99739

Динамика КШМ

Лекция

Физика

При работе двигателя в КШМ действуют следующие основные силовые факторы: силы давления газов, силы инерции движущихся масс механизма, силы трения и момент полезного сопротивления. При динамическом анализе КШМ силами трения обычно пренебрегают.

Русский

2016-10-10

240.5 KB

0 чел.

Лекция № 2. «Динамика КШМ».

  1. Силы давления газов

  1. Силы инерции движущихся масс КШМ

  1. Суммарные силы и моменты, действующие в КШМ

При работе двигателя в КШМ действуют следующие основные силовые факторы: силы давления газов, силы инерции движущихся масс механизма, силы трения и момент полезного сопротивления. При динамическом анализе КШМ силами трения обычно пренебрегают.

2.1. Силы давления газов

Сила давления газов возникает в результате осуществления в цилиндрах рабочего цикла. Эта сила действует на поршень, и ее значение определяется как произведение перепада давления на поршне на его площадь:Pг= (pг -p0)Fп. Здесьрг — давление в цилиндре двигателя над поршнем; р0 — давление в картере;Fп  — площадь поршня.

Для оценки динамической нагруженности элементов КШМ важное значение имеет зависимость силыРг от времени. Ее обычно получают перестроением индикаторной диаграммы из координат рV в координаты рφ посредством определенияVφ=xφFп с

использованием зависимости (хφ=r[(1-cosφ)+(1/λ)(1- совβ)]) или графических методов(рис. 2.1.).

Сила давления газов, действующая на поршень, нагружает подвижные элементы КШМ, передается на коренные опоры картера и уравновешивается внутри двигателя за счет упругой деформации элементов, формирующих внутрицилиндровое пространство, силамиРг иРг', действующими на головку цилиндра и на поршень, как этопоказано нарис. 2.2. Эти силы не передаются на опоры двигателя и не вызывают его неуравновешенности.

2.2. Силы инерции движущихся масс кшм

Реальный КШМ представляет собой систему с распределенными параметрами, элементы которой движутся неравномерно, что вызывает появление инерционных сил.

Детальный анализ динамики такой системы принципиально возможен, однако сопряжен с большим объемом вычислений.

В связи с этим в инженерной практике для анализа динамики КШМ широко используют динамически эквивалентные ему системы с сосредоточенными параметрами, синтезируемые на основе метода замещающих масс(рис. 2.3). Критерием эквивалентности является равенство в любой фазе рабочего цикла совокупных кинетических энергий эквивалентной модели и замещаемого ею механизма. Методика синтеза модели, эквивалентной КШМ, базируется на замене его элементов системой масс, связанных между собой невесомыми абсолютно жесткими связями.

