотой ±ω. Возникающие при этом центробежные силыКпр+ иКпр- вращаются синхронно с уравновешиваемыми ими силами 0,5С+ и 0,5С-. Условие уравновешиванияКпр =mпр1ρпр1ω2= 0,5C =0,5mjrω2 выполняется приMст.пр = 0,5mjr.

Нарис. 5.12, б показан аналогичный механизм уравновешивания силыPjII . ЗдесьPjII — геометрическая сумма сил 0,5λС+ и 0,5λС-, вращающихся соответственно с угловыми скоростями +2сω и - 2ω. Каждая из них уравновешивается центробежными силамии

, которые образуются при вращении с угловыми частотами ±2ω противовесов, имеющихMст.пр2 =mпр2ρпр2, на двух дополнительных валах. Условие уравновешиванияКпр2 =mпр2ρпр2(2ω)2= 0,5λC =0,5λmjrω2 выполняется приMст.пр2 =mпр2ρпр2=1/8λmjr.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40148. ИНФОРМАЦИЯ В ДИСКРЕТНЫХ СООБЩЕНИЯХ 412.5 KB
  Когда говорят об информации то имеют в виду как объективные сведения о событиях в материальном мире так и получателя этих сведений то есть субъекта. Определить количество информации и передать его с наименьшими потерями по каналам связи не интересуясь смыслом информации – это предмет теории информации которую иногда называют математической теорией связи. Качественная сторона информации например её ценность полезность важность исследуется в семантической теории информации.
40149. ИНФОРМАЦИЯ В НЕПРЕРЫВНЫХ СООБЩЕНИЯХ 1.23 MB
  Представляет интерес определить собственное количество информации заключённое в непрерывном сообщении с тех же позиций что и для дискретного сообщения то есть с использованием понятия энтропии. Замену непрерывной функции времени можно осуществить последовательностью дискретов на основании теоремы Котельникова согласно которой если отсчёты непрерывного сообщения взять через интервал t=1 2Fc где Fc максимальная частота спектра реализации xt то непрерывная функция xt на интервале времени наблюдения [0T] эквивалентна...
40150. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ КАНАЛА СВЯЗИ 1.03 MB
  Рассматривая появление символа алфавита как реализацию случайной величины можно найти энтропию сообщения на входе канала связи 3. Пусть в канале связи отсутствуют помехи. Пусть в канале связи действуют помехи рис.
40151. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ 87.5 KB
  Кодирование линии связи заключается в преобразовании закодированного сообщения при котором обеспечивается возможность надежной синхронизации и минимум искажений при трансляции сообщения через линию связи среду передачи информации при этом число исходных комбинаций равно числу закодированных. В теоретическом плане эта возможность основывается на наличии избыточности сообщения. Под избыточностью сообщения понимают разность между максимально возможной и реальной энтропией . Максимально возможная энтропия определяется для случая когда...
40152. ПОМЕХОУСТОЙЧИВОЕ КОДИРОВАНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ КОДОВ 146 KB
  По длине кодов и взаимному расположению в них символов различают равномерные и неравномерные коды. Неравномерные коды отличаются тем что кодовые комбинации у них отличаются друг от друга не только взаимным расположением символов но и их количеством при минимизации средней длины кодовой последовательности. Очевидно что средняя длина неравномерного кода будет минимизироваться тогда когда с более вероятными сообщениями источника будут сопоставляться более короткие комбинации канальных символов. Тем самым создается возможность обнаружения и...
40153. МОДУЛЯЦИЯ СИГНАЛОВ 143.5 KB
  В современных цифровых системах связи радиолокации радионавигации и радиотелеуправления также применяются различные виды импульсной модуляции.2 Радиосигналы с амплитудной модуляцией При АМ амплитуда несущего колебания меняется в такт передаваемому сообщению st Тогда общее выражение для АМ – сигнала будет иметь вид: где – амплитуда в отсутствии модуляции; – угловая круговая частота; – начальная фаза; – безразмерный коэффициент пропорциональности; – модулирующий сигнал. Рассмотрим простейший вид амплитудной модуляции –...
40154. РАДИОПЕРЕДАЮЩИЕ И РАДИОПРИЕМНЫЕ УСТРОЙСТВА 44.5 KB
  Назначение классификация и основные параметры Радиопередающие устройства радиопередатчики предназначены для формирования колебаний несущей частоты; модуляции их по закону передаваемого сообщения и излучения полученного радиосигнала в пространство или передачи его по физическим линиям связи. Нестабильность частоты несущих колебаний. Абсолютной нестабильностью частоты называется отклонение частоты f излучаемого радиопередатчиком сигнала от номинального значения частоты fном. Относительной нестабильностью частоты называется отношение...
40155. Основы радиоэлектроники и связи 78 KB
  В ней рассматриваются способы математического представления сообщений сигналов и помех методы формирования и преобразования сигналов в электрических цепях вопросы анализа помехоустойчивости и оптимального приема сообщений основы теории информации и кодирования. Знания полученные в результате изучения дисциплины являются базой для глубокого усвоения материала по существующим и перспективным методам передачи информации сравнительному анализу этих методов и выявлению наиболее рациональных способов повышения эффективности радиоэлектронных...
40156. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СИГНАЛАХ И ПОМЕХАХ 1.75 MB
  Импульсный сигнал – это сигнал конечной энергии существенно отличный от нуля в течение ограниченного интервала времени соизмеримого со временем завершения переходного процесса в системе для воздействия на которую этот сигнал предназначен. Конкретный вид случайного процесса который наблюдается во время опыта например на осциллографе называется реализацией этого случайного процесса. Примером такого процесса является процесс характеризующий состояние системы массового обслуживания когда система скачком в произвольные моменты времени t...