99740

Формирование организационно-экономических условий развития культурно-познавательного туризма

Курсовая

Туризм и рекреация

Среди основных видов туризма ведущую роль занимает культурно-познавательный (культурно-просветительный туризм). Его интенсивное развитие связано с возросшей потребностью расширить свои знания в различных направлениях, в повышении интеллектуального уровня человека.

Русский

2016-10-10

390.5 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Институт туризма и международных экономических отношений

Кафедра «Мировая экономика, международные отношения и туризм»

УТВЕРЖДАЮ

зав. кафедрой «Мировая экономика, международные отношения и туризм»
д.э.н., проф. ____________ /В.А.Черненко/

КУРСОВАЯ РАБОТА

Магистрантки: ____Курочкиной Екатерины Алексеевны ____________________

На тему:     Формирование организационно-экономических условий развития культурно-познавательного туризма. _____________________________________

Направление: __Международный туризм__________________________________

Магистерская программа: ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Научный руководитель: _Федорова Светлана Викторовна____________________

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[2.1] Глава I. Развитие туризма в России и за рубежом

[2.2] Глава II. Методы научного исследования культурно-познавательного туризма

[3] Заключение

[4] Литература

[5] Приложение 1.


Введение

Культура является основой культурно-познавательного туризма.

Посещение исторических мест, познание культуры различных эпох, участие в специальных культурных программах, тематических фестивалях или посещение музеев – все это является основой туристской деятельности.

Только непосредственный контакт человека с носителями культуры формирует более полное представление об истории, развитии культуры посещаемой страны.

В современной литературе культурологический смысл туризма предполагает, прежде всего, развитие личности.

В целом для граждан всего мира культурно-познавательный туризм – это особая сфера прямого общения, возможность развития личности через культурную активность людей посредством путешествия.

Туризм расширяет границы человеческого познания, способствует познанию этнической культуры человека, раскрытию собственных потребностей, развивает и трансформирует социокультурную сферу деятельности человека.1

Полученные знания в период путешествий о традициях, обычаях народов, существующих или исчезнувших, передаются из поколения в поколение и позволяют сохранить уникальность культурного наследия народа, как духовную ценность для всего общества в целом.

Среди основных видов туризма ведущую роль занимает культурно-познавательный (культурно-просветительный туризм). Его интенсивное развитие связано с возросшей потребностью расширить свои знания в различных направлениях, в повышении интеллектуального уровня человека.

В соответствии со статистическими данными культурно-просветительный туризм составляет – 60,1% от общего объема всех видов туризма.

Ресурсами культурно-просветительного туризма, как и других видов туризма, являются материальные памятники, составляющие культурное наследие народа: произведения архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества, а так же обычаи, религия.

Анализ распространения объектов культурно-просветительного туризма на территории России показал, что  по насыщенности ими в первую очередь выделяются территории Центрального экономического района, Закавказья. Более 50% ресурсов этих регионов составляют объекты историко-культурной группы. Достаточно высокими показателями характеризуются территории Северо-Западного округа, Волго-Вятского и Центрального Черноземного районов. Для Поволжья, Сибири, Дальнего Востока характерны единичные, но хорошо известные и популярные объекты или высокие концентрации их в отдельных местностях и городах.

Культурно-просветительные туры имеют множество тематических разновидностей: исторические, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, искусствоведческие, музыкальные.

Основными формами организации культурно-просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии и другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено экскурсиями и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возвращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям культурно-просветительный туризм оказывает формирующее влияние на личность, обогащает её новыми знаниями и впечатлениями.2

Однако любая деятельность предполагает наличие определенных, необходимых и достаточных, условий. Культурно-познавательный туризм, как  вид человеческой деятельности и как вид туризма также может существовать и развиваться при наличии определенных социальных, экономических, институциональных условий. Именно эти условия определяют тенденции развития туризма.

Поэтому, целью работы является исследование формирования организационно-экономических условий развития культурно-познавательного туризма.

Задачами работы являются:

  •  исследование долгосрочных тенденций развития туризма в России и за рубежом;
  •  исследование особенностей развития культурно-познавательного туризма.

Соответственно, объектом исследования является туристическая деятельность, точнее культурно-познавательный туризм.

Предметом исследования являются организационно-экономические условия функционирования и развития туристической деятельности.

Научной основой исследования являются работы по проблемам стратегического планирования, менеджмента и маркетинга в сфере туризма Г.М. Романовой, М.А. Жуковой, Г.А. Буши, Р.А. Юрик, А.С. Запесоцкой,  обобщающий материал о туризме как социальном институте содержится в исследовании А.П. Осауленко, публикации, посвященные  методическим аспектам в туризме и проблемам туристской политики  В.А. Квартального, Н.В. Зорина, И.Н. Гаврильчак, Г.А. Бунича, Т.П. Розановой и др.

Культурный и экологический аспекты туризма рассматриваются в работах Р. Прентиса и Л.Ю. Проурзина.

Также информационной базой исследования являются проблемные публикации, статистическая информация с Интернет сайтов.

Методологической основой исследования являются, прежде всего общенаучные методы сбора и анализа информации: метод контент-анализа, метод анализа и синтеза, метод  сравнительного анализа, а также сравнительно-исторический метод и эволюционно-исторический метод. Кроме того, в работе применяются методы статистического анализа и экономико-математического анализа.

В первой главе работы мы рассматриваем  различные аспекты развития международного туризма, а также отечественный опыт туристической деятельности.

Вторая глава посвящена исследованию различных аспектов развития культурного туризма и институциональным условиям его развития.


Глава I. Развитие туризма в России и за рубежом

  1.  Современные международные отношения и анализ развития международного туризма

Международные отношения – это, прежде всего, стихийно организованные отношения крупных национальных государств.

До 70-х годов XX века на ведущие позиции выходит модель международных отношений, в которой государства оставались ведущими, но не господствующими субъектами международной жизни.

Международное пространство оказалось тесно связанным конгломератом, не разорванным на многочисленные фрагменты.3

В настоящее время понятие «мировая политика» представляет глобальность, многовекторность, многосубъектность.

Мировая политика – определение, в котором участвуют не только государства, межправительственные организации, но и неправительственные организации ТНК (транснациональные корпорации), общественные организации.

Мощным фактором международных отношений является технологическая революция, которая способствовала свободному распространению информации и развитию контактов между странами и народами.

Изменение системы международных отношений связаны с ослаблением некоторых национальных государств ЕС, стиранием границ между внешней и внутренней политикой, усилением влияния на международные политические и экономические процессы со стороны международных организаций, общественных организаций, бизнеса.

В настоящее время на международные отношения серьёзное влияние имеют процессы глобализации, нестабильности мировой экономики и как следствие нестабильность политических отношений во всем мире.

Распад СССР в декабре 1991 года поставил Россию в состояние, которое привело к ослаблению внутренних ресурсов государства. Россия в данный период уменьшила внешнеполитическую активность. Внешняя политика России была направлена на укрепление отношений с СНГ, США, ЕС, Японией, Китаем и другими крупнейшими государствами.

В начале ХХI века Россия, укрепив внутреннее положение стала активно укреплять экономические и политические интересы в мире.

В настоящее время Россия укрепила отношения с бывшими республиками СССР (Республика Белорусь, Казахстан и др.), последовательно создавая единое экономическое пространство. Россия также активно формирует прагматичные отношения с ближайшими соседями.

В Дальнем Зарубежье значительное внимание уделяется отношениям с ЕС, США, Японией, Китаем.

Экономический кризис в странах ЕС приводит к нестабильным политическим отношениям во всем мире. Меняются приоритеты международных отношений.

Посещение России (март 2013 г.) президентом Китая Си Цзинь Пина способствовало подписанию документов на длительное многоплановое сотрудничество между Россией и Китаем. На данном этапе активно развиваются отношения с Китаем в рамках совместных программ по туризму.