  • Детали поршневой группы совершают прямолинейное возвратно-поступательное движение вдоль оси цилиндра и при анализе ее инерционных свойств могут быть замещены равной им массойmп, сосредоточенной в центре масс, положение которого практически совпадает с осью поршневого пальца. Кинематика этой точки описывается законами движения поршня, вследствие чего сила инерции поршняPjп= -mпj, гдеj— ускорение центра масс, равное ускорению поршня.
  • Кривошип коленчатого вала совершает равномерное вращательное движение. Конструктивно он состоит из совокупности двух половин коренных шеек, двух щек и шатунной шейки. Инерционные свойства кривошипа описываются суммой центробежных сил элементов, центры масс которых не лежат на оси его вращения (щеки и шатунная шейка):Кк=Кrш.ш+ 2Кrщ=mш.шrω2+ 2mщρщω2, гдеКrш.ш,Кrщ иr,ρщ — центробежные силы и расстояния от оси вращения до центров масс соответственно шатунной шейки и щеки,mш.ш иmщ — массы соответственно шатунной шейки и щеки. При синтезе эквивалентной модели кривошип заменяют массойmк, находящейся на расстоянии г от оси вращения кривошипа. Величинуmк, определяют из условия равенства создаваемой ею центробежной силы сумме центробежных сил масс элементов кривошипа, откуда после преобразований получимmк=mш.ш+ 2mщρш/r.
  • Элементы шатунной группы совершают сложное плоскопараллельное движение, которое может быть представлено как совокупность поступательного движения с кинематическими параметрами центра масс и вращательного движения вокруг оси, проходящей через центр масс перпендикулярно плоскости качания шатуна. В связи с этим ее инерционные свойства описываются двумя параметрами — инерционными силой и моментом. Любая система масс по своим инерционным параметрам будет эквивалентна шатунной группе в случае равенства их инерционных сил и инерционных моментов. Простейшая из них, показанная на рис. 1.10, состоит из двух масс, одна из которыхmш.п=mшlш.к/lш сосредоточена на оси поршневого пальца, а другаяmш.к=mшlш.п/lш — в центре шатунной шейки коленчатого вала. Здесьlш.п иlш.к — расстояния от точек размещения масс до центра масс. В этом случае для обеспечения эквивалентности инерционных свойств необходимо, чтобы соблюдались следующие условия:
    1. сумма масс эквивалентной системы должна быть равна массе группы шатуна:mш.п+m ш.к=mш;
    2. положение центра масс эквивалентной системы должно совпадать с центром масс шатунной группы. Выполнение этого условия при равенстве длин эквивалентной системы и шатуна гарантирует тождественность их кинематики;
    3. сумма моментов инерции масс эквивалентной моделиJэкв должна быть равна моменту инерции реального шатунаJш относительно оси, проходящей через центр масс перпендикулярно плоскости качания. Первых два условия в данном случае выполняются, так какmш.п+mш.к=mшlш.к/lш+mшlш.п/lш=mш и сумма статических моментов масс эквивалентной

системы относительно точкиО, соответствующей центру масс шатунной группы,mш.пlш.п -mш.кlш.к=mш(lш.к/lш)lш.п-mш(lш.п/lш)lш.к) = 0.

Третье условие для шатунов существующих ДВС обычно не выполняется. Принципиально это несоответствие может быть скомпенсировано добавлением к системе инерционного момента ΔMш= (Jm -Jэкв)ε, где ε — угловое ускорение шатуна. На практике данной добавкой пренебрегают виду незначительной ее величины.

Таким образом, эквивалентная система, замещающая КШМ, представляет собой систему двух жестко связанных между собой масс:

  • массу, сосредоточенную на оси пальца и совершающую возвратно-поступательное движение вдоль оси цилиндра с кинематическими параметрами поршня,mj =mп+mш.п;
  • массу, расположенную на оси шатунной шейки и совершающую вращательное движение вокруг оси коленчатого вала,mr =mк+mш.к (дляV-образных ДВС с двумя шатунами, расположенными на одной шатунной шейке коленчатого вала,mr =mк+ 2mш.к.

В соответствии с принятой моделью КШМ массаmj, вызывает силу инерцииPj= -mjj, а массаmr, создает центробежную силу инерцииКr = -аш.щmr =mrω2.

Статистические данные по рассмотренным параметрам КШМ современных автотракторных двигателей представлены втабл. 2.1 в виде конструктивных массm' =m/Fп, гдеFп — площадь поршня;m — масса соответствующего элемента КШМ.

Таблица 2.1

Тип двигателя

Частота вращения, мин-1

Конструктивная массаm,

кг/м2

Отношениеlш.к/lш

поршневой группы

шатуна

линейные

V-образные

Двигатели с искровым зажиганием

n<4500

n>4500

(1,08...1,2)D*

(1,2...1,25)D

(1,35...1,45)D

(l,7...2,0)D

0,26...0,28

0,26...0.28

0,28...0.30

0,28…0,30

Дизели автомобильные

n<3000

n>3000

(1,8...2,0)D

(1,5...1,7)D

(2,1...2,25)D

(1,6...1,9)D

0,26...0,30

0,22..0,23

0,30...0,34

0,22...0,23

Дизели тракторные

-

(2,0...2,2)D

(2,3...2,5)D

0,26...0,30

0,30...0,34

*D - диаметр цилиндра, мм.