Основными задачами российского государства в настоящее время являются стабильные социально-экономическое развитие страны и укрепление межгосударственных отношений, как стабильности и мира. Поэтапно развивая основные промышленные отрасли Правительство РФ уделяет значительное внимание развитию туристской индустрии.

Анализ этой отрасли национальной экономики на международном уровне, показывает, что туризм во многих странах является основой экономики и социальных показателей.

По данным Всемирной туристской организации (World Tourism Organization или ЮНВТО), а также на сайтах Национальных статистических служб стран показывает рост рынка туристской отрасли в период (1950 – 2006 гг.) (рис.1.1)

На рисунке 1.1 показано, что международные туристские прибытия во всем мире в 2020 году должны увеличиться до 1,604 млн. чел.

Ежегодные темпы роста мирового туризма в 1990 – 2000 гг. составили 4,5%, в 2000 – 2010 гг. – 4,2%, а 2010 – 2020 гг. плановая цифра составляет 7,1%

Рис.1.1. Рост численности туристов в мире.

Прогнозы ЮНВТО для региональных трендов показывают, что установленные изменения в распределении туристских потоков между регионами сохранятся и в прогнозируемом периоде. Доли Европейского и Американского регионов сократились к 2010 г., тогда как доля Восточной Азии и Тихоокеанского региона сильно увеличилась. Надо отметить, что доля ВАТ увеличилась настолько, насколько доля Европы сократилась - на 17,3%. Уровень годового роста в 1990-2000 гг. составил 2,7% для Европы и 6,8% для ВАТ (табл. 1.1). В других регионах мира прогнозы на тот же период показывали незначительный рост: в Южной Азии - 6,1%, в Африке - 5, на Ближнем Востоке - 4%.4

Таблица 1.1. Средние темпы ежегодного роста прибытий туристов по регионам

Средние темпы ежегодного роста прибытий туристов по регионам,%5

Годы

В мире

Европа

Америка

ВАТ

1970

9,9

10,9

9,9

18,1

1980

5,7

5,3

3,8

14,7

1980-1990

4,7

4,1

4,3

9,6

2000

3,8

2,7

4,6

6,8

2010

3,5

2,5

3,5

6,5

2011

4,4

6,4

5,4

4,7

2012

3,5

3,0

4,0

7,0

Прогноз для Европейского региона до 2013 г. – довольно пессимистический – с уровнем роста 2,7% в год, в 2000-2010 гг. – рост составил только 2,5%, это показывает, что доля европейских стран в мировом туризме в дальнейшем будет снижаться, число туристов, прибывающих в Европу, увеличится в 2014 г. всего до 476 млн. человек. Согласно последним данным Барометра международного туризма ЮНВТО в 2012 г. число международных туристских прибытий возросло более чем на 4%, ожидается, что в 2013 г. темпы роста туризма сохранятся, хотя будут несколько ниже уровня 2012 г.

“В 2012 г. в мире, и в частности в еврозоне, постоянно сохранялась нестабильная экономическая ситуация. И все же, международному туризму удалось не сбиться с курса” отметил  Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи. “Сектор продемонстрировал свою способность приспосабливаться к изменяющимся рыночным условиям и, хотя и более умеренными темпами, будет, как ожидается, продолжать расти в  2013 г. Таким образом, туризм является одним из столпов развития, который должны поддерживать правительства во всем мире в качестве части решения задачи стимулирования экономического роста”, добавил он.6

Число международных туристских прибытий в Европу, самый посещаемый регион мира, увеличилось на 3%, что является весьма позитивным результатом на фоне нынешней экономической ситуации и после высокого результата 2011 года (6%). Общее количество прибытий достигло 535 млн., - на 17млн. больше чем в 2011 г.

Относительное снижение темпов роста может быть причиной сильной зависимости Европы от макроэкономического кризиса. Особенно это относится к береговым зонам Средиземного моря.

Рис. 1.2. Рост численности туристов в Европе.

Число туристов, прибывающих в Американский регион, увеличилось в2000 г. до 147 млн. человек, а в 2010 г. - до 207 млн. чел. (см. рис. 1.3).

Тренды роста туризма и прогноз в Американском регионе показывают, в частности, значительный рост в 1995-2000 гг. - на 5,1%) больше, чем среднемировой - 4,4%. В Американском регионе в 2012 г. число прибытий возросло на 6 млн. (4%), и общий показатель составил 162 млн. Прогноз до 2013 г. предполагает слабое падение темпов роста, однако он останется равным среднемировому уровню (возможно, даже больше).

Рис. 1.3. Рост численности туристов в Америке.

Первоначальное субрегиональное распределение туристских прибытий показывает, что Северная Америка сохраняет доминирующее положение в Американском регионе, а число прибытий в Карибском бассейне растет быстрее, чем в Латинскую Америку. В странах Южной Америки наблюдалось некоторое замедление показателей темпов роста турнаправления по сравнению с показателями роста в 2010 и 2011 гг. Страны Карибского бассейна, с другой стороны, превзошли свои показатели за два предыдущих года, в то время как страны Северной Америки укрепили свои результаты 2011г.

Темпы ежегодного роста прибытий туристов в Восточной Азии и Тихоокеанского региона (ВАТ) в 2 раза выше среднемирового уровня и составляли в 1990-2000 гг. 6,8% , а в 2000-2010 гг. -6,5%. Этот рост можно приписать предполагаемому значительному увеличению внутрирегионального туризма - с 49% в 1980 г. до 79% в 2010 г. Прибытия международных туристов в ВАТ возросли к 2010 г. - до 190 млн. чел. (рис. 1.2). Азиатско-Тихоокеанском регионе (7%) число прибытий в 2012 г. возросло на 15 млн., и общее число международных туристов составило 233 млн. Юго-Восточная Азия (9%) оказалась лучшей среди субрегионов в значительной степени благодаря проведению политики содействия развитию межрегионального сотрудничества и координации деятельности в области туризма. Уверенные темпы роста также были зафиксированы в Северной Азии (6%) вследствие восстановления въездного и выездного туризма в Японии, в то время как в Юго-Восточной Азии (4%) и Океании (4%) они были сравнительно более слабыми.7

ЮНВТО показывает, что пропорции туризма остались стабильными до 2013 г.: одна четверть приходится на межрегиональный туризм и три четверти – на внутрирегиональный. Наибольший рост числа туристов среди туристогенерирующих стран был в Японии годовым уровнем 7% в 2010 г., а наименьший - в США (табл. 1.2).

Рис. 1.4. Рост численности туристов ВАТ.

Таблица 1.2

Анализ туристских прибытий во всем мире из пяти основных генерирующих стран в 1990-2010 гг.

Страна

Число прибытий, млн. чел.

Среднегодовой уровень изменений, %

1990 г.

2000 г.

2010 г.

2011 г.

1990-2000 гг.

2000-2010

2010-2011

Франция

19,47

26,96

35,37

79,5

3,31

2,75

Германия

57,19

82,84

109,17

28,35

3,77

2,8

Япония

17,32

34,65

67,75

62,22

7,18

6,93

Великобритания

34,24

44.54

57,57

29,19

2,66

2,3

США

55,51

70,57

87,83

62,32

2,43

2,21

3,8

Всего

183,73

259,56

357,69

940

3,52

3,26

4,6

Вывод: после небольшого перерыва в текущем веке международный туризм будет продолжать свое развитие, несмотря на риск экономического спада, так как туристский спрос имеет свои собственные детерминанты. Однако в туризме происходят существенные изменения в распределении туристских потоков в отличие от предыдущих лет. Рост туристских потоков в Юго-Восточную Азию и из нее только начинается, и этот регион по значимости превзойдет Америку и Европу. Далее основные зоны мирового туризма переместятся из Средиземноморского региона в Тихоокеанский регион с ростом сектора воздушного транспорта.8

Неоспорим и тот факт, что международное неравенство в секторе туризма значительно. Для достижения равнозначного успеха в мире новые подходы поощрения развития туризма должны базироваться на международной кооперации. Следовательно, международная кооперация и соглашения между ключевыми компонентами туризма (гостиницы, транспорт, туристские фирмы) должны гарантировать будущее развитие индустрии.

  1.  Исторические этапы развития международного туризма.

История туризма – это временна/я периодизация туризма, выделение внутренне однородных этапов и их развитие.

Туризм, как явление общественное, экономическое, пространственное, имеет долгую, богатую историю.

Принято выделять следующие исторические этапы туризма:

  1.  Туризм до конца XIII века – предыстория туризма:

- туризм в древности;

-туризм во времена Средневековья и Возрождения;

-туризм в  XII-XIII веках.

  1.  Туризм начала XIX – начала XX вв. – элитарный туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг.
  2.  До Второй Мировой войны – это начало становления социального туризма.
  3.  Туризм после Второй Мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии, как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.9

Этапы развития туризма в России.

Развитие национального туризма в России можно охарактеризовать следующими этапами:

Просветительский (до 1890 г.). Этот вид туризма характеризуется использованием конкретных примеров экскурсий, походов, путешествий, особенно в области образования и научных коллекцию местной истории и сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах в родном крае. Туризм и экскурсии внесли значительный вклад в реализацию социальных программ. Это не случайно, они были использованы революционно-демократическими слоями и интеллигенцией в России.

Предпринимательский. Он начался с развитием капитализма в России. В то время не только быстро растущая туристическая инфраструктура - рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает развивать туристский рынок, где четко прослеживается два основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляется множество туристических агентств, офисов, компаний, клубов и обществ. Первая мировая война, которая обострила экономические и социальные противоречия в России и потребовало мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

Организационно-централизованный – начался в 1927 и закончился в конце 60-х гг. Характеризовался доминированием идеологических функций над хозяйственными. Но не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, кадетов, меньшевиков и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. Развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, широко – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Таким образом, была сформирована самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. В то же время к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, которые и легли в основу следующего этапа.

Административно-нормативный (1969-1990 гг.). Этот этап характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием его стандартов качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. Положительными результатами этого периода можно считать возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

Переходный (с 1990 г.). Он раскрыл некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;

б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних предприятий туризма;

в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой правовой основе.

В то же время резко обозначились негативные аспекты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно возросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имело необходимых средств на отдых, но потребности населения остались.

При этом, послереволюционный период развития туризма делится на три этапа: первый - это с 1920 по 1936 гг.; второй - 1936-1969; третий - 1970-1980 гг.

Первый этап характеризуется организационным становлением экскурсионного и туристского движения, а так же созданием социально-экономических условий для развития массового социального туризма.

В 1920 г. создается Объединенное лекционно-экскурсионное бюро, открываются первые шесть экскурсионных станций.

В 1921 г. Петрограде открылся Научно-исследовательский экскурсионный институт.

Вскоре (1923 г.) возобновляет свою деятельность Русское общество туристов. Тогда же ликвидируется Объединенное экскурсионное бюро и создается акционерное общество «Советский турист» (Совтур). В 1929 г. РОТ преобразуется в Общество пролетарского туризма. В этом же году появляется Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР - «Интурист».

Через несколько лет, в 1930 г., в результате слияния ОПТ РСФСР с АО «Совтур» создается Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).

В этот период туристское движение охватывало широкие слои населения и несоответствие между ростом туристского экскурсионного движения и имеющейся материально-технической базой становится заметнее, все сильнее ощущается дефицит специалистов по туризму. К этому времени в национальном туризме сложились два основных направления, получившие массовое распространение:

  1.  туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам;
    1.  самодеятельный туризм.

Развитие Советского туризма начала 30-х – начала 90-х гг.

На Втором этапе развития туризма в России в 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых организационных форм управления. 17.01.1936 ЦИК принял постановление «О ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР. В том же году было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ).

В 1962 г. на базе ТЭУ создается система советов по туризму, которая позволила значительно расширить масштабы туристско-экскурсионного движения в стране.

Учрежденные Центральный совет по туризму и Советы туристов на местах должны были работать на принципах коллегиальности и широкого привлечения общественного актива.

Реорганизация нарушила выработанные годами тесные контакты низовых секций с Федерацией.

К этому времени в стране сложились пять крупных систем, занимающихся туристско-экскурсионным делом: профсоюзный туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС); «Интурист» (Управление с 1964 г., а с 1983 - Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР); молодежный туризм (БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР) и детский туризм (ЦЦЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной системой внешкольных учреждений).

Важным направлением деятельности в начале 80-х годов явились исследование туристско-экскурсионных возможностей краев, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.

Центральные туристские курсы в 1981 г. были преобразованы в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных работников.

Данный период развития туризма в стране характеризуется преимущественно экстенсивным развитием внутрисоюзного туризма в СССР, а также дальнейшими изменениями в структуре управления.

Туризм в этот период был связан с деятельностью профсоюзов и имел ярко выраженную идеологическую направленность. Так, важной формой идейно-политического воспитания считались Всесоюзный поход комсомола и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы и Всесоюзная туристская экспедиция советской молодежи «Моя Родина - СССР».

Руководство молодежного туризма решало пропагандистские задачи, а профсоюзы – социальные.

Социальный туризм дотировался. Профсоюзные путевки предоставлялись с большой скидкой. Потребитель, получая почти бесплатную путевку, не обращал внимания на содержание предоставляемого ему досуга и на плохой уровень обслуживания. Туристские предприятия не были заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг, т.к. это не влияло на результаты деятельности. По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20 место среди двадцати четырех европейских государств - членов Всемирной туристской организации.

В России до начала 90-х годов, несмотря на постоянный количественный рост основных показателей сферы туризма, перехода к новому качеству не происходило. Экстенсивное развитие требовало стандартизации в предоставлении услуг, что не позволяло перейти от массового конвейерного к дифференцированному туризму. Это дает основание говорить о том. Что третий этап развития туризма в России закончился в конце 80-х. С этого времени в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет свои специфические черты.10

Современный этап развития туризма (2000 – 2013 гг.)

На современном этапе развития мировой экономики и экономики России, туризм является одной из самых перспективных и прибыльных отраслей.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают экономическую и социальную значимость туризма, которая отражается в формировании валового внутреннего продукта, создании новых рабочих мест, повышении доходов бюджетов всех уровней.

Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и международного туризма. Природное и культурно-историческое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все виды туризма, включая наиболее распространенные по предпочтениям: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), деловой, спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, образовательный, научный, культурно-познавательный.

Согласно статистики культурно-познавательный туризм в России занимает более 60% от всех видов туризма в целом.

Исследованиям культурно-познавательного туризма посвящена настоящая работа.

Вывод: культурно-познавательный туризм представляет собой комплексное явление, связанное с выездом гражданина по территории своей страны или зарубеж с целью знакомства с культурой посещаемой страны. В результате культурно-познавательный туризм активно влияет на развитие личности; анализ развития культурно-познавательного туризма свидетельствует о том, что этот вид туризма занимает основное положение (60%) среди других видов туристской отрасли. В настоящее время в России активно реформируется туристская индустрия; региональный уровень развития культурно-познавательного туризма различен и зависит от множества факторов:

  •  социально-экономических показателей региона;
  •  инфраструктуры культурно-познавательного туризма;
  •  инвестиционной привлекательности региона;
  •  участия государственных структур в развитии туристской отрасли региона


Глава II. Методы научного исследования культурно-познавательного туризма

  1.  Комплексный метод исследования культурно-познавательного туризма.