Сила инерцииPj уравновешивается реакциями опор, на которые установлен двигатель. Будучи переменной по величине и направлению,

она, если не предусмотреть специальных мероприятий по ее уравновешиванию, может быть причиной внешней неуравновешенности двигателя, как это показано нарис. 2.4, а.

При анализе динамики ДВС и особенно его уравновешенности с учетом полученной ранее зависимости ускоренияj от угла поворота кривошипаφ силу инерцииРj, удобно представлять в виде суммы двух гармонических функций, которые отличаются амплитудой и скоростью изменения аргумента и называются силами инерции первого (РjI) и второго (РjII) порядка:

гдеС=-mjrω2.

Центробежная сила инерцииKr=mrrω2 вращающихся масс КШМ представляет собой постоянный по величине вектор, направленный от центра вращения по радиусу кривошипа. СилаКr, передается на опоры двигателя, вызывая переменные по величине реакции(рис. 2.4, б). Таким образом, силаКr, как и силаРj, может являться причиной неуравновешенности ДВС.

2.3. Суммарные силы и моменты,

действующие в КШМ

При динамическом анализе КШМ силыРГ иPj, имеющие общую точку приложения к системе и единую линию действия, заменяют суммарной силой, являющейся их алгебраической суммой:РΣГj,(рис. 2.5).

Для анализа действия силыРГна элементы КШМ ее раскладывают на две составляющие:S иN. СилаS действует вдоль оси шатуна и вызывает повторно-переменное сжатие — растяжение его элементов, а силаN перпендикулярна оси цилиндра и прижимает поршень к его зеркалу.

Действие силыS на сопряжение шатун — кривошип можно оценить, перенеся ее вдоль оси шатуна в точку их шарнирного сочленения (S), где она раскладывается на нормальную силуК, направленную по оси кривошипа, и тангенциальную силуТ.

СилыК иТ передаются на коренные опоры двигателя. Для анализа характера нагружения коренных опор двигателя силаК переносится по линии ее действия в центр коренной опоры (К’); сюда же добавляются равные по модулю силе Т и имеющие параллельные с ней линии действия силыT иТ’’ (см. рис. 1.12, а). Пара силT иT на плечеr создает крутящий момент МКР, который далее передается на нагрузку, где совершает полезную работу. Сумма силК' иТ" дает силуS", проекциями которой на ось цилиндра и ортогональное ей направление являются силыN' иPΣ. Очевидно, чтоN= -N' иPΣ=PΣ. СилыNиN' на плечеh создают опрокидывающий моментMопр=Nh, который далее передается на опоры двигателя и уравновешивается их реакциями. МоментМопр и вызываемые им реакции опор изменяются по времени и могут быть причиной неуравновешенности двигателя.

Соотношения между силовыми факторами, нагружающими элементы КШМ, с учетом его геометрии и характера действия сил:

N = PΣtg β, S = PΣ(l/cosβ),

Особо следует отметить соотношение между крутящим и опрокидывающим моментами:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20916. Исследование тахогенераторов постоянного и переменного тока 980.5 KB
  Оборудование измерительные приборы и инструменты: лабораторная установка источники постоянного и переменного тока вольтметры тахометр магазины сопротивлений и конденсаторов. По роду тока тахогенераторы делятся на ТГ постоянного тока и ТГ переменного тока. Допустимая амплитудная погрешность может составлять единицы процентов; минимум фазовой погрешности – минимум изменения фазы выходного напряжения при изменении скорости вращения для ТГ переменного тока; симметричность выходной характеристики – неизменность ее крутизны при изменении...
20917. Исследование электрических гиромоторов 327 KB
  Совокупность ротора электропривода роторных опор называемых главными опорами гироскопа и элементов крепящих двигатель на раме гироскопа представляет собой гиромотор гиродвигатель. Кинетический момент равен произведению момента инерции ротора J на угловую скорость его вращения 2: H=J2 . Для получения максимально возможного момента инерции ротора в заданных габаритах гиромоторы выполняются по обращенной схеме. В отличие от обычного двигателя статор гиромотора размещается внутри охватывающего его ротора.
20918. Классификаторы, коды и технология их применения 117 KB
  Контрольное число контрольная цифра разновидность контрольной суммы добавляется обычно в конец длинных номеров с целью первичной проверки их правильности. Контрольное число чаще всего это либо последняя цифра суммы всех чисел номера либо результат другой математической операции над цифрами. Вычисляется контрольное число A как остаток от деления контрольной суммы на 11 3. Если контрольное число A больше 9 то результирующее контрольное число A вычисляется как остаток от деления A на 10 4.
20919. Организационно-экономическая сущность задачи 2.16 MB
  Для этого рассмотрим: внешние и внутренние связи подразделения для которого создается АИС; информационная взаимосвязь входной и выходной информации; способы отправки и доставки информации. Информационная взаимосвязь подразделений данного экономического объекта позволяет определить состав взаимосвязанных подразделений объекта и место подразделения для функционирования которого необходимо решение данной задачи. Пример отражения информационной взаимосвязи подразделений супермаркета и выделение конкретного подразделения в частности отдела...
20920. ДОСЛІДЖЕННЯ СХЕМ ПОРІВНЯННЯ НАПРУГ 452 KB
  На панелі Джерела натиснути відповідні кнопки вибору сигналу постійного струму і включити стенд. На панелі U вх натиснути кнопку Джер. 1 панелі Джерела встановити напруга на вході 1 компаратора рівне U вх = 3 В. На панелі натиснути кнопку Джер.
20921. ДОСЛІДЖЕННЯ РОБОТИ МУЛЬТИВІБРАТОРА 64.5 KB
  2 із зображенням мультивібратора рис. Визначити за допомогою осцилографа амплітуду частоту і шпаруватість сигналу на виході мультивібратора. Часові діаграми роботи мультивібратора показані на рис.
20922. ДОСЛІДЖЕННЯ ІНТЕГРАТОРА 184 KB
  Експериментальне визначення перехідних характеристик інтегратора рис. Натисніть кнопку 20 сек панелі і кнопку С1 Інтегратор відлічуючи по секундоміру стенду час за допомогою U вих виконайте вимірювання зміни в часі вихідної напруги інтегратора. побудуйте перехідні характеристики інтегратора.
20923. ДОСЛІДЖЕННЯ ЕЛЕМЕНТІВ, ЩО ВИКОНУЮТЬ ЛОГІЧНІ ОПЕРАЦІЇ 105.5 KB
  Мета роботи: ознайомитися з принципом і режимом роботи логічних елементів. При виконанні роботи визначаються передавальні характеристики логічного елементу при різних опорах навантаження а також складаються таблиці станів для логічних елементів €œІ€ €œНІ€ €АБО€ €АБОНІ€ €ІНІ€. Визначення передавальних характеристик логічних елементів рис. Складання таблиць істинності логічних елементів.
20924. ДОСЛІДЖЕННЯ ТРИГЕРІВ 241 KB
  При виконанні цієї роботи вивчається дія асинхронного RSтригера а також двох синхронних: Ттригера і JКтригера Порядок виконання роботи Робота виконується на лабораторному стенді ЭС21. Дослідження RS тригера рис. З'єднати входи R і S тригера з клемами панелі Рівень логічний. З'єднати прямий вихід тригера з клемами вольтметра що вимірює вихідний сигнал.