Системный подход в экономике туризма достаточно молод, как впрочем, молода и сама туристская индустрия. В экономической литературе различают 3 этапа в развитии методики исследования туризма:

  •  экономический метод (50-е  - до 80-х гг.);
  •  экологический метод (80-е гг.);
  •  социокультурный метод (конец80-х – начало 90-х гг.); 11

Каждый метод характеризует этап развития страны в целом. В 60-е – 70-е гг. развитие туризма не связывали с развитием общества и влиянием туризма на природу. В основном интересовали экономические показатели отрасли.

В 70-е – 80-е гг. исследователи туризма стали отмечать воздействие на экологию крупных туристских центров. Во всем мире дискутировался вопрос о «экологизации туризма». В 80-х гг. произошел переход к новому методу исследований туризма.

Большой вклад в развитие методики исследования туризма внесли швейцарские и западно-германские ученые Криппендорф, Юнк, Вайс.

В последние годы публикуются целый ряд научных работ, посвященных социальным и экологическим проблемам. На основе результатов данных исследований формируется концепция так называемого «мягкого туризма».

«Мягкий туризм» - характеризуется заботой об экологии, предполагает естественные условия для туристов, без каких-либо благ цивилизации.

Все выше перечисленные этапы развития методики исследования применимы и для культурно-познавательного туризма, как одного из видов туристской индустрии.

В 60-х гг. XX века на Западе был разработан так называемый системный метод. Данный метод предполагает взаимодействие исследуемой модели с другими системами (внешними, собственными, влияющими на внутренние связи изучаемой модели).

Система «туризм» по мнению швейцарского исследователя К. Каспара, имеет две внутренние субсистемы:

  •  субъект туризма – т.е. собственно потребитель туристских услуг – человек;
  •  объект туризма, состоящий из трех элементов: туристские центры, туристские предприятия и туристские организации (государственные и общественные организационно-правовые структуры, регулирующие развитие туризма).12

Исследования культурно-познавательного туризма предполагает использование так называемого метода социокультурных исследований, т.к. культурно-познавательный туризм влияет на сознание человека, его духовное развитие, что особенно важно при современном переходе экономики России к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития страны на период до 2020 г.

В данной работе, посвященной изучению организационно-экономических условий способствующих развитию культурно-познавательного туризма, принят метод комплексных исследований данного вида туризма.

Комплексный метод исследования предполагает анализ факторов, влияющих на развитие и формирование культурно-познавательного туризма и включает следующие показатели:

  •  экономические,
  •  социальные,
  •  оценка инфраструктуры субъекта,
  •  географическое природное положение субъекта,
  •  образовательная инфраструктура,
  •  туристская активность на изучаемой территории,
  •  состояние инфраструктуры туристской индустрии,
  •  система управления туризма,
  •  развитие малого и среднего бизнеса в туриндустрии,
  •  мероприятия по сохранению наследия культуры субъекта,
  •  экология региона (страны),
  •  методы инвестиционной политики исследуемого региона (страны),
  •  законодательная база в сфере культурно-познавательного туризма,
  •  инновационные методы развития культурно-познавательного туризма региона (страны).

Использование комплексной оценки культурно-познавательного туризма был использован при анализе Государственных программных документов по развитию туризма на территориях РФ и субьектов РФ (ЮФО).13

При проведении исследований были проанализированы основные Федеральные региональные действующие и разработанные программные документы, нацеленные на развитие туристской индустрии в РФ и на территориях ЮФО.14

Основные направления развития туристской индустрии, в т.ч. и культурно-познавательного туризма включены в программу «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на период 2011-2017 гг.»

Курорты Краснодарского края традиционно пользуются спросом у российских туристов. По оценкам, до 50% всех туристических поездок, совершаемых гражданами РФ, приходятся на Краснодарский край. Основные тенденции, характеризующие развитие туристической отрасли Краснодарского края, определяются устойчивым ростом российского туристического рынка в целом.

В настоящее время в Краснодарском крае наиболее активно развивается пляжный туризм. Однако данные социологического опроса показывают, что только для 30% российских туристов пляжный туризм является предпочтительным видом отдыха. Познавательный (культурный) туризм интересует 28% россиян, и распространенность этого вида отдыха стабильно растет. В условиях роста доходов и увеличения затрат на отдых проявляется стремление российских туристов к диверсифицированным туристическим предложениям, включая экскурсионные туры.

По наличию объектов историко-культурного наследия (ИКН) Краснодарский край занимает одно из ведущих мест не только в России, но и в мире. Однако на современном этапе развития туристической индустрии этот историко-культурный потенциал региона используется в недостаточной мере. Значительная часть объектов ИКН не только не включена в экономический оборот, но и не рассматривается с точки зрения возможности формирования новых туристических продуктов.

Сохранение за Краснодарским краем лидирующих позиций на рынке внутреннего туризма и наращивание вклада туристической отрасли в экономику региона требует мер, направленных на диверсификацию туристического предложения. Развитие и использование историко-культурного потенциала региона и расширение на этой основе познавательного туризма создает такую возможность.

Развитие историко-культурного потенциала Краснодарского края позволит снизить негативное влияние фактора сезонности на развитие туристической отрасли в регионе, увеличить расходы туристов во время пребывания на отдых, привлекать туристов в регион неоднократно. В свою очередь, рост доходов от туризма будет способствовать увеличению валового регионального продукта, и как следствие, увеличению государственных расходов на сохранение культурных объектов и развитие связанной с ними инфраструктуры.

Для разработки мер, направленных на использование историко-культурного потенциала Краснодарского края, требуется исследовать текущее состояние объектов

ИКН, оценить степень развитости инфраструктуры и объем дополнительных инвестиций, необходимый для создания туристического продукта на основе того или иного объекта ИКН. Выявление наиболее перспективных объектов требует четкой системы критериев, которая позволит максимально полно оценить их потенциал, выявить недостающие характеристики для успешного функционирования объектов и представить рекомендации по вовлечению объектов в экономический оборот.

Представленная ниже система критериев включает наиболее важные характеристики объектов с экономической точки зрения. Эти характеристики можно условно разделить на две группы:

  •  Инфраструктурные критерии (удалённость объекта; наличие дополнительных услуг (инфраструктуры) для туристов).
  •  Инвестиционные критерии (тип объекта; состояние/сохранность объекта; уникальность/известность объекта; посещаемость (туристическая популярность)/туристский имидж объекта; «тематичность»; кадровая обеспеченность).
  •  Инфраструктурные критерии объединяют в себе характеристики, которые непосредственно к объекту не относятся, но в значительной степени определяют привлекательность объекта для туриста. Критерий удаленности позволяет выделить объекты, расположенные в пределах двух-трех часовой доступности от мест массового размещения туристов. Особое значение этот критерий имеет при принятии туристом решения о посещении нового или малоизвестного объекта. Помимо удаленности, важную роль играет наличие удобного транспорта при дальних поездках и хорошее состояние автомобильных дорог. Под дополнительными услугами для туристов понимается наличие рекламно-информационных материалов об объекте и сувенирных магазинов, размещение в непосредственной близости от объекта организаций общественного питания, туалета, места для парковки автомобиля и т.п.

Под инвестиционными критериями понимаются характеристики объекта, непосредственно с ним связанные и существенно влияющие на объем инвестиций, необходимый для включения объекта в экономический оборот или повышения его туристической привлекательности. Состояние объекта - это его физическая сохранность на данный момент времени. При проведении экспертизы состояния объекта учитывается его возраст, дата проведения последней реставрации или реконструкции, объем и сложность необходимость реставрационных работ и т.д.15

Посещаемость – критерий, отражающий востребованность и степень использования того или иного туристского объекта.

Вывод: методология исследований туристской индустрии в целом и отдельных её видов основана на моделировании различных процессов и объектов. Анализ факторов влияющих на поведение покупателей и процессы покупки товара используются при моделировании исследований туристской индустрии; для оценки и прогноза развития культурно-познавательного туризма необходимо использовать комплексный метод, включающий все факторы, способствующие развитию данного вида туризма; в настоящее время отсутствует программное обеспечение, позволяющее провести комплексный анализ развития культурно-познавательного туризма на региональном уровне и составить прогноз его развития.


Глава III. Условия (экономические, организационные), способствующие эффективному развитию культурно познавательного туризма.

  1.  Культурный туризм на современном этапе развития туриндустрии.

Слово «культура» в переводе с латинского означает «обработка, возделывание, совершенствование, образование, воспитание». Культура характеризует как степень развития той или иной сферы жизнедеятельности человека, так и самого человека.16

Культурная составляющая является основной частью такого феномена как туризм. Люди путешествовали по тем, что мы называем сейчас культурным причинам, со времен Римской империи. Однако раньше они не воспринимались как отдельная группа туристов. Посещение исторических мест, познание культурных вех, участие в специальных событиях, тематических фестивалях или посещение музеев — все это является частью всеобщей туристической деятельности. Действительно каждое путешествие включает в себя культурный элемент. По своей природе искусство путешествия временно переносит туристов от их собственной культуры и места жительства в различные культурные окружения, либо в соседний город или деревню на другом конце света. Но культурный туризм предлагает большее для туриста и общества. Сегодня вероятно термин «культурный туризм» сместил термин «экотуризм» благодаря своей расширенности и многозначности.

Многозначимость самого исходного термина «культура» предполагает не одно, а множество определений базового понятия, каждый из которых не только имеет своих приверженцев, но и все права на существование как научная дефиниция.17

Давно появился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности, то есть сочетанием объектов материальной и духовной культуры. Пришедший из англоязычной литературы термин «культурный туризм» прочно вошел в употребление в туристской сфере в конце ХХ в.

Культурный туризм – самый популярный и массовый вид туризма вообще18 Он освещает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре и обычаям других людей. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

В России культурный туризм уже давно стал самым популярным и массовым видом туризма. С каждым годом растет количество людей, желающих познакомиться с историческими и культурными достопримечательностями страны.

  1.  Культура как основа развития культурно-познавательного туризма.

«Культура – необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние»

Общее состояние культуры зависит от состояния общества, здоровья общественного организма. Её трудности и сложности – прямое следствие возникших проблем в обществе.

Культура чутко улавливает мельчайшие колебания, происходящие в общественных культурах, не говоря уже о глубинных, масштабных по своему содержанию переменах, совершающихся в обществе

Познавательный туризм предполагает посещение культурных, географических, исторических достопримечательностей.

Культурный туризм можно охарактеризовать как туризм для познания культурного наследия различных стран и народов. Культурное наследие любого народа составляют не только произведения писателей и музыкантов, художников и архитекторов, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее народный фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.

Особенности культуры разных регионов мира побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Посещаемые туристами объекты, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа определенного географического региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях конкретной местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

В настоящее время культурно-познавательный туризм – это деятельность, основанная на наследии искусства, национальных традиций и культуры с использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства. Знакомство туристов с культурой посещаемой страны происходит во время пешеходных или автобусных экскурсий.

Изучением такого вида туризма, как культурно-познавательный, занимаются специалисты различных дисциплин науки: экономисты, географы, историки, искусствоведы и лингвисты.19

Во всем мире культурно-познавательный туризм занимает основное место среди других видов туризма.

Россия обладает огромным потенциалом культурного наследия, в 2010 году по решению Правительства РФ управление культурой и туризмом поручено одному министерству, т.к. эти два понятия неразрывны и их развитие взаимоувязано.

  1.  Культурно-познавательный туризм и его развитие в России.

Природное и культурно-историческое разнообразие позволяет развивать практически все виды туризма, включая наиболее распространенные по предпочтениям (культурно-познавательный, рекреационный и др.).

Туристский комплекс страны составляют более 12 тыс. гостиниц, 477 исторических городов, более 144 тыс. памятников истории и культуры, 108 музея-заповедника и 142 национальных парка.

На территории Российской Федерации действует 101 государственный природный заповедник, 35 национальных парков и 69 заказников Федерального значения.20

В настоящее время в стране функционируют более 150 горнолыжных комплексов, а количество людей, увлекающихся горнолыжным спортом, приближается к 2,5 млн. человек, из них около 2 млн. человек предпочитают российские горнолыжные курорты.

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов.

Историко-культурное наследие России является важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли страны.

На территории Российской Федерации сложились как традиционные туристские центры со специализацией на определенном виде туризма (гг. Москва, Санкт-Петербург), так и признанные межрегиональные продукты и маршруты (Золотое Кольцо, круизы по реке Волге).

Туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства.

Анализ развития туристской отрасли России выявил проблемы, требующие активных изменений и применения современных подходов, а именно:

  •  недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
  •  высокая стоимость проживания, питания, транспортного и иного туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
  •  невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров и др.;
  •  дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;
  •  недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей, как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;
  •  устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);
  •  устаревшие и весьма сложные технологии, позволяющие осуществлять процесс бронирования и оплаты только с помощью иностранных реселлеров;
  •  крайне лимитированное по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов, также сильно ограничивают доступ туристов;
  •  высокая стоимость туров в Россию;
  •  дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;
  •  неблагоприятный имидж России за рубежом, формирующийся, в значительной степени, под влиянием СМИ;
  •  несовершенство порядка выдачи российских виз туристам из миграционно безопасных иностранных государств (страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада и др.). Наличие дополнительных сборов за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока;
  •  недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей, как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;
  •  неразвитость в большинстве районов страны транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания, состояние аэропортов и т. д.). Достаточно сказать, что по опросу, проводившемуся Росстатом среди иностранных туристов, больше всего нареканий у них вызывает именно качество транспортного обслуживания при переездах внутри страны.
  •  За предыдущие годы был сделан качественный скачок в области продвижения России на целевых рынках в качестве туристской дестинации, тем не менее, интенсивность продвижения национального турпродукта остается низкой в сравнении с европейскими аналогами.
    1.  Важнейшие приоритеты государственной политики в сфере туризма в России.

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма являются:

  •  содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для её развития;
  •  определение и поддержка туристской деятельности;
  •  формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
  •  создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышения ее конкурентоспособности на международном рынке;
  •  поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма;
  •  обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма является одним из приоритетов при осуществлении перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны;
  •  создание условий для развития туризма рассматривается как важный вклад в формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации;
  •  важнейшие приоритеты в сфере туризма РФ определены в стратегических документах и нормативно-правовых актах. (Приложение 1)

  1.  Основные мероприятия, способствующие развитию туристской индустрии на региональном уровне.

В соответствие с Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» сфера туризма относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации в пределах установленных полномочий и с учетом особенностей Федерального закона № 1Э2-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» осуществляют следующие основные мероприятия:

  •  разрабатывают и принимают законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие туристскую деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
  •  разрабатывают и реализуют региональные программы развития туризма на территории субъекта Российской Федерации;
  •  проводят аккредитацию организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;
  •  реализуют мероприятия по продвижению региональных туристских продуктов, использующих туристско-рекреационный потенциал субъектов Российской Федерации, на внутреннем и мировом туристских рынках; содействуют развитию инфраструктуры туризма;
  •  проводят региональные и межмуниципальные мероприятия в сфере туризма;
  •  участвуют в организации и проведении международных, всероссийских и межрегиональных мероприятий в сфере туризма;
  •  реализуют иные проекты и мероприятия в сфере туризма.

В соответствии с законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 г. №132 – ФЗ, в развитии туристской индустрии принимают активное участие общественные организации и профессиональные объединения.

В настоящее время в туристской отрасли осуществляют деятельность следующие общественные организации:  Ассоциация туроператоров России (АТОР), Российский Союз Туриндустрии (РСТ), межрегиональные, региональные, профессиональные объединения туроператоров и турагентов.

Негосударственные структуры в рамках развития туристской индустрии РФ вносят свой вклад посредством осуществления следующих мероприятий:

  •  внедрение участниками общественных объединений национальных, отраслевых и внутренних стандартов в работу предприятий и организаций туристской индустрии;
  •  повышение квалификации работников туристических фирм и организаций смежных отраслей;
  •  внедрение инновационных технологий с применением современных информационных и коммуникационных систем, включая системы поиска, бронирования, оплаты турпродуктов и отдельных туристских услуг;
  •  консолидация работы участников общественных организаций по продвижению российских турпродуктов на внутреннем и международном рынках;
  •  реализация иных проектов и мероприятий в сфере туризма в рамках уставной деятельности.

Так как культурно-познавательный туризм и его развитие взаимоувязано с развитием культуры России, в настоящее время разработан проект Федеральной программы «Развитие культуры и туризма 2013-2020 гг.» В рамках данной программы определены формы и объемы финансирования (Федеральные региональные средства). Определены цели и задачи развития культуры и туризма на федеральном и региональном уровнях.

В рамках целевой государственной программы «Наследие» (2010-2020 гг.) предусмотрены следующие мероприятия:

  •  сохранение, использование, популяция и государственная охрана объектов культурного наследия;
  •  повышение доступности объектов культурного наследия;
  •  повышение качества и разнообразия парковых услуг;
  •  повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на сохранение объектов культурного наследия;
  •  улучшение сохранности музейных фондов;
  •  расширение разнообразия музейных услуг и форм музейной деятельности;
  •  рост числа музеев, оснащенных современным оборудованием;
  •  высокий уровень качества и доступности услуг концертных организаций, театров;
  •  усиление государственной поддержки современного изобразительного искусства;
  •  наличие полной информации об объектах нематериального наследия народов РФ;
  •  высокий уровень сохранности культурного наследия;
  •  рост и развитие международного сотрудничества в области культуры.

  1.  Опыт развития государственно-частного партнерства и его применимость к сфере культурного туризма

Сохранение и управление объектами историко-культурного наследия

В настоящее время по России в целом количество памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, составляет более 80 тысяч, но из них только 35% находятся в хорошем или удовлетворительном состоянии. Основная причина подобной ситуации – неопределенность собственности на объекты и ответственности за поддержание их сохранности, а также отсутствие эффективного механизма управления и финансирования объектов. В настоящее время памятники федерального значения неэффективно финансируются федеральным бюджетом, а регионы уже не имеют права вкладывать в их сохранение собственные средства. Органами власти пока только вырабатываются инструменты, позволяющие решить данную проблему.

Не вызывает сомнений, что забота о сохранении культурного наследия на уровне страны в целом и ее отдельных регионов означает необходимость финансирования данной сферы со стороны государства. Но в то же время одно только увеличение государственных расходов не решает проблему сохранения и рационального использования объектов. Для обеспечения эффективности финансовых вложений в сохранение культурного наследия требуется кардинальная перестройка механизмов определения приоритетов и обеспечения результативности государственной политики в этой области. Результативность должна выражаться не только в степени сохранности объекта, но и в той пользе для региона и местного сообщества, которую позволит принести его вовлечение в экономический оборот.

В этой связи ключевым моментом является детализация и уточнение полномочий органов власти по управлению объектами культурного и природного наследия и разграничение прав собственности на них, поскольку без определения собственника, его прав и обязанностей невозможно перейти к решению конкретных управленческих вопросов.

Необходимо также отметить, что одним из условий сохранения материального историко-культурного наследия является квалифицированная и своевременная реставрация объектов. В этой связи необходима разработка механизма, позволяющего, с одной стороны, обеспечить эффективное управление объектами и их рациональное использование, а с другой - обеспечить сохранность и своевременную квалифицированную реставрацию данных объектов. Разработка такого механизма должна входить в систему вовлечения объектов историко-культурного наследия в туристический оборот.

Наличие комплексного продукта. Как показывает международный опыт, на рынке туризма в целом и культурного туризма в частности конкурируют не отдельные объекты, а комплексный продукт (турпакеты, программы). В такой комплексный продукт входят не только собственно объекты показа, но и их тематическая наполненность, а также следующие компоненты:

  •  развитая туристическая инфраструктура (средства размещения, питания, транспорт для перевозки туристов) и профессиональное обслуживание;
  •  наличие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей удобный доступ к объекту, и благоустроенные экскурсионные маршруты;
  •  высокий уровень экскурсионного обслуживания;
  •  качественный комплексный продукт предполагает наличие кадров, которые обладают квалификацией, позволяющей сделать посещение объекта максимально интересным и познавательным для туриста. Высокая квалификация требует владения широким кругом знаний и развитыми навыками коммуникации;
  •  качественная и разнообразная сувенирная продукция.

Как показывает анализ ситуации в отдельных районах Краснодарского края, все описанные компоненты в настоящее время являются недостаточно развитыми. Для создания комплексного продукта необходимы системные усилия со стороны не только органов государственной власти, местных сообществ и бизнеса, но и учреждений образовательной сферы,

В частности, необходимо создание и развитие программ в области обучения и переподготовки специалистов: гидов, экскурсоводов, реставраторов, менеджеров в области туризма.

Для развития культурного туризма возможно как привлечение и возможная переквалификация существующего резерва кадров (например, историков), так и профессиональная подготовка новых специалистов в туристском вузе с целью углубления их знаний по ИКН, понимания его роли в развитии культурного туризма. Если в российских ВУЗах пока готовят мало специалистов в области культурного туризма (отделение историко-культурного туризма есть на историческом факультете МГУ, например), то в западных школах туризма развиты курсы по культурному туризму, которые наиболее часто включают такие темы как защита и сохранение культурного наследия, культурного разнообразия и культурного ландшафта; продвижение и улучшение наследия; местное развитие и местное наследие (сельский туризм, социальный или ответственный туризм); управление наследием.

Политика и мероприятия в области маркетинга и рекламы. Формирование привлекательного комплексного продукта требует активных маркетинговых усилий. Международный опыт показывает, что успешное развитие культурного туризма и создание комплексного продукта требует нестандартных подходов и инициатив на местном уровне, поскольку важнейшей потребительской ценностью является уникальность продукта. В связи с этим, для вовлечения объектов в туристический оборот требуется наличие кадрового потенциала на местах. Местные координаторы могут выступать связующим звеном с туристической отраслью, поскольку они контактируют с туроператорами и представляют им проектные продукты и услуги. Человек, который бы представлял интересы охраняемого объекта в туристический отрасли, является недостающим звеном в управлении туризмом. Лица, управляющие объектами, не всегда способны выполнять эту роль, поскольку они вынуждены решать другие управленческие вопросы.

Рекламная функция, направленная на продвижение культурных объектов, является комплексной и должна реализовываться на различных уровнях Рекламные действия на местном уровне и на уровне туристических фирм, направленные на повышение информированности туристов о наличии объектов и туристических маршрутов, должны включать широкий спектр мероприятий, которые включают:

  •  создание информационных центров по туризму для информационного обеспечения туристов, знакомства с туристическими маршрутами, организации экскурсий, размещения в гостиницах; привлечение туристских фирм по продвижению туристских услуг;
  •  организация и распространение имиджевой рекламы, включающей в себя информирование потенциальных туристов о туристической привлекательности исторических городов, о достопримечательностях, истории, бытности и инфраструктуре;
  •  выпуск рекламно-информационной продукции, в том числе на электронных носителях (издание туристических справочников, карт, путеводителей, плакатов, представительских изданий);
  •  создание и обслуживание Интернет-сайтов;
  •  участие в туристических выставках, ярмарках, фестивалях, конкурсах;
  •  поддержка общественных инициатив, связанных с проведением в крае различных соревнований, фестивалей, конгрессов;
  •  помощь малым предприятиям в продвижении их продукции (небольшие организации, такие как ассоциации местных гидов, лодочные станции и объединения местных ремесел редко могут сами себя прорекламировать).

Необходимы также рекламные действия, осуществляемые на государственном уровне и финансируемые за счет государственного бюджета. Как показывает международный опыт, наличие таких государственных рекламных кампаний отличает большинство стран, для которых туризм является одной из ведущих отраслей экономики.

По оценкам Российского союза туриндустрии, для России бюджет подобной государственной кампании должен составить 120-160 млн. долларов ежегодно.

Партнерство. Создание высококачественного комплексного продукта требует сотрудничества между широким кругом участников, начиная от органов государственной власти и кончая местным бизнесом и населением. Партнерство государственного и частного секторов должно быть направлено на создание механизма рационального использования объектов историко-культурного наследия и обеспечение его функционирования, а также на стратегическое планирование системного туристического продукта.

Одним из важнейших участников партнерства по развитию историко-культурного наследия является местное сообщество. Туризм создаст спрос на широкий спектр услуг, обеспечивая возможности для развития общества. В то же время, общество играет немаловажную роль в развитии туризма. В связи с этим необходимо участие местного населения в проектах развития туризма. Требуется, чтобы местные члены сообщества развивали навыки для предоставления высокого уровня обслуживания, что позволит привлечь клиентов с высокой платежеспособностью.

Для вовлечения местного населения необходимо обучение его в областях, связанных с туризмом, с целью получения выгод от туристической деятельности. Это может быть обучение местного населения входу в туристическую отрасль, например, обучение гидов или развитие малых предприятий. Необходимо обучение и для повышения стандартов обслуживания.

Помимо вовлечения местного населения в туристическую деятельность, важен подъем общественной значимости ИКН. Понимание ценности объекта наследия воспитывает среди населения уважение и чувство гордости за причастность к событиям истории и культуры, Это способствует утверждению в местном сообществе идеи, что участок должен быть защищен не только по экономическим причинам. Проведение образовательных программ может помочь повысить это понимание ценности объектов наследия.

Таким образом, при развитии культурного туризма Краснодарского края важны два момента. Во-первых, это необходимость сочетания максимально возможного сохранения памятников культуры в неизменном виде при организации к ним публичного доступа, осуществление социально значимого или коммерческого использования без ущерба для произведений искусства или исторического фона. Во-вторых, развитие российского культурного туризма должно быть комплексным: важен экономический рост, повышение конкурентоспособности, модернизация инфраструктур, освоение новых ресурсов (например, информационных) и человеческого капитала.

Необходимо исследование всего комплекса ресурсов для социально-экономического развития территорий на основе туризма, включающее не только изучение существующего историко-культурного наследия, но и инфраструктуры гостеприимства, демографии, уровня жизни населения, экологии, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики и т.д.

Вывод: развитию культуры и туризма в настоящее время правительство РФ уделяет значительное внимание; разрабатываемые и действующие программные документы «Федеральные региональные муниципальные целевые программы», включают основные социально-экономические показатели, влияющие на развитие въездного и внутреннего туризма; формирование и совершенствование туристской индустрии ЮФО (Краснодарский край, Ростовская область) использует современные методы управления туристской индустрией; метод межрегиональной интеграции является одним из основных направлений туризма ЮФО; государственно-частное партнерство способствует развитию культурно-познавательного туризма субъектов ЮФО на современном уровне; развитие рекреационного хозяйства положительно влияет на социально-экономические показатели региона, способствует экономическому росту основных промышленных отраслей.


Заключение

  1.  С целью создания оптимальных условий (организационных и экономических) для развития культурно-познавательного туризма Правительство РФ совместно с подведомственными структурами разработали и реализуют Федеральные региональные целевые комплексные программы.
    1.  Разработанный проект государственной программы «Развитие культуры и туризма на период 2013-2020 гг. определяет основные цели и задачи в сфере культурно-познавательного туризма:
  •  повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, оказываемых в сфере культурно-познавательного туризма;
  •  создание условий для привлечения в отрасль культуры и туризма высококвалифицированных кадров, в том числе молодых специалистов;
  •  создание необходимых условий для активации инвестиционной и инновационной деятельности в сфере культуры и туризма. Работа Международной биржи контактов, которая организована при администрации Ростовской области с 2010 г., свидетельствует о эффективности выбранной формы привлечения инвестиций в сферу культуры и туризма;
  •  рост внедрения инновационных, информационных технологий в сферу культуры и туризма;
  •  формирование необходимой нормативной базы для развития культурно-познавательного туризма.
    1.  Среди организационных, экономических мероприятий, нацеленных на развитие культурно-познавательного туризма, предусматриваются:
  •  льготное налогообложение организаций в отношении объектов, признаваемыми памятниками истории и культуры Федерального значения;
  •  таможенные льготы, предусмотренные соглашением об учреждении культурных центров;
  •  создание фондов развития культуры;
  •  развитие государственно-частного партнерства в сфере культуры и туризма;
  •  разработка и реализация мер по льготному налогообложению предприятий малого и среднего бизнеса в туриндустрии;
  •  освобождение резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа от таможенных пошлин на материалы и оборудование;
  •  ратификация Конвенции ЮНВТО по защите туристов и поставщиков туристских услуг;
  •  определение порядка приватизации продажи объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности при условии предварительного проведения работ по их сохранению; введение единой системы классификации гостиниц и других средств размещения туристов на территории РФ;
  •  создание центров сертификации работников туриндустрии;
  •  сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия народов РФ;
  •  организация и проведение мероприятий, посвящённых значимым событиям российской культуры и развитию культурно-познавательного туризма. В Ростовской области в сфере культурно-познавательного туризма международный уровень обозначен для фестивалей: Шолоховская весна (ст. Вёшенская), «Донская Лоза», «Серебряная подкова Дона», фестиваль «Мир без границ».
    1.  Опыт развития туристской индустрии Краснодарского края (ЮФО) в том числе и культурно-познавательного туризма свидетельствуют о том, что развитие регионов связано с внедрением эффективных современных экономических моделей.
      1.  Разрабатываются и проходят апробацию на территории ЮФО экономические модели кластерного типа для создания и управления туристских дестинаций. Их управление предполагает межтерриториальную интеграцию.
      2.  Развитие культурно-познавательного туризма на территории ЮФО способствует созданию культурных центров наследия многонациональных народов, населявших Юг России. История казачества привлекает туристов со всего мира.
      3.  Межсезонность культурно-познавательного туризма и огромный потенциал для развития этого вида туриндустрии предусматривает значительное финансовое обеспечение в рамках государственных программ. Планируемый объем бюджетных ассигноваций федерального бюджета на реализацию программы «Развития культуры и туризма 2013 – 2020 гг.» раздел «Туризм» составляет 865 206,0 тыс. руб., в том числе «Развитие внутреннего туризма» составляет 786 158,6 тыс. руб. (проект программы).
      4.  В Краснодарском крае для создания автотуристического кластера «Лермонтово» запланировано использование только внебюджетных средств, что свидетельствует о том, что в крае эффективно работает инвестиционная политика для развития туриндустрии.
      5.  В Ростовской области развитие культурно-познавательного туризма нацелено на создание новых форм новых турпродуктов, прежде всего для молодежи. В Белокалитвенском районе создан и уже принял статус международного центра Духовно-патриотический комплекс «Слово о полку Игореве». Уникальный культурно-патриотический центр создан силами молодежи Ростовской области и с каждым годом увеличивает поток туристов – молодежи – из всех стран мира.
      6.  Из областного бюджета РО (Областная долгосрочная программа развития туризма в Ростовской области на период 2011 – 2016 гг.) предусматривается финансирование создания «Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника», развитие археологического заповедника «Танаис», реставрация дворца «Старочеркасский историко-архитектурный музей» с использованием новых музейных технологий.
      7.  В целом при создании необходимых организационно-экономических условий для развития культурно-познавательного туризма в России можно достичь следующих результатов:
  •  увеличить число прибывающих туристов в РФ с целью культурно-познавательного туризма в 20 раз;
  •  повысить качество туристских услуг и туристской инфраструктуры до международного уровня;
  •  увеличить объем поступлений в бюджет России и регионов от развития туриндустрии в сфере культурно-познавательного туризма;
  •  создать новые рабочие места, прежде всего для молодёжи.
    1.  Учитывая то, что культурно-познавательный туризм занимает более 60% от всех туристских услуг, развитие этого вида туризма на современном уровне особенно актуально.


Литература

  1.  Биржаков М.Б. Специальные виды туризма [Текст]: курс лекций / М.Б. Биржаков. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. — 70 с.
  2.  Изотова М.А., Матюшина Ю.А. Инновации в соцкультурном сервисе и туризме.[текст]: [электронный ресурс]http://lib.rus.ec/read
  3.  Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1.[текст]– СПб. Универсальная книга; ООО «Алетейя», 1998. – 447 с.
  4.  Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения [текст]: учебное пособие/Н.Ф. Максютин – Казань. Медицина. 1995 – 137 с.
  5.  Митрофанова Е.С. совершенствование механизма государственной власти и частного бизнеса в регулировании туристской политики. Вестник НАТ, №4, 2010г, - с. 14-16.
  6.  Научно-исследовательская работа  Института стратегических исследований
  7.  Оценка рекреационно-туристской привлекательности территории «Практический маркетинг» - № 10, 2000г. с. 23-27.
  8.  Программа “Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на период 2011-2017 гг.”
  9.  Сайт Федеральной службы государственной статистики [текст]: [электронный ресурс] www.gks.ru
  10.  Сапожникова Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран. [текст]: учебное пособия для студентов высших учебных заведений 4-е издание. – М.: Изд. Центр «Академия» 2007 – 240с.
  11.  Седова Н.А. культурно-просветительский туризм [текст]:учебное пособие /Н.А. Седова. – М: Советский спорт. 2004 – 96 с.
  12.  Список всемирного и культурного наследия по состоянию на 01.01.2011 г.
  13.  Тарасова О.Ю. туризм как средство устойчивого развития российских регионов, лишенных ресурсной сырьевой базы. Вестник ТГУ - №2 – 2009г. с. 401-407.
  14.  Форум для лидеров бизнеса в секторе туризма и путешествий [электронный ресурс]: www.wttc.org
  15.  Хмылёв В.Л. Современные международные отношения. Учебное пособие. Г.Томск.Издательство ТПУ – 209 с.
  16.  Центральный сайт Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры [электронный ресурс]: www.voopic.ru
  17.  Черненко В.А. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном округе РФ. Монография. 2012 - 178 с.
  18.  Черненко В.А., Аранова Л.А. рынок туристских услуг в условиях интеграции России в мировое хозяйство, СПб: СПбГУСЭ, 2007г., с. 20-26.
  19.  World Tourism Organization Network [электронный ресурс]: www.media.unwto.org

Приложение 1.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р;

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЭ;

Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Ростуризма от 06.05.2008 г. № 51;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537);

Концепция развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года (утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 807);

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 г. № 132-р);

Концепция сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры (одобрена Решением Совета глав правительств СНГ от 19.05.2011 г.);

Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 г. № 1540-р);

Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г. № 1757-р);

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 г. № 1538-р);

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 г. № 2074-р);

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 г. № 1485-р);

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 165-р);

Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 г. № 1120-р);

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 г. № 2094-р).

1 Сапожникова Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран. С. 2.

2 Седова Н.А. культурно-просветительский туризм. С.96

3 Хмылёв В.Л. Современные международные отношения. Учебное пособие. С.18.

4 Электронный ресурс: www.wttc.org

5 Электронный ресурс: www.media.unwto.org

6 Электронный ресурс www.media.unwto.org/ru/press-release/2013-01-29/v-2013-godu-prodolzhitsya-aktivnyi-rost-mezhdunarodnogo-turizma

7 Электронный ресурс www.media.unwto.org/ru/press-release/2013-01-29/v-2013-godu-prodolzhitsya-aktivnyi-rost-mezhdunarodnogo-turizma

8  Электронный ресурс: www.gks.ru/doc_2007/es&ru2007.pdf

9 Седова Н.А. культурно-просветительский туризм. С.5

10 Максютин Н.Ф. культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определении. С.7

11 Черненко В.А. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном округе РФ. Монография. С. 27

12Изотова М.А., Матюшина Ю.А. Инновации в соцкультурном сервисе и туризме.[текст]: [электронный ресурс]http://lib.rus.ec/read

13 19 Программа “Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на период 2011-2017 гг.”

14 Культурология. XX век. Энциклопедия.

15 Черненко В.А. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном округе РФ. Монография. С.38.

16 Cапожникова Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран. C. 28

17 Культурология. XX век. Энциклопедия.

18 Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в России. С.17

19 Черненко В.А. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном округе РФ. Монография. С.6.

20 Электронный ресурс www.voopic.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35284. Використання віртуальних і покажчиків для роботи з обєктами класів 60.5 KB
  Відповідно до індивідуального завдання на базі лабораторної роботи №22 розробити алгоритм роботи з обєктами базових і похідних класів з використанням покажчиків на базові і похідні класи. 3.При необхідності довести ієрархію класів до 3-4-х рівнів.
35285. Тема. Побудова багаточлена Лагранжа. 43 KB
  Побудова багаточлена Лагранжа. Навчитися будувати багаточлен Лагранжа скласти програму. Індивідуальне завдання Знайти наближене значення функції при даному значенні аргументу за допомогою інтерполяційного багаточлена Лагранжа. Що називають вузлами інтерполяції і як вони Яка ідея методу інтерполяції за допомогою багаточлена Лагранжа.
35286. Анализ медико-демографических показателей и оценка оказания медицинской помощи населению Тарусского Н-ской области за 2009 год 359 KB
  Население Тарусского района Н-ской области в данном году 87500, в том числе женщин в возрасте 15-49 лет – 25300. В райцентре в городе Таруссе проживает 36500. Остальное население в районе – сельское.
35287. Тема. Формули Н’ютона через кінцеві різниці Мета. 65.5 KB
  Формули Н’ютона через кінцеві різниці Мета. Навчитися обчислити значення функції при даному значенні аргумента використовуючи формули Н’ютона через кінцеві різниці. Індивідуальна робота x y 0115 865729 0120 829329 0125 795829 0130 764893 0135 736235 0140 709613 0145 684815 0150 661659 0155 639986 0160 619658 0165 600551 0170 582558 0175 565583 0180 549543 № варіанта х1 х2 16 01168 01745 Контрольні питання: Дати визначення кінцевої різниці 1го кго порядку Поставте задачу інтерполяції функції Запишіть...
35288. Организационно-экономическая характеристика организации 720 KB
  Основная цель анализа – выявление и оценка тенденций развития финансовых процессов на предприятии. Менеджеру эта информация необходима для разработки адекватных управленческих решений по снижению риска и повышению доходности финансово-экономической
35289. Собственные мышцы гортани, их иннервация, значение для голосообразования 15.25 KB
  Грудинощитовидная начинается от задней поверхности рукоятки гортани, присоединяется к передней поверхности щитовидного хряща. (Опускает гортань вниз)...
35292. Тема: Керування процесом завантаження ОС. 165 KB
  Мета: Навчитися створювати завантажувальну дискету різними способами; навчитися використовувати її у разі аварійної ситуації в роботі ПК. Контекстное меню Свойства – Сервис – Выполнить проверку Використовуючи можливості Windows створіть системну дискету для аварійного завантаження ПК у разі неполадок в її роботі. Вставить дискету и пере загрузить компьютер Прогляньте її вміст. Які файли при цьому копіюються на дискету Створіть завантажувальну системну дискету командою formt з командного рядка MS – DOS